ГОСТ Р 59617-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Правила обследования фундаментов опор
Automobile roads of general use. Bridge construction. Rules for inspection of foundations of supports
ОКС 93.040
Дата введения 2022-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Мастерская Мостов" (ООО "Мастерская Мостов"), Обществом с ограниченной ответственностью "Нормативно-Испытательный Центр "Мосты" (ООО НИЦ "Мосты")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2021 г. N 1700-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к проведению мероприятий по обследованию фундаментов опор мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования, в том числе при прохождении автомобильных дорог по территории населенных пунктов.
Настоящий стандарт предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по содержанию, обследованию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции мостовых сооружений, находящихся в эксплуатации.
Настоящий стандарт распространяется на проведение работ:
- по оценке технического состояния фундаментов опор мостовых сооружений для расчетного определения их несущей способности при разработке проекта ремонта фундаментов опор, а также капитального ремонта или реконструкции эксплуатируемого мостового сооружения;
- по оценке технического состояния фундаментов поврежденных опор для определения возможности их (фундаментов) дальнейшей эксплуатации в составе мостового сооружения или, при необходимости, их восстановления и усиления.
Настоящий стандарт может быть также применен при обследовании фундаментов опор:
- мостовых сооружений на дорогах необщего пользования и уличной сети населенных пунктов;
- мостовых сооружений на внутрихозяйственных дорогах промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий;
- совмещенных мостов;
- галерей, конструкций для пропуска селей;
- служебных эстакад;
- коммуникационных мостов, не предназначенных для пропуска транспортных средств и пешеходов.
Настоящий стандарт не распространяется на обследование фундаментов опор мостовых сооружений на железных дорогах.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 16483.0 (ИСО 3129-75) Древесина. Общие требования к физико-механическим испытаниям
ГОСТ 16483.1 Древесина. Метод определения плотности
ГОСТ 16483.2 Древесина. Метод определения условного предела прочности при местном смятии поперек волокон
ГОСТ 16483.3 Древесина. Метод определения предела прочности при статическом изгибе
ГОСТ 19912 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 25100 Грунты. Классификация
ГОСТ 30416 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
ГОСТ Р 8.674 Государственная система обеспечения единства измерений. Общие требования к средствам измерений и техническим системам и устройствам с измерительными функциями
ГОСТ Р 59618-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила обследований и методы испытаний
ГОСТ Р 59619-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования опор
СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы (с Изменениями N 1, N 2, N 3)"
СП 64.13330.2017 "СНиП II-25-80 Деревянные конструкции (с Изменениями N 1, N 2)"
СП 79.13330.2012 "СНиП 3.06.07-86 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний (с Изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)"
СП 126.13330.2017 "СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве"
СП 274.1325800.2016 Мосты. Мониторинг технического состояния
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акватория: Участок водной поверхности, ограниченный естественными, искусственными или условными границами.
3.2 визуальный контроль: Сбор информации о состоянии конструкций с помощью органов зрения.
3.3 водолазное обследование: Комплекс специальных технических работ, выполняемых водолазами для определения пространственного положения, состояния подводных частей сооружения, для выявления дефектов и повреждений элементов конструкций, расположенных под водой, при строительстве или в процессе эксплуатации сооружения.
3.4 геофизические методы: Методы прикладной геофизики, использующиеся для изучения геологических профилей, получения информации о техническом состоянии подземных сооружений, скважин, выявления полезных ископаемых в недрах и др.
3.5
|
грузоподъемность: Характеристика (показатель) технического состояния мостового сооружения, соответствующая максимальному воздействию временной вертикальной нагрузки, при котором не наступает предельное состояние первой группы ни в одной из основных несущих конструкций сооружения.
[ГОСТ Р 59618-2021, пункт 3.7]; |
3.6
|
грунт: Любая горная порода, почва, осадок и техногенные минеральные образования, рассматриваемые как многокомпонентные динамические системы и часть геологической среды, изучаемые в связи с инженерно-хозяйственной деятельностью.
[ГОСТ 25100-2020, пункт 3.3] |
3.7 дефект: Каждое отдельное несоответствие конструкции (элемента) установленным требованиям проектной и (или) нормативно-технической документации.
3.8 долговечность: Свойство элемента или конструкции длительно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенных условиях эксплуатации.
3.9 инструментальный контроль: Сбор информации о состоянии конструкции с применением средств измерений.
3.10 ледостав: Фаза ледового режима, период, в течение которого наблюдается неподвижный ледяной покров на водоемах и водотоках.
3.11 майна: Широкая прорубь, полынья во льду водоема.
3.12
|
метод неразрушающего контроля: Метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению.
[ГОСТ 16504-81, статья 89] |
3.13
|
метод разрушающего контроля: Метод контроля, при котором может быть нарушена пригодность объекта к применению.
[ГОСТ 16504-81, статья 88] |
3.14
|
мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки), часто подменяется термином "мост".
[ГОСТ 33384-2015, пункт 3.7] |
3.15
|
насыпь подхода: Участок насыпи земляного полотна автодороги, который непосредственно примыкает к крайней опоре (устою) и используется для въезда на него или съезда с него транспортных средств.
[ГОСТ Р 59619-2021, пункт 3.8] |
3.16
|
несущая способность: Максимальный эффект воздействия, реализуемый в строительном объекте без превышения предельных состояний.
[ГОСТ 27751-2014, пункт 2.2.4] |
3.17 обследование: Комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта.
3.18 опора моста: Несущий элемент мостового сооружения, передающий усилия с пролетного строения на массив грунта, в котором размещены конструкции фундамента опоры.
3.19 опускной колодец: Фундамент глубокого заложения, представляющий собой полую, замкнутого поперечного сечения бетонную, железобетонную или стальную конструкцию, погружаемую в грунт под действием собственного веса или принудительно (вибропогружением или с помощью пригруза).
3.20 основание фундамента опоры: Массив грунта, в котором размещены конструкции фундамента опоры.
3.21
|
оценка технического состояния: Установление степени повреждения и категории технического состояния элементов конструкции или конструкции в целом, включая состояние грунтов основания, на основе сравнения фактических значений количественно оцениваемых признаков со значениями этих же признаков, установленными проектом или нормативным документом.
[Адаптировано из ГОСТ 31937-2011, пункт 3.8] |
3.22
|
поверочный расчет: Расчет существующей конструкции и (или) грунтов основания по действующим нормам проектирования с введением в расчет полученных в результате обследования или по проектной и исполнительной документации: геометрических параметров конструкций, фактической прочности материалов и грунтов основания, действующих нагрузок, уточненной расчетной схемы с учетом имеющихся дефектов и повреждений.
[ГОСТ 31937-2011, пункт 3.9] |
3.23
|
повреждение: Дефект, появившийся на сооружении или его элементе в результате механического, коррозионного, химического, биологического или иного воздействия.
[ГОСТ Р 54523-2011, пункт 3.9.16] |
3.24
|
ростверк: Распределительная плита, объединяющая головы свай и перераспределяющая на них нагрузку от вышерасположенных конструкций.
[ГОСТ Р 59619-2021, пункт 3.24] |
3.25 ряж: Деревянный сруб в виде ящика с дном или без дна, заполняемый балластом (камнями, грунтом) и применяемый в качестве фундаментов и опор мостов.
3.26
|
свая: Погруженная в грунт или изготовленная в грунте вертикальная или наклонная конструкция, предназначенная для передачи нагрузки на основание.
[ГОСТ Р 59619-2021, пункт 3.26] |
3.27
|
свая-оболочка: Тонкостенная полая свая большого диаметра - свыше 0,6 м с замкнутым поперечным сечением.
[ГОСТ Р 59619-2021, пункт 3.27] |
3.28 свая-столб: Элемент с размером поперечного сечения 0,8 м и более, сооружаемый путем устройства в грунте (или в скальной породе) скважины с уширенной нижней частью или без нее и последующего заполнения ее бетонной смесью, или элемент, устанавливаемый в скважину без принудительного заглубления.
3.29
|
техническое состояние: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств сооружения (элемента), характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией.
[ГОСТ Р 54523-2011, пункт 3.9.1] |
3.30
|
фундамент опоры: Часть опоры мостового сооружения, которая служит для передачи нагрузки от сооружения на основание.
[ГОСТ Р 59619-2021, пункт 3.37] |
4 Общие правила проведения обследования фундаментов опор мостовых сооружений
4.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к работам и их составу по получению информации о техническом состоянии фундаментов опор, необходимой для контроля и повышения безопасных условий эксплуатации мостовых сооружений в течение установленного срока их службы в соответствии с требованиями Технического регламента [1].
Обследование фундаментов опор мостовых сооружений является специальным видом работ согласно ГОСТ Р 59618-2021 (пункт 5.1.9).
4.2 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений проводят силами специализированных организаций в области мостостроения, имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
4.3 В процессе обследования организации-исполнители могут привлекать к совместной работе соответствующие аттестованные профильные организации в области геофизических исследований, водолазные станции, буровые партии, грунтовые и строительные лаборатории и др.
Привлекаемые организации должны работать под контролем представителя организации, проводящей обследование непосредственно на объекте.
4.4 Обследование фундаментов опор выполняют в соответствии с техническим заданием. Объем работ по обследованию фундаментов опор определяется в зависимости от поставленных целей, характера и полноты сведений о состоянии элементов конструкции мостового сооружения в соответствии с [2], СП 79.13330.2012 и ГОСТ Р 59618.
4.5 Обследование фундаментов опор следует проводить по предварительно разработанным Программам, составленным исполнителями работ с учетом технического задания и предложений заинтересованных организаций.
Программы должны быть согласованы заказчиком и утверждены руководителем организации-исполнителя работ.
4.6 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений выполняют:
- при выявлении дефектов (деформаций, кренов и осадок) опор, свидетельствующих о нарушении несущей способности их фундаментов, обнаруженных в процессе обследования мостового сооружения в соответствии с ГОСТ Р 59618-2021 (подраздел 5.2);
- для определения фактической несущей способности фундаментов опор при разработке проекта капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения;
- при возникновении аварийных ситуаций, связанных с повреждением опор, вызванных стихийными бедствиями (ледоходы, землетрясения и др.), а также авариями техногенного характера (навалы судов, наезды автотранспорта и др.);
- для установления недостающих данных (геометрических параметров конструкций, физико-механических характеристик элементов и пр.), необходимых для расчетного определения несущей способности фундаментов опор при условии полного или частичного отсутствия проектной и исполнительной документации;
- для определения возможности и условий пропуска сверхнормативных нагрузок.
4.7 Результаты обследования фундаментов опор мостового сооружения, представляемые в виде технического отчета или заключения, должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решения по реализации целей и задач проводимого обследования.
4.8 Средства измерений и контроля, применяемые при обследовании фундаментов опор мостовых сооружений, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.674 и заранее пройти метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию организациями, аккредитованными в области обеспечения единства измерений.
4.9 Обследования фундаментов опор мостовых сооружений следует проводить при благоприятных погодных условиях в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59618-2021 (пункт 5.1.20).
Категорически запрещается проведение обследований фундаментов опор, расположенных в акватории водных объектов, во время ледохода, половодья, паводка, шторма более трех баллов, при дожде и тумане.
4.10 Работы по обследованию фундаментов опор мостовых сооружений необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в соответствии с требованиями [3], [4].
4.11 В случае выявления в процессе обследования критических дефектов или повреждений фундаментов опор, способных привести к возникновению аварийной ситуации, исполнители работ обязаны немедленно уведомить об этом заказчика, а также эксплуатирующую организацию и балансодержателя как в устной, так и в письменной форме, для своевременного принятия решения по ограничению или полному закрытию движения автотранспорта по мостовому сооружению.
5 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений
5.1 Основные положения
5.1.1 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений осуществляют с целью определения фактического технического состояния фундаментов опор и их элементов, включая грунты оснований фундаментов и (или) насыпей подходов, с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по ремонту или усилению конструкций фундаментов опор.
5.1.2 При обследовании фундаментов опор мостовых сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании, объектами исследований являются:
- грунты оснований фундаментов, насыпей подходов;
- конструкции фундаментов опор, в том числе узлы сопряжения их элементов;
- донные части водоемов, примыкающие к фундаментам опор.
Примечание - В качестве объектов исследований могут быть фундаменты отдельно стоящих конструкций, защищающих опоры мостовых сооружений от ледохода, корчехода и пр.
5.1.3 Обследование фундаментов опор мостовых сооружений следует проводить в четыре этапа:
- подготовка к проведению обследования;
- визуальный контроль фундаментов опор, а также других конструкций мостового сооружения, повреждения или смещения которых могут косвенно указывать на наличие проблем с фундаментами;
- проведение инструментального контроля;
- оценка результатов визуального и инструментального контроля, выполнение поверочных расчетов (при необходимости), анализ полученных результатов с выдачей параметров для решения задач, поставленных в техническом задании на обследование.
5.1.4 Подготовка к проведению обследования включает в себя:
а) организацию доступа к объекту обследования (выполняется заказчиком);
б) общее ознакомление с объектом обследования;
в) сбор и изучение имеющейся технической документации:
1) проектной и исполнительной документации (при наличии);
2) отчетной документации по результатам предыдущих обследований (если таковая имеется);
3) информации о проводимых ранее ремонтах, реконструкциях или каких-либо других изменениях в конструкции фундамента опоры;
4) материалов инженерно-геологических изысканий (при их наличии);
5) информации, полученной от компетентных органов, о наличии подземных коммуникаций (водопроводов, газопроводов, электрических кабелей, кабелей связи и др.), прилегающих к обследуемому фундаменту;
г) анализ собранной информации;
д) внесение в техническое задание на обследование согласованных заказчиком изменений (при необходимости);
е) составление программы работ на основании полученной информации и с учетом требований технического задания, согласованного с заказчиком.
5.1.5 При наличии перечисленных в 5.1.4 документов и на основе материалов, содержащих сведения об объекте обследования, определяют:
- разработчика проекта;
- год постройки фундамента;
- нормы проектирования;
- проектные нагрузки;
- тип фундамента в соответствии с классификацией по приложению А;
- геометрические параметры конструкций фундамента (размеры в плане, высоту, глубину заложения);
- характеристики материалов (бетон, камень, металл, дерево и т.п.), из которых изготовлены элементы фундамента;
- характеристики грунтового основания фундамента или насыпи подхода;
- характер и степень внешних воздействий на опору мостового сооружения (при возникновении аварии);
- места расположения подземных коммуникаций.
5.1.6 По нормам проектирования, действующим на момент строительства мостового сооружения, определяют проектные нагрузки, минимальные физико-механические характеристики примененных материалов, характерные линейные параметры элементов фундаментов и др.
При отсутствии технической документации на фундаменты опор нормы проектирования устанавливают путем сбора общей информации о фундаментах опор (год постройки, проектная и строительная организации и др.) у местных компетентных органов, а также путем осмотра элементов пролетных строений и видимой части опор на предмет маркировки.
5.1.7 По результатам подготовительных работ и в зависимости от требований технического задания определяют необходимость выполнения инженерно-геологических изысканий, геотехнических исследований, водолазных работ и др., после чего составляют программу, в состав которой входят:
- краткое описание объекта обследования;
- цель и задачи предстоящих работ;
- содержание и объем работ по обследованию, необходимым изысканиям с указанием мест и методов инструментального контроля, мест вскрытия и отбора проб для исследований образцов в лабораторных условиях, поверочных расчетов и т.п.;
- мероприятия по подготовке предстоящих работ.
В программе указываются организации и лица, ответственные за подготовку к обследованиям, за обеспечение доступа к конструкциям, за предоставление оборудования (буровых установок, плавсредств, водолазного оборудования и др.), за выполнение этапов работ по обследованию и др., а также вид продукции, выдаваемой по результатам обследования.
5.1.8 Визуальный контроль фундаментов опор проводят с целью установления их конструктивных особенностей, выявления и фиксации дефектов и повреждений.
5.1.9 Для предварительной оценки технического состояния фундаментов опор проводят визуальный контроль конструкций мостового сооружения (деформационных швов, пролетных строений, опорных частей, элементов опор, ростверков, свай и пр.).
5.1.10 Визуальному контролю подвергают видимые и скрытые (подземные, подводные) части фундаментов опор, при обеспечении к ним доступа с использованием технических средств (лестницы, подмости, шурфование, подводные фото или видеосъемки, водолазные работы).
5.1.11 Результатом проведения визуального контроля являются:
- уточнение мест вскрытий (шурфов), определение участков проведения инструментального контроля (исследований);
- установление мест расположения дефектов и повреждений во всех доступных местах (включая места вскрытия), их описание, фотографии;
- схемы расположения дефектов;
- ведомости дефектов и повреждений;
- выявление критических дефектов, которые могут привести к аварийным ситуациям (при наличии);
- уточнение конструктивной схемы фундамента.
5.1.12 Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения необходимо отнести к классификационным группам - категориям, отражающим значимость каждого дефекта по степени его влияния на основные эксплуатационные свойства мостового сооружения (грузоподъемность, долговечность и ремонтопригодность) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59618.
5.1.13 Инструментальный контроль включает в себя следующие работы:
- измерение геометрических параметров конструкций фундаментов;
- измерение параметров обнаруженных дефектов и повреждений элементов фундаментов, включая общие деформации опор, их просадки и наклоны (крены), и внесение их в ведомость дефектов и повреждений;
- определение фактических физико-механических характеристик материалов элементов фундаментов;
- определение геолого-литологического разреза и физико-механических характеристик грунтов основания фундамента, а также грунтов насыпей подходов (инженерно-геологические изыскания);
- инженерно-гидрологические изыскания (при необходимости).
5.1.14 Расчеты несущей способности фундаментов опор следует выполнять по нормативным документам, действующим на момент обследования, а также в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59619, СП 35.13330.2011, [5].
5.1.15 При отсутствии технической документации, а также прямого доступа к конструкциям фундаментов опор (невозможности откопки шурфов, расположения фундамента под водой и др.) в расчетах допускается использовать минимальные физико-механические характеристики материалов рассчитываемого элемента, указанные в нормах проектирования, действующих на момент строительства мостового сооружения.
5.1.16 Постоянные нагрузки от веса конструкций мостового полотна, пролетных строений, опор, а также давления грунта насыпи на крайние опоры (устои), используемые в расчетах несущей способности фундаментов опор, могут быть получены из технической документации или из материалов предыдущих обследований мостового сооружения.
5.1.17 При отсутствии технической документации и материалов предыдущих обследований постоянную нагрузку от веса конструкций, действующую на фундамент, устанавливают путем замеров фактических объемов элементов конструкций (пролетных строений, опор, насыпей подходов).
5.1.18 Фактический вес конструкций мостового полотна на момент обследования следует определять путем измерения толщины слоев и уточнения состава слоев дорожной одежды.
Примечание - В исключительных случаях, при невозможности выполнения поверочных расчетов несущей способности фундаментов опор (отсутствие данных для расчетов), допускается проведение статических испытаний опор путем их нагружения штучными грузами или гружеными автомобилями по специально разработанной программе испытаний и в соответствии с ГОСТ Р 59618.
5.1.19 Оценка результатов обследования и поверочных расчетов фундаментов опор включает в себя:
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.