ГОСТ Р 55556-2013 Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 2. Платформы подъемные с наклонным перемещением (ИСО 9386-2:2000).
ГОСТ Р 55556-2013
(ИСО 9386-2:2000)
Группа Ж22
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЛАТФОРМЫ ПОДЪЕМНЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Требования безопасности и доступности
Часть 2
Платформы подъемные с наклонным перемещением
Lifting platforms for persons with impaired mobility. Requirements for safety and accessibility. Part 2. Lifting platforms moving in an inclined plane
ОКС 11.180.10,
91.140.90
ОКП 48 3611
48 3621
Дата введения 2014-03-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим Партнерством "РОССИЙСКОЕ ЛИФТОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
2 ВНЕСЕН Техническим Комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. N 644-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 9386-2:2000* "Автоматические подъемные платформы для лиц с ограниченной подвижностью. Правила безопасности, размеры и функционирование. Часть 2. Автоматические лестничные подъемники с наклонным перемещением для пользователей в положении сидя, стоя или в кресле-коляске" (ISO 9386-2:2000 "Power operated lifting platforms for persons with impaired mobility - Rules for safety, dimensions and functional operation - Part 2: Powered stairlifts for seated, standing and wheelchair users moving in an inclined plane") путем внесения дополнительных положений с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации, которые выделены курсивом**.
Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДА.
Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в приложении ДБ.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования"
6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 51630-2000
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2014 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012** (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности и доступности к стационарно устанавливаемым подъемным платформам с наклонным перемещением (далее - платформы), предназначенным для использования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
Транспортирование пользователей на платформах осуществляется в положении стоя, сидя или сидя в кресле-коляске с сопровождающим или без сопровождающего.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к платформам, конструкции которых или условия эксплуатации на месте установки позволяют обеспечить безопасность без ограждения шахты.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на платформы со следующими характеристиками:
- платформы, перемещающиеся между фиксированными уровнями над лестницей или наклонной поверхностью;
- платформы с номинальной скоростью не более 0,15 м/с;
- платформы, отклонение траектории движения которых от горизонтали не превышает 75°;
- платформы с номинальной грузоподъемностью не более 500 кг.
1.4 Настоящий стандарт не содержит общепринятых технических требований к электрооборудованию, механооборудованию платформ, а также к строительной части зданий.
1.5 Настоящий стандарт допускается использовать при обязательном подтверждении соответствия платформ.
1.6 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия платформ при вводе в эксплуатацию после монтажа, а также при оценке соответствия в течение назначенного срока использования по назначению.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*:
ГОСТ Р 53387-2009 (ИСО/ТС 14798:2006) Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска
ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998; ЕН 81-2:1998) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке
ГОСТ Р 55555-2013 (ИСО 9386-1:2000) Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Требования безопасности и доступности. Часть 1. Платформы подъемные с вертикальным перемещением
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины в соответствии с ГОСТ Р 53780, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 барьер: Устройство (конструкция), предназначенное для:
a) предотвращения падения пользователя с платформы;
b) ограждения любой стороны грузонесущего устройства.
3.2 грузонесущее устройство: Часть платформы, предназначенная для размещения пользователей при их перемещении с одного уровня на другой.
3.3 квалифицированный персонал: Лица, прошедшие специальную подготовку, имеющие практический опыт и необходимые документы и инструкции для безопасного выполнения требуемой работы.
3.4 кромка/поверхность безопасности: Устройство, обеспечивающее защиту от опасности сдавливания или перерезания.
3.5 маломобильная группа населения: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
3.6 направляющая цепь: Цепь, которая может быть закреплена либо двигаться и которая полностью направляется по всей своей длине таким образом, что она может передавать тяговое или толкающее усилие.
3.7 ограничитель скорости: Устройство, предназначенное для приведения в действие ловителей при превышении установленного значения скорости движения вниз грузонесущего устройства.
3.8 гидравлическая платформа: Платформа, в которой подъемное усилие создается гидроприводом.
3.9 платформа прямого действия: Платформа, у которой гидравлический цилиндр или гайка, или винт привода непосредственно присоединены к грузонесущему устройству.
3.10 пол грузонесущего устройства: Часть платформы, на которой размещается пользователь.
4 Общие положения
4.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:
а) пользователей платформ;
б) лиц, осуществляющих техническое обслуживание, ремонт, оценку соответствия платформ;
в) лиц, находящихся вблизи платформ, от получения травм в результате соприкосновения с подвижными частями оборудования подъемных платформ.
4.2 Настоящий стандарт устанавливает требования доступности платформ для инвалидов и других маломобильных групп населения.
4.3 Требования настоящего стандарта установлены для следующих исходных условий:
а) техническое обслуживание и ремонт обеспечивают поддержание оборудования платформ в безопасном и работоспособном состоянии;
б) платформы используются по назначению и в соответствии с руководством по эксплуатации.
Использование платформ не по назначению и не в соответствии с руководством по эксплуатации считается недопустимым;
в) техническое обслуживание платформ осуществляется квалифицированным и обученным персоналом.
4.4 При применении технических решений, отличающихся от регламентируемых или не предусмотренных настоящим стандартом, должен быть выполнен анализ риска этих технических решений в соответствии с ГОСТ Р 53387, дополненный в необходимых случаях расчетом, чертежами и результатами испытаний, подтверждающими безопасность примененного технического решения и его соответствия применимым требованиям технического регламента "О безопасности машин и оборудования".
4.5 Конструкция подъемной платформы должна исключать или минимизировать до приемлемого уровня риски путем защиты от следующих опасностей:
а) перерезание, раздавливание, захват;
b) затягивание;
c) падение;
d) поражение электрическим током.
4.6 Общие требования к конструкции
Размеры и зазоры, предусмотренные настоящим стандартом, должны быть обеспечены в течение назначенного срока службы платформы.
В конструкции платформ не должны применяться материалы, представляющие опасность для здоровья людей, например асбест.
Для обеспечения безопасности платформы, предназначенной для установки в здании (сооружении), где возможно преднамеренное повреждение оборудования платформы, влияющее на ее безопасность, на основе анализа соответствующих рисков предусматриваются меры по обеспечению защиты от вандализма, в том числе:
a) изготовление ограждающих конструкций платформы и их отделка из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания;
b) конструкция и выполнение устройств управления платформой, сигнализации, освещения на этажных площадках из материалов, снижающих риск их намеренного повреждения или поджигания.
4.7 Монтаж подъемной платформы
Монтаж платформы должен выполняться квалифицированным и обученным персоналом организации, имеющей соответствующий допуск, в соответствии с инструкцией изготовителя по монтажу и проектной документацией на установку платформы.
4.8 Доступность для персонала
Конструкция платформы должна обеспечивать безопасный доступ для персонала, осуществляющего техническое обслуживание, ремонт и оценку соответствия.
4.9 Основные параметры платформ
4.9.1 Номинальная скорость грузонесущего устройства платформы должна быть не более 0,15 м/с.
Номинальная грузоподъемность платформы должна быть не менее 225 кг для пользователя в кресле-коляске и не менее 115 кг для пользователя без кресла-коляски.
Массу пользователя в кресле-коляске следует принимать не менее 225 кг.
Массу пользователя без кресла-коляски следует принимать не менее 115 кг.
Массу сопровождающего следует принимать не менее 100 кг.
Максимально допустимая номинальная грузоподъемность должна составлять 350 кг.
4.10 Рабочие нагрузки на платформу
Платформа должна выдерживать без остаточной деформации нагрузки, возникающие в режиме нормальной работы, при срабатывании устройств безопасности, а также при взаимодействии с упорами и буферами при движении на номинальной скорости.
4.11 Степень защиты платформ вне помещений
При установке платформы вне помещения степень защиты ее электрического оборудования должна быть не меньше IP 4X.
4.12 Предотвращение травмирования людей элементами оборудования платформы
Движущиеся части платформы (зубчатые, цепные передачи, звездочки, блоки и т.п.), представляющие опасность для людей при случайном прикосновении, должны быть оборудованы ограждением, предотвращающим травмирование людей.
Снятие ограждений должно быть возможным только с применением инструмента.
5 Направляющие и упоры
5.1 Направляющие
5.1.1 Движение платформы должно осуществляться по жестким металлическим направляющим.
Направляющие, их крепления и соединения должны быть рассчитаны на нагрузки, возникающие при рабочем режиме платформы и при испытаниях.
Направляющие могут быть жестко закрепленными или складывающимися.
Приведение складывающихся направляющих в рабочее состояние должно контролироваться электрическим устройством безопасности.
5.2 Ограничители хода платформы (упоры)
5.2.1 В крайних положениях пути грузонесущего устройства на направляющих должны быть установлены упоры, не позволяющие грузонесущему устройству сойти с направляющих.
6 Ловители и ограничитель скорости
6.1 Общие требования
6.1.1 Платформа должна быть оборудована ловителями.
Ловители должны останавливать и удерживать на направляющих движущуюся вниз платформу с номинальным грузом при их включении в соответствии с 6.2.
Установка ловителей не требуется в следующих случаях:
a) при оборудовании платформы гидравлическим приводом прямого действия по 7.12.8.1 и 7.12.8.2;
b) при оборудовании платформы червячным самотормозящим приводом;
c) при оборудовании платформы самотормозящимся винтовым приводом по 7.7.5;
d) при оборудовании платформы приводами других видов, при которых:
- выход из строя какого-либо элемента привода, за исключением несущих канатов или цепей, не может привести к увеличению скорости движения вниз более установленного предела;
- выход из строя элемента привода приводит к остановке платформы за счет срабатывания выключателя безопасности по 8.7.4 или за счет других эквивалентных средств.
6.1.2 Ловители должны быть установлены на грузонесущем устройстве.
На платформе с канатно-шарнирным приводом с шариковыми несущими телами ловители могут быть установлены вне грузонесущего устройства при выполнении требований 7.11. На платформах с приводом с направляющей цепью ловители могут быть установлены вне грузонесущего устройства при выполнении требований 7.11 и 7.12.
6.1.3 После включения (срабатывания) ловителей ослабление натяжения любого каната, цепи или иного механизма, приводящего в действие ловители, а также ослабление тяговых элементов не должно приводить к снятию с ловителей (к освобождению ловителей).
6.1.4 При посадке грузонесущего устройства с номинальным грузом на ловители, расстояние перемещения грузонесущего устройства от места срабатывания ловителей до места его остановки должно быть не более 150 мм.
6.1.5 При посадке платформы на ловители угол наклона грузонесущего устройства от горизонтальной плоскости не должен изменяться более, чем:
- на 10° - для грузонесущего устройства, предназначенного для перемещения пользователей в положении сидя;
- на 5° - для грузонесущего устройства, предназначенного для перемещения пользователей стоя или в кресле-коляске.
6.2 Включение ловителей
Ловители должны приводиться в действие:
a) ограничителем скорости на скорости его срабатывания (не более 0,3 м/с) или
b) от воздействия на них при ослаблении (обрыве) всех тяговых элементов.
На платформах с гидравлическим приводом непрямого действия ловитель может приводиться в действие предохранительным канатом, независимым от средств подвески или ослабления, или обрыва несущих канатов или цепей.
6.3 Снятие с ловителей грузонесущего устройства платформы
Ловители должны автоматически принимать исходное положение и быть готовы к работе после перемещения посаженного на ловители грузонесущего устройства вверх.
Снятие грузонесущего устройства с ловителей должно осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации только квалифицированным обученным персоналом.
6.4 Доступность ловителей для осмотра персоналом
Должен быть обеспечен безопасный доступ квалифицированного персонала к ловителям для проведения осмотра, технического обслуживания, регулировки и проверок.
6.5 Включение ловителей должно контролироваться электрическим устройством безопасности, размыкающим цепь безопасности при включении ловителей.
6.6 Любой фрикционный привод ограничителя скорости должен быть независим от основного (главного) фрикционного привода на подъемных платформах с фрикционным приводом.
Контроль срабатывания ограничителя скорости электрическим устройством безопасности не требуется, если ограничитель скорости и ловители составляют единый блок.
Если после снятия грузонесущего устройства с ловителей ограничитель скорости автоматически не возвращается в исходное положение, то электрическое устройство безопасности должно предотвратить пуск платформы до тех пор, пока ограничитель скорости не будет приведен в исходное состояние.
Обрыв или избыточная вытяжка каната ограничителя скорости должны немедленно привести к остановке главного привода платформы посредством срабатывания электрического устройства безопасности.
7 Узлы и системы привода
7.1 Общие требования
7.1.1 Конструкция привода должна обеспечивать выполнение общих требований 7.1-7.3, а также дополнительных требований в зависимости от вида привода по 7.4-7.12.
7.1.2 Шкив, канатный барабан, шестерня, червяк и червячное колесо или тормозной барабан должны быть закреплены на валу или другом элементе узла привода одним из нижеперечисленных способов:
a) призматическими шпонками;
b) шлицевыми соединениями;
c) болтовыми соединениями.
Зубчатый механизм привода должен иметь сплошное (неперфорированное) ограждение.
7.1.3 Системы канатной подвески или цепной подвески должны содержать в своем составе устройство, которое в случае слабины каната или цепи должно привести в действие электрическое устройство безопасности, которое инициирует размыкание цепи безопасности и, таким образом, блокирует любое движение платформы до тех пор, пока нормальное натяжение каната или цепи не будет восстановлено.
7.2 Тормозная система
7.2.1 Общие положения
Привода всех типов, за исключением гидропривода, должны быть снабжены электромеханическим тормозом, который должен останавливать и удерживать грузонесущее устройство с грузом, равным 1,25%* номинальной грузоподъемности.
Наложение механического тормоза должно происходить при отключении электродвигателя.
7.2.2 Электромеханический тормоз
Элемент, на который действует тормоз, должен быть непосредственно связан с выходным звеном привода (канатным барабаном, звездочкой, винтом, гайкой и т.п.), если конечное звено не является самотормозящимся.
Случайное замыкание на землю или остаточный магнетизм не должны препятствовать срабатыванию тормоза, если подача электроэнергии на двигатель привода прекращена.
Для любого тормоза, который может быть освобожден вручную, необходимо приложение постоянного усилия для удержания его в открытом положении.
Тормозной момент должен создаваться с помощью пружины сжатия или груза.
7.3 Аварийное/ручное управление
7.3.1 Привод должен быть снабжен устройством, позволяющим в необходимых случаях (прекращение электропитания, ремонтные работы и др.) перемещать грузонесущее устройство вручную. Усилие, прилагаемое к устройству при подъеме грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности, не должно быть более 235 Н. При использовании в этих целях штурвала, он может быть съемным и не должен содержать спиц.
На лебедке или штурвале должна быть табличка с указанием направления вращения его по стрелкам (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Образец таблички с указанием направления перемещения
Как альтернатива резервный источник питания или приводное устройство может быть использован для управления платформой в аварийном режиме.
Источник резервного питания должен обеспечивать доводку платформы с номинальной нагрузкой до этажной площадки. Электрическое устройство безопасности должно обеспечивать защиту от непреднамеренного включения обычных устройств управления в условиях аварийного управления.
7.3.2 Если платформа оборудована гидравлическим приводом, должен быть установлен ручной аварийный клапан с автоматическим возвратом в исходное положение, который позволит грузонесущему устройству перемещаться вниз со скоростью, не превышающей номинальную. Управление таким клапаном должно осуществляться за счет непрерывного нажатия на него рукой.
Ручной насос, с помощью которого грузонесущее устройство поднимается вверх, должен быть установлен на каждой платформе, которая оборудована ловителем или зажимным устройством.
Ручной насос должен быть установлен между обратным клапаном или клапаном движения вниз и запорным клапаном.
Ручной насос должен быть оборудован предохранительным клапаном, ограничивающим давление до уровня, в 2,3 раза превышающего давление при номинальной нагрузке.
7.4 Дополнительные требования к канатному приводу
7.4.1 Канаты
Расчетный коэффициент запаса прочности тяговых канатов должен быть не менее 12. Коэффициент запаса рассчитывается при загрузке грузонесущего устройства номинальным грузом.
Спадание канатов с приводных и направляющих элементов должно быть исключено как при рабочих режимах, так и при испытаниях.
Число тяговых канатов должно быть не менее двух; конструкция, диаметр и характеристики канатов должны быть одинаковыми.
Тяговое усилие должно передаваться непосредственно на несущую часть грузонесущего устройства.
Конструкция платформ должна обеспечивать автоматическое выравнивание натяжения тяговых канатов.
Сращивание тяговых канатов, а также каната ограничителя скорости не допускается.
Расчетный коэффициент запаса прочности каната ограничителя скорости должен быть не менее 8.
7.4.2 Канатные барабаны
Барабан канатного привода должен иметь канавки, радиус которых должен быть больше радиуса каната на +5,0%...+7,5%. Дно канавки должно иметь форму дуги углом не менее 120°. Шаг канавок должен оставлять гарантированный зазор между уложенными витками каната, а также между уложенным витком и подходящей к барабану ветвью каната.
Глубина канавок должна быть не менее 1/3 номинального диаметра каната. Канат должен укладываться на барабан в один слой.
При нахождении грузонесущего устройства на нижнем упоре на барабане должно оставаться не менее 1,5 витков канатов.
По краям барабана должны быть выполнены реборды высотой не менее двух диаметров каната.
Диаметр барабана, измеренный по средней линии расположения каната, должен быть не менее 21 диаметра каната.
7.4.3 Блоки
Канавка блока должна иметь такой же профиль, как и канавка барабана, но ее глубина не должна быть менее 1,5 номинального диаметра каната. Угол канавки блока должен быть около 50°.
Должны быть предусмотрены меры для предотвращения спадания канатов с блоков при их ослаблении.
Диаметр блока, измеренный по дну канавки, должен оставлять не менее 21 номинального диаметра каната.
7.4.4 Угол отклонения
Максимальный угол отклонения каната от оси канавки не должен превышать 4°.
7.4.5 Ограждающее устройство для канатов
Канаты и, при необходимости, блоки и барабаны должны быть ограждены для предотвращения попадания посторонних предметов между канатами, барабаном или блоками, а также травмирования персонала.
7.5 Дополнительные требования к приводу с зубчато-реечной передачей
Ведущая шестерня должна быть изготовлена из металла и обеспечивать надежное зацепление в течение всего назначенного срока службы с учетом износа. Коэффициент запаса прочности ведущей шестерни и рейки должен быть не менее 2. Шестерня должна крепиться к выходному валу в соответствие с 7.1.2.
7.6 Дополнительные требования к приводу со звездочкой и цепью
7.6.1 Звездочки должны быть изготовлены из металла и иметь не менее 16 зубьев.
При передаче усилия на тяговую цепь в зацеплении должно быть не менее восьми зубьев и угол зацепления должен быть не менее 140°.
7.6.2 Металлические тяговые цепи следует выбирать с запасом прочности на растяжение не менее 10. Коэффициент запаса прочности определяется как отношение между минимальной разрушающей нагрузкой любой цепи и нагрузкой на цепь при подъеме платформы с номинальным грузом.
Узлы крепления тяговых цепей к конструкции платформ должны иметь такой же запас прочности. При двух и более цепях подвески следует обеспечить автоматическое выравнивание натяжки.
7.6.3 Должны быть предусмотрены меры, препятствующие заклиниванию цепей при выходе (входе) из зацепления со звездочкой вследствие их ослабления или неправильного хода.
7.7 Дополнительные требования к винтовому приводу
7.7.1 Винт и гайка должны быть изготовлены из металла. Винт должен иметь запас прочности на растяжение не менее 6; устойчивость к изгибу от воздействия грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности должна быть не менее трех.
7.7.2 Допускается низкофрикционное покрытие из пластикового или аналогичного материала резьбовой части гайки.
7.7.3 Тормоз должен быть непосредственно связан с элементом, на который передается крутящийся момент.
7.7.4 Допускается воздействие тормоза грузонесущего устройства на этот элемент через ременную или цепную передачу при его самоторможении с нагрузкой 1,25 номинальной грузоподъемности и удержании в случае прекращения подачи крутящего момента (отключение электропитания двигателя и тормоза).
7.7.5 Платформы с наклонным перемещением с самотормозящим винтовым приводом допускается не оборудовать ловителем и ограничителем скорости при условии установки под рабочей гайкой "аварийной гайки". Коэффициент запаса прочности аварийной гайки - не менее 6 от воздействия грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности.
7.8 Дополнительные требования к фрикционному приводу
7.8.1 Обеспечение фрикционного сцепления между ведущими колесами и направляющей должно быть подтверждено расчетами и испытанием при загрузке, превышающей номинальную на 25%. Необходимо обеспечить сохранение сцепления между ведущими колесами и направляющей с учетом износа при эксплуатации платформы. Ведущие колеса должны регулироваться автоматически, чтобы обеспечить сцепление, несмотря на износ.
7.8.2 Ведущие колеса должны быть изготовлены из металла, за исключением поверхности трения, которая может иметь покрытие из другого материала при условии, что износ или повреждение этого материала не уменьшат силу сцепления ниже установленного минимума.
7.9 Дополнительные требования к приводу со звездочкой и с направляющей цепью
7.9.1 Привод с направляющей цепью, где цепь неподвижна, следует рассматривать как привод с реечной передачей.
7.9.2 Привод, где цепь подвижна, следует рассматривать как привод со звездочкой и цепью в соответствии с 7.6, за исключением случаев, когда ловитель воздействует на цепь или цепь направляется таким образом, чтобы обеспечить опору между платформой и точкой срабатывания ловителя; для случаев разрыва цепи должно быть предусмотрено поддерживающее устройство привода для цепи и ее направляющих. Если цепь действует как поддерживающее устройство, то коэффициент запаса прочности по отношению к потере устойчивости должен составлять не менее 3.
7.10 Дополнительные требования к приводу с направляющей цепью с опорными роликами и опорными звеньями
7.10.1 Подвеска, состоящая из направляющей цепи, опорных роликов, опорных звеньев и элементов крепления, должна иметь минимальный коэффициент запаса по устойчивости 3 при нахождении на платформе груза, масса которого равна номинальной грузоподъемности.
7.10.2 В зацеплении должно быть задействовано не менее двух опорных роликов и двух опорных звеньев, и нагрузка должна быть распределена равномерно.
7.11 Дополнительные требования к канатно-шарнирному приводу с шариковыми несущими телами
Один канат может использоваться в канатно-шарнирном приводе, если содержит стопорный механизм и удерживающую систему.
Коэффициент запаса прочности тягового каната должен быть не менее 12. Коэффициент запаса прочности - это отношение минимальной разрушающей нагрузки каната к нагрузке, возникающей в канате при подъеме нагруженного подъемника с максимальным углом подъема и с учетом трения в шарнирах.
Нагруженные шарниры должны быть закреплены на канате таким образом, чтобы для шарниров, одновременно находящихся в зацеплении с зубчатым колесом, достигался коэффициент запаса прочности не менее 12.
Узлы крепления канатов должны иметь коэффициент запаса прочности не менее 10.
7.12 Дополнительные требования к гидравлическому приводу
7.12.1 Давление
7.12.1.1 При расчете таких устройств, как клапаны, гидроцилиндры и трубопроводы (за исключением гибких рукавов), следует учитывать:
а) максимальное статическое гидравлическое давление при полной нагрузке;
b) минимальный коэффициент запаса прочности, равный 1,7;
c) минимальный коэффициент запаса прочности, равный 2,3, для учета потерь на трение и пиков давления.
7.12.1.2 При расчете напряжения на сжатие в гидроцилиндрах в полностью выдвинутом положении следует учитывать:
а) максимальное давление, составляющее 140% давления при полной нагрузке;
b) минимальный коэффициент запаса прочности, равный 2,3.
7.12.2 Гидроцилиндры
Для изготовления гидроцилиндров и их соединительных звеньев не следует применять серый чугун или другие хрупкие материалы.
Гидроцилиндры должны быть установлены таким образом, чтобы они подвергались только осевым нагрузкам. Гидроцилиндры должны быть обеспечены устройствами ограничения хода штока или аналогичными средствами для удержания поршневого штока в гидроцилиндре.
7.12.3 Трубопровод
7.12.3.1 Трубопровод и фитинги (соединения, клапаны и т.д.), подверженные действию давления, должны:
a) соответствовать типу используемой рабочей жидкости;
b) быть спроектированы и устроены так, чтобы избежать дополнительных механических нагрузок от крепления, скручивания или вибрации;
c) быть защищены от механических повреждений.
7.12.3.2 Трубопровод и фитинги должны быть закреплены и быть доступны для осмотра.
Если трубы (жесткие или гибкие) проходят сквозь стены или пол, они должны быть защищены уплотнительными втулками, размеры которых, если это необходимо, позволяют провести демонтаж труб для осмотра.
Не допускается выполнение соединения внутри уплотнительной втулки.
7.12.3.3 Конструкция жестких труб должна соответствовать следующим требованиям:
a) жесткие трубы и фитинги между цилиндром и обратным клапаном или клапаном движения вниз должны быть спроектированы таким образом, чтобы под воздействием сил от давления, превышающего в 2,3 раза давление при полной нагрузке, коэффициент запаса прочности был не менее 1,7;
b) при использовании телескопических гидроцилиндров более чем с двумя ступенями и гидравлическим синхронизатором при проведении расчетов труб и фитингов между разрывным клапаном и обратным клапаном или клапаном движения вниз должен быть введен дополнительный коэффициент запаса 1,3;
c) трубы и фитинги между цилиндром и разрывным клапаном должны быть рассчитаны на давление, действующее в гидроцилиндре.
7.12.3.4 Конструкция гибкого трубопровода должна соответствовать следующим требованиям:
a) для гибкого трубопровода (резиновый рукав высокого давления и т.п.) запас прочности по отношению к разрушающему давлению должен быть не менее 4;
b) на гибком трубопроводе должна быть нанесена несмываемая маркировка:
- наименования фирмы-изготовителя и ее торговой марки;
- испытательного давления;
- даты проведения испытания;
c) радиус изгиба при креплении гибкого трубопровода не должен превышать значений, указанных изготовителем.
7.12.4 Запорный клапан
Гидравлическая система должна быть оснащена запорным клапаном. Запорный клапан должен быть установлен в цепи, которая соединяет гидроцилиндр с обратным клапаном и клапаном движения вниз.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.