ГОСТ Р 59201-2021 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила.
ГОСТ Р 59201-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ
Технические правила
Automobile roads of general use capital repair, repair and maintenance. Technical regulations
ОКС 93.080
Дата введения 2022-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФАУ "РОСДОРНИИ") Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 октября 2021 г. N 1364-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2022 год, введенная в действие с 18.07.2022
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования с целью обеспечения сохранности и улучшения условий непрерывного, безопасного и комфортного движения автомобилей с установленными скоростями и нагрузками, а также охраны окружающей среды.
Стандарт предназначен для использования органами управления дорожным хозяйством и подрядными организациями, осуществляющими мероприятия по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. Требования настоящего стандарта не распространяются на автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.
Кроме того, технические требования настоящего стандарта также не распространяются на улицы населенных пунктов.
Данный стандарт не включает в себя требования к искусственным и защитным сооружениям.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 450 Кальций хлористый технический. Технические условия
ГОСТ 11955 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 19179 Гидрология суши. Термины и определения
ГОСТ 32755 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ
ГОСТ 32758 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 32759 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования
ГОСТ 32838 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны противоослепляющие. Технические требования
ГОСТ 32843 Дороги автомобильные общего пользования. Столбики сигнальные дорожные. Технические требования
ГОСТ 32846 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 32866 Дороги автомобильные общего пользования. Световозвращатели дорожные. Технические требования
ГОСТ 32953 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 32955 Дороги автомобильные общего пользования. Лотки дорожные водоотводные. Технические требования
ГОСТ 32957 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 32958 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Методы контроля
ГОСТ 32964 Дороги автомобильные общего пользования. Искусственные неровности сборные. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ 33025 Дороги автомобильные общего пользования. Полосы шумовые. Технические условия
ГОСТ 33063 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов
ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33144 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные зеркала. Технические требования
ГОСТ 33151 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания
ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания
ГОСТ 33387 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования
ГОСТ 33388 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации
ГОСТ 33389 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний
ГОСТ 33475 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования
ГОСТ Р 113.16.01 Наилучшие доступные технологии. Пылеподавление и предотвращение смерзаемости с применением средств на основе хлористого кальция, хлористого магния и хлористого натрия
ГОСТ Р 50597 Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля
ГОСТ Р 50970 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 50971 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 51256 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 51858 Нефть. Общие технические условия
ГОСТ Р 52132 Изделия из сетки для габионных конструкций. Технические условия
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52605 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52607 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52766 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 54401 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси литые асфальтобетонные дорожные горячие и асфальтобетон литой дорожный. Технические условия
ГОСТ Р 58101 Оценка соответствия. Порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента "Безопасность автомобильных дорог"
ГОСТ Р 58350 Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 58351 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные фронтальные, удерживающие боковые комбинированные и удерживающие пешеходные. Общие технические требования. Методы испытаний и контроля. Правила применения
ГОСТ Р 58368 Дороги автомобильные общего пользования. Демаркировка дорожной разметки. Технические требования. Методы контроля
ГОСТ Р 58397 Дороги автомобильные общего пользования. Правила производства работ. Оценка соответствия
ГОСТ Р 58401.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58401.2 Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования
ГОСТ Р 58406.1 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58406.2 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ Р 58422.1 Дороги автомобильные общего пользования. Защитные слои и слои износа дорожных одежд. Технические требования
ГОСТ Р 58442 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля заказчика и подрядчика
ГОСТ Р 58831 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия асфальтобетонные. Общие правила устройства при неблагоприятных погодных условиях
ГОСТ Р 58861 Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт и ремонт. Планирование межремонтных сроков
ГОСТ Р 58947 Дороги автомобильные общего пользования. Экодуки. Требования к размещению и обустройству
ГОСТ Р 58952.1 Дороги автомобильные общего пользования. Эмульсии битумные дорожные. Технические требования
ГОСТ Р 59105 Дороги автомобильные общего пользования. Автоматизированные системы управления дорожным движением, метеообеспечения, пункты весового и габаритного контроля. Технические правила содержания
ГОСТ Р 59118.1 Дороги автомобильные общего пользования. Переработанный асфальтобетон (RAP). Технические условия
ГОСТ Р 59120 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования
ГОСТ Р 59291 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения мобильные фронтальные. Общие технические условия
ГОСТ Р 59401 Дороги автомобильные общего пользования. Ограничивающие пешеходные и защитные ограждения. Общие технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
|
капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.
[[1], статья 2] |
3.2
|
ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
[[2], статья 3] |
3.3
|
содержание автомобильной дороги: Комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
[[1], статья 2] |
3.4
|
сохранность автомобильной дороги: Состояние целостности автомобильной дороги как технического сооружения и имущественного комплекса, обеспечивающее поддержание ее эксплуатационных свойств и безопасное использование.
[[1], статья 2] |
3.5
|
эксплуатация автомобильной дороги: Комплекс мероприятий по ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
[[1], статья 2] |
3.6
|
эксплуатационное состояние дороги: Состояние дороги, которое характеризуется транспортно-эксплуатационными показателями конструктивных элементов дорог, дорожных сооружений и элементов обустройства, изменяющихся при ее эксплуатации, воздействии транспортных средств и метеорологических условий.
[ГОСТ 33220-2015, пункт 3.4] |
3.7
|
зимнее содержание автомобильных дорог: Комплекс мероприятий по обеспечению безопасного и бесперебойного движения на автомобильных дорогах в зимний период года, включающий защиту автомобильных дорог от снежных заносов, очистку от снега, предупреждение и устранение зимней скользкости.
[ГОСТ 33181-2014, пункт 3.1] |
3.8 уровень содержания: Состояние автомобильной дороги в весенне-летне-осенний и зимний периоды года, обеспечивающее безопасность дорожного движения и ее сохранность за счет проведения работ по содержанию.
3.9
|
защитный слой (дорожного покрытия): Слой толщиной от 0,5 до 3,0 см, предназначенный для защиты верхнего слоя дорожного покрытия от непосредственного воздействия колес транспортных средств и/или погодно-климатических факторов.
Примечание - Защитный слой не учитывают при расчете конструктивных слоев дорожных одежд автомобильных дорог.
[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.7] |
3.10
|
слой износа: Верхний замыкающий слой дорожной одежды, непосредственно воспринимающий воздействие колес автомобильного транспорта и погодно-климатических факторов.
Примечания
1 При отсутствии слоя износа его функции выполняет верхний слой покрытия. В этом случае учитываемая при расчете дорожных одежд толщина верхнего слоя должна быть уменьшена на величину максимально допустимой поперечной неровности (колеи) по ГОСТ Р 50597.
2 Слой износа подлежит периодическому восстановлению в процессе эксплуатации.
[ГОСТ Р 58861-2020, пункт 3.27] |
3.11 сложные условия возведения земляного полотна: Условия возведения земляного полотна при отрицательных температурах (зимний период), на болотах, основаниях из слабых грунтов и грунтов, обладающих тиксотропными свойствами, из крупнообломочных и скальных грунтов, на засоленных грунтах, в песчаных пустынях, местах распространения карста, районах вечной мерзлоты.
3.12 нормальные условия возведения земляного полотна: Условия возведения земляного полотна, не относящиеся к сложным условиям.
3.13 дорожный пропиточный материал (пропитка, пропиточный материал, пропиточный состав); ДПМ: Материал, предназначенный для нанесения на поверхность асфальтобетонного покрытия, служащий для изменения свойств органического вяжущего и/или защиты покрытия от воздействия внешних факторов, проникающий внутрь покрытия.
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АДМС - автоматическая дорожная метеорологическая станция;
АПВГК - автоматические пункты весогабаритного контроля;
АСМО - автоматизированная система метеорологического обеспечения;
ЛЭМС - литые эмульсионно-минеральные смеси;
ОУАД - орган управления автомобильной дорогой;
ПГМ - противогололедные материалы;
ТЭСАД - транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги;
УСП - уплотненный снежный покров.
5 Общие положения
5.1 Организация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется организациями, в оперативном или доверительном управлении которых они находятся, на основании проектов или сметных расчетов исходя из размера средств бюджета на очередной финансовый и последующие годы с учетом нормативов денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог.
5.2 Состав и виды работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования определяются классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной в установленном порядке согласно [2] (часть 19, статья 11).
5.3 Назначение мероприятий по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог проводят на основе оценки транспортно-эксплуатационного состояния с учетом ГОСТ Р 58861. Потребность в капитальном ремонте и ремонте устанавливают путем выявления участков дорог, фактическое состояние которых не соответствует требуемым показателям ТЭСАД.
5.4 ТЭСАД следует определять по результатам диагностики, которые формируются и систематически обновляются в автоматизированных банках дорожных данных. Требования к проведению диагностики определены ГОСТ 33388.
5.5 Установление местоположения, объемов, очередности выполнения дорожно-ремонтных работ осуществляют на основе технико-экономического обоснования с использованием принятых в дорожной отрасли методик оценки эффективности расходования денежных средств в существующих условиях финансирования.
5.6 Эксплуатационное состояние дороги должно соответствовать параметрам и характеристиками автомобильной дороги, определяющими степень их соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги: продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; грузоподъемность искусственных дорожных сооружений; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
5.7 На всех этапах проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо проводить оценку соответствия по ГОСТ Р 58397 и ГОСТ Р 58101.
5.8 Устройство асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях выполняют по ГОСТ Р 58831.
5.9 Временные технические средства организации дорожного движения в местах производства работ должны соответствовать требованиям по ГОСТ 32758, ГОСТ Р 58350, ГОСТ Р 59291, ГОСТ Р 52289.
5.10 На участках капитального ремонта, ремонта, а также устройства слоев износа и защитных слоев покрытия необходимо проводить восстановление и переустройство датчиков АДМС, ранее установленных в дорожное покрытие.
6 Технические правила капитального ремонта
6.1 Общие требования
6.1.1 При капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них необходимо соблюдать требования безопасности, определенные [1] (статья 3, пункт 12).
6.1.2 Капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляют в соответствии с [2]-[5].
6.1.3 Проведение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги необходимо осуществлять на основе достаточного объема выполнения обследования участков автомобильной дороги, результатов инженерных изысканий и проектной документации, утвержденных в установленном порядке.
6.1.4 При капитальном ремонте на основе проектной документации с учетом технико-экономического обоснования допускается сооружать подъездные пути и дороги к различным объектам обеспечения работ материалами, площадки для складирования материалов, временные объезды ремонтируемых участков и другие объекты обеспечения работ.
6.1.5 Допускается устройство временных подъездных путей с применением быстровозводимых конструкций из полимерных композиционных материалов при соответствующем технико-экономическом обосновании.
6.1.6 После проведения работ по капитальному ремонту участки земель, использованные под устройство временных дорог, подъездов, объездных путей, площадок для складирования грунта и материалов, устройства временных сооружений и т.д. должны быть рекультивированы.
6.1.7 Если работы в темное время суток не проводят, дорожные машины и оборудование следует убирать за пределы земляного полотна. При невозможности выполнения этого положения дорожные машины ограждают с обеих сторон временными дорожными знаками, информирующими о препятствии и указывающими направление объезда, дорожными барьерами с сигнальными фонарями по ГОСТ 32758, которые включают в сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
6.1.8 При проведении работ по капитальному ремонту необходимо осуществлять строительный контроль и авторский надзор в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58442.
6.1.9 При приемке работ по капитальному ремонту необходимо проводить освидетельствование работ в натуре, контрольные измерения, проверку результатов производственных и лабораторных испытаний строительных материалов и конструкций, а также контрольных образцов, записей в общем журнале работ и специальных журналах по выполненным отдельным видам работ и предоставлять техническую документацию в соответствии с требованиями ГОСТ 32755.
6.2 Земляное полотно
6.2.1 К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы:
а) доведение геометрических параметров земляного полотна до норм, соответствующих его категории;
б) поднятие земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, переустройство пучинистых, оползневых и обвальных участков автомобильной дороги;
в) полная замена земляного полотна, переустройство дефектных элементов земляного полотна и системы водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках транспортных средств, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам);
г) устройство земляного полотна и системы водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, паромным переправам;
д) повышение прочности земляного полотна с использованием различных материалов;
е) уменьшение крутизны откосов насыпей, выемок и другие работы, обеспечивающие устойчивость земляного полотна;
ж) раскрытие снегонезаносимых выемок, устройство аккумуляционных полок, срезка откосов выемок для обеспечения видимости на кривых в плане и для размещения сбрасываемого снега.
6.2.2 Все работы по капитальному ремонту земляного полотна необходимо выполнять в соответствии с ГОСТ Р 58397.
6.2.3 При изменении продольного профиля насыпи земляные работы необходимо выполнять после удаления и складирования материала дорожной одежды для возможного дальнейшего использования.
6.2.4 Разборку дорожной одежды с покрытием из асфальтобетона следует начинать с фрезерования асфальтобетона при помощи самоходных дорожных фрез с погрузкой в автосамосвалы. В местах, где разборка асфальтобетона невозможна при помощи фрезерования, ее осуществляют методом фрагментации и кирковки асфальтобетонного покрытия гидромолотом, установленном на базе экскаватора, погрузчика или экскаватора-погрузчика, а также рыхлителем или кирковщиком на базе трактора с погрузкой в автосамосвалы и вывозом к месту складирования.
6.2.5 Разборку бетонного покрытия возможно осуществлять следующими методами: с использованием гидромолота, установленного на экскаваторе для кирковки бетона; с использованием виброрезонансного деструктурирования с применением машины для дробления бетона виброрезонансным или иными методами.
6.2.6 Остальные слои дорожной одежды и грунта тела земляного полотна разбирают при помощи экскаватора, с погрузкой материала в автосамосвалы с последующим транспортированием их к местам складирования. Разборку дорожной одежды и земляного полотна следует выполнять таким образом, чтобы обеспечивать как можно меньшее перемешивание материалов слоев, чтобы создать возможность дальнейшего использования этих материалов.
6.2.7 В условиях подтопления насыпи при разливах рек и таянии снежных отложений, насыпях повышенной снегозаносимости в зимний период на длительных по протяженности участках дороги, участках с систематическим образованием пучин осуществляют поднятие их высотных отметок. Одновременно для улучшения условий снегопереноса, повышения устойчивости необходимо выполнять работы по уполаживанию откосов.
6.2.8 При выполнении работ по уширению земляного полотна с участков боковых резервов, подлежащих засыпке, обочин и откосов, а также перед началом работ по уполаживанию откосов необходимо удалить растительный грунт. После удаления осуществляют складирование растительного грунта в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально отведенных местах для его дальнейшего использования. Грунты не пригодные (загрязненные строительным мусором или опасными веществами, с превышением предельно допустимых значений) для дальнейшего использования при проведении укрепительных работ и/или работ по благоустройству подлежат размещению на площадках для хранения твердых бытовых отходов.
6.2.9 Одновременно с уширением насыпи при поднятии ее высотных отметок необходимо выполнять работы по сохранению или улучшению работоспособности дренирующего слоя.
6.2.10 Уширение насыпи необходимо проводить послойно от основания с обязательной нарезкой на откосах уширяемой насыпи уступов или борозд для предотвращения сползания грунта с учетом его вида, высотных отметок и поперечного профиля, местных климатических и гидрологических условий. Если высота насыпи более 1 м, то уступы нарезают шириной до 2 м и высотой до 0,5 м. Если высота насыпи менее 1 м, то необходимо проводить рыхление откосной части или нарезать борозды на глубину от 20 до 25 см. При выполнении работ по уширению применяют грунты, пригодные по своим показателям для укладки в насыпь уширения. На участках, где отмечены пучины, следует устранить причины их образования и использовать для уширения только дренирующие грунты.
6.2.11 Использование при уширении или поднятии высотных отметок насыпи местных материалов и грунтов особых разновидностей (крупнообломочные, галечниковые и гравелистые, золы, шлаки, а также материалы после разборки дорожной одежды и земляного полотна) следует обосновать технико-экономическими расчетами.
6.2.12 Для возведения насыпей не допускается применение следующих грунтов согласно классификации по ГОСТ 33063:
- слабых, к которым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза) или модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа);
- илистые грунты (ил, мелкий песок с примесью торфа и ила, тяжелые глины с примесью ила);
- лесс и лессовидные грунты;
- торф;
- грунты, проявляющие тиксотропные свойства.
6.2.13 Для обеспечения равнопрочности уширенной насыпи грунт уширяемой части необходимо уплотнить до требуемого значения коэффициента уплотнения согласно действующим документам технического регулирования и усилить ее различными армирующими прослойками из геосинтетических материалов (особенно контактной зоны, перекрытие которой должно быть не менее 1 м).
6.2.14 Для обеспечения равнопрочности земляного полотна при уширении необходимо устраивать армирующую прослойку, укладывая полотна материала в поперечном направлении относительно оси насыпи, с перекрытием соседних полотен на 0,5 м.
6.2.15 При уширении насыпи в условиях залегания в основании уширяемой части слабых грунтов необходимо осуществлять: осушение, замену с последующим армированием геосинтетическими материалами или работы по искусственному улучшению их свойств (стабилизации).
6.2.16 Способ и порядок проведения работ стабилизации грунтов назначают в зависимости от грунтовых и гидрогеологических условий. Стабилизировать слабые грунты в основании возможно несколькими методами, такими как устройство свай с гибким ростверком, стабилизация грунтов струйной цементацией, стабилизация грунтовых масс путем добавления вяжущего и другими методами.
6.2.17 При стабилизации грунтов струйной цементацией работы выполняют при помощи бурового станка со струйным монитором и растворным узлом. Диаметр грунтоцементных свай составляет от 500 до 600 мм в глинистых грунтах и от 700 до 800 мм в песчаных грунтах.
6.2.18 При стабилизации грунтовых масс необходимо применять навесное гидравлическое оборудование на экскаватор, в виде фрезы миксера, в камеру которого под большим давлением при помощи сжатого воздуха из специального питателя подается вяжущее (цемент, гипс и другие минеральные вяжущие). При помощи данного оборудования происходит эффективная обработка слабых грунтовых масс на глубину до 7 м.
6.2.19 При высоком уровне грунтовых вод и значительном увлажнении грунтов насыпи, приводящих к деформациям и разрушениям, осуществляют:
- замену грунта рабочего слоя на глубину промерзания дренирующими грунтами;
- включение при необходимости армирующих, гидроизолирующих или дренирующих прослоек из геосинтетических материалов, обеспечивающих осушение земляного полотна;
- повышение прочности или защиту грунтов рабочего слоя от переувлажнения поверхностными или грунтовыми водами;
- замену материала морозозащитного слоя или устройство его вновь (при отсутствии).
6.2.20 Назначение противопучинных мероприятий необходимо проводить на основе постоянного наблюдения пучинистых участков, при содержании дорог в соответствии с 11.2.4.
6.2.21 Ликвидацию пучин следует выполнять путем частичной или полной замены грунта рабочего слоя, его укрепления дренирующими материалами согласно положениям нормативных документов на эти виды работ с последующим проведением мероприятий по предупреждению появления пучин.
6.2.22 К числу мероприятий по предупреждению появления пучин относят: увеличение высотных отметок насыпи, полную или частичную замену материала дренирующего слоя, замену или увеличение толщины морозозащитного слоя, применение геосинтетических и теплоизолирующих материалов.
6.2.23 Для ликвидации и предупреждения деформаций откосов в виде оползней со смещением значительных объемов грунта, обрушений и других разрушений, характерных для потери общей устойчивости, используют решения в виде уположения откосов, устройства грунтовых упорных берм, подпорных стенок, в том числе с применением габионных конструкций по ГОСТ Р 52132, галерей и других удерживающих сооружений. На месте отмеченных разрушений, до начала капитального ремонта, должны быть выполнены работы по обеспечению пропуска по дороге транспортных средств и недопущения дальнейшего разрушения насыпи (выемки).
6.2.24 Работы по уполаживанию откосов земляного полотна следует начинать с его разбивки, в процессе которой устанавливают колышки через каждые 25 м, обозначают линию бровки и очертание подошвы насыпи или выемки, а также устанавливают откосники-шаблоны, фиксирующие проектный профиль откоса.
6.2.25 По всей длине откоса должен быть досыпан и уплотнен недостающий материал.
6.2.26 Уполаживание откосов проводят экскаватором, оборудованным планировочным ковшом. При высоте откосов до 1 м уполаживание допускается выполнять автогрейдером при помощи откосника, прикрепленного к отвалу, а откосы высотой до 0,6 м уполаживают отвалом автогрейдера, установленным на необходимый угол наклона.
6.2.27 При разрушении поверхности откосов в виде оплывов грунтов на высоких насыпях и глубоких выемках целесообразно выполнять уположение откосов, использовать такие методы повышения их устойчивости, как закрепление грунтов, устройство защитных экранов из различных решетчатых конструкций, заполненных щебнем или грунтом, осушение грунта земляного полотна, организация сброса поверхностных вод с проезжей части, обочин и др.
6.2.28 На участках дорог, на которых отсутствуют разрушения, но по результатам обследования отмечена возможность образования значительных деформаций в виде обрушений, оползней и др., необходимо предусматривать предупреждающие мероприятия, в том числе повышение сцепления оползневой массы с ложем оползня с помощью шпон, свай, столбов, цементацию оползневых склонов и укрепление подошвы оползней устройством подпорных стенок, контрфорсов и других сооружений удерживающего вида.
6.2.29 При подтоплении насыпи с разрушением откосов должно быть выполнено их укрепление. В зависимости от условий подтопления, при укреплении откосов целесообразно применять различные бетонные (железобетонные) плиты с устройством обратного фильтра из щебня или геосинтетического материала с требуемым коэффициентом фильтрации, каменную наброску, габионы, заполняемые камнем различного гранулометрического состава, слои из бетона, укладываемые на металлическую сетку. Предварительно рассматривают вопрос о возможности и необходимости уположения откосов.
6.2.30 При нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов необходимо выполнять профилирование их поверхности и укрепление. Биологическое укрепление используют для защиты неподтопляемых или кратковременно подтапливаемых откосов от водной и ветровой эрозии, для лечения и предотвращения сплывов, оплывин и других нарушений местной устойчивости в районах с благоприятными условиями для прорастания трав и развития корневой системы. Травосеяние допускается использовать в комплексе с другими методами укрепления.
6.2.31 При биологическом укреплении откосов применяют геосинтетические материалы, с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или обеспечивающих защиту прорастающих семян.
6.2.32 На подтопляемых откосах допускается применять биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления, прорастающей выстилки, фашинные конструкции.
6.2.33 При деформациях, возникающих в грунте поверхностного слоя откосов при снижении их прочности ниже допустимой под влиянием погодно-климатических факторов, необходимо устраивать более капитальное укрепление - покрытия различного исполнения. К ним относятся решетчатые конструкции из бетонных элементов с заполнением ячеек щебнем, камнем, обработанным вяжущим грунтом.
6.2.34 При постоянных деформациях поверхности откосов и их разрушении необходимо выполнять работы по уположению, осушению и устройству перехватывающего дренажа (для откосов выемки) или по изменению конструкции укрепления. Конструкцию выбирают в зависимости от вида и состояния грунтов, местных климатических условий, причин возникающих деформаций.
6.2.35 В равнинной местности, где отвод воды от насыпи затруднен, а резервы заболачиваются, на отдельных участках необходимо увеличивать высотные отметки насыпи с обеспечением требуемого продольного профиля дороги.
6.2.36 На участках дорог, проходящих в горной местности, откосы которых сложены неустойчивыми горными породами (наличие камнепадов, осыпей, обвалов) необходимо выполнять работы по их раскрытию с уменьшением крутизны и по искусственному обрушению отдельных зон, выступов с целью выравнивания поверхности и ликвидации потенциально обвальных мест. Все неустойчивые участки откосов рекомендуется покрывать улавливающими сетками из стальной проволоки, канатов и их комбинаций с закреплением ее по контуру анкерами, укрепленными в скальном грунте.
6.2.37 Технические требования к геометрическим параметрам при капитальном ремонте земляного полотна представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимые отклонения геометрических параметров при капитальном ремонте земляного полотна
|
|
Наименование параметра | Допустимые отклонения |
Толщина снимаемого растительного слоя грунта | Не более 20% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±40%, остальные - до ±20% |
Высотные отметки продольного профиля земляного полотна | Не более 10% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений до ±6 см, остальные - до ±3 см |
Ширина насыпи и выемки земляного полотна | Не более 10% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений до ±40 см, остальные - до ±20 см |
Поперечные уклоны насыпи и выемки земляного полотна | Не более 10% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до плюс 15‰, остальные - до ±10‰ |
Толщина слоя присыпных обочин | Не более 10% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 2,2 до плюс 3,0 см, остальные - до ±1,5 см |
Поперечные уклоны присыпных обочин | Не более 20% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах до ±15‰, остальные - до ±10‰ |
Крутизна откосов | Не более 20% результатов измерений могут иметь отклонения от проектных значений до 20%, остальные - до 10% |
(Поправка. ИУС N 9-2022).
6.2.38 Допустимая влажность грунтов при уплотнении земляного полотна представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Допустимая влажность грунтов при уплотнении
|
|
|
|
|
Грунты | Допустимая влажность в долях от оптимальной влажности при коэффициенте уплотнения грунта | |||
| св. 1,0 | от 1,0 до 0,98 | 0,95 | 0,90 |
Пески пылеватые | 1,30 | 1,35 | 1,60 | 1,60 |
Супеси легкие | 1,20 | 1,25 | 1,35 | 1,60 |
Супеси тяжелые пылеватые; суглинки легкие | 1,10 | 1,15 | 1,30 | 1,50 |
Суглинки тяжелые и глины | 1,0 | 1,05 | 1,20 | 1,30 |
Примечания
1 При возведении насыпей из пылеватых песков в летних условиях допустимая влажность не ограничивается.
2 Настоящие требования не распространяются на насыпи, возводимые гидронамывом.
3 При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна быть более 1,3 при песчаных и непылеватых супесчаных, 1,2 - при супесчаных пылеватых и легких суглинках и 1,1 - для других связных грунтов.
4 Допустимая влажность грунта может уточняться при условии достижения требуемого коэффициента уплотнения.
|
6.2.39 Коэффициенты уплотнения грунтов земляного полотна должны соответствовать требованиям действующих документов технического регулирования.
6.2.40 Коэффициент уплотнения определяют по следующим конструктивным элементам земляного полотна: естественное основание, насыпи, выемки и присыпные обочины. Не более 10% результатов измерений могут иметь допустимые отклонения от проектных значений в пределах до 0,02, остальные результаты измерений - не ниже проектных значений. При отсыпке земляного полотна из скальных (крупнообломочных) грунтов коэффициент уплотнения не оценивают.
6.2.41 Содержание в грунте, предназначенном для устройства земляного полотна при его капитальном ремонте древесины, волокнистых материалов, гниющего или легкосжимаемого строительного мусора, а также других посторонних предметов, не допускается.
6.2.42 Работы при капитальном ремонте земляного полотна в зимних условиях (при отрицательных температурах) необходимо проводить с учетом требований ГОСТ Р 58397.
6.2.43 Допустимое содержание мерзлых комьев в используемом для отсыпки грунте, в процентах от общего объема отсыпаемого грунта, должно быть не более 20% по массе. При этом мерзлый грунт должен быть равномерно распределен по телу насыпи.
6.2.44 Размер мерзлых комьев в насыпях не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя, но не более 15 см для грунтовых подушек и 30 см для прочих насыпей. Расстояние от укладываемого грунта до поверхности откоса при наличии мерзлых комьев должно быть не менее 1 м. Не допускается наличие прослоек снега и льда в насыпях и их основаниях.
Примечание - Размер мерзлых комьев измеряют по максимальному ребру.
6.2.45 Для обеспечения необходимого уплотнения грунта до его смерзания промежутки времени от выемки грунта в карьере до момента его окончательного уплотнения в насыпи должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 58397. При сильном ветре (более трех баллов) указанные промежутки времени по ГОСТ Р 58397 должны быть уменьшены в два раза.
6.2.46 При расчете предельной дальности доставки грунта следует учитывать соотношения, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 - Зависимость начала смерзания грунта от температуры воздуха
|
|
|
|
|
Температура воздуха, °С | -5 | -10 | -20 | -30 |
Начало смерзания грунта, мин | 90 | 60 | 40 | 20 |
6.2.47 Чтобы предохранить грунты от промерзания допускается обрабатывать их химическими реагентами или ингибиторами, в соответствии с требованиями действующих документов технического регулирования.
6.2.48 При применении для отсыпки насыпи земляного полотна крупнообломочных и скальных грунтов их разработку следует проводить механизированным или взрывным способом. Для отсыпки насыпи необходимо применять крупнообломочные грунты с оптимальным составом, т.е. с содержанием от 65% до 70% обломочной составляющей и от 30% до 35% мелкозема (песка, суглинка и т.п.).
6.2.49 При использовании крупнообломочных грунтов размер крупных включений не должен превышать 250 мм в одном из размеров (в ребре). Максимальный размер фракции крупнообломочного грунта, применяемого для сооружения слоев насыпи, не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя.
6.2.50 Сопряжение насыпей в продольном и поперечном направлениях выполняют с помощью нарезки уступов. При использовании песчаных грунтов уклон устраивают к оси дороги, а связных - от оси дороги.
6.2.51 Значение переборов после окончательной зачистки дна и откосов выемок не должно быть более 10 см при использовании малопрочных, средней прочности грунтов по ГОСТ 33063 и более 20 см - при использовании прочных и очень прочных грунтов.
6.2.52 Допускается, при высоте насыпи более 2 м и при соответствующем технико-экономическом обосновании и исследовании на экологичность применять в насыпи материалы, полученные от разборки существующей дорожной одежды (лом асфальтобетона, бетона, щебня и другие материалы). Размер максимальных кусков лома не должен превышать 250 мм в одном из размеров (в ребре).
6.3 Дорожная одежда
6.3.1 Капитальный ремонт дорожной одежды назначают на участках автомобильной дороги, где необходимо следующее:
- усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами);
- устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;
- перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона;
- полная замена дорожной одежды.
6.3.2 Конструкцию дорожной одежды и технологию проведения работ необходимо назначать с учетом обеспечения межремонтных сроков службы.
6.3.3 Работы по капитальному ремонту дорожной одежды выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58397.
6.3.4 Для слоев усиления необходимо применять асфальтобетонные и щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси в соответствии с ГОСТ Р 58406.2 и ГОСТ Р 58406.1, а также смеси, запроектированные по методу объемно-функционального проектирования, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58401.1 и ГОСТ Р 58401.2. На автомобильных дорогах категорий I-III при количестве приложений приведенной нагрузки более 5,6 млн в слоях покрытия рекомендуется применение асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также полимерно-битумном вяжущем. В тех же условиях при технико-экономическом обосновании допускается применение в верхних слоях оснований асфальтобетонов на модифицированном битумном вяжущем, а также полимерно-битумном вяжущем, а также теплых асфальтобетонных смесей согласно действующим документам технического регулирования.
6.3.5 При усилении дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием осуществляют устройство дополнительного или нескольких слоев из асфальтобетонных смесей. Асфальтобетонные смеси назначают в зависимости от условий эксплуатации автомобильной дороги, таких как интенсивность движения, грузонапряженность, климатический район, и прогноза колееобразования. Выравнивающие слои устраивают из плотных асфальтобетонных смесей.
6.3.6 Назначение мероприятий по снижению колееобразования необходимо осуществлять на основе анализа состояния стабильности всех слоев дорожной конструкции.
6.3.7 Для автомобильных дорог с тяжелыми и экстремально тяжелыми условиями движения согласно ГОСТ Р 58401.1, ГОСТ Р 58401.2, ГОСТ Р 58406.1, ГОСТ Р 58406.2 необходимо предусматривать применение асфальтобетонных покрытий из асфальтобетонных смесей крупностью щебня не менее 16 мм.
6.3.8 В местах сопряжения асфальтобетонного покрытия с мостовыми переходами, железно-дорожными переездами и т.п. при отсутствии возможности укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси целесообразно применять горячие литые асфальтобетонные смеси по ГОСТ Р 54401.
6.3.9 Технологические стыки и сопряжения при устройстве асфальтобетонных покрытий необходимо герметизировать, предпочтительно применять стыковочную ленту в виде формованного битумно-полимерного материала.
6.3.10 Выбор стыковочной битумно-полимерной ленты осуществляют с учетом климатических условий, вида асфальтобетонной смеси и рекомендаций производителей.
6.3.11 При устройстве слоев из асфальтобетонной смеси на автомобильных дорогах категорий I-III необходимо применять асфальтоукладочный комплекс, в состав которого входит: асфальтоукладчик, комплект катков и перегружатель асфальтобетонной смеси (для верхнего слоя покрытия).
6.3.12 Асфальтоукладчик должен быть оборудован системой предварительного уплотнения (вибробрус и выглаживающая плита), системой нивелирования, автоматически поддерживающей высотную отметку и контролирующей заданный поперечный уклон дорожного полотна. Настройку системы допускается проводить по копирной струне или лыже. Кроме того, система нивелирования асфальтоукладчика может быть на основе технологии лазерного сканирования, а также системы, основанной на работе роботизированного тахеометра, и/или системы спутникового геопозиционирования.
6.3.13 Разгрузку асфальтобетонной смеси в питатель укладчика проводят непосредственно из автомобилей-самосвалов или через перегружатель асфальтобетонной смеси.
6.3.14 Для предотвращения температурной и гранулометрической сегрегации смеси при устройстве верхнего слоя покрытия разгружать асфальтобетонную смесь в питатель асфальтоукладчика допускается только через перегружатель асфальтобетонной смеси.
6.3.15 Комплект катков, режим и количество проходов каждого катка устанавливают расчетом и уточняют пробной укаткой для каждого вида асфальтобетонной смеси и толщины слоя отдельно.
6.3.16 Для восстановления верхних слоев основания или нижних слоев покрытия допускается применять органоминеральные смеси, в том числе с демонтированным асфальтобетоном, обработанные органическим, неорганическим или комбинированным вяжущим с добавлением минерального материала в соответствии с действующими документами технического регулирования, а также асфальтобетонные смеси с переработанным асфальтобетоном (RAP) по ГОСТ Р 59118.1.
6.3.17 Для слоев основания применяют щебеночно-песчаные, песчано-гравийные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси и щебень в соответствии с требованиями проектной документации и документов технического регулирования.
6.3.18 Холодную регенерацию старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов необходимо применять в следующих случаях: для автомобильных дорог категорий I-II применяют в слоях основания и нижних слоях покрытия; для автомобильных дорог категорий IV-V допустимо применять в качестве верхнего слоя покрытия с последующим устройством защитных слоев.
6.3.19 Холодную регенерацию старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов допускается осуществлять двумя способами: смешением на дороге при помощи холодного ресайклирования и смешением материалов, полученных после фрезерования слоев старого асфальтобетонного покрытия в установке.
6.3.20 Холодное ресайклирование осуществляют путем фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия и добавления материала (щебня, отсева дробления, песка или щебеночно-песчаных смесей) непосредственно ресайклером с перемешиванием в камере барабана асфальтового гранулята и добавлением вяжущих непосредственно в процессе работы ресайклера. При добавлении вяжущего в виде эмульсии или вспененного битума, ресайклер должен работать в жесткой связке с автогудронатором. При применении цемента или других стабилизирующих добавок их распределяют на слой перед ресайклером или вводят в виде суспензии непосредственно в камеру барабана, для этого ресайклер должен работать в жесткой сцепке со суспензиатором.
6.3.21 При смешении в установке отфрезерованный асфальтовый гранулят смешивается с материалом (щебнем, отсевом дробления, песком или щебеночно-песчаными смесями), а также с органическими и неорганическими вяжущими, с последующим транспортированием готовой смеси к месту укладки ее при помощи обычного асфальтоукладчика традиционным способом с предварительной настройкой уплотняющих органов.
6.3.22 Для уплотнения необходимо применять тяжелые пневмоколесные катки, двухосные вибрационные катки со стальными вальцами и комбинированные катки. При использовании битумных эмульсий и эмульгированных регенерирующих агентов, уплотнение следует начинать после того, как начнет распадаться эмульсия. Схему укатки определяют пробным уплотнением.
6.3.23 Устройство вышележащих слоев проводят:
- непосредственно после устройства слоя ресайклирования;
- не ранее чем через 10 сут для максимально возможного достижения формирования смеси под действием организованного движения транспорта. При этом скорость транспорта по слою, устроенному по технологии холодного ресайклирования, должна быть не более 40 км/ч.
6.3.24 Физико-механические показатели и зерновой состав смеси, полученной холодной регенерацией, должен соответствовать требованиям действующих документов технического регулирования.
6.3.25 Для усиления дорожной одежды, предотвращения образования отраженных трещин и для достижения равнопрочности (или повышения прочности) дорожных конструкций при уширении при необходимости следует предусматривать трещинопрерыващие и армирующие прослойки из геосинтетических материалов, а также из стальной сетки, замоноличенной в эмульсионно-минеральную смесь.
6.3.26 Стальная сетка должна быть двойного кручения с шестиугольными ячейками из стальной проволоки с цинковым или цинково-алюминиевым покрытием, укрепленная армирующим плоским скрученным прутом, расположенным в поперечном направлении, которую при усилении дорожной одежды необходимо укладывать не менее чем под двумя слоями асфальтобетонного покрытия.
6.3.27 Устранять колеи глубиной более 50 мм необходимо методом фрезерования или регенерации на всю ширину полосы наката или на всю ширину покрытия с удалением при необходимости нестабильных слоев дорожной одежды и последующей укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона, с учетом специфических особенностей эксплуатации покрытия в конкретных условиях.
6.3.28 Краевую укрепительную полосу необходимо устраивать путем уширения дорожной одежды проезжей части или самостоятельно, если изменение ширины проезжей части не предусматривается. Она должна иметь покрытие усовершенствованного типа (асфальтобетон, цементобетон) и по прочности соответствовать условиям движения по дороге. Конструкцию краевой укрепительной полосы назначают согласно положениям действующих документов технического регулирования.
6.3.29 К капитальному ремонту цементобетонных покрытий относятся в первую очередь работы, связанные с перекрытием изношенных покрытий слоями из асфальтобетона или цементобетона, в том числе с использованием армирующих и изолирующих материалов, а также устройство новых покрытий с использованием существующих цементобетонных покрытий в качестве основания после их предварительной подготовки.
6.3.30 В случаях, когда состояние цементобетонного покрытия характеризуется высокой степенью деформированности с большим количеством дефектов поверхности, разрушением швов, кромок, углов и других повреждений, целесообразно существующее цементобетонное покрытие подвергать предварительной фрагментации (дроблению) или измельчению. Разрушение цементобетонного покрытия допускается осуществлять различными средствами: стальными ударниками, перфораторами, бетоноломами, "гильотиной", виброрезонансной машиной и аналогичными технологиями.
6.3.31 При капитальном ремонте цементобетонных покрытий с использованием асфальтобетонных смесей, общая толщина слоев асфальтобетона должна определяться с учетом расстояния между швами существующего покрытия, климатическими условиями района, транспортными нагрузками, применяемыми материалами и другими техническими и экономическими характеристиками и должна составлять не менее 18 см для дорог категорий IV, V, а для дорог категорий I-III не менее 22 см.
6.3.32 В местах разрушений и перепадов плит цементобетонного покрытия (свыше 5 мм для дорог категорий I-III и свыше 7 мм для дорог категорий IV и V) необходимо использовать трещинопрерывающие прослойки между старым цементобетонным покрытием и новым асфальтобетонным слоем усиления.
6.3.33 Перед устройством асфальтобетонных слоев над швами и широкими трещинами или по всей площади существующего цементобетонного покрытия целесообразно предусматривать укладку геосинтетических материалов или стальной сетки замоноличенной в слой из ЛЭМС, с целью армирования асфальтобетона и повышения его трещиностойкости. При локальном армировании асфальтобетона только в зоне деформационных швов и отдельных сквозных трещин геосинтетический материал необходимой длины укладывают вдоль шва или трещины симметрично оси на ширину не менее 1 м.
6.3.34 Для снижения вероятности образования отраженных трещин над швами и широкими трещинами цементобетонного покрытия необходимо устройство деформационных швов в верхнем слое асфальтобетонного покрытия. Нарезку швов на поверхности покрытия осуществляют, используя алмазные или корундовые диски, на глубину около 1/3 толщины асфальтобетонного слоя при ширине шва от 10 до 20 мм. Перед заполнением герметизирующей мастики швы должны быть очищены и просушены, их стенки обработаны грунтовым составом с помощью шприца-распылителя. В подготовленный шов укладывают уплотненный шнур или пенополиуретан, после чего подают мастику с использованием заливщика швов. Тип используемого герметизирующего материала следует назначать с учетом климатических условий региона. Работы по нарезке и заливке швов должны быть завершены в теплую сухую погоду до открытия движения всех видов транспорта по новому покрытию.
6.3.35 При капитальном ремонте цементобетонных покрытий с применением слоев усиления из цементобетона используют два метода ремонта: сращивание и наращивание. В качестве слоя усиления может быть использован бетон, армобетон, фибробетон и модифицированный цементобетон. Работы с применением цементного бетона рекомендуется проводить при отсутствии осадков и температуре воздуха не ниже 5°С. Допускается проводить данные работы при температуре воздуха ниже 5°С при выполнении специальных мероприятий по созданию нормальных условий твердения и набора прочности бетона.
6.3.36 Работы по восстановлению несущей способности цементобетонных покрытий с использованием цементобетонных смесей следует выполнять механизированным способом, используя в качестве ведущей машины бетоноукладчик.
6.3.37 Необходимо осуществлять уход за бетоном путем нанесения пленкообразующих составов и укрытия защитным материалами. Операции уплотнения, отделки, создания текстуры и нанесения состава для ухода за бетоном необходимо выполнять за время, не превышающее 45 мин.
6.3.38 Выполнять нарезку пазов необходимо прямо над отмеченными швами. Определение местонахождения и фиксацию швов в старом покрытии выполняют до укладки слоя усиления. Нарезку швов в затвердевшем бетоне осуществляют специальными нарезчиками, оборудованными алмазными дисковыми пилами.
6.3.39 Приемку и оценку работ следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 59120 и действующих документов технического регулирования.
6.4 Водоотвод
6.4.1 При капитальном ремонте проводят переустройство, замену изношенных элементов, а также устройство недостающих элементов системы водоотвода (прикромочных и телескопических лотков, дренажей, осушительных канав, быстротоков, водобойных колодцев, дождевой канализации).
6.4.2 Переустройство, замену, а также устройство недостающих элементов системы водоотвода необходимо проводить при переувлажнении земляного полотна, на участках с оползневыми явлениями, с большим продольным уклоном и в местах перехода глубоких выемок в насыпь, в пониженных местах вогнутых вертикальных кривых и т.д.
6.4.3 Все принятые решения системы водоотвода должны быть обоснованы гидравлическим расчетом.
6.4.4 Конструкция элементов системы водоотвода (прикромочные лотки и т.д.), располагаемых в пределах обочин, должна быть безопасной в случае наезда транспортных средств. Дорожные лотки должны соответствовать требованиям ГОСТ 32955.
6.4.5 Переустройство существующих и устройство недостающих элементов системы водоотвода выполняют при изменении плана и профиля дороги, уширении насыпи, переустройстве и возведении вновь пересечений и примыканий и других элементов автомобильных дорог.
6.4.6 При ликвидации пучин на пучинистых участках дополнительно необходимо проводить мероприятия по сооружению прикромочного дренажа и водоотвода, осушение грунта.
6.4.7 При наличии деформаций на откосах высоких насыпей и глубоких выемок их устойчивость помимо мероприятий по укреплению данных откосов следует обеспечивать дренажными скважинами и местным дренажем для перехвата и отвода грунтовых вод и др.
6.4.8 Элементы системы водоотвода перестраивают при их разрушении или крупных многочисленных повреждениях конструкций (сквозные разрушения, проломы, трещины и др.), деформации труб дождевой канализации, просадке грунта по длине элементов, а также недостаточности сечения элементов для пропуска водного потока.
6.4.9 При замене элементов системы водоотвода, в том числе на отличные конструкции по материалу, следует обеспечить герметичное соединение между старыми и новыми конструкциями.
6.4.10 В зависимости от грунтовых условий и материала конструкций звенья водоотводных лотков, быстротоков, водобойных колодцев, дождевой канализации укладывают на грунтовое основание, щебеночно-песчаную подушку, фундамент из сборного или монолитного железобетона или на свайный фундамент.
6.4.11 Открытые стальные поверхности, закладные изделия и выпуски арматуры должны иметь антикоррозийное покрытие (цинковое, полимерное и т.п.). Вид, качество и толщину антикоррозионных покрытий поверхностей изделий назначают в зависимости от условий эксплуатации и агрессивности окружающей среды.
6.5 Очистные сооружения
6.5.1 При капитальном ремонте выполняют работы по устройству и восстановлению очистных сооружений.
6.5.2 Очистные сооружения необходимо устраивать на участках автомобильных дорог с необеспеченной очисткой поверхностных стоков, отводимых в водоемы, которые следует определять в соответствии с положениями документов технического регулирования в сфере охраны окружающей среды и водного законодательства Российской Федерации.
6.5.3 Требуемое качество очистки сточных вод вновь устраиваемыми или восстанавливаемыми очистными сооружениями определяют в соответствии с положениями нормативно-правовых документов и документами технического регулирования в сфере охраны окружающей среды.
6.5.4 Требуемый расход вновь устраиваемых или восстанавливаемых очистных сооружений определяют гидравлическим расчетом.
6.5.5 При изнашивании элементов очистных сооружений (корпуса, лотки, трубки, колодцы и т.д.) выполняют их замену.
6.5.6 При необеспечении требуемого качества очистки и расхода воды очистным сооружением выполняют его замену или модернизацию.
6.5.7 При замене элементов очистных сооружений, в том числе на отличные по материалу конструкции, следует обеспечить герметичное соединение между старыми и новыми конструкциями.
6.5.8 Детальный перечень работ и требования к проведению работ и материалам назначают в зависимости от типа и конструкции сооружения.
6.6 Элементы обустройства
6.6.1 При капитальном ремонте участка дороги осуществляют устройство (монтаж) новых и переустройство существующих элементов обустройства по ГОСТ 32846, ГОСТ 33151, ГОСТ Р 52766, ГОСТ Р 52289 с учетом действующих документов технического регулирования, в связи с изменением параметров дороги, интенсивности движения или изменением организации движения.
6.6.2 Установку элементов обустройства следует выполнять в соответствии с документацией по организации дорожного движения и с учетом действующих документов технического регулирования.
6.6.3 При капитальном ремонте проводят:
- замену дорожных ограждений, не соответствующих требованиям ГОСТ 33128, ГОСТ Р 52607, ГОСТ Р 58351, ГОСТ Р 58947, ГОСТ Р 59401;
- установку недостающего дорожного ограждения.
6.6.4 Правила применения дорожного ограждения, дорожных знаков, знаков переменной информации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289.
6.6.5 После выполнения работ по капитальному ремонту покрытия необходимо нанести постоянную дорожную разметку. Дорожная разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство дорожной разметки следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 52289.
6.6.6 Сигнальные столбики должны соответствовать требованиям ГОСТ 32843 и ГОСТ Р 50970, направляющие островки и островки безопасности - ГОСТ 33151, световозвращатели - ГОСТ 32866 и ГОСТ Р 50971, дорожные тумбы - ГОСТ 32759, дорожные зеркала - ГОСТ 33144, искусственные неровности - ГОСТ 32964 и ГОСТ Р 52605, шумовые полосы - ГОСТ 33025, противоослепляющие экраны - ГОСТ 32838.
6.6.7 Применение сигнальных столбиков, островков, световозвращателей, дорожных тумб, дорожных зеркал, искусственных неровностей и шумовых полос назначают по ГОСТ 33151, ГОСТР 52766, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52605 и действующим документам технического регулирования.
6.6.8 При капитальном ремонте проводят замену акустических экранов, не соответствующих требованиям ГОСТ 32957.
6.6.9 Замену поврежденных элементов акустического экрана на новые проводят согласно инструкции по монтажу для данного типа экранов.
6.6.10 При необходимости устройства акустических экранов конструкция должна обеспечивать доступ для содержания в процессе эксплуатации (уборка, мытье экранов, окраска, ремонт) как с лицевой, так и с тыльной сторон.
6.6.11 Для выполнения требований безопасности при зимнем содержании автомобильной дороги акустический экран должен соответствовать требованиям ГОСТ 32957.
6.6.12 Для предотвращения контакта акустических экранов с животными, а также птицами допускается использовать технические решения, визуально и материально препятствующие приближению животных и птиц к конструкции экрана.
6.6.13 При капитальном ремонте необходимо предусматривать замену изношенных снегозащитных устройств и устройство новых на местах снегозаносимых участков дорог для повышения безопасности движения.
6.6.14 Снегозащитные устройства должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52766.
6.6.15 При капитальном ремонте проводят устройство пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств на основании действующих документов технического регулирования.
6.6.16 При устройстве комплексов АПВГК с целью обеспечения срока службы необходимо назначать:
- место расположение;
- геометрические параметры измерительного участка;
- конструкции дорожной одежды участка.
6.6.17 Измерительный участок комплексов АПВГК должен быть в виде отрезка автомобильной дороги протяженностью не менее 100 м до и 50 м после места расположения силоприемных модулей комплексов. Протяженность фронтальной части измерительного участка составляет 200 м.
6.6.18 Измерительный участок комплексов автоматического весогабаритного контроля транспортных средств должен находиться на участках автомобильных дорог, на которых не нарушается равномерность движения транспортных средств.
6.6.19 Требования к геометрическим параметрам измерительного участка должны быть не менее допустимых значений согласно таблице 4.
Таблица 4
|
|
Наименование нормируемого параметра | Допустимое значение |
Радиус кривизны в плане, м, не менее | 1000 |
Радиус кривизны продольного профиля, м, не менее | 4000 |
Уклон в продольном профиле, ‰, не более | 10 |
Уклон в поперечном сечении, ‰, не более | 30 |
Просвет под рейкой длиной 3 м, мм, не более | 3 |
6.6.20 Конструкция дорожной одежды измерительного участка вне основного хода должна соответствовать требованиям документов технического регулирования по проектированию нежестких дорожных одежд с учетом требований таблицы 5.
Таблица 5
|
|
Требование | Минимально допустимое значение |
Тип дорожной одежды | Капитальный |
Коэффициент надежности дорожной одежды , ед., не менее | 0,92 |
Расчетная нагрузка, кН, не менее | 100 |
Минимальный требуемый модуль упругости дорожной одежды, МПа, не менее | 325 |
Суммарное минимальное расчетное число приложений расчетной нагрузки на наиболее нагруженную полосу, ед. | 1187500 |
Толщина пакета асфальтобетонных слоев, см, не менее | 20 |
Материал верхнего слоя покрытия | Щебеночно-мастичный асфальтобетон |
Примечание - В случае, когда в составе движения зафиксировано регулярное обращение автомобилей с осевой нагрузкой, превышающей нормативную нагрузку более чем на 5%, в количестве более 5%, за расчетную осевую нагрузку принимают максимальную нагрузку на наиболее нагруженную зафиксированную ось.
|
6.6.21 При установке датчиков в существующее дорожное полотно глубина колеи дорожного покрытия на измерительном участке не должна превышать 3 мм под рейкой длиной 3 м.
6.6.22 Конструкция дорожной одежды краевых полос у обочин (и полос безопасности на разделительной полосе) должна иметь такую же прочность, как и дорожная одежда проезжей части.
6.6.23 При проектировании измерительного участка автоматического весогабаритного контроля транспортных средств необходимо предусмотреть постепенный переход прочности от дорожной одежды существующего участка дороги.
6.6.24 При укладке покрытия измерительного участка комплекса автоматического весогабаритного контроля транспортных средств необходимо обеспечить его плавное сопряжение с покрытием существующего участка дороги. Превышение плоскостей дорожного покрытия в месте данного сопряжения (на стыке) не должно составлять более 5 мм.
6.6.25 При капитальном ремонте проводят устройство недостающих элементов дорог, наличие которых предусмотрено действующими документами технического регулирования:
- переходно-скоростных полос и разделительных островков на съездах и въездах, пересечениях и примыканиях, на автобусных остановках;
- аварийных улавливающих съездов (карманов) на затяжных спусках с оборудованием знаками и ограждениями;
- остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями;
- светофорных объектов, на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, а также в местах пешеходных переходов в одном уровне;
- виражей на опасных для дорожного движения кривых с временным отводом земельных участков (без дополнительного землеотвода), необходимых для указанных целей, с последующей их рекультивацией;
- элементов электроосвещения.
6.6.26 При капитальном ремонте выполняют архитектурно-художественное оформление элементов обустройства и благоустройство участков автомобильных дорог, развязок, площадок отдыха, автобусных остановок, смотровых площадок.
7 Основные технические правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию (эксплуатации)
7.1 Мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы в соответствии с требованиями [1] (статья 13, пункт 13.1).
7.2 Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать требованиям безопасности в соответствии с [1] (статья 13, пункты 13.2-13.10).
7.3 Организация и проведение работ по ремонту и по содержанию автомобильных дорог включают в себя следующие мероприятия:
а) оценка ТЭСАД;
б) разработка проектной документации на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, дефектных ведомостей и сметных расчетов стоимости работ по ремонту или сметных расчетов по содержанию автомобильных дорог;
в) проведение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
г) приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
7.4 Необходимо сохранять дорожную разметку в процессе проведения работ при эксплуатации автомобильной дороги, а в случае несоответствия ее параметров требованиям ГОСТ Р 50597, предусмотреть необходимость ее восстановления.
7.5 Перед устройством покрытий, а также слоев износа и защитных слоев необходимо демаркировать существующую разметку с ее ликвидацией по ГОСТ Р 58368, если не проводится фрезерование покрытия.
8 Технические правила ремонта
8.1 Земляное полотно
8.1.1 Работы по ремонту земляного полотна направлены на восстановление размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений, и на укрепление обочин.
8.1.2 Ремонт земляного полотна и водоотвода необходимо осуществлять комплексно по всем элементам или выборочно при сохраненной целостности части из них при ограниченном объеме работ.
8.1.3 При подтоплении насыпи с разрушением откосов должно быть выполнено восстановление укрепления. Работы по укреплению откосов выполняют в соответствии с 6.2.24-6.2.35.
8.1.4 При потере общей устойчивости откосов насыпей и выемок на небольших по протяженности участках выполняют работы по очистке мест обвалов, обрушений, оползней, селевых выносов и др. с проведением мероприятий по организации движения по дороге транспортных средств, восстановлению, планировке и уплотнению откосов, в том числе с ремонтом конструкций укрепления.
8.1.5 Деформации и разрушения укрепления следует исправлять с применением ранее использованных или более эффективных материалов.
8.1.6 Бровку земляного полотна необходимо восстанавливать и укреплять посевом трав независимо от наличия на обочине укрепления и его конструктивных особенностей. Необходимо одновременно устранять причины, вызывающие ее разрушение.
8.1.7 Если обочину досыпают щебеночно-песчаной смесью или крупнообломочным грунтом, пригодным по фракционному составу для досыпки обочин на полную ширину до бровки, то укрепление посевом трав не выполняют.
8.1.8 Обочины автомобильных дорог следует укреплять. Конструкцию укрепления принимают согласно категории дороги, местным климатическим, грунтово-гидрологическим условиям, интенсивности движения и составу транспортного потока.
8.1.9 Покрытие краевой полосы шириной от 0,50 до 0,75 м (устраиваемую в том числе и путем уширения дорожной одежды проезжей части) необходимо выполнять по типу дорожной одежды.
8.1.10 Конструкцию укрепленной части обочины назначают в соответствии с ГОСТ 33475. При укреплении обочин используют: асфальтобетонные смеси в соответствии с 6.3.4; асфальтобетонные смеси с переработанным асфальтобетоном (RAP), органоминеральные смеси с демонтированным асфальтобетоном, обработанные органическим или неорганическим или комбинированным вяжущим с добавлением минерального материала в соответствии с 6.3.16; битумоминеральные смеси; щебеночные, гравийные материалы, укрепленные вяжущими; грунты, укрепленные вяжущими; щебеночные, гравийные материалы и шлаки; грунтощебеночные, грунтогравийные смеси.
8.1.11 Допускается при соответствующим технико-экономическом обосновании для укрепления обочины применять смесь из асфальтового гранулята с добавлением: щебня, щебеночно-песчаной смеси, гравия или шлака.
8.1.12 В условиях избыточного увлажнения или сильного размывания обочин поверхностными водами, особенно при наличии в земляном полотне грунтов, склонных к пучинообразованию, их укрепление рекомендуется выполнять с применением гидрофобных материалов. В этих случаях необходимо использовать связные материалы для укрепления.
8.1.13 На дорогах категорий IV и V допускается укрепление обочин несвязными материалами (щебеночными и гравийными, шлаковыми, грунтогравийными и грунтощебеночными материалами) и посевом трав (обладающих широко развитой корневой системой).
8.1.14 Качество выполнения ремонтных работ необходимо контролировать на всех этапах. Состав контролируемых параметров и допустимые отклонения принимают по 6.2.37-6.2.40.
8.2 Дорожная одежда
8.2.1 При ремонте дорожной одежды выполняют следующие виды работ:
- восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
- укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
- полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
- ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя;
- замена, устройство недостающих бордюров и ремонт бордюров по краям усовершенствованных покрытий и тротуаров, восстановление покрытий на укрепительных полосах и обочинах;
- замена, подъемка и выравнивание плит цементобетонных покрытий, нарезка продольных или поперечных бороздок на цементобетонных покрытиях;
8.2.2 Выбор способа ремонта и конструкции дорожной одежды необходимо принимать на основе технико-экономического обоснования.
8.2.3 Устройство выравнивающего и других слоев дорожной одежды проводят в соответствии с 6.3.9-6.3.16.
8.2.4 Для асфальтобетона выравнивающего слоя содержание воздушных пустот не должно превышать 8%. Независимо от материала выравнивающего слоя, его толщина в уплотненном состоянии не должна превышать 10 см. В противном случае, требуемая толщина должна достигаться путем укладки нескольких слоев с уплотнением каждого из них. После укладки последнего выравнивающего слоя его поперечный уклон должен соответствовать проектному.
8.2.5 При соответствующем обосновании при ремонте дорожных одежд с использованием технологий термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов проводят устройство нового слоя покрытия, защитного слоя или поверхностной обработки.
8.2.6 Асфальтобетонные смеси для дорожных одежд при ремонте назначают с учетом требований 6.3.4-6.3.7.
8.2.7 При соответствующем технико-экономическом обосновании восстановление покрытия может быть осуществлено также способом термопрофилирования с добавлением новой асфальтобетонной смеси. Количество и состав добавляемой смеси определяют на основе лабораторных испытаний при подборе смеси.
8.2.8 Количество добавляемого материала необходимо рассчитывать исходя из параметров глубины колеи и качества асфальтобетона регенерируемого слоя покрытия.
8.2.9 В качестве добавляемого материала по способу термосмешения новая асфальтобетонная смесь должна по своему составу приближаться к составу старой асфальтобетонной смеси и соответствовать требованиям действующих документов технического регулирования.
8.2.10 Работы по термопрофилированию проводят при устойчивой температуре воздуха не менее 10°С, при скорости ветра до 7 м/с.
8.2.11 Если расход новой смеси по полосам движения не одинаков (например, из-за наличия колеи или большого количества выбоин на одной из них), термопрофилирование необходимо начинать с полосы движения, на которой требуемый расход смеси наибольший.
8.2.12 Ширину полосы термопрофилирования назначают кратной ширине существующего покрытия с учетом перекрытия смежных полос на расстояние от 10 до 15 см для обеспечения хорошего качества продольных стыков.
8.2.13 На участках с продольным уклоном более 40% движение термопрофилировочного комплекса осуществляют вверх по уклону.
8.2.14 При ликвидации колей глубиной до 50 мм и других неровностей необходимо выравнивать профиль покрытия методом фрезерования с последующим устройством нового слоя покрытия из асфальтобетонных смесей, назначенных исходя из условий эксплуатации.
8.2.15 Замену, подъемку и выравнивание плит цементобетонных покрытий выполняют в соответствии с 11.3.82-11.3.86.
8.2.17 При выполнении работ по ремонту дорожной одежды необходимо осуществлять операционный контроль качества всех видов проведения работ.
8.2.18 Перед окончательной сдачей выполненных работ необходимо провести приемочный контроль. Оценку качества ремонтных работ при их приемке следует устанавливать в соответствии с 6.3.39.
8.3 Водоотвод
8.3.1 При ремонте восстанавливают поврежденные конструкции элементов системы водоотвода (дренажные, защитные и укрепительные устройства, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, ливневой канализации и т.д.). Выполняют засыпку грунтом размывов по элементами системы водоотвода.
8.3.2 Дефекты бетонных и железобетонных конструкций (раковины, сколы, трещины и т.д.) открытых элементов (лотки, трубы и т.д.) системы водоотвода восстанавливают цементными, бетонными и полимербетонными материалами (с устройством опалубки при необходимости).
8.3.3 При коррозии металлических элементов проводят антикоррозионные мероприятия, восстанавливают защитное покрытие.
8.3.4 Незначительные дефекты (трещины, сколы) полимерных конструкций восстанавливают полимерными клеевыми составами. Глубокие надрывы и сквозные трещины с раскрытием более 5 мм ремонтируют путем установки в вырезанный дефект вклеиваемых вставок.
8.3.5 При уменьшении площади сечения водоотводных лотков из полимерных материалов площадь сечения восстанавливают и закрепляют стенки лотка.
8.3.6 Водостоки и дренажи прочищают и ремонтируют. Выполняют замену отдельных дрен на небольших по протяженности участках, ремонт устьев дрен, колодцев, замену на отдельных участках фильтровальной обсыпки. Для снижения в последующем степени заиления фильтровальной обсыпки следует использовать геосинтетические материалы.
8.3.7 Водоотводные и нагорные канавы профилируют и прочищают на всем протяжении участка.
8.3.8 Прочистку канав ведут навстречу возможному течению воды. Если через данную канаву пропускается нерасчетное количество воды, из нее делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, сооружаемую на границе полосы отвода, устраивают испарительные бассейны.
8.3.9 При размывах неукрепленных водоотводных канав проводят укрепление боковых стенок бетонными и железобетонными конструкциями, мощением, габионными конструкциями и геосинтетическими материалами.
8.3.10 При размыве укрепленных водоотводных канав укрепление восстанавливают на аналогичное или с лучшими характеристиками.
8.4 Очистные сооружения
8.4.1 При ремонте выполняют работы по восстановлению очистных сооружений.
8.4.2 При восстановлении очистных сооружений следует руководствоваться положениями 6.5.
8.5 Элементы обустройства
8.5.1 При ремонте автомобильной дороги подлежат восстановлению:
- дорожные информационные системы и комплексы, знаки и табло индивидуального проектирования, элементы и системы диспетчерского и автоматизированного управления дорожным движением; автономные и дистанционно управляемых знаков и табло со сменной информацией, светофорные объекты;
- существующие переходно-скоростные полосы, остановочные, посадочные площадки и автопавильоны на автобусных остановках, туалеты, площадки для остановки и стоянки автомобилей;
- пешеходные переходы и тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки;
- электроосвещение.
8.5.2 После выполнения работ по ремонту необходимо нанести постоянную разметку. Разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953 и ГОСТ Р 51256. Устройство разметки следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 52289.
8.5.3 При ремонте проводят устройство инженерно-технических систем обеспечения безопасности дорожного движения. Применяемые технические средства должны соответствовать требованиям ГОСТ 32846, ГОСТ 33151, ГОСТ Р 52289.
8.5.4 Все недостающие знаки следует устанавливать в соответствии с ГОСТ Р 52289.
8.5.5 При ремонте необходимо предусматривать замену изношенных снегозадерживающих устройств и устройство новых на местах снегозаносимых участков дорог с учетом требований ГОСТ Р 52766.
8.5.6 При ремонте проводят восстановление элементов пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств с учетом 6.6.15-6.6.24 и на основании действующих документов технического регулирования.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.