Свод правил СП 508.1325800.2022 Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий. Правила проектирования, строительства и эксплуатации.
СП 508.1325800.2022
СВОД ПРАВИЛ
МОЩЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕТОННЫХ ВИБРОПРЕССОВАННЫХ ИЗДЕЛИЙ
Правила проектирования, строительства и эксплуатации
Paving with concrete blocks and slabs. Design, construction and maintenance
ОКС 91.100.30
Дата введения 2022-02-25
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ - Ассоциация производителей мелкоштучных бетонных изделий (Ассоциация ПМБИ), Ассоциация производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства (АПВИ)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 января 2022 г. N 38/пр и введен в действие с 25 февраля 2022 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Свод правил разработан авторским коллективом Ассоциации производителей мелкоштучных бетонных изделий и Ассоциации производителей вибропрессованных изделий для строительства, мощения и благоустройства (руководитель разработки - канд. техн. наук Ю.Б.Костиков, А.В.Логвинов, Е.Е.Любомирова, С.Ю.Юшта, О.Е.Евдокимова, Г.А.Кочубей, А.С.Новиков, P.M.Чижов, А.Р.Хахамов).
При подготовке свода правил использованы предложения и материалы ООО "Миаком СПб" (канд. техн. наук А.В.Мошенжал, И.П.Резяпкин, Д.Е.Ерченко), ООО "АзъПроектСтрой" (канд. техн. наук С.О.Гунин), СПбГАСУ (канд. техн. наук В.Д.Староверов), АО "Зиверт Рус" (О.В.Ермолаев).
1 Область применения
Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, устройства и эксплуатации дорожных покрытий из бетонных вибропрессованных камней/плит мощения:
- тротуаров, пешеходных улиц и площадей;
- дорожно-тропиночной сети парков, садов и ландшафтно-рекреационных территорий;
- проезжих частей улиц и дорог местного значения, проездов, площадок парковок и стоянок автомобилей;
- площадок и проездов, открытых складских площадок, внутриплощадочных дорог морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов;
- перронов аэродромов, мест стоянок воздушных судов, площадок специального назначения и площадок хранения спецавтотехники;
- пассажирских перронов железнодорожных вокзалов;
- временных и объездных дорог;
- эксплуатируемых кровель зданий и сооружений.
В своде правил не рассматриваются покрытия из камней/плит мощения, швы и подстилающий слой которых выполняют с применением растворов на основе трассово-цементных, полимерных вяжущих или вяжущих из синтетических смол.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 13015-2012 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 17608-2017 Плиты бетонные тротуарные. Технические условия
ГОСТ 22856-89 Щебень и песок декоративные из природного камня. Технические условия
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия
ГОСТ 32960-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
СП 17.13330.2017 "СНиП II-26-76 Кровли" (с изменениями N 1, N 2)
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 45.13330.2017 "СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты" (с изменениями N 1, N 2)
СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги" (с изменениями N 1, N 2)
СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (с изменениями N 1, N 2)
СП 250.1325800.2016 Здания и сооружения. Защита от подземных вод
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 бетонные вибропрессованные изделия для мощения: Плиты бетонные тротуарные мелкоштучные (камни мощения) и плиты бетонные тротуарные крупноразмерные (плиты мощения, в т.ч. крупноформатные).
Примечание - Примеры изделий приведены в приложении А.
3.2 бетонные тактильные плиты: Камни/плиты мощения с продольными или конусообразными рифами.
3.3 бортовой камень: Строительное изделие, изготовленное из бетона или из естественных каменных материалов и предназначенное для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.
3.4
выцветы (высолы): Отложение на поверхности плит кристаллов растворимых соединений из состава бетона.
[ГОСТ 17608-2017, пункт 3.1] |
3.5
геосинтетический материал: Материал из синтетических или природных полимеров и неорганических веществ, контактирующий с грунтом или другими средами, применяемый в дорожном строительстве.
[ГОСТ Р 55028-2012, пункт 2.1.1] |
3.6 дренажный слой: Слой для отвода воды, выполненный из песка, гравия, щебня либо из дренажных профилированных мембран и геокомпозитов.
3.7 дренирующий (дренажный) бетон (раствор): Бетон, содержащий крупный заполнитель при отсутствии или минимальном содержании мелкого заполнителя, а также недостаточное для заполнения пор и пустот количество цементного теста.
3.8
доборная плита: Изделие, иногда часть плиты, применяемое для заполнения промежутков между элементами дорожного покрытия и обеспечивающее сплошное (полное) покрытие поверхности.
[ГОСТ 17608-2017, пункт 3.4] |
3.9 дорожная одежда с покрытием из камней/плит мощения: Многослойная конструкция, воспринимающая внешнюю нагрузку и передающая ее на подстилающий массив грунта - земляное полотно.
3.10 зеленые швы: Швы между камнями/плитами для образования травяного покрова.
3.11 камень мощения: Строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий, у которого отношение длины к толщине не превышает четырех.
3.12
колормикс: Технология производства многоцветных плит путем смешивания бетонной смеси двух и более цветов.
[ГОСТ 17608-2017, пункт 3.7] |
3.13 лицевая поверхность: Видимая при эксплуатации поверхность камня или плиты, подвергающаяся воздействию факторов внешней среды, в т.ч. противогололедных реагентов и предназначенная для образования поверхности дорожного покрытия.
3.14 морозное пучение дорожной одежды: Неравномерное поднятие поверхности дорожной одежды по причине замерзания влаги, накапливающейся в зоне промерзания.
3.15 морозоустойчивость дорожной одежды: Способность дорожной одежды ограничивать морозное пучение допустимыми пределами.
3.16 мощение: Устройство покрытия территории земельного участка способом укладки бетонных вибропрессованных изделий.
3.17 мультиформат (смешанная коллекция): Камни/плиты нескольких типоразмеров в одной упаковочной единице.
3.18 основание: Часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои или грунт земляного полотна.
3.19 плита мощения: Строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий, длина которого превышает его толщину в четыре и более раза.
3.20 плита мощения крупноформатная: Строительное изделие, изготовленное из бетона и предназначенное для устройства дорожных покрытий, длина которого составляет от 400 до 1250 мм, а минимальная номинальная толщина составляет не менее 120 мм; при этом отношение длины к ширине должно быть не более 2.
3.21 подстилающий слой: Нижняя часть покрытия из камней/плит мощения, необходимая для выравнивания неровностей основания и компенсации допусков по толщине изделий для мощения.
3.22 покрытие из камней/плит мощения: Верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая воздействия от автомобильного и/или пешеходного движения (истирающие, ударные и сдвигающие нагрузки) и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
3.23 растровый размер камней/плит: Размер камней/плит в плане (длина, ширина) с учетом минимального необходимого шва в укладке.
3.24 рисунок мощения (раскладка камней/плит мощения): Геометрическая схема, по которой укладываются изделия для мощения.
3.25 упаковка: Совокупность материалов (транспортный поддон, полиэтиленовая пленка, стретч-пленка, лента из полиэстера и пр.), обеспечивающая целостность и сохранность изделий при транспортировании и хранении.
3.26
шовообразователь: Выступающий профиль на боковой поверхности плиты для создания зазора при укладке смежных изделий.
[ГОСТ 17608-2017, пункт 3.22] |
4 Общие положения
Требования к бетонным вибропрессованным камням/плитам мощения приведены в ГОСТ 17608.
Примеры бетонных вибропрессованных изделий приведены в приложении А.
Совместно с бетонными вибропрессованными камнями/плитами применяют сопутствующие изделия: доборные камни/плиты; бетонные тактильные плиты по ГОСТ Р 52875; бортовые бетонные камни, металлические и пластиковые полосы для фиксации краев мощения; элементы водосборной системы; осветительное оборудование; элементы системы снеготаяния; якоря для фиксации плит от смещения при воздействии нагрузки от автотранспорта; фиксаторы одинаковой ширины шва (для "зеленых" и дренирующих швов); камни/плиты из естественных каменных материалов; элементы подпорных стен; элементы ступеней лестниц; палисады; газонные решетки.
5 Проектирование конструкций мощения
5.1 Общие требования
Порядок проектирования включает:
- выбор конструкции покрытия (камень/плита мощения, форма, размеры, материал и толщина подстилающего слоя, материал заполнения швов, закрепление краев покрытия);
- назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев;
- размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;
- расчет конструкции дорожной одежды с покрытием из камней/плит мощения на прочность, морозоустойчивость и осушение.
Проектирование дренажа для дорожных одежд с покрытием из камней/плит следует выполнять согласно требованиям СП 250.1325800.
5.2 Назначение параметров покрытия
Размеры и формы камней/плит мощения
Размеры камней/плит мощения определяются в техническом задании заказчика, проектом строительства или ремонта покрытия.
При проектировании покрытия необходимо стремиться к тому, чтобы ширина покрытия была кратна размерам в плане используемых камней/плит мощения с учетом ширины швов.
Камни мощения применяют для устройства покрытий пешеходных дорожек (зон) и покрытий, подвергающихся динамическим нагрузкам от движения автомобилей, технологического транспорта и т.п.
Плиты мощения применяют для покрытий пешеходных дорожек (зон) и покрытий улиц и дорог с ограничением скорости движения автотранспорта до 20 км/ч.
Толщина камней/плит назначается для каждого конкретного случая применения мощения с учетом особенностей объекта, интенсивности и состава движения, опыта строительства и эксплуатации аналогичных участков мощения.
Минимальная толщина камней мощения для устройства покрытий:
- тротуаров улиц и дорог - 60 мм;
- для заезда автомобилей - 80 мм;
- площадок и проездов, открытых складских площадок, внутриплощадочных дорог морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов, проезжих частей улиц и дорог местного значения, временных и объездных дорог, перронов аэродромов, мест стоянок воздушных судов, площадок специального назначения и площадок хранения спецавтотехники - 100 мм.
Толщина плит определяется исходя из расчетов на прочность в зависимости от их габаритных размеров, действующих на покрытие нагрузок и вида основания. При определении допустимой толщины плит следует использовать данные таблицы 1.
Таблица 1 - Минимальная толщина плит
Область применения | Длина (наибольший размер) плиты | Толщина плиты, мм |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; | До 400 мм | 40-50 |
дорожно-тропиночная сеть парков, садов | >400 мм до 600 мм | 60 |
и ландшафтно-рекреационных территорий | >600 мм до 800 мм | 80 |
| >800 мм до 1000 мм | 80 |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; | До 400 мм | 80 |
дорожно-тропиночная сеть парков, садов | >400 мм до 600 мм | 80 |
и ландшафтно-рекреационных территорий | >600 мм до 800 мм | 100 |
с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта с полной массой до 3,5 т (или 0,875 т/колесо) | >800 мм до 1000 мм | 100 |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; | До 400 мм | 100 |
дорожно-тропиночная сеть парков, садов | >400 мм до 600 мм | 120 |
и ландшафтно-рекреационных территорий | >600 мм до 800 мм | 120 мм |
с возможностью заезда специального | >800 мм до 900 мм | 120 мм |
(обслуживающего) транспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) | >900 мм до 1000 мм | 140 мм |
Проезжая часть улиц и дорог местного | >400 мм до 600 мм | 140 мм |
значения в зонах жилой застройки для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) | >600 мм до 800 мм | 160 мм |
Проезжая часть улиц и дорог местного | >400 мм до 600 мм | 160 мм |
значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автотранспорта с полной массой до 9 т (или 2,25 т/колесо) | >600 мм до 800 мм | 180 мм |
Проезжая часть улиц и дорог местного значения в зонах общественно-деловой застройки для движения автобусов и автомобилей с полной массой до 18 тонн (или 4,5 т/колесо) (до 65 автобусов в день) | >400 мм до 600 мм | 180 мм |
При выборе толщины камней/плит мощения необходимо учитывать возможные дополнительные нагрузки, возникающие:
- при движении транспортных средств по колее, в узких поворотах и пространстве;
- на перекрестках и примыканиях дорог и на участках дорог и площадях с продольным уклоном более 50%;
- при воздействии статических сосредоточенных нагрузок (выносные опоры строительно-дорожной техники, фитинги контейнеров).
Для дорожных покрытий, подвергающихся дополнительным нагрузкам, требуется принимать следующие меры при проектировании:
- увеличение толщины камней/плит выше рекомендованных значений;
- уменьшение общей длины плит;
- применение камней/плит с фигурными боковыми гранями или с ребристой боковой поверхностью (приложение А).
При статических точечных нагрузках, например, от опор кранов или опор какого-либо оборудования следует применять распределяющую нагрузку промежуточной прокладки, которая укладывается по возможности на несколько камней/плит.
Фигурные камни мощения (с зацеплением) или камни/плиты мощения с ребристой боковой поверхностью (приложение А) следует использовать на участках дорог с продольным уклоном свыше 20‰ и на участках дорог с движением автомобильного или технологического транспорта.
Камни/плиты с рифленой (мелкоребристой) опорной поверхностью имеют повышенные сцепные свойства с основанием.
При автомобильном движении следует исключать возможность применения в покрытии камней/плит, более чем в два раза различающихся размерами в плане.
Боковые грани камней могут быть прямыми, наклонными или фигурными. В случае использования элементов с наклонными или фигурными гранями осложняется устройство и разборка покрытия.
Рисунок мощения
Раскладки камней/плит, особенно смешанной коллекции (мультиформат), должны быть запрошены у изготовителя.
При автомобильном движении продольная ось мощения не должна совпадать с направлением движения.
Следует заблаговременно увязывать форму, размеры и раскладку камней/плит с конкретным участком мощения для уменьшения количества пиленых стыков. При проектировании покрытия необходимо стремиться к тому, чтобы ширина покрытия была кратна растровым размерам используемых камней/плит мощения, чтобы сократить необходимость обрезки или образование неровных кромок реза.
Предпочтительно использовать доборные камни/плиты для уменьшения работ по подрезке или колке изделий на месте строительства.
Различные типы камней/плит не согласуются между собой габаритами и формой. На границе их стыков можно использовать бортовой камень, металлические или пластиковые полосы, натуральные мелкоштучные колотые или пиленые брусчатые камни (шашку), булыжник.
На стадии проектирования должен быть определен способ укладки покрытия - ручной или механизированный. Механизированная укладка, как правило, используется при мощении протяженных территорий с однотипным рисунком мощения.
Количество камней/плит, необходимое для мощения, определяется по растровым размерам изделий.
Подстилающий слой
Материал подстилающего слоя должен быть со следующими свойствами:
- легко уплотняться (проседать) под действием вибрации для обеспечения посадки камней/плит при мощении и проникать в швы снизу, частично обеспечивая их заполнение;
- пропускать сквозь себя воду, не накапливая ее;
- обладать наименьшим объемом межзерновых пустот, в связи с чем предпочтение следует отдавать материалам с разнофракционным гранулированным составом (непрерывным).
Для подстилающего слоя в зависимости от особенностей объекта применяют:
- пески для строительных работ I или II класса по ГОСТ 8736 крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности);
- песок, укрепленный 8%-12% цемента;
- пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) марки по дробимости не ниже 600;
- щебень и гравий из плотных горных пород по ГОСТ 8267 фракций от 5 (3) до 10 мм;
- щебень, извлекаемый при рассеве отсевов дробления по ГОСТ 31424, фракции от 5 (3) до 10 мм марки по дробимости не ниже 600.
Содержание пылевидных и глинистых частиц во всех материалах не более 3%, а также глины в комках не должно превышать 0,35%.
Содержание частиц менее 0,05 мм в материалах подстилающего слоя должно быть не более 4%.
Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в материале подстилающего слоя должно не превышать значений, указанных в приложении А ГОСТ 8736-2014.
Коэффициент фильтрации материалов подстилающего слоя должен быть не менее 1 м/сут.
Материалам подстилающего слоя должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область их применения в соответствии с приложением А ГОСТ 30108-94.
Применять для подстилающего слоя щебень и крупные, повышенной крупности, очень крупные пески целесообразно для дренирующих покрытий (5.5).
Толщина подстилающего слоя в уплотненном состоянии должна быть 3-5 см для камней/плит толщиной до 12 см и 4-6 см - для камней/плит толщиной свыше 12 см. Чем выше нагрузка на покрытие, тем меньше должна быть толщина подстилающего слоя. Минимальная толщина подстилающего слоя - 3 см.
Дренирующая способность подстилающего слоя должна быть больше дренирующей способности швов.
Для устройства подстилающего слоя не следует применять сухую песчано-цементную смесь. Кроме этого, применение цемента в подстилающем слое может быть дополнительным источником высолов на поверхности мощения.
В обоснованных случаях (например, при устройстве водосборных лотков) для подстилающего слоя могут применяться дренажные растворы заводского изготовления.
Швы
Ширину швов между камнями/плитами принимают в зависимости от их толщины (таблица 10). На путях движения маломобильных групп населения ширина швов должна быть не более 5 мм. Ширину дренирующих и "зеленых" швов (швов, заполненных растительным грунтом) устанавливают проектом. Предпочтительная ширина дренирующих швов 15 мм, "зеленых" - не менее 50 мм.
Для заполнения швов применяют следующие материалы:
- пески для строительных работ I или II класса по ГОСТ 8736 крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности);
- пески из отсевов дробления по ГОСТ 31424 крупностью не ниже мелкого (мелкий, средний, крупный, повышенной крупности, очень крупный) марки по дробимости не ниже 600;
- песок декоративный из природного камня по ГОСТ 22856;
- щебень декоративный из природного камня по ГОСТ 22856 фракции от 5 до 10 мм.
Содержание пылевидных и глинистых частиц во всех материалах не более 3%, при этом не допускается содержание глины в комках.
Содержание частиц менее 0,05 мм в песках должно быть не более 4%.
Допустимое содержание пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям, в материале для заполнения швов не должно превышать значений, указанных в приложении А ГОСТ 8736-2014.
Материалам для заполнения швов должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область их применения в соответствии с приложением А ГОСТ 30108-94.
Коэффициент фильтрации материалов для заполнения должен быть не менее 1 м/сут.
Применение для заполнения швов сухой песчано-цементной смеси недопустимо.
Максимальный размер зерна материала для заполнения швов должен быть меньше ширины шва не менее чем на 20%.
Материал для заполнения швов может быть дополнительно обработан стабилизатором на основе полимеров.
Расчетную ширину швов между вибропрессованными камнями/плитами принимают в зависимости от толщины камней/плит (таблица 10).
В покрытиях из вибропрессованных камней/плит температурные швы не устраивают.
Деформационные швы выполняют над швами в несущей конструкции и основании. Для их устройства могут быть использованы специальные профили заводского изготовления.
5.3 Уклоны. Водоотвод. Гидроизоляция
Дорожные покрытия из камней/плит мощения должны быть с минимальным и достаточным наклоном, что особенно актуально для протяженных покрытий с несколькими высотными отметками. Наклон свыше 30‰ может быть причиной вымывания материала для заделки швов при сильном дожде.
При проектировании поперечных уклонов следует учитывать, что водоотводящая способность дорожных покрытий из камней/плит мощения (за исключением комбинированных покрытий, см. 5.5) ниже, чем асфальтобетонных. Результирующий уклон к лоткам или другим водоотводящим устройствам должен быть не менее 25‰. На путях движения маломобильных групп населения поперечный уклон пешеходных путей должен составлять от 5‰ до 20‰ (от 1:200 до 1:50 по СП 59.13330).
Уклоны эксплуатируемой кровли с защитным слоем из камней/плит должны быть 1,5%-3% (15‰-30‰) по СП 17.13330.
Предпочтительна установка линейно проложенного водосборного желоба или строительство мощеного желоба. Швы между камнями желоба могут быть заполнены водонепроницаемыми растворами на основе вяжущих. Поверхность мощения должна быть выше кромки водосборного лотка на 3-10 мм.
Для обеспечения отвода воды от водосточных труб и предотвращения вымывания материала заполнения швов дождевыми стоками необходимо предусматривать: приемные лотки, короба, желоба, которые встраиваются в мощение.
Встроенные элементы водосборной системы следует тщательно проектировать и исполнять.
Учитывая водопроницаемость покрытия из камней/плит мощения за счет швов, ограждающие конструкции зданий необходимо гидроизолировать. Гидроизоляция должна соответствовать требованиям СП 71.13330.
Конструктивные решения эксплуатируемых кровель (водоизоляционного ковра, защитного слоя из камней/плит мощения) должны соответствовать требованиям СП 17.13330.
Для эксплуатируемых инверсионных кровель следует применять воронки внутреннего водостока с дренажными кольцами для отвода воды, попавшей под покрытие через швы в мощении и теплоизоляционные плиты. Для предотвращения попадания сыпучих материалов из слоев мощения в водоотводящую систему следует применять фильтры из нетканого геотекстиля.
Проектирование дренажа при устройстве покрытий из камней/плит мощения обязательно.
5.4 Закрепление краев мощения. Примыкания
Для предотвращения вымывания или выноса материала подстилающего слоя и разрушения мощения, края покрытия из камней/плит мощения должны быть зафиксированы бортовыми гранитными или бетонными камнями, пластиковыми или металлическими полосами, натуральными камнями.
Пластиковые или металлические полосы для закрепления краев используют, как правило, при устройстве дорожных покрытий пешеходных зон. К основанию полосы закрепляются штырями.
Толщина пластиковых полос должна быть не менее 2 мм, а металлических - не менее 3 мм.
В местах примыкания мощения к асфальтовому покрытию или в местах перехода покрытий различных типов следует закреплять край покрытия.
Места примыканий покрытий из камней/плит мощения к колодцам, опорам и другим, встраиваемым в покрытие элементам, могут быть выполнены гранитными или бетонными мелкоштучными камнями.
Бортовые камни должны устанавливаться в бетонную обойму из бетона класса В15. Требования к закреплению бортовых камней приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Требования к закреплению бортовых камней
Применение покрытия из камней/плит мощения | Толщина основания бетонной обоймы, см | Ширина бетонной обоймы с каждой стороны бортового камня, см |
Тротуары, пешеходные улицы и площади; дорожно-тропиночная сеть парков, садов и ландшафтно-рекреационных территорий | 8 | 8 |
Проезжие части улиц и дорог местного значения, проезды, площадки парковок и стоянок автомобилей, временные и объездные дороги | 10 | 10 |
Площадки и проезды, открытые складские площадки, внутриплощадочные дороги морских и речных портов, контейнерных терминалов, коммунальных и складских объектов | 15 | 15 |
Перроны аэродромов, места стоянок воздушных судов, площадки специального назначения и площадки хранения спецавтотехники | 15 | 15 |
Вокруг колодцев должно выполняться обрамление из камней (бетонных, натуральных), по возможности, в форме трапеции и квадратов. Подгонка (подрезка) рисунка мощения проводится за пределами обрамления.
5.5 Комбинированные и дренирующие покрытия
Комбинированные покрытия представляют собой сочетание камней/плит мощения с газонным покрытием или с природными сыпучими материалами (песок, щебень, песок из отсевов дробления щебня и др.).
Не допускается применение комбинированных покрытий на основных путях движения маломобильных групп населения (МГН). Покрытия с применением "зеленых" швов допускаются на второстепенных путях движения, дублирующих основные пути движения маломобильных групп населения.
На площадках с пешеходным движением малой интенсивности или как элемент укрепления допускается устройство покрытий из камней мощения с "зелеными" швами. "Зеленые" швы следует заполнять щебеночно-песчаной, гравийно-песчаной или щебеночно-гравийно-песчаной смесью, песчано-гравийной смесью, перемешанной с растительным грунтом с примерным отношением 1:1.
При использовании покрытия с "зелеными" швами их ширина назначается проектировщиком. Ширина таких швов - не менее 50 мм. Для устройства "зеленых" швов могут использоваться специальные фиксаторы (из дерева, пластмассы) для обеспечения одинаковой ширины швов.
Для устройства комбинированных покрытий и "зеленых" швов используют травы, образующие плотную дернину, устойчивые к неблагоприятным условиям и вытаптыванию.
Для уменьшения нагрузки на канализационную систему, а также для сбора и последующего использования дождевой воды могут устраиваться дренирующие покрытия из камней/плит мощения.
Дренирующие дорожные покрытия могут быть выполнены:
- из специальных решетчатых камней/плит мощения (приложение А) с заполнением пустот (ячеек) мелким гранитным щебнем, галькой или песком из отсевов дробления щебня; другими мелкозернистыми материалами; материалы могут быть дополнительно закреплены эпоксидными вяжущими;
- из камней мощения с увеличенными выступами на ребрах (приложение А) с заполнением швов мелкозернистыми материалами (например, гранитная крошка) или водопроницаемыми растворами на основе вяжущих;
- из проницаемых камней/плит мощения, обладающих свойством фильтрации воды атмосферных осадков.
Комбинированные и дренирующие покрытия используются на улицах и дорогах местного значения.
5.6 Конструирование основания
При конструировании оснований для покрытий из камней/плит следует руководствоваться следующими принципами:
а) конструкция одежды в целом должна удовлетворять транспортным, эксплуатационным и экологическим требованиям, предъявляемым к территориям той или иной застройки;
б) конструкция дорожной одежды должна быть дренируемой;
в) при технико-экономической необходимости взамен стандартных (традиционных) "каменных" материалов применяют малопрочные "каменные" материалы (слабые известняки, опока, гравийные материалы, дресва, отсевы горных пород), побочные продукты промышленности и грунты, свойства которых могут быть улучшены обработкой их вяжущими (цемент, цемент с полимерной добавкой, битум, битумная эмульсия, известь, активные золы уноса, нефелиновый шлам, смеси щебеночно-песчаные шлаковые и др.) и полимерными добавками;
г) конструкция должна быть технологичной и обеспечивать возможность максимальной механизации и индустриализации дорожно-строительных процессов, число слоев и видов материалов в конструкции должно быть минимальным;
д) при конструировании дорожных одежд необходимо применять местные материалы с предварительной их переработкой или укреплением;
е) минимальный модуль упругости у грунта земляного полотна, независимо от типа грунта, должен быть равен 45 МПа.
Принципиальные схемы дорожных конструкций с применением камней/плит приведены в приложении Б.
Основание должно быть, как правило, двухслойным:
- несущий слой из прочных, жестких и сдвигоустойчивых слоев и материалов (тощий, малоцементный и легкий бетоны, дренажные бетоны, щебень, гравий, щебеночно- или гравийно-песчаные смеси неармированные и армированные геосинтетическими материалами, материалы и грунты, укрепленные неорганическими вяжущими и добавками);
- дополнительный слой, выполняющий морозозащитные и дренирующие функции (из песка, гравийно-песчаных смесей, щебня, гравия).
Дополнительные слои основания совместно с верхними слоями и покрытием должны обеспечивать необходимую прочность конструкции, морозоустойчивость и дренирующую способность.
Дренирующие слои устраивают из песка, гравийных материалов, щебня, дренажного бетона, дренажных профилированных мембран и других материалов, обладающих высокими показателями фильтрации.
Коэффициент фильтрации слоев основания должен быть не ниже 1 м/сут.
При использовании в конструкции дренажных композитов или профилированных мембран требуется предусматривать место сброса воды.
В случае использования водонепроницаемого основания (например, бетона) необходимо обеспечивать отвод воды с его поверхности, проникающей через швы в мощении. Результирующий уклон поверхности бетонного основания в сторону водосборных устройств должен быть не менее 2,5%. В водосборных устройствах должны быть установлены фильтры из геотекстильного материала для предотвращения вымывания подстилающего слоя.
Для предотвращения переувлажнения земляного полотна, а также для осушения дорожной конструкции следует укреплять верхние слои подстилающих грунтов различными органическими и неорганическими вяжущими.
Для обеспечения возможности устройства однотипной дорожной одежды на участках большой длины или площади при различных грунтово-гидрогеологических условиях и при воздействии разных нагрузок рекомендуется:
- укреплять верхние слои грунтов;
- использовать в дорожных одеждах армирующие геосинтетические материалы по ГОСТ Р 55028;
- использовать легкие бетоны (газофибробетон).
Подстилающий слой в качестве несущего конструктивного слоя не рассматривается и в расчетах не учитывается.
Толщину слоев основания в уплотненном состоянии следует принимать не менее значений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3 - Толщина конструктивных слоев
Материалы конструктивных слоев дорожной одежды | Толщина слоя, см |
Легкие, тощие, малоцементные бетоны, дренажные бетоны | 10 |
Щебеночно-гравийно-песчаные смеси
| 15 |
Щебеночные смеси
| 15 |
Гравийные смеси
| 15 |
Шлаковая щебеночно-песчаная смесь | 15 |
Щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическими вяжущими | 8 |
Щебень, обработанный органическим вяжущим по способу пропитки | 8 |
Щебеночные и гравийные материалы, не обработанные вяжущими: |
|
- на песчаном основании | 15 |
- на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) | 8 |
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими | 10 |
Песок | 20 |
Примечания
1 Толщину конструктивного слоя следует принимать во всех случаях не менее 1,5 размера наиболее крупной фракции применяемого в слое минерального материала.
2 В случае укладки каменных материалов на глинистые и суглинистые грунты следует предусматривать прослойку из песка, высевок, укрепленного (стабилизированного грунта), толщиной не менее 10 см или геосинтетические материалы (геосетки, тканые и нетканые геотекстили, геомембраны и т.п.).
|
5.7 Расчет конструкции
Порядок расчета
Расчет выполняется в следующем порядке.
1) Определяется давление от расчетной нагрузки на несущее основание с учетом покрытия из камней/плит мощения или покрытие моделируется сплошным слоем, например, из асфальтобетона.
2) В зависимости от вида покрытия (камни/плиты) и конструктивных слоев основания выполняется расчет дорожной одежды по действующим методикам расчета жестких или нежестких дорожных одежд.
3) Плиты мощения дополнительно рассчитываются на изгиб.
Конструкция дорожной одежды назначается по результатам расчета, опыта строительства и эксплуатации аналогичных покрытий с учетом особенностей объекта.
Если проектирование ведется для эксплуатируемой кровли, то крыша должна быть проверена расчетом на действие дополнительных нагрузок от оборудования, транспорта, людей и т.п. в соответствии с СП 20.13330.
Определение давления на основание
Расчетные нагрузки принимают в зависимости от назначения территории, на которой устраивается мощение, по ГОСТ 32960 или на основе фактических данных.
Для определения давления, которое воздействует на несущий слой основания, находящийся под покрытием, рассматривается расчетная схема (рисунок 1).
Рисунок 1 - Расчетная схема
откуда давление на поверхности несущего основания
Расчетные характеристики покрытия
Покрытие из камней/плит может моделироваться сплошным слоем. При таком подходе:
- модуль упругости покрытия равен модулю упругости нижележащего несущего основания или асфальтобетона;
- модуль упругости покрытия выбирают по таблице 4.
Таблица 4 - Расчетные модули упругости покрытия из камней/плит мощения в зависимости от категории дороги и улицы
0,63 | 0,84 | 0,87 | 0,90 | 0,94 | 1,0 | 1,05 | |
2790 | 2437 | 2290 | 2126 | 1920 | 1620 | 1350 | |
3160 | 2762 | 2600 | 2410 | 2180 | 1840 | 1534 | |
Обозначения:
- коэффициент прочности для дорог и улиц (таблица 5); - расчетный модуль упругости для камней/плит простой формы с плоскими гранями; - то же, для камней/плит с горизонтальной связью. Средние значения модулей упругости по результатам испытаний: =3000 МПа; =3400 МПа. |
Таблица 5 - Коэффициенты прочности для дорог и улиц
Категория дорог и улиц | |
Улицы и дороги местного значения:
|
|
- улицы в зонах жилой застройки;
| 1,05 |
- улицы в общественно-деловых и торговых зонах;
| 1,00 |
- улицы и дороги в производственных зонах;
| 0,94 |
- пешеходные улицы и площади | 0,90 |
Дорожно-тропиночная сеть парков, садов и ландшафтно-рекреационных территорий | 0,84 |
Временные и объездные дороги | 0,63 |
Прочностные расчеты покрытия из плит
Таблица 6 - Расчетный модуль упругости бетона
Класс бетона по прочности на растяжение | Средняя прочность бетона на растяжение | Расчетный (начальный) модуль упругости бетона Е, МПа | |
при изгибе | при изгибе , МПа | тяжелого | мелкозернистого |
4,4 | 5,76 | 36000 | 28000 |
4,0 | 5,24 | 33000 | 26500 |
3,6 | 4,71 | 32000 | 25500 |
3,2 | 4,19 | 30000 | 24000 |
Примечание - Для определения расчетного модуля упругости мелкозернистого бетона, приготовленного из песков с модулем крупности менее 2,0, следует соответствующие табличные значения умножить на 0,9.
|
Расчет конструкций с покрытием из камней/плит мощения
В зависимости от типа покрытия (камни/плиты), применяемых материалов в конструктивных слоях, их прочностных и деформативных характеристик дорожную одежду по характеру работы под внешней нагрузкой относят к жесткой и нежесткой.
Жесткая дорожная одежда обладает способностью воспринимать растягивающие напряжения при изгибе. Покрытие или монолитное несущее основание под нагрузкой работает как плита на упругом основании.
К жестким следует относить дорожные одежды:
- из плит мощения конечной жесткости на всех типах оснований;
- из камней/плит мощения с несущим основанием из монолитных слоев (тощий и легкие ячеистые бетоны, дренажные бетоны и т.п.) прочностью на растяжение при изгибе не менее 0,8 МПа.
Нежесткие дорожные одежды воспринимают растягивающие напряжения в меньшей мере.
К нежестким следует относить дорожные одежды с покрытиями из камней мощения или "абсолютно жестких" плит на слабосвязных или монолитных основаниях, не способных воспринимать растягивающие напряжения при изгибе (легкие ячеистые бетоны прочностью на растяжение при изгибе менее 0,8 МПа, укрепленные грунты, пески, отсевы дробления горных пород и т.п.). К нежестким следует относить дорожные одежды с покрытиями из камней мощения или плит на монолитных основаниях из асфальтобетона, асфальтогранулобетона и т.п.
Эквивалентный модуль упругости основания, как многослойной конструкции, определяется последовательным приведением слоистой системы к двухслойной по формуле
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.