ГОСТ 31334-2007
Группа В41
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ОСИ ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм
Технические условия
Axles for rolling stock of 1520 mm gauge railways. Specifications
МКС 45.080
ОКП 31 0000
Дата введения 2008-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным Государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ), Федеральным Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт вагоностроения (ФГУП ГосНИИВ)", Институтом черной металлургии Украины (ИЧМ НАНУ), ТК 4 и ОАО "Уральский институт металлов" (ГНЦ РФ ОАО УИМ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 31 от 8 июня 2007 г.)
За принятие проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Минторгэкономразвития |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Российская Федерация | RU | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Госпотребстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 1005-3-82 "Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству" (ISO 1005-3:1982 "Railway rolling stock material - Part 3: Axles for tractive and trailing stock - Quality requirements. First edition")
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2007 г. N 352-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31334-2007 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2008 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 30237-96 и ГОСТ 30272-96
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 3, 2009 год
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на черновые (профильные заготовки) и чистовые оси в исполнении УХЛ по ГОСТ 15150 для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм и метрополитенов.
________________
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.017-93 Система стандартов безопасности труда. Оборудование кузнечно-прессовое. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение
ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений
ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 4728-96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия
ГОСТ 5639-82 Стали и сплавы. Метод выявления и определения величины зерна
ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава
ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия
ГОСТ 9454-78 Металлы. Методы испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах
ГОСТ 10243-75 Сталь. Методы испытаний и оценки макроструктуры
ГОСТ 11018-2000 Тяговый подвижной состав железных дорог колеи 1520 мм. Колесные пары. Общие технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 20415-82 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения
ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод
ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования
ГОСТ 22780-93 (ИСО 1005-9-86) Оси для вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры
ГОСТ 30552-98 Заготовки профильные (необработанные оси) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Припуски и допуски
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверять действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным). Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 черновая ось (профильная заготовка): Ось, полученная методом горячего деформирования, подвергнутая термической обработке, имеющая припуск под механическую обработку и прошедшая ультразвуковой контроль.
3.2 чистовая ось: Ось, окончательно механически обработанная, подвергнутая по всей длине упрочнению накатыванием роликами и прошедшая ультразвуковой и магнитный контроль.
3.3 прозвучиваемость: Проницаемость оси с торцевой поверхности ультразвуковыми волнами в осевом направлении, заключающаяся в сравнении амплитуды эхо-сигнала от противоположного торца оси с амплитудой эхо-сигнала от эталонного отражателя в стандартном образце.
4 Технические требования
4.1 Технические требования к черновым осям
4.1.1 Черновые оси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
4.1.2 Черновые оси изготовляют из осевых заготовок по ГОСТ 4728 или из слитков той же марки стали.
4.1.3 Химический состав стали - по ГОСТ 4728.
4.1.4 Форма, размеры и предельные отклонения геометрических размеров черновых осей должны соответствовать ГОСТ 30552 и чертежам, согласованным в установленном порядке.
4.1.5 Черновые оси изготовляют методами горячего деформирования: свободной ковкой, штамповкой, винтовой прокаткой и радиально-ротационным деформированием.
4.1.6 Степень укова или обжатия металла при изготовлении черновых осей для вагонов магистральных железных дорог, локомотивных осей и осей специального подвижного состава должна быть не менее 3, а для осей вагонов метрополитенов - не менее 5.
4.1.7 Черновые оси могут иметь технологический припуск для изготовления образцов; диаметр припуска должен быть не менее диаметра конца черновой оси. Допускается во время ковки припуск надрубить.
4.1.8 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты термической обработке - нормализации или нормализации с последующим отпуском. Все термические операции следует осуществлять при автоматической регистрации заданных режимов.
4.1.9 Механические свойства металла термически обработанных черновых осей должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Механические свойства и ударная вязкость
|
|
|
|
|
Временное сопротивление при растяжении , Н/мм (кгс/мм ) | Предел текучести , Н/мм (кгс/мм ) | Относительное удлинение , % | Ударная вязкость при 20 ° С , Дж/см (кгс·м/см ) | |
| не менее | Среднее значение, не менее | Минимальное значение | |
Образцы из подступичной части | ||||
580-610 (59-62) | 300 (31) | 20,0 | 49 (5,0) | 34 (3,5) |
620-640 (63-65) | 310(32) | 19,0 | 39 (4,0) | 29 (3,0) |
650 (66) и более | 325 (33) | 18,0 | 34 (3,5) | 29 (3,0) |
Образцы из шейки или технологического припуска | ||||
600-620 (61-63) | 310 (32) | 20,0 | 54 (5,5) | 39 (4,0) |
630 (64) и более | 330 (34) | 19,0 | 44 (4,5) | 34 (3,5) |
Примечание - Нормы по пределу текучести факультативны. |
Примечание - При изготовлении черновых осей методом винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части.
При получении неудовлетворительных результатов испытаний на образцах из технологического припуска шейки или самой шейки допускается проводить испытания на образцах из подступичной части.
4.1.10 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700 °С без последующей термообработки. Температура в конце процесса правки должна быть не ниже 600 °С.
4.1.11 Радиальное биение поверхности черновых осей (шеек и средней части) относительно поверхности подступичных частей - в соответствии с ГОСТ 30552.
4.1.12 Поверхность черновых осей, подлежащих дальнейшей обработке у потребителя, должна быть очищена от окалины, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на обработку черновых осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно выполнять контрольные местные вырубки (зачистки). Допускается по согласованию с потребителем изготовлять черновые оси винтовой прокатки без очистки от окалины и с глубиной залегания наружных дефектов до 85% одностороннего фактического припуска на обработку дефектов.
На поверхности черновых осей, изготовленных винтовой прокаткой, допускается винтовой след от валков, высота которых не входит в поле предельных отклонений по диаметру.
4.1.13 Не допускаются флокены, несплошности, инородные металлические и неметаллические включения, следы усадочной раковины, а также дефекты макроструктуры, превышающие требования ГОСТ 4728.
В черновых осях, предназначенных для изготовления полых сверленых осей, допускается наличие центральной осевой рыхлости, если она распространяется от центра на расстоянии не более 0,7 радиуса отверстия.
4.1.14 Оси должны прозвучиваться с торца в продольном направлении, затухание ультразвуковых колебаний на частоте 2-2,5 МГц не должно превышать 46 дБ.
4.1.15 Балл неметаллических включений в стали (кроме недеформирующихся силикатов) не должен быть более 4 по ГОСТ 1778.
4.1.16 Микроструктура термообработанных черновых осей должна быть однородной перлитно-ферритной.
Величина зерна должна быть не крупнее номера 5 по ГОСТ 5639.
4.1.17 На каждой черновой оси в горячем состоянии на средней части должны быть четко выбиты знаки маркировки высотой 10-15 мм и глубиной 1-3 мм через тире или с промежутками.
4.1.17.1 Для черновых осей, изготовленных из осевых заготовок:
- две последние цифры года изготовления;
- номер плавки;
- порядковый номер оси, начинающийся с условного номера предприятия-изготовителя. Перед однозначным условным номером ставят три нуля, перед двузначным - два нуля, перед трехзначным - один нуль.
Для черновых осей винтовой прокатки нули перед условным номером предприятия-изготовителя не ставят. Черновым осям сборной партии для вагонов метрополитена присваивают условный номер плавки по нумерации предприятия-изготовителя.
Повторение номера в течение года не допускается.
Пример маркировки черновой оси, изготовленной в 2002 году с номером плавки - 17248; с номером черновой оси 000530085 (5 - номер предприятия-изготовителя; 30085 - порядковый номер оси, изготовленной с начала года):
02 17248 000530085
Допускается делать промежуток между условным номером предприятия-изготовителя и порядковым номером черновой оси.
4.1.17.2 Для черновых осей, изготовленных ковкой из слитка:
- условный номер предприятия-изготовителя;
- месяц и две последние цифры года изготовления;
- номер плавки;
- порядковый номер оси, начинающийся с номера предприятия-изготовителя.
4.1.17.3 Каждая черновая ось должна иметь клейма технического контроля и представителя заказчика. Для черновых осей, изготовленных свободной ковкой из слитка, эти клейма ставят на площадке длиной 25 мм и шириной 15 мм между номером плавки и номером черновой оси.
4.1.18 На черновых осях, изготовленных ковкой из слитка, должны быть выбиты литеры:
А - на черновых осях, изготовленных из головной (верхней) части слитка;
Б - на черновых осях, изготовленных из части слитка, следующей за головной.
Литеры должны быть выбиты на головном конце черновой оси.
4.2 Технические требования к чистовым осям
4.2.1 Чистовые оси должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
4.2.2 Чистовые оси изготовляют из черновых осей. Размеры и предельные отклонения геометрических размеров чистовых осей должны соответствовать ГОСТ 11018, ГОСТ 22780 и чертежам, согласованным в установленном порядке с заказчиком.
4.2.3 На поверхности чистовых осей черновины и видимые поверхностные дефекты не допускаются. Не допускаются обнаруженные магнито-порошковым методом контроля волосовины, размеры и количество которых превышают указанные в таблице 2.
Таблица 2 - Допустимое количество и размер волосовин на поверхности чистовых осей
|
|
|
|
Часть чистовой оси | Тип подвижного состава | ||
| Грузовые и пассажирские вагоны; прицепные вагоны электро- и дизель-поездов* | Локомотивы и моторные вагоны электро- и дизель-поездов, специальный подвижной состав**
| Вагоны метрополитена*** |
Галтель | Не допускаются | Не допускаются | Не допускаются |
Цилиндрическая часть шейки | Не допускаются, если:
длина отдельной волосовины - более 10 мм;
более 3 шт. волосовин в любом поперечном сечении;
более 5 шт. волосовин всего | Не допускаются, если:
длина отдельной волосовины - более 10 мм;
более 2 шт. волосовин в любом поперечном сечении;
более 4 шт. волосовин всего | Не допускаются |
Средняя часть | Не допускаются, если:
длина отдельной волосовины - более 50 мм;
не более 3 шт. волосовин в любом поперечном сечении | Допускаются, если:
длина отдельной волосовины - не более 25 мм;
не более 2 шт. волосовин в любом поперечном сечении | Не допускаются |
* При нескученном и нестрочечном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной до 3 мм на всех частях осей, за исключением галтелей.
** При нескученном и нестрочечном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной до 2 мм на шейке и до 3 мм на всех остальных частях осей.
*** При нескученном расположении допускаются без ограничения количества волосовины длиной до 1 мм на шейке и до 2 мм на средней и подступичных частях осей.
| |||
Примечание - Расположение волосовин на поверхности оси по ее образующей считают строчечным. Волосовины, составляющие одну строчку и имеющие длину на шейке менее 10 мм, на подступичной или предподступичной части - менее 15 мм и на средней части оси - менее 20 мм, принимают за одну волосовину длиной, равной общему отрезку прямой, на которой они расположены. |
4.2.4 Расположение волосовин, при котором в любом месте их число на площадке размером 50х50 мм превышает 5 шт., считают скученным. При этом волосовины длиной до 1 мм при нестрочечном их расположении не учитывают.
На средней части чистовой оси не должно быть забоин. Допускаются забоины глубиной более 1 мм, если они не выводят ось за пределы допускаемых отклонений на размеры и если они плавно зачищены вдоль оси. Место зачистки должно быть проверено средствами дефектоскопии. Видимые невооруженным глазом продольные мелкие риски на подступичной части оси глубиной не более 0,03 мм должны быть плавно зачищены вдоль оси. Более глубокие риски не допускаются.
4.2.5 Не допускается на поверхностях центровых отверстий наличие кольцевых рисок глубиной более 0,08 мм и продольных - глубиной более 0,5 мм.
4.2.6 Каждая чистовая ось должна быть подвергнута ультразвуковому контролю в соответствии с 8.3.
4.2.7 Оси после механической обработки должны быть подвергнуты упрочнению накатыванием роликами в шейках, предподступичных, подступичных и средней частях, а также в галтелях перехода от одних частей к другим по нормативному документу, согласованному в установленном порядке.
4.2.7.1 Накатанная поверхность на цилиндрической поверхности шейки и предподступичной части оси вагонов железных дорог и оси вагонов метрополитена может начинаться для осей типа РУ1 на расстоянии не более 8 мм, а для осей типа РУ1Ш - не более 22 мм от торца с последующим постепенным увеличением твердости и глубины накатанного слоя.
4.2.7.2 Увеличение твердости накатанной поверхности вагонных осей должно составлять не менее 22%; локомотивных осей и осей специального подвижного состава - не менее 20% исходной. Глубина слоя металла с повышенной твердостью - 0,02-0,04 диаметра упрочняемого сечения.
Накатанная поверхность может не доходить до края шеек и подступичных частей не более чем на 18-20 мм с последующим постепенным увеличением глубины накатанного слоя.
Для тепловозов промышленного транспорта допускается упрочнение накатыванием только подступичных частей, шеек осей и их галтелей.
4.2.9 Перенос клейм и маркировки с необработанной поверхности черновой оси на торец чистовой проводят под наблюдением отдела технического контроля предприятия, обрабатывающего ось, и удостоверяют клеймом.
4.2.10 Расположение знаков маркировки и клейм на торце чистовой оси должно соответствовать указанному на рисунке:
1 - для вагонных осей под подшипники качения с торцевым креплением шайбой; для моторных осей электропоездов и дизель-поездов;
2а - для локомотивных осей под подшипники скольжения; 2б - под подшипники качения и осей специального подвижного состава;
3 - для осей вагонов метрополитенов.
Высота знаков маркировки - 6 мм.
1 - приемочные клейма; 2 - условный номер предприятия, проводившего обработку
и перенос знаков маркировки; 3 - номер оси; 4 - две последние цифры года изготовления
черновой оси; 5 - клеймо технического контроля
Рисунок 1 - Знаки и клейма на торце вагонной оси
1 - условный номер предприятия-изготовителя черновой оси; 2 - месяц и две последние цифры года
изготовления черновой оси; 3 - номер оси; 4 - клейма технического контроля предприятия-изготовителя
и представителя заказчика, принявших чистовую ось; 5 - условный номер предприятия-изготовителя,
обработавшего черновую ось
Рисунок 2 - Знаки и клейма на торце локомотивной оси
Примечание - Если торцы чистовых осей являются рабочими элементами конструкции буксовых узлов, то знаки маркировки и клейм выбивают на цилиндрической поверхности буртов или другой нерабочей поверхности, указанной на рабочем чертеже; высота цифр: для рисунка 2а - 10 мм, для рисунка 2б - 6 мм.
1 - условный номер предприятия - изготовителя или товарный знак; 2 - номер оси; 3 - номер плавки;
4 - дата изготовления оси; 5 - приемочные клейма ОТК; 6 - приемочные клейма приемщика вагонов;
7 - дата обработки оси; 8 - условный номер предприятия, перенесшего знаки маркировки
Рисунок 3 - Знаки и клейма на торце со стороны удлиненной ступицы осей вагонов метрополитена
5 Требования безопасности
5.1 При изготовлении осей следует руководствоваться ГОСТ 12.3.002, а также инструкциями по технике безопасности предприятий, утвержденными техническими руководителями предприятий-изготовителей.
5.2 Безопасность при изготовлении осей обеспечивают выбором соответствующих производственных процессов по ГОСТ 12.2.003 и режимов работы производственного оборудования - по ГОСТ 12.2.017, режимов пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004, способов безопасного производства погрузочно-разгрузочных работ - по ГОСТ 12.1.004, соблюдений требований санитарной безопасности - по ГОСТ 12.1.007.
5.3 Безопасность эксплуатации осей обеспечивается выполнением требований разделов 4 и 7 настоящего стандарта.
6 Требования охраны окружающей среды
6.1 При изготовлении осей следует применять технологические процессы, не загрязняющие окружающую среду, и предусматривать комплекс мероприятий с целью ее охраны.
6.2 Метеорологические условия и содержание вредных веществ в рабочей зоне производственных помещений должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005 и ГОСТ 12.1.007 для категории работ средней тяжести.
7 Правила приемки
7.1 Для проверки соответствия осей требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания.
7.2 Предприятие - изготовитель черновых осей проводит выборочный входной контроль осевых заготовок на соответствие требованиям ГОСТ 4728.
Объем контроля определяет предприятие - изготовитель черновых осей.
7.3 При приемосдаточных испытаниях черновых осей должны быть предъявлены документы с номерами плавок и результатами химических анализов состава стали.
Черновые и чистовые оси, принятые отделом технического контроля предприятия-изготовителя, должны быть предъявлены для приемки представителю заказчика.
7.4 Приемосдаточные испытания
7.4.1 На приемосдаточные испытания черновые оси для вагонов магистральных железных дорог предъявляют партиями. Партия должна состоять из черновых осей одной плавки, прошедших термообработку по одному режиму. Число черновых осей в партии - не более 150 шт.
7.4.1.1 Допускается остаток черновых осей данной плавки (до 80 шт.) присоединять к партии из этой плавки.
Если остаток черновых осей более 80 шт., то его следует считать отдельной партией.
Допускается составлять сборную партию из черновых осей разных плавок, ранее прошедших испытания с удовлетворительными результатами.
7.4.2 Черновые оси локомотивов и моторных вагонов, изготовленных винтовой прокаткой, штамповкой и радиально-ротационным деформированием, предъявляют к приемке партиями. Партию составляют из черновых осей одной плавки, прошедших термическую обработку по одному режиму.
7.4.3 Приемосдаточным испытаниям подвергают каждую черновую ось для локомотивов, моторных вагонов и специального подвижного состава, изготовленную свободной ковкой из осевых заготовок по ГОСТ 4728 или непосредственно из слитка, а также для вагонов метрополитенов, изготовленную ковкой непосредственно из слитка.
При изготовлении двух и более черновых осей из одного слитка испытанию подвергают ось, изготовленную из головной части слитка.
7.4.4 Черновые оси для вагонов метрополитенов, изготовленные винтовой прокаткой или ковкой из осевых заготовок по ГОСТ 4728, принимают партиями. Партия должна состоять из черновых осей одной плавки. Число черновых осей в партии - не более 150 шт.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.