СП 342.1325800.2017
СВОД ПРАВИЛ
ЗАЩИТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И СООРУЖЕНИЙ ОТ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Правила проектирования и строительства
Protection of railway track and structures from the adverse natural phenomena. Rules of engineering and construction
ОКС 93.100
Дата введения 2018-06-19
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 декабря 2017 г. N 1681/пр и введен в действие с 19 июня 2018 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 28 декабря 2023 г. № 1018/пр c 29.01.2024
Введение
Настоящий свод правил "Защита железнодорожного пути и сооружений от неблагоприятных явлений. Правила проектирования и строительства" разработан в развитие СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт" с учетом СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" и регламентирует проектирование и строительство железнодорожных путей и сооружений с учетом недопущения, предупреждения неблагоприятных природных воздействий и с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - д-р. техн. наук Л.А.Андреева, инж. И.П.Потапов, И.В.Музыкин, А.В.Багинов), ФГБОУ ВО "МГУПС (МИИТ)" императора Николая II (д-р техн. наук Е.С.Ашпиз, канд. техн. наук А.А.Зайцев).
Изменение № 1 к настоящему своду правил разработано авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (канд. техн. наук Н.Г.Келасьев), ФГБОУ ВО "РУТ (МИИТ)" (д-р техн. наук Е.С.Ашпиз, канд. техн. наук А.А.Зайцев), ОО "Российская академия транспорта" (И.П.Потапов, д-р техн. наук Л.А.Андреева), ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" (канд. техн. наук В.А.Гутников).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает нормы и правила устройства защиты железнодорожных подъездных путей (необщего пользования) и технологических (внутренних) путей, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта от неблагоприятных природных явлений при их проектировании (включая изыскания) и строительстве.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на железнодорожные подъездные пути (необщего пользования) и технологические (внутренние) пути промышленного железнодорожного транспорта, предназначенный для пропуска грузовых поездов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 22.0.06-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 12536-2014 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
ГОСТ 21153.0-75 Породы горные. Отбор проб и общие требования к методам испытаний
ГОСТ 21153.1-75 Породы горные. Метод определения коэффициента крепости по Протодьяконову
ГОСТ 21153.2-84 Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном сжатии
ГОСТ 21153.3-85 Породы горные. Методы определения предела прочности при одноосном растяжении
ГОСТ 21153.5-88 Породы горные. Метод определения предела прочности при срезе со сжатием
ГОСТ 21153.6-75 Породы горные. Метод определения предела прочности при изгибе
ГОСТ 21153.7-75 Породы горные. Метод определения скоростей распространения упругих продольных и поперечных волн
ГОСТ 21153.8-88 Породы горные. Метод определения предела прочности при объемном сжатии
ГОСТ 22733-2016 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 25100-2020 Грунты. Классификация
ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ Р 53582-2009 Грунты. Метод определения сопротивления сдвигу оттаивающих грунтов
ГОСТ Р 59287-2020 Изделия из панелей для габионных конструкций. Технические условия
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменениями № 2, № 3)
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 22.13330.2016 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 25.13330.2020 "СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах" (с изменением N 1)
СП 34.13330.2021 СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 47.13330.2016 "СНиП II-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (с изменением № 1)
СП 58.13330.2019 "СНиП 33-01-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения" (с изменениями № 1, № 2)
СП 119.13330.2017 "СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм" (с изменением N 1)
СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология" (с изменениями N 1, N 2)
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ 32192, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
железнодорожные пути общего пользования: Железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа и грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочной и маневровой работы, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
[4, статья 2] |
3.2
железнодорожные пути необщего пользования: Железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для предоставления определенным пользователям услуг железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
[4, статья 2] |
3.3 заносимый участок пути: Часть железнодорожного пути, на протяжении которого из воздушного горизонтального потока выпадают твердые частицы (снега, песка, пыли и др.).
3.4
инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя подсистемы железнодорожного транспорта, составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, обеспечивающие функционирование этого комплекса.
[4, статья 2] |
3.5
климатические факторы внешней среды: Температура, влажность воздуха, давление воздуха или газа (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная), смены температур, соляной туман, иней, гидростатическое давление воды, действие плесневых грибов, содержание в воздухе коррозионно-активных агентов.
[ГОСТ 15150-69, приложение 1, статья 1] |
3.6
обвал: Отрыв и падение больших масс горных пород на крутых и обрывистых склонах гор, речных долин и морских побережий, происходящие главным образом за счет ослабления связности горных пород под влиянием процессов выветривания, деятельности поверхностных и подземных вод.
[ГОСТ 22.0.03-2022, пункт 34] |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.7
оползень: Отрыв и (или) смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и антропогенного воздействия.
[ГОСТ 22.0.03-2022, пункт 35] |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.8
объект инфраструктуры железнодорожного транспорта: Составная часть подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта или совокупность составных частей ее подсистем.
[5, пункт 7] |
3.9 оградительное лесное насаждение: Защитное лесное насаждение для предупреждения (исключения или ограничения) выхода домашнего скота и диких животных на железнодорожный путь.
3.10 ограничивающий уклон: Уклон, определяющий наибольшую допускаемую крутизну элементов профиля.
3.11 особо сложные условия: Условия, которые исключают или технико-экономически не оправдывают применение основных или допускаемых для трудных условий норм.
3.12 ось пути: Линия, проходящая посередине рельсовой колеи в плоскости поверхности катания рельсов на одинаковом расстоянии от осей симметрии рельсов, образующих данную колею, и предназначенная для построения проектных показателей железнодорожного пути и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3.13
охранные зоны: Территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, в том числе находящихся на территориях с подвижной почвой и на территориях, подверженных снежным, песчаным заносам и другим вредным воздействиям.
[4, статья 2] |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.14 песчаные заносы: Накопление на железнодорожном пути песков, приносимых ветропесчаным потоком.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.15 предельное состояние (здесь): Состояние объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособности невозможно или нецелесообразно.
3.16
предупреждение чрезвычайных ситуаций: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
[ГОСТ Р 22.0.02-2016, пункт 2.3.1] |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.17 противолавинные сооружения: Сооружения, предназначенные для предупреждения схода снежных лавин или для защиты железнодорожного пути от разрушающего действия движущихся лавин.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.18 противообвальные сооружения: Сооружения, предназначенные для задержания скальных обломков, движущихся в обвалах, вывалах, осыпях или закрепления их на склонах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.19 расчетный годовой объем снегоприноса: Геометрическая сумма расчетных объемов приноса снега заданной обеспеченности по всем румбам, относящимся к одной стороне пути.
3.20 роза метелевых ветров: Векторная диаграмма, характеризующая направление метелевых ветров в данной местности относительно сторон света.
3.21
сель: Стремительный поток большой разрушительной силы, состоящий из смеси воды и рыхло-обломочных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек в результате интенсивных дождей или бурного таяния снега, а также прорыва завалов и морен.
[ГОСТ 22.0.03-2022, пункт 54] |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.22 снегозаносимость: Возможность отложений приносимого ветром с окружающей местности снега на основной площадке железнодорожного пути.
3.23 снегоотложение: Результат снегопадов или метелей, выражающийся высотой выпавшего и/или перенесенного снега.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.24 снегоперенос: Перемещение снега ветром.
3.25 снегопринос: Объем снега, приносимого метелями к железной дороге в течение зимы (объем снега, приносимого на линейную длину 1 м железной дороги в единицу времени).
3.26 снегосборность: Объем или масса метелевого снега и твердых осадков, которые могут быть задержаны на единицу длины снегозадерживающего устройства без существенного переноса снега и без нарушения целостности устройства.
3.27 снежные заносы: Отложения метелевого снега на железнодорожных путях и территориях станций.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.28 фитомелиоративные мероприятия: Мероприятия по защите почв от эрозии с помощью растительности.
4 Общие требования по проектированию и строительству системы защиты железнодорожного пути и сооружений
4.1 Нормы и правила настоящего свода правил должны соблюдать при проектировании и строительстве защиты железнодорожного пути и сооружении подъездных путей (необщего пользования) и технологических (внутренних) путей, комплексов зданий, сооружений и устройств промышленного железнодорожного транспорта.
4.2 Требования к верхнему строению пути на подъездных путях (необщего пользования) и технологических (внутренних) путях железнодорожного транспорта установлены в СП 37.13330.
4.3 Нормы и правила настоящего свода правил необходимо учитывать при проектировании всего комплекса сооружений земляного полотна и его обустройств, в том числе: устройств для отведения поверхностных вод (лотки, кюветы, нагорные и забанкетные канавы у выемок, продольные канавы вдоль насыпей и нулевых мест); сооружений для перехвата и отведения грунтовых вод; укрепительных и защитных сооружений и конструкций, защищающих земляное полотно от повреждений и разрушений.
4.4 Для безопасности функционирования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта следует:
- обеспечивать прочность, устойчивость и долговечность объекта;
- обеспечивать совместимость объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с климатическими условиями района эксплуатации;
- устанавливать назначенный срок службы объекта инфраструктуры железнодорожного транспорта и (или) ресурса продукции, периодичность проведения технического обслуживания и ремонтов, мониторинг технического состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и продукции;
- проводить выбор материалов и веществ в зависимости от условий эксплуатации;
- устанавливать критерии предельных состояний, при которых дальнейшая эксплуатация объекта невозможна.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.5 Для защиты железнодорожного пути и сооружений от снежных, песчаных заносов, вредного воздействия других неблагоприятных природных явлений вдоль железных дорог следует проектировать и применять защитные конструкции и сооружения, устройства, лесные насаждения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 Все виды защиты железнодорожного пути и сооружений следует проектировать с учетом топографических и климатических особенностей местности, экологических требований в области охраны поверхностных водных объектов и сельскохозяйственных угодий.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7 Конструкции защиты железнодорожного пути и сооружений должны соответствовать утвержденной проектной и технической документации, требованиям охраны труда, экологической безопасности, санитарным нормам и правилам.
4.8 Пути и другие сооружения промышленного железнодорожного транспорта должны быть защищены от расчетных воздействий снежных, песчаных заносов и других неблагоприятных природных явлений и техногенных воздействий.
Перечень поражающих факторов источников природных ЧС различного происхождения, характер их действий и проявлений принимают в соответствии с требованиями ГОСТ 22.0.06.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.9 Вдоль путей, пересекающих песчаные территории, должны быть предусмотрены средства защиты от переноса песка на верхнее строение пути. Расчетный перенос песка следует определять с вероятностью превышения 1:10 (10%).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.10 Для защиты пути и сооружений от воздействия, возникающего при развитии оврагов, оползней, селей, водных потоков и других опасных природных процессов следует предусматривать почвоукрепительные лесонасаждения, которые при необходимости должны применяться в комплексе с другими инженерными сооружениями, предусматриваемыми по СП 116.13330 при проектировании земляного полотна.
4.11 Для участков путей, подверженных воздействию снежных лавин, необходимо предусматривать противолавинные мероприятия в соответствии с СП 116.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.11а Для участков путей, подверженных воздействию скально-обвальных процессов, необходимо предусматривать противообвальные мероприятия в виде активной и (или) пассивной защиты от скально-обвальных процессов, в том числе с применением противокамнепадных систем и габионных конструкций, а также неотложные меры в виде очистки закюветных полок и водоотводных устройств, своевременной уборки осыпавшегося материала, устранения застоев воды в неровностях неустойчивых массивов и обеспечения безопасного их стока.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.12 Строительство сооружений, защищающих инфраструктуру железнодорожного пути от разрушающего воздействия опасных геологических и других природных явлений и процессов (лавин, оползней, селевых потоков, скально-обвальных процессов), должно быть закончено до ввода соответствующих участков путей в эксплуатацию и на время строительства эти участки должны иметь временную защиту.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.12* При выборе сооружений, устройств и мероприятий, в т.ч. конструктивных элементов и материалов для защиты объектов инфраструктуры, необходимо учитывать географическое расположение объекта, климатические, геологические, гидрологические и геокриологические особенности района. Для каждого климатического района согласно СП 131.13330 установлены режимы минимальной и максимальной температуры, преобладающее направление и максимальной скорости ветра (в том числе при гололеде), которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.14 (Исключен, Изм. N 1).
4.15 Размеры земельных участков для создания охранных зон определяют в проектной документации на строительство или реконструкцию объектов железнодорожного транспорта.
К охранным зонам относят:
а) земельные участки под защитные сооружения, устройства и мероприятия (снего- и пескозащиты, противообвальные, противоналедные, противолавинные, противоселевые, охранные лесополосы), располагаемые за пределами полосы отвода железной дороги;
б) земельные участки, предусмотренные в проектной документации для поэтапного развития разъездов, обгонных пунктов, железнодорожных станций и узлов, зданий и сооружений по мере увеличения пропускной и провозной способности железнодорожной линии (в пределах этой зоны не допускаются постройка капитальных зданий и сооружений, посадка многолетних насаждений, культур и садов, прокладка различных коммуникаций и трубопроводов);
в) земельные участки для линий электропередачи, тяговых подстанций, трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения (посты секционирования, пункты группировки и т.д.);
г) земельные участки, занятые подземными кабельными линиями связи, находящимися за пределами существующей или проектируемой полосы отвода;
д) земельные участки у больших железнодорожных мостов и тоннелей, доступ в которые запрещен посторонним гражданам;
е) зоны фитомелиоративных мероприятий;
ж) полосы естественных лесов, прилегающие к земляному полотну, в пределах которых запрещена сплошная вырубка, кроме рубки ухода, санитарные и лесовосстановительные рубки. Ширина указанных полос составляет 500 м в каждую сторону от оси железнодорожного пути;
и) площади естественных лесов, где сплошная вырубка может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов, сплывов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин) и повлиять на сохранность, устойчивость и прочность сооружений;
к) площади естественных лесов в поймах рек и вдоль берегов озер и водохранилищ, где вырубка леса может привести к размыву откосов железнодорожной насыпи;
л) земельные участки, устанавливаемые как зоны санитарной охраны для защиты открытых и подземных источников водоснабжения объектов железнодорожного транспорта от загрязнения и постоянные условия хозяйствования, в пределах, установленных [8].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.16 (Исключен, Изм. N 1).
4.17 При размещении объектов на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны от пути устраивают нагорные канавы. Поперечное сечение канав и их число необходимо рассчитывать в соответствии с СП 32.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.18 При проектировании железнодорожных путей и сооружений выполняют инженерно-геотехнические изыскания с учетом результатов теплотехнических прогнозов по изменению водно-теплового режима и снегопереноса, а также опыта строительства и эксплуатации железных дорог в районах распространения многолетнемерзлых грунтов, по результатам которых приводят оценку возможного проявления криогенных процессов, их масштабов и интенсивности на отдельных участках проектируемых железных дорог и определяют области оттаивания (промерзания) и величины деформаций осадки (пучения) в поперечном профиле железнодорожного пути.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.19 Принятые в проектной документации конструктивные и технологические решения должны быть обоснованы теплотехническими и прочностными расчетами, выполненными в соответствии с СП 47.13330, СП 25.13330.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
5 Защита железнодорожного пути и сооружений от снежных заносов
5.1 Защита железнодорожного пути от снежных заносов
5.1.1 Железнодорожные пути необщего пользования по местонахождению и в зависимости от срока наступления зимнего периода делятся на группы:
- первая группа - пути необщего пользования в районах Урала, Сибири, Дальнего Востока и пути необщего пользования, примыкающие к северным участкам Октябрьской и Северной железных дорог, где снегопады и метели наблюдаются ранее, чем на остальной территории сети железных дорог;
- вторая группа - пути необщего пользования, примыкающие к остальной территории сети железных дорог.
5.1.2 В зависимости от интенсивности снегоотложения (не реже чем один раз за два года) при снегопадах на железнодорожных путях необщего пользования выделяют территории:
- с умеренной интенсивностью снегопадов - не более 10 см снегоотложения за один случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
- со значительной интенсивностью - от 10 до 19 см снегоотложения за один случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
- с сильной интенсивностью - от 20 до 25 см снегоотложения за один случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года;
- с очень сильной интенсивностью - более 25 см снегоотложения за один случай в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года.
5.1.3 В зависимости от скорости ветра при метелях на территории, на которой размещены железнодорожные пути необщего пользования, выделяют участки:
- с умеренной интенсивностью метелей (наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра не более 10 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года);
- со значительной интенсивностью (наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 10 до 19 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года);
- с сильной интенсивностью (наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра от 20 до 30 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года);
- с очень сильной интенсивностью (наблюдаются случаи метелей со скоростью ветра более 30 м/с в течение зимы с повторяемостью не реже чем один раз за два года).
5.1.4 Участки железнодорожного пути необщего пользования по степени снегозаносимости классифицируют:
- как особо сильнозаносимые (на территории которых в течение зимы наблюдаются снегопады и метели с очень сильной интенсивностью);
- сильнозаносимые (на территории которых наблюдаются снегопады с очень сильной интенсивностью, а метели - с сильной интенсивностью, или наоборот);
- заносимые (на территории которых наблюдаются снегопады и метели с сильной интенсивностью);
- среднезаносимые (на территории которых наблюдаются снегопады с сильной интенсивностью снегоотложения и метели со значительной интенсивностью, или наоборот);
- слабозаносимые (на территории которых наблюдаются снегопады и метели с умеренной интенсивностью).
5.1.5 Защиту железнодорожного пути от снежных заносов следует предусматривать вдоль всех снегозаносимых участков отдельно для каждой стороны пути, а также вокруг станций и внутристанционных территорий. Допускается при технико-экономическом обосновании предусматривать снегозащитный навес над зоной роспуска составов с сортировочной горки.
К снегозаносимым участкам следует относить: станционные территории, выемки любой глубины, нулевые места, насыпи, высота которых над уровнем расчетной толщины снежного покрова не менее 0,7 м на однопутных и 1,0 м на двухпутных линиях, а также открытые площадки тяговых и электрических подстанций.
В качестве расчетной толщины снежного покрова принимают вероятность превышения для категорий пути:
- I-п - 2%;
- II-п - 3%;
- III-п - 5%.
Снегозаносимые участки путей, располагаемые на открытых незастроенных территориях, следует проектировать в насыпях высотой, превышающей расчетную толщину снежного покрова на 25 см.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.6 Расчетный годовой объем снегоприноса, подбор лесных пород, конструкции лесополос, строение насаждений, конструкции капитальных и временных сооружений и устройств надлежит устанавливать в соответствии с результатами изысканий и проектирования этих защитных насаждений, сооружений и устройств с учетом рекомендаций (таблица 1).
Таблица 1 - Средства защиты пути от снежных заносов на заносимых участках пути
Участок железнодорожного пути | Расчетный годовой объем снегоприноса, м /м | Средства защиты пути от снежных заносов |
Слабозаносимый | Не более 100 | Одно-, двухполосные лесонасаждения или одно-, двухрядные щитовые линии |
Среднезаносимый | 101-300 | Двух-, трехполосные лесонасаждения, или постоянный забор высотой не более 5,5 м, или забор облегченного типа высотой в пределах от 4 до 5 м |
Сильнозаносимый | 301-600 | Трех-, четырехполосные лесонасаждения, или один-два ряда постоянных заборов высотой не более 5,5 м, или забор облегченного типа высотой 5 м, дополненный забором с просветностью в пределах от 60 до 75% |
Особо сильнозаносимый | Более 600 | Лесонасаждения четырехполосные и более, или два ряда постоянных заборов высотой не более 5,5 м, или два ряда заборов облегченного типа высотой 5 м, снегопредупреждающие заборы. Перепрофилирование снегозаносимых участков земляного полотна в снегонезаносимые профили |
Примечание - При защите новых строящихся и реконструируемых подъездных путей применяют переносные снеговые щиты на период ввода в действие постоянных средств защиты. |
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.8 Снегозадерживающие лесонасаждения и заборы, размещаемые на перегонах, должны перекрывать все протяжение снегозаносимых мест и заканчиваться у насыпей высотой не менее 2 м.
5.1.9 Все виды и типы снегозадерживающих ограждений, следует размещать с расчетом отложения метелевого снега вне водоотводных и нагорных канав и не ближе 15 м от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и в нулевых местах.
5.1.10 При ограждении станций и узлов контурные и внутристанционные защиты следует размещать на границе станционных площадок и продолжать за пределы стрелочных горловин не менее чем на 50 м. Для размещения внутристанционной защиты между парками необходимо предусматривать площадки шириной не менее 15 м.
5.1.11 Для изучения снегозадерживающей способности защитных ограждений в наиболее характерных по заносимости местах перпендикулярно оси пути должны быть заложены контрольные снегомерные створы, пересекающие линии защиты с обеих сторон пути (приложение П).
Створ должен охватывать обе стороны заносимого места и земляное полотно. Поверхность земли по створу нивелируется с привязкой к уровню головки рельса, который принимают за нулевую отметку.
На земляном полотне обязательно должны наблюдаться: бровка откоса выемки или подошвы насыпи, несколько точек на откосе в зависимости от высоты, ось кювета, точка на обочине земляного полотна (2 м от оси пути) и ось пути. Съемки поверхности снега должны выполнять инструментально.
Для облегчения и повышения точности съемок снежных отложений необходимо в створе в точках наблюдения устанавливать постоянные снегомерные рейки. Снегосборность защит по створу в кубических метрах на линейный метр устанавливают в конце марта раздельно для правой и левой сторон заносимого места пути.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.1.12 Помимо закладки постоянных снегомерных створов замер снежных отложений должны производить один раз в конце зимы на всех снегозаносимых участках пути, огражденных защитными лесонасаждениями, для определения необходимых мер по улучшению их состояния и работоспособности.
5.1.13 Во всех случаях снегозадерживающие и другие ограждения следует проектировать с расчетом отложения метелевого снега вне водоотводных и нагорных канав и не ближе 15 м от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и в нулевых местах.
5.1.14 В районах, подверженных метелевым заносам, здания и устройства, возвышающиеся над уровнем головки рельса, следует размещать с подветренной стороны пути.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2 Защита железнодорожного пути и сооружений лесонасаждениями
5.2.1 Защиту снегозаносимого участка пути защитными лесонасаждениями должны осуществлять по индивидуальному проекту.
5.2.2 Снегозадерживающие лесонасаждения на перегонах и вокруг станций следует проектировать на задержание максимального расчетного годового объема снегоприноса с вероятностью превышения:
- на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, 1:10 (10%);
- остальных землях - 1:15 (7%).
5.2.4 Расстояние от оси крайнего пути, расположенного на насыпи и в нулевых местах, до лесонасаждений следует принимать 30 м при перпендикулярных направлениях метелевых ветров и 20 м при косых направлениях. При ограждении выемок лесонасаждения размещают на расстоянии 15 и 20 м от бровки выемки соответственно при косых и перпендикулярных направлениях метелевых ветров от пути. На участках пути категории l-п и ll-п лесонасаждения должны размещать с учетом возможности строительства дополнительного пути.
- на подзолистых и серых лесных почвах, черноземах (кроме солонцеватых) - 3 м;
- солонцеватых черноземах и темно-каштановых почвах - 2,5 м;
- каштановых, светло-каштановых, бурых почвах, а также почвах солонцового комплекса - 2 м.
5.2.6 Вновь создаваемые или восстанавливаемые защитные лесонасаждения следует размещать с учетом исключения в будущем выхода крон деревьев в зону видимости сигналов, падения деревьев на путь, провода линий электроснабжения и контактной сети, а также касания ветвями деревьев указанных линий [9].
5.2.7 До полного вступления в самостоятельную защитную работу создаваемых и восстанавливаемых расстроенных снегозадерживающих защитных лесонасаждений снегозаносимые участки пути ограждают переносными щитами. Установку щитовых линий в двух-, трех- и многополосных насаждениях осуществляют на расстоянии от 3 до 5 м от крайнего ряда путевой опушки полевой лесополосы с таким расчетом, чтобы собираемый щитами метелевый снег откладывался в полевом межполосном интервале, а также с наветренной стороны посадок на расстоянии от 50 до 60 м. При наличии однополосных насаждений щитовую линию устанавливают в поле также на расстоянии от 50 до 60 м от полевых опушек защитных лесонасаждений.
Установка щитов на месте занесенных снегом деревьев и кустарников во избежание их повреждения навалами снега не допускается.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.8 Для озеленения земельного участка следует применять местные виды растений с учетом их санитарно-защитных и декоративных свойств и устойчивости к вредным веществам, выделяемым предприятиями.
5.3 Защита железнодорожного пути и сооружений постоянными и временными сооружениями
5.3.1 Когда по климатическим и другим условиям создать защитные лесонасаждения невозможно или одними лесонасаждениями нельзя обеспечить надежную защиту, в качестве основного или дополнительного средства используют другие инженерные устройства.
Выбор типа защитных устройств в каждом случае необходимо проводить на основе сравнения технико-экономических и экологических показателей вариантов защитных сооружений с учетом обеспечения безопасности движения и охраны труда в период эксплуатации защитного сооружения.
Применение временных (переносных) снеговых щитов допускается только в качестве временной меры на период ввода в действие постоянных средств защиты.
5.3.2 Постоянные снегозадерживающие устройства на снегозаносимых участках пути не следует предусматривать при расчетном годовом снегоприносе:
5.3.4 Защиту с помощью постоянных заборов надлежит проектировать на задержание максимального расчетного годового объема снегоприноса с вероятностью превышения:
- в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов - 1:20 (5%);
- на линиях скоростных и особо грузонапряженных, категорий I, II и III по СП 119.13330 -1:15 (7%);
- на линиях IV категории по СП 119.13330 - 1:10 (10%).
5.3.6 Типы снегозадерживающих заборов приведены в приложении А. При выборе типа подлежат к рассмотрению варианты:
- с равномерной просветностью по всей высоте;
- облегченного типа (из дерева);
- комбинированные облегченного типа (железобетонные опоры при их деревянном заполнении);
- деревянные с просветностью 75% по всей высоте;
- железобетонные.
Вновь сооружаемые снегозадерживающие заборы следует устраивать в соответствии с требованиями, изложенными в приложении А.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.7 При выборе снегозадерживающих заборов, в зависимости от их снегосборности, необходимо руководствоваться данными, приведенными в таблице 2.
Таблица 2 - Основные параметры снегозадерживающих заборов и их снегосборность
Общая высота забора, м | Число панелей, шт. | Высота панели обрешетки, м | Разрыв в обрешетке, м | Снегосборность, м /м |
Заборы с равномерной просветностью по всей высоте | ||||
4,5 | 1 | 4,0 | 0 | 190 |
5,5 | 1 | 5,0 | 0 | 270 |
Заборы облегченного типа | ||||
3 | 2 | 1 | 0,5 | 130 |
4 | 2 | 1,4 | 0,6 | 240 |
5 | 2 | 1,8 | 0,7 | 370 |
Конструктивные параметры снегозадерживающих щитов, порядок их использования и хранения приведены в приложении А.
5.3.9 Линии переносных щитов, когда на снегозаносимом участке пути нет других видов снегозадерживающих устройств, должны перекрывать все протяжение выемок и нулевых мест и заканчиваться за их границами на расстоянии не ближе 10 м при насыпи высотой 2 м и не ближе 20 м при насыпи высотой менее 2 м. При косом направлении господствующих ветров щитовые линии в конце ограждаемого участка должны иметь угол поворота к пути, равный 45°, и отводы в сторону поля.
Второй (полевой) ряд щитов в двухрядных ограждениях следует размещать параллельно первому путевому ряду на расстоянии от 60 до 70 м от него, без отводов концов этой линии.
5.3.10 При наличии в выемке кавальера щиты выставляют непосредственно на нем, если расстояние от бровки откоса земляного полотна до подошвы кавальера составляет более 30 м. При расстоянии от бровки откоса до кавальера менее 30 м щиты устанавливают за кавальером на расстоянии от 20 до 30 м от него в сторону поля.
5.3.11 Для ограждения железнодорожных переездов основную линию щитов разрывают и отводят в сторону (см. приложение Б). Эту схему следует применять при косом направлении основного объема метелевого снегоприноса или при метелевых ветрах разнообразных направлений. При устойчивых ветрах, имеющих перпендикулярное направление по отношению к оси пути, напротив переезда устанавливают второй ряд щитов.
Железнодорожные переезды на участках с постоянными заборами и защитными лесонасаждениями ограждают щитами в аналогичном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Надежная защита пути снегопередувающими заборами обеспечена в том случае, если направление господствующих метелевых ветров к линии защиты находится в пределах от 60° до 90°. При углах от менее 60° до 45° снегопередувающие заборы работают хуже, а при углах 45° и менее они непригодны.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.13 Снегопередувающие заборы устанавливают с максимальным приближением к пути, но за пределами габарита подвижного состава. Угол наклона панели снегопередувающего забора к горизонту принимается равным 90° (вертикально).
Панели снегопередувающего забора должны иметь просветность в пределах от 20% до 25%, что обеспечивает надлежащие его аэродинамические свойства.
6 Правила проектирования и строительства системы защиты железнодорожного пути от песчаных и земляных заносов
6.1 Вдоль железнодорожных путей, пересекающих песчаные территории, следует предусматривать фитомелиоративные пескозащитные мероприятия (закрепление с помощью посева или посадки древесной, кустарниковой и травянистой растительности), которые допускается сочетать со средствами механической защиты и другими способами закрепления и удержания песков, в том числе с устройством песчаных валов, траншей, канав, песчаных стенок.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.2 Перенос частиц песка в зависимости от их размеров начинается на высоте от 0,08 до 0,15 м при скоростях ветра, равных от 2,9 до 3,1 м/с (пески мелкие), от 6,7 до 8,4 м/с (среднезернистые пески), от 9,8 до 11,4 м/с (пески крупные).
- Ill категория - незаносимые участки.
Максимальный годовой перенос песка следует определять с вероятностью превышения:
- в сильнозаносимых местностях малонаселенных районов - 1/20 (5%);
- на железнодорожных путях категорий:
l-п, II-п - 1/15 (7%),
Ill-п - 1/10 (10%).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3 Ширину полос отвода земель с каждой стороны пути под фитомелиоративные средства защиты следует проектировать в следующих размерах: в пустынных и полупустынных районах - не менее 200 м, а в остальных - не менее 100 м. За зоной фитомелиоративных мероприятий надлежит выделить охранную зону шириной не менее 500 м в пустынных и полупустынных районах и 100 м - в остальных районах, где запрещаются действия, способствующие увеличению подвижности песков (уничтожение растительности, выпас скота, нарушение почвенного покрова).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.4 В пределах охраняемой полосы после окончания строительства железнодорожного пути запрещены:
- земляные работы всех видов;
- движение транспортных средств и прогон скота вне отведенных для этого и обозначенных на местности путей;
- работы, связанные с уничтожением или повреждением растительного покрова (заготовка топлива, хвороста, сена, посадочного материала; выпас скота и т.п.).
6.5 При проектировании пескозащиты должны учитывать:
- рельеф местности;
- скорость и направление ветра, вызывающего перенос песка;
- степень закрепления растительностью поверхности песка;
- зерновой состав песка, его влажность и засоленность;
- характеристику поверхностного слоя песка в отношении возможности закрепления его растительностью;
- глубину залегания грунтовых вод и др.
Оценка степени естественного закрепления поверхности и подвижности песка на местности, прилегающей к трассе проектируемой дороги, приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка степени естественного закрепления поверхности и подвижности песка на местности, прилегающей к трассе проектируемой дороги
Наименование поверхности | Покрытие растительностью, %, от пересекаемой площади | Степень подвижности песков |
1 Незаросшая (пески барханные) |
| Очень подвижные |
2 Слабозаросшая | Менее 15 | Подвижные |
3 Полузаросшая | От 15 до 35 | Неподвижные |
4 Заросшая | Более 35 | Неподвижные |
Примечание - При этом необходимо обратить внимание на следующее:
- подвижные (барханные) пески способны к перемещению в виде подвижных форм рельефа и к перестройке склонов под действием ветра. Эти пески, как правило, не закреплены растительностью (незаросшие) или имеют редкую растительность (слабозаросшие);
- малоподвижные (полузаросшие) пески, на которых возможно образование отдельных подвижных форм рельефа на незакрепленных участках поверхности;
- неподвижные (заросшие) пески, закрепленные растительностью. Их перемещение происходит только в виде ветропесчаного потока, насыщенность которого зависит от степени зарастания поверхности песков.
При уничтожении растительности заросшие пески в короткий срок превращаются в барханные, формы рельефа становятся подвижными. |
6.6 Необходимо различать следующие основные формы рельефа подвижных песков:
- одиночные и групповые барханы - подвижные песчаные холмы с пологим наветренным и крутым подветренным склонами. Высота барханов - от 0,3 до 3,0 м и более, ширина - не более 100 м, длина склонов - не более 20 м, крутизна наветренного склона - от 1:5 до 1:3, подветренного - от 1:1,5 до 1:2;
- барханные цепи - подвижные скопления песка, имеющие форму волнообразного вала шириной от 10 до 12 м и более, длиной от 200 до 2000 м. Высота барханных цепей: мелких - не более 1 м, средних - от 1 до 3 м, крупных - от 3 до 7 м, очень крупных - более 7 м. Расстояние между гребнями цепей - от 10 до 150 м;
- барханные гряды - вытянутые крупные песчаные скопления, у которых пологий наветренный склон характеризуется наличием на нем барханов и барханных цепей, а подветренный представляет единый склон осыпания. Высота гряд изменяется от 10 до 70 м, ширина колеблется от 0,5 до 3,0 км;
- сложнобарханные пески или барханные поля, характеризуемые чередованием более крупных и более мелких, различно ориентированных барханных форм, понижения между которыми имеют незначительную ширину или отсутствуют.
6.7 Заросшие и полузаросшие пески по форме рельефа разделяют:
- на кучевые и бугристые пески - скопления песка в виде небольших всхолмлений и бугров, закрепленных растительностью; высота кучевых и мелкобугристых песков - менее 1 м, средне-бугристых - от 1 до 3 м, крупнобугристых - более 3 м;
- грядовые пески - вытянутые скопления песка в виде гряд высотой от 1 до 3 м - мелкие, от 3 до 7 м - средние, более 7 м - крупные;
- грядово-ячеистые пески - тип рельефа, характеризуемый наличием, наряду с грядами, межгрядовых перемычек;
- лунковые пески - обширные, глубокие котловины, закрепленные растительностью и разделенные подвижными песчаными перемычками;
- равнинные и пологоволнистые пески.
6.8 Барханные пески по гранулометрическому составу в соответствии с ГОСТ 25100 следует относить к мелким однородным пескам с содержанием частиц размером от 0,10 до 0,25 мм, превышающим 90% массы.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.9 Перемещение песка под действием силы ветра во всех случаях происходит в виде ветропесчаного потока.
6.10 Для защиты песчаных откосов и обочин земляного полотна от выдувания требуется покрытие их поверхности слоем щебенистых, дресвяных, гравийно-галечных или глинистых грунтов толщиной от 0,10 до 0,15 м - на откосах, 0,05 м - на обочинах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.11 Водоотводные канавы и кюветы подлежат укреплению, если их проектируют для участков с грунтами, подверженными оплыванию в откосах или разрушению в результате периодического увлажнения - высушивания, промерзания - оттаивания, а также если расчетная скорость течения в канавах и кюветах воды будет превышать допускаемую скорость для данного вида грунта.
При выборе вариантов укрепления при соответствующем технико-экономическом обосновании следует применять: обсев откосов семенами многолетних трав и щебневание дна канав; укрепление геосинтетическими материалами; обработку дна и откосов вяжущими веществами, органическими смолами, химическими и другими материалами; укладку асфальтобетонных, бетонных плит и других сборных железобетонных конструкций вида полутруб, лотков.
Способ укрепления следует назначать в зависимости от свойств и состояния грунта, в котором устраивается водоотводная канава, а также от расчетной скорости воды и допускаемой скорости течения для данного вида укреплений.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.12 При основном методе закрепления песков растительностью вспомогательными средствами, приостанавливающими движение песков на период прорастания семян и укрепления корневой системы растений, служат механическая защита, розлив вяжущих материалов или другие способы фиксации поверхности песков.
6.13 Растительностью закрепляют:
- барханные и слабозаросшие пески;
- очаги дефляции ("язвы" и котловины выдувания) в полузаросших и заросших песках.
6.14 Пески закрепляют растительностью:
- по обе стороны дороги, если ее ось совпадает с направлением движения песков или составляет с ним угол менее 30°;
- только с наветренной стороны дороги, если пески имеют явно выраженное поступательное движение под углом более 30° к оси дороги и возможность заносов с противоположной стороны отсутствует.
6.15 При фитомелиоративной защите дорог от песчаных заносов предусматривают "сплошное облесение" песков. Сплошное облесение применяют как основной способ закрепления песков в условиях, наиболее благоприятных для роста и размножения растений (влажность песков) и формирования достаточно густых насаждений, что способствует полной остановке движения песков. Условия для произрастания растений оценивают по данным изысканий, по опыту фитомелиоративных работ и по состоянию естественной растительности в ближайших районах со сходными местными условиями.
6.16 Сплошное облесение выполняют следующими способами:
- на участках, где дорога пересекает подвижные формы рельефа или вплотную приближается к ним, всю площадь закрепляемых полос засаживают в один сезон черенками, дичками и сеянцами кустарников с подсевом семян, сооружая механическую защиту или закрепляя их битумной пленкой для предохранения от выдувания и поливая при посадке 5%-ным раствором гуминовой кислоты в воде;
- на менее опасных участках "блокируют барханы": в первый год проводят посадку черенков и посев семян (без механической защиты или с защитой в небольшом объеме) в межбарханных понижениях и на нижних частях пологих склонов барханов; в последующие годы под защитой этих посадок засевают вершины барханов, если они не зарастают естественным путем;
- наименее опасные участки песков оставляют под самозарастание, создавая для его ускорения "очаги облесения" - участки насаждений площадью от 0,1 до 0,5 га на каждые 2-3 га песков.
6.17 Для предохранения посадок и посевов от выдувания необходимо проводить временное закрепление поверхности, например укладкой мешковины, геоматов, или закрепление поверхности песка вяжущими материалами - фиксаторами
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.18 В районах, подверженных песчаным заносам, здания и устройства, возвышающиеся над уровнем головки рельса, следует размещать, как правило, с подветренной стороны пути.
6.19 При проведении инженерных изысканий для разработки пескозащитных мероприятий на территорию железнодорожного пути, включая охранные зоны, должна быть разработана документация согласно СП 47.13330, включающая:
- план участка;
- продольные и поперечные профили с соответствующими инженерно-геологическими разрезами;
- климатические характеристики района;
- заключение об инженерно-геологическом и геофизических исследованиях.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7 Основные положения проектирования и строительства системы защиты железнодорожного пути от снежных лавин
7.1 Для участков железных дорог, подверженных воздействию снежных лавин, необходимо предусматривать следующие противолавинные сооружения, устройства и мероприятия, перечень которых принимают в соответствии с СП 116.13330, в дополнение к которому в качестве лавинопредотвращающих мероприятий также применяют снегоудерживающие барьеры.
Таблица 4 (Исключена, Изм. N 1).
Выбор противолавинных комплексов сооружений и мероприятий следует производить с учетом режима и характеристик лавин и снегового покрова в зоне зарождения, морфологии лавиносбора, степени ответственности защищаемых сооружений, их конструктивных и эксплуатационных особенностей.
Лавинозащитные устройства, воспринимающие удар лавины, рассчитывают исходя из нагрузок, соответствующих дальности ее выброса, определенной с вероятностью превышения для железнодорожного пути категорий:
l-п, II-п - 1:100 (1%);
Ill-п - 1:50 (2%).
Лавинозащитные отбойные дамбы применяют только в сочетании с лавиноуловителями и тормозящими устройствами.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.2 Значения статического и динамического давления сползающего снега на снегоудерживающие сооружения определяют экспериментально или рассчитывают с учетом высоты снегового покрова, физико-механических свойств снега, его сползания, характера поверхности и крутизны склона и возможности проскальзывания пласта снегового покрова между двумя рядами сооружений.
7.3 Давление лавин на лавинозащитные сооружения определяют исходя непосредственно из наблюдений или расчетным методом с учетом скорости лавины в месте расположения сооружения, плотности лавинного снега, угла встречи лавины с сооружением, формы и размеров сооружения. На краевые участки отдельных сооружений секционного типа, по длине равные 1/3 высоты отсека, давление снега принимают в трехкратном размере. Изменение скорости лавинного потока на участке между рядами тормозящих сооружений допускается учитывать по расчету.
7.4 Элементы застройки склонов рассчитываются с учетом давления снежного пласта, высоту которого определяют с вероятностью превышения для железнодорожного пути категорий:
I-п, II-п - 1:50 (2%);
Ill-п - 1:25 (4%).
Застройку склонов следует проводить только сверху вниз.
7.5 Лавинотормозящие сооружения следует проектировать для уменьшения или полного гашения скорости лавин на конусах выноса в зоне отложения лавин, где крутизна склона менее 23°. В отдельных случаях, когда защищаемый объект оказывается в зоне зарождения лавин и лавина имеет небольшой путь разгона, возможно расположение лавинотормозящих сооружений на склонах крутизной более 23°.
Высоту лавинотормозящих сооружений следует назначать не менее суммы высот снегового покрова в месте их расположения и фронта лавины.
Расстояние между лавинотормозящими сооружениями в ряду назначается в пределах от 3 до 4, а между рядами - от 4 до 5 высот сооружения. Сооружения нижнего ряда устанавливают напротив просветов верхнего ряда. Число рядов зависит от требуемой величины снижения скорости, но должно быть не менее трех. Снижение скорости определяют расчетным методом с учетом размеров лавинотормозящих сооружений и числа рядов сооружений.
7.6 Направляющие дамбы и стены, лавинорезы следует устанавливать на участках зоны отложения лавины при крутизне склона менее 23°, высоту сооружений - назначать не менее высоты фронта лавины. Угол в месте начала встречи лавины с сооружением должен быть не более 10°.
7.7 Лавиноостанавливающие сооружения (дамбы и стенки) следует устанавливать в зоне отложения лавин с крутизной склона менее 23° и при скоростях лавин в месте установки сооружения менее 25 м/с. На подходе к сооружению с нагорной стороны следует устраивать пазухи (выемки) для аккумуляции лавинных отложений, объем которых должен быть не менее расчетного объема лавин. Лавиноостанавливающие сооружения следует сочетать с лавинотормозящими сооружениями.
7.8 Противолавинные галереи следует применять для пропуска лавин над железными дорогами в зонах транзита лавин, где путь лавины локализован условиями рельефа (четко выраженные в рельефе лотки) или есть возможность их локализации путем возведения лавинонаправляющих сооружений или искусственных лотков. При необходимости эти сооружения могут выходить на кровлю галерей.
7.9 Для пропуска лавин под линейными объектами следует сооружать специальные виадуки и мосты. Размеры их пропускных отверстий должны обеспечивать беспрепятственный пропуск лавин, элементы конструкции - выдерживать давление снеговоздушного потока. Их также следует сооружать только в местах локализации лавин рельефом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.