ГОСТ 31507-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автотранспортные средства
УПРАВЛЯЕМОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ
Технические требования
Методы испытаний
Road vehicles. Handling and stability. Technical requirements. Test methods
МКС 43.060.01
Дата введения 2013-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2008* "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены".
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 41-2012 от 24 мая 2012 г.)
За принятие стандарта голосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Армгосстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Ростехрегулирование |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 ноября 2012 г. N 1258-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31507-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 сентября 2013 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 52302-2004
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных (государственных) стандартов, издаваемых в этих государствах.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе (каталоге) "Межгосударственные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Межгосударственные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N и О в соответствии с [1]*, кроме АТС:
- имеющих максимальную скорость менее 40 км/ч;
- прицепов-тяжеловозов и полуприцепов-тяжеловозов;
- не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 17697-72 Автомобили. Качение колеса. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17697 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.4 стабилизация рулевого управления: Свойство рулевого управления, заключающееся в самостоятельном возвращении выведенных из нейтрального положения управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение, соответствующее прямолинейному движению АТС, после снятия усилия с рулевого колеса.
3.6 прицеп (полуприцеп)-тяжеловоз: АТС категории О, предназначенное для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных тяжеловесных, грузов массой 20 т и более.
3.7 специализированные автотранспортные средства: АТС, предназначенные для перевозки грузов одного типа.
3.8 габаритный радиус автомобиля: Радиус окружности, которую описывает на горизонтальной опорной поверхности наиболее удаленная от центра поворота точка автомобиля во время его движения по окружности. Проекции выступающих частей кузова типа зеркал заднего вида при измерении габаритного радиуса не учитывают.
3.9 база автомобиля (прицепа): Расстояние между вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось передних колес, и вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через ось задних колес.
3.10 автотранспортные средства повышенной проходимости: АТС категории G по [1].
3.11 тип автотранспортного средства в отношении управляемости и устойчивости: АТС одной марки, модели и изготовителя, не имеющие существенного различия в отношении следующих характеристик:
а) категории;
б) колесной формулы;
в) типа привода;
г) массы и ее распределения по осям, высоте центра тяжести;
д) габаритных размеров;
е) базы;
ж) колеи;
з) электронных систем контроля устойчивости АТС;
и) рулевого управления:
1) конструкции элементов рулевого привода и геометрии их установки;
2) рулевого механизма и его передаточного отношения;
3) усилителя и (или) демпфера;
4) автоматических систем, влияющих на рулевое управление;
к) подвески и ее геометрии:
1) направляющих, демпфирующих и упругих элементов, стабилизаторов;
2) начальной регулировки параметров подвески;
3) автоматических систем изменения параметров подвески;
л) шин:
1) размера;
2) конструкции шин;
3) категории скорости и индекса грузоподъемности;
4) области применения (летние, зимние, всесезонные, универсальные, повышенной проходимости, спортивные, запасные временного использования, специальные).
4 Технические требования
4.1 Усилие на рулевом колесе
Усилие на рулевом колесе автомобиля не должно превышать значений, указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Предельные величины усилий на рулевом колесе
|
|
|
|
|
Категория АТС | Усилие на рулевом колесе, , не более | |||
| Неподвижный автомобиль | Движущийся автомобиль | ||
| без рулевого усилителя | с рулевым усилителем | с исправным рулевым управлением | при отказе усилителя |
200 | 60 | 150 | 300 | |
250 |
|
|
| |
350 | 250 | 200 | 450 | |
300 | 180 |
| 300 | |
350 |
| 250 | 400 | |
| 250 | 200 | 450* | |
* Для грузовых автомобилей с двумя или большим числом мостов (осей) с управляемыми колесами допускается 500
|
4.2 Стабилизация рулевого управления
4.2.1 Требования распространяются на АТС категорий М и N.
4.2.2 Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.
4.2.3 Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону нейтрального положения.
4.2.4 Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального положения в течение 6 с после его освобождения, не должно превышать 30% величины угла поворота рулевого колеса, соответствующего движению АТС по окружности радиусом 50 м.
4.2.5 Процесс возврата рулевого колеса через нейтральное положение не должен быть колебательным. Допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение в любом из заездов.
4.3 Поперечная статическая устойчивость при испытаниях "опрокидывание на стенде"
4.3.2 Показателями поперечной статической устойчивости против опрокидывания АТС являются:
Величину колеи колес полуприцепа вычисляют как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.
4.3.4 Высоту центра масс вычисляют по формуле
График зависимостей (3) и (4) для АТС различных категорий приведен на рисунке 2.
(5)
Критерием соответствия нормативным требованиям данного стандарта является условие
График зависимостей (5) и (6) представлен на рисунке 3.
4.4 Устойчивость при испытаниях "рывок руля"
4.4.1 Требования распространяются на АТС (за исключением троллейбусов) категорий М и N.
4.4.2 Курсовую устойчивость оценивают характеристиками поворачиваемости и чувствительности к управлению автомобиля, забросом угловой скорости и временем 90%-ной реакции по угловой скорости.
|
|
|
|
Боковое ускорение, м/с | Радиус траектории, м (для справок) | Угол поворота рулевого колеса, …° | |
|
| минимальный | максимальный |
1 | 500 | ||
2 | 250 | ||
4 | 125 | ||
- база автомобиля, м; - среднее передаточное число рулевого управления. |
|
|
|
|
Боковое ускорение, м/с | Радиус траектории, м (для справок) | Угол поворота рулевого колеса, …° | |
|
| минимальный | максимальный |
1 | 280 | ||
2 | 140 | ||
- база автомобиля, м; - передаточное число рулевого управления.
|
4.4.6 Заброс угловой скорости автомобиля вычисляют по формуле
Таблица 4 - Предельные величины заброса угловой скорости автомобилей
|
|
|
Категория АТС | Значение заброса угловой скорости, %, не более, при установившемся боковом ускорении , м/с | |
| 2 | 4 |
, , | 30 | 80 |
, , | 10 | - |
4.5 Управляемость и устойчивость при испытаниях "поворот" и "переставка"
4.5.1 Требования распространяются на АТС категорий М, N и О (категории О - в составе автопоезда).
4.5.5 При выполнении маневра "поворот" не должны возникать незатухающие курсовые колебания у АТС всех категорий.
4.6 Управляемость при испытаниях "прямая"
|
|
Категория АТС | Значения средних угловых скоростей , °/с, не более |
, | 7 |
10 | |
, , | 14 |
4.7 Управляемость и устойчивость АТС при испытаниях "пробег" в эксплуатационных режимах движения
4.7.2 Требования распространяются на АТС всех категорий (категории О - в составе автопоезда).
4.7.3 Управляемость и устойчивость АТС в эксплуатационных режимах движения оценивают эксперты-испытатели в баллах по пятибалльной шкале (приложение Б). Оценки показателей должны быть не ниже рекомендованных значений.
4.7.4 При оценке любого из показателей ниже 3,5 балла испытания повторяют еще двое испытателей.
4.7.5 Если в результате испытаний оценки отдельных показателей оказались ниже значений, приведенных в приложении Б, АТС может быть допущено к эксплуатации на дорогах общего пользования при условии ограничения эксплуатационной скорости, обеспечивающей требуемый уровень оценок показателей. Это ограничение указывают в протоколе испытаний.
4.8 В случае оборудования АТС электронной системой контроля устойчивости, имеющей функцию отключения, испытания по 4.5 проводят с включенной и выключенной системами.
5 Методы испытаний
5.1 Требования к испытательному оборудованию и погрешности измерений
5.1.1 Погрешности показаний измерительной системы не должны превышать значений, указанных в таблице 6, для соответствующих диапазонов измерений.
Таблица 6 - Допустимые значения погрешности измерений
|
|
|
|
|
Измеряемый параметр | Диапазон измерений | Погрешность, не более | Вид испытаний | |
Угол поворота рулевого колеса, ° | ±1080 | ±2 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3) | |
| ±270 | ±1 | Испытания "стабилизация" (5.4), "рывок руля" (5.6), "поворот" и "переставка" (5.7) | |
| ±30 | ±0,5 | Испытания "прямая" (5.8) | |
Усилие на рулевом колесе, даН | без усилителя
| ±70 | ±1 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3) |
| с усилителем | ±30 | ±0,5 |
|
Скорость АТС, км/ч | от 10 до 150 | ±0,5 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3).
Испытания "стабилизация" (5.4), "рывок руля" (5.6), "поворот" и "переставка" (5.7), "прямая" (5.8) | |
Угловая скорость АТС, °/с | ±60 | ±0,5 | Испытания "рывок руля" (5.6) | |
Боковое ускорение, м/с | ±10 | ±0,15 |
| |
Угол крена АТС, ° | ±15 | ±0,25 | Испытания "опрокидывание на стенде" (5.5) | |
Угол наклона платформы стенда-опрокидывателя, ° | ±70 | ±0,25 |
| |
Линейные размеры, мм | до 500 | ±3 | Испытания "опрокидывание на стенде" (5.5), "поворот" и "переставка" (5.7), "прямая" (5.8) | |
| св. 500 до 5000 | ±5 |
| |
| св. 5000 | ±10 | Испытания "поворот" и "переставка" (5.7) | |
Время, с | - | ±0,1 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3)
Испытания "стабилизация" (5.4), "рывок руля" (5.6), "прямая" (5.8) | |
Температура, °С | - | ±1 | - |
5.1.2 Датчики для измерения различных параметров должны быть установлены в соответствии с инструкциями их использования и обеспечивать требуемую точность измерений.
5.1.3 Страховочные приспособления, предотвращающие опрокидывание АТС при испытаниях, должны быть оснащены элементами, защищающими от повреждений внешние панели и детали АТС.
5.1.4 Для определения поперечной статической устойчивости АТС используют стенд (стенд-опрокидыватель), имеющий платформу, размеры которой позволяют разместить автомобиль, прицеп или седельный автопоезд.
Опорная поверхность платформы стенда должна поворачиваться вокруг оси, параллельной продольной оси АТС, на угол не менее 60° относительно горизонтальной плоскости. Платформа должна быть оснащена страховочными приспособлениями в виде цепей или тросов и упорами, которые должны предотвращать скольжение шин АТС в поперечном направлении.
5.1.5 АТС при дорожных испытаниях не должны сбивать вертикальные элементы разметок полос движения.
5.2 Условия проведения испытаний
5.2.1 Испытания проводят при соблюдении правил техники безопасности, приведенных в приложении В.
5.2.2 Техническое состояние АТС, их агрегатов и узлов должно соответствовать техническим условиям или другой технической документации предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.
Седельные тягачи испытывают в составе автопоезда, при этом прицепной состав испытывают со штатными тягачами.
Допускается проведение испытаний прицепов на статическую устойчивость без тягача.
5.2.3 При проведении испытаний должны соблюдаться требования руководства по эксплуатации.
5.2.4 Износ шин АТС перед испытаниями должен быть равномерным и не должен превышать 40% полной высоты протектора.
5.2.5 Перед испытаниями предприятие-изготовитель или заказчик испытаний должны представить техническое описание типа транспортного средства в отношении управляемости и устойчивости в соответствии с приложением Г.
5.2.6 Перед испытаниями АТС нагружают до полной массы, заявленной предприятием-изготовителем.
Масса балласта, имитирующего людей, должна соответствовать следующим значениям:
- водитель и единица обслуживающего персонала в грузовом автомобиле и автобусе - (75±1) кг;
- водитель легкового автомобиля, пассажир легкового автомобиля и автобуса - (68±1) кг.
Масса балласта, имитирующего людей, для АТС, разработанных по заказу Минобороны России, должна соответствовать значениям, указанным в нормативной документации.
В качестве балласта, имитирующего людей, рекомендуется применять объемные манекены.
Специализированные АТС испытывают при высоте центра массы балласта, исходя из плотности груза, для перевозки которого предназначено данное специализированное АТС, подтвержденной документацией предприятия-изготовителя.
В качестве балласта для цистерн допускается использовать воду.
5.2.7 Участок дороги, на котором проводят испытания, должен быть горизонтальным, сухим, ровным, чистым, с асфальтобетонным покрытием.
Под сухим покрытием понимают асфальтобетонное покрытие с коэффициентом сцепления 0,75±0,05.
Дороги, на которых проводят испытания "пробег", должны быть как с сухим, так и с мокрым покрытием.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.