Методические указания 1198-00.008 МУ Методика проведения неразрушающего ультразвукового контроля тормозных лент буровых лебедок и лебедок агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТНОЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ БЮРО НЕФТЯНОГО И ГАЗОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
СПКТБ "НЕФТЕГАЗМАШ"
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ТОРМОЗНЫХ ЛЕНТ БУРОВЫХ ЛЕБЕДОК И ЛЕБЕДОК АГРЕГАТОВ ДЛЯ ПОДЗЕМНОГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН
1198-00.008 МУ
СОГЛАСОВАНО
Госгортехнадзор России письмо N 10-13/46 от 19.07.99 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор Т.Х.Галимов 28.08.98
3aм. директора Ф.А.Гирфанов 30.03.98
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 В настоящей "Методике проведения неразрушающего контроля тормозных лент буровых лебедок и лебедок агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин" излагается технология визуального и ультразвукового контроля тормозных лент, находящихся в эксплуатации и новых, хранившихся более года.
1.2 Согласно "Инструкции по проведению дефектоскопии бурового, нефтепромыслового оборудования и инструмента на предприятиях и объединениях Министерства нефтяной промышленности" тормозные ленты буровых лебедок и лебедок агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин подлежат неразрушающему контролю (далее НК) в условиях эксплуатации и при капитальном ремонте.
1.3 По настоящей методике НК тормозных лент может выполняться как в стационарных (в мастерских, на базах), так и в полевых условиях (на буровых и промыслах).
1.4 Проведение НК тормозных лент является составной частью системы технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта и служит для выявления степени эксплуатационного разрушения деталей.
1.5 Проведение НК новых тормозных лент перед вводом их в эксплуатацию не производится, если время от даты выпуска тормозных лент до пуска их в эксплуатацию не превышает одного года.
1.6 При НК тормозных лент по настоящей методике выявляются различные поверхностные и подповерхностные объемные и поперечно ориентированные дефекты типа трещин, надрывов, раковин и другие нарушения сплошности металла лент.
1.7 Тормозные ленты контролируют по всей длине. Особенно тщательно следует контролировать места соединения лент с проушинами, а также участки вокруг отверстий и клепок тормозной ленты.
2 АППАРАТУРА
2.2 Для контроля линейных размеров применяются:
Линейка-500 ГОСТ 427-75;
Штангенциркуль ШЦ-II-250-0,05 ГОСТ 166-89.
2.3 Для НК акустическим (ультразвуковым) методом применяют дефектоскопы ультразвуковые типа УД2-12, УД-13П, УДИ-1-70 и толщиномеры УТ-80, "Кварц-15", УТ-81М, УТ-93П.
2.4 Сроки и объемы проверки аппаратуры, порядок работы с аппаратурой приводится в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации приборов и комплектующих их устройств.
2.5 Для НК тормозных лент ультразвуковым методом применяют наклонный ультразвуковой преобразователь с углом призмы 40-50° и рабочей частотой 2,5 или 5 МГц.
2.6 Для обеспечения НК ультразвуковым методом необходимо изготовить испытательные образцы на каждый типоразмер тормозной ленты.
1 - угловой отражатель; 2 - акустическая ось; 3 - преобразователь; 4 - образец контролируемого металла
Рисунок 1 - Испытательный образец для настройки чувствительности дефектоскопа
Рисунок 2 - Боек для изготовления искусственных дефектов типа зарубок
3 ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЮ
3.1 Работы по НК тормозных лент выполняют лаборатории НК или другие службы НК предприятий, имеющие лицензию Госгортехнадзора России.
3.2 НК проводит специально обученный персонал, имеющий удостоверение установленного образца.
3.3 В условиях эксплуатации НК тормозных лент необходимо производить два раза в год. Целесообразно приурочивать НК ко времени ремонта лебедок или замены тормозных колодок.
3.4 НК тормозных лент выполняют также при капитальном ремонте буровых лебедок и лебедок агрегатов для подземного и капитального ремонта скважин.
3.5 Тормозные ленты, предъявляемые к НК, должны быть очищены от грязи, масел, ржавчины, отслаивающейся окалины любыми способами (механическим, промывкой в керосине, в растворе каустической соды с последующим ополаскиванием).
3.6 В случае, когда окалина имеет хорошее сцепление с металлом и представляет собой плотный (без рыхлостей и пор) слой на поверхности металла, контроль ведут по окалине.
3.7 Острые выступы и неровности на поверхности, подвергаемой НК, удаляют с помощью ручной шлифовальной машинки с мелким наждачным кругом, напильником и наждачной бумагой.
3.8 При зачистке контролируемых поверхностей следить за тем, чтобы размеры ее не вышли за пределы допусков размеров детали.
3.10 Ультразвуковой контроль можно проводить при температуре окружающего воздуха от +5 до +40 °С, температура тормозных лент должна быть такой же, при несоблюдении этих условий снижается чувствительность метода.
3.11 Для обеспечения акустического контакта между искателем и лентой, подготовленную поверхность перед контролем тщательно протирают ветошью, а затем на нее наносят слой контактной смазки.
3.12 Контактная жидкость для ультразвуковой дефектоскопии
3.12.1 Для получения надежного акустического контакта преобразователь - контролируемая лента следует применять различные по вязкости масла.
3.12.2 Выбор масла по вязкости зависит от чистоты контролируемой поверхности и температуры окружающей среды. Чем грубее поверхность и выше температура, тем более вязкие масла следует применять в качестве контактной жидкости.
3.12.3 Наиболее подходящей контактной жидкостью в летний период являются масла типа МС-20 ГОСТ 21743-76, ТМ-1-18 ГОСТ 17479.2-85.
Допускается применение высоковязких смазок типа солидол ГОСТ 1033-79.
3.12.4 В качестве контактной жидкости рекомендуется также использовать жидкость по А.С. 1298652.
1) Состав жидкости: |
|
моющее средство МЛ-72 или МЛ-80 | - 0,5 вес %; |
карбоксилметилцеллюлоза (КМЦ) | - 1-2 вес %; |
вода | - остальное. |
2) Приготовление жидкости:
В 5 л воды растворить 30 г МЛ-80, затем добавить 100 г КМЦ и оставить все для набухания КМЦ в течение 5-6 ч. Затем все перемешать до получения однородной массы. Для ускорения растворения КМЦ воду необходимо подогреть до 60-80 °С.
3.12.5 Увеличение вязкости контактной жидкости снижает чувствительность к выявлению дефектов. Поэтому в каждом случае следует выбирать контактную жидкость с минимальной вязкостью, обеспечивающей надежный акустический контакт преобразователь - тормозная лента.
3.13 Настройку дефектоскопа на заданную чувствительность производят по образцам, которые входят в комплект дефектоскопа, а затем по испытательным образцам, для чего на поверхность ввода (поверхность контролируемой ленты, через которую в нее вводятся упругие колебания) наносят контактную среду и устанавливают ультразвуковой преобразователь.
3.14 На месте проведения НК должны иметься:
1) подводка от сети переменного тока напряжением 127/220 В. Колебания напряжения не должны превышать ±5%. В том случае, если колебания напряжения выше, применять стабилизатор;
2) подводка шины "Земля";
3) обезжиривание смеси и вода для промывки;
4) обтирочный материал;
5) набор средств для визуального контроля и измерения линейных размеров;
6) аппаратура с комплектом приспособлений;
7) комплекты, необходимые для приготовления контактной среды;
8) набор средств для разметки и маркировки.
4 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ
4.1 После разборки и очистки тормозные ленты подвергают визуальному контролю невооруженным глазом и с помощью оптических средств, указанных в п.2.1.
При этом выявляют крупные трещины, задиры, остаточную деформацию, подрезы, следы наклепа.
4.2 Контроль размеров тормозных лент производится в соответствии с технической документацией на ремонт лебедок.
Измерительный инструмент для контроля размеров и критерии оценки годности тормозных лент приводятся в картах контроля на ремонт.
4.3 Рабочую настройку ультразвукового дефектоскопа проводят по испытательным образцам (см. п.2.7).
Перемещая преобразователь параллельно искусственному дефекту на расстоянии 30-50 мм от него, находят такое положение преобразователя, при котором эхо-импульс от дефекта имеет максимальную амплитуду.
4.5 Частоту ультразвуковых колебаний (УЗК) выбирают в зависимости от толщины контролируемого участка тормозной ленты.
При толщине менее 10 мм НК проводят на частоте 2,5 или 5 МГц, а при толщине 10 мм и более - на частоте 2,5 МГц.
4.6 Развертку дефектоскопа подстраивают таким образом, чтобы эхо-импульс от искусственного дефекта находился в середине экрана электроннолучевой трубки (ЭЛТ).
4.7 Подстраивают чувствительность дефектоскопа так, чтобы амплитуда эхо-импульса составляла 2/3 высоты рабочей части экрана ЭЛТ.
4.8 Выравнивают чувствительность дефектоскопа во времени в соответствии с инструкцией по эксплуатации на применяемый дефектоскоп. Имеющиеся на экране ЭЛТ шумы убирают с помощью регулятора "Отсечка шумов".
4.9 Зону автоматического сигнализатора дефектов (АСД) устанавливают таким образом, чтобы ее начало и конец совпадали с краями экрана дефектоскопа. Зондирующий импульс должен быть вне пределов зоны действия АСД.
4.10 Настраивают чувствительность схемы АСД так, чтобы она срабатывала при значениях амплитуды эхо-импульса от искусственного дефекта, приведенного в п.4.7. Таким образом устанавливают чувствительность оценки.
4.11 С помощью переключателя "Ослабление" повышают чувствительность дефектоскопа на 3-5 дБ и производят поиск дефектов.
4.12 Через каждые 1-2 часа проверяют настройку аппаратуры по испытательному образцу, при необходимости производят ее подстройку.
4.13 Направление прозвучивания должно быть таким, чтобы обеспечивалась максимальная чувствительность дефектоскопа к предполагаемым дефектам. Поиск дефектов осуществляется плавным построчным сканированием с шагом перемещения, не превышающим ширины пьезопластины преобразователя (рисунок 3).
1-7 - искусственные дефекты; 8 - преобразователь призматический
Рисунок 3 - Схема сканирования тормозной ленты
4.14 Для повышения стабильности акустического контакта при НК проушин рекомендуется применять притертые преобразователи.
4.15 Сканируя проушину и тормозную ленту по всей длине, следят за включением АСД дефектоскопа.
4.16 При срабатывании реле АСД дефектоскоп из режима поисковой чувствительности переключают на режим чувствительности оценки (пп.4.7, 4.10) и определяют:
1) местонахождение дефекта;
2) максимальную высоту эхо-импульса дефекта;
3) длину пути, пройденную преобразователем при включенном реле АСД (условную протяженность дефекта).
4.17 При контроле тормозных лент, имеющих прорези для крепления колодок, отверстия под распорные планки, заклепки и пр., на экране ЭЛТ дефектоскопа необходимо отличать эхо-импульс дефекта от ложных сигналов, обусловленных конструктивными особенностями изделия. Для этого следует зафиксировать положение ложных сигналов.
4.18 Все сигналы, не совпадающие с ложными, следует считать сигналами от дефектов. Оценка характера дефектов производится по некоторым косвенным признакам:
1) от трещин интенсивное отражение наблюдается при направлении прозвучивания, перпендикулярном плоскости дефекта;
2) от дефекта круглой формы наблюдается интенсивное отражение при различных направлениях УЗК;
3) сигналы от значительных по размерам дефектов круглой формы, а также от плоских дефектов при падении на них ультразвуковых волн наклонно имеют нарастание переднего фронта.
4.19 Окончательное заключение о наличии дефекта оператор-дефектоскопист дает после того, как предполагаемый дефект будет прозвучен во всех возможных направлениях и исследован в соответствии с п.4.16.
4.20 Обнаруженные дефекты рекомендуется перепроверить другим методом НК, например магнитопорошковым.
4.21 По результатам исследования дефекта определяют пригодность тормозной ленты к дальнейшей эксплуатации. Тормозную ленту отбраковывают, если условная протяженность дефекта превышает 10 мм. За условную протяженность дефекта принимают длину пути, при прохождении которого преобразователем АСД остается включенным. В период, когда АСД включен, амплитуда эхо-импульса от дефекта на экране ЭЛТ в зоне выравненной чувствительности фиксации превышает установленное значение амплитуды эхо-импульса от искусственного дефекта.
4.22 При отбраковке тормозных лент с условной протяженностью дефектов, превышающей 10 мм, предотвращается попадание в эксплуатацию тормозных лент с большими объемными дефектами металлургического происхождения и усталостными трещинами протяженностью более 20 мм.
5 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЯ
5.1 После первой дефектоскопии на тормозных лентах проставляют порядковые номера (клеймо с высотой букв 5-7 мм наносится на наружную сторону проушины). При последующих проверках в заключении об их результатах указывается номер, присвоенный при первой проверке.
5.2 По результатам неразрушающего ультразвукового контроля составляется акт (приложение А) в двух экземплярах, один из которых прилагается к паспорту на лебедку, второй хранится в службе НК.
5.3 В акте указывается дата, место, метод НК, тип прибора, заводской (инвентарный) номер проверяемого оборудования, приводятся результаты проверки.
5.4 В паспорте изделия записывается номер акта и дата проведения контроля.
5.5 При отбраковке тормозных лент акт является основанием для их списания.
6 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
6.1 Дефектоскопия тормозных лент должна проводиться специально обученным персоналом, имеющим соответствующее удостоверение.
6.2 При проведении работ по ультразвуковому контролю дефектоскопист должен руководствоваться ГОСТ 12.1.001-89, ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12.3.003-86, действующими "Правилами эксплуатации электроустановок потребителей"*, утвержденными Госэнергонадзором 31 марта 1992 года и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей"**, утвержденными Госэнергонадзором 21 декабря 1984 года.
Дефектоскописты должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже второй.
6.3 При выполнении контроля должны соблюдаться требования "Санитарных норм и правил при работе с оборудованием, создающим ультразвук, передаваемый контактным путем на руки работающих" N 2282-80*, утвержденных Минздравом СССР, и требования безопасности, изложенные в технической документации на применяемую аппаратуру, утвержденной в установленном порядке.
6.4 Уровни шума, создаваемого на рабочем месте дефектоскописта, не должны превышать допустимых по ГОСТ 12.1.003-83.
6.5 При организации работ по контролю должны соблюдаться требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
АКТ
| Регистрационный N ______________ | |||||||||||||||
"__" ______________ 199_ г.
| г. _____________________ | |||||||||||||||
(наименование предприятия, на котором производилась проверка) | ||||||||||||||||
Настоящий акт составлен о проверке | ||||||||||||||||
| (наименование оборудования, узла, детали) | |||||||||||||||
| ||||||||||||||||
в условиях | ||||||||||||||||
| (указывается место проверки: буровая, мастерская, трубная база и т.д.) | |||||||||||||||
Тип прибора | N прибора | |||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Оператор-дефектоскопист | , удостоверение N | |||||||||||||||
| (Ф.И.О.) |
|
| |||||||||||||
Заводской (инвентарный) номер проверяемого оборудования | ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
| Результаты проверки | |||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||
| Место эскиза |
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
Начальник службы неразрушающего контроля | ||||||||||||||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||||||
Оператор-дефектоскопист | ||||||||||||||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||||||
Копию акта получил | ||||||||||||||||
| (подпись) | (инициалы, фамилия) |
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Изм. | Номера листов (страниц) | Всего листов (страниц) в документе | N докум. | Входящий N сопроводительного документа и дата | Подпись | Дата | |||
| Изме- ненных | Заме- ненных | Новых | Аннули- рованных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|