СП 113.13330.2023
СВОД ПРАВИЛ
СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ
Parkings
ОКС 91.090
Дата введения 2023-11-06
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений" (АО "ЦНИИПромзданий")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 718/пр и введен в действие с 6 ноября 2023 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 113.13330.2016 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНЫ: Изменение № 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 19 сентября 2024 г. № 630/пр c 19.10.2024; Изменение № 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 27 декабря 2024 г. № 938/пр c 28.02.2025
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и с учетом требований федеральных законов от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Пересмотр свода правил выполнен авторским коллективом АО "ЦНИИПромзданий" (канд. техн. наук Н.Г.Келасьев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко, д-р техн. наук Н.Н.Трекин, А.Е.Иванов, В.В.Пережигин), ВНИИПО МЧС России (А.В.Белокобыльский, А.А.Абашкин, канд. техн. наук С.А.Зуев, канд. техн. наук А.В.Карпов), НП "АВОК" (д-р техн. наук Ю.А.Табунщиков, А.Н.Колубков).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений на территориях городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений, городских и сельских населенных пунктов, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных и велотранспортных средств, а также средств индивидуальной мобильности.
1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, в которых предусмотрено проведение текущего ремонта и технического обслуживания автомобилей (за исключением мойки), на стоянки автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 3826-82 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия
ГОСТ 8823-2018 Лифты грузовые. Основные параметры и размеры
ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные
ГОСТ 33652-2019 (EN 81-70:2018) Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ 33984.1-2023 Лифты. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов. Общие требования безопасности к устройству и установке
ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016) Лифты. Пожарная безопасность
ГОСТ 34756-2021 Лифты. Основные параметры и размеры. Часть 1. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
ГОСТ 34758-2021 Лифты. Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения
ГОСТ IEC 62196-2-2018 Вилки, штепсельные розетки, переносные розетки и вводы транспортных средств. Проводная зарядка электрических транспортных средств. Часть 2. Требования к совместимости и взаимозаменяемости размеров вспомогательного оборудования переменного тока со штырями и контактными гнездами
ГОСТ Р 50571.4.41-2022/МЭК 60364-4-41:2017 Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Защита для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током
ГОСТ Р 52289-2019 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 53254-2009 Техника пожарная. Лестницы пожарные наружные стационарные. Ограждения кровли. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности
ГОСТ Р 58122-2018 (ИСО 15118-1:2013) Транспорт дорожный. Интерфейс связи автомобиль - электрическая сеть. Часть 1. Общая информация и определение случаев использования
ГОСТ Р 58405-2019 Элементы систем безопасности для скатных крыш. Общие технические условия
ГОСТ Р 58653-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания. Технические требования
ГОСТ Р 58875-2020 "Зеленые" стандарты. Озеленяемые и эксплуатируемые крыши зданий и сооружений. Технические и экологические требования
ГОСТ Р ИСО 6469-1-2021 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы накопления энергии перезаряжаемые
ГОСТ Р МЭК 60800-2012 Кабели нагревательные на номинальное напряжение 300/500 В для обогрева помещений и предотвращения образования льда
ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования
СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (с изменениями №1, № 2)
СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением № 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 6.13130.2021 Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с изменениями N 1, N 2)
СП 8.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности (с изменением № 1)
СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах" (с изменениями № 2, № 3, № 4)
СП 16.13330.2017 "СНиП II-23-81* Стальные конструкции" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4, № 5)
СП 17.13330.2017 "СНиП II-26-76 Кровли" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 18.13330.2019 Производственные объекты. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий) (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 19.13330.2019 Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка (СНиП II-97-76 "Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий") (с изменением № 1)
СП 20.13330.2016 "СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6)
СП 28.13330.2017 "СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 29.13330.2011 "СНиП 2.03.13-88 Полы" (с изменениями N 1, N 2, N 3)
СП 30.13330.2020 "СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"
СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения" (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (с изменениями N 1, N 2, N 3, N 4)
СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение" (с изменениями N 1, N 2)
СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 60.13330.2020 "СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения" (с изменениями N 1, N 2)
СП 70.13330.2012 "СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции" (с изменениями № 1, № 3, № 4, № 5, № 6)
СП 76.13330.2016 "СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства"
СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий" (с изменениями N 1, N 2)
СП 104.13330.2016 "СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления" (с изменением N 1)
СП 118.13330.2022 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4)
СП 134.13330.2022 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования
СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения (с изменениями № 1, № 2, № 3)
СП 256.1325800.2016 Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа (с изменениями № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6)
СП 296.1325800.2017 Здания и сооружения. Особые воздействия (с изменениями N 1, N 2)
СП 304.1325800.2017 Конструкции большепролетных зданий и сооружений. Правила эксплуатации
СП 336.1325800.2017 Системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Правила эксплуатации
СП 347.1325800.2017 Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения. Правила эксплуатации
СП 396.1325800.2018 Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования (с изменениями N 1, N 2)
СП 439.1325800.2018 Здания и сооружения. Правила проектирования аварийного освещения
СП 467.1325800.2019 Стоянки автомобилей. Правила эксплуатации
СП 476.1325800.2020 Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов
СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования
СП 485.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования
СП 486.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности
Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.2 въездная и выездная полосы: Габариты проезда в пределах проезжей части полосы движения автомобиля.
3.1.3 газобалонный автомобиль: Автотранспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном газе и сжиженном нефтяном газе, а также на комбинации газового и жидкого моторного топлива.
3.1.4 гараж: Здание, сооружение или помещение для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью здания (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением.
3.1.5
гибридный автомобиль: Транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
[6, пункт 1.2] |
3.1.6 гостевая стоянка автомобилей: Часть здания, сооружения, открытая площадка, предназначенная для стоянки легковых автомобилей гостей жильцов дома.
3.1.7 зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование, подключаемое к сети электроснабжения, выполняющее функции, необходимые для зарядки батареи электромобиля.
3.1.8 изолированная рампа: Рампа, изолированная от улицы и помещений стоянки автомобилей, в том числе помещений для хранения автомобилей.
3.1.9 колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля.
3.1.10 механизированная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют с помощью механизированных устройств (без участия водителей).
3.1.11 микроавтобус: Автотранспортное средство с кузовом вагонного типа, вместимостью пассажиров более 8 человек, длиной до 5,5 м.
3.1.12 многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей.
3.1.13 наземная стоянка автомобилей закрытого типа: Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями.
3.1.14 наземная стоянка автомобилей открытого типа: Стоянка автомобилей, в которой не менее 50% площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное - парапеты.
3.1.15 обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли.
3.1.16 пандус: Наклонная конструкция, предназначенная для въезда-выезда автомобилей в наземных, подземных стоянках автомобилей.
3.1.17 плавучие стоянки автомобилей (дебаркадерные стоянки автомобилей): Плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (в речном порту) и предназначенное для стоянки легковых автомобилей.
3.1.18 плоскостная стоянка автомобилей открытого типа: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (с ограждением некапитальными конструкциями) хранения автомобилей и других средств индивидуальной мобильности.
3.1.19 подземная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
3.1.20 полумеханизированная стоянка автомобилей: Стоянка, в которой транспортирование автомобилей в парковочное место осуществляется водителем с использованием механизированных устройств.
3.1.21 полуэтаж: Часть этажа здания или помещения, конструктивно выделенные по площади и высоте в пределах междуэтажного пространства, имеющие промежуточный повышающий (понижающий) пол.
3.1.22 помещение для хранения: Помещение, основным назначением которого является хранение автомобилей.
3.1.23 посадочный этаж стоянки автомобилей: Этаж, на котором водитель автомобиля садится (покидает) стоянку автомобилей.
Примечание - Для механизированной стоянки автомобилей это этаж, на котором расположено помещение (бокс) приема/выдачи автомобиля водителю.
3.1.24 постоянное хранение автомобилей и других мототранспортных средств: Хранение автомототранспортных средств на стоянках автомобилей на закрепленных за автовладельцами машино-местах.
3.1.25 посты технического обслуживания и текущего ремонта: Участки или помещения с устройствами для обслуживания автомобилей.
3.1.26 рампа: Наклонная конструкция, предназначенная для перемещения автомобилей между уровнями стоянки автомобилей; рампа может быть открытой, т.е. не имеющей покрытия и полностью или частично стеновых ограждений, закрытой - со стенами (полностью или частично) и покрытием, защищающими ее от атмосферных осадков, или комбинированной, т.е. сочетать в себе прямолинейные и криволинейные участки.
3.1.27 стоянка автомобилей (паркинг): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.), а также средств индивидуальной мобильности.
3.1.28 хранение автомобилей боксового типа: Хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на общий внутренний проезд.
3.1.29 хранение автомобилей манежного типа: Хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.
3.1.30
электромобиль: Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
[6, пункт 1.2] |
3.1.31
этаж подвальный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли более чем на половину высоты помещения.
[СП 118.13330.2022, пункт 3.1.42] |
3.1.32
этаж подземный: Этаж, отметка пола помещений которого расположена ниже планировочной отметки уровня земли на всю высоту помещений.
[СП 118.13330.2022, пункт 3.1.43] |
3.1.33
этаж цокольный: Этаж (помещения) с отметкой пола ниже планировочной отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещений.
[СП 118.13330.2022, пункт 3.1.45] |
3.2 Сокращения
В настоящем своде правил использованы следующие сокращения:
КПП - контрольно-пропускной пункт;
МГН - маломобильные группы населения;
НКПРП - нижний концентрационный предел распространения пламени;
РНГП/МНГП - региональные (местные) нормативы градостроительного проектирования;
СИМ - средства индивидуальной мобильности;
СОУЭ - система оповещения и управления эвакуацией;
ТО - техническое обслуживание;
ТР - текущий ремонт.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4 Общие положения. Размещение стоянок автомобилей
4.1 В настоящем своде правил рассматриваются стоянки легковых автомобилей, микроавтобусов, мототранспортных и велотранспортных средств, СИМ с габаритами, приведенными в приложении А (далее - стоянки автомобилей).
4.2 Стоянки автомобилей на всех этапах жизненного цикла должны отвечать требованиям безопасности в соответствии с [1].
4.3 Стоянки автомобилей классифицируют с учетом их градостроительных, архитектурно-планировочных, конструктивных, функционально-технологических решений и выполняют:
- приобъектными и перехватывающими стоянками автомобилей в соответствии с СП 42.13330;
- размещаемыми ниже и (или) выше уровня земли; в подвальных или цокольных этажах, с использованием покрытия зданий; на этажерках, открытых площадках, на незастроенной территории под проездами;
- одноэтажными и многоэтажными; отдельно стоящими; пристроенными к зданиям другого назначения или встроенными в них;
- открытого или закрытого типа;
- отапливаемыми или неотапливаемыми;
- боксового или манежного типа, включающими многорядную парковку автомобилей;
- модульными быстровозводимыми;
- включающими полуэтажи, пандусы, рампы, лифты для транспортирования автомобилей;
- механизированным, полумеханизированными;
- плавучими (дебаркадерными);
- обвалованными;
- имеющими в составе помещения для технического обслуживания автомобилей или без них.
4.4 Размещение стоянок автомобилей на территории городских и сельских поселений, размеры их земельных участков следует предусматривать с учетом требований СП 42.13330, СП 396.1325800, [10], СП 4.13130, настоящего свода правил с учетом РНГП/МНГП.
Стоянки автомобилей могут быть размещены в зданиях ниже и (или) выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием крыши этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках.
4.5 Стоянки автомобилей в границах водоохранных зон водных объектов следует размещать в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие [5, статья 65, часть 15, пункт 4], и при условии оборудования таких стоянок сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, согласно требованиям [5, статья 65, часть 16].
В целях защиты от загрязнения подземных вод водоносных горизонтов, используемых для централизованного водоснабжения, размещение стоянок автомобилей в границах зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения следует осуществлять согласно [11] и [12].
4.6 Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей, а также автомобилей с двигателями, работающими на комбинации газового и жидкого моторного топлива, следует размещать с учетом 5.12, 5.13 и 6.2.
4.7 Расстояния от открытых стоянок автомобилей и паркингов до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с [10, таблица 7.1.1] и 6.2.
4.8 Расстояние от въезда-выезда и вентиляционных шахт наземных, подземных, обвалованных стоянок автомобилей до окон жилых домов, территорий общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, медицинских организаций, площадок отдыха и другого назначения следует принимать в соответствии с пунктами 7.5, 11.34 СП 42.13330.2016 и разделом 9 настоящего свода правил.
4.9 Для подземных, полуподземных, обвалованных стоянок автомобилей, размещенных в жилых и общественных зданиях, расстояния от въезда-выезда до жилого или общественного здания, в которых размещена стоянка автомобилей, не регламентируются.
4.10 Для автомобилей МГН следует предусматривать машино-места согласно СП 59.13330.
4.11 В подвальных и цокольных этажах вновь строящихся жилых домов устройство встроенных и встроенно-пристроенных стоянок автомобилей следует выполнять с соблюдением условий [12].
4.12 Въезды-выезды со стоянок автомобилей должны быть обеспечены хорошим обзором и расположены так, чтобы все маневры автомобилей осуществлялись без создания помех пешеходам и движению транспорта на прилегающей территории. Расчет видимости приведен в ГОСТ Р 58653.
4.13 Въезды-выезды со стоянок автомобилей следует предусматривать на проезды или улицы и дороги местного значения при условии обеспечения безопасности дорожного движения и беспрепятственного пропуска транзитного транспортного потока. Автомобили, ожидающие возможности въехать на стоянку автомобилей или выехать с нее, не должны создавать помех движению пешеходов, велосипедистов, пользователей СИМ.
4.14 Устройство проездов и подъездов к стоянкам автомобилей должно отвечать требованиям [3, статья 90], СП 4.13130, СП 42.13330, СП 396.1325800, СП 18.13330, СП 19.13330, СП 476.1325800.
5 Требования к объемно-планировочным решениям
5.1 Вместимость стоянок автомобилей рассчитывается в соответствии с габаритами машино-мест, приведенными в приложении А.
5.2 Правила подсчета общей площади стоянки автомобилей, площади этажа, площади застройки, количества этажей, строительного объема приведены в СП 118.13330.
При подсчете количества надземных этажей здания не учитывается открытая стоянка автомобилей на эксплуатируемой кровле без установки навеса. При устройстве навеса она включается в число надземных этажей.
Для многоэтажных стоянок автомобилей с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.
Установка временных укрытий для автомобилей на эксплуатируемой кровле не допускается.
5.3 Парковку автомобилей осуществляют:
а) с участием водителей - по пандусам, рампам или с использованием грузовых лифтов;
б) без участия водителей - механизированными устройствами (механизированные стоянки). Для перемещения автомобилей до мест хранения по вертикали и (или) горизонтали применяют независимое парковочное оборудование следующих типов: ротор, пазл, карт, круговое, мультиярусное, лифтовое, интегрированное и др.;
в) с участием водителей и с помощью механизированных устройств (зависимые или независимые полумеханизированные стоянки).
Стоянки автомобилей, обустройство их парковочных пространств знаками и разметкой должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52289.
5.4 Параметры мест для хранения автомобилей, пандусов, расстояния между автомобилями на местах хранения, а также между автомобилями и конструкциями здания принимаются по приложению А, ширина проездов и параметры рамп устанавливаются проектом в зависимости от типа (класса) автомобилей, способа хранения, габаритов автомобилей, их маневренности и расстановки в соответствии с приложением А.
5.5 Места паркования автомобилей, не пригодные для размещения автомобилей (недостаточная высота, наличие выступающих конструкций или элементов инженерных систем, неудобный въезд и т.п.), рекомендуется использовать для хранения мототранспорта, велосипедов и СИМ, с учетом габаритов мототранспортных средств, приведенных в приложении А. Парковочные места для мототранспорта, велосипедов и СИМ следует обозначать специальными знаками.
Допускается размещение мест для хранения велосипедов, мопедов на участках высотой не менее 1,6 м, в том числе под рампами, в габаритах, приведенных в приложении А.
При габаритах мототранспортных средств и СИМ, превышающих приведенные в приложении А (например, мотоцикл с коляской), места их хранения должны соответствовать требованиям к местам хранения автомобилей.
Оборудование для зарядки электромобилей, устанавливаемое рядом с местами парковки транспорта МГН, должно соответствовать эргономическим требованиям подраздела 6.4 СП 59.13330.2020.
5.7 В стоянках автомобилей рекомендуется предусматривать служебные помещения для обслуживающего персонала (помещение охраны, контрольные и кассовые пункты, санитарные узлы, в том числе приспособленные для МГН), сети и помещения инженерно-технического обеспечения, пассажирские лифты, помещения мойки, кладовые для хранения автомобильных шин. Их состав и размеры площадей определяются проектом в соответствии с заданием на проектирование.
5.8 Размещение торговых помещений (лотков, киосков, ларьков и т.п.) непосредственно в помещениях стоянок автомобилей не допускается.
5.9 В стоянках автомобилей допускается предусматривать места разгрузки автомобилей в отдельных помещениях, изолированных от помещений паркования автомобилей согласно 6.2. Въезд в указанные помещения при количестве мест разгрузки не более двух допускается осуществлять через помещения, где паркуются автомобили. Планировочное решение должно исключать возможность складирования товаров, тары и др. в помещениях парковки автомобилей.
Примечание - По заданию на проектирование допускается периодическая разгрузка/выгрузка материалов владельцев личного транспорта перед тамбур-шлюзами лифтовых холлов в помещении стоянок автомобилей жилых зданий.
Технические характеристики грузовых автомобилей, доступ которых предусмотрен в стоянку автомобилей, следует указывать в задании на проектирование, расстояния между грузовыми автомобилями и конструкциями здания, размеры въездов-выездов, проездов (по шаблону) и мест маневрирования грузовых автомобилей внутри стоянки автомобилей, а также минимально допустимые зазоры безопасности при маневрировании следует принимать в соответствии с требованиями приложения А.
Примечание - Шаблон для определения проектируемых параметров ширины проезда для грузовых и легковых автомобилей выполняется при помощи следующих данных:
- длина автомобиля;
- ширина автомобиля;
- задний свес автомобиля;
- минимальный габаритный радиус разворота определяют по кузову (по переднему бамперу);
- минимальный наружный габаритный радиус разворота - минимальный радиус разворота автомобиля (или минимальный радиус разворота определяют по колее внешнего переднего колеса автомобиля. Данное значение меньше значения минимального радиуса разворота по кузову (по переднему бамперу);
- рекомендуемое приближение автомобиля к конструкциям здания (оборудованию) при въезде (приведено в [14] в зависимости от категории автомобиля);
- внутренний габаритный радиус (определяется в процессе построения шаблона);
- ось шаблона определяется пересечением оси задних колес автомобилей (или оси задней тележки автомобиля) и центром минимального габаритного радиуса разворота по кузову (или центром минимального габаритного радиуса по колее внешнего переднего колеса автомобиля).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.10 На стоянках автомобилей с 50 машино-местами и более при основном въезде-выезде по заданию на проектирование рекомендуется предусматривать КПП (помещения для уборочной техники, обслуживающего персонала, туалета и т.п.), оборудованную площадку для размещения первичных средств пожаротушения, средств индивидуальной защиты и пожарного инструмента [7].
5.11 В помещениях хранения легковых автомобилей манежного типа для выделения постоянно закрепленных машино-мест индивидуальных владельцев допускается применение ограждения (в виде сетки) из негорючих (НГ) материалов.
5.12 Предусматривать стоянки для размещения газобаллонных автомобилей не допускается:
- в подземных этажах стоянок автомобилей;
- в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;
- в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа с неизолированными рампами;
- при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу, многоэтажных отдельно стоящих гаражей-стоянок.
5.13 Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей должны предусматриваться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях степени огнестойкости I, II, III, IV классов конструктивной пожарной опасности С0.
Газобаллонные автомобили разрешается парковать на верхних этажах стоянок автомобилей. Размещение мест хранения газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа, в том числе механизированных, не регламентируется.
5.14 Поэтажное размещение парковочных мест для МГН должно соответствовать требованиям СП 59.13330.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
5.15 Допустимое количество этажей для наземных и подземных стоянок автомобилей следует принимать с учетом их степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности по подразделам 6.3 и 6.4 СП 2.13130.2020.
5.16 Многоэтажные стоянки автомобилей высотой более 10 м должны иметь не менее двух выходов на кровлю. Выходы на кровлю должны отвечать требованиям СП 4.13130.
5.17 Высота помещений хранения автомобилей, а также расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций, инженерных коммуникаций или подвесного оборудования в местах проезда автомобилей, высота над рампами и воротами должны быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого автомобиля, но не менее 2 м. При этом классы размещаемых автомобилей указывают в задании на проектирование. Высота проходов на путях эвакуации людей должна быть не менее 2 м.
5.18 В многоэтажных стоянках автомобилей должна быть предусмотрена гидроизоляция по СП 29.13330 от проникновения сточных вод и других жидкостей. Продольные и поперечные уклоны полов каждого этажа, расположение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу, шахту лифта и этажи, расположенные ниже.
5.19 Уклон наклонных междуэтажных перекрытий должен быть не более 6%.
5.20 В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ 34756.
Количество грузовых лифтов принимается из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого, с учетом требований раздела 6 и ГОСТ 34758.
Размеры кабины и шахты, двери шахты и кабины грузового лифта следует предусматривать согласно ГОСТ 8823. Размеры кабины пассажирского лифта (одного из пассажирских лифтов) должны обеспечивать транспортирование МГН, пользующихся креслами-колясками, в соответствии с ГОСТ 33652.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.21 В стоянках автомобилей, встроенных в здания другого назначения, общие лестничные клетки и общие лифтовые шахты следует предусматривать в соответствии с 6.2.
5.22 В многоэтажных зданиях стоянок автомобилей для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы, пандусы, наклонные междуэтажные перекрытия, специальные автомобильные лифты (по ГОСТ 33984.1), или механизированные устройства.
При использовании конструкций с непрерывным спиральным полом каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).
5.23 Число рамп и число необходимых въездов-выездов соответственно на стоянках автомобилей должны приниматься в зависимости от числа автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого (для подземных стоянок - на всех этажах), с учетом режима работы стоянки автомобилей, расчетной интенсивности движения и планировочных решений по его организации.
Тип и число рамп должны приниматься при числе автомобилей:
а) до 100 - одна однопутная рампа с применением соответствующей сигнализации или одна двухпутная рампа;
б) до 1000 - одна-две двухпутные рампы или две-три однопутные рампы;
в) свыше 1000 - две-три двухпутные рампы или другое равноценное сочетание рамп.
Въезд-выезд из подземной встроенной стоянки автомобилей, а также въезд-выезд из лифта для транспортирования автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через стоянку автомобилей на первом или цокольном этаже по проезду вне участков расположения автомобилей.
5.24 Ширина маршей и площадок эвакуационных лестничных клеток, площадок и лестниц 3-го типа должна быть не менее 1 м.
5.25 В наземных стоянках автомобилей закрытого типа допускается устройство неизолированных рамп в соответствии с требованиями 6.2.
Устройство общей неизолированной рампы между подземными и надземными этажами стоянки автомобилей не допускается.
5.26 Рампы и пандусы в стоянках автомобилей должны соответствовать следующим требованиям:
а) продольный уклон прямолинейных рамп по оси полосы движения в закрытых неотапливаемых и открытых стоянках должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%, комбинированных рамп - прямолинейных участков с уклоном до 18% и криволинейных участков с уклоном до 13%, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп - не более 10%.
При подогреве или других инженерных решениях, устраняющих обледенение проезжей части рампы, уклон открытых рамп должен быть, как для закрытых рамп;
б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6%;
в) на рампах с пешеходным движением должен быть предусмотрен тротуар шириной не менее 0,8 м с бордюром высотой не менее 0,1 м;
г) параметры сопряжения рампы определяются графическим способом с учетом характеристик (клиренс, углы въезда, съезда, колесной базы) в соответствии с классами размещаемых автомобилей в стоянке автомобилей (с учетом требований приложения А). Характеристики размещаемых автомобилей для определения сопряжения рампы допускается уточнять заданием на проектирование.
д) минимальная ширина проезжей части рамп: прямолинейной и криволинейной - 3,5 м;
Примечание - В стесненных условиях минимальную ширину проезжей части рамп на прямолинейных участках допускается предусматривать менее 3,5 м, но не менее 3 м, при условии обеспечения соответствия габаритов автомобилей (приложение А), допускаемых проездов по рампе параметрам проектируемой рампы (ширина, внутренний и внешний радиусы в плане) и организации технических мероприятий, предусматривающих исключение наезда и столкновения с другими автомобилями, движущимися по проезжей части встречного направления, а также предотвращающих наезд автомобилей на строительные конструкции здания.
е) минимальная ширина въездной и выездной полос участка, прилегающего к рампе, определяется графическим способом в зависимости от класса автомобиля (приложение А);
ж) минимальный внешний радиус криволинейных участков - 7,4 м.
Примечание - Внешний радиус криволинейных участков уточняется заданием на проектирование в зависимости от класса автомобиля.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.27 При транспортировании автомобилей грузовыми лифтами (подъемниками) вместимость подземных и наземных стоянок автомобилей не должна превышать 100 машино-мест.
При размещении стоянок автомобилей на двух и более этажах необходимо устанавливать не менее двух грузовых лифтов в шахтах, ограждающие конструкции которых должны быть с пределами огнестойкости не менее пределов огнестойкости междуэтажных перекрытий. Двери лифтовых шахт грузовых лифтов должны иметь предел огнестойкости согласно [3].
5.28 Въезд-выезд из подземных этажей стоянок автомобилей через парковочные места зоны хранения автомобилей на первом или цокольном этаже не допускается.
5.29 Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек вблизи ворот или в воротах следует предусматривать противопожарную дверь (калитку) согласно требованиям СП 1.13130.
5.30 В помещениях для хранения автомобилей в местах въезда-выезда на рампу или в смежный пожарный отсек, по контуру этажей открытых стоянок автомобилей и стоянок автомобилей с полуэтажами, а также на покрытии (при размещении там стоянки автомобилей) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива (устройство пандусов-порогов, лотки для стекания топлива и др.).
5.31 В многоэтажных подземных и наземных стоянках автомобилей разрешается выполнять транзитный проезд из рампы в рампу через помещение для хранения автомобилей.
5.32 Тип покрытия полов стоянок автомобилей в зависимости от вида и интенсивности механических и тепловых воздействий с учетом специальных требований к полам назначают в соответствии с требованиями СП 29.13330. Покрытие полов стоянки автомобилей должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов, масел и противогололедных реагентов по СП 28.13330 и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.
Покрытие полов рамп, пандусов и пешеходных дорожек на них должно быть из материалов, исключающих скольжение.
5.33 Лифты стоянок автомобилей, кроме лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны, должны быть оборудованы автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей и последующее отключение в соответствии с ГОСТ 34442.
5.34 При стоянках автомобилей постоянного хранения (кроме размещаемых под жилыми домами), рассчитанных на более чем 200 машино-мест, по заданию на проектирование предусматривают мойку автомобилей с очистными сооружениями и оборотной системой водоснабжения. Проектировать такие стоянки автомобилей следует в соответствии с СП 32.13330.
5.35 Число постов и тип мойки (ручная или автоматическая) принимаются из условия организации одного поста на 200 машино-мест и один пост на каждые последующие полные и неполные 200 машино-мест и устанавливаются в задании на проектирование.
5.36 Допускается вместо устройства мойки использование моечных пунктов, располагающихся в радиусе не более 400 м от проектируемого объекта.
5.37 В подземных стоянках автомобилей допускается размещать не ниже первого (верхнего) этажа мойку автомобилей, помещения технического персонала, насосные пожаротушения, трансформаторные подстанции только с сухими трансформаторами.
Размещение других технических помещений подземной стоянки автомобилей (автоматические насосные станции для откачки воды при тушении пожара и других утечек воды, водомерные узлы, помещения электроснабжения, вентиляционные камеры, тепловые пункты и др.) не регламентируется.
5.38 При использовании крыши здания стоянки автомобилей к покрытию устанавливают те же требования, что и для перекрытий стоянки автомобилей.
5.39 Крыши подземных, полуподземных, закрытых обвалованных и наземных стоянок автомобилей рекомендуется выполнять с эксплуатируемой или озелененной кровлей с учетом требований СП 17.13330, СП 82.13330, ГОСТ Р 58875 и 7.1.6.
Высоту ограждения эксплуатируемой и озелененной кровли следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 17.13330.
Эвакуация с эксплуатируемых кровель должна обеспечиваться в соответствии с требованиями СП 1.13130.
5.40 Вдоль стен, к которым автомобили устанавливаются торцевой и продольной сторонами, а также с обеих сторон проезжей части рампы следует предусматривать колесоотбойные устройства, в том числе в виде ограждений из полимерных материалов, высотой не менее 0,1 м и шириной 0,15 м.
Колесоотбойные устройства рекомендуется изготовлять из бетона, металла, или полимерных материалов, а также из полимерных материалов (высокопрочных композитных материалов с высокой устойчивостью к износу и разрушениям).
В колесоотбойных устройствах (тротуарах) допускается располагать воздуховоды для удаления воздуха из нижней зоны этажа.
При установке колесоотбойного устройства, в том числе ограждения из полимерных материалов, расстояние от стены до грани колесоотбойного устройства со стороны автомобиля должно быть не менее: 0,4 м при установке автомобилей параллельно стене; (0,3+r), где r - расстояние от автомобиля до стены, принимаемое согласно приложению А в зависимости от схемы расстановки при установке автомобилей перпендикулярно к стене.
Для двухпутной рампы предусматривается также средний барьер высотой 0,15 м и шириной 0,2 м, разделяющий проезжие части.
На рампах с пешеходным движением вместо одного из колесоотбойных устройств с внутренней стороны рампы предусматривается тротуар шириной 0,8 м.
5.41 В стоянках с парковочными местами, закрепленными за владельцами, допускается многорядная парковка двух машин, принадлежащих одной семье или одному владельцу, при соблюдении расстояний согласно приложению А и при включении такого размещения парковочных мест в задание на проектирование.
6 Обеспечение надежности и безопасности
6.1 Требования к конструктивным решениям
6.1.1 Основания и несущие конструкции стоянки должны быть запроектированы согласно [3], ГОСТ 27751, СП 2.13130, СП 16.13330, СП 20.13330, СП 63.13330 и СП 70.13330.
Конструкции должны быть рассчитаны на действие нагрузок от собственного веса и конструкций, которые на них опираются, снеговых и ветровых нагрузок, нагрузок от транспортного и инженерного оборудования в соответствии с СП 20.13330, с учетом восприятия воздействия от опасных геологических процессов в районе строительства.
6.1.2 Конструкции должны обладать нормативными по ГОСТ 27751 долговечностью и надежностью, в том числе с учетом возможности возникновения опасных аварийных ситуаций.
6.1.3 Проектирование здания (сооружения) при действии особых нагрузок и воздействий на строительные конструкции требуется выполнять согласно СП 296.1325800 и заданию на проектирование.
6.1.4 При проектировании стоянок автомобилей, возводимых в районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов, необходимо соблюдать требования раздела 9 СП 14.13330.2018.
6.1.5 Для обеспечения требуемых ГОСТ 27751 долговечности и надежности строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и оборудования следует обеспечить условия эксплуатации согласно СП 467.1325800, СП 255.1325800, СП 336.1325800, СП 347.1325800, а также СП 304.1325800 (при наличии большепролетных конструкций).
6.1.6 В зданиях большой протяженности должны предусматриваться температурно-усадочные, осадочные и антисейсмические швы в зависимости от их объемно-планировочных решений и природно-климатических условий района строительства.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.