Руководящий документ РД 24-112-5Р Руководящий документ по оценке остаточного ресурса кранов мостового типа.
РД 24-112-5Р
Руководящий документ по оценке остаточного ресурса кранов мостового типа
Срок введения 2002 г.
Срок действия до 2007 г.
1. Разработан и утвержден ОАО "ВНИИПТМАШ" г.Москва, ул.Люблинская, 42 тел.351-80-41
2. Разработчики Абрамович И.И., Андреев А.В., Дувидович Д.И., Жуков В.Г., Котельников В.С., Вугальтер С.И., Березин В.Н., Зайцев В.А., Лалаянц Р.А., Липатов А.С.
3. Введен 2002 г. сроком на 5 лет
4. В дополнение РД 10-112-5-97
Согласовано:
Начальник Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями В.С.Котельников 15.10.2002 г.
Утверждаю:
Генеральный директор ОАО "ВНИИПТМАШ" Р.А.Лалаянц 17.09.2002 г.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Руководящий документ (далее - РД) содержит основные указания по выполнению работ, имеющих своей целью оценку остаточного ресурса грузоподъемных кранов мостового типа по критериям безопасности и работоспособности расчетных стальных конструкций, а также - решения вопроса о возможности и условиях продолжении эксплуатации крана.
Настоящий Руководящий документ разработан в соответствии с Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Закон принят Государственной Думой 20 июня 1997 г. N 116-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности производственных объектов" и указанием Госгортехнадзора России от 04.02.2002 N 03-35/23, а также с учетом требований РД 10-112-5-97 "Методические указания по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые."
РД устанавливает порядок и требования к организации и методам выполнения оценки остаточного ресурса, в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности кранов мостового типа с истекшим сроком службы.
РД предназначен для специализированных организаций, занимающихся обследованием (экспертизой) объектов, на которых используются стационарно установленные подъемные сооружения - краны мостового типа, а также для владельцев (независимо от формы собственности организации и/или предприятия) указанных кранов мостового типа.
________________
1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящем РД используются термины и определения, приведенные в РД 10-112-1, РД 10-112-5-97, в "Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)", а также следующие термины и определения:
Дефекты и повреждения - каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины (крана мостового типа), узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей (эксплуатационной, технической) или нормативной документации.
Остаточный ресурс календарный - минимальный дополнительный календарный срок службы, назначаемый комиссией по результатам выполнения оценки остаточного ресурса крана мостового типа.
Примечание: Назначаемый остаточный ресурс календарный выполним при условии обеспечения со стороны владельца крана в течение последующего периода эксплуатации наличия исправного и/или работоспособного состояния механизмов, электрооборудования, устройств управления, приборов безопасности и т.д., согласно требований "Правил..ПБ 10-382-00".
Оценка остаточного ресурса крана мостового типа - комплекс экспертных и, при необходимости, экспериментальных и расчетных работ, результатом которого является назначение (с заранее принятой вероятностью - 90%) минимального дополнительного календарного срока службы, по истечению которого кран гарантированно не достигнет одного из своих предельных состояний.
Предельное состояние - состояние крана мостового типа, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Работоспособное состояние - состояние крана мостового типа, при котором значения всех его параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.
Примечание: В работоспособном состоянии кран может иметь отдельные дефекты и повреждения, не влияющие на его основные показатели назначения и безопасность транспортировки грузов, например, нарушение окраски поверхности, следы начала коррозии, деформации отдельных элементов, износ отдельных деталей не выходящий за пределы допустимого и т.д.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
2.3. Величину остаточного ресурса конструкции оценивают, сопоставляя фактические показатели несущей способности конструкции (сопротивление усталости, остаточные деформации и др.) с критериями, соответствующими указанным предельным состояниям.
2.4. Предельные величины допустимых дефектов и повреждений принимают в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00, РД 10-112-5-97, "Руководства (Инструкции) по эксплуатации крана", а также приведенными ниже указаниями.
2.5. Основными исходными данными при оценке остаточного ресурса следует считать не только паспортные характеристики крана (включая и режим работы), но также и данные его фактической эксплуатации (включая фактическую группу режима работы).
Примечание: Для элементов конструкции крана, подвергшихся замене, срок их службы исчисляется с момента их замены.
2.6. Оценку остаточного ресурса рекомендуется начинать с проведения комплекса подготовительных работ. Цель их проведения - предварительная оценка возможности продления срока службы крана, а также объема и стоимости выполнения работ по продлению этого срока.
2.7. После выполнения оценки остаточного ресурса и продления срока эксплуатации крана сохраняются порядок и периодичность проведения обычных обследований для кранов данных условий эксплуатации, предусмотренные РД 10-112-5-97.
2.8. Оценку остаточного ресурса выполняют только после устранения выявленного дефекта (дефектов и повреждений) расчетных элементов металлической конструкции, включая также и последующую антикоррозийную окраску поврежденных участков.
Расчет остаточного ресурса элементов конструкции, подвергшихся замене или ремонту, должен быть выполнен с учетом реализации принятого проекта ремонта.
2.9. В том случае, если при оценке остаточного ресурса будет принято решение о снижении грузоподъемности крана, это следует выполнять в порядке, установленном "Правилами. ПБ 10-382-00" для процедуры проведения реконструкции крана.
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА
При назначении календарного остаточного ресурса следует учитывать конструктивные особенности крана, а также статистические данные заводов-изготовителей и сведения из информационных писем Госгортехнадзора России о часто встречающихся дефектах и повреждениях, касающихся кранов данной конструкции.
3.1. Экспертный метод оценки остаточного ресурса.
3.1.1. Данный метод предусматривает назначение календарного остаточного ресурса на основе данных о фактической группе классификации крана и результатов проведения оценки его технического состояния при выполнении объема работ и требований, приведенных в РД 10-112-5-97.
________________
3.1.3. При назначении календарного остаточного ресурса экспертным методом комиссия должна учитывать данные о конструктивных особенностях данного крана, а также статистические данные заводов-изготовителей и данные из информационных писем Госгортехнадзора России о часто встречающихся дефектах и повреждениях, касающихся кранов данной конструкции.
3.1.4. При возникновении сомнений в сохранении крану паспортной грузоподъемности определение календарного остаточного ресурса следует выполнять одним из комбинированных методов.
3.1.5. Экспертный метод оценки календарного остаточного ресурса рекомендуется для кранов групп режима А1-А5.
3.2. Расчетный или Экспериментально-расчетный метод оценки остаточного ресурса.
3.2.1. Данный метод предусматривает назначение календарного остаточного ресурса на основе данных о фактической группе классификации крана, результатов проведения оценки его технического состояния при выполнении объема работ и требований, приведенных в РД 10-112-5-97, а также работ и требований, приведенных в настоящем РД.
3.2.2. Расчетный или Экспериментально-расчетный метод предусматривает (в общем случае) выполнение следующих этапов:
3.2.2.1. Уточненный расчет фактической группы классификации крана.
________________
3.2.2.3. Выполнение общего расчета металлической конструкции крана для наиболее вероятного (по мнению эксперта) сценария развития одного или нескольких предельных состояний.
Примечание. В случае, если в качестве наиболее вероятного предельного состояния выбран критерий усталостной прочности, пример оценки остаточного ресурса приведен в Приложении 1 к настоящему РД.
3.2.2.4. Написание отчета и выводов по результатам оценки остаточного ресурса с конкретными рекомендациями по срокам продления эксплуатации крана.
3.3.2.5. Разработка дополнительных рекомендаций и конструкторских решений по усилению отдельных элементов металлической конструкции с целью обеспечения выполнения рекомендаций комиссии, выполнявшей оценку остаточного ресурса.
Примечание. При наличии данного этапа выполнения работ, обязательства комиссии, проводившей оценку остаточного ресурса по данному конкретному крану, вступают в силу только после выполнения на кране предписанного объема работ по усилению металлоконструкции, который должен быть выполнен с соблюдением установленной разработчиком технологии и надлежащего контроля качества работ.
3.2.3. Расчеты металлических конструкций кранов для последующего назначения календарного остаточного ресурса следует выполнять по методу предельных состояний.
3.2.5. Величины расчетных сопротивлений и коэффициентов концентрации напряжений при проведении расчетов назначают с учетом механических свойств сталей и рекомендаций СТО 24.09-5281-01-93 "Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций".
3.2.6. В обоснованных случаях для назначения календарной оценки остаточного ресурса могут быть также применены отдельные методики расчета элементов крановых металлоконструкций на трещиностойкость (живучесть), согласованные с Госгортехнадзором России и ОАО "ВНИИПТМАШ".
При наличии на кране регистратора, следует использовать данные о нагруженности крана, записанные указанным прибором, как наиболее объективные.
Основанием для расчета может быть также установленный экспериментальным путем уровень накопления внутренних повреждений материала расчетных элементов металлических конструкций.
Примечания: 1. Расчет должен базироваться не на проектных, а на фактических данных об особенностях расчетных элементов конструкции данного крана, включая учет влияния имеющихся (отремонтированных) дефектов и повреждений.
2. Справка владельца крана, форма которой предусмотрена РД 10-112-5-97, без дополнительных сведений (отчетных данных о наработке крана по годам его эксплуатации, документально подтвержденной информации о величине и характере распределения грузопотоков на объекте, и т.п.) не может рассматриваться в качестве объективных исходных данных для расчета.
3. При наличии статистической информации об изменении состояния расчетных конструкций кранов конкретных типов (например, о темпах развития повреждений), последняя также может быть использована для определения величины остаточного ресурса.
3.2.10. При выполнении оценки величины остаточного ресурса кранов, имеющих паспортную группу классификации А6 и выше, а также обслуживающих технологические процессы, связанные с интенсивной эксплуатацией крана, вне зависимости от фактической загрузки крана (например, простоев, определяемых неритмичной поставкой сырья и/или материалов) искусственное снижение группы классификации крана не разрешается.
4. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА
Все исходные данные, которые будут необходимы для оценки остаточного ресурса тем или иным методом в общем случае можно разделить на данные, принимаемые по представляемой владельцем документации (или предоставляемые владельцем крана), а также дополнительные данные, полученные комиссией в ходе выполнения работ по оценке остаточного ресурса при непосредственном обследовании крана (данные о фактической группе классификации, техническом состоянии обследуемого крана и т.д.).
4.1. Данные, принимаемые по представляемой владельцем крана документации.
4.1.1. Тип крана, номера крана (заводской, регистрационный, владелец крана).
4.1.2. Грузоподъемность (для главного и вспомогательного механизмов подъема).
4.1.3. Классификационная группа режима работы крана по паспорту (режимы механизмов подъема), установленный срок службы.
4.1.4. Предприятие-изготовитель, год выпуска крана и пуска его в эксплуатацию.
4.1.5. Пролет, высота подъема, вылеты консолей (при наличии консолей), база крана, колея грузовой тележки, подходы крюка (крюков), скорости рабочих движений, вид регулирования скоростей. Масса крана общая и его основных узлов (при наличии).
4.1.6. Тип грузозахватного органа (органов) или грузозахватного приспособления.
4.1.7. Тип металлоконструкции (сварная, клепаная, клепано-сварная).
4.1.8. Особенности выполнения монтажных стыков основных расчетных элементов конструкции (сварные, на высокопрочных болтах, закладных пальцах, болтовые фланцевые и т.д.).
4.1.9. Марка (марки) материала основных расчетных элементов конструкции (при отсутствии достоверных сведений, подтвержденных сертификатами, выполняют отбор проб для определения химического состава и механических свойств материала).
4.1.10. Сведения о выполненных реконструкциях крана (с приложением технической документации).
4.1.11. Сведения о выполненных ремонтах металлоконструкции (с приложением ремонтной документации).
4.1.12. Сведения о заменах грузового каната (канатов), заменах (или ремонтах) ходовых колес крана и тележки, канатного барабана (барабанов), редукторов, блоков, грузового крюка, грейфера, подтележечных рельсов, ездового монорельса (при наличии).
4.1.13. Вид грузов, перемещаемых краном и характеристику обеспечиваемого краном грузопотока за срок службы крана.
4.1.14. Температурный режим и особенности атмосферы объекта, на котором установлен кран.
4.1.15. Протоколы и акты очередных и внеочередных обследований, проведенных в связи с продлением срока службы крана, в т.ч. сведения о выявленных дефектах, иллюстрированные чертежами и эскизами (при наличии).
4.1.16. Эскиз (чертеж) металлоконструкции крана (по просьбе комиссии, в случае необходимости последующего проведения расчетов).
4.2. Сведения о фактическом режиме работы крана за время его эксплуатации.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.