Свод правил СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства (с Изменениями N 1, 2).
СП 288.1325800.2016
СВОД ПРАВИЛ
ДОРОГИ ЛЕСНЫЕ
Правила проектирования и строительства
Forest roads. Rules of design and construction
ОКС 93.080
Дата введения 2017-06-17
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 952/пр и введен в действие с 17 июня 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 4 февраля 2019 г. N 83/пр c 05.08.2019; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 7 декабря 2021 г. N 903/пр c 08.01.2022
Введение
Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ "Лесной кодекс Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р "Об утверждении Перечня объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов".
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - академик PAT В.А.Сидяков, д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов, Ю.И.Норштейн, И.П.Потапов, А.Е.Данченко, А.С.Букреева) при участии ОАО "ЦНИИМЭ" (д-р техн. наук Н.C.Еремеев, канд. техн. наук Ю.А.Котельников).
Изменение N 1 к СП 288.1325800.2016 разработано авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов, И.П.Потапов, П.А.Костюкевич, А.В.Багинов, А.С.Букреева.).
Изменение N 2 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (канд. техн. наук Н.Г.Келасьев), ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (д-р техн. наук Л.А.Андреева, канд. техн. наук А.Г.Колчанов)", ОО "Российская академия транспорта (И.П.Потапов).
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и содержание автомобильных лесных дорог на территории лесного фонда Российской Федерации, являющихся дорогами необщего пользования и предназначенных для движения специализированных категорий транспортных средств.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-химических испытаний
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования
ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 32959-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Габариты приближения
ГОСТ 33068-2014 (EN 13252:2005) Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования
ГОСТ 33148-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Технические требования
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 53225-2008 Материалы геотекстильные. Термины и определения
СП 8.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности
СП 18.13330.2019 "СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий" (с изменением N 1)
СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4, N 5)
СП 34.13330.2021 "СНИП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции" (с изменениями N 1, N 2)
СП 119.13330.2017 СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 Тепловые сети" (с изменением N 1)
СП 129.13330.2019 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
СП 461.1325800.2019 Биопереходы на объектах транспортной инфраструктуры. Правила проектирования
СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 34.13330, ГОСТ 33178, а также следующие термины с соответствующим определением:
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1 биопереход: Искусственное сооружение, обеспечивающее безопасное пересечение животными объектов транспортной инфраструктуры.
3.2 пересеченная местность: Рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не свыше 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.
3.3 нижний лесопромышленный склад: Лесопромышленный склад, расположенный в пункте примыкания лесовозной дороги к путям общего пользования.
3.4 лесопромышленный склад: Лесопогрузочный пункт, оборудованный техническими средствами для первичной обработки древесного сырья, хранения, погрузки или пуска в сплав хлыстов и сортиментов, а также для переработки древесных отходов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4 Классификация и категории лесных дорог
4.1 Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги.
Лесовозные лесные дороги предназначены для вывозки заготовленной древесины с мест заготовки, перевозки лесозаготовительной техники, технических грузов и доставки персонала к местам работы и обратно, а также для лесохозяйственных целей (охраны, защиты и воспроизводства лесов). Лесовозные лесные дороги строят в эксплуатирующихся лесах.
4.2 По срокам действия выделяют лесовозные лесные дороги постоянного действия и временные.
4.3 Лесовозные лесные дороги постоянного действия являются объектами капитального строительства и подразделяются на грузосборочные (лесовозные магистрали), лесовозные ветки - ответвления от лесовозной магистрали и лесовозные усы - ответвления от лесовозных веток.
4.4 Временные лесные дороги не являются объектами капитального строительства и создаются без разработки проекта, соответствующего требованиям настоящего свода правил и правил заготовки древесины. Временные лесные дороги подразделяются на лесные дороги летнего действия и зимнего (зимники).
4.5 Лесохозяйственные лесные дороги предназначены для доставки людей, лесохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам, а также для патрулирования лесных массивов. Лесохозяйственные лесные дороги строят в защитных и резервных лесах и не используют для вывозки древесины.
Категории лесных дорог приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 - Классификация лесных дорог
Функциональное назначение | Грузооборот, млн т нетто/год | Категория |
Лесная дорога, связывающая лесосырьевую базу с нижним лесопромышленным складом предприятия, пунктом потребления древесины или дорогой общего пользования, пересекает лесной массив и объединяет все лесные дороги в единую сеть | От 0,35 и выше | |
Лесная дорога, связывающая лесосырьевую базу с нижним лесопромышленным складом, пунктом потребления древесины или дорогой общего пользования, пересекает лесной массив и объединяет все лесовозные дороги | От 0,14 до 0,35 | |
Лесная дорога, примыкающая к лесным дорогам категории или | Менее 0,14 | |
Лесные дороги, предназначенные:
- для доставки сельскохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам;
- осуществления рекреационной деятельности;
- вывозки лесохимического сырья;
- подъезда к лесопитомникам;
- подъезда к кордонам и егерским участкам, а также для патрулирования лесных массивов, временных дорог (сезонного действия). | Без определенного грузооборота | |
Примечание - Интенсивность движения зависит от типа применяемого автомобиля и грузооборота. |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.6 (Исключен, Изм. N 2).
5 Основные указания по проектированию лесных дорог
5.1 Общие рекомендации по транспортному освоению лесного участка
5.1.1 Транспортная схема лесных дорог должна обеспечивать транспортную доступность лесов в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного освоения лесов на лесном участке и их использования в соответствии с разрешенными видами использования.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.2 Транспортную схему разрабатывают с учетом ведомости лесотаксационных выделов, в которых допускаются заготовка древесины и другие виды пользования, сроков примыкания лесосек, а также с учетом территориального размещения проектируемых объектов лесной, деревообрабатывающей инфраструктуры, выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и других мероприятий].
Разработку транспортной схемы рекомендуется осуществлять одновременно с разработкой Проекта освоения лесов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.3 В целях использования благоприятных зимних условий для снижения затрат на строительство дорог и вывозку древесины следует предусматривать сезонное районирование транспортного освоения лесного участка.
В зону зимней вывозки следует выделять лесные участки, относящиеся к типу местности III (см. приложение Б), по характеру и степени увлажнения с неустойчивыми и заболоченными грунтами, а также с разбросанными, слабо концентрированными запасами и наиболее удаленные участки лесного массива, требующие для освоения большого протяжения дорог. При выборе направления трассы зимних дорог следует отдавать предпочтение местности со спокойным рельефом и небольшими руководящими подъемами и спусками.
Выделение лесных участков для зимней и летней вывозки рекомендуется выполнять обработкой картографических материалов с использованием ГИС-технологий и кластерного анализа.
5.1.4 При разработке транспортной схемы освоения лесного участка должно быть уделено особое внимание уменьшению отрицательного влияния дорожной сети на окружающую среду, защите водоемов от загрязнения и оттока поверхностных или подземных вод. Не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс лесных дорог.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.5 Густота транспортной сети (плотность дорог) для вывозки древесины должна быть оптимизирована. За критерий оптимизации принимают минимум приведенных затрат на трелевку, строительство и содержание усов, веток и магистралей летнего и зимнего действия и транспортных затрат на вывозку древесины.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.1.6 Размещение лесных дорог для вывозки древесины на лесном участке осуществляется с учетом требований правил заготовки древесины по размерам лесосеки, отводимой для освоения, срокам примыкания и способам примыкания лесосек, которые сводятся к следующему:
- площадь лесосек, на которых осуществляются сплошные заготовки спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, не должна превышать 50 га при ширине лесосек не более 500 м [3];
- размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых на заготовку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока, по истечении которого проводят заготовку на непосредственно примыкающей лесосеке [3].
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог
5.2.1 Планирование размещения лесохозяйственных лесных дорог направлено на решение следующих задач:
- определение в документации по планированию территории размещения лесных дорог, назначения лесных дорог на основе совокупности социальных, экономических, экологических, природоохранных, природно-климатических, инженерно-технических, организационных, правовых и иных факторов в целях обеспечения устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их биоресурсного потенциала, сохранения и воспроизводства, обеспечения пожарной и лесопатологической безопасности, устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также обеспечения интересов граждан и их объединений;
- подготовка документации по планировке территории лесничеств и лесопарков;
- экономическое обоснование эффективности инвестиций в объекты лесной транспортной инфраструктуры для определения размера субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство лесных дорог [4].
5.2.2 Документацию по планированию размещения лесных дорог на территории земель лесного фонда разрабатывают в соответствии с требованиями [4]-[6], СП 18.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
5.2.3 Документация по планированию территории может включать в себя планы размещения лесных дорог, предназначенных для выполнения следующих функций:
- охрана, защита и воспроизводство лесов;
- транспортирование древесины или иной продукции, полученной в результате осуществления лесохозяйственных мероприятий, установленных [4];
- доставка персонала, специальной техники и материалов к местам работы в лесу.
5.2.4 Планы размещения сети лесных дорог разрабатывают на перспективу не менее 10 лет.
5.2.5 План размещения лесных дорог составляют для субъекта Российской Федерации. В зависимости от уровня развития лесной дорожной инфраструктуры (лесные дороги и дороги общего пользования в границах лесничеств и лесопарков) допускается составление плана размещения сети лесных дорог только на отдельные лесные участки.
5.2.6 Основные этапы планирования размещения лесных дорог включают в себя:
- экономические изыскания;
- инженерные изыскания;
- камеральное трассирование вариантов прокладки трассы по топографическим картам;
- подготовку проекта схемы размещения лесных дорог;
- оценку экономической эффективности инвестиций в строительство лесных дорог;
- утверждение плана размещения лесных дорог.
5.2.7 Экономические изыскания предшествуют подготовке плана размещения лесных дорог вне зависимости от их технической категории.
5.2.8 В плане размещения лесных дорог:
- определяют потребность в мощности сети, размеры и очередность капитальных вложений в строительство и реконструкцию дорог с учетом наиболее рационального обеспечения транспортных связей и исходя из перспектив развития производительных сил;
- обосновывают технико-экономические рекомендации по строительству отдельных дорог (обосновывающие материалы), необходимые материальные ресурсы;
- рассчитывают экономическую эффективность затрат как в целом по сети, так и по отдельным объектам.
5.2.9 Перечень и границы лесных участков, обслуживаемых лесной дорогой, устанавливают в зависимости от конфигурации лесных массивов, территориального размещения объектов, обеспечивающих охрану, защиту и воспроизводство лесов, рельефных, гидрогеологических условий местности, наличия существующих путей транспорта на основе технико-экономического анализа перспективных направлений грузопотоков, обеспечивающих в полной мере выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.10 При экономических изысканиях проводят сбор и анализ следующей информации:
- характеристика особенностей природных условий района изысканий;
- местоположение и объемы грузообразующих и грузопотребляющих пунктов;
- местоположение, состав, протяжение и качественное состояние существующих путей транспорта;
- перспектива развития сети дорог общего пользования;
- характеристика уровня работы лесохозяйственного транспорта;
- состояние строительства и содержание лесной дорожной инфрастуктуры;
- обеспеченность района местными дорожно-строительными материалами;
- существующие и перспективные направления потоков грузов лесохозяйственных предприятий;
- предпочтительные направления развития лесохозяйственных путей транспорта в перспективе;
- другие данные, позволяющие определить технические показатели и эффективность инвестиций в создание лесных дорог, по [8].
5.2.11 Сбор экономических показателей проводят, как правило, за отчетный год и на перспективные расчетные сроки с разбивкой на промежуточные сроки, определяемые конечными годами периодов перспективного планирования. За отчетный принимают год, предшествующий году проведения экономических изысканий.
5.2.12 Инженерные изыскания проводят камерально в соответствии с [9] и иными нормативными правовыми актами.
5.2.13 При необходимости инженерно-геодезические изыскания допускается проводить на местности. В состав полевых работ входят визуальные обследования:
- устроенных лесных дорог (при отсутствии материалов об их инвентаризации или паспортизации), а также той части дорог общего пользования, которые совпадают с основными перспективными грузопотоками, для выявления их качественного состояния и возможности использования для нужд лесного хозяйства (в части охраны, защиты и воспроизводства лесов), определение объемов реконструкции;
- отдельных грунтовых проездов, расположенных в основном в благоприятных рельефных и гидрогеологических условиях, которые в зависимости от расчетных объемов перевозок назначены к переустройству (реконструкции, техническому перевооружению, усилению дорожных одежд или сооружений и т.д.) с изменением класса дороги;
- особо сложных участков наиболее важных магистральных направлений, определяющих принципиальное направление развития дорожной сети в целом в перспективе, когда это невозможно установить по топографическим картам, материалам лесоустройства, геологическим и другим данным.
5.2.14 При размещении лесных дорог учитывают особенности ведения лесного хозяйства, продолжительность цикла лесохозяйственного производства, рассредоточенность лесохозяйственных работ по территории лесных участков, необходимость многократного возвращения в одни и те же участки леса в течение длительного периода, а также проведение ряда работ в определенные агротехнические сроки.
5.2.15 Направление лесных дорог допускается совмещать с направлениями квартальных просек, существующих дорог и противопожарных разрывов с учетом рельефных и гидрологических условий лесного участка.
При размещении сети лесных дорог могут быть и другие решения, с учетом местных условий и экономической целесообразности.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.16 В горных районах сеть лесных дорог следует размещать так, чтобы большая часть ее протяжения обеспечивала выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов по кратчайшему направлению по склону.
При соответствующем технико-экономическом обосновании прокладку дорог в горных условиях допускается осуществлять по водоразделам и через перевалы.
5.2.17 Густоту дорожной сети следует обосновывать в каждом конкретном случае отдельно с учетом принятой технологии доставки грузов от дороги в лес или обратно, объема перевозок, типа подвижного состава и других факторов.
5.2.18 При планировании размещения лесных дорог необходимо предусматривать их увязку с другими объектами лесной инфраструктуры и дорогами общего пользования.
5.2.19 Для планирования размещения лесных дорог для противопожарных целей следует учитывать сеть всех существующих автомобильных дорог, а также естественные грунтовые проезды в лесу, если размеры и состояние последних гарантируют проезд современных транспортных средств пожаротушения в пожароопасные периоды года согласно [10].
Если существующая сеть дорог и грунтовых естественных проездов не обеспечивает доставку сил и средств пожаротушения к участкам леса с высоким риском возникновения лесных пожаров в сроки, установленные действующими нормами, то на основе экономических расчетов могут быть приняты следующие решения:
- улучшение качества существующих дорог путем их ремонта или реконструкции;
- увеличение плотности сети лесных дорог за счет дополнительного строительства лесных дорог.
Новые лесные дороги для выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров следует прокладывать по направлениям лесных дорог, намеченных к строительству в перспективе [10].
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2.21 При определении объемов грузооборота необходимо исходить из следующих основных требований:
- перевозки грузов должны наиболее рационально распределяться между отдельными видами транспорта с учетом, в первую очередь, требований по охране, защите и воспроизводству лесов в установленные нормативами сроки;
- перевозки персонала и грузов следует выполнять с полным удовлетворением потребностей в передвижении;
- затраты на перевозку грузов и персонала должны быть оптимальными.
5.2.22 Грузооборот лесных дорог рассчитывают с учетом существующих потребностей по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов согласно [11].
5.2.23 Целесообразность и очередность строительства лесных дорог устанавливает субъект Российской Федерации, исходя из экономического эффекта, достигаемого после строительства лесной дороги за счет транспортирования грузов, уменьшения себестоимости перевозок и ликвидации других потерь производства и прочих негативных последствий, вызванных отсутствием надлежащей дорожной сети [8].
5.2.24 План размещения лесных дорог может содержать положение о планировании размещения лесных дорог, пояснительную записку и соответствующие карты-схемы.
5.2.25 Положение о планировании размещения лесных дорог, содержащееся в плане размещения лесных дорог, включает в себя:
- цели и задачи планирования размещения лесных дорог;
- перечень этапов по планированию размещения лесных дорог с указанием сроков и последовательности выполнения этапов;
- порядок разработки, согласования и утверждения плана размещения лесных дорог.
5.2.26 Пояснительная записка к плану размещения лесных дорог содержит:
- общие данные (обоснование для разработки схемы, исходные материалы, основные нормативные документы);
- природные особенности субъекта Российской Федерации (климат, рельеф, геология, гидрография, наличие местных строительных материалов);
- характеристика лесов субъекта Российской Федерации и существующей лесной транспортной инфраструктуры (протяженность лесных дорог и дорог общего пользования, расположенных в границах лесничеств и лесопарков, характеристика дорог, используемые виды транспорта, сложившиеся грузопотоки, характеристика объемов работы лесного транспорта);
- краткая характеристика транспортной сети субъекта Российской Федерации и перспектив ее развития;
- схема размещения лесных дорог (анализ перспективных грузопотоков: объем, состав грузов, используемый автопарк; основные технические решения: классификация и основные нормы проектирования лесных дорог, принципы размещения дорог, обоснование густоты дорожной сети и структуры дорог, входящих в сеть, очередность строительства, объемы реконструкции и ремонта дорог; варианты транспортных схем: принципы и допущения при разработке вариантов, анализ результатов расчетов);
- объемы работ (протяженность строительства лесных дорог по классам дорог и периодам планирования, протяженность реконструкции и ремонта лесных дорог по категориям дорог и периодам планирования, потребность в основных дорожно-строительных материалах для строительства, реконструкции и ремонта дорог);
- потребность в финансовых ресурсах (затраты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог по категориям дорог и периодам планирования; затраты на содержание дорог в зависимости от категории дорог и периодов планирования; предполагаемые источники финансирования мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию лесных дорог по периодам планирования) [12];
- основные технико-экономические показатели.
5.2.27 Карта-схема размещения лесных дорог субъектов Российской Федерации выполняется в установленном масштабе и включает в себя:
- границы земель лесного фонда, границы лесничеств и лесопарков, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и муниципального значения, муниципальных образований, буферных зон и других объектов;
- квартальную сеть;
- границы арендованных лесных участков;
- гидрографию;
- схему существующих путей транспорта, по которым ожидаются перевозки лесохозяйственных грузов, с подразделением по категориям дорог;
- материалы камерально затрассированных вариантов лесных дорог с подразделением по категориям дорог;
- материалы натурных инструментальных обследований существующих дорог, намеченных к реконструкции или ремонту;
- схемы существующих и ожидаемых в перспективе потоков лесохозяйственных грузов;
- месторождения гравия, щебня, песка.
5.2.28 Решение о подготовке плана размещения лесных дорог принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
5.2.29 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в установленном законодательством порядке осуществляет размещение государственного заказа на подготовку проекта плана размещения лесных дорог.
5.2.30 Подготовку проекта плана размещения лесных дорог субъекта Российской Федерации осуществляют на бумажных и электронных носителях.
5.2.31 Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом плана размещения лесных дорог, в том числе путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте высшего органа исполнительного власти субъекта Российской Федерации или Федерального агентства лесного хозяйства соответственно в сети Интернет.
По истечении указанного срока органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах полномочий, установленных [4, статьи 81-83], в течение 30 дней осуществляют доработку проекта плана размещения лесных дорог с учетом предложений и замечаний, поступивших от заинтересованных лиц.
5.3 Принципиальные схемы транспортного освоения лесного участка в целях заготовки и вывозки древесины
5.3.1 Схема транспортного освоения лесного участка включает в себя грузосборочную лесную дорогу постоянного действия (магистраль), лесные дороги постоянного действия, примыкающие к грузосборочной (ветки), лесные дороги временного действия (усы) и зимние лесные дороги.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.3.2 Трассу грузосборочной лесной дороги, к которой примыкают с двух сторон лесные дороги более низкой категории (ветки), выбирают так, чтобы лесной участок разделялся на две примерно равные части по запасу древесины. К лесным дорогам постоянного действия примыкают лесные дороги временного действия (усы), образуя транспортную сеть лесных дорог. В целях сокращения расстояния перевозки грузов примыкание лесных дорог друг к другу рекомендуется располагать под острым углом к направлению грузового потока.
5.3.3 Протяженность грузосборочной лесной дороги определяется размерами лесного участка. Расстояние от дальней границы лесного участка до конца грузосборочной дороги определяют при проектировании исходя из экономической целесообразности.
5.3.4 Примыкание лесных дорог к грузосборочной дороге рекомендуется выбирать в лесных участках (делянках) первого, второго и третьего года освоения, через которые проходит грузосборочная лесная дорога. Изыскание мест прохождения трасс лесных дорог постоянного действия должно удовлетворять типу местности I или II по характеру и степени увлажнения. Участки лесного фонда, расположенные на землях типа местности III по характеру и степени увлажнения, рекомендуется осваивать в зимний период времени по зимним дорогам.
5.3.5 Схемы транспортного освоения лесных участков могут отличаться друг от друга по углу примыкания лесных дорог относительно грузосборочной дороги. Лесные дороги допускается располагать под прямым или под острым углом (45°) к грузосборочной дороге. Размер угла расположения дорог относительно грузосборочной дороги оказывает влияние на плотность дорог, а следовательно, и на расходы, связанные со строительством лесных дорог и с транспортными затратами на перевозку грузов.
5.3.6 Характеристикой транспортной схемы является плотность дорог, определяемая как отношение протяженности дорог в километрах к единице общей площади лесного участка. В лесной практике за единицу измерения плотности лесных дорог принимают протяженность дорог в километрах на 1000 га лесной площади.
5.3.7 Плотность лесных дорог постоянного действия на лесном участке зависит от расстояния между ветками и их направления относительно грузосборочной дороги (под прямым углом или под углом 45°). Данные по рекомендуемой плотности лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
| В километрах на 1000 га | |
Расстояние между ветками, км | Примыкания веток к грузосборочной дороге | |
| под углом 90° | под углом 45° |
4 | 3,0 | 4,2 |
5 | 2,4 | 3,4 |
6 | 2,0 | 2,8 |
7 | 1,7 | 2,4 |
5.3.8 Плотность временных лесных дорог, создаваемых для заготовки древесины (лесовозных усов), зависит от расстояния трелевки древесины и угла взаимного расположения лесных дорог и грузосборочной дороги (лесовозной магистрали). Значения плотности временных лесных дорог и их максимальной протяженности при расстояниях трелевки 300 и 500 м и направлениях примыкания относительно грузосборочной дороги под углом 45° и 90° приведены в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Расстояние трелевки, м | Направление под углом 45° | Направление под углом 90° | ||||||
| Расстояние между лесовозными ветками, км | Расстояние между лесовозными ветками, км | ||||||
| 4 | 5 | 6 | 7 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Плотность временных лесных дорог, км на 1000 га | ||||||||
300 | 18,9 | 20,0 | 20,1 | 20,8 | 20,4 | 21,1 | 21,6 | 21,9 |
500 | 15,0 | 15,6 | 15,5 | 15,4 | 18,0 | 19,2 | 20,0 | 20,6 |
Максимальная протяженность, км | ||||||||
300 | 2,3 | 2,9 | 3,5 | 4,1 | 2,0 | 2,6 | 3,2 | 3,8 |
500 | 1,8 | 2,4 | 3,0 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,6 | 4,2 |
5.3.9 В протяженность дорог заложены коэффициент на объездные и разворотные пути, равный 1,15, и коэффициент развития путей для равнинной местности, равный 1,1. Для холмистой и пересеченной местности значения плотности и протяженности усов, приведенные в таблице 5.2, следует умножить на коэффициент 1,1.
Основным преимуществом схемы освоения лесного участка при направлении лесных дорог под углом 45° к грузосборочной дороге является сокращение грузовой работы автотранспорта до 30% по сравнению со схемой расположения лесных дорог под прямым углом к грузосборочной дороге.
5.4 Проектирование лесных дорог на лесном участке*
________________
* Измененная редакция, Изм. N 1.
5.4.1 Для отнесения дороги постоянного действия к той или иной категории необходимо определить ее грузооборот.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
5.4.2 Годовой грузооборот для вывозки древесины по каждой конкретной дороге определяется по формуле
Среднегодовая суточная интенсивность расчетных автомобилей определяется из выражения
Приведение автомобилей, которые фактически эксплуатируются или предполагается использовать, к расчетной нагрузке осуществляется по формуле
Указанные коэффициенты приведения не применяются при проектировании сезонных дорог.
При расчете дорожных одежд используется суммарная интенсивность движения расчетных автомобилей.
Суммарная интенсивность движения расчетных автомобилей за весь срок службы определяется по формуле
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
Таблица 5.3 - Рекомендуемый срок службы дорог
Категория дороги | Тип дорожной одежды | Срок службы (годы) в зависимости от дорожно-климатических зон | ||
|
| I, II | III | IV, V |
Капитальный | 12 | 12-14 | 14-15 | |
| Облегченный | 8-10 | 10-12 | 12-14 |
Капитальный | 12 | 12-14 | 14-15 | |
| Облегченный | 8-10 | 10-12 | 12-14 |
Переходный | 3-5 | 4-6 | 5-7 | |
Переходный | 3-5 | 4-6 | 5-7 | |
| Низший | 1-2 | 2-3 | 2-3 |
Таблица 5.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.3 Для обеспечения использования лесного участка в целях вывозки заготовленной древесины и других видов лесопользования, а также для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов на весь срок аренды (до 49 лет) должна быть разработана транспортная схема освоения лесного участка, включающая в себя дороги постоянного круглогодового действия и дороги сезонного действия (зимние, летние). Если на момент разработки технического задания транспортной схемы освоения лесного участка нет, ее разработку необходимо предусмотреть в техническом задании.
5.4.4 Для разработки транспортной схемы освоения лесного участка проектировщику должны быть предоставлены карты и схемы лесного участка, характеристики лесного фонда и существующей транспортной инфраструктуры лесного участка, данные по перспективному строительству дорог общего пользования на территориях, прилегающих к лесному участку, и другие сведения, которые могут быть использованы при разработке транспортной схемы освоения лесного участка.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.4.5 (Исключен, Изм. N 2).
Подраздел 5.5 (Исключен, Изм. N 1).
6 Проектирование лесных дорог постоянного действия
6.1 Расчетные скорости движения и нагрузки
6.1.1 В качестве расчетной нагрузки при расчете дорожных одежд капитального типа принимается нагрузка 115 кН на ось, удельное давление на покрытие 0,8 МПа, расчетный диаметр отпечатка в статическом положении принимается равным 30 см, в динамическом положении - 33 см. При расчете дорожных одежд облегченного и переходного типов в качестве расчетной нагрузки принимается осевая нагрузка 100 кН, удельное давление на покрытие 0,6 МПа, расчетный диаметр отпечатка в статическом положении принимается равным 33 см, в динамическом положении - 36 см.
В качестве расчетной нагрузки для лесных дорог хозяйственного назначения принимается осевая нагрузка 60 кН, удельное давление на покрытие 0,6 МПа расчетный диаметр отпечатка в статическом положении принимается равным 25 см, в динамическом положении - 28 см.
При расчете мостовых сооружений класс нагрузки должен соответствовать А 14 по СП 35.13330 и ГОСТ Р 52748.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.1.2 Расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения, принимают по таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Рекомендуемая расчетная скорость
Категория дороги | Расчетная скорость, км/ч | |
| Базовая | Допускаемая на участках пересеченной местности |
60 | 50 | |
50 | 40 | |
40 | 40 | |
30 | 30 |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.2 Основные элементы и геометрические параметры лесных дорог
6.2.1 Основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог принимают по таблице 6.2.
Таблица 6.2 - Основные параметры поперечного профиля дорог
Категория | Число | Ширина | Ширина | Ширина обочины, м | Ширина | |
дороги | полос | полосы проезжей части, м (ГОСТ Р 52399) | краевой полосы, м | Укрепленная часть | Ширина обочины без ограждения | земляного полотна (без ограждения), м |
2 | 3,75 | 0,5 | 0,75 | 1,5 | 10,5 | |
2 | 3,50 | 0,5 | 0,5 | 1,5 | 10,0 | |
1 | 4,5 | - | 0,5 | 1,0 | 6,5 | |
1 | 4,5 | - | 0,5 | 1,0 | 6,5 | |
Примечания
1 В случае движения по дорогам нестандартных автотранспортных средств ширина проезжей части принимается равной трем габаритам автомобиля. При низкой интенсивности движения нестандартных транспортных средств необходимо рассмотреть целесообразность устройства разъездных площадок с установкой соответствующих дорожных знаков.
2 В случае экономической нецелесообразности устройства проезжей части шириной 4,5 м на лесохозяйственных дорогах категории (низкая интенсивность движения, малогабаритные автомобили и т.п. самоходные средства), а также для временных дорог (летнего или зимнего использования) допускается снижение ширины проезжей части до 3,5 м с обочинами шириной до 1 м. Безопасность движения следует предусматривать в соответствии с ГОСТ Р 52289. 3 При установке транспортных ограждений ширина обочины должна быть увеличена в соответствии с ГОСТ Р 52289. |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.2.2 На горизонтальных кривых радиусом 600 м и менее следует предусматривать устройство виражей с односкатным поперечным профилем (с уклоном к центру кривой). Поперечные уклоны на виражах должны быть не меньше поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем (таблица 6.3).
Таблица 6.3 - Поперечные уклоны на виражах
Расчетная | Поперечный уклон, ‰, при радиусе горизонтальной кривой, м | ||||||||
скорость движения, км/ч | 600- 501 | 500- 401 | 400- 301 | 300- 201 | 200- 101 | 100-81 | 80-61 | 60-40 | 30 |
60 | 30 | 30 | 30 | 40 | 50 | 60 | - | - | - |
50 | 30 | 30 | 30 | 30 | 40 | 50 | 60 | - | - |
40 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | 40 | 40 | 50 | - |
30 | 20 | 20 | 20 | 20 | 30 | 30 | 30 | 40 | 50 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2.3 На однополосных дорогах для разъезда встречных автомобилей в пределах видимости, но не более, чем через 500 м устраивают площадки для остановки автомобилей на время ожидания проезда встречного автомобиля. Длина площадки должна соответствовать длине расчетного автомобиля с запасом 10 м. Для въезда и выезда автомобилей необходимо предусматривать участки дорог протяженностью по 10 м и уклоном в плане 1:10. В стесненных условиях устраивают площадки для остановки со стороны порожнего направления (приложение Ж).
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.2.4 Ширину обочины при установке ограждений принимают в соответствии с ГОСТ Р 52289.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.2.5 Участки кривых на однополосных дорогах, не просматриваемые по условиям рельефа, допускается проектировать с такой же шириной земляного полотна и проезжей части, как и для двухполосных дорог. Переход от ширины земляного полотна и дорожной одежды однополосных дорог к ширине земляного полотна и дорожной одежды двухполосных дорог осуществляется на участке дороги протяженностью 10 м.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Таблица 6.3а - Уширение проезжей части на горизонтальных кривых
Радиус кривой в | Значения уширения проезжей части для одиночного автомобиля и автопоезда, м, при расстоянии от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м | ||||||
плане, м | До 7 м для одиночного автомобиля и до 11 м для автопоезда | 13 | 15 | 18 | 20 | 23 | 25 |
30 | 2,2 | - | - | - | - | - | - |
40 | 1,8 | 3,5 | - | - | - | - | - |
50 | 1,5 | 3,0 | 3,5 | - | - | - | - |
60 | 1,4 | 2,8 | 3,0 | - | - | - | - |
70 | 1,3 | 2,2 | 2,5 | - | - | - | - |
80 | 1,2 | 2,0 | 2,3 | 3,5 | - | - | - |
90-100 | 1,1 | 1,8 | 2,0 | 3,0 | 3,5 | - | - |
125-150 | 0,9 | 1,4 | 1,5 | 2,2 | 2,7 | 3,0 | - |
200-250 | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,5 | 2,0 | 2,2 | 2,8 |
300-350 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,1 | 1,5 | 1,6 | 2,1 |
400-450 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,9 | 1,2 | 1,3 | 1,7 |
550-600 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,3 |
600-700 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 1,0 |
800-900 | - | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 |
1000 | - | - | - | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 |
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
6.2.6 На кривых участках, не просматриваемых по условиям рельефа, в целях сокращения протяженности двухполосных участков кривые следует проектировать радиусом не более 150 м.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
- 30-40‰ - при устройстве переходных и низших типов дорожных одежд из различных минеральных материалов (гравийных, щебеночных и др.);
- 40-50‰ - при устройстве дорог без покрытий.
Поперечные уклоны обочин более 1 м при корытном профиле дорожных одежд принимают на 10-30‰ больше уклонов проезжей части, но не более 60‰.
В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие значения поперечных уклонов:
- 30-40‰ - при укреплении с применением вяжущих;
- 40-50‰ - " " гравием, щебнем, шлаком;
- 50-60‰ - " " одерновкой или засевом трав.
Для однополосных дорог с проезжей частью серповидного профиля уклоны проезжей части и обочин принимают одинаковыми:
- 50-60‰ - при гравийных, щебеночных, грунтогравийных и улучшенных грунтовых покрытиях;
- 30-40‰ - при гравийных, щебеночных покрытиях и из других материалов, укрепленных вяжущими.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.2.9 Поверхности земляного полотна придается двухскатный поперечный профиль с уклонами:
- 10-30‰ - при устройстве дорожной одежды серповидного профиля;
- равным уклону проезжей части - дна корыта при полукорытном и корытном профиле;
- 40-50‰ - при устройстве дорог без покрытия.
6.2.10 На кривых участках в плане при соответствующих значениях расчетных скоростей движения следует предусматривать устройство виражей с односкатным поперечным профилем (с уклоном к центру кривой). Поперечные уклоны на виражах должны быть не меньше поперечных уклонов покрытия на участках с двухскатным профилем.
Допускается не предусматривать устройство виражей на участках дорог, располагаемых в зоне примыканий и пересечений.
В горной местности, если центр кривой расположен в сторону обрыва, поперечный профиль дороги допускается проектировать с уклоном 10‰ в сторону горы с соответствующим ограничением скорости движения.
6.2.11 Переход от двухскатного поперечного профиля дороги к односкатному на вираже осуществляется на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии - на прилегающем к кривой прямом участке постепенным вращением внешней половины проезжей части до получения односкатного поперечного профиля на всей проезжей части.
6.2.12 Поперечный уклон обочины на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от принятого уклона обочин на прямых участках дороги к уклону проезжей части на вираже следует проводить на протяжении не менее 10 м от начала отгона виража.
6.2.13 При сопряжении кривых в плане, обращенных в одну сторону, без прямой вставки между ними или с длиной вставки, меньшей половины длины переходной кривой, поперечный профиль следует принимать односкатным на всем протяжении кривых и прямой вставки.
6.3 План и продольный профиль
6.3.1 Величины параметров плана и продольного профиля базового (рекомендуемого) варианта принимают по таблице 6.4.
Таблица 6.4
Наименование параметров | Расчетная скорость, км/ч | |||
| 60 | 50 | 40 | 30 |
Продольный уклон не более, ‰ | 30 | 30 | 30 | 40 |
Расстояние видимости не менее, м:
|
|
|
|
|
- до остановки
| 250 | 200 | 150 | 100 |
- встречного автомобиля | 450 | 350 | 300 | 200 |
Радиусы горизонтальных кривых не менее, м:
| 300 | 200 | 150 | 100 |
вертикальных кривых не менее:
|
|
|
|
|
- выпуклых
| 26000 | 16700 | 9400 | 4200 |
- вогнутых | 9600 | 7300 | 5000 | 2900 |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.2 На участках пересеченной местности, а также на других участках, выполнение которых связано со значительными объемами работ и стоимостью строительства дороги, при проектировании допускается снижать параметры таблицы 6.4 при условии соблюдения требований к охране окружающей среды и безопасности дорожного движения. Предельно допустимые значения параметров надлежит принимать по таблице 6.5.
Таблица 6.5
Наименование параметров | Расчетная скорость, км/ч | |||
| ||||
Продольный уклон не более, ‰ | 70 | 80 | 80 | 90 |
Расстояние видимости не менее, м:
|
|
|
|
|
- до остановки
| 85 | 75 | 75 | 55 |
- встречного автомобиля | 170 | 130 | 130 | 110 |
Радиусы горизонтальных кривых не менее, м:
| 100 | 65 | 65 | 35 |
Радиусы вертикальных кривых не менее:
|
|
|
|
|
- выпуклых
| 3000 | 2300 | 2300 | 1300 |
- вогнутых | 1800 | 1200 | 1200 | 1200 |
Примечания
1 Для участков автомобильных дорог, находящихся в особо неблагоприятных условиях значение продольного уклона должно быть снижено на 20%.
2 При движении автопоездов в составе грузового автотранспорта в количестве 25% и более, величину продольного уклона необходимо снижать на 15%.
3 В особо трудных условиях в районах с отсутствием гололеда наибольшие значения продольных уклонов, указанные в настоящей таблице, могут быть увеличены, но не более чем на 10‰ при соответствующем обосновании.
4 При назначении предельных продольных уклонов необходимо обеспечивать сохранность груза.
5 В горных районах при высотах над уровнем моря, превышающих 1000 м, значение максимального продольного уклона не должно превышать 8%.
|
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.3 (Исключен, Изм. N 1).
- на правых поворотах - 100 м;
- на левых поворотах - 50 м;
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.3.5 В особо трудных условиях при соответствующем обосновании в районах с отсутствием гололеда наибольшие продольные уклоны, указанные в таблице 6.5, могут быть увеличены, но не более чем на 10‰.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.3.6 (Исключен, Изм. N 2).
6.3.7 Предельную длину участка с затяжным уклоном в горных условиях определяют в зависимости от величины уклона, но она не должна превышать значений, приведенных в таблице 6.6.
Таблица 6.6
Продольный уклон, | Длина участка, м, над уровнем моря, м | ||
‰ | 1000 | 2000 | 3000 |
60 | 1500 | 1200 | 1000 |
70 | 1200 | 1000 | 800 |
80 | 1000 | 800 | 600 |
Примечание - В случае движения автопоездов на затяжных продольных уклонах необходимо предусматривать площадки для остановки 2-3 машин, частота расположения которых определяется погодно-климатическими условиями в данной местности и состоянием подвижного состава.
Размеры площадки определяют расчетом с учетом интенсивности и состава движения. Ориентировочно ширину площадки принимают равной 3,0 м, отгонов - по 15 м и длину основной части площадки принимают - 25 м.
|
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.8 На дорогах в горной местности при затяжных продольных уклонах более 60‰ через каждые 600 м следует проектировать площадки для остановки автомобилей. Длина площадки должна соответствовать длине расчетного автомобиля с запасом 10 м. Для въезда и выезда автомобилей необходимо предусматривать участки дорог протяженностью по 10 м и уклоном в плане 1:10.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.3.9 Для обеспечения расчетной видимости на кривых в плане с внутренней стороны, при необходимости, необходимо предусматривать следующие мероприятия: расчистка леса и кустарника, разработка откосов выемок и крутых косогоров, перенос строений, препятствующих видимости. При невозможности обеспечить видимость путем расчистки откоса, выемки от леса и кустарника необходима дополнительная установка дорожных знаков (приложение Г).
6.3.9а Необходимость устройства серпантина определяется условиями, приведенными в таблице 6.6а.
Таблица 6.6а - Параметры элементов серпантина
Параметры элементов серпантина | Параметры элементов серпантина при расчетной скорости, км/ч | ||
| 30 | 20 | 15 |
Наименьший радиус горизонтальных кривых, м | 30 | 20 | 15 |
Поперечный уклон проезжей части на вираже, ‰ | 60 | 60 | 60 |
Длина переходной кривой, м | 30 | 25 | 20 |
Уширение проезжей части, м | 2,2 | 3,0 | 3,5 |
Наибольший продольный уклон в пределах серпантина, ‰ | 30 | 35 | 40 |
Примечание - Серпантины радиусом менее 30 м допускаются только на дорогах категорий и при запрещении движения автотранспортных средств длиной более 11 м. |
(Введен дополнительно, Изм. N 1, 2).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3.11 Расстояние от кромки проезжей части на лесных дорогах до производственных зданий, сооружений, зеленых насаждений в населенных пунктах и до лесополос (при отсутствии в составе движения автопоездов с хлыстами) принимают по таблице 6.8.
Таблица 6.8
Наименование зданий и сооружений | Наименьшее расстояние (в свету) от зданий и сооружений до кромки проезжей части, м |
Наружные грани стен зданий: |
|
- при отсутствии въездов в здание и при длине его до 20 м | 1,5 |
- при отсутствии въездов в здание и при длине его более 20 м | 3,0 |
- при наличии въезда в здание двухосных автомобилей и автопогрузчиков | 8,0 |
- при наличии въезда в здание трехосных автомобилей | 12,0 |
Оси параллельно расположенных железнодорожных путей: |
|
- колеи 1524 мм | 3,75 |
- колеи 750 мм | 3,0 |
Ограждение территории | 1,5 |
Зеленые насаждения: |
|
- ствол дерева с кроной диаметром 5 м | 2,0 |
- край кустарника | 1,0 |
Конструкция опор, осветительных столбов, мачт и других сооружений | 1,0 |
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.3.12 При вывозке древесины в хлыстах приведенные в 6.13.11 здания и сооружения, а также откосы выемок дороги на уровне проезжей части (при расположении их с внешних сторон кривых) должны отстоять от кромки проезжей части дорог в соответствии с ГОСТ 32959 на расстоянии, указанном в таблице 6.9.
Таблица 6.9
Радиусы кривых в плане, м | Наименьшее расстояние, м, от кромки проезжей части дорог до препятствий, расположенных с внешних сторон кривых, при вывозке хлыстов или деревьев длиной, м | ||
| до 20 | 21-35 | 26-30 |
30 | 3,2 | 4,6 | 6,5 |
40 | 2,5 | 3,7 | 5,2 |
50 | 2,1 | 3,1 | 4,3 |
60 | 1,8 | 2,6 | 3,7 |
80 | 1,4 | 2,0 | 2,8 |
100 | 1,1 | 1,7 | 2,3 |
125 | 1,0 | 1,5 | 2,0 |
150 | 0,8 | 1,2 | 1,6 |
200 | 0,6 | 0,9 | 1,3 |
250 | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
300 | 0,4 | 0,7 | 0,8 |
350 | 0,4 | 0,5 | 0,7 |
400 | 0,3 | 0,5 | 0,6 |
500 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
600 | - | 0,3 | 0,4 |
700 | - | - | 0,4 |
800 | - | - | 0,3 |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
При необходимости пешеходное движение предусматривают вдоль дорог за пределами земляного полотна. В особо сложных условиях допускается проектировать пешеходное движение в одном уровне с дорогой с приближением края пешеходной дороги к проезжей части не ближе 0,75 м, а при наличии в составе движения автопоездов с хлыстами, кроме того, с учетом требований, приведенных в таблице 6.9.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6.3.14 На переломах проектной линии продольного профиля необходимо предусматривать вертикальные кривые, обеспечивающие плавность движения, а также видимость дороги и встречных автомобилей.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.