Руководящий документ РД 31.04.23-94 Наставление по предотвращению загрязнения с судов.
РД 31.04.23-94
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Наставления по предотвращению загрязнения с судов
Дата введения 1995-01-01
1. РАЗРАБОТАН АОЗТ "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АОЗТ ЦНИИМФ)
Первый заместитель Генерального директора, д-р. техн. наук С.Н.Драницын
Заведующий лабораторией экологической безопасности морского транспорта, руководитель разработки, канд. хим. наук Г.Н.Семанов
Ответственный исполнитель, научн. сотр. Ю.Б.Кирш
Заведующий отделом стандартизации А.П.Вольваченко
2. ВНЕСЕН Госморспасслужбой России при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта
Начальник Главного управления В.И.Карев
3. СОГЛАСОВАН Комитетом Российской Федерации по рыболовству
Заместитель председателя В.Г.Рудников
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ
Заместитель министра А.А.Аверченков
Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации
Заместитель главного государственного санитарного врача Российской Федерации А.А.Монисов
Морским Регистром Судоходства
Главный инженер Ю.И.Быков
4. УТВЕРЖДЕН Департаментом морского транспорта
Заместитель директора С.В.Палехов
5. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ инструктивным письмом Департамента морского транспорта от "09" сентября 1994 г. за N ДМТ-35/17-44
6. ВЗАМЕН РД 31.04.23-86
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящее наставление устанавливает эксплуатационные требования, организационные и технические мероприятия по предотвращению загрязнения морской среды с судов.
Требования наставления обязательны для транспортных, пассажирских, технических, учебных, научно-исследовательских, служебяно-вспомогательных, спортивных судов и других плавсредств.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ответственность и контроль
1.1.1. Ответственность за выполнение на судне комплекса мероприятий по предотвращению загрязнения с судов возлагается на капитана судна. Капитан судна отвечает за:
- реализацию политики судовладельца по обеспечению безопасности и охраны окружающей среды на основе международных конвенций, кодексов и национального законодательства;
- побуждение экипажа к проведению этой политики;
- издание соответствующих приказов и инструкций в ясной и простой форме;
- проверку процедур по обеспечению безопасности и предотвращения загрязнения;
- по вопросам безопасности и предотвращения загрязнения капитан обладает полной властью и полномочиями для принятия любых действий, которые, по его мнению, лучшим образом отвечают интересам пассажиров, экипажа, судна и морской среды;
- капитан судна обязан информировать судовладельца о таких неисправностях и других проблемах, которые могут влиять на безопасную эксплуатацию судна или могут нести угрозу загрязнения и которые требуют содействия судовладельца для обеспечения их устранения.
Персонал судна должен поступать согласно политике судовладельца по обеспечению безопасности и охране окружающей среды, а также указаниям и приказам капитана в этом отношении, обязан проявлять ответственность в целях предотвращения любых травматических повреждений или ущерба и любого загрязнения морской среды.
1.1.2. Настоящее Наставление включает требования законодательных актов Российской Федерации, правила контролирующих организаций по охране окружающей среды, в том числе СанПиН N 4631-88 и международные договоры России. При обеспечении мер по предотвращению загрязнения с судов необходимо руководствоваться также указаниями и требованиями правил технической эксплуатации, техники безопасности, приказов и инструкций Департамента морского транспорта и пароходств, предписаний контролирующих организаций по охране морской среды от загрязнения.
При пребывании судна в водах, находящихся под юрисдикцией других государств, следует также выполнять требования национальных законов и правил этих государств по охране вод от загрязнения.
1.1.3. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной вод осуществляют специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные органы, а также органы рыбоохраны Роскомрыболовства и Госсанэпиднадзора России. По отношению к судам, следующим по трассе Северного морского пути и трассам смежных с ним районов, такой контроль осуществляет Администрация Северного морского пути через Гидрографическое предприятие.
1.1.4. Функции государственного санитарного надзора судов в части предотвращения загрязнения с судов осуществляется на местах представителями бассейновых центров Госсанэпиднадзора на транспорте.
1.1.5. Функции технического надзора в части предотвращения загрязнения морской среды с судов осуществляет Морской Регистр Судоходства.
1.1.6. В соответствии с общими положениями о надзорной деятельности в функции Морского Регистра Судоходства входит:
- надзор за проектированием, изготовлением, испытанием и эксплуатацией судового оборудования по предотвращению загрязнения моря;
- выдача на оборудование по предотвращению загрязнения моря сертификатов Морского Регистра Судоходства и свидетельств о типовом испытании или одобрении, предусмотренных резолюциями ИМО и Комитета защиты морской среды ИМО;
- надзор за строительством и переоборудование судов в соответствии с требованиями Конвенции МАРПОЛ 73/78;
- выдача судам Международных свидетельств, предусмотренных Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и Правилами Морского Регистра Судоходства.
1.1.7. Надзору Морского Регистра Судоходства подлежат:
- система автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод;
- автоматическое запорное устройство;
- индикаторы поверхности раздела "нефть-вода";
- стандартное сливное соединение для выдачи нефтесодержащих вод;
- система мойки танков сырой нефтью;
- отстойные танки на танкерах;
- система перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих вод, включая сборные емкости;
- оборудование для вентиляции и мойки танков на химовозах;
- система удаления остатков вредных жидких веществ;
- установки для обработки и обеззараживания сточных вод, включая сборные цистерны;
- стандартное сливное соединение для выдачи сточных вод;
- установка для обработки и сжигания мусора;
- устройство для сбора мусора.
1.1.8. Периодичность и порядок освидетельствования оборудования, систем, устройств и приборов, предназначенных для предотвращения загрязнения моря с судов устанавливается Морским Регистром Судоходства.
Администрация судна обязана соблюдать сроки освидетельствования и заблаговременно готовить судно, оборудование, системы, устройства и приборы, предназначенные для предотвращения загрязнения с судов, для освидетельствования, а также заявлять Морскому Регистру Судоходства обо всех имевших место в период между освидетельствованиями авариях и выходах из строя указанного оборудования, систем, устройств и приборов.
1.1.9. В случае каких-либо разночтений положений настоящего Наставления с техническими требованиями "Правил Регистра по предотвращению загрязнения с судов" предпочтение должно отдаваться "Правилам Регистра...".
1.1.10. Термины и определения, принятые в настоящем наставлении, приведены в справочном приложении А.
1.1.11. Перечень нормативных документов, являющихся исходным материалом для разработки наставления, приведен в справочном приложении Г.
1.2. Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов
1.2.1. Суда, совершающие плавание за пределами внутренних и территориальных вод России, обязаны выполнять все применимые к ним положения действующих международных конвенций по предотвращению загрязнения, участником которых является Россия. Допустимые нормы и условия сброса вредных веществ с судов при этом определяются международными конвенциями в зависимости от различных параметров, характеризующих судно и его позицию относительно ближайшего берега.
МАРПОЛ 73/78 вступила в силу в октябре 1983 года с Приложением 1 (Правила предотвращения загрязнения нефтью). По состоянию на 1 сентября 1993 года вступили в силу также Приложение II (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми наливом), Приложение III (Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке грузовых контейнерах, съемных танках и автодорожных и железнодорожных цистернах) и Приложение V (Правила предотвращения загрязнения мусором с судов).
Постановлением Совмина СССР от 6 июля 1987 года принято Приложение IV (Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов) МАРПОЛ 73/78.
Приказом министра морского флота N 161-пр от 8 октября 1987 года, изданном во исполнение указанного выше Постановления Совмина СССР, вменяется в обязанность безусловное выполнение требований Приложения IV МАРПОЛ 73/78.
1.2.2. При нахождении во внутренних и территориальных водах России, а также водах экономической зоны России все суда должны выполнять требования национальных правил России по предотвращению загрязнения с судов.
2. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ
2.1. Требования для всех судов
2.1.1. Общие положения
2.1.1.1. Журнал нефтяных операций
2.1.1.1.1. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более и на каждом судне, не являющемся нефтяным танкером, валовой вместимостью 400 рег.т и более должен находиться Журнал нефтяных операций (ЖНО) часть I. В ЖНО часть I представлен полный перечень операций машинного отделения, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).
2.1.1.1.2. На каждом нефтяном танкере валовой вместимостью 150 рег.т и более наряду с ЖНО часть I должен находиться ЖНО часть II для записи соответствующих грузовых и балластных операций. В ЖНО часть II представлен полный перечень грузовых и балластных операций, которые в надлежащих случаях подлежат регистрации в ЖНО в соответствии с Правилом 20 Приложения I Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78).
2.1.1.1.3. ЖНО является судовым документом и оформляется в соответствии с установленным для судовых документов порядке, т.е. должен быть прошнурован, внесен в реестр судовых документов и заверен капитаном порта, в котором получен журнал. Каждая запись в ЖНО должна быть подписана ответственным за проведение операции лицом с указанием даты записи. Рядом с подписью в скобках указывается должность, фамилия и инициалы ответственного лица. Каждая заполненная страница Журнала подписывается капитаном судна.
2.1.1.2. Оборудование для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти
2.1.1.2.1.1. Любое судно валовой вместимостью 400 рег.т и более должно быть оснащено оборудованием для фильтрации нефти, за исключением случая плавания только в особых районах.
2.1.1.2.1.3. Суда, построенные до 6 июля 1993 года (дата окончания постройки), могут использовать оборудование для нефтеводяной сепарации при условии его замены на оборудование для фильтрации нефти до 6 июля 1998 года.
2.1.1.2.2. Эксплуатация вышеупомянутого оборудования проводится согласно технологическим инструкциям на данное оборудование, которые должны находиться на борту судна. Оборудование всегда должно поддерживаться в исправном состоянии.
2.1.1.2.3. Нефтеочистная установка должна иметь выданное Морским Регистром Судоходства свидетельство о типовом испытании или одобрении оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти, которым подтверждается, что оборудование и система прошли испытания в соответствии с установленными ИМО нормативами и признаны удовлетворяющими требованиям этих нормативов и международное свидетельство ф.2.4.5 с Дополнением А по предотвращению загрязнения моря нефтью, выданное при очередном или первоначальном освидетельствовании, с отметкой о результатах ежегодного освидетельствования.
Если судно в соответствии с положениями МАРПОЛ 73/78 освобождено от необходимости установки нефтеочистного оборудования и на нем установлены цистерны для накопления нефтесодержащих вод и системы для сдачи их на приемные сооружения (на танкерах для этой цели могут использоваться отстойные танки), то в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью с судов, имеющих такое свидетельство, Морским Регистром Судоходства делается об этом соответствующая отметка.
2.1.1.2.4. Наличие свидетельств Морского Регистра Судоходства о типовом испытании или типовом одобрении оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти не снимает ответственность с судна, если при сбросе нефтесодержащих вод через сепарационное оборудование или систему фильтрации нефти произойдет фактическое загрязнение моря нефтью. Поэтому всякий сброс в море нефтесодержащих вод через указанное оборудование должен проводиться под контролем сигнализатора (см. п.2.1.6.) и, кроме того, необходимо вести визуальное наблюдение за поверхностью воды за бортом судна в месте выхода отсепарированной воды из забортного сливного отверстия.
2.1.1.2.5. В случае выхода САЗРИУС или сигнализатора из строя, до ввода их в действие, контроль за нефтесодержанием сливаемых с судна в море нефтеводяных смесей допускается осуществлять с помощью различных неавтоматических стационарных или переносных приборов. Во всех этих случаях обязателен постоянный визуальный контроль за сбросом. При выходе системы САЗРИУС или сигнализатора из строя в ЖНО делается соответствующая запись.
2.1.1.2.6. В случае, если в сливаемой нефтеводяной смеси или на поверхности воды появляются следы нефти, то слив должен быть немедленно прекращен.
2.1.1.2.7. Эксплуатацию оборудования для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти необходимо осуществлять в строгом соответствии с инструкциями. Превышение скорости перекачки, заданной инструкцией, служит причиной превышения содержания нефти в сбрасываемом потоке, поэтому скорость перекачки необходимо постоянно контролировать. Максимальную скорость перекачки следует применять при низкой исходной концентрации нефти, при высокой загрязненности воды скорость перекачки рекомендуется снижать. Все отказы в работе сепарационного оборудования или системы фильтрации необходимо фиксировать в формулярах на это оборудование и в ЖНО.
2.1.1.2.8. До тех пор, пока применение конкретного моющего вещества не утверждено Администрацией и не одобрено органами санитарного надзора, Росрыбвода и Минприроды РФ для использования на имеющихся на судне водонефтяных сепараторах или фильтрах, эти моющие вещества запрещается применять для очистки льял, грузовых и топливных танков, если использованная в процессе мойки промывочная вода будет сбрасываться через водонефтяные сепараторы или фильтры.
2.1.1.2.9. Собранные после прохода нефтесодержащих вод через сепарационное или фильтрующее оборудование нефтяные остатки должны быть перекачаны в специальную цистерну для сдачи на приемные сооружения или сжигания в судовом котле или инсинераторе.
2.1.1.2.10. Оборудование для нефтеводяной сепарации и для фильтрации нефти изготовленные, испытанные и установленные на суда под наблюдением Морского Регистра Судоходства необходимо в указанные в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью сроки предъявить Морскому Регистру Судоходства на переосвидетельствование с целью подтверждения соответствия оборудования и систем требованиям, предъявляемым к ним, и продления сроков действия этого свидетельства.
2.1.1.2.11. Если установленное на судне нефтеочистное оборудование, в силу своих технических характеристик или по причине неисправности, не может снизить содержание нефти в сливаемой за борт воде до допустимого уровня, то клапаны, отсекающие такое оборудование от забортного пространства, должны быть закрыты, обжаты и опломбированы в соответствии с рекомендациями п.2.1.1.4., а нефтесодержащие воды при этом необходимо собирать на судне, а затем сдавать на приемные сооружения.
2.1.1.3. Общие требования к судовым операциям
При погрузке или перемещении нефти на судне, бункеровке или сбросе нефтесодержащих смесей должны быть предприняты следующие меры:
2.1.1.3.1. При швартовке судно должно быть надежно закреплено исправными тросами или канатами, способными выдержать требуемую нагрузку. Швартовые концы должны регулярно проходить освидетельствование и проверяться на соответствующее растяжение с тем, чтобы свести к минимуму любое перемещение судна от или вдоль причала, особенно при значительных величинах приливов и отливов.
2.1.1.3.2. При грузовых операциях между двумя судами на рейде или в открытом море с целью предотвращения повреждения судов при швартовке или подвижке на волнении необходимо применять мягкие пневматические кранцы. Грузовые шланги при этом должны быть подвешены так, чтобы была исключена возможность повреждения их между бортами судов.
2.1.1.3.3. Перед началом операций, связанных с нефтью или нефтесодержащими смесями, должны быть проверены все клапаны, через которые нефть может попасть в море и, если они не будут использоваться, то они должны быть опломбированы.
2.1.1.3.4. Для того, чтобы исключить просачивание нефти на время операций все шпигаты, через которые нефть может вытечь за борт, должны быть надежно заглушены. Скапливающуюся на палубе по различным причинам воду (дождь, тающий снег) необходимо периодически удалять через шпигаты, временно открывая их. После удаления воды шпигаты вновь надежно закрываются.
2.1.1.3.5. Перед началом и во время операций под устройствами, при помощи которых производится присоединение шлангов к судовому трубопроводу приемки данной жидкости, а также под воздушными трубами соответствующих танков устанавливаются переносные или стационарные поддоны достаточной вместимости, которые должны по мере необходимости осушаться. В тех местах, где нет устройств для дренажа шлангов и трубопроводов они должны быть немедленно после рассоединения заглушены.
2.1.1.3.6. В местах возможных утечек для сбора небольших количеств разлитой нефти должны всегда находиться впитывающие нефть материалы, такие как песок или сорбенты. Любая разлитая на палубе нефть должна быть немедленно собрана. Не допускается смывать за борт разлитую нефть.
2.1.1.3.7. В процессе операций с нефтью между судном и берегом (бункеровщиком, морским терминалом) должна быть обеспечена надежная связь. Связь должна регулярно проверяться. Все используемые сигналы должны быть выяснены до начала операций и быть понятными для ее участников.
2.1.1.3.8. Для обеспечения раннего обнаружения протечек или повреждения, шланги (см. п.2.2.4.2.3.) и другое используемое оборудование должны проверяться перед началом операций и в процессе операций через определенные интервалы времени. Во время операций шланги должны быть надежно соединены и закреплены. Особое внимание следует обращать на предотвращение возможности их сдавливания между судном и причалом или между днищем судна и подводными трубопроводами морской платформы.
2.1.1.3.9. Длина шлангов должна быть достаточной для обеспечения нормального движения судна. Шланги не должны изгибаться радиусом меньшим допустимого.
2.1.1.3.10. Перед попыткой подъема любого шланга на борт капитан или другой ответственный за данную операцию представитель командного состава, должны убедиться, что их общий вес не превышает грузоподъемности судовой стрелы или крана поднимающего шланг.
2.1.1.3.11. При минусовой температуре наружного воздуха не допускается использовать в соединениях трубопроводов прокладок из влагопоглощающих материалов, так как при повышении температуры во время погрузки и выгрузки теплых жидкостей прокладки могут дать течь.
2.1.1.3.12. Все судовые выходы на палубу со стороны бункеровщиков должны быть закрыты и немедленно закрываться после прохода.
2.1.1.3.13. При подходе к порту судно должно сделать предварительный запрос для выяснения возможности сдачи судовых водонефтяных отходов на его приемных сооружениях. Если капитан судна имеет трудности в сдаче таких отходов из-за отсутствия соответствующих приемных сооружений, то он обязан известить об этом Администрацию флага судна для передачи сообщений в Организацию.
2.1.1.3.14. Если будет обнаружено, что береговые устройства для слива и налива не соответствуют своему назначению, находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, плохо обслуживаются береговым персоналом, что может привести к разливу вредного вещества, лицо, ответственное со стороны судна за выполнение операции, должно обратить на это внимание берегового персонала. Если береговым персоналом не принимаются меры по обеспечению безопасной работы шлангов, то капитан должен уведомить об этом представителя агентирующей фирмы (при операциях в загранпорту) или диспетчера порта (при операциях в российском порту). В любом случае эти факты должны быть зафиксированы в судовом журнале.
2.1.1.3.15. Рекомендуется всегда использовать проверочный лист (приложение Б).
2.1.1.4. Пломбирование клапанов на судне
2.1.1.4.1. Перед входом судна в зону, в которой запрещен сброс вредных веществ, все клапаны, клинкеты или другие запорные устройства, ведущие к борту и через которые сбрасываются вредные вещества за борт, необходимо закрыть и опломбировать. Пломбирование производит экипаж судна судовым пломбиратором. При стоянке судна в порту или следовании особым районом заступающий на вахту должен проверить состояние и сохранность пломб.
2.1.1.4.2. Пломбирование производится лично капитаном или лицом, уполномоченным капитаном. Такими лицами могут быть лица командного состава, несущие персональную ответственность за техническую эксплуатацию судовых систем и устройств судна, через которые может произойти загрязнение моря.
2.1.1.4.3. Опломбированный клапан (иное запорное устройство) должен оставаться в том положении, в какое он был приведен в момент пломбирования, и любые манипуляции с таким клапаном, кроме обусловленных аварийными ситуациями, категорически запрещаются до тех пор, пока на снятие пломбы не будет получено разрешение от капитана судна или лица его замещающего.
2.1.1.4.4. Пломбиратор постоянно хранится у капитана (а при отсутствии капитана на борту судна - у лица командного состава, назначенного капитаном и оформленного приказом по судну) и выдается лицу, которому поручается произвести пломбирование. Сразу по окончании пломбирования пломбиратор возвращается ответственному хранителю.
2.1.1.4.5. Пломбиратор на пломбе должен воспроизводить четкое изображение строительного номера судна или другого отличительного знака, объявленного приказом по судну.
2.1.1.4.6. В каждом случае пломбирования, производимого с целью предотвращения загрязнения моря с судов, делается запись в судовом или машинном журнале (в зависимости от того, какой персонал производит пломбирование). Запись должна содержать сведения, по которым можно точно установить:
.1 дату и время наложения пломбы;
.2 географические координаты или другие данные, точно определяющие местонахождение судна в момент наложения пломбы;
.3 должность и фамилию лица, наложившего пломбу;
.4 назначение клапана (иного запорного устройства), на который наложена пломба;
.5 рабочее положение (открыто, закрыто, обжато и т.п.), в котором клапан зафиксирован пломбой;
.6 отличительную характеристику пломбы.
2.1.1.4.7. В тех случаях, когда согласно требованиям портовых правил пломбирование определенных судовых клапанов производится также представителем берега, в журнал, кроме сведений по п. 2.1.1.4.6., также записывается фамилия, имя, отчество и должность лица, устанавливающего пломбу.
2.1.1.4.8. Клапан (запорное устройство), который подвергается пломбированию, должен быть специально приспособлен к таковой операции. После постановки пломбы должна исключаться всякая возможность без нарушения пломбы вывести клапан из зафиксированного пломбой положения. При этом также должна исключаться возможность обхода пломбы за счет отдачи резьбовых или любых других соединений на приводе клапана.
2.1.1.4.9. Если изменение рабочего положения клапана может осуществляться не только местным ручным приводом, но и дистанционно, то пломба ставится соответственно в двух местах: непосредственно на местном приводе и на постах дистанционного управления.
2.1.1.4.10. После пломбирования клапана на нем должен быть закреплен (навешен) транспарант (табличка) с текстом, например: "Пломба! Не открывать!", "Клапан опломбирован! Не открывать!", "Внимание! Опломбировано, не открывать!" и т.п.
2.1.1.4.11. На судне должны быть вывешены на видном месте схемы расположения клапанов, которые надлежит держать в закрытом положении под пломбой в период плавания судна в районах моря или в период стоянки в порту, где сброс вредных веществ или их смесей запрещен. Каждому такому клапану рекомендуется присвоить отличительный индекс.
2.1.1.4.12. В тех случаях, когда управление клапанами может производиться дистанционно, на схемах должны быть показаны также места расположения пультов дистанционного управления такими клапанами.
2.1.1.4.13. Для каждой судовой системы (включая устройство для сбора мусора), с помощью которой на судне производятся операции с вредными веществами, должна составляться своя отдельная схема расположения пломбируемых клапанов (запорных устройств). Один экземпляр таких схем должен храниться вместе с журналом регистрации операций с соответствующими вредными веществами.
2.1.1.4.14. Снимать пломбы разрешается после выхода судна за пределы запретных для сброса зон. При этом допустимый сброс вредных веществ следует производить по возможности дальше от границ этих зон. Факт снятия пломбы также оформляется записью в судовом или машинном журнале. Запись должна давать возможность точно установить:
.1 дату и время снятия пломбы;
.2 географические координаты или другие данные, точно определяющие местонахождение судна в момент снятия пломбы;
.3 клапан или запорное устройство, с которого снята пломба;
.4 должность и фамилию лица, снявшего пломбу.
Если пломба снимается до выхода судна за пределы зон, оговоренных в п.2.1.1.4.1., то запись в журнале должна указывать причину, обусловившую такое действие, и лицо, принявшее решение о снятии пломбы.
2.1.1.4.15. В случаях, когда происходит непреднамеренный, случайный срыв пломбы, об этом немедленно ставится в известность капитан судна или лицо, его замещающее и клапан немедленно пломбируется вновь. Если пломба была поставлена представителем берега, то дальнейшие действия необходимо производить в соответствии с порядком, установленным для данного случая правилами порта.
2.1.1.4.16. О срыве и последующем восстановлении пломб делаются соответствующие записи в судовом или машинном журнале.
2.1.1.4.17. Клапаны на трубопроводах, заканчивающихся на открытой палубе и специально предназначенных для сдачи вредных веществ с судна на приемные сооружения, не пломбируются. На концевые фланцы таких трубопроводов ставятся заглушки, которые снимаются только тогда, когда судовой трубопровод присоединяется к трубопроводу приемного сооружения.
2.1.2. Бункеровочные операции
2.1.2.1. Любая бункеровочная операция (прием наливом топлива и масел): подготовка, проведение и окончание ее, а также меры, направленные на исключение загрязнения моря в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством ответственного лица (специально обученного члена экипажа, предпочтительно из числа командного состава), который должен лично наблюдать за всеми бункеровочными операциями на судне. Поставщик бункера также должен иметь соответствующее ответственное лицо. Между этими лицами должна постоянно поддерживаться связь в процессе всей бункеровочной операции.
По получении задания на предстоящий рейс лицо, ответственное за прием топлива и масла, составляет технологическую карту бункеровки. Технологическая карта утверждается капитаном судна.
2.1.2.2. На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа.
2.1.2.3. Такая инструкция должна содержать:
.1 описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:
- схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т.д.;
- местонахождение клапана или другого устройства для экстренного прекращения операции, для разобщения различных частей трубопровода и порядка действия по их использованию.
.2 обязанности ответственного лица;
.3 состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время выполнения операций;
.4 обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к работам по выполнению операций;
.5 порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящим бункеровочным операциям с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения;
.6 порядок начала, проведения и окончания мероприятий, последовательность заполнения танков;
.7 описание и порядок применения средств для локализации разлива, который может произойти во время бункеровочной операции;
.8 порядок оповещения о загрязнении топливом или маслом портовых вод;
.9 другие информационные материалы, указания, рекомендации, способствующие предотвращению загрязнения моря в период бункеровочных операций.
2.1.2.4. Во избежание возможных разливов нефти не допускаются бункеровочные операции на рейде при неблагоприятной погоде (волнение моря и ветер). В любом случае на проведение таких бункеровочных операций на рейде должно быть получено разрешение от администрации порта. Возможность проведения бункеровочной операции в зависимости от фактического состояния погоды определяют капитаны бункерующего и бункеруемого судов.
2.1.2.5. Перед бункеровкой.
2.1.2.5.1. Ответственное лицо должно убедиться в том, что все члены команды, занятые при бункеровке, знают судовую топливную систему, включая местонахождение и положение переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способы остановки потока нефти в аварийных случаях.
2.1.2.5.2. Ответственное лицо должно узнать у береговой команды или бункеровщика о максимально допустимой скорости потока нефти, а также о максимальном рабочем давлении в трубопроводах подачи топлива. Он должен знать номера танков, которые он может последовательно заполнять при поддержании достаточной стабильности условий. Ему необходимо знать максимальное количество заполняемых танков, за которыми он и его команда должны обеспечить достаточный контроль. Все лица занятые при бункеровке должны знать последовательность заполнения танков.
2.1.2.5.3. Ответственное лицо должно лично удостовериться что вентиляционные трубы проверены и могут свободно и безопасно пропускать воздух и газы. Шпигаты должны быть заглушены (скапливающаяся на палубе во время дождя или таяния снега вода должна периодически спускаться, после чего шпигаты должны снова закрываться). Все вентили и соединения, а также воздушные трубы заполняемых танков, должны иметь поддоны, расположенные так, чтобы собрать все капли бункеруемой жидкости. Для болтовых соединений необходимо убедиться, что все болты на месте и надежно зажаты.
2.1.2.5.4. Ответственное лицо должно убедиться, что ведется постоянное наблюдение за наполнением танков с целью определения количества принятого на борт топлива и масла, лично убедиться, что можно безопасно принять необходимое количество топлива и масла. Он обязан удостовериться, что бункеровщик также проводит измерение количества отпускаемой жидкости. В случае нагрева топлива необходимо учитывать, что объем его увеличивается с ростом температуры.
2.1.2.5.5. Важно, чтобы переливной танк или бортовой танк, используемый в этом качестве, заполнялся последним. Приемный клапан этого танка должен быть закрыт до тех пор, пока он не будет заполняться в конце бункеровки. Проверка необходима, т.к. все остальные вентили на приемной линии должны быть открыты.
2.1.2.5.6. Основными причинами нефтяного загрязнения являются переполнение танков при бункеровке и повреждение гибких шлангов. Гибкие шланги следует проверять, испытывать и поддерживать в состоянии, требуемом производителем и соответствующими правилами.
2.1.2.5.7. На судах имеющих объединенную систему переливных труб, необходимо включить и держать в рабочем состоянии сигнализацию о переливе, проверить работу этой системы и сделать запись в машинном журнале о ее проверке. В этом случае поддоны (огороженные участки палубы или переносные емкости) должны быть установлены только под или вокруг отверстия воздушной трубы из переливной цистерны и под (или вокруг) приемного патрубка трубопровода приема топлива (масла).
2.1.2.6. Во время бункеровки.
2.1.2.6.1. Бункеровку необходимо начинать при минимальной интенсивности подачи, с тем чтобы можно было остановить прием при обнаружении неисправностей. После проверки поступления топлива (масла) в намеченные цистерны и отсутствия протечек в шланговых соединениях интенсивность бункеровки может быть доведена до номинальной. В процессе приемки необходимо постоянно контролировать давление на входе в судовой трубопровод с тем, чтобы убедиться, что не превышается максимальное рабочее давление.
2.1.2.6.2. Проводится периодическая проверка уровня жидкости в заполняемых танках. Перед окончанием заполнения каждого танка интенсивность заполнения необходимо снизить открытием клапанов в следующий заполняемый танк. Перед окончанием заполнения танка должен быть дан предупредительный сигнал бункеровщику и снижена скорость подачи. Закрыть клапаны заполненной цистерны можно только после открытия клапанов следующих танков. Вентили на приемных линиях нельзя закрывать до тех пор пока подача топлива или масла не будет прекращена, а шланги дренированы.
2.1.2.6.3. Через 10...15 мин после окончания заполнения цистерны и перекрытия клапанов необходимо проверить уровень топлива (масла) в ней. Повышение уровня означает, что в цистерну, несмотря на закрытие клапанов, продолжает поступать топливо (масло), и поэтому необходимо принять соответствующие меры для предотвращения перелива.
2.1.2.6.4. При бункеровке крупных судов, принимающих в портах топливо (масло) с большой интенсивностью, рекомендуется ограждать бункеруемое судно и бункеровщик боковым заграждением, предоставляемым портом по заявке капитана бункеруемого судна.
2.1.2.7. Окончание бункеровки.
2.1.2.7.1. Перед окончанием приема топлива (масла) необходимо уменьшить интенсивность подачи, о чем следует заранее уведомить персонал бункерующего сооружения. Цистерны двойного дна следует по возможности доливать из диптанков. Концевые палубные клапаны на трубопроводе приема топлива следует закрывать только после остановки подающего насоса и осушения шлангов.
2.1.2.7.2. После того как прием топлива (масла) окончен, произведены контрольные замеры в цистернах топлива (масла), закрыты и осушены шланги и клапаны на приеме топлива (масла), поддоны или огороженные емкости под приемными патрубками бункеровочных магистралей топлива (масла) осушены, можно отсоединять шланги.
2.1.2.7.3. По окончании бункеровки фланцы должны быть разъединены и заглушены на все болты, как на приемном трубопроводе так и на шланге. Эти работы должны производиться над поддонами. Все топливные линии и приемные клапаны танков должны быть надежно закрыты. Измерительные устройства танков должны закрываться в последнюю очередь.
2.1.2.7.4. О времени начала и окончания приема топлива (масла) необходимо сделать запись в ЖНО, часть I.
2.1.3. Перекачка топлива в пределах судна
2.1.3.1. При перекачке топлива в пределах судна, например, из цистерн основного запаса в расходную цистерну, необходимо убедиться, что все трубопроводы через которые топливо может попасть за борт надежно перекрыты и обезопасены от случайного открытия. В тех местах, где это возможно, необходимо установить глухие фланцы на трубопроводы выходящие за борт.
2.1.3.2. Ответственное лицо должно убедиться, что воздушные и переливные трубы чисты и исправны, сигнализация о переливе и указатели уровня в цистерне в рабочем состоянии, а переливная цистерна не заполнена. Мерительные трубы и/или индикаторы уровня на расходных цистернах не должны пропускать топливо в случае перелива цистерны.
2.1.4. Балластировка и дебалластировка танков, используемых переменно для топлива и балласта
2.1.4.1. Новые суда, не являющиеся нефтяными танкерами, валовой вместимостью 400 рег.т и более, а также нефтяные танкера валовой вместимостью 150 рег.т и более проектируются таким образом, что балластные воды в топливные танки обычно не принимаются. При неблагоприятных погодных или других экстремальных условиях, когда было неизбежно принятие в топливные танки балластной воды, использованный балласт необходимо сдавать на приемные сооружения или слить в море в соответствии с п.2.1.4.4. Все остальные суда, насколько это возможно и целесообразно, не должны принимать балластную воду в топливные танки.
2.1.4.2. При балластировке танков двойного назначения необходимо принять меры предосторожности против утечек топлива из трубопроводов за борт. Для этого насос, используемый для заполнения, должен быть включен до открытия клапана забортной воды. При этом все клапаны на напорной линии балластной магистрали, включая приемный клапан цистерны, необходимо держать открытыми. Необходимо проверить поступление воды в танк, предназначенный для приема балласта.
2.1.4.3. Необходимо периодически измерять уровень во всех танках, чтобы убедиться в том, что их уровень постоянен и вода поступает только в заполняемый танк. Переполнение заполняемого танка водой, содержащей нефть, может оказаться причиной загрязнения. Поэтому балластировка топливного танка такая же ответственная операция как и бункеровка и при ее выполнении необходимо соблюдать аналогичные меры по предотвращению загрязнения. После заполнения танка балластной водой клапаны на танке необходимо закрыть до остановки центробежного насоса с тем, чтобы предупредить обратное вытекание загрязненной воды за борт.
2.1.4.4. Операция дебалластировки танков двойного назначения может проводиться вне особых районов. В этом случае нефтесодержащие воды могут быть откачаны за борт через фильтрующее оборудование при условии соблюдения ниже перечисленных условий:
.1 судно находится в движении;
.3 сброс контролируется и управляется специальным оборудованием одобренным правилами МАРПОЛ 73/78.
В случае, если требуемое оборудование на судне не установлено или неисправно, то все загрязненные воды должны быть сохранены на борту судна для сдачи на береговые приемные сооружения.
2.1.5. Льяльные воды машинного отделения
2.1.5.1. Меры безопасности в машинном отделении
2.1.5.1.1. Каждое судно должно быть оборудовано средствами предотвращения проникновения топлива в льяльные воды машинного отделения. К их числу относятся желоба и поддоны под насосами, теплообменниками и т.п. Эти средства должны постоянно проверяться и, в тех случаях, когда у поддонов нет дренажа в танк с нефтяными отходами, любая накапливающаяся нефть, во избежание перелива, должна быть перемещена в сборный танк.
2.1.5.1.2. Необходимо следить за тем, чтобы льяльные воды машинного отделения не попадали в топливные дренажные линии и не переполняли танк нефтяных отходов.
2.1.5.1.3. Все топливные и масляные трубопроводы, а также связанное с ними оборудование должны регулярно проверяться с целью раннего обнаружения протечек и своевременного ремонта.
2.1.5.2. Сброс льяльных вод машинного отделения
________________
2.1.5.2.2. В случае отсутствия береговых приемных сооружений льяльные воды следует перекачать в какой-либо подходящий танк для хранения и последующего сброса через водонефтяной сепаратор, в соответствии с требованиями, приведенными ниже (см. п.2.1.5.2.3.; 2.1.5.2.4. и 2.1.5.2.5., а также приложение В).
2.1.5.2.3. Особые районы.
.1 В особых районах запрещается любой сброс в море нефти или смесей, содержащих нефть, с любого нефтяного танкера или судна, валовой вместимостью 400 рег.т и более, не являющегося нефтяным танкером. В зоне Антарктики запрещен любой сброс нефти или смесей, содержащих нефть.
.1.1 приведенное выше не распространяется на сброс льяльных вод из машинного отделения при условии соблюдения следующих условий:
а. льяльные воды не смешиваются с льяльными водами грузового насосного отделения;
б. льяльные воды не смешиваются с остатками нефтяного груза;
в. судно находится в движении;
д. нефтеочистное оборудование одобрено администрацией и имеет исправную систему с сигнальным устройством и устройством для автоматического прекращения сброса.
2.1.5.2.4. Вне пределов особых районов.
.1 для нефтяных танкеров, в стоках которых содержатся остатки груза, запрещается сброс в море нефти или смесей, содержащих нефть, за исключением следующих случаев:
а. танкер находится на расстоянии более 50 миль от ближайшего берега;
б. танкер находится в движении;
в. мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 л нефти на милю хода;
г. для существующих танкеров общее количество сбрасываемой нефти не должно превышать 1/15000 общей массы груза от которого образовались отходы;
д. для новых танкеров общее количество сбрасываемой нефти не должно превышать 1/30000 общей массы груза, от которого образовались отходы; и
е. танкер должен использовать отстойный танк и систему САЗРИУС в соответствии с Правилом 15 Приложения 1 МАРПОЛ 73/78.
.2 для судов валовой вместимостью 400 рег.т и более и танкеров, сбросы которых не содержат остатков груза (льяльные воды грузовых насосных отделений всегда содержат остатки груза), сброс в море нефти или смесей, содержащих нефть, запрещен за исключением следующих случаев:
а. судно находится в движении;
в. судно имеет фильтрующее оборудование, описанное в п.2.1.6. этих положений и в Правиле 16 Приложения 1 МАРПОЛ 73/78.
2.1.5.2.5. Для нефтяных танкеров льяльные воды грузовых насосных отделений и машинного отделения, должны быть собраны в отстойном танке и могут быть сброшены за борт согласно п.2.2.3.7. (или Приложения В). Все устройства, используемые для перемещения льяльных вод машинного отделения в отстойный танк, должны быть такими, чтобы предотвратить обратный вылив жидкого груза в машинное отделение.
2.1.5.2.6. Если для каких-либо отдельных районов в пределах экономической зоны России или морских районов, прилегающих к северному побережью России, установлены иные критерии сброса нефти или запрещен сброс нефти, о чем сообщается в Извещениях мореплавателям, то должны выполняться эти требования.
2.1.5.2.7. Указанное в п.2.1.5.2.4. запрещение сброса не распространяется на сброс чистого (кроме случая указанного в п.2.1.5.2.8.) и изолированного балласта, который может быть сброшен в любом месте, включая особые районы и территориальные воды государств. В территориальных и внутренних водах России чистый и изолированный балласт разрешено сбрасывать только на ходу судна за пределами района водопользования в точке с координатами, разрешенными специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными органами. Чистый и изолированный балласт может быть сброшен также в портах и у терминалов иностранных государств в соответствии с правилами этих государств. О порядке слива в портах иностранных государств чистого балласта см. п.2.2.3.9.
2.1.5.2.8. Во внутренних водах России, в районах водопользования, в находящихся под юрисдикцией России районах санитарной охраны, на акваториях портов России, а также районах, имеющих рыбохозяйственное значение, слив с судна за борт любых нефтесодержащих смесей, в том числе и чистого водяного балласта, запрещается. Все образующиеся на судах нефтесодержащие смеси, а также чистый водяной балласт следует сдавать в приемные сооружения. При отсутствии в порту приемных сооружений нефтесодержащие смеси, в том числе и чистый водяной балласт, необходимо сохранять на борту судна до его выхода из указанных районов.
2.1.6. Системы и приборы замера, регистрации и управления сбросом нефти
2.1.6.1. Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом (САЗРИУС) предназначается для непрерывного измерения нефтесодержания в сбрасываемой за борт балластной и промывочной воде.
САЗРИУС для контроля сброса балластных и промывочных вод танкеров производит автоматическую запись мгновенной интенсивности сброса нефти и общего сброшенного количества либо содержания нефти в стоке и интенсивности сброса стока. Она дает сигнал на исполнительное устройство, прекращающее сброс в случае превышения допустимых параметров сброса.
Конкретное описание устройства и функций САЗРИУС дается в инструкции по эксплуатации, которой снабжается каждое судно, оборудованное САЗРИУС.
2.1.6.2. САЗРИУС необходимо включать при каждом сливе за борт любой нефтеводяной смеси, если этот слив производится из грузовых помещений, где в соответствии с их назначением может оказаться нефть.
2.1.6.3. Лица, назначаемые ответственными за осуществление слива за борт нефтеводяных смесей, должны хорошо знать инструкцию по эксплуатации САЗРИУС, уметь включать, выключать, осуществлять настройку, регулировку и ремонт САЗРИУС в пределах, определяемых инструкцией по эксплуатации конкретной системы, установленной на судне. Такое лицо должно уметь переключать САЗРИУС с автоматического режима на ручное управление и осуществлять ручное управление, сообразуясь с возможностями системы после появления в ней неисправностей.
2.1.6.4. При включении САЗРИУС в работу перед сливом нефтесодержащих смесей в море ответственное лицо должно на ленте самописца сделать отметку о дате и времени начала работы системы, если в системе не предусмотрена автоматическая запись этих данных.
2.1.6.5. Ленты с записями самопишущего прибора САЗРИУС необходимо хранить, считая с момента последней сделанной в них записи:
.1 на судах, совершающих международные рейсы, - в течение трех лет;
.2 на судах, совершающих каботажные рейсы, - в течение одного года.
2.1.6.6. При выходе САЗРИУС из строя в ЖНО (ч.1 и ч.2) необходимо сделать запись с указанием даты и времени выхода системы из строя. После приведения ее в рабочее состояние зафиксировать время запуска САЗРИУС и описать причины неисправности.
2.1.6.7. Неисправный узел САЗРИУС, работающей на линии слива за борт любых нефтесодержащих смесей, в которые входит нефть, перевозимая на танкере в качестве груза или в качестве топлива и масла (грязный балласт, чистый балласт, льяльные воды грузового насосного отделения и машинных помещений, отстоявшаяся вода из отстойных танков, промывочные воды из грузовых танков), должен быть приведен в рабочее состояние до момента начала очередного балластного перехода, а если неисправность появилась на переходе танкера из порта выгрузки в порт ремонта, - то к моменту окончания ремонта.
2.1.6.8. После окончания ремонта и приведения САЗРИУС в рабочее состояние в ЖНО необходимо внести запись о времени и дате возобновления работы системы. В записи указать выявленные во время ремонта причины отказа в работе.
2.1.6.9. Если в период операций по сливу нефтесодержащих смесей за борт САЗРИУС выводилась из действия в связи с обстоятельствами, которые могут быть расценены как поломка или отказ системы, то в ЖНО необходимо также сделать запись с указанием времени и даты вывода и ввода и причины, побудившей экипаж к таким действиям.
При превышении указанного нефтесодержания сигнализатор подает сигнал, по которому необходимо немедленно прекратить слив и установить причины превышения уровня нефтесодержания. Слив может быть возобновлен только после устранения причин, вызвавших подачу сигнала.
2.1.6.11. Установка САЗРИУС и сигнализатора на судах и их испытания производятся под наблюдением Морского Регистра Судоходства. На них выдается свидетельство о соответствии требованиям МАРПОЛ 73/78.
Системы и приборы должны проходить освидетельствования в сроки, указанные в Международном свидетельстве о предотвращении загрязнения нефтью. Ответственность за своевременное предъявление систем и приборов к освидетельствованию лежит на администрации судна.
2.1.6.12. При отсутствии или неисправности на судне САЗРИУС разрешается пользоваться переносными приборами для определения содержания нефти в сливаемой смеси по отдельным пробам, взятым через специальные пробоотборные устройства. Такие приборы должны быть также одобрены Морским Регистром Судоходства и иметь об этом свидетельство. Предъявление приборов Морскому Регистру Судоходства производится в сроки, указанные в свидетельстве.
2.1.6.13. Если инструкция по эксплуатации установленной на судне САЗРИУС или сигнализатора требует пломбирования приборов или отдельных узлов системы с целью исключения доступа к ним экипажа, то такое пломбирование должно производиться специально уполномоченными на то лицами. Экипаж должен принимать меры к сохранению пломб и предъявлять пломбы к осмотру по требованию инспектирующих лиц.
2.1.6.14. При отказе в работе пломбированного прибора или узла САЗРИУС или сигнализатора необходимо следовать указаниям инструкции по эксплуатации этих систем.
2.1.7. Очистка топлив и масел
2.1.7.1. Каждое судно валовой вместимостью 400 рег.т и более должно иметь танк(и) для сбора отходов (шлама) нефтепродуктов после сепарации топлива и масла.
2.1.8. Проверочные листы
2.1.8.1. Проверочные листы должны быть подготовлены и применяться в каждой операции включая:
- бункеровку,
- погрузку,
- сброс,
- перемещение нефтяного груза,
- дегазацию,
- балластировку/дебалластировку
2.1.8.2. В случае, если используются готовые бланки проверочных листов, то необходимые отметки в них делаются до начала и в процессе отмеченных выше операций. Примерный образец листа приведена в Приложении Б.
2.2. Требования, предъявляемые к танкерам
2.2.1. Информация и инструкции, имеющие отношение к предотвращению загрязнения нефтью, перевозимой в качестве груза
2.2.1.1. На борту каждого танкера должны находиться документы, регламентирующие эксплуатацию судна без загрязнения моря нефтью, позволяющие быстро оценивать складывающуюся обстановку в случае аварийных происшествий, принимать правильные решения и осуществлять наиболее целесообразные действия по предотвращению загрязнения моря нефтью.
Такими документами являются:
1) документы, требуемые МАРПОЛ 73/78 и одобренные Морским Регистром Судоходства:
- информация для капитана по погрузке и выгрузке;
- информация для капитана об остойчивости и прочности судна, содержащая данные о способности танкера удовлетворять критериям аварийной остойчивости;
- руководство по эксплуатации системы мойки сырой нефтью, если танкер оборудован этой системой;
- руководство по эксплуатации системы автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти;
- судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
2) документы, утверждаемые судовладельцем:
- инструкция по проведению грузовых операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа;
- инструкция по проведению бункеровочных операций;
- инструкция по мойке водой грузовых танков с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа;
- инструкция о балластировке танкера с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа;
- инструкция о пломбировании клапанов,
2.2.1.2. Каждое должностное лицо и каждый член экипажа танкера должен неуклонно выполнять относящиеся к нему указания вышеуказанных руководств и инструкций.
2.2.2. Требования к лицам, ответственным за выполнение грузовых и балластных операций и мойку танков
2.2.2.1. Лицо, ответственное за проведение грузовых и балластных операций и мойку танков на танкере назначается из числа командного состава судна.
2.2.2.2. При мойке грузовых танков сырой нефтью во время выгрузки на танкере в соответствии с резолюцией ИМО А.446 (ХI) ответственное лицо должно иметь соответствующий документ на право руководства операциями.
2.2.2.3. Ответственное лицо и подчиненный ему персонал, принимающий участие в операциях, при проведении которых возможно загрязнение нефтью, должны быть обучены методам и приемам предотвращения загрязнения и борьбы с разливами нефти. Навыки и знания по этому вопросу отрабатываются во время плановых тренировок, проводимых согласно разработанному судовому плану чрезвычайных мер.
2.2.2.4. Администрация танкера в процессе эксплуатации должна обеспечить строгое соблюдение графиков осмотров и ремонтов оборудования и систем, неисправность которых может привести к загрязнению моря нефтью.
2.2.2.5. В обязанность ответственного лица входит проверка готовности танкера, его оборудования, механизмов и систем, укомплектованности и подготовленности персонала к грузовым и балластным операциям и мойке танков. Грузовые и балластные операции и мойка танков могут быть начаты только по указанию ответственного лица.
2.2.2.6. Заступающий на вахту или дежурство помощник капитана обязан получить от ответственного лица полную информацию о запланированной последовательности выполнения операций и о фактическом выполнении этого плана, об имеющихся дополнительных указаниях и решениях по дальнейшему выполнению операции, о расстановке членов экипажа, принимающих участие в операции, и об объеме полученного ими инструктажа, и о способах поддержания связи с ответственными лицами подающего или принимающего нефть объекта, с постами экстренной остановки операции и т.п.
2.2.2.7. Во время выполнения грузовых, балластных операций или мойки танков ответственное лицо должно принять меры к тому, чтобы под контролем у подчиненных ему членов экипажа, занятых непосредственным осуществлением указанных выше операций, находилось такое количество задействованного оборудования и устройств (открытых клапанов, клинкетов, задвижек, загружаемых танков, действующих измерительных приборов, моечных машинок, управляющих устройств, средств связи и т.п.), которое не превышало бы возможностей работающих осуществлять полноценное наблюдение за ходом операции и выполнять в случае необходимости соответствующие экстренные действия по ликвидации ситуаций, которые могут перерасти в аварийные.
2.2.2.8. В случае сброса нефти с танкера ответственное лицо обязано немедленно прекратить операции, в ходе которых произошел сброс, и, в зависимости от местонахождения судна в момент сброса, сообщить о произведенном сбросе ответственному лицу берегового персонала, судовладельцу, капитану порта и агенту, обслуживающему судно. Операции могут быть возобновлены только после устранения причин, вызывающих сброс, и получения разрешения от уполномоченных на то властей. Порядок сообщения о произведенном сбросе установлен судовым планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью.
2.2.2.9. Если на танкере с изолированным балластом предусмотрен аварийный слив изолированного балласта путем подсоединения балластного трубопровода к грузовому насосу с помощью съемного патрубка, то рядом с местом его крепления в грузовом насосном отделении должна быть прикреплена на видном месте табличка с надписью указывающей его ограниченное применение.
2.2.2.10. На танкере в надлежащих местах должны также вывешиваться предупредительные надписи, относящиеся к проводимой в данный момент операции, содержание которых приведено далее при описании соответствующих операций.
2.2.3. Технологические операции на нефтяных танкерах
2.2.3.1. Балластные операции на танкерах
2.2.3.1.1. В балластные операции входят операции по приему, сливу и перекачке балласта на танкере.
2.2.3.1.2. Балластные операции на танкере выполняются под непосредственным руководством назначаемого капитаном одного или нескольких сменяющих друг друга ответственных лиц.
2.2.3.1.3. Члены экипажа танкера, привлекаемые к балластным операциям, должны иметь достаточный опыт проведения таких операций на данном танкере, знать и уметь обслуживать системы и оборудование танкера, обеспечивающее балластные операции.
2.2.3.1.4. Для выбора оптимальной схемы балластировки, наиболее рациональной технологии проведения балластных операций, исключения непредвиденных расходов и простоев танкера капитан обязан заблаговременно получить возможно более полную информацию об условиях и правилах проведения балластных операций в портах захода танкера в предстоящем рейсе.
2.2.3.1.5. Перед приемом балласта назначенное капитаном ответственное лицо, руководствуясь его указаниями, информацией об остойчивости танкера и рекомендованными заводом-строителем танкера схемами балластировки, должно составить план балластировки и представить его на утверждение капитану.
2.2.3.1.6. При выполнении балластных операций во время стоянки у причала капитан танкера (или назначенное им ответственное лицо) заблаговременно должен согласовать этот вопрос с ответственным лицом берегового персонала.
2.2.3.1.7. Прием балласта в танки изолированного балласта и слив изолированного балласта может проводиться по согласованию с ответственным лицом берегового персонала во время грузовых операций.
2.2.3.1.8. Прием балласта в грузовые танки необходимо проводить после окончания грузовых операций, предъявления танков представителю грузополучателя и оформления документов на сдачу груза.
2.2.3.1.9. Перед приемом балласта в грузовые танки необходимо промыть грузовой и зачистной трубопроводы и насосы. В случае, когда балласт, принятый в загрязненные танки, перед очередной погрузкой будет сдаваться на приемные сооружения, промывать грузовой трубопровод и насосы не следует.
2.2.3.1.10. Промывка грузового трубопровода производится непродолжительной (в течение 3...5 мин) подачей воды грузовым насосом из-за борта в каждый грузовой танк. При этом необходимо прокачать и палубные трубопроводы, включая приемные патрубки на палубе. Вода из грузовых танков зачищается насосами в отстойный танк.
2.2.3.1.11. Промывку грузового трубопровода рекомендуется начинать с наиболее удаленного от насосного отделения грузового танка.
2.2.3.1.12. В процессе промывки грузового трубопровода необходимо промыть все грузовые насосы, которые намечено использовать в процессе слива балласта.
2.2.3.1.13. Для обеспечения промывки палубных трубопроводов, концевых приемо-отливных патрубков и клинкетов необходимо устанавливать временные перемычки или линии из шлангов для слива промывочной воды в грузовые или отстойные танки.
2.2.3.1.14. Допускается промывать только отдельные участки грузового трубопровода, которые намечается использовать в дальнейшем для балластных операций, если конструкция грузового трубопровода обеспечивает надежное отделение таких участков от остального грузового трубопровода. При этом необходимо:
.1 выбрать и подготовить линию грузового трубопровода так, чтобы во время приема балласта в танки исключалось образование "карманов" (непромываемых потоком воды участков трубопровода), где может задержаться нефть;
.2 намеченные к промывке участки грузового трубопровода отсечь от тех участков, которые не будут использоваться для балластных операций. Клинкеты, отсекающие открытые участки от остального грузового трубопровода, не следует открывать до окончания слива балласта в порту погрузки.
2.2.3.1.15. В балластном переходе, когда планируется прибыть в порт погрузки с чистым балластом необходимо провести следующие операции:
.1 по завершении грузовых операций тщательно осушить грузовые танки и линии;
.2 тщательно промыть грузовые трубопроводы и насосы, принимая грязный балласт;
.3 промыть грузовые танки и собрать нефтесодержащие воды в отстойные танки;
.4 промыть грузовые трубопроводы там, где это необходимо;
.5 принять чистый балласт;
.6 дать возможность отстояться грязному балласту;
.7 откачать "чистую" отстоявшуюся часть грязного балласта в море в соответствии с п.2.2.3.6.;
.8 собрать "грязную" часть балласта в отстойный танк;
.9 промыть систему по которой заполнялся отстойный танк;
.10 отстоявшуюся в отстойном танке воду слить в море согласно п.2.2.3.7.;
.11 промыть трубопроводы и насосы;
.12 по прибытии судна слить чистый балласт; и
.13 удалить остатки из отстойного танка.
Примечание: местные требования могут запрещать слив чистого балласта.
2.2.3.2. Осушение линий и прием грязного балласта
2.2.3.2.1. В конце разгрузки остатки груза, содержащегося во всех трубопроводах, должны быть перекачаны на берег. Это также касается открытых байпасных трубопроводов, насосов и связей между грузовой и зачистной линиями. До начала балластировки груз, который не может быть откачан из линий на берег, необходимо сливать самотеком или откачать насосом в грузовой или отстойный танк либо по специальному трубопроводу (как правило, небольшого диаметра) в береговой трубопровод. Перед приемом балласта в грузовые танки необходимо промыть грузовой и зачистной трубопроводы и насосы, сбрасывая воду в соответствующий грузовой танк, после чего вода зачищается насосами в отстойный танк. Для предотвращения попадания нефти за борт в начале приема балласта клапаны насосного отделения, линий и танков должны быть установлены соответствующим образом и прием балласта следует начинать при пониженной подаче грузовых насосов одновременно во все балластируемые танки. Забортный кингстон следует открывать после пуска грузового насоса и создания вакуума на стороне всасывания. Для получения этого начального вакуума могут потребоваться специальные меры, такие как удаление газов из полостей насоса и использование зачистных насосов или, где это возможно, отсоса паров нефтепродуктов из трубопровода. После проверки правильности поступления балласта подача насоса доводится до номинальной.
2.2.3.2.2. Об окончании приема балласта в грузовые танки необходимо сделать соответствующие записи в ЖНО, часть II.
2.2.3.2.3. После окончания приема балласта в грузовые танки рекомендуется непродолжительное время (в течение не более 5 мин) грузовым насосом откачивать воду из каждого забалластированного танка в отстойный танк.
2.2.3.3. Мойка танков
2.2.3.3.1. Общие положения.
2.3.3.1.2. Мойка грузовых танков должна производиться в соответствии с разработанной для каждого танкера инструкцией, с применением имеющихся на судне специальных систем и оборудования, одобренных Морским Регистром Судоходства в установленном порядке.
2.2.3.3.1.3. Мойка грузовых танков может производиться водой (водная мойка) либо растворителем (неводная мойка). При водной мойке используется холодная или горячая забортная вода либо водный раствор моющего препарата одобренного Администрацией. При неводной мойке используется сырая нефть или другой разрешенный к применению на танкерах растворитель.
2.2.3.3.1.4. Водная мойка танков может производиться с одноразовым (по разомкнутому циклу) и многократным использованием моющей воды (по замкнутому циклу).
При мойке танков по разомкнутому циклу перед сбросом за борт промывочная вода очищается от нефти в проточном режиме в одном (одноступенчатый проточный отстой) либо в двух (двухступенчатый проточный отстой) отстойных танках или статически (непроточный режим).
Мойка танков по замкнутому циклу может производиться по одноступенчатой (через один отстойный танк) либо двухступенчатой (через два отстойных танка) схеме.
Мойка танков растворителями и растворами моющих препаратов должна производиться только по замкнутому циклу.
В качестве моющих препаратов могут применяться только препараты, допущенные к применению на судах Администрацией и одобренные органами санитарного надзора, Росрыбвода и Минприроды РФ.
2.2.3.3.1.5. При плавании судна в зоне 50 миль от ближайшего берега и в пределах особого района допускается производить водную мойку грузовых танков только по замкнутому циклу.
2.2.3.3.1.6. Во избежание попадания нефти за борт при проведении водной мойки необходимо:
.1 при подготовке к мойке танков:
- всю донную и бортовую арматуру в насосном отделении на грузовом зачистном и моечном трубопроводах, которая не будет использоваться при мойке танков, закрыть и обжать;
- заглушить шпигаты на главной палубе;
- промыть моечный трубопровод, для чего к его наиболее удаленному от насосного отделения клапану присоединить шланг и прокачать трубопровод водой от моечного насоса в течение 10...15 мин со сливом в один из грузовых танков;
- промыть в соответствии с рекомендациями п.2.2.3.1. грузовой и зачистной трубопроводы;
- проверить состояние моечных шлангов и шланговых соединений: шланги и шланговые соединения, имеющие протечки, использовать для мойки танков не допускается;
.2 при мойке танков:
- закрыть крышки сходных люков замываемых танков;
- при работе моечных машинок в танке горловины для моечных машинок закрыть кронштейнами или брезентом с тем, чтобы исключить выброс струй на палубу; попавшую на палубу моющую воду сливать в отстойный танк.
2.2.3.3.1.7. Отмытую и отстоявшуюся в отстойном танке нефть следует сдавать на берег либо использовать на судне путем вовлечения в груз. Возможность вовлечения отмытой нефти в груз решается грузоотправителем.
2.2.3.3.1.8. Мойку отстойных танков (танка) или грузовых танков, использовавшихся в качестве отстойных, необходимо производить с удалением промывочной воды на приемные сооружения.
2.2.3.3.1.9. Слив промывочной воды из отстойного танка (танков) за борт допускается только при плавании танкера вне зоны 50 миль от ближайшего берега и вне пределов особого района в соответствии с требованиями п.2.1.5.2. Во всех других случаях промывочную воду необходимо сдавать на приемные сооружения.
2.2.3.3.1.10. После окончания мойки танков необходимо сделать запись в ЖНО, часть II.
2.2.3.3.2. Мойка танков по разомкнутому циклу.
2.2.3.3.2.1. Мойку грузовых танков по разомкнутому циклу рекомендуется производить с двухступенчатым отстоем промывочной воды.
2.2.3.3.2.2. При мойке грузовых танков по разомкнутому циклу как с двух-, так и с одноступенчатым проточным отстоем при непрерывном сливе отстоявшейся воды за борт количество работающих машинок должно быть таким, чтобы часовой расход моющей воды на них не превышал одной пятой объема промывочной воды в отстойном танке или системе отстойных танков, для того чтобы обеспечить достаточную продолжительность отстоя перед сбросом отстоявшейся воды за борт.
При мойке грузовых танков из-под светлых сортов нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) объем промывочной воды в отстойном танке или системе отстойных танков может составлять не менее трехкратного часового расхода моющей воды на моечные машинки.
2.2.3.3.2.3. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу моечный насос или используемый для этой цели один из грузовых насосов принимает воду из-за борта и через подогреватель (либо минуя его) подает моющую воду к моечным машинкам.
Зачистные насосы откачивают промывочную воду из замываемых танков в отстойные. Уровень воды в отстойных танках необходимо постоянно контролировать, не допуская их переполнения и перелива промывочной воды.
2.2.3.3.2.4. В процессе мойки танков по разомкнутому циклу слив за борт отстоявшейся в отстойных танках промывочной воды необходимо проводить через отливной патрубок, расположенный выше ватерлинии судна, под постоянным контролем САЗРИУС и под постоянным визуальным наблюдением.
2.2.3.3.3. Мойка танков по замкнутому циклу.
2.2.3.3.3.1. При мойке танков по замкнутому циклу моечный или используемый для этой цели грузовой насос принимает моющую жидкость из отстойного танка (танков) и подает ее через подогреватель (или минуя его) к моечным машинкам. Зачистные насосы откачивают эмульсию из замываемых танков в отстойный танк (танки).
2.2.3.3.3.2. Требуемое технологической инструкцией для каждого вида мойки количество забортной воды рекомендуется принять в отстойный танк (танки) перед мойкой танков.
2.2.3.3.3.3. Заполнение отстойного танка (танков) забортной водой производится насосом (моечным, зачистным или грузовым) либо самотеком через кингстон. После заполнения отстойного танка (танков) кингстон должен быть закрыт и обжат.
2.2.3.3.3.4. После заполнения отстойного танка (танков) забортной водой рекомендуется замерить уровень в нем с тем, чтобы после окончания мойки всех танков приближенно оценить количество отмытых нефтепродуктов, собранных в отстойном танке (танках).
2.2.3.3.3.5. Если отстойный танк (танки) заполняются в процессе мойки танков, то вода на моечные машинки подается из-за борта, а из замываемого танка сбрасывается зачистным насосом в отстойный танк. После заполнения отстойного танка (танков) до намеченного уровня моечный насос переключается на прием из отстойного танка.
2.2.3.3.3.6. В процессе мойки танков необходимо постоянно следить за уровнем воды в отстойном танке (танках). При резком повышении уровня следует выяснить причину и принять меры к недопущению перелива воды на палубу. При резком понижении уровня необходимо проверить, нет ли утечки промывочной воды из отстойного танка за борт.
2.2.3.3.3.7. В процессе мойки танков для повышения эффективности отстаивания рекомендуется поддерживать температуру промывочной воды в отстойном танке (танках) в пределах 40-60 °С.
2.2.3.3.4. Мойка танков сырой нефтью
2.2.3.3.4.1. Танкера перевозящие сырую нефть оборудуются стационарными моечными устройствами непосредственно связанными с грузовой системой, которые могут использоваться для мойки танков вместо воды сырой нефтью. Эта система, называемая СМСН, детализирована и подробно приводится в руководстве ИМО "Система мойки сырой нефтью". Согласно правилу 13В каждый танкер использующий СМСН должен иметь "Руководство по оборудованию и эксплуатации системы мойки сырой нефтью", которое должен применять танкер с СМСН, и где дается полная технология мойки, разработанная специально для данного танкера и одобренная Администрацией. Мойка сырой нефтью обычно проводится танкером при разгрузке или иногда после частичной разгрузки на переходе в море. Сырая нефть используемая при мойке растворяет нефтяные остатки в танке и они могут быть сданы вместе с грузом.
2.2.3.3.4.2. Капитан танкера должен быть хорошо ознакомлен с требованиями к проведению мойки сырой нефтью в порту выгрузки и выполнять эти требования. Перед началом мойки танков сырой нефтью необходимо получить официальное разрешение на это представителя грузополучателя и портовых властей. Согласно "Руководству для портовой инспекции при мойке сырой нефтью", которое включено в документ ИМО "Система мойки сырой нефтью", мойка танков сырой нефтью входит в сферу компетенции портовой инспекции. В случае отказа в разрешении проведения мойки сырой нефтью капитан танкера должен сообщить об этом с указанием причины отказа Администрации флага судна для последующей передачи в ИМО и танкер должен принять такие альтернативные действия, которые требуются Администрацией порта.
2.2.3.3.4.3. Перед прибытием в порт, где будет проводиться мойка сырой нефтью, необходимо убедиться, что клапана на всех моечных машинках надежно закрыты. Система мойки танков сырой нефтью должна быть испытана при давлении и проверена на наличие протечек. В процессе мойки проводится постоянное наблюдение за системой, при обнаружении любых протечек принимаются немедленные соответствующие меры для их ликвидации. По окончании мойки система мойки сырой нефтью должна быть тщательно осушена от нефти.
2.2.3.3.4.4. Не допускается размещение каких-либо узлов системы мойки танков сырой нефтью в машинном отделении. Если система мойки танков оборудована паровым подогревателем для использования при мойке водой, то этот подогреватель на время мойки сырой нефтью должен быть надежно отключен от моечного трубопровода двумя запорными клапанами или четко обозначенными заглушками.
2.2.3.3.4.5. Во избежание образования чрезмерных электростатических зарядов вследствие наличия в используемой для мойки сырой нефти отстоявшейся воды, нефть из каждого танка, из которого предполагается принимать моющую жидкость, должна быть предварительно выгружена на 1 м, прежде чем она будет использована для этой цели.
2.2.3.3.4.6. Для исключения случаев загрязнения моря при мойке танков сырой нефтью использовать гибкие шланги для гидромониторов не допускается.
2.2.3.3.4.7. Если промытые сырой нефтью грузовые танки дополнительно промываются водой, то промывочную воду рекомендуется собирать в отстойные танки и сдавать на приемные сооружения либо сбрасывать в море при соблюдении требований п.2.1.5.2.
2.2.3.3.4.8. Количество промываемых сырой нефтью танков должно быть таким, чтобы принятый в них во время балластного рейса водяной балласт обеспечивал требуемые осадку и дифферент на всех этапах балластного рейса. Кроме того, с учетом характера предстоящего рейса и ожидаемых погодных условий следует промыть сырой нефтью дополнительные танки на случай вынужденного приема дополнительного балласта из-за плохой погоды.
2.2.3.3.4.9. Остальные грузовые танки должны промываться по принципу чередования для удаления отложений, причем для этого нет необходимости промывать их сырой нефтью чаще, чем один раз в четыре месяца.
2.2.3.3.4.10. Мойку сырой нефтью танков, в которые предполагается принимать дополнительный балласт, следует проводить так, чтобы балласт, принятый в такой танк, был чистым, то есть, их всегда следует ополаскивать водой. Вода, принятая в танк, который промыт сырой нефтью, но не ополоснут водой, рассматривается как грязный балласт.
2.2.3.3.4.11. Во время проведения мойки сырой нефтью в танках образуются газообразные углеводороды. Поэтому мойка танков сырой нефтью должна производиться только при условии заполнения замываемых танков инертным газом до состояния, исключающего возможность взрыва и пожара. Создание, поддержание и контроль взрывоопасной атмосферы в грузовых танках необходимо производить в соответствии с руководством по эксплуатации системы инертных газов, разработанным для данного танкера. Подача инертного газа должна проводиться так, чтобы в замываемом танке постоянно поддерживалось небольшое его избыточное давление немного ниже давления срабатывания предохранительных клапанов. При этом одновременно предотвращается выделение образующихся углеводородов из танка и поступление в танк воздуха извне.
2.2.3.3.4.12. В помещениях из которых проводится контроль за грузовыми операциями и управление механизмами, на мостике и на бортах нефтяных танкеров во время проведения мойки танков сырой нефтью должны вывешиваться предупредительные надписи. Предлагается следующая надпись:
ВНИМАНИЕ! БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ НЕ ТРОГАТЬ!
2.2.3.3.4.13. Операции по мойке танков сырой нефтью и последующей промывке водой необходимо регистрировать в ЖНО, часть II.
2.2.3.3.5. Мойка топливных цистерн.
2.2.3.3.5.1. Мойка топливных цистерн может производиться по разомкнутому или замкнутому циклу только через отстойные танки системы мойки грузовых танков.
2.2.3.3.5.2. Технология мойки топливных цистерн, порядок и схема установки временных перемычек для зачистки замываемых цистерн и сброса моющей жидкости в отстойный танк (танки), а также меры по предотвращению загрязнения моря нефтью при мойке, устанавливаются специальными инструкциями, разработанными для каждого танкера.
2.2.3.3.5.3. В процессе мойки топливных цистерн не допускается производить операции по перекачке топлива в пределах судна.
2.2.3.3.5.4. Во избежание попадания моющей жидкости в топливо необходимо надежно отделить (вплоть до установки заглушек) трубопровод, используемый для моющей воды, от трубопровода с топливом. После окончания мойки цистерн необходимо осушить трубопровод, используемый для моющей и промывочной воды.
2.2.3.3.5.5. После окончания мойки цистерн необходимо сделать запись в ЖНО, часть II.
2.2.3.4. Прием чистого балласта
2.2.3.4.1. Перед началом приема чистого балласта необходимо убедиться, что главные грузовые насосы и трубопроводы, которые будут использоваться, чисты и использованная моечная вода удалена в имеющийся грязный балласт или в отстойный танк.
2.2.3.5. Отстаивание грязного балласта
2.2.3.5.1. Для качественного отделения нефти от воды необходимо предусмотреть время на отстаивание принятого в танки грязного балласта (это время зависит от условий движения судна и от того, какой тип нефтяного груза перевозился перед этим). При благоприятных условиях плавания для достижения требуемого результата требуется не более 12 часов, но в большинстве случаев требуется 24 часа или более.
2.2.3.6. Удаление грязного балласта
2.2.3.6.1. После окончании отстоя в балластном танке находится вода с плавающим на ее поверхности слоем нефти. Основное количество этой воды может быть сброшено в море с помощью системы САЗРИУС и по возможности в то время, когда отсутствует качка судна. Для оптимального использования этой системы во время сброса грязного балласта должны быть выполнены следующие операции:
.1 при необходимости промойте главные грузовые насосы и трубопроводы со сбросом воды в грязный балласт или в отстойный танк;
.2 начните сброс балластной воды;
.3 при достижении толщины слоя воды около 20% от высоты танка уменьшите интенсивность откачки;
.4 с этого времени снижайте подачу грузовых насосов либо уменьшите их количество, работающее на слив балласта для избежания вероятности образования воронок у приемных храпков в танках и захвата нефти из слоя на поверхности балласта;
.5 прекращайте сброс из единичного танка когда в нем достигается уровень с которого, как известно для данного судна, возможен захват нефти. Когда во всех танках достигается этот уровень, сброс прекращается.
2.2.3.6.2. После окончания слива грязного балласта за борт в ЖНО, часть II, необходимо сделать соответствующие записи. Если слив балласта за борт производился в несколько этапов, то в ЖНО делаются записи по каждому этапу отдельно.
2.2.3.6.3. Оставшийся в грузовых танках после слива отстоявшейся части балласт с большим содержанием нефти необходимо перекачать в отстойный танк, о чем в ЖНО, часть II, сделать соответствующую запись с указанием количества такого балласта.
Перекачку балласта в отстойный танк рекомендуется производить зачистными насосами либо грузовыми насосами при сниженной подаче.
2.2.3.6.4. Перед началом слива оставшейся в грузовых танках части балласта с большим содержанием нефти, лицо ответственное за проведение данной операции, должно убедиться, что отстойный танк способен вместить оставшееся количество грязного балласта. Если его объем недостаточен, то для получения его требуемой емкости вода из отстойного танка может быть частично сброшена без нарушения условий сброса нефти в море с учетом того, что между поверхностью раздела, выше которой располагается нефть, и слоем отстоявшейся воды, содержание нефти в которой допускает ее слив за борт, находится промежуточный слой нефтеводяной эмульсии с высоким содержанием нефти. После этого операция может быть продолжена в следующей последовательности:
.1 начните перекачивать оставшийся грязный балласт в отстойный танк, используя зачистную систему;
.2 перекачайте в отстойный танк льяльные воды насосного отделения и другие льяльные воды связанные с работой грузовой осушительной системой; и
.3 промойте после этого зачистную систему сливая воду в отстойный танк.
2.2.3.7. Слив воды из отстойного танка
2.2.3.7.1. Слив воды из отстойного танка является одной из ответственных операций с находящейся на борту судна нефтью, поэтому очень важным является четкое проведение всех ее стадий. Даже небольшая задержка в отключении насоса или закрытии клапана может привести к попаданию в море значительного количества нефти. Во время слива должна использоваться система САЗРИУС и проводиться постоянное наблюдение за ходом всей операции.
2.2.3.7.2. В связи с тем, что попадающая в отстойные танки нефтесодержащая смесь представляет собой нефтеводяную эмульсию с различной степенью дисперсности, образовавшуюся в результате эмульгирующего воздействия перекачивающих насосов или в результате механического воздействия на нефть водяных струй из моечных, машинок в процессе мойки танков, перед сливом за борт смесь должна отстаиваться не менее 36 часов. На время отстаивания влияет также качка судна и характер перевозимого ранее груза.
2.2.3.7.3. Перед началом слива из отстойного танка необходимо с помощью приборов или детекторов определить высоту общего взлива нефтеводяной смеси, положение поверхности раздела "нефть-вода", толщину слоя нефти над поверхностью раздела "нефть-вода" и высоту взлива отстоявшейся от нефти воды, нефтесодержание которой допускает ее слив в море без нарушений условий сброса нефти. Некоторые нефтепродукты могут аккумулировать электрические заряды, которые влияют на точность показания приборов, что надо также учитывать при определении границы раздела. Во время определения уровня наполнения танка и границы раздела необходимо строгое соблюдение международных мер предосторожности принятых для проведения таких работ.
2.2.3.7.4. Граница раздела сред по всей поверхности обычно не является четкой и может отклоняться по глубине в ту или иную сторону на несколько сантиметров. Поэтому для предотвращения вылива за борт водонефтяной эмульсии интенсивность сброса из отстойного танка должна быть уменьшена до достижения границы раздела. Система САЗРИУС автоматически срабатывает, прекращая сброс, при достижении максимально разрешенной скорости сброса 30 литров нефти на милю и предельного общего количества сброшенной нефти лимитируемого п.2.1.5.2.4., сброс также прекращается во всех случаях при достижении границы раздела поверхностей. Работа системы САЗРИУС должна находиться под контролем лица, ответственного за выполнение данной операции, и в случае появления признаков ее несрабатывания, прекращение сброса проводится вручную.
2.2.3.7.5. Для предотвращения затягивания нефти в приемную воронку храпка или запруживающего эффекта, необходимо избегать перемешивания содержимого в отстойном танке, особенно когда граница "нефть-вода" приближается к верху днищевых конструктивных перегородок танка. Интенсивность откачки должна строго контролироваться. При проведении слива воды из отстойного танка должны выполняться следующие операции:
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.