ГОСТ Р 55439-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внутренний водный транспорт
ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ПАССАЖИРСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ РЕЧНЫХ ПОРТОВ. ПЕРЕГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Требования безопасности
Inland water transport. Cargo transfer complexes and passanger terminals. Cargo transfer machinery and equipment. Safety requirements
ОКС 03.220.40
Дата введения 2014-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Техречсервис" (ООО "Техречсервис")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 032 "Внутренний водный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2013 г. N 151-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".
Основной целью настоящего стандарта является разработка общих принципов и руководящих указаний по безопасности перегрузочных машин и оборудования, перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов, позволяющих эксплуатирующим организациям внутреннего водного транспорта аргументированно принимать решения по выбору более безопасных машин из числа имеющихся на рынке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных документов [1], [2], [3] и постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".
Рекомендуется ввести настоящий стандарт в программы курсов обучения и руководства для конструкторов, производственников, эксплуатационников.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности перегрузочных машин и оборудования перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов внутреннего водного транспорта.
1.2 Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения эксплуатирующими организациями при выборе портовых перегрузочных машин и оборудования для перегрузочных комплексов и пассажирских терминалов речных портов в целях обеспечения безопасных условий производства грузовых работ, технической эксплуатации и ремонта техники в соответствии с ГОСТ 12.3.002 и требованиями нормативных документов [2], [3].
1.3 Настоящие требования безопасности не распространяются на портовые перегрузочные машины и оборудование перегрузочных комплексов для перегрузки химически активных, взрыво- и пожароопасных грузов, для работы во взрыво- и пожароопасных средах, средах, содержащих активные и химические газы и пары, средах, насыщенных токопроводящей и химически активной пылью, а также на машины, которые были спроектированы до вступления в силу настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
________________
ГОСТ 4.22 Система показателей качества продукции. Краны грузоподъемные. Номенклатура показателей
ГОСТ 4.393 Система показателей качества продукции. Автопогрузчики вилочные общего назначения. Номенклатура показателей
ГОСТ 12.1.003 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.012 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.022 Система стандартов безопасности труда. Конвейеры. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.053 Система стандартов безопасности труда. Краны-штабелеры. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.058 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.2.071 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 1451 Краны грузоподъемные. Нагрузка ветровая. Нормы и метод определения
ГОСТ 2105 Крюки кованые и штампованные. Технические условия
ГОСТ 6619 Крюки пластинчатые однорогие и двурогие. Технические условия
ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений
ГОСТ 12840 Замки предохранительные для однорогих крюков. Типы и размеры
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16215 Автопогрузчики вилочные общего назначения. Общие технические условия
ГОСТ 16514 Гидроприводы объемные. Гидроцилиндры. Общие технические требования
ГОСТ 18501-73 (СТ СЭВ 3512-81) Оборудование подъемно-транспортное. Конвейеры, тали, погрузчики и штабелеры. Термины и определения
ГОСТ 18962 Машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 22235-2010 Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ
ГОСТ 24366 Авто- и электропогрузчики вилочные общего назначения. Грузозахватные приспособления. Общие технические условия
ГОСТ 27270 Машины напольного транспорта. Электро- и автопогрузчики для работы в контейнерах и крытых железнодорожных вагонах. Основные параметры и технические требования
ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения
________________
ГОСТ 29249 (ИСО 6055-97) Транспорт напольный безрельсовый. Защитные навесы. Технические характеристики и методы испытаний
________________
ГОСТ Р 50046 Краны грузоподъемные. Требования безопасности к гидравлическому оборудованию
________________
ГОСТ Р 50609 (ИСО 5766-90) Машины напольного транспорта. Штабелеры и погрузчики с платформой с большой высотой подъема. Методы испытания на устойчивость
ГОСТ Р 51347 (ИСО 5767-92) Транспорт напольный безрельсовый. Погрузчики и штабелеры, работающие с наклоненным вперед грузоподъемником. Дополнительные испытания на устойчивость
ГОСТ Р 51348 (ИСО 6292-96) Транспорт напольный безрельсовый. Системы тормозные. Технические требования
ГОСТ Р 51349 (ИСО 2328-93, ИСО 2330-95, ИСО 2331-74) Транспорт напольный безрельсовый. Плиты грузовые, вилы. Технические условия
ГОСТ Р 51354 (ИСО 3691-80) Транспорт напольный безрельсовый. Требования безопасности
ГОСТ Р 52543 (ЕН 982:1996) Гидроприводы объемные. Требования безопасности
ГОСТ Р 53780 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке
________________
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1
3.1
|
автопогрузчик: Погрузчик с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
[ГОСТ 18501-73, статья 27] |
3.2 вагоноопрокидыватель: Машина для механизированной разгрузки насыпных грузов из железнодорожных грузовых вагонов опрокидыванием или наклоном их в поперечном либо продольном направлениях.
3.3
|
винтовой конвейер Ндп. шнек: Конвейер, у которого перемещение груза в трубе-желобе производится валом с винтовыми лопастями.
[ГОСТ 18501-73, статья 16] |
3.4 грузовой конвейер: Машина для непрерывного транспортирования грузов.
3.5
|
кран грузоподъемный: Машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другим грузозахватным органом.
[ГОСТ 27555-87, статья 1] |
Примечания
1 Классификация кранов - по ГОСТ 27555.
2 Кран плавучий относится к судам технического флота.
3 Параметры и узлы крана грузоподъемного - по ГОСТ 27555.
3.6 лебедка: Механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана.
3.7
|
ленточный конвейер: Конвейер, грузонесущим и тяговым элементом которого является замкнутая лента.
[ГОСТ 18501-73, статья 2] |
3.8 лифт: Устройство, предназначенное для транспортировки людей и (или) грузов в зданиях (сооружениях), на судах с одного уровня на другой в кабине, перемещающейся по жестким направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15°.
3.9 пассажирский конвейер: Подъемно-транспортное устройство с замкнутым контуром лестничного полотна для транспортирования людей.
3.10
|
погрузчик: Машина, оборудованная рабочими органами для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов.
Примечание - Рабочие органы: вилы для подхватывания штучных грузов; ковш для зачерпывания и высыпания сыпучих грузов и т.п.
[ГОСТ 18501-73, статья 26] |
3.11 портовые перегрузочные машины и оборудование перегрузочных комплексов: Машины всех типов, используемые для загрузки, разгрузки судов и (или) средств сухопутного транспорта, перемещения грузов в границах территории порта, выполнения складских работ, сортировки и пакетирования грузов, загрузки и разгрузки контейнеров, съемные грузозахватные приспособления, тара, вспомогательные устройства и приспособления.
3.12
|
скребковый конвейер: Конвейер, в котором груз транспортируется по желобу или другому направляющему устройству движущимися скребками, прикрепленными к тяговому элементу.
[ГОСТ 18501-73, статья 7] |
3.13 сменный грузозахватный орган: Устройство, позволяющее осуществить захват и освобождение груза с помощью аппаратов управления из кабины машины без участия стропальщика.
Примечания
1 Крановые грузозахватные органы включают в себя все устройства, присоединяемые к подъемным канатам (крюк, грейфер, спредер и электромагнит, а также автоматические устройства, навешиваемые на крюк).
2 Грузозахватные органы вилочных погрузчиков включают в себя все устройства, навешиваемые на каретку грузоподъемника (вилы, штыри, боковые захваты, кантователи, безблочные стрелы и др.).
3.14 съемное грузозахватное приспособление: Устройство, навешиваемое на грузозахватный орган перегрузочной машины и обеспечивающее захват или освобождение груза только с участием стропальщика.
Примечание - Съемные грузозахватные приспособления вилочных погрузчиков включают в себя устройства, навешиваемые на крюк безблочной стрелы, а также вспомогательные устройства (удлинители вил, листы и т.п.).
3.15 таль: Грузоподъемный механизм, смонтированный в одном корпусе с приводом.
3.16
|
устройства, взаимодействующие с вагоном: Погрузочно-разгрузочные, вибрационные и рыхлительные установки, машины, оборудование, тепляки, лебедки, эстакады и т.д.
[ГОСТ 22235-2010, пункт 3.5] |
3.17 цепной конвейер: Конвейер, тяговым элементом которого является цепь.
3.18
|
элеватор: Конвейер для транспортирования грузов в ковшах, жестко прикрепленных к тяговому элементу, в вертикальном или крутонаклонном направлении.
[ГОСТ 18501-73, статья 19] |
3.19
|
электропогрузчик: Погрузчик с электрическим приводом.
[ГОСТ 18501-73, статья 28] |
3.20 эскалатор: Подъемно-транспортное устройство с замкнутым контуром лестничного полотна для транспортирования людей с одного уровня на другой.
4 Обозначения и сокращения
4.1 Кран грузоподъемный - кран.
4.2 Портовые перегрузочные машины и оборудование - перегрузочные машины и оборудование.
4.3 Съемное грузозахватное приспособление - грузозахватное приспособление.
4.4 Сменный грузозахватный орган - грузозахватный орган.
5 Краны грузоподъемные
5.1 Общие требования
5.1.1 Каждый кран сопровождают технической документацией на русском языке.
5.1.2 В зависимости от типа и вида крана состав комплекта технической документации уточняет разработчик в соответствии с ГОСТ 2.601. Обязательными являются:
- паспорт;
- инструкция по эксплуатации, включающая в себя в соответствии с требованиями нормативных документов [2], [3] меры по обеспечению безопасности.
5.1.3 Паспорт крана должен содержать:
- заводской номер;
- дату и место изготовления;
- грузоподъемность;
- назначенный ресурс;
- скорости механизмов;
- габариты крана;
- условия эксплуатации (ветер, температура и др.);
- марки материала;
- необходимые чертежи;
- сведения о приборах безопасности;
- регистрационный номер и место регистрации;
- сведения о владельце крана, ремонтах и результатах освидетельствования в соответствии с ГОСТ 4.22.
5.1.4 На всех кранах должна быть закреплена на видном месте фирменная табличка, надписи на которой должны быть четкими и нестирающимися и которая должна содержать следующие основные данные:
- товарный знак (или наименование) предприятия-изготовителя;
- наименование крана и условное обозначение;
- заводской номер или номер серии;
- номинальная грузоподъемность;
- месяц и год изготовления.
5.1.5 В соответствии с ГОСТ Р 54769 для всех свободно стоящих кранов должна быть обеспечена их устойчивость с целью недопущения опрокидывания.
5.1.6 У входа на кран должна быть подсвечиваемая при включении освещения крана надпись: "Без предупреждения крановщика на кран не входить!". Краны должны быть оборудованы устройством для вызова крановщика снизу.
5.1.7 Внутренние размеры кабин управления крана должны отвечать требованиям эргономики и безопасности, установленным для данного оборудования в соответствии с ГОСТ Р ИСО 12100-2.
5.2 Металлоконструкции
5.2.1 У кранов, имеющих выдвижные металлоконструкции, должна быть предусмотрена их надежная фиксация в выдвинутом положении.
5.2.2 Элементы металлоконструкций и металлические детали кранов должны быть предохранены от коррозии.
5.2.3 У коробчатых и трубчатых металлоконструкций кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
5.2.4 Части крана, опасные при эксплуатации, должны иметь цветовые обозначения в соответствии с ГОСТ 12.2.058.
5.2.5 Расчетные металлоконструкции должны быть спроектированы в соответствии со стандартами, а выбор материала должен проводиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний крана, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
5.3 Механизмы
5.3.1 Механизмы кранов, оборудованные механическими приспособлениями для их включения или переключения скоростей рабочих движений, должны исключать их самопроизвольную работу. У лебедок для подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность самопроизвольной работы; опускание груза и стрелы должно выполняться только от работающего двигателя.
5.3.2 У грузовых лебедок с двумя приводами должно быть исключено самопроизвольное опускание груза при выходе из строя одного из приводов.
5.3.3 Механизмы подъема груза и стрелы должны иметь тормоза, обеспечивающие неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью крана.
5.3.4 Механизмы передвижения кранов должны быть оборудованы тормозами нормально закрытого типа.
5.3.5 Механизмы передвижения по рельсам должны быть оборудованы приспособлениями, предотвращающими сход с рельсов и препятствующими опрокидыванию крана.
5.3.6 Механизмы поворота крана должны быть оборудованы тормозами нормально закрытого типа, управляемыми рычагами и педалями.
5.3.7 В механизмах кранов и их креплении должны применяться шлицевые, шпоночные, болтовые соединения и другие соединения в соответствии с нормативными документами. Применение сварных узлов и деталей не допускается.
5.3.8 В конструкциях соединений элементов кранов (болтовых, шпоночных, зубчатых и др.) должно быть исключено их самопроизвольное развинчивание или разъединение.
5.3.9 Стреловые краны, имеющие подрессорную ходовую часть и безаутригерную характеристику, должны быть оборудованы устройствами для передачи нагрузки, воспринимаемой краном непосредственно на ходовую часть и выносные опоры, и стабилизатором упругих подвесок.
5.4 Электрооборудование
5.4.1 Электрооборудование (электродвигатели, аппараты и т.п.) крана должно иметь исполнение, соответствующее условиям окружающей среды в соответствии с ГОСТ 15150 и требованиям [4].
5.4.2 В цепях управления и автоматики напряжение должно быть не более 220 В.
5.4.3 Напряжение цепей управления переносных пультов не должно превышать 24 В.
5.4.4 Аварийные, блокировочные, а также конечные выключатели должны работать только на разрыв цепи. В особо ответственных случаях конечные выключатели должны дублироваться.
5.4.5 Электрическая схема управления электродвигателями крана должна исключать:
- самозапуск электродвигателей после восстановления напряжения в сети, питающей оборудование;
- пуск электродвигателей контактами предохранительных устройств (контактами концевых выключателей и блокировочных устройств).
5.4.6 Кабели и провода, не имеющие металлической оболочки в местах возможного их механического повреждения, должны быть закрыты кожухами, проложены в трубах или металлорукавах. Диаметры труб должны выбираться в зависимости от типов и размеров кабелей и проводов, от их числа в одной трубе с обязательным учетом сложности их протяжки.
5.4.7 Провода одной цепи переменного тока, включая и нулевой провод, следует прокладывать в одной трубе.
5.4.8 При наружной прокладке кабелей и проводов без защиты оболочками, мостами или кожухами необходимо применение кабелей и проводов, устойчивых к действию солнечных лучей.
5.4.9 Для гибкого токопровода необходимо применять шланговые кабели с гибкими жилами.
5.4.10 Все металлоконструкции и металлические части электрооборудования (корпуса электродвигателей, кожухи аппаратов, металлические оболочки проводов и кабелей, защитные трубы и т.п.), не входящие в электрическую цепь, но которые могут оказаться под напряжением вследствие разрушения изоляции, должны быть заземлены в соответствии с [4].
5.4.11 Подача напряжения на кран от внешней сети должна осуществляться через вводное устройство, которое должно быть оборудовано приспособлением для запирания его в отключенном состоянии.
5.4.12 При электроснабжении передвижных кранов с помощью гибкого кабеля подключение последнего к источнику питания должно быть осуществлено с помощью колонок закрытого исполнения, имеющих блокировку для исключения попадания персонала под напряжение.
5.4.13 На крышках, преграждающих доступ к токоведущим частям колонки, должны быть соответствующие предупреждающие знаки и надписи с обязательным указанием напряжения.
5.4.14 При подключении питающего кабеля к колонке должна быть исключена возможность изменения последовательности фаз.
5.4.15 При использовании для питания одного токоприемника двух или более переносных кабелей, имеющих индивидуальные присоединительные узлы к источникам питания, должно быть предусмотрено устройство, исключающее подачу напряжения на оголенные токоведущие элементы присоединительного узла неподключенного кабеля через подключенный.
5.4.16 Для подключения переносного освещения в колонке должны быть установлены трансформатор со вторичным напряжением 12 В и штепсельная розетка водозащищенного исполнения; внутреннее освещение колонки должно автоматически включаться при открывании дверцы.
5.4.17 Цепи с напряжением до 45 ВАС и напряжением свыше 45 ВАС необходимо прокладывать в разных трубах.
5.4.18 Корпус подвесного пульта управления крана должен быть выполнен из изоляционного материала либо заменен не менее чем двумя проводниками.
5.5 Гидро- и пневмосистемы
5.5.1 Гидравлическое оборудование должно соответствовать ГОСТ Р 50046 и требованиям нормативных документов [2], [3].
5.5.2 Компрессорные установки должны иметь следующую арматуру:
- манометры и предохранительные клапаны на всех ступенях сжатия;
- автоматический регулятор давления, выключающий компрессор или переводящий его на работу вхолостую при превышении допустимого давления;
- измерители температуры сжатого воздуха и охлаждающей жидкости;
- обратный запорный клапан в линии нагнетания.
5.5.3 Место забора воздуха должно располагаться снаружи в зоне, свободной и защищенной от посторонних примесей и атмосферных осадков.
5.5.4 Каждый воздухосборник должен быть снабжен следующей арматурой:
- обратным и запорным клапаном на трубопроводе, подающем воздух в воздухосборник;
- редукционным клапаном (по необходимости);
- манометром;
- продувочным клапаном с трубкой, опущенной внутрь воздухосборника и не доходящей до дна на 10 мм, или другим надежным приспособлением для продувки;
- маслоотделителем на подводящем трубопроводе.
Для группы воздухосборников, работающих при одинаковом давлении, достаточна установка одного предохранительного, одного обратного клапана, одного манометра и, при необходимости, одного редукционного клапана на общей магистрали до первого ответвления. Запорные клапаны и приспособления для продувки должны быть отдельными для каждого воздухосборника.
5.5.5 Размеры и пропускная способность предохранительных клапанов должны быть выбраны так, чтобы не могло образоваться давление, превышающее рабочее более чем на 15%.
5.5.6 Манометры должны быть с такой шкалой, чтобы при рабочем давлении стрелка находилась в средней трети шкалы. На циферблате манометра должна быть нанесена красная черта по делению, соответствующему высшему допускаемому рабочему давлению.
Взамен красной черты на циферблате манометра разрешается прикреплять пайкой или другим надежным способом к корпусу манометра металлическую пластинку, окрашенную в красный цвет, плотно прилегающую к стеклу манометра над соответствующим делением шкалы.
Нанесение красной черты на стекло манометра не разрешается.
5.5.7 Гидравлические аккумуляторы должны иметь вентили для отключения, а также блокировку, исключающую возможность включения аккумулятора при недостаточной зарядке и предохраняющую аккумулятор от мгновенной разрядки. Защита от перегрузки должна быть обеспечена предохранительными клапанами в соответствии с ГОСТ Р 52543.
5.5.8 В гидросистеме должны быть предусмотрены устройства для полного удаления воздуха.
5.5.9 Конструкция трубопроводов и их креплений должна обеспечивать свободный доступ для осмотра и контроля состояния трубопроводов и их соединений и исключать возникновение температурных напряжений в трубопроводах и расшатывание их при работе крана.
5.5.10 Для предотвращения непроизвольных движений механизмов, остающихся под нагрузкой после прекращения их работы из-за возможной утечки жидкости из гидросистемы привода, исполнительные механизмы должны снабжаться запорным устройством.
5.5.11 В кранах, оборудованных гидро- или пневмосистемами, должно быть обеспечено автоматическое срабатывание тормозных, стопорных, запорных или отсечных устройств при аварийном падении давления в системе.
5.5.12 Жидкость, применяемая в гидросистемах, должна обеспечивать надежную работу при температурах, указанных в формуляре крана для данного периода эксплуатации.
5.5.13 Конструкция емкостей для рабочей жидкости должна обеспечивать безопасность и удобство их очистки и контроля состояния.
5.5.14 Уровень рабочей жидкости должен контролироваться по минимальной и максимальной отметкам на масломерном стекле. Применение щупов не допускается. При использовании на кране нескольких баков для жидкости они должны иметь разную маркировку.
5.6 Расположение оборудования
5.6.1 Расположение и конструкция узлов и механизмов на кранах должны обеспечивать безопасность и удобство обслуживания, включая замену смазки и, в частности, слив масла из редукторов, позволять замену деталей и узлов при минимальном объеме демонтажных работ.
5.6.2 В проходах не допускается вывод из-под настила тяг, трубопроводов, деталей запорно-регулирующей арматуры и т.п.
5.6.3 На кранах в необходимых для передвижения персонала и обслуживания местах должны быть обеспечены проходы, позволяющие вписать в любом их поперечном сечении вертикальный прямоугольник с высотой не менее 1900 мм и шириной для проходов:
а) между отдельными механизмами или механизмами и стенками - не менее 500 мм;
б) между механизмами и стойками - не менее 400 мм;
в) у постов управления - 800 мм.
5.6.4 В местах запланированного (для ремонта) удаления деталей и механизмов проходы должны иметь размер в сторону удаления деталей не менее длины наибольшей детали плюс 500 мм.
5.6.5 Высота машинного отделения должна выбираться в зависимости от габаритов оборудования и размещения вспомогательных грузоподъемных средств с учетом необходимых перемещений оборудования при ремонтных работах и должна быть не менее 2000 мм.
5.6.6 В необходимых местах потолка, пола или стен помещений крана должны быть устроены проемы для перемещения оборудования при ремонте с помощью грузоподъемных средств. Все проемы должны быть надежно закрыты крышками или ограждениями. Крышки наружных проемов должны иметь исполнение, исключающее проникновение в помещение влаги и пыли.
5.6.7 Расположение электроприборов, аппаратов и панелей должно обеспечивать безопасный и удобный доступ ко всем элементам, требующим обслуживания или ремонта. Ширина (в свету) проходов как с лицевой стороны щитов, так и с задней должна быть не менее 800 мм. В отдельных местах проходы могут быть стеснены выступающими конструкциями, однако проход в этих местах должен быть не менее 600 мм.
5.7 Тормоза и стопорные устройства
5.7.1 Механизмы подъема груза, поворота, изменения вылета стрелы, передвижения кранов и тележек с электрическим приводом должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися и замыкающимися при включении и отключении привода соответственно. В обоснованных случаях требование может не распространяться на механизмы с гидравлическим приводом. Механизм подъема с ручным приводом должен быть снабжен автоматически действующим грузоупорным тормозом.
5.7.2 Для механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы с управляемыми муфтами включения механизмов должны применяться управляемые тормоза нормально замкнутого типа, сблокированные с муфтами включения в целях предотвращения произвольного опускания груза или стрелы.
Не допускается применение для этих механизмов управляемых тормозов открытого типа и постоянно замкнутых (неуправляемых) тормозов.
5.7.3 У механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы в качестве тормозного шкива должна использоваться полумуфта соединения двигателя с редуктором, расположенная на валу редуктора.
У механизмов с управляемыми муфтами включения тормозной шкив должен быть установлен непосредственно на барабане или на валу, имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном.
5.7.4 У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе и обеспечивать запас торможения в зависимости от режима работы в пределах 1,5-2,0.
5.7.5 Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у другого - не менее 1,25, при этом наложение тормозов должно проводиться последовательно и автоматически. В случае с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1. У кранов с гидроприводом вторым тормозом может считаться обратный клапан.
5.7.6 На механизмах поворота кранов допускается установка управляемых тормозов нормально открытого типа с устройством для фиксации его в замкнутом состоянии и блокировкой с приводным двигателем.
5.7.7 Для механизмов поворота и передвижения, оборудованных автоматическим тормозом, допускаются исполнения, обеспечивающие плавное торможение до включения тормоза, однако в таких случаях должна быть предусмотрена возможность экстренного наложения тормоза.
5.7.8 Механизмы поворота и изменения вылета кранов должны быть оборудованы сблокированным с приводом стопорным устройством.
5.7.9 Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку тележки и поворотной части соответственно на заданном пути торможения при движении вниз по уклону и попутном ветре рабочего состояния.
5.7.10 Все тормозные устройства в любых нормальных эксплуатационных условиях должны обеспечивать плавность остановки механизмов.
5.7.11 Тормоза механизмов подъема, изменения вылета и передвижения должны автоматически замыкаться при срабатывании соответствующих концевых выключателей электрической защиты или при перерыве в подаче электроэнергии.
5.7.12 Противоугонные устройства с электрическим приводом должны быть сблокированы с приводом механизма передвижения для исключения пуска привода при закрепленном на рельсовых путях кране, а также должны быть оборудованы приспособлением для приведения их в действие вручную. У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.
5.7.13 Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно проводиться усилием сжатой пружины.
5.7.14 Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.
5.7.15 Устройства удержания груза должны соответствовать требованиям нормативных документов [2], [3].
5.8 Грузозахватные органы и приспособления
5.8.1 Грузозахватные органы (крюки и грейфера) должны снабжаться паспортом с указанием:
- предприятия-изготовителя;
- даты изготовления;
- заводского номера;
- грузоподъемности;
- собственной массы и материала, из которого они изготовлены;
- назначенным ресурсом.
5.8.2 На грузовых кованых и (или) штампованных крюках должны быть нанесены обозначения грузоподъемности, даты изготовления и завода-изготовителя. Маркировка пластинчатого крюка должна соответствовать маркировке вилки по ГОСТ 2105 и ГОСТ 6619.
5.8.3 Крюки для кранов грузоподъемностью свыше 3 т, за исключением крюков специального исполнения, должны быть установлены на упорных подшипниках качения.
5.8.4 Крепление кованого и (или) штампованного крюка грузоподъемностью более 5 т, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки крепления крюка, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Иные способы стопорения гайки допускаются в соответствии с действующими нормативными документами.
5.8.5 Для предотвращения спадания строп и груза обязательно наличие предохранительных замков на крюках в соответствии с ГОСТ 12840.
5.8.6 Конструкция грейфера с канатными механизмами подъема или замыкания должна исключать его самопроизвольное раскрытие и выход канатов из ручьев блоков.
5.8.7 Крюки грузоподъемных кранов должны соответствовать требованиям нормативных документов [2], [3].
5.9 Канаты, цепи, элементы их сопряжения
5.9.1 Крепление концов канатов на кране, а также соединение их с кольцами, крюками и другими элементами, за исключением барабанов лебедок, должно выполняться путем заплетки свободного конца каната, постановки зажимов или другим способом по утвержденным нормативным документам или заделкой в другие проверенные устройства, допущенные к применению контролирующими органами.
5.9.2 Стальные канаты не должны иметь никаких сращиваний, кроме заделки концов канатов.
5.9.3 Коуши и втулки для крепления концов канатов клином или заливкой легкоплавким сплавом должны изготовляться ковкой или штамповкой из стали. Допускается применение литых стальных втулок и коушей. Не допускается применение сварных втулок.
5.9.4 Число проколов каната каждой прядью при заплетке у коуша должно быть в пределах 4-6 в зависимости от диаметра каната. Пряди во всех случаях должны быть пропущены против направления спуска каната.
5.9.5 Крепление каната к барабану должно соответствовать следующим требованиям:
- допускать возможность замены каната, при этом количество прижимных планок должно быть не менее двух;
- длина свободного конца каната от последнего зажима на барабане должна быть не менее двух диаметров каната;
- изгиб свободного конца каната под прижимной планкой или возле нее не допускается.
5.9.6 Конструкция крепления каната должна исключать возможность его перетирания. Острые кромки втулок, клиньев, планок и прочих элементов креплений в местах соприкосновения с канатом должны быть исключены.
5.9.7 Барабаны подъемных механизмов с однослойной навивкой каната должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки.
5.9.8 Использование гладкого барабана допускается в случаях многослойной навивки каната на барабан или при навивке на барабан цепи.
Барабаны рекомендуется оборудовать канатоукладчиками или другими устройствами, обеспечивающими правильную укладку каната на барабане.
5.9.9 Барабаны лебедок должны иметь реборды с обеих сторон. Реборды барабана для каната должны возвышаться над верхним слоем каната не менее чем на два его диаметра, а для цепей - не менее чем на ширину звена цепи.
Барабаны с канавками, предназначенные для однослойной навивки двух ветвей каната крана, могут не снабжаться ребордами, если ветви навиваются от краев барабана к середине. При навивке на барабан с канавками одной ветви каната допускается не устанавливать реборду со стороны крепления каната на барабане.
5.9.10 Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при наинизшем (предельном) положении подвижного органа на барабане оставалось не менее 1,5 витков каната или цепи, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
5.9.11 Все блоки должны иметь устройства, исключающие спадание канатов с блоков.
5.9.12 Диаметр барабана или блока, огибаемого сварной цепью, должен быть:
- у кранов с ручным приводом - не менее 20-кратного калибра цепи;
- у кранов с электрическим приводом - не менее 30-кратного калибра.
5.9.13 Сварные или штампованные калиброванные и пластинчатые цепи при работе на звездочке должны находиться одновременно в полном сцеплении не менее чем с двумя зубьями звездочки.
5.9.14 Цепи и стальные канаты должны иметь соответствующие сертификаты.
5.10 Ходовые колеса
5.10.1 Ходовые колеса кранов должны быть двухребордными.
5.10.2 Одноребордные ходовые колеса могут применяться в следующих случаях:
- когда колея наземного кранового пути не превышает 4 м, а обе нитки лежат на одном уровне;
- когда краны передвигаются каждой стороной по двум рельсам, при этом расположение реборды на одном колесе противоположно расположению реборды на другом колесе;
- у опорных и подвесных тележек кранов мостового типа;
- у подвесных тележек, передвигающихся по монорельсовому пути (двутавр);
- у грузовых тележек башенных кранов.
5.10.3 Ходовые колеса механизмов передвижения кранов и их грузовых тележек могут выполняться коваными, катанными, штампованными или литыми. Ходовые колеса должны быть изготовлены из стали. Допускается применять ходовые колеса, изготовленные из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.
5.11 Кабины, пульты и посты управления
5.11.1 Все краны интенсивного использования, требующие длительного нахождения оператора у пульта управления, место расположения пульта управления которых подвержено вредным для человека воздействиям, должны оборудоваться кабинами управления.
5.11.2 Расположение и характеристики органов управления должны соответствовать ГОСТ 27913.
5.11.3 Расположение кабины и пульта управления должно обеспечивать хороший обзор зоны обслуживания при всех положениях рабочих органов крана, а также безопасность оператора при производстве погрузочно-разгрузочных работ, поломках (авариях) крана.
5.11.4 Опорное устройство кабины и механизмы ее перемещения должны выдерживать статические и динамические нагрузки, возникающие при работе крана, обеспечивать достаточно жесткое крепление, исключающее раскачивание кабины с возможностью удара груза о кабину, что создается надежной фиксацией кабины в рабочем и транспортном положениях.
5.11.5 Кабина управления в целях снижения шума должна быть расположена обособленно от машинного отделения.
5.11.6 Размеры кабины управления должны быть достаточными для размещения оборудования и удобного его обслуживания без сокращения обзора зоны работы крана. Расстояние от пола кабины до потолка и до любой выступающей части на потолке кабины на участке частого пребывания персонала должно быть не менее 1,9 м.
5.11.7 Угол раскрытия фонаря кабины в вертикальной диаметральной плоскости должен обеспечить оператору, сидящему в кресле, видимость захватного органа и груза по возможности на всех вылетах и высотах подъема (опускания), рекомендованный угол не менее 50°-60° вверх и вниз от горизонтальной линии визирования. Угол раскрытия фонаря в горизонтальной плоскости (круговой обзор) должен быть не менее 230°.
5.11.8 Ширина лобовой рамы фонаря должна по возможности перекрывать зону эффективной видимости (30° по горизонту), а ее высота - зону видимости груза и захватного органа в их основных рабочих положениях. Располагать переплеты в зонах основного наблюдения за рабочим органом не допускается, при этом коэффициент остекления фонаря в вертикальной и горизонтальной плоскостях должен быть не менее 0,9. Необходимо оборудовать верхние рамы цветными стеклами или солнцезащитными козырьками, а нижние рамы должны быть защищены решетками, выдерживающими вес взрослого человека.
5.11.9 Смотровые рамы следует располагать так, чтобы угол, образуемый линией визирования с плоскостью рамы, составлял 90°.
5.11.10 Конструкция рамок и фрамуг должна обеспечивать их легкое открывание (закрывание) и надежную фиксацию в открытом (закрытом) положениях, а также легкую замену стекол, желательно изнутри кабины.
5.11.11 В кабине должно быть предусмотрено устройство для очистки стекол как изнутри, так и снаружи.
5.11.12 Дверь для входа в кабину должна быть распашной или раздвижной размерами не менее 1,8х0,5 м и оборудована запором.
5.11.13 В кабинах управления кранов необходимо обеспечить следующие микроклиматические условия:
- температура воздуха в кабине в теплое время года не должна превышать температуру наружного воздуха более чем на 3°С;
- в холодный период температура воздуха в кабине должна быть не менее 20°С. Цвет пола и потолка кабины должен быть светлым.
5.11.14 Отопительные приборы, устанавливаемые в кабинах, должны исключать возможность соприкосновения персонала с нагретыми и токоведущими частями. Теплоотдача отопительных приборов должна быть регулируемой.
5.11.15 Вырезы в полу кабины для прохода рычагов управления должны быть закрыты чехлами или манжетами, предохраняющими от проникновения внутрь холодного воздуха и пыли.
5.11.16 Пол кабины должен выполняться из неметаллических материалов, исключающих скольжение, и иметь резиновый диэлектрический коврик. Устройство углублений, прокладка коммуникационных труб и т.п. не должны мешать санитарной уборке кабины крана.
5.11.17 В кабинах и пультах управления на видном месте должна находиться инструкция по безопасной эксплуатации данного крана.
5.11.18 Потолок и стены кабины необходимо облицовывать декоративными материалами, соответствующими требованиям пожарной безопасности, а места стыковки облицовки закрывать декоративным профилем.
5.11.19 Управление кранами должно быть легким, удобным, надежным, обеспечивающим минимум действий оператора. Оно может осуществляться с помощью:
- рычагов;
- педалей;
- кнопок;
- стационарных или переносных пультов управления;
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.