ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
Группа К25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
Типы и функциональные размеры
Desks for pupils.
Types and functional dimensions
ОКП 56 0000
Дата введения 1995-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией
ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
|
|
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Казглавстандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.
4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
|
|
|
|
мм | |||
Номер стола | Средний рост учащихся | Группа роста | Цвет маркировки |
1 | 1050 | Св. 1000 до 1150 | Оранжевый |
2 | 1200 | " 1150 " 1300 | Фиолетовый |
3 | 1350 | " 1300 " 1450 | Желтый |
4 | 1500 | " 1450 " 1600 | Красный |
5 | 1650 | " 1600 " 1750 | Зеленый |
6 | 1800 | " 1750 | Голубой |
7 | 1900 | Св. 1850 | Черный |
2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование размера | Значение для стола, номера | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Высота рабочей плоскости , не менее | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 | 820 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 |
Ширина рабочей плоскости , не менее | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Длина рабочей плоскости , не менее: |
|
|
|
|
|
|
|
одноместный стол | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
двухместный стол | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее | 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 |
Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм. |
2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров - 3-7;
на три номера - 3-5 и 5-7.
в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
Таблица 1
Размеры стульев, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
| 0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Цвет | ||||||
| Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)** | 220 | 260 | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 |
Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)*** | - | 260 | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 |
Ширина сиденья, | - | 250 | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 |
Справочная точка отн. , | - | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Высота до нижнего края спинки, , макс. | - | 120 | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 |
Высота до верхнего края спинки, |
|
|
|
|
|
|
|
мин. | - | 210 | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 |
макс. | - | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 |
Ширина спинки, | - | 250 | 250 | 250 | 280 | 300 | 320 |
Радиус закругления переднего края сиденья, | - | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 | 30-50 |
Радиус спинки, | - | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Угол наклона сиденья, | - | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° | 0°-4° |
Угол между сиденьем и спинкой, | - | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° | 95°-106° |
Примечания:
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
Таблица 2
Размеры столов, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование размера | Справочный номер | ||||||
| 0* | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Цвет | ||||||
| Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до крышки стола, (допуск ±10)** *** | 400 | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 |
Высота пространства для ног, *** | - | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, | - | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 |
Высота пространства для вытянутых ног, | - | 250 | 250 | 300 | 300 | 350 | 350 |
Ширина крышки стола, | - | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Минимальная длина крышки стола, |
|
|
|
|
|
|
|
стол одноместный | - | 600 | 600 | 700 | 700 | 700 | 700 |
стол двухместный | - | 1200 | 1200 | 1300 | 1300 | 1300 | 1300 |
Ширина пространства для сиденья, | - | 450 | 470 | 470 | 470 | 470 | 500 |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями, | - | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами, | - | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 |
Пpимечания
* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
Вид сбоку
Все размеры справочные
Рисунок 1
Вид сверху
Все размеры справочные
Рисунок 2
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;
С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;
D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;
F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;
G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.
Рисунок 3
4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994