ВТБ Дебетовая карта
ГОСТ 34681-2020 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования.

ГОСТ 34681-2020 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Общие технические требования.

 

ГОСТ 34681-2020

 

 МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

 ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ

 

 Общие технические требования

 

 Passenger cars on locomotive traction. General technical requirements

МКС 45.060.20

Дата введения 2021-03-01

 

 Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены  "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и  "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

 

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "Научная организация "Тверской институт вагоностроения" (ЗАО НО "ТИВ")

 

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

 

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 сентября 2020 г. N 133-П)

 

За принятие проголосовали:

 

 

 

 

Краткое наименование страны по  

Код страны по  

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

 

4  межгосударственный стандарт ГОСТ 34681-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 марта 2021 г.

 

5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения *

________________

*   отменен с 1 марта 2021 г.

 

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

 

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

 

 

      1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги (далее - вагоны), построенные либо прошедшие модернизацию (в том числе капитально-восстановительный ремонт), предназначенные для эксплуатации на железной дороге колеи 1520 мм с конструкционной скоростью до 200 км/ч включительно, в том числе на пассажирские вагоны международного сообщения с изменением ширины колеи и двухэтажные вагоны, и устанавливает общие технические требования к указанным вагонам и требования к их утилизации.

 

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

 

 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

 

 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

 

 Стекло листовое бесцветное. Технические условия

 

 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

 

 Рукава соединительные железнодорожного подвижного состава. Технические условия

 

 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

 

 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

 

 Заклепки классов точности В и С. Общие технические условия

 

 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

 

 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

 

 Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности

 

 Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия

 

 (ИСО 724:1993) Основные нормы взаимозаменяемости. Резьба метрическая. Основные размеры

 

 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

 

 Стекло закаленное. Технические условия

 

 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний

 

 Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электромагнитным помехам технических средств, применяемых в промышленных зонах. Требования и методы испытаний

 

 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

 

 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

 

 Стеклопакеты для наземного транспорта. Технические условия

 

 Тормоз стояночный железнодорожного подвижного состава. Технические условия

 

 Автосцепка модели СА-3. Конструкция и размеры

 

 Аппараты поглощающие сцепных и автосцепных устройств железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

 

 Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Технические требования для перевозки инвалидов и методы контроля

 

 Устройство сцепное и автосцепное железнодорожного подвижного состава. Технические требования и правила приемки

 

 Устройства управления, контроля и безопасности железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля

 

 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний

 

 Оборудование тормозное пневматическое железнодорожного подвижного состава. Требования безопасности и методы контроля. Часть 1. Воздухораспределители, краны машиниста, блоки тормозные, изделия резиновые уплотнительные

 

 Устройства противоюзные железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия

 

 Кресло пассажирское моторвагонного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги. Общие технические условия

 

 Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования к прочности и динамическим качествам

 

 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки установленных классов прочности с крупным и мелким шагом резьбы

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

 

      3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1

 

 

автосцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для автоматического сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

 

 

[, пункт 3.5]

 

3.2

 

 

вагон сочлененного типа: Вагон, состоящий из не менее двух полурам, объединенных общими узлами для установки на тележку.

 

 

[, статья 3.3.13]

 

3.3

 

 

двухэтажный пассажирский вагон: Пассажирский вагон, в котором для увеличения пассажировместимости имеются два салона для пассажиров - один над другим.

 

 

[, статья 3.3.7]

 

3.4

 

 

заказчик железнодорожного подвижного состава: Предприятие или организация, или объединение, по заявке и договору с которым осуществляются разработка, производство и/или поставка железнодорожного подвижного состава и/или его составных частей.

 

 

[, статья 3.1.7]

 

3.5

 

 

капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов: Ремонт пассажирских вагонов с восстановлением ресурса несущих элементов кузова и тележек, обновлением внутреннего и внешнего оборудования, заменой всей системы электрооборудования, созданием современного интерьера и продлением срока службы в соответствии с техническими документами на проведение данного вида ремонта.

 

 

[, статья 71]

 

3.6

 

 

конструкционная скорость: Наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование.

 

 

[, статья 3.2.42]

 

3.7

 

 

коэффициент готовности: Вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в данный момент времени.

 

 

[, статья 3.6.6.1]

 

3.8 коэффициент сцепления колеса с рельсами: Отношение максимального касательного усилия между колесом и рельсом к нормальной силе колеса на рельс.

 

3.9

 

 

модернизация железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего железнодорожного подвижного состава путем замены его составных частей на более совершенные.

 

 

[, статья 3.1.33]

 

3.10

 

 

относительное скольжение колесных пар: Отношение скорости скольжения колесной пары к скорости движения подвижного состава (в процентах), где скорость скольжения колёсной пары - разность скорости движения подвижного состава и окружной скорости вращения колёсной пары (по кругу катания).

 

 

[, статья 3.2.95]

 

3.11 пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почтовых отправлений, специальные вагоны пассажирского типа.

 

3.12 пассажирские вагоны международного сообщения: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и багажа, почтовых отправлений в международном сообщении по железным дорогам колеи 1520 и 1435 мм.

 

3.13 поезд постоянного формирования: Поезд, схема формирования которого не предполагает замену вагонов на всем пути следования.

 

3.14 расчетная населенность вагона: Число мест для размещения пассажиров (в том числе для стоящих пассажиров межобластного вагона) и обслуживающего персонала.

 

3.15 скоростные вагоны: Пассажирские вагоны с конструкционной скоростью движения до 200 км/ч включительно.

 

3.16 специальные вагоны (пассажирского типа): Вагоны, обеспечивающие предоставление комплекса дополнительных услуг пассажирам и обслуживаемому персоналу: штабной, вагон с кафе-буфетом, ресторан, багажный, почтовый, багажно-почтовый, служебный, санитарный, испытательные и измерительные лаборатории, электростанция, повышенной комфортности, салон, туристический, с трансформируемыми купе, гараж, для организации обслуживания населения (магазин, клуб, поликлиника, храм и др.), а также для перевозки спецконтингента.

3.17

 

 

стояночный тормоз: Устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице железнодорожного подвижного состава и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы железнодорожного подвижного состава.

 

 

[, статья 3.19]

 

3.18

 

 

сцепное устройство: Комплект сборочных единиц и деталей для сцепления (механического соединения) единиц железнодорожного подвижного состава, передачи и амортизации продольных сил.

 

 

[, пункт 3.12]

 

3.10 тип вагона: Специализация пассажирских вагонов, исходя из их назначения.

 

3.20 тормозная система вагона (тормоз): Комплекс средств, выполняющий функции регулирования скорости движения вагона или его остановки.

 

Примечание - Тормоз размещается на вагоне и управляется дистанционно с локомотива.

 

3.21 тормозное нажатие: Сила взаимодействия элементов фрикционной пары тормоза.

 

3.22

 

 

юз: Режим работы колеса (колесной пары), когда оно не вращается, а проскальзывает, либо его вращение происходит против направления движения.

 

 

[, статья 3.2.91]

 

 

      4 Технические требования

     

 

      4.1 Общие требования к вагонам

4.1.1 Требования к прочности вагонов и их динамическим качествам - по .

4.1.2 Напряжения в несущих элементах кузова при квазистатических нагрузках растяжения 1,5 МН и сжатия 2,5 МН и при соударениях вагона с силой 2,5 МН не должны превышать допускаемых значений в соответствии с таблицей А.1 (приложение А).

 

4.1.3 Устойчивость против схода с рельс - по  (пункт 15.9).

 

4.1.4 Поперечная устойчивость вагона от опрокидывания в кривых - по  (пункт 15.10).

 

4.1.5 Вагоны и их оборудование изготавливают в климатическом исполнении У по . Допускается по согласованию с заказчиком изготавливать вагоны в других климатических исполнениях по .

 

Вагоны должны сохранять работоспособность после хранения и транспортирования согласно группам по , соответствующим их климатическому исполнению.

 

4.1.6 Оборудование вагона в зависимости от места его установки должно иметь следующие категории размещения по :

 

- 3 - в вагоне;

 

- 2 - в подвагонных ящиках и тамбурах;

 

- 1 - снаружи вагона.

 

Допускается использование внутри вагона оборудования категории 4, при этом оно должно сохранять работоспособность после пребывания в нерабочем (выключенном) состоянии в условиях, соответствующих категории 3.

 

4.1.7 Габарит вагона - по .

 

4.1.8 Изделия и оборудование, устанавливаемые на вагон, должны соответствовать группам механического исполнения по :

 

- М25 - при размещении на кузове;

 

- М26 - при размещении на обрессоренных частях тележек;

 

- М27 - при размещении на необрессоренных частях тележек.

4.1.9 Конструкция ходовых частей, межвагонного перехода, автосцепных и сцепных устройств должна обеспечивать автоматическое сцепление на участке сопряжения без переходного радиуса прямой и кривой радиусом 250 м с автосцепкой по  и прохождение в кривых:

 

а) одиночного вагона - круговой кривой радиусом 80 м со скоростью до 5 км/ч;

 

б) сцепа вагонов и/или сочлененных вагонов:

 

1) S-образной кривой радиусом 170 м без прямой вставки со скоростью до 5 км/ч;

 

2) сопряжения прямой и кривой радиусом 120 м без переходного радиуса со скоростью до 10 км/ч.

 

4.1.10 Эквивалентные напряжения по  (пункты 6.6-6.9, 7.4) в несущих элементах закрепленного оборудования (пассажирские сиденья, кресла, диваны, спальные и багажные полки, поручни, лестницы, подножки и т.п.) и элементах его крепления при одновременном воздействии импульсов продольного, вертикального и поперечного ускорений не должны превышать предел текучести материала.

 

4.1.11 Расчетная вертикальная статическая нагрузка от колесной пары на рельсы - по  (пункт 5.1.1). Средняя масса пассажиров с багажом вагонов дальнего следования принимается равной 100 кг, межобластного сообщения - 70 кг.

 

4.1.12 Относительная разность статических нагрузок от колес на рельсы под тарой вагона - по  (пункт 5.13).

 

4.1.13 Предельно допустимые уровни вибрации на вагонах не должны превышать значений, приведенных в таблице Б.1 (приложение Б).

 

4.1.14 Вагоны с местами для перевозки пассажиров-инвалидов должны соответствовать требованиям по .

 

4.1.15 Архитектурно-композиционное решение вагона конкретного класса обслуживания определяется в соответствии с требованиями нормативных документов
государства, принявшего стандарт (далее - нормативные документы).
 

________________

В Российской Федерации действуют  "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте".
 
Служебное отделение (при наличии) должно иметь площадь не менее 2,6 м
.
 

Площадь определяется площадью фигуры, образованной вертикальными проекциями стен на полу. Площади под шкафами, диванами, креслами и другим установленным оборудованием учитывают в общей площади помещений.

 

Планировочное решение с учетом типа вагона должно соответствовать требованиям таблицы В.1 (приложение В).

В вагонах для перевозки спецконтингента допускается трехъярусное размещение полок для лежания. Ширина полок должна быть не менее 495 мм. Расстояние по высоте должно быть не менее 550 мм:

 

- в купе караула между поверхностью сиденья и полкой второго яруса, между полкой второго яруса и полкой третьего яруса, между полкой третьего яруса и потолком;

 

- в больших и малых камерах у поперечной перегородки и у прохода между поверхностью полки первого яруса и полкой второго яруса, между поверхностью полки второго яруса и полкой третьего яруса, между полкой третьего яруса и потолком.

 

4.1.16 В вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, прошедших капитально-восстановительный ремонт, длина спальной полки в пассажирском купе должна быть не менее 1665 мм, расстояние между спальной полкой и перегородкой в купе проводника не менее 420 мм.

 

4.1.17 В обеденном зале вагона-ресторана устанавливают сиденья или кресла, глубина которых должна быть не менее 450 мм, ширина одноместного сиденья - не менее 480 мм, а двухместного сиденья - не менее 970 мм, высота сиденья от пола не менее 430 мм, высота спинки не менее 350 мм. Расстояние в горизонтальной проекции между краем стола и передним краем сиденья должно быть не менее 60 мм. Столы в обеденном зале должны быть окантованы по периметру бортиком высотой не более 3 мм. Ширина прохода в обеденном зале вагона-ресторана между рядами столов - не менее 600 мм.

 

Ширина коридора рядом с кухней должна быть не менее 615 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола или 550 мм по полу.

 

Кухонная плита должна быть оборудована по периметру ограждениями на высоте 20 и 60 мм и воздушной завесой с вытяжным зонтом.

 

4.1.18 В вагонах с местами для сидения следует устанавливать пассажирские кресла, соответствующие классу вагона, с соблюдением следующих размеров их установки:

 

- шаг установки кресел при многорядной посадке не менее 930 мм;

 

- расстояние между сиденьями при расположении кресел друг против друга не менее 500 мм.

 

Геометрические размеры и эргономические параметры пассажирских кресел - по .

 

4.1.19 В вагоне должно быть предусмотрено не менее двух туалетов, площадью не менее 1,2 м
каждый при ширине не менее 900 мм для вагонов всех классов.
 

В специальных вагонах допускается наличие одного туалета.

 

В вагоне-ресторане должен быть предусмотрен туалет для персонала (с душевой установкой) площадью не менее 0,9 м
при ширине не менее 850 мм и помещение с раковиной для мытья рук пассажиров.
 
В вагонах для перевозки спецконтингента должен быть предусмотрен туалет-душевая для персонала площадью не менее 0,9 м
при ширине не менее 800 мм.
 

Площадь указанных помещений определяется площадью фигуры, образованной вертикальными проекциями стен на полу. Площади под шкафами и другим установленным оборудованием учитывают в общей площади помещений.

 

Туалет для инвалидов в кресле-коляске должен соответствовать требованиям .

 

4.1.20 На стене туалета возле унитаза должны крепиться: поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги, емкость с моюще-дезинфицирующим раствором и ершом. Емкость с ершом должна располагаться в непосредственной близости с унитазом и должна обеспечиваться ее неопрокидываемость. Рекомендуется установка держателя для туалетных подкладок. Возле умывальника следует устанавливать: мыльницу (или дозатор жидкого мыла), держатель бумажных полотенец (или электросушилку).

 

Высота расположения оборудования от пола:

 

- до нижней поверхности поручня - от 700 до 750 мм;

 

- до верха емкости с моюще-дезинфицирующим раствором - от 400 до 500 мм;

 

- до верхней плоскости умывальника - от 750 до 850 мм.

 

Размеры унитаза должны быть следующими: высота от опоры для ног до поверхности сиденья должна быть от 430 до 450 мм, верхняя часть унитаза должна иметь овальную форму длиной (534±20) мм, шириной (410±20) мм.

 

4.1.21 Коридоры (проходы) должны иметь высоту не менее 2100 мм, на двухэтажных вагонах в зоне лестниц - не менее 2060 мм и иметь ширину:

 

- в вагонах всех классов и вагонах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, со спальными полками: не менее 550 мм по полу или не менее 680 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола;

 

- в вагоне с местами для сидения - не менее 600 мм на высоте от 1,0 до 1,2 м от пола.

 

В коридоре напротив купе должны быть установлены поручни и электророзетки для пылесоса и электробритвы с напряжением 220 В. В коридоре и/или в пассажирских помещениях, салонах (из расчета для каждого пассажира) должны быть установлены электророзетки с напряжением 220 В для персональных мобильных устройств. По согласованию с заказчиком в вагоне могут использоваться иные технические решения и способы зарядки персональных мобильных устройств, а также изменено напряжение 220 В.

 

Коридор нетормозного конца вагона должен быть оборудован мусоросборником.

 

4.1.22 В служебных отделениях вагонов с купе для инвалидов должно быть установлено сигнальное устройство для вызова проводника в купе и в туалет для инвалидов.

 

4.1.23 В вагонах с местами для сидения салонного типа должны быть установлены багажные полки с глубиной от 400 до 600 мм.

Для обеспечения травмобезопасности багажные полки должны быть в закрытом исполнении (с дверками) или иметь разграничительные по длине бортики.

 

4.1.24 Параметры искусственного освещения помещений вагонов в соответствии с таблицей Г.1 (приложение Г). Аварийное освещение должно обеспечивать освещенность на полу основных проходов не менее 1 лк.

 

Искусственная освещенность в помещениях вагонов для спецконтингента должна быть не менее 10 лк на полу.

 

4.1.25 Вагоны изготавливают в исполнении с полной ходовой частью (с опиранием кузова вагона на две тележки), в сочлененном исполнении (с опиранием смежных кузовов на одну общую тележку).

 

4.1.26 Нормы допустимого воздействия вагонов на железнодорожный путь - по  (пункт 15.12).

 

4.1.27 Показатели плавности хода вагонов в вертикальной и горизонтальной плоскостях - по  (пункт 15.7).

 

4.1.28 Концентрация вредных веществ в воздушной среде вагона должна соответствовать нормативным документам
.
 

________________

В Российской Федерации действуют  "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений".
 

4.1.29 Конструкция вагона должна предусматривать возможность замены интерьера на основании отдельного технического задания.

 

 

      4.2 Требования к конструкции вагона

     

 

      4.2.1 Общие требования к конструкции вагона

4.2.1.1 Конструкция вагона должна обеспечивать возможность механизированной мойки кузова и подвагонного оборудования, а также механизированной влажной уборки пассажирского салона.

 

4.2.1.2 Вагоны должны быть оборудованы поручнями и подножками.

 

4.2.1.3 Ступеньки на подножках должны иметь противоскользящую поверхность, препятствовать накоплению снега, грязи, воды. Нижняя ступенька подножки должна быть не выше 550 мм над уровнем головки рельсов. Нижняя и верхняя ступеньки должны иметь контрастные полосы.

 

Глубина ступеньки - не менее 240 мм (для верхней ступеньки вагонов после капитально-восстановительного ремонта не менее 200 мм), ширина - не менее 250 мм, расстояние между ступеньками по вертикали - не более 250 мм.

 

Ступеньки межэтажных лестниц двухэтажных вагонов должны иметь глубину не менее 220 мм, ширину не менее 550 мм, расстояние между ступеньками по вертикали - не более 250 мм.

 

4.2.1.4 Торцевые стены должны иметь снаружи вагона по три сигнальных фонаря, размещенных в порядке, указанном на рисунке 1.

 

 

 

 

     
- красный огонь сигнального фонаря
 

     

     Рисунок 1 - Размещение сигнальных фонарей на торцевых стенах вагона

4.2.1.5 Вагоны на торцевой стене должны быть оборудованы складной лестницей и поручнем (ручками) для подъема на крышу. В нерабочем положении лестницы должна быть предусмотрена возможность запирания ее на ключ и опломбирования.

 

4.2.1.6 Средний коэффициент теплопередачи ограждающих конструкций вагона на стоянке не более 1,0 Вт/(м
·К).
 
Значение среднего коэффициента теплопередачи специальных вагонов для отапливаемых помещений, теплоизолированных от неотапливаемых ограждающими конструкциями, должно быть не более 1,4 Вт/(м
·К). Для неотапливаемых помещений или помещений, не полностью теплоизолированных от внешней среды, значение устанавливается по согласованию с заказчиком или не нормируется.
 

4.2.1.7 Крышки люков в потолках должны иметь страховочные устройства и запоры, исключающие самопроизвольное открывание.

 

4.2.1.8 Конструкция ограждений подвагонного оборудования должна исключать выход из строя его рабочих частей при ударах (не допускать проникновения) камней массой до 0,066 кг при движении с конструкционной скоростью вагона. При испытаниях допускается камень заменить стальным шаром диаметром 25 мм.

 

4.2.1.9 Все шарнирно закрепленные составные части ходовых частей, тормозной системы, автосцепных устройств и подвесного подвагонного оборудования должны иметь предохранительные устройства для исключения их падения на путь. Расчет на прочность предохранительных устройств - по  (пункты 11.5, 11.6). Предохранительными устройствами оснащают подвагонное оборудование в соответствии с техническим заданием на конкретный вагон.

 

4.2.1.10 Конструкция, планировка, отделка всех помещений вагона и его внутреннего оборудования, а также межвагонные переходы должны быть в травмобезопасном исполнении.

 

4.2.1.11 В каждом вагоне должны быть предусмотрены места для размещения вывески-памятки с фамилией, именем и отчеством проводников для обращения по вопросам пользования вагоном, а также информацией о маршруте, количестве остановок и их длительности.

 

4.2.1.12 Конструкция оборудования вагона должна предусматривать возможность снятия подголовников, занавесок, ковровых покрытий, чехлов с кресел и других предметов, подлежащих стирке или химической чистке.

 

4.2.1.13 Конструкции кресел, диванов, нижних и верхних спальных полок, багажных полок и элементы их крепления должны быть рассчитаны на прочность - по  (раздел 10).

 

4.2.1.14 Конструкция и крепление верхних спальных полок должны исключать возможность их падения или наклона, приводящих к травмированию обслуживающего персонала и/или пассажиров.

 

Верхние полки должны быть оборудованы заградительными ремнями или бортиками высотой не менее 130 мм от уровня верхней поверхности мягкого элемента спальной полки. Длина бортика не менее 550 мм между осями крепления его к полке.

 

4.2.1.15 Если конструкция трансформируемого спального места предполагает его использование в качестве сиденья (в дневное время), сиденье должно соответствовать размерам:

 

 

 

 

- высота от пола до поверхности сиденья

 

 

от 390 до 450 мм;

- высота спинки

 

 

не менее 600 мм;

- глубина сиденья

 

 

не менее 430 мм;

- ширина сиденья

 

 

не менее 440 мм;

- ширина спинки

 

не менее 440 мм.

 

4.2.1.16 На оборудовании вагонов должны быть нанесены знаки безопасности в соответствии с требованиями :

 

- "Запрещается пользоваться открытым огнем и курить" - на крышках аккумуляторных отсеков (ящиков);

 

- "Опасность поражения электрическим током" - на дверях и крышках отсеков и ящиков электрооборудования, панелях пультов управления, не имеющих блокировок, на корпусах электрических машин напряжением свыше 50 В - переменного тока и свыше 120 В - постоянного тока, на торце нетормозного конца вагона, рядом с холостым приемником розетки высоковольтного отопления.

 

4.2.1.17 Число и расположение аварийных выходов в соответствии с требованиями нормативных документов
.
 

________________

В Российской Федерации действует  "Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности".
 

Устройства эвакуации должны быть рассчитаны на нагрузку 2,0 кН. Время приведения устройств эвакуации в рабочее положение не должно превышать 30 с. Автоматические двери должны иметь устройства, позволяющие при выходе из строя автоматического привода обеспечить их открывание вручную с усилием не более 100 Н. Время аварийного открывания не должно превышать 30 с.

 

4.2.1.18 В вагонах необходимо учесть возможность оборудования купе для багажа, при этом максимальный вес багажа на 1 м
площади для таких купе должен быть не более 250 кг.
 

      4.2.2 Требования к кузову вагона

4.2.2.1 Прочность кузова вагона должна быть обеспечена при поднятии экипированного вагона (без тележек) на двух домкратах по диагонали и при поднятии вагона за концевую балку по середине (без тележек). При этом напряжения в несущих элементах кузова не должны превышать допускаемых значений в соответствии с таблицей А.1 (приложение А).

 

4.2.2.2 Низшая частота изгибных колебаний кузова вагона в вертикальной плоскости - по  (пункт 15.11).

 

4.2.2.3 Расчетное смещение центра тяжести кузова вагона в продольном и поперечном направлениях - по  (пункт 5.12).

 

4.2.2.4 В вагонах, оборудованных устройствами наклона кузова в кривых, скорость изменения поперечного ускорения кузова не должна превышать 0,15 м/с
.
 

      4.2.3 Требования к окнам и дверям вагона

4.2.3.1 Все наружные окна вагона должны быть изготовлены с использованием стеклопакетов в соответствии с .

 

Независимо от конструкции окон, должны быть обеспечены следующие размеры светового проема: высота нижней кромки остекления от пола - не более 930 мм (в отдельных помещениях вагона-ресторана и других специальных вагонов - не более 1160 мм), верхней кромки - не менее 1670 мм (для вторых этажей двухэтажных вагонов - не менее 1300 мм, для первого этажа двухэтажных вагонов с местами для сидения - не менее 1600 мм). При этом высота светового проема остекления "глухого" окна должна быть не менее 550 мм.

 

4.2.3.2 В вагоне любого типа должны быть окна "аварийный выход" и могут быть "глухие" окна и окна с форточками.

 

Окна "аварийный выход" должны быть с разбивными стеклопакетами. Рядом с окнами "аварийный выход" должны устанавливаться молотки для разбивания стеклопакетов. Время освобождения проема окна "аварийный выход" не должно превышать 120 с.

 

4.2.3.3 Окна в служебных помещениях и туалетах (если туалеты оборудованы окнами) должны иметь открывающиеся форточки.

 

4.2.3.4 Конструкция окон должна исключать образование обледенения и наличие влаги на внутренних поверхностях при температуре воздуха в помещении (22±2)°С, относительной влажности 30% и минимальной наружной температуре минус 50°С.

 

4.2.3.5 Стеклопакеты для окон и дверей должны быть изготовлены из травмобезопасного закаленного стекла по  с использованием полированного листового стекла по .

 

Допускается по согласованию с заказчиком применение тонированных стекол.

 

Стеклопакеты окон и наружных боковых дверей должны выдерживать перепады внешнего и внутреннего давлений, возникающие при скрещении поездов по  (пункт 15.15).

 

Светопропускание стеклопакетов окон и наружных дверей должно быть не менее 40% в видимой области спектра.

4.2.3.6 Для обеспечения противоударных свойств и повышения отражения инфракрасного излучения на внешнее стекло стеклопакета может быть нанесена полимерная пленка толщиной и цветом по образцу, согласованному с заказчиком. Для окон "аварийный выход" наличие пленки не должно препятствовать освобождению проема при эвакуации.

 

4.2.3.7 Внутреннее стекло в туалетах, кладовых и котельных (при наличии) должно быть узорчатым, матовым или покрыто непрозрачной пленкой.

 

4.2.3.8 Для прохода по поезду в торцах вагона должны быть расположены проходные торцевые двери.

 

Дверные проемы в свету в вагонах должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом и иметь размеры, не менее:

 

- наружные боковые двери 1900х780 мм для вагонов всех классов и 1790х760 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, и модернизированных вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт;

 

- наружные боковые двери 1900х900 мм, оборудованные подъемными устройствами для инвалидов;

 

- наружные торцевые двери 1800х700 мм для вагонов всех классов и 1800х630 мм для вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, и модернизированных вагонов, прошедших капитально-восстановительный ремонт;

 

- проходы 1900х520 мм для вагонов (всех классов), предназначенных для эксплуатации в международном сообщении.

 

По обеим сторонам дверного проема боковых дверей (кроме дверей оборудованных подъемными устройствами для инвалидов) следует устанавливать поручни с началом рабочего участка поручня от уровня верха головки рельса (УГР) - не более 1850 мм. Допускается располагать поручни внутри вагона, при этом данный параметр не регламентируется.

 

Двери туалетов не должны открываться наружу. Дверные проемы туалетов должны иметь обязательные размеры в свету для вагонов всех классов, в том числе и вагонов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении, не менее 1880х490 мм.

 

Не допускаются прозрачные двери в купе со спальными полками и в туалетах.

 

4.2.3.9 Наружные боковые двери должны быть прислонно-сдвижного типа. Для вагонов с конструкционной скоростью движения не выше 160 км/ч и для специальных вагонов (независимо от скорости движения) допускается применение дверей распашного типа.

 

Наружные боковые двери должны иметь уплотнение, исключающее попадание атмосферных осадков внутрь тамбура, быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура.

 

Необходимо наличие блокировки входных дверей в закрытом положении.

 

Для дверей с электромеханическим и электропневматическим приводом должно быть обеспечено закрытие двери и ее блокировка в закрытом состоянии при скорости движения вагона более 5,0 км/ч без участия обслуживающего персонала.

4.2.3.10 Усилия при открытии (закрытии) прислонно-сдвижных наружных дверей вагонов в ручном режиме не должны превышать:

 

- 200 Н - при перемещении створки в проеме на прямой траектории;

 

- 350 Н - при выдвижении дверей из боковой стенки вагона, снятии с фиксации в открытом или закрытом положении.

Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.

Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.