ГОСТ Р 59433-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СООРУЖЕНИЯ ЗАЩИТНЫЕ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОДЫ
Общие технические требования
Automobile roads of general use. Water Protection structures. General technical requirements
ОКС 93.080.01
Дата введения 2021-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ГЕО-ПРОЕКТ" (ООО "ГЕО-ПРОЕКТ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 апреля 2021 г. N 228-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь проектируемые, строящиеся и реконструируемые защитные сооружения от воздействия воды, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенные для обеспечения их сохранности и повышения безопасности дорожного движения.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию защитных сооружений от воздействия воды на автомобильных дорогах общего пользования и предъявляемые к ним общие технические требования.
Требования стандарта не распространяются на районы вечной мерзлоты, строительство на территориях, подверженных сейсмическим воздействиям выше 6 баллов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 17.1.3.13 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения
ГОСТ 17.5.3.04 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
ГОСТ 17.5.3.05 Охрана природы. Рекультивация земель. Общие требования к землеванию
ГОСТ 22.0.03-97 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
ГОСТ 19185-73 Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 20425-2016 Тетраподы для берегозащитных и оградительных сооружений
ГОСТ 21924.2 Плиты железобетонные с ненапрягаемой арматурой для покрытий городских дорог. Конструкция и размеры
ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 27751 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 28013 Растворы строительные. Общие технические условия
ГОСТ 30547 Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия
ГОСТ 32836 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования
ГОСТ 32847 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий
ГОСТ 32868 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий
ГОСТ 32869 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий
ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий
ГОСТ Р 51285-99 Сетки проволочные крученые с шестиугольными ячейками для габионных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 58654-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы металлические гофрированные спиральновитые. Технические условия
СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
СП 58.13330.2012 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения"
СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления"
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"
СП 250.1325800.2016 Здания и сооружения. Защита от подземных вод
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
|
берегозащитные сооружения: Система устройств для защиты автомобильных дорог, проходящих по берегу, от оползней, а также от абразии (разрушения волнами и прибоем берегов морей, озер, водохранилищ) и боковой эрозии.
[ГОСТ 20425-2016, пункт 3.1] |
3.2 бетонное покрытие гибкое: Волногасящее и противоразмывное покрытие грунтового откоса инженерного сооружения, работающее по принципу гибкого экрана, собираемое из гибких бетонных плит.
3.3 безопасность защиты сооружения от воздействия воды: Свойство защиты сооружения от воздействия воды обеспечивать защиту жизнедеятельности людей, включая защиту дорожной инфраструктуры.
3.4
|
водный объект: Сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима.
[ГОСТ 19179-73, пункт 6] |
3.5
|
водный режим: Изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах.
[ГОСТ 19179-73, пункт 14] |
3.6
|
водоем: Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием.
[ГОСТ 19179-73, пункт 18] |
3.7
|
водоток: Водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.
[ГОСТ 19179-73, пункт 15] |
3.8
|
водохранилище: Искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.
[ГОСТ 19179-73, пункт 177] |
3.9
|
габионные конструкции: Объемные сетчатые конструкции различной формы из сетки проволочной крученой с шестиугольными ячейками, заполненные камнем, применяемые для защиты грунтов от эрозии.
[ГОСТ Р 51285-99, пункт А.1] |
3.10
|
гидротехническое сооружение: Сооружение для использования водных ресурсов, а также для борьбы с вредным воздействием вод.
[ГОСТ 19185-73, пункт 48] |
3.11 дренаж: Устройство для частичного или полного перехвата фильтрационного потока в основании или внутри водоподпорного сооружения, сбора и отвода профильтровавшихся вод.
3.12 дренажная система автомобильной дороги: Система инженерных сооружений дорожной одежды, земляного полотна и грунтового основания дороги, предназначенная для частичного или полного перехвата фильтрационного потока, его сбора и отвода, а также понижения уровня подземных вод.
3.13 дамба: Гидротехническое сооружение для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоемов и водотоков, направленного отклонения потока воды.
3.14
|
затопление: Повышение уровня воды водотока, водоема или подземных вод, приводящее к образованию свободной поверхности воды на участке территории.
[ГОСТ 19185-73, пункт 15] |
3.15 защитные сооружения от воздействия воды (ЗСВВ): Инженерные сооружения, предназначенные для предупреждения и защиты от затопления и подтопления, обеспечения сохранности автомобильной дороги от отрицательного воздействия воды при воздействии опасных гидрогеологических и природных явлений.
3.16
|
запруда: водоподпорное сооружение на малом водотоке.
[ГОСТ 19185-73, пункт 43] |
3.17
|
земляное полотно: Конструктивный элемент, служащий для размещения дорожной одежды, а также технических средств организации дорожного движения и обустройства автомобильной дороги.
[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.11] |
3.18
|
искусственные дорожные сооружения: Инженерные сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог с другими автомобильными дорогами, водотоками, оврагами и др., в местах, которые являются препятствиями для такого движения и прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, водопропускные трубы и другие подобные сооружения).
[ГОСТ Р 58654-2019, пункт 3.6] |
3.19 излучина реки: Участок извилистого русла водотока между двумя смежными точками перегиба его осевой линии.
3.20
|
насыпь: Земляное сооружение из насыпного грунта, верхняя часть которого на всей ширине расположена выше уровня земли.
[ГОСТ 33100-2014, пункт 3.20] |
3.21
|
норма осушения: Расчетное значение необходимого понижения уровня грунтовых вод от поверхности земли на осушаемой территории.
[СП 116.13330.2012, пункт 3.9] |
3.22 надежность защиты сооружения от воздействия воды: Свойство защиты сооружения от воздействия воды обеспечивать его безопасность в период расчетного срока эксплуатации.
Примечание - Расчетный срок эксплуатации не может быть меньше срока, указанного в пункте 8.20 СП 58.13330.2012.
3.23
|
обвалование: Ограждение местности земляными дамбами от затопления поверхностными водами.
[ГОСТ 19185-73, пункт 16] |
3.24
|
опасное гидрологическое явление: Событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов, а также их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.
[ГОСТ 22.0.03-97, пункт 3.3.1] |
3.25
|
опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
[ГОСТ 22.0.03-97, пункт 3.1.5] |
3.26 подземные воды: Воды, находящиеся в толщах горных пород верхней части земной коры в жидком состоянии.
3.27
|
подтопление: Повышение уровня подземных вод, приводящее к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории.
[ГОСТ 19185-73, пункт 14] |
3.28
|
половодье: Фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в данных климатических условиях в один и тот же сезон, характеризующаяся наибольшей водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды и вызываемая снеготаянием или совместным таянием снега и ледников.
[ГОСТ 19179-73, пункт 72] |
3.29 полузапруда: Сооружение, перегораживающее часть русла водотока и примыкающее к береговому откосу, осуществляемое с целью создания нужного режима течения.
3.30
|
противофильтрационная завеса: Преграда, устраиваемая в грунтовом массиве и прорезающая водоносные горизонты с целью исключения или снижения водопритоков к подземному сооружению.
[СП 250.1325800.2016, пункт 3.28] |
3.31 ряж: Коробчатая конструкция из бревен, брусков или железобетонных брусьев, заполняемых камнем либо грунтом.
3.32
|
река: Водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.
[ГОСТ 19179-73, пункт 21] |
3.33
|
регуляционные сооружения: Сооружения, предназначенные для регулирования водного потока, пересекаемого дорогой, с целью обеспечения течения воды и движения наносов в нужном направлении при соблюдении требуемых условий эксплуатации мостового перехода и водотока (струенаправляющие дамбы, траверсы, шпоры, береговые укрепления и др.).
[ГОСТ 33177-2014, пункт 2.6] |
3.34
|
сель: Грязекаменный поток, движущийся обычно по руслам горных рек или ручьев в результате предшествующего накопления продуктов выветривания и поступления воды.
[ГОСТ 33149-2014, пункт 3.33] |
3.35
|
селеспуск: Гидротехническое сооружение для пропуска селевых потоков через дорогу.
[ГОСТ 33149-2014, пункт 3.32] |
3.36 сохранность автомобильной дороги: Состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
3.37
|
сток: Движение воды по поверхности земли, а также в толще почв и горных пород в процессе круговорота ее в природе.
[ГОСТ 19179-73, пункт 51] |
3.38 струенаправляющее сооружение: Сооружение, воздействующее на режим течения воды, транспорта наносов и плавающих тел (лед, лес) путем изменения направления струй потока.
3.39
|
суффозия: Разрушение и вынос потоком подземных вод отдельных компонентов и крупных масс дисперсных и сцементированных обломочных пород, в том числе слагающих структурные элементы скальных массивов.
[СП 116.13330.2012, пункт 3.21] |
3.40
|
террасы (террасы-каналы, нагорные каналы): Сооружения, предназначенные для уменьшения максимального расхода дождевых паводков путем перехвата склонового стока с транзитом его в грунт либо его медленного отвода в сбросные каналы или русла.
[ГОСТ 33149-2014, пункт 3.38] |
3.41 тюфяки: Плоское гибкое покрытие для крепления русла водотока, выполняемое из хвороста, камня, бетона и других материалов.
3.42
|
уровень ответственности: Величина, характеризуемая экономическими социальными и экологическими последствиями отказов сооружений.
[ГОСТ 33149-2014, пункт 3.40] |
3.43
|
уровень грунтовых вод: Отметка уровня подземных вод первого от поверхности постоянного водоносного горизонта, не обладающего напором.
[СП 104.13330.2016, пункт 3.15] |
3.44 шпора: Короткая полузапруда, струенаправляющее сооружение.
3.45 экономическая эффективность строительства (реконструкции, капитального ремонта): Обеспечение минимальных затрат по всему жизненному циклу ЗСВВ, включая проектирование, строительство, реконструкцию (при необходимости), плановый капитальный ремонт (один или несколько), расходы по эксплуатации (текущему ремонту), консервацию (при необходимости) и ликвидацию, включая утилизацию отходов, с учетом расчетного срока эксплуатации сооружения.
3.46 фильтрационный поток: Движение жидкости в пористой среде или в среде с трещинной пустотностью (скальном массиве).
4 Общие положения
4.1 Защитные сооружения от воздействия воды предназначены для защиты автомобильной дороги от атмосферных осадков, затоплений и подтоплений, для обеспечения прочности и устойчивости конструктивных элементов автомобильной дороги при воздействии на них установленных внешних нагрузок на всех этапах жизненного цикла (см. СП 49.13330, 2010).
4.2 При проектировании автомобильных дорог следует разработать комплекс мероприятий и устройство ЗСВВ для предотвращения или устранения влияния следующих внешних воздействующих факторов:
1) атмосферных осадков;
2) опасных природных процессов и явлений;
3) действия волн, ледовых явлений;
4) размыва дорожных сооружений паводковыми водами (с вероятностью превышения по таблице 3).
4.3 ЗСВВ размещают в полосе отвода автомобильной дороги и объединяются в систему, которая должна быть территориально и функционально единой, включающей в себя как искусственные дорожные и защитные сооружения, так и территориальные сооружения инженерной защиты. В случае невозможности создания такой системы ЗСВВ должны функционировать самостоятельно, как локальная система.
4.4 При необходимости выполнения мероприятий или работ вне полосы отвода автомобильной дороги, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, при размещении ЗСВВ в границах особо охраняемых природных территорий и водных объектов проектные решения должны быть согласованы в установленном действующим законодательством порядке с соответствующими исполнительными органами государственной власти [1], [2]. Проектные решения по мероприятиям, направленным на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, а также по устройству ЗСВВ, которые являются сооружениями территориальной защиты и могут оказывать непосредственное воздействие на автомобильную дорогу, согласовывают в установленном действующим законодательством порядке с владельцем автомобильной дороги [3].
4.5 Проектирование и строительство (реконструкция, капитальный ремонт) ЗСВВ необходимо осуществлять на основании технико-экономического сравнения вариантов. Выбор варианта, который обеспечивает максимально возможную экономическую эффективность строительства (реконструкции, капитального ремонта), определяют по формуле:
К - количество последующих капитальных ремонтов в течение расчетного срока эксплуатации, раз;
T - расчетный срок эксплуатации, лет;
4.6 Конструкция ЗСВВ должна быть рассчитана с запасом прочности в зависимости от класса защищаемого сооружения, исключать или минимизировать ухудшение состояния автомобильной дороги в целом или ее отдельных конструктивных элементов от расчетного воздействия воды в соответствии с действующими межремонтными сроками.
4.7 При разработке проектов по устройству ЗСВВ в зонах подтопления автомобильных дорог, его влияние следует учитывать на основе водобалансового и гидродинамического прогнозирования, распространения подпора подземных вод при расчетном уровне воды. Конструкция ЗСВВ должна определяться по итогам инженерно-геологических и инженерно-гидрлогических изысканий, а также на основе натурных режимных гидрогеологических и гидрологических наблюдений за уровнем подземных и поверхностных вод.
4.8 Материалы изысканий для обоснования выбора ЗСВВ должны содержать:
1) оценку инженерно-гидрогеологических условий территории;
2) сведения об уровне грунтовых вод, основных факторах и источниках подтопления;
3) оценку уровня опасного воздействия в пределах территории существующего или прогнозируемого подтопления, затопления, селеобразования, образования волн и т.д.
4) прогноз развития опасных природных ситуаций в результате воздействия воды;
5) сведения о размерах возможного ущерба от воздействия воды.
4.9 При устройстве ЗСВВ следует максимально использовать местные строительные материалы и природные ресурсы, совмещать их эксплуатационные функции с другими сооружениями, если их использование не противоречит требованиям 4.5.
4.10 При проектировании ЗСВВ должны быть предусмотрены конструктивно-технологические решения по предотвращению развития возможных опасных повреждений и аварийных ситуаций, которые могут возникнуть в периоды строительства и эксплуатации.
4.11 При проектировании защитных сооружений от воздействия воды запрещается применять без соответствующей доработки проектные решения, которые ранее в сопоставимых природных условиях приводили к возникновению аварий, в том числе к нарушению механической устойчивости (смещению) защиты сооружения от воздействия воды, и (или) размыву (обрушению) защищаемой грунтовой поверхности.
4.12 Эксплуатацию и содержание ЗСВВ следует организовать с учетом местных и климатических условий, а также правил содержания, разработанных Заказчиком.
4.13 На участках автомобильных дорог, где предусмотрены мероприятия по инженерной защите, проектирование и устройство ЗСВВ следует осуществлять с их учетом.
5 Классификация защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды
5.1 Классы сооружений защиты автомобильных дорог от воздействия воды следует назначать не ниже классов самой автомобильной дороги и защищаемых дорожных объектов в зависимости от их хозяйственной значимости согласно положениям ГОСТ 27751. Они классифицируются по следующим признакам:
а) по уровню ответственности:
1) сооружения ЗСВВ относятся ко 2 классу с уровнем ответственности "нормальный";
б) по назначению защиты:
1) от поверхностного стока автомобильной дороги или отдельных дорожных сооружений и элементов обустройства;
2) от затопления;
3) от подтопления;
4) от грунтовых вод;
5) от волновых процессов;
6) от селевых потоков;
7) для регулирования руслового потока рек;
в) по типу конструкций для укрепления:
1) биологические (укрепление откосов и склонов травопосевом и одерновкой, посадка зеленых насаждений и т.д.)
2) с применением грунтовых и дерево-грунтовых материалов (фашины, грунтово-ряжевые конструкции и т.п.);
3) с применением геосинтетических материалов;
4) сетчатые, габионные, ряжевые, шпунтовые и т.д.;
5) с применением бетонных и железобетонных конструкций (в том числе сборных и монолитных, сборно-монолитных);
6) с применением каменных конструкций;
г) по сроку службы ЗСВВ:
1) постоянные (капитальные);
2) временные (сезонные).
5.2 Классы ЗСВВ, применяемые для защиты от подтопления, следует назначать в зависимости от норм осушения и расчетного прогнозного понижения уровня подземных вод по таблице 1 (см. СП 104.13330.2016).
Таблица 1 - Классы сооружений для защиты от подтопления
|
|
|
|
|
Нормы осушения, м | Расчетное прогнозное понижение уровня подземных вод, м, для классов сооружений | |||
| I | II | Ill | IV |
До 15 | До 5 | До 5 | - | - |
5 | - | Св. 3 | До 3 | - |
2 | - | - | - | До 2 |
Примечание: Отнесение сооружения к классу по таблице проводят согласно гидравлическим расчетам при проектировании.
6 Виды и предназначение защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды
6.1 К защитным сооружениям автомобильных дорог от воздействия воды относятся:
1) сооружения защиты от поверхностного стока и затопления автомобильной дороги;
2) сооружения подземного водоотвода для перехвата и отвода грунтовых вод, снижения их негативного воздействия на автомобильную дорогу и на ее отдельные конструктивные элементы.
Виды, предназначение и места устройства защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Виды и предназначение защитных сооружений автомобильных дорог от воздействия воды
|
|
|
Вид сооружения или мероприятия | Предназначение сооружения или мероприятия | Рекомендуемые места и условия применения |
Для защиты от поверхностного стока и затопления автомобильной дороги | ||
Дамбы обвалования (отсыпка валов из грунта) | Защита автомобильной дороги и прилегающей к ней | На отдельных участках автомобильных дорог со |
Искусственное повышение территории | территорий* от затопления. Защита от подтопления путем сплошного повышения отдельных участков местности в полосе отвода автомобильных дорог до незатопляемых планировочных отметок | стороны реки, озера или другого водного объекта |
Укрепление откосов | Защита откосов автомобильной дороги от размыва, суффозии, ветрового, ледового и волнового воздействия | Откосы земляного полотна |
Селезащитные сооружения | Защита автомобильных дорог, расположенных в горных и предгорных районах, подвергающихся воздействию селей | На отдельных участках автомобильных дорог, пересекающих пути прохождения селевого потока |
Регуляционные и защитные сооружения | Защита конусов и опор мостов от русловых деформаций, размыва и от пойменной струи | На подходах к мостам и на мостовых переходах |
Сооружения от подтопления и отвода грунтовых вод | ||
Дренажи глубокого заложения совершенного типа | Защита земляного полотна автомобильной дороги от подтопления, а также для полного перехвата подземных вод и осушения земляного полотна при высоком уровне грунтовых вод, когда другие способы оказываются нецелесообразными | В грунтах ниже глубины промерзания, с заглублением в водоупор |
Дренажи глубокого заложения несовершенного типа (висячие) | Защита земляного полотна автомобильной дороги от подтопления, путем частичного перехвата подземных вод и понижения их уровня до безопасного горизонта | В грунтах ниже глубины промерзания, выше уровня водоупора |
Дренажи мелкого заложения | Защита земляного полотна автомобильной дороги и дорожной одежды, отвод воды, осушение верхней части дороги и конструктивных слоев дорожной одежды | В нижних слоях дорожной одежды, в зоне промерзания |
Подкюветные дренажи | Защита выемок от подтопления, перехват или понижение уровня грунтовых вод земляного полотна | Под кюветами выемки |
Откосные дренажи | Для исключения избыточного увлажнения откосов выемок, перехвата и отвода поступающей от склонов воды в дренаж вдоль дороги | На откосах выемок земляного полотна |
Застенные дренажи | Для отвода воды от подпорных бетонных или железобетонных стен и удерживающих конструкций (включая буронабивные сваи со сборными облицовочными плитами) | С тыльной стороны подпорных стен |
Противофильтрационные экраны и завесы, монолитные и сборные "стены в грунте" | Обеспечение водозащиты в период строительства и/или эксплуатации автомобильной дороги со стороны водных объектов | На отдельных участках автомобильных дорог со стороны водного объекта или подземного потока |
Защита автомобильных дорог от волновых процессов | ||
Укрепление берегового откоса водных объектов | Защита автомобильной дороги со стороны водных объектов от волнового воздействия | На отдельных участках автомобильных дорог со стороны водного объекта |
Защита автомобильных дорог от селевых потоков | ||
Плотины, селеспуски, подпорные стены, водосбросы и т.д. | Защита автомобильной дороги от воздействия селевого потока | На отдельных участках дорог в горных и предгорных районах на селеопасных зонах |
Регулирование руслового потока рек | ||
Струенаправляющие дамбы, шпоры, запруды, спрямление русла рек и т.д. | Защита автомобильной дороги и искусственных сооружений от размыва | На реках с сильным течением, на подходах к мостам |
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.