Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.088-93 Система питания топливом автомобильных дизелей. Общие технические требования.
OCT 37.001.088-93
Группа Д24
ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДИЗЕЛЕЙ
Общие технические требования
Дата введения 1994-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации "Дорожный транспорт" ("ТК 56").
ИСПОЛНИТЕЛИ: Кандидаты техн. наук О.И.Гируцкий (председатель комитета), Б.В.Кисуленко, Т.Р.Филипосянц, И.И.Малашков (ответственный секретарь комитета), М.В.Мазинг, А.А.Носенкова.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета Российской Федерации по машиностроению от 27.08.93 за N 5.
3. ВЗАМЕН ОСТ 37.001.088-85.
ВНЕСЕНЫ: поправка N 1, опубликованная в ИУОНД N 1, 2003 год; поправка N 2, опубликованная в ИУОНД N 1, 2004 год
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на узлы, агрегаты и устройства системы питания топливом автомобильных дизелей и разработанных на их базе модификаций с топливной аппаратурой разделенного типа и устанавливает технические требования к топливным насосам высокого давления, форсункам, регуляторам частоты вращения, топливоподкачивающим насосам с ручным и механическим приводами, топливопрокачивающим насосам с электрическим приводом, механизмам опережения впрыскивания, топливопроводам высокого и низкого давления, топливным фильтрам и топливным бакам.
Обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды, изложены в разделах 3-13, за исключением 3.4, 3.11, 4.4 и 9.2.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия.
ГОСТ Р 51105-97 Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия.
ГОСТ 8519-93 Топливопроводы высокого давления дизелей и их соединения. Общие технические условия.
ГОСТ 10227-86 Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.
ГОСТ 10578-96* Насосы топливные дизелей. Общие технические условия.
ГОСТ 10579-88 Форсунки дизелей. Общие технические условия.
ГОСТ 15059-88 Форсунки автотракторных дизелей. Габаритные и присоединительные размеры.
ГОСТ 15060-95 Дизели автотракторные. Насосы топливные высокого давления. Габаритные и присоединительные размеры.
ГОСТ 14146-88 Фильтры очистки топлива дизелей. Общие технические условия.
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
ГОСТ 15151-69 Машины, приборы и другие технические изделия для районов с тропическим климатом. Общие технические условия.
ГОСТ 15829-89 Насосы топливоподкачивающие поршневые дизелей. Общие технические условия.
ГОСТ 21398-89 Автомобили грузовые. Общие технические требования.
ОСТ 37.001.242-81* Элементы сменные фильтров тонкой очистки топлива. Типоразмерный ряд.
ОСТ 37.001.450-87 Пробки и горловины топливных баков автомобилей. Типы и основные присоединительные размеры.
(Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003), (Поправка N 2. ИУОНД N 1-2004).
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. Узлы, агрегаты и устройства системы питания должны обеспечивать работу на дизельном топливе по ГОСТ 305, системы питания многотопливных двигателей - на дизельном топливе по ГОСТ 305, топливах для реактивных двигателей по ГОСТ 10227, на автомобильных бензинах Нормаль-80, Регуляр-92 и Премиум-95 по ГОСТ Р 51105 и их смесях, а также на автомобильных бензинах со специальными присадками, инициирующими их воспламенение.
(Поправка N 1. ИУОНД N 1-2003), (Поправка N 2. ИУОНД N 1-2004).
3.2. Узлы, агрегаты и устройства системы питания должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам и нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.3. Элементы конструкций системы питания, предназначенной для обеспечения работы автомобильных дизелей в районах с холодным и тропическим климатом, должны соответствовать требованиям ГОСТ 15150 и ГОСТ 15151.
3.4. Установку и крепление агрегатов, узлов и устройств топливной аппаратуры на двигателе и на автомобиле рекомендуется согласовывать с разработчиком или держателем подлинников технической документации на топливную аппаратуру.
3.5. Топливная аппаратура для многотопливных двигателей должна иметь автоматическое устройство для увеличения цикловой подачи топлива при работе на легких топливах.
3.6. Крепление топливного насоса высокого давления на двигателе не должно допускать углового отклонения корпуса насоса под действием приводного крутящего момента. При установке на двигателе угловое смещение оси кулачкового вала топливного насоса относительно ведущего не должно превышать 0,5°, линейное смещение осей ведущего вала и кулачкового вала насоса при длине соединительной муфты до 75 мм включительно не должно превышать 0,3 мм, при длине муфты свыше 75 до 115 мм включительно - 0,5 мм. При длине соединительной муфты более 115 мм линейное смещение осей может быть увеличено еще на 0,1 мм на каждые 10 мм увеличения длины муфты.
3.7. Привод топливного насоса высокого давления должен позволять изменение установочного угла опережения впрыскивания не менее 10° по кулачковому валу.
3.8. В условиях эксплуатации температура топлива на выходе из топливного насоса высокого давления не должна превышать 75°С.
3.9. Соединения системы питания должны быть герметичными. Подтекание топлива и подсос воздуха в местах соединений не допускаются. Герметичность системы питания должна обеспечивать запуск двигателя без прокачивания ручным насосом после стоянки автомобиля в течение не менее 16 ч.
В комплекте агрегатов системы питания должно быть предусмотрено устройство для выпуска воздуха из линии низкого давления.
Для системы питания многотопливных двигателей и автомобилей в северном исполнении (при наличии дополнительной емкости для запуска двигателя) величина давления перед топливоподкачивающим насосом устанавливается в технической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.11. Конструкция узлов, агрегатов и устройств системы питания, их размещение и крепление на двигателе и автомобиле должны обеспечивать доступ для технического диагностирования, обслуживания и удобства эксплуатации.
3.12. Узлы, агрегаты и устройства системы питания, погружающиеся в воду при преодолении автомобилем брода, должны оставаться герметичными без специальной подготовки.
3.13. Стабильность топливной аппаратуры должна оцениваться по изменению:
- цикловой подачи топлива секциями топливного насоса высокого давления;
- давления начала впрыскивания топлива форсункой;
- пропускной способности форсунок;
- частоты вращения, соответствующей началу действия регулятора;
- характеристики механизма опережения впрыскивания.
Допускается использовать дополнительные параметры, согласованные с предприятием - изготовителем двигателей.
3.14. Количественные значения стабильности параметров топливной аппаратуры должны устанавливаться в технической документации на конкретную модель топливной аппаратуры, согласованной между предприятием - изготовителем топливной аппаратуры и предприятием - изготовителем двигателей и, при необходимости, с представителем заказчика.
3.15. Проверка стабильности и оценка безотказности комплекта топливной аппаратуры должны проводиться при периодических (контрольных) испытаниях двигателей, при испытаниях двигателей на безотказность, а также при длительных контрольных и ресурсных испытаниях изделий с двигателями по программам, согласованным с предприятием - изготовителем топливной аппаратуры и, при необходимости, с представителем заказчика.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВНЫМ НАСОСАМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
4.1. Параметры топливных насосов высокого давления, правила их приемки и методы испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 10578.
4.2. Габаритные и присоединительные размеры рядных топливных насосов должны соответствовать требованиям ГОСТ 15060, V-образных, индивидуальных и распределительных насосов, а также рядных насосов с межсекционным расстоянием свыше 40 мм - технической документации, утвержденной в установленном порядке.
4.3. Рядный, V-образный и распределительный топливные насосы высокого давления должны быть конструктивно объединены с регуляторами частоты вращения, корректорами подачи топлива и устройствами увеличения пусковой подачи.
Характеристики топливного насоса и их предельные отклонения должны быть согласованы с предприятием - изготовителем двигателей.
4.4. В конструкции рядного, V-образного и распределительного топливного насоса должно быть предусмотрено устройство для выключения подачи топлива.
4.5. Величина давления на входе в топливный насос высокого давления на номинальном режиме устанавливается техническими условиями на конкретные топливные насосы.
4.6. Смазка деталей рядных и V-образных топливных насосов и регуляторов должна производиться фильтрованным маслом из системы смазки двигателя. В насосах для многотопливных двигателей, имеющих дополнительную смазку плунжерных пар, должна быть предусмотрена тонкая фильтрация масла.
4.8. Конструкция регулировочных узлов и устройств топливного насоса должна исключать возможность изменения регулировки насоса без нарушения контрольных пломб.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРСУНКАМ
5.1. Габаритные и присоединительные размеры форсунок должны соответствовать требованиям ГОСТ 15059, параметры форсунок, правила их приемки и методы испытаний - ГОСТ 10579.
5.2. Фиксация распылителя относительно корпуса форсунки и фиксация положения форсунки относительно камеры сгорания должны указываться в технической документации.
5.3. Суммарное эффективное проходное сечение распылителя или пропускная способность форсунки должны быть в пределах, заданных в технической документации. По согласованию с потребителем допускается разделять форсунки на группы по эффективному проходному сечению или пропускной способности.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕГУЛЯТОРАМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ
6.1. Выбор регулятора частоты вращения по характеру основных выполняемых функций, по типу измерительных, исполнительных и корректирующих устройств производится предприятием - изготовителем двигателей и предприятием - потребителем двигателей совместно с предприятием - изготовителем топливной аппаратуры.
6.2. Наклон номинальной регуляторной характеристики регулятора частоты вращения должен быть согласован с предприятием - изготовителем двигателей.
6.3. Величины подачи топлива на пусковых режимах работы двигателя должны быть согласованы с предприятием - изготовителем двигателей. Включение пусковой подачи должно производиться только на режиме пуска и по согласованию с потребителем, автоматически или принудительно. Выключение пусковой подачи топлива должно осуществляться автоматически при достижении устойчивой работы двигателя.
6.4. Частота вращения, соответствующая началу действия регулятора, на безмоторном стенде должна устанавливаться с отклонением не более 2% от номинального значения.
6.5. Максимальная величина усилия на рычаге регулятора частоты вращения должна быть оговорена в технической документации, утвержденной в установленном порядке.
Для вновь проектируемых регуляторов частоты вращения максимальная величина момента на оси рычага управления регулятором не должна превышать 10 Н·м (1 кгс·м).
7. ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИМ И ТОПЛИВОПРОКАЧИВАЮЩИМ НАСОСАМ
7.1. Топливоподкачивающие насосы рядных и V-образных топливных насосов высокого давления должны изготавливаться в соответствии с требованиями ГОСТ 15829 и настоящего стандарта.
7.2. Привод топливоподкачивающего насоса должен осуществляться от кулачкового вала топливного насоса высокого давления.
В отдельных случаях, согласованных предприятием - изготовителем топливной аппаратуры с предприятием - изготовителем двигателей, привод топливоподкачивающего насоса может осуществляться от специального приводного устройства или от распределительного вала двигателя.
7.3. Топливоподкачивающий насос и его привод должны обеспечивать работу двигателя на всех режимах.
7.5. Система питания должна быть оборудована ручным топливопрокачивающим насосом. Место его размещения определяется предприятием - изготовителем двигателей и согласовывается с предприятием - изготовителем автомобилей. Для системы питания многотопливного дизеля необходимость установки ручного топливопрокачивающего насоса определяется предприятием - изготовителем двигателей, а место его установки - предприятием - изготовителем автомобилей.
7.6. Система питания многотопливного дизеля должна быть оборудована топливопрокачивающим насосом с электрическим приводом, расположенным на топливном баке или в непосредственной близости от него. Производительность топливопрокачивающего насоса и развиваемое им давление должны быть согласованы с предприятием - изготовителем автомобилей и, при необходимости, с представителем заказчика.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОПРОВОДАМ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
8.1. Топливопроводы высокого давления должны соответствовать требованиям ГОСТ 8519.
8.2. Пропускная способность отдельных топливопроводов комплекта топливопроводов, устанавливаемых на двигатель, не должна отличаться более чем на 3%. Метод определения пропускной способности указывается в технической документации предприятия - изготовителя двигателей.
8.3. Конструкция и крепления топливопроводов высокого давления должны исключить вибрацию, вызывающую повреждение топливопроводов.
8.4. Перед монтажом на двигателе внутренние полости топливопроводов высокого давления должны быть очищены от загрязнений и посторонних частиц. Допустимое загрязнение и метод его определения устанавливаются технической документацией предприятия - изготовителя двигателей.
9. ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВОПРОВОДАМ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ
9.1. Топливопроводы низкого давления должны изготавливаться из коррозионно-стойких материалов. Допускается изготавливать топливопроводы низкого давления из конструкционных материалов с нанесением антикоррозионных покрытий.
9.2. Конструкция и крепления топливопроводов низкого давления должны исключать их повреждение из-за вибраций и вредных касаний.
9.3. Внутренние полости топливопроводов низкого давления должны быть очищены от загрязнений и посторонних частиц. Допустимое загрязнение и метод его определения устанавливаются технической документацией предприятия - изготовителя двигателей и предприятия - изготовителя автомобилей.
10. ТРЕБОВАНИЯ К МЕХАНИЗМАМ ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКИВАНИЯ
10.1. Необходимость установки механизма опережения впрыскивания, номинальная величина изменения угла опережения и характеристика изменения угла опережения должны быть согласованы с предприятием - изготовителем двигателей.
10.2. Механизм опережения впрыскивания должен быть автоматическим.
10.3. Механизм опережения впрыскивания распределительного топливного насоса должен быть встроен в корпус топливного насоса. Механизм опережения впрыскивания рядного и V-образного топливного насосов высокого давления может быть установлен на кулачковом валу насоса или в шестерне привода топливного насоса. Место установки механизма определяется по согласованию с предприятием - изготовителем двигателей.
11. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ФИЛЬТРАЦИИ ТОПЛИВА
11.1. Система фильтрации топлива для автомобильных дизелей должна включать:
- сетчатый фильтр в заправочной горловине топливного бака;
- отстойник в топливном баке со спускной пробкой;
- сетчатый фильтр в топливозаборной трубке;
- фильтры грубой и тонкой очистки, устанавливаемые последовательно;
- фильтр форсунки.
По согласованию с потребителем допускается конструкция форсунки без фильтра.
Для дизелей легковых автомобилей допускается не применять отстойник в топливном баке и фильтр грубой очистки.
Допускается по согласованию с предприятиями - изготовителями топливной аппаратуры и двигателей не устанавливать сетчатый фильтр в заправочной горловине топливного бака и отстойник в топливном баке.
11.2. Тонкость и полнота отсева механических примесей и воды фильтрами грубой и тонкой очистки топлива должны соответствовать требованиям ГОСТ 14146.
11.3. Габаритные размеры сменных фильтрующих элементов фильтров тонкой очистки топлива должны соответствовать ОСТ 37.001.242.
12. ТРЕБОВАНИЯ К ТОПЛИВНЫМ БАКАМ
12.1. Размеры пробок и заливных горловин топливных баков должны соответствовать требованиям ОСТ 37.001.450. Пропускная способность заливных горловин топливных баков автомобилей многоцелевого назначения при наличии фильтрующих сеток должна быть не менее 150 л/мин.
12.2. Соединение бака с атмосферой должно быть защищено от попадания в топливо воды и загрязнений.
12.3. Расположение на автомобиле горловин топливных баков должно соответствовать требованиям ГОСТ 21398 и обеспечивать заправку топливом механическим способом и вручную.
12.5. Наружное и, по согласованию с заказчиком, внутреннее покрытия топливного бака должны быть коррозионно-стойкими.
12.6. Консервация внутренней поверхности топливного бака при необходимости длительного хранения должна производиться в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя.
12.7. Конструкция топливного бака должна обеспечивать отстой топлива и возможность удаления из бака грязи и воды по мере их накопления.
12.8. Конструкция перегородок в топливном баке не должна препятствовать его периодической промывке.
13. ТРЕБОВАНИЯ К НАДЕЖНОСТИ
13.1. Ресурс комплекта узлов и агрегатов системы питания, кроме распылителей форсунок, при работе на дизельном топливе не должен быть менее ресурса двигателя, на котором он установлен. При работе на легких топливах и их смесях ресурс устанавливается по согласованию с заказчиком.
13.2. Ресурс распылителей форсунок должен соответствовать требованиям ГОСТ 10579.
13.3. Гарантийные сроки хранения узлов и агрегатов системы питания топливом должны быть не менее гарантийных сроков хранения двигателя, на котором они установлены.
13.4. Техническое обслуживание узлов и агрегатов системы питания должно проводиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
УДК 621.436.03 | Д24 |
Ключевые слова: автомобильные дизели, система питания, общие технические требования |