ГОСТ Р ИСО/МЭК 8072-96
Группа П85
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛУГ ТРАНСПОРТНОГО УРОВНЯ
Information technology. Open Systems Interconnection.
Transport service definition
ОКС 35.100.404
ОКСТУ 4002
Дата введения 1997-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации
ВНЕСЕН Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта России от 7 августа 1996 г. N 504
Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 8072-94 "Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Определение транспортного уровня"
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Настоящий стандарт - один из совокупности стандартов, разработанных с целью обеспечения взаимосвязи вычислительных систем. Его отношение к другим стандартам указанной совокупности определено эталонной моделью взаимосвязи открытых систем (ВОС) (ГОСТ 28906). Эталонная модель подразделяет всю область стандартизации по взаимосвязи на последовательность уровней спецификации, каждый из которых имеет приемлемые с точки зрения управляемости размеры.
Назначение настоящего стандарта состоит в определении услуг, предоставляемых сеансовому уровню на границе между сеансовым и транспортным уровнями эталонной модели. Для разработчиков протоколов сеансового уровня он определяет услуги транспортного уровня (УТУ), а для разработчиков протоколов транспортного уровня - услуги, доступные для этого протокола путем взаимодействия с нижерасположенными услугами. Эти взаимоотношения показаны на рисунке В1.
Рисунок В1 - Взаимоотношения услуг транспортного уровня с протоколами транспортного и сеансового уровней
Во всей совокупности стандартов ВОС термин "услуга" означает абстрактную возможность, предоставляемую некоторым уровнем эталонной модели ВОС смежному с ним верхнему уровню. Таким образом, определяемые в настоящем стандарте услуги - это концептуальные архитектурные услуги, независимые от административной структуры.
Примечание - Важно отличать специальное использование термина "услуга" в стандартах по ВОС от его повсеместного использования для описания услуг, предоставляемых некоторой организацией (например, описываемых в других рекомендациях услуг, предоставляемых администрацией связи).
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1 Назначение
Настоящий стандарт определяет абстрактным способом внешнее поведение услуг, обеспечиваемых транспортным уровнем ВОС, с точки зрения:
a) действий примитивов этих услуг и связанных с ними событий;
b) параметров данных, относящихся к каждому действию примитива и к событию;
c) разрешенных последовательностей действий и событий и взаимоотношений между ними.
Стандарт не определяет каких-либо конкретных реализаций или изделий и не налагает никаких ограничений на реализацию логических объектов и интерфейсов вычислительной системы. Соответствие конкретной реализации настоящему стандарту достигается путем обеспечения соответствия протоколам, разработанным для предоставления определяемых в настоящем стандарте услуг.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, приведенные в 2.1 и 2.2.
2.1 Идентичные стандарты и рекомендации
ИСО/МЭК 10731-93/Рекомендация Х.210-93 МСЭ-Т Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Соглашения по определению услуг ВОС
2.2 Парные стандарты и рекомендации, эквивалентные в техническом отношении
ГОСТ 28906-91 (ИСО 7498-84, ИСО 7498-94 с Доп.1-84) Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
Рекомендация Х.200-88 МККТТ Эталонная модель взаимосвязи открытых систем для применения МККТТ.
3 Определения
Для целей настоящего стандарта использованы следующие определения.
3.1 Определения из стандарта по базовой эталонной модели
Настоящий стандарт базируется на концепциях, разработанных в стандарте по базовой эталонной модели ВОС (ГОСТ 28906) и использует следующие определенные в нем термины:
a) Срочный сервисный блок данных транспортного уровня;
b) Соединение транспортного уровня;
c) Оконечный пункт соединения транспортного уровня;
d) Транспортный уровень;
e) Услуга транспортного уровня;
f) Пункт доступа к услугам транспортного уровня;
g) Адрес пункта доступа к услугам транспортного уровня;
h) Сервисный блок данных транспортного уровня;
i) Сетевой уровень;
k) Услуга сетевого уровня;
l) Соединение сетевого уровня;
m) Управление потоком на интерфейсе.
3.2 Определения из "Соглашений по услугам"
Настоящий стандарт использует также следующие термины, определенные в ИСО/МЭК 10731, применительно к транспортному уровню:
a) Пользователь услуги;
b) Поставщик услуги;
c) Примитив;
d) Запрос;
e) Индикация;
f) Ответ;
g) Подтверждение.
3.3 Определение понятий, относящихся к услугам транспортного уровня
Для целей настоящего стандарта использованы также следующие термины и определения
3.3.1 Соединение транспортного уровня (СТУ) - логическая связь (ассоциация), устанавливаемая транспортным уровнем между двумя пользователями УТУ для передачи данных, которая обеспечивает явную идентификацию сеансов передач данных и наборов соглашений на транспортном уровне, относящихся к услугам, которые должны быть обеспечены для этих сеансов и наборов.
3.3.2 Вызывающий пользователь УТУ - пользователь услуг транспортного уровня, инициирующий запрос на установление СТУ.
3.3.3 Вызываемый пользователь УТУ - пользователь услуг транспортного уровня, с которым вызывающий пользователь УТУ желает установить СТУ.
Примечание - Вызывающие пользователи УТУ и вызываемые пользователи УТУ определяются применительно к отдельному соединению. Пользователь услуг транспортного уровня может быть одновременно и вызывающим, и вызываемым пользователем УТУ.
3.3.4 Передача данных на транспортном уровне в режиме с установлением соединения - передача сервисного блока данных транспортного уровня (СБДТ) от пункта доступа к услугам транспортного уровня (ПДУТУ) - отправителя к ПДУТУ - получателю в контексте предварительно установленного СТУ.
3.3.5 Передача данных на транспортном уровне в режиме с установлением соединения - передача СБДТ от ПДУТУ - отправителя к ПДУТУ - получателю вне контекста СТУ и без каких-либо требований к обеспечению логических взаимосвязей между многими ПДУТУ.
3.3.6 Передающий пользователь УТУ - пользователь услуг транспортного уровня, действующий в качестве отправителя данных в фазе "передача данных" соединения транспортного уровня.
3.3.7 Принимающий пользователь УТУ - пользователь услуг транспортного уровня, действующий в качестве получателя данных в фазе "передача данных" соединения транспортного уровня.
Примечание - Пользователь услуг транспортного уровня может быть одновременно и передающим, и принимающим пользователем УТУ.
4 Сокращения
КУ - качество услуг
СБДТ - сервисный блок данных транспортного уровня
СТУ - соединение транспортного уровня
ПДУТУ - пункт доступа к услугам транспортного уровня
УТУ - услуга транспортного уровня
5 Соглашения
5.1 Общие соглашения
Настоящий стандарт использует описательные соглашения, приведенные в ИСО/МЭК 10731/Рек.Х.210 МСЭ-Т.
5.2 Параметры
Параметры примитивов каждой группы приведены в таблицах 12-14 и 19. Знак "X" в таблицах указывает, что примитив, обозначающий соответствующий этому знаку столбец, может содержать параметр, обозначающий соответствующую знаку "X" строку.
Некоторые элементы таблицы дополнительно поясняются знаками в скобках. К ним могут относиться:
a) указание на то, что параметр является в определенной степени факультативным:
(Ф) означает, что использование параметра определяется пользователем.
b) специфичные ограничения параметра:
(=) означает, что значение параметра, содержащееся в примитиве индикации или подтверждения, всегда идентично значению параметра предыдущего примитива запроса или ответа, выдаваемого в равноуровневом пункте доступа к услугам.
6 Общее описание и основные характеристики
Услуги транспортного уровня обеспечивают "прозрачную" передачу данных между пользователями УТУ. Они освобождают этих пользователей УТУ от любых забот относительно каких бы то ни было подробностей в способах использования физической среды для обеспечения такой передачи.
Услуги транспортного уровня выполняют следующие функции:
а) Выбор качества услуг (КУ)
Транспортный уровень необходим для оптимизации использования имеющихся связных ресурсов с целью экономичного обеспечения того качества услуг, которое требуют взаимодействующие пользователи УТУ. Качество услуг определяется путем выбора значений параметров КУ, представляющих такие характеристики, как пропускная способность, транзитная задержка, коэффициент необнаруженных ошибок (КНО) и вероятность безуспешного выполнения операций.
b) Независимость от нижерасположенных связных ресурсов
Услуги транспортного уровня "скрывают" от пользователей УТУ различия в КУ, обеспечиваемом услугами сетевого уровня. Эти различия в КУ возникают вследствие использования сетевым уровнем различных средств передачи данных с целью обеспечения услуг сетевого уровня.
c) Межконцевая значимость
Услуги транспортного уровня обеспечивают передачу данных между двумя пользователями УТУ, расположенными в оконечных системах.
d) Прозрачность передаваемой информации
Услуги транспортного уровня обеспечивают прозрачную передачу октетно структурированных данных пользователей УТУ и/или управляющей информации. Они не налагают никаких ограничений на содержимое, формат или кодирование информации и даже не нуждаются в интерпретации ее структуры или смысла.
e) Адресация пользователей УТУ
Услуги транспортного уровня используют систему адресации, преобразуемую в схему адресации поддерживающих услуг сетевого уровня. Транспортные адреса могут использоваться пользователями УТУ для однозначного обращения к ПДУТУ.
7 Классы и типы услуг транспортного уровня
Существует два типа услуг транспортного уровня:
a) услуги в режиме с установлением соединения (определены в разделах 8-14) и
b) услуги в режиме без установления соединения (определены в разделах 15-19).
При ссылке на настоящий стандарт пользователь или поставщик УТУ должен указать, какой тип или типы услуг он желает использовать или обеспечить.
Услуги транспортного уровня не разделяются на классы.
ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛУГ В РЕЖИМЕ С УСТАНОВЛЕНИЕМ СОЕДИНЕНИЯ
8 Функциональные возможности услуг транспортного уровня
Услуги транспортного уровня обеспечивают пользователю УТУ следующие возможности:
a) средства установления СТУ с другим пользователем УТУ с целью обмена СБДТ. Между одной и той же парой пользователей УТУ может быть установлено несколько СТУ;
b) возможность запроса, выбора и согласования с поставщиком УТУ некоторого КУ, определяемого параметрами КУ; такая возможность определяется для каждого СТУ во время его установления;
c) средства передачи СБДТ по СТУ. Передача СБДТ, состоящих из целого числа октетов, "прозрачна" в том смысле, что поставщик УТУ сохраняет неизменными границы СБДТ и содержимое СБДТ и не налагает никаких ограничений на содержимое СБДТ;
d) средства, при помощи которых принимающий пользователь УТУ может управлять скоростью выдачи октетов данных передающим пользователем УТУ;
e) средства передачи отдельных срочных СБДТ при наличии соглашения между обоими пользователями УТУ. Управление потоком при передаче срочных СБДТ отличается от управления потоком при передаче нормальных данных через ПДУТУ;
f) безусловное и поэтому, возможно, разрушающее разъединение СТУ.
9 Модель сервиса транспортного уровня
9.1 Общие положения
Настоящий стандарт использует абстрактную модель услуг уровней, определенную в ИСО/МЭК 10731. Эта модель определяет взаимодействия, происходящие в двух ПДУТУ, между пользователем и УТУ и поставщиком УТУ. Информация между пользователем УТУ и поставщиком УТУ передается посредством сервисных примитивов, которые могут содержать параметры.
Примитивы представляют собой абстрактные взаимодействия между ПДУТУ. Они служат лишь описательным инструментом и не являются спецификацией для реализации.
9.2 Модель соединения транспортного уровня
Функционирование СТУ представляется абстрактной моделью двух очередей, связывающих два ПДУТУ, Для каждого направления потока информации имеется одна очередь (см. рисунок 1). Каждое СТУ моделируется отдельной парой очередей.
Рисунок 1 - Абстрактная модель соединения транспортного уровня
Модель очередей используется для представления возможностей управления потоком. Способность пользователя УТУ добавлять объекты в очередь будет определяться поведением пользователя УТУ, удаляющего объекты из этой очереди, и состоянием самой очереди. Объекты вводятся и удаляются из очереди в результате взаимодействий, происходящих в двух ПДУТУ.
Пара очередей считается доступной для каждого потенциального СТУ.
К объектам, которые могут быть помещены в очередь пользователем УТУ (см. разделы 12-14), относятся:
a) объекты соединения (каждый из которых представляет все параметры, содержащиеся в примитиве Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос или Т-СОЕДИНЕНИЕ ответ);
b) октеты нормальных данных;
c) индикации конца СБДТ (завершение примитива Т-ДАННЫЕ);
d) срочные СБДТ (представляющие все параметры примитива Т-СРОЧНЫЕ-ДАННЫЕ);
e) объекты разъединения (каждый из которых представляет все параметры, содержащиеся в примитиве Т-РАЗЪЕДИНЕНИЕ).
Примечания:
1 Передача нормальных и срочных СБДТ приведет к вводу в очередь различных объектов.
2 Описание управления потоком требует менее абстрактного подхода по сравнению с описанием последовательностей примитивов в разделах 11-14. Каждый СБДТ, связанный с примитивом Т-ДАННЫЕ, здесь концептуально подразделяется на последовательность октетов данных, за которыми следует индикация конца СБДТ. Примитив Т-ДАННЫЕ запрос выдается при вводе в очередь индикации конца СБДТ. Примитив Т-ДАННЫЕ индикация передается при удалении из очереди индикации конца СБДТ. При этом не подразумевается никаких конкретных физических делений в каких-либо реальных интерфейсах.
Единственными объектами, которые могут быть помещены в очередь поставщиком УТУ, являются объекты разъединения (примитивы Т-РАЗЪЕДИНЕНИЕ и их параметры).
Пользователь УТУ А, который инициирует установление СТУ путем ввода в очередь от А к Б объекта соединения (представляющего примитив Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос), не должен вводить в эту очередь никаких других объектов за исключением объекта разъединения до тех пор, пока из нее не будет удален объект соединения, представляющий Т-СОЕДИНЕНИЕ подтверждение. Пользователь УТУ Б может ввести в очередь от пользователя УТУ Б к пользователю УТУ А любые другие объекты, кроме объекта разъединения, только после того, как он введет объект соединения, соответствующий примитиву Т-СОЕДИНЕНИЕ ответ. Ввод объекта разъединения представляет собой инициацию процедуры разъединения. Процедура разъединения может быть инициирована только в разрешенные моменты времени согласно разделу 14 и способом, описанным в 11.2. Процедура разъединения может быть разрушающей по отношению к другим объектам двух очередей.
Очередь взаимоувязывает упорядоченный набор отдельных объектов следующими способами:
a) очереди являются пустыми перед вводом в них объекта соединения и могут быть возвращены поставщиком УТУ в это состояние с потерей своего содержимого при обстоятельствах, описанных ниже в подпункте b);
b) ввод объектов в очередь осуществляется под управлением поставщика УТУ;
c) удаление объектов из очереди обычно осуществляется под управлением принимающего пользователя УТУ;
d) удаление объектов из очереди обычно производится в том же порядке, в котором они вводились в нее (см. подпункты g) и h);
e) очередь имеет ограниченную емкость (вначале большую нуля), но эта емкость не обязательно является фиксированной или детерминируемой, и она должна удовлетворять требованиям подпункта е);
f) управление емкостью очереди должно осуществляться таким образом, чтобы нормальные данные и индикации конца СБДТ не могли вводиться в очередь, если их ввод будет препятствовать вводу срочного СБДТ или объекта разъединения. Точно так же срочные СБДТ не должны вводиться в очередь, если их ввод будет препятствовать вводу объекта разъединения.
Кроме того, поставщик УТУ может манипулировать парами смежных объектов очереди с целью:
g) упорядочения объектов.
Любая последовательность пары объектов может быть изменена на обратную только в том случае, если тип следующего объекта определяет его предпочтительность по отношению к предыдущему объекту. Срочные СБДТ обладают предпочтением по отношению к октетам нормальных данных и индикациям конца СБДТ, а объекты разъединения обладают предпочтением по отношению к любым другим объектам (см. таблицу 1);
h) удаления из очереди
Любой объект может быть удален из очереди поставщиком УТУ только в том случае, если следующий за ним объект является объектом разъединения. Если объект соединения, связанный с примитивом Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос, удаляется подобным образом, то объект разъединения также удаляется. Если же удаляется объект соединения, связанный с примитивом Т-СОЕДИНЕНИЕ ответ, то объект разъединения остается в очереди. Вопрос, выполняет ли поставщик УТУ действия типов g) и h) или не выполняет их, будет зависеть от поведения пользователей УТУ и от согласованных значений КУ. В общем случае, если объекты не удаляются из очереди под воздействием управления потоком, осуществляемого принимающим пользователем УТУ, то поставщик УТУ должен по истечении некоторого заранее не определенного времени выполнить все разрешенные действия типов g) и h).
Примечания:
1 Внутренние механизмы услуг транспортного уровня, обеспечивающие операции над очередями, ненаблюдаемы со стороны. Очередь - это один из конкретных способов выражения взаимодействия между примитивами в различных ПДУТУ. Могут также иметь место, например:
a) ограничения локальных возможностей привлекать примитивы;
b) ограничения на конкретные последовательности некоторых примитивов, налагаемые служебными процедурами.
2 Если пользователю УТУ и поставщику УТУ необходимо различать в ПДУТУ отдельные СТУ, то должен быть предусмотрен локальный механизм идентификации оконечного пункта СТУ. Все примитивы должны при этом использовать этот механизм с целью идентификации того СТУ, к которому они относятся. Эта неявная идентификация не представлена в виде параметра примитивов УТУ и ее не следует путать с адресным параметром примитивов Т-СОЕДИНЕНИЕ.
Таблица 1 - Таблица предпочтений
|
|
|
|
|
|
Объект очереди Х
предпоч- тительнее объекта очереди Y | Объект соеди- нения | Октеты нормаль- ных данных | Индикация конца СБДТ | Срочный СБДТ | Объект разъединения |
Объект соединения | - | НЕТ | - | - | ДА [см. h)] |
Октет нормальных данных | - | НЕТ | НЕТ | ДА [см. g)] | ДА [см. h)] |
Индикация конца СБДТ | - | НЕТ | НЕТ | ДА [см. g)] | ДА [см. h)] |
Срочный СБДТ | - | НЕТ | НЕТ | НЕТ | ДА [см. h)] |
Объект разъединения | - | - | - | - | ДА [см. h)] |
Условные обозначения: - - не используется; ДА - предпочтительнее; НЕТ - не предпочтительнее.
10 Качество услуг транспортного уровня в режиме с установлением соединения
Термин "качество услуг" (КУ) относится к определенным характеристикам СТУ, наблюдаемым между оконечными пунктами СТУ.
Качество услуг описывается в терминах параметров КУ.
Эти параметры дают пользователю УТУ метод определения их потребностей, а поставщику УТУ - основу для выбора протокола.
Качество услуг обычно согласовывается между пользователями УТУ и поставщиком УТУ отдельно для каждого СТУ с использованием примитивов УТУ Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос (индикация, ответ и подтверждение), определенных в разделе 11. Качество услуг, запрошенное вызывающим пользователем УТУ, может быть понижено либо поставщиком УТУ после выдачи примитива Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос, либо вызываемым пользователем УТУ после выдачи примитива Т-СОЕДИНЕНИЕ индикация. Применительно к конкретным параметрам КУ это может означать следующее:
a) задержка возрастает;
b) пропускная способность становится ниже;
c) частота ошибок становится выше;
d) приоритет становится ниже;
e) вероятность безуспешного выполнения операций становится выше.
В то же время поставщик УТУ должен сохранять параметр "защита СТУ" неизменным.
Согласованные значения КУ должны затем использоваться в течение всего времени существования СТУ.
Качество услуг, наблюдаемое на обоих концах установленного СТУ, всегда одинаковое.
В данном разделе не определяются конкретные значения или классы значений параметров КУ. Возможные альтернативные и рекомендуемые значения каждого параметра обычно должны определяться поставщиком УТУ при начальной установке изделия. Для конкретного поставщика УТУ значения некоторых или всех параметров могут быть фиксированными, и в этом случае не требуется согласования КУ для каждого отдельного СТУ. Если пользователь УТУ задал значения КУ, он может также указать, является ли запрошенное значение абсолютным требованием, или же приемлемым будет и ухудшенное значение.
К параметрам КУ относятся те, которые отражают рабочие характеристики УТУ, а также параметры, отражающие другие характеристики УТУ.
Рассматриваемые в данном разделе параметры КУ определяются ниже. Классификация параметров, отражающих рабочие характеристики УТУ, приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация параметров КУ, характеризующих рабочие характеристики УТУ
|
|
|
Фаза | Критерий рабочей характеристики | |
| Скорость | Правильность/надежность |
Установление СТУ | Задержка установления СТУ | Вероятность безуспешного установления СТУ (неправильное соединение, отказ от СТУ) |
Передача данных | Пропускная способность | Коэффициент необнаруженных ошибок (искажение, дублирование/потеря) |
| Транзитная задержка | Отказоустойчивость СТУ Вероятность некачественной передачи |
Разъединение СТУ | Задержка разъединения СТУ | Вероятность безуспешного разъединения СТУ |
10.1 Задержка установления СТУ
Задержка установления СТУ - это максимально допустимое время между моментами выдачи примитива Т-СОЕДИНЕНИЕ запрос и соответствующего примитива Т-СОЕДИНЕНИЕ подтверждение.
Примечание - Эта задержка содержит компоненты, зависимые от пользователя УТУ.
10.2 Вероятность безуспешного установления СТУ
Вероятность безуспешного установления СТУ определяется отношением суммарного числа безуспешных попыток установления СТУ к общему числу попыток установления СТУ, выполненных за период измерений.
Безуспешная попытка установления СТУ имеет место, когда запрошенное СТУ не было установлено в определенный максимально допустимый для установления СТУ промежуток времени по причине неправильного соединения, отказа в установлении СТУ или чрезмерной задержки со стороны поставщика УТУ. Безуспешные попытки установления СТУ, обусловленные ошибками, отказом от установления СТУ или чрезмерной задержкой со стороны пользователя УТУ, не учитываются при вычислении вероятности ошибки установления СТУ.
10.3 Пропускная способность
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.