ГОСТ 11015-93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

   

ГОСТ 11015-93

(ИСО 5970-79)

 

Группа К25

 

      

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

 

Типы и функциональные размеры

 

Desks for pupils.

Types and functional dimensions

ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01

 

      

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

 

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

 

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

 

За принятие проголосовали:

 

 

 

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

 

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.

 

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

           

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013

 

 

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год

 

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

 

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

 

 

 1. ТИПЫ

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

 

I - столы с постоянными параметрами;

 

II - столы с регулируемыми параметрами

 

 

 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1

 

 

 

 

мм

Номер стола

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

1

1050

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

2

1200

   "   1150  "  1300

Фиолетовый

3

1350

   "   1300  "  1450

Желтый

4

1500

   "   1450  "  1600

Красный

5

1650

   "   1600  "  1750

Зеленый

6

1800

   "   1750

Голубой

7

1900

  Св. 1850

Черный

 

2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.

 

     Таблица 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование размера

Значение для стола, номера

 

1

2

3

4

5

6

7

Высота рабочей плоскости
, не менее
 

460

520

580

640

700

760

820

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног),
, не менее
 

350

410

470

530

590

650

710

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях),
, не менее
 

350

350

400

400

450

500

550

Ширина рабочей плоскости
, не менее
 

450

500

500

500

500

500

500

Длина рабочей плоскости
, не менее:
 

 

 

 

 

 

 

 

одноместный стол

600

600

600

600

600

600

600

двухместный стол

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног)
, не менее
 

420

420

420

420

450

450

450

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног),
, не менее
 

300

300

300

350

400

400

400

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами),
, не менее
 

400

400

400

400

450

450

450

Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии
от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.
 

 

           

     

 

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

     

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

 

2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

 

2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

 

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

 

на пять номеров - 3-7;

 

на три номера - 3-5 и 5-7.

 

Высота рабочей плоскости
и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног)
, должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
 

в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);

 

в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).        

  

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115
45
8 мм (длина
ширина
глубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.
 

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

 

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

 

2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемое

 

      

МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

ИСО 5970-79

      

 

 0. Введение

Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

 

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

 

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

 

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

 

 

 1. Объект и область применения

Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

 

 

 2. Размеры

Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.

__________________

* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.

Приведенные в таблице 2 минимальная ширина
и минимальная длина
крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
 
Свободная зона для ног, определяемая размерами
должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
 

Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.

 

Таблица 1

 

      

Размеры стульев, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование размера

Справочный номер

  

0*

1

2

3

4

5

6

  

Цвет

  

Белый

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

900

1050

1200

1350

1500

1650

1800

Высота до основания сиденья,
(допуск ±10 мм)**
 

220

260

300

340

380

420

460

Полезная глубина сиденья,
(допуск ±10 мм)***
 

-

260

290

330

360

380

400

Ширина сиденья,
 

-

250

270

290

320

340

360

Справочная точка отн.
,
       
 

-

160

170

190

200

210

220

Высота до нижнего края спинки,
, макс.
 

-

120

130

150

160

170

190

Высота до верхнего края спинки,
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мин.

-

210

250

280

310

330

360

макс.

-

250

280

310

330

360

400

Ширина спинки,
 

-

250

250

250

280

300

320

Радиус закругления переднего

края сиденья,
 

-

30-50

30-50

30-50

30-50

30-50

30-50

Радиус спинки,
 

-

300

300

300

300

300

300

Угол наклона сиденья,
 

-

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

0°-4°

Угол между сиденьем и спинкой,
 

-

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

95°-106°

 

Примечания:

 

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

 

** Высота
измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
 
*** Размер
измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки
.
 
 
- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
 
 
Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
 
  
и
и
измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
 
 
Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
 
 
- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
 
 
- радиус закругления спинки в плане.
- радиус закругления спинки в плане.
 
 
- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
 
 
- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой
- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой
и нижней частью спинки, размер
- наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами
и w не определен.
 

Таблица 2

 

      

Размеры столов, мм

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование размера

Справочный номер

  

0*

1

2

3

4

5

6

  

Цвет

  

Белый

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

900

1050

1200

1350

1500

1650

1800

Высота до крышки стола,
(допуск ±10)** ***
 

400

460

520

580

640

700

760

Высота пространства для ног,
***
 

-

350

410

470

530

590

650

Высота пространства для ног, согнутых в коленях,
 

-

350

350

400

400

450

500

Высота пространства для вытянутых ног,
 

-

250

250

300

300

350

350

Ширина крышки стола,

 
 

-

450

500

500

500

500

500

Минимальная длина крышки стола,
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стол одноместный

-

600

600

700

700

700

700

стол двухместный

-

1200

1200

1300

1300

1300

1300

Ширина пространства для сиденья,
 

-

450

470

470

470

470

500

Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями,
 

-

300

300

300

350

400

400

Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами,
 

-

400

400

400

400

450

450

 

Пpимечания

 

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

 

**
- поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
 
***
- если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
 
Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от
и
, то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
 
размер
от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм
 

                        от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм

размер
от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
 

Вид сбоку

 

 

Все размеры справочные

Рисунок 1  

 

      

     

Вид сверху

 

Все размеры справочные

 

Рисунок 2

 

      

 

      

3. Соотношения между стулом и столом

Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

 

Метод оценки соответствия между стулом и столом

 

        

А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;

 

В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;

 

С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;

D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;

 

Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;

 

F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;

 

G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.

Рисунок 3

 

    

 

   

4. Маркировка

Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.

 

Текст документа сверен по:

официальное издание

М.: Издательство стандартов, 1994

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Вверх