ГОСТ Р 51901.23-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Менеджмент риска
РЕЕСТР РИСКА
Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска
Risk management. Risk register. Guide on assessment of hazards risk for inclusion in risk register
ОКС 03.100.01
Дата введения 2013-12-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных положений документа "Руководство по оценке риска опасных ситуаций" (National Emergency Risk Assessment Guidelines), разработанного комитетом Австралии "Менеджмент опасных ситуаций"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Для повышения способности организации принимать эффективные меры по снижению риска возникновения опасных событий, инцидентов и аварий, а также быстро реагировать при их возникновении государственные, муниципальные, коммерческие и иные организации, общественные группы и домохозяйства могут использовать реестр риска. Необходимость разработки и ведения реестра риска организация определяет самостоятельно.
В реестр риска обычно включают основные виды опасных событий, применяемые методы оценки и снижения риска, план мероприятий по предупреждению и снижению риска.
Опасные события, инциденты, аварии и бедствия, как правило, приводят к существенным социально-экономическим потерям для организаций и государства в целом. Они включают:
- причинение вреда инфраструктуре, оборудованию и другому имуществу организации;
- финансовые затраты и косвенные экономические потери;
- травмирование и/или гибель людей, распространение заболеваний;
- нарушение экосистем, включая флору и фауну;
- социальные и культурные потери и т.д.
___________________
Анализ "галстук-бабочка" представляет собой схематический способ описания и анализа развития опасного события от его причин до последствий. Данный метод сочетает исследование причин события с помощью дерева неисправностей и анализ последствий с помощью дерева событий. Однако основное внимание метода "галстук-бабочка" сфокусировано на барьерах между причинами и опасными событиями и опасными событиями и последствиями. Диаграммы "галстук-бабочка" могут быть построены на основе выявленных неисправностей и дерева событий, но чаще их строят непосредственно в процессе проведения мозгового штурма.
Применение единого метода оценки риска опасных событий для их включения в реестр риска направлено на:
- исследование возникающих опасных событий, проведение необходимой обработки риска и обеспечение обоснованных (нерискованных) инвестиций;
- стандартизацию оценки риска и разработку альтернативных предложений по снижению риска;
- повышение прозрачности процессов оценки риска, улучшение возможности их проверки или изменения в связи с получением новых знаний, информации или опыта;
- стандартизацию данных реестров риска различных организаций;
- повышение сопоставимости данных по различным регионам и/или классам опасности. Настоящий стандарт разработан для интегрированного, всестороннего и объективного понимания риска опасных событий, инцидентов и аварий с учетом сложности и опасности возможных последствий для их включения в реестр риска. Результаты, полученные с помощью метода оценки риска, установленного в настоящем стандарте, позволяют повысить объективность принимаемых решений в области менеджмента риска, оптимизировать распределение ресурсов для обработки риска, улучшить меры реагирования на опасные ситуации и их предупреждения, повысить эффективность разработки и ведения реестров риска организаций.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований основополагающих стандартов в области риска: ГОСТ Р ИСО 31000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 и ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009.
1 Область применения
В настоящем стандарте установлены общие принципы опасных событий и инцидентов для включения в реестр риска организации.
Основной целью настоящего стандарта является повышение достоверности, оценок риска опасных событий и инцидентов, повышение качества и обеспечение сопоставимости информации о риске в реестрах риска различных организаций.
Настоящий стандарт предназначен в первую очередь для менеджеров по риску, руководителей организаций и технических экспертов по оценке опасных событий, инцидентов и аварий. Настоящий стандарт может помочь в работе причастных сторон, включая лиц, ответственных за разработку политики менеджмента риска, составление реестра риска, управление риском и оценку риска, а также оценку эффективности менеджмента риска организации.
Единый метод оценки риска опасных событий, инцидентов и аварий, используемый для их включения в реестр риска позволяет организациям на местном, региональном и федеральном уровнях получать сопоставимые данные о риске и использовать унифицированные способы реагирования на опасные ситуации и инциденты, а также их предупреждения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство
________________
ГОСТ Р 51897 Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, а также следующие термины с соответствующими определениями.
_______________
Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (позитивное и/или негативное).
Примечание 2 - Цели могут быть различными по содержанию (в области экономики, здоровья, экологии и т.п.) и назначению (стратегические, общеорганизационные, относящиеся к разработке проекта, конкретной продукции и процессу).
Примечание 3 - Риск часто характеризуют путем описания возможного события и его последствий или их сочетания.
Примечание 4 - Риск часто представляют в виде последствий возможного события (включая изменения обстоятельств) и соответствующей вероятности.
Примечание 5 - Неопределенность - это состояние полного или частичного отсутствия информации, необходимой для понимания события, его последствий и их вероятностей.
3.2 менеджмент риска (risk management): Скоординированные действия по руководству и управлению организацией в области риска
3.3 реестр риска (risk register): Форма записи информации об идентифицированном риске.
Примечание - Вместо термина "реестр риска" иногда используют термин "журнал риска".
3.4 опасность (hazard): Источник потенциального вреда.
Примечание - Опасность может быть источником риска.
3.5 последствие (consequence): Результат воздействия события на объект.
Примечание 1 - Результатом воздействия события могут быть одно или несколько последствий.
Примечание 2 - Последствия могут быть определенными или неопределенными, могут быть ранжированы от позитивных до негативных.
Примечание 3 - Последствия могут быть выражены качественно или количественно.
Примечание 4 - Первоначальные последствия могут вызвать эскалацию дальнейших последствий по принципу "домино".
3.6 воздействие (impact): Оцененные последствия для конкретного случая.
4 Общие положения
Настоящий стандарт содержит описание метода оценки риска опасных событий и инцидентов для его использования при разработке реестра риска организации. Применение описанного метода оценки риска направлено на снижение последствий опасных событий и может помочь повысить эффективность процесса менеджмента риска.
Основной целью настоящего стандарта является описание метода оценки риска, который:
- позволяет исследовать риск организаций различных размеров, видов деятельности и форм собственности;
- может быть использован для оценки риска "от" и/или "для" чего-то или кого-то (например, риск возникновения пожара, риск для инфраструктуры, риск всех или отдельных источников риска);
- использует подход, основанный на анализе сценариев опасного события;
- позволяет оценить риск на основе возможных последствий;
- идентифицирует остаточный риск при существующих средствах контроля и методов управления;
- обеспечивает базовую качественную оценку риска и способы его более детального анализа;
- позволяет провести сравнительную оценку риска при изменении неопределенности данных;
- обеспечивает получение сопоставимых выходных данных для оценки и обработки риска.
В настоящем стандарте установлен подход, позволяющий провести оценку широкого диапазона опасностей: природных, биолого-социальных, техногенных и др. Примерами таких опасностей могут быть: пожар, землетрясение, наводнение, шторм, циклон, цунами, эпидемии, нашествие насекомых/паразитов, промышленные аварии, крушения на транспорте, химические выбросы и т.д. Потери могут возникать при экспозиции одной или нескольких опасностей. При реализации альтернативных сценариев множественные источники риска могут оказать разрушающее воздействие на организацию и привести к последовательным или вторичным цепным реакциям опасных событий. Например, циклоны могут привести не только к сильным ветрам и дождям (основным источникам риска), но могут также вызвать опасности, связанные с последствиями основных опасностей, такие как наводнение или оползень (вторичные источники риска).
Метод оценки риска, установленный в настоящем стандарте, позволяет специалистам по риску применить подход, позволяющий оценить все опасности в соответствии с современными методами менеджмента и практического мирового опыта в области управления риском.
Метод оценки риска должен быть интегрирован в общий процесс менеджмента риска организации. Настоящий стандарт помогает определить область применения менеджмента риска, цели исследования риска и выбрать оптимальные меры снижения риска.
Установленный в настоящем стандарте метод оценки риска опасных событий не является единственным методом оценки риска. Например, метод не пригоден для оценки риска ущерба здоровью персонала аварийно-спасательных служб, например, при реализации мер реагирования в опасных ситуациях.
5 Описание процесса оценки риска
5.1 Значение оценки риска
Понимание риска опасных событий крайне важно для минимизации их последствий. В соответствии с ГОСТ Р 51897 оценка риска - это процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска. Исходя из этого, оценка риска - это процесс, используемый для описания опасных событий, их ранжирования и разработки действий по управлению риском на основе результатов сравнительной оценки риска.
Оценка риска является основным элементом процесса менеджмента риска. В рамках этого процесса вероятность последствий опасных событий должна быть оценена с учетом вероятности возникновения события, воздействия опасностей на элементы процесса менеджмента риска и деятельность организации и последствий этих опасностей. Информацию о вероятности воздействия опасных событий на элементы процесса организации и ее уязвимости к этим опасностям следует рассматривать как часть процесса менеджмента риска. Оценка риска позволяет объединениям, организациям и регулирующим органам исследовать потенциальные виды опасных событий и разрабатывать мероприятия по управлению риском.
Целью оценки риска являются систематические действия по идентификации опасных событий, анализу и сравнительной оценке риска. Модели оценки риска опасных событий можно классифицировать по сложности и целям анализа. Сложность оценки может изменяться от простых оценок, в которых применяют в основном качественные методы для целей отбраковки (скрининга), до сложных количественных моделей, которые включают пространственный анализ данных об опасных событиях и моделирование (см. рисунок 1). Более сложные методы часто применяют в дополнение к качественным методам.
Сложность оценки зависит от неопределенности исходных данных и требуемой точности оценок. Область применения метода охватывает как анализ основного актива, так и анализ основного опасного события.
Настоящий стандарт обеспечивает единый подход к оценке риска опасных событий, который может быть применен для анализа опасных событий различного уровня сложности и различной направленности в зависимости от потребностей организации.
Несмотря на важное значение оценки риска при принятии решений, существуют и другие методы менеджмента, в том числе формализованные оценки, анализ проекта, анализ экономической эффективности, анализ первопричины и др.
|
Рисунок 1 - Варианты оценки риска
5.2 Метод оценки риска опасных событий
На рисунке 2 схематично показан метод оценки риска опасных событий, интегрированный в процесс менеджмента риска. Этот метод может быть использован для классификации идентифицированного риска и выбора ключевых направлений обработки риска.
Если организация в процессе оценки риска приняла решение о необходимости дальнейшего анализа ситуации или опасного события, то представленный в настоящем стандарте метод оценки риска опасных событий позволяет провести детальный анализ. Применение данного метода позволяет систематизировать детальную оценку и повысить достоверность полученных результатов. Следует также учесть, что применение детального анализа и повышение достоверности оценок приводит к значительному удорожанию оценки риска.
Выполнение оценки риска опасных событий включает два этапа: базовую (качественную) скрининговую оценку и дополнительный детальный (например, количественный) анализ риска.
Базовая скрининговая оценка направлена на быструю идентификацию риска. Эта оценка обычно включает в себя относительно простые, но надежные процедуры и может быть проведена персоналом различной квалификации.
Детальный анализ направлен на повышение достоверности оценки риска и/или обоснование разработки, оценки и внедрения стратегий обработки риска. Проведение этого анализа может потребовать привлечения к оценке технических экспертов (например, при использовании сложных моделей описания основных опасностей или событий), способных выполнить эту работу и сравнить полученные результаты с результатами базовой оценки.
Другими важными особенностями метода являются:
- использование анализа сценариев опасных событий, который необходимо применять последовательно на всех этапах процесса оценки риска;
- систематические идентификация и анализ пригодности средств контроля и методов управления. Данный подход обеспечивает анализ возможных воздействий единичных и/или множественных опасностей и путей развития событий от возникновения опасностей до их воздействия и последствий, что в результате облегчает идентификацию критериев обработки риска;
- выборочный анализ вероятности и последствий для отдельных видов риска, позволяющий лучше исследовать риск организации для конкретных источников опасности;
- составление типового набора последствий и вероятностей, которые могут быть применены всеми пользователями. Данный подход предназначен для согласования результатов ранжирования идентифицированных видов риска с "критическими путями" распространения опасностей и способами обработки риска;
- определение неопределенности оценки риска для принятия решения о необходимости детального анализа риска или выбора критериев обработки риска;
- типовой набор методов оценки, которые могут быть применены всеми пользователями. Это позволяет оценивать риск с различной неопределенностью данных.
|
Рисунок 2 - Схема метода оценки риска опасных событий
5.3 Процесс оценки риска опасных событий
Общая оценка риска включает идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска. Наиболее эффективно выполнение оценки риска опасных событий рабочей группой или при проведении совещания. При этом может быть проведен анализ каждого ключевого элемента и составлен всесторонний перечень риска опасных событий и инцидентов.
Подготовка к работе группы зависит от области применения оценки риска, которая должна быть установлена до начала оценки. Для повышения эффективности процесса оценки риска каждый член группы должен понять цели и среду оценки риска, особенности сценариев опасных событий, методы работы и свои функции. Поэтому после всесторонней подготовки работы группа по анализу и оценке риска должна утвердить цели и область применения оценки, собрать и проанализировать необходимую информацию, подвести итоги принятых решений.
Работа группы должна быть организована так, чтобы обеспечить:
- детальную техническую экспертизу, связанную со спецификой оценки;
- точное выполнение процесса оценки риска;
- быстрый доступ к необходимой информации и данным (например, собранным до начала работы);
- творческую интеллектуальную среду в группе анализа риска.
Для повышения объективности результатов оценки организатором работы группы должен быть приглашен опытный специалист, не вовлеченный в детальный анализ риска и не являющийся членом группы оценки риска.
Создание рабочих групп для оценки риска опасных событий является наиболее предпочтительным, но не единственным методом идентификации опасных событий. Другими методами идентификации опасных событий могут быть:
- структурированные методы, такие как анализ проекта, исследование опасности и работоспособности (HAZOP) и др.;
- структурированный анализ сценариев методом "что, если?";
- контрольные листы.
Независимо от принятого подхода важно, чтобы он был основан на установленных целях организации.
5.4 Установление целей и области применения менеджмента риска
5.4.1 Общие положения
При установлении целей и области применения менеджмента риска организация обычно выявляет внешние и внутренние воздействия на свою деятельность, которые следует учитывать при разработке области применения и определении критериев риска. Для оценки риска опасных событий необходимо определить цели, задачи, область применения и ключевые элементы менеджмента риска до начала его оценки.
Владельцы процесса оценки риска должны проанализировать среду организации, включая географическое положение, климатические условия, население, преобладающую отрасль промышленности, основные коммуникации, критическую инфраструктуру и т.д. В приложении А приведен контрольный перечень вопросов, направленных на выявление среды организации. Данный перечень может быть полезен при определении основных параметров исследования риска (т.е. целей, области применения, причастных сторон, критериев риска и ключевых элементов).
5.4.2 Цели
Общее понимание целей оценки риска является основным фактором, необходимым для учета всех видов риска. Установление целей помогает определить область применения, причастные стороны и ключевые элементы оценки риска.
5.4.3 Область применения
Для установления области применения оценки риска необходимо определить требуемые данные, включая прогнозируемые данные. Поскольку менеджмент риска опасных событий может включать в себя множественные опасности, при определении области применения следует исследовать весь диапазон опасностей: от отдельных событий до множественных опасностей, а также подверженные воздействию опасные события сообщества и территории, включая рассмотрение географических, региональных или ведомственных границ, а также ограничений по времени. Необходимо определить:
- исследуемое опасное событие;
- источники опасного события;
- анализируемый класс воздействий.
На этапе определения области применения, после рассмотрения диапазона опасных событий, владельцы процесса могут принять решение о необходимости принять подход, включающий оценку всех без исключения опасностей, отдельного опасного события или элемента опасности. Если необходимо рассмотреть множественные опасные события, следует предусмотреть необходимые ресурсы и время для выполнения этих работ.
5.4.4 Причастные стороны
Причастные стороны могут быть разделены на три (пересекающиеся) группы: стороны, которые могут оказать негативное воздействие на ситуацию при реализации опасного события; стороны, которые могут оказать специализированную помощь в выполнении аварийно-спасательных и восстановительных действий; стороны, на которые законом возложена ответственность за отдельные виды и элементы опасностей.
Основные причастные стороны из перечисленных групп должны быть привлечены к работе по установлению целей и области применения оценки риска, а в дальнейшем привлечены в группу оценки риска для обеспечения объективности выводов. Обычно к причастным сторонам относят:
- государственные и общественные организации;
- некоммерческие организации;
- коммерческие организации;
- объединения граждан и отдельных лиц.
Важно проанализировать функции и обязанности организации в сообществе, ведомственные границы, региональное разделение ответственности и полномочий и исследовать риск на этих границах.
5.4.5 Критерии риска
Для анализа и оценки идентифицированных видов риска обычно применяют критерии риска, включая:
- определение последствий (исследование возможных воздействий опасного события на деятельность организации);
- определение вероятности последствий;
- классификацию риска (по необходимости его обработки);
- классификацию оценки риска (определение приемлемости или допустимости риска).
Для целей настоящего стандарта критерий риска обычно определяют в соответствии с перечнями данных, которые должны применять все пользователи:
- таблица средств контроля и методов управления (см. таблицу 1);
- таблица последствий (см. таблицу 2);
- таблица объектов воздействия опасного события (см. таблицу 3);
- таблица оценки вероятности опасного события в течение года (см. таблицу 4);
- матрица качественной оценки риска (см. таблицу 5);
- матрицы оценки риска для различной неопределенности данных (см. таблицы 6-8);
- таблица методов детального анализа опасностей (см. таблицу 9).
5.4.6 Ключевые элементы оценки риска
Ключевые элементы помогают структурировать процесс оценки риска и повысить его эффективность. Для оценки риска опасных событий ключевые элементы должны быть выбраны в соответствии с областью применения оценки риска и направлением деятельности группы оценки риска.
Как минимум в качестве ключевых элементов исследования необходимо выбрать источники риска и объекты его воздействия.
Оценку риска следует проводить последовательно для каждого ключевого элемента исследуемого опасного события. Следует определить подмножество ключевых элементов, охватывающих идентификацию всех основных видов риска.
5.4.7 Отчетность
Обоснование для принятия решений об определении и утверждении целей, области применения, причастных сторонах, критериев риска и ключевых элементов анализа риска должно быть документировано, чтобы обеспечить прозрачность и аргументированность процесса оценки.
После определения целей и области применения анализа риска необходимо довести их до сведения всех заинтересованных сторон и обеспечить достаточный уровень их понимания. На основе данной информации может быть подготовлено совещание по оценке риска, начата работа группы оценки риска, инициирован сбор и анализ соответствующих данных.
Необходимо тщательно проводить установление целей и области применения оценки риска. Эта стадия является основной для процесса оценки риска; несоответствующее ее проведение может привести к принятию неправильных решений и негативному отношению со стороны проигнорированных причастных сторон.
Таблица 1 - Средства контроля и методы управления
|
|
|
|
Уровень средств контроля и методов управления | Основные признаки организации в соответствии с применяемыми методами управления
| ||
| Действия персонала основаны только на их опыте (Поведенческие средства контроля и методы управления) | Действия персонала основаны на установленных процедурах системы менеджмента (Процедурные средства контроля и методы управления) | Пассивные или автоматизированные средства контроля и методы управления, предусмотренные системой менеджмента, не требующие вмешательства человека (Физические средства контроля и методы управления) |
1 | Незрелая организация.
Высокий уровень текучести кадров.
Высокий процент новых лиц в организации.
Имеются хронологические данные об отказах средств контроля и методов управления | Документированные процедуры не содержат информации о средствах контроля и методах управления.
Проводятся разовые оценки компетентности и единичные оценки соответствия установленным требованиям и выходных данных | Средства контроля и методы управления разработаны в соответствии с установленными критериями производительности (работоспособностью, безотказностью), внедрены в соответствии с критериями производительности |
2 | Организации, где персонал хорошо понимает свои функции и обязанности.
Квалифицированный и обученный персонал.
Организация, в которой налажен обмен информацией и взаимодействие между всеми группами персонала.
Имеются хронологические данные о несущественных отказах средств контроля и методов управления.
Персонал имеет целостное понимание воздействия отказа средств контроля или методов управления | Действует система управления документацией. Проводится периодическая оценка компетентности в соответствии с документированными процедурами организации, определены требования к полученным результатам и выходным данным.
Проводятся периодические проверки соответствия установленным требованиям, включая составление отчета со стороны руководства о результатах проверки | Элементы, с которыми связан риск возникновения опасного события (опасные элементы), оснащены средствами контроля и методами управления, предназначенными для предупреждения опасного события и снижение риска.
Средства контроля и методы управления являются частью системы технического обслуживания.
Система генерирует оповещение в случае отказа контролируемого элемента системы или его опасного состояния |
3 | Зрелая организация, в которой точно установлены функции, обязанности и ответственность персонала.
Опытный и квалифицированный персонал.
Хорошо организованный персонал (вовлечены все группы) с высоким уровнем осведомленности /или образования.
Хронологические сведения содержат данные об отсутствии отказов средств контроля и методов управления, персонал использует предшествующий опыт | Система менеджмента включает правила и протоколы (доступа, уровней ответственности, ранжирования средств контроля и методов управления).
Проводится проверка обеспечения непрерывности деятельности. Составляется отчет со стороны руководства о соответствии установленным требованиям.
Документированные способы устранения дефицитов.
Проверку системы менеджмента проводят с помощью внешнего аудита аккредитованной организацией | Средства контроля и методы управления охватывают все области менеджмента, где проводились изменения.
Разработаны действия в случае отказа средств контроля и методов управления.
Устранение и профилактика отказов являются частью системы технического обслуживания и ремонта. Высокий приоритет предупреждения и устранения отказов, вызывающих опасные события.
Система технического обслуживания и ремонта выделяет критические и некритические задачи. Предусмотрены документированные процедуры управления последствиями дефицита ресурсов |
Таблица 2 - Последствия
|
|
|
|
|
|
|
Последст- вия | Объект воздействия опасного события | |||||
| Люди | Экология | Экономика | Управление организацией | Социальная среда | Инфраструктура |
Катаст- рофи- ческие | Массовые случаи гибели людей (одного на десять тысяч), здоровье человека не справляется с нагрузками, необходимость эвакуации людей, не способных передвигаться самостоятельно | Массовое нанесение вреда и/или нарушение функционирования экосистемы, катастрофическое воздействие на растительный и животный мир или ландшафт, наносящее серьезные необратимые повреждения экосистеме | Невосполнимые финансовые потери, нанесение ущерба производству и потери активов, приводящие к банкротству организации и увольнению всего персонала | Руководство не способно управлять организацией, массовые волнения со стороны персонала. Распоряжения руководства не выполняются или неэффективны, неподконтрольное и широкое освещение событий в СМИ | Отсутствует необходимое социальное обслуживание, масштабные потери объектов социально- культурного назначения, разрушительное эмоционально- психологическое воздействие на персонал и всех вовлеченных людей | В течение продолжительного времени нарушение работоспособного состояния критической инфраструктуры и коммунальных услуг, которое приводит к длительным сбоям в работе организации, а также предъявлению серьезных претензий к работе организации со стороны причастных сторон |
Значи- тельные | Множественные случаи гибели людей (одного на сто тысяч), здоровье человека подвергается постоянному стрессу, часто необходима эвакуация людей (больше чем на 24 часа) | Серьезное повреждение или нарушение функционирования экосистемы, воздействие на растительный и животный мир или ландшафт, которое в будущем может вызвать серьезное повреждение экосистемы | Значительные финансовые потери, необходимость кардинального пересмотра стратегии организации, возмещения ущерба; нанесение ущерба производству, которое приводит к банкротству по нескольким направлениям деятельности и значительным увольнениям персонала | Руководство в значительной мере не выполняет управления критически важными направлениями деятельности, полная потеря доверия высшему руководству со стороны персонала, освещение событий региональными СМИ | Снижение уровня социального обслуживания и качества жизни персонала, нанесение существенного ущерба объектам социально- культурного назначения, существенное эмоционально- психологическое воздействие на большие группы людей | В течение продолжительного времени нарушение работоспособного состояния критической инфраструктуры и значительные сбои в обеспечении коммунальными услугами, которые приводят к значительным неудобствам и сбоям в работе персонала, а также предъявлению претензий к работе организации со стороны причастных сторон |
Умерен- ные | Единичные случаи гибели людей (одного на миллион), на здоровье человека оказывается значительная нагрузка, в единичных случаях необходима эвакуация людей (меньше чем на 24 часа) | Единичные случаи существенного воздействия на окружающую среду и потеря функций экосистем, активные действия по восстановлению окружающей среды | Средние финансовые потери, необходимо изменение стратегии организации для возмещения ущерба; нанесение ущерба производству, потери в бизнесе приводят к единичным случаям банкротства по отдельным направлениям деятельности и значительным увольнениям персонала | Руководство осуществляет свою деятельность в аварийном режиме, при этом допускаются значительные отступления от принятой политики организации, выполнение некоторых функций руководства со значительными нарушениями, недоверие высшему руководству со стороны персонала, освещение событий местными и региональными СМИ | Продолжительное снижение уровня социального обслуживания, нанесение ущерба объектам социально- культурного назначения, неблагоприятное эмоционально- психологическое воздействие на группы людей | Временное нарушение работоспособного состояния критической инфраструктуры и серьезные сбои в обеспечении коммунальными услугами, которые приводят к значительным неудобствам и сбоям в работе персонала |
Неболь- шие | Единичные случаи серьезного травмирования людей. Здоровье человека находится в пределах нормы | Единичные случаи нанесения вреда окружающей среде, разовые действия по восстановлению окружающей среды | Небольшие финансовые потери, необходимо использование резервов для возмещения ущерба, потери в бизнесе приводят к единичным увольнениям персонала | Руководство осуществляет свою деятельность в аварийном режиме, выполнение функций руководства персоналом с небольшими нарушениями, единичные случаи недоверия высшему руководству со стороны персонала, небольшое освещение событий местными СМИ | Отдельные, краткосрочные случаи снижения уровня социального обслуживания, небольшой ущерб объектам социально- культурного назначения, который можно устранить с помощью ремонта, небольшое неблагоприятное эмоционально- психологическое воздействие на людей | Единичные случаи нарушения работоспособного состояния инфраструктуры и сбои в обеспечении коммунальными услугами, которые приводят к неудобству и сбоям в работе персонала |
Мало- значи- тельные | Незначительные травмы или ситуации, в которых человек может быть травмирован, но по каким-то причинам этого не произошло.
В целом негативное воздействие на здоровье человека отсутствует | Небольшие инциденты без последствий для окружающей среды или ситуации, в которых окружающей среде мог быть нанесен ущерб, но по каким-то причинам этого не произошло, не требуются усилия по восстановлению окружающей среды
| Незначительные финансовые потери, управление в рамках стандартных финансовых условий, несущественные потери в бизнесе | Руководство осуществляет свою деятельность в штатном режиме, выполнение функций руководства персоналом без нарушений, доверие высшему руководству со стороны персонала, отсутствует внимание СМИ | Несущественное краткосрочное снижение уровня социального обслуживания, отсутствует ущерб объектам социально- культурного назначения, отсутствует неблагоприятное эмоционально- психологическое воздействие на людей | Несущественное краткосрочное нарушение работоспособного состояния инфраструктуры и небольшие сбои в обеспечении коммунальными услугами |
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.