ГОСТ 20760-75 Техническая диагностика. Тракторы. Параметры и качественные признаки технического состояния.
ГОСТ 20760-75
Группа Д23
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Техническая диагностика
ТРАКТОРЫ
Параметры и качественные признаки технического состояния
Technical diagnosis. Tractors. Parameters and quality attributes
of the technical condition
MКC 65.060.10
Дата введения 1976-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 апреля 1975 года N 951
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17.07.92 N 722
ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 года) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1985 года (ИУС 2-86).
1. Настоящий стандарт устанавливает параметры и качественные признаки технического состояния, которые должны использоваться при диагностировании и разработке приборов для оценки технического состояния.
2. При разработке алгоритма диагностирования тракторов и (или) их составных частей параметры и качественные признаки необходимо выбирать, руководствуясь таблицей.
|
|
|
|
|
Объект диагностирования | Параметры и качественные признаки технического состояния | |||
| прямые (структурные) | косвенные (функционально-зависимые от структурных) | ||
1. Трактор (в целом) | I* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) | ||
________________ * К группе I отнесены параметры, при изменении которых за предельные значения объект утрачивает работоспособность в силу исчерпания ресурса или в результате возникновения критического дефекта. Восстановление работоспособности может быть произведено только посредством ремонта или замены отказавшей составной части.
| ||||
| II* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) | ||
________________ * К группе II отнесены параметры, при изменении которых за допустимые значения восстановление работоспособности может быть произведено при техническом обслуживании объекта.
| ||||
2. Двигатель (в целом) | I - параметры и качественные признаки группы I, приведенные в пунктах 3 (первый и второй) и 4 (первый) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 3 и 4 (группа I) |
| |
| II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) | Крутящий момент при номинальной частоте вращения коленчатого вала. |
| |
|
| Угловое ускорение коленчатого вала. |
| |
|
| Изменение частоты вращения коленчатого вала при отключении части цилиндров |
| |
| Удельный расход топлива | Массовый расход топлива. |
| |
|
| Дымность выхлопных газов |
| |
| Частота вращения коленчатого вала | - |
| |
3. Цилиндро- поршневая группа | I - зазор между поршнем и гильзой в верхнем поясе | Количество газов, прорывающихся в картер. |
| |
|
| Расход масла на угар. |
| |
|
| Крутящий момент, необходимый для прокручивания двигателя при отключенной подаче топлива (момент компрессирования). |
| |
|
| Разность ускорений коленчатого вала при прокручивании двигателя с декомпрессированием и без декомпрессирования цилиндров. |
| |
|
| Вакуумметрическое давление в перекрытом впускном тракте при прокручивании двигателя. |
| |
|
| Температура стенок камеры сгорания при прокручивании двигателя. |
| |
|
| Разность угловых положений поршня в ВМТ. |
| |
| Зазор в сопряжении "поршень-кольцо" по высоте канавки поршня | Параметры вибрации и шума. |
| |
| Зазор в стыке поршневых колец | Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле |
| |
4. Кривошипно-шатунная группа | I - зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем коренных подшипников коленчатого вала | Биение оси коленчатого вала |
| |
| Зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем шатунных подшипников | Свободное осевое перемещение поршня относительно шатунной шейки коленчатого вала |
| |
| Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна | Параметры вибрации и шума. |
| |
|
| Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле. |
| |
|
| Свободное осевое перемещение поршня относительно шатуна |
| |
| Суммарный радикальный зазор в сопряжениях кривошипно-шатунной группы | Давление масла в главной магистрали. |
| |
|
| Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей |
| |
5. Механизм газораспределения | I - зазор в сопряжении "клапан-седло" | Расход газов через сопряжение "клапан-седло". |
| |
|
| Утопание клапана в седле. |
| |
|
| Параметры вибрации и шума |
| |
| II - фазы газораспределения | Параметры вибрации и шума |
| |
| Тепловой зазор в клапанном механизме | То же |
| |
6. Система питания (в целом) | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) |
| |
7. Топливный насос | I - зазор в сопряжении "гильза-плунжер" насоса | Давление, развиваемое секциями насоса. |
| |
|
| Характеристика топливоподачи (характеристика изменения давления в топливопроводе в зависимости от угла поворота коленчатого вала) |
| |
| II - фазы топливоподачи (момент начала подачи топлива, момент и продолжительность впрыска топлива) | Угол опережения подачи топлива. |
| |
|
| Угол опережения впрыска топлива. |
| |
|
| Параметры вибрации и шума |
| |
| Равномерность подачи топлива | Цикловая подача топлива секциями насоса. |
| |
|
| Дымность выхлопных газов.
Изменение частоты вращения коленчатого вала при последовательном отключении части цилиндров |
| |
8. Топливо- подкачивающий насос | I - зазор в сопряжении "гильза-поршень" топливо-подкачивающего насоса | Давление, создаваемое насосом |
| |
| II - производительность насоса | Давление перед фильтром тонкой очистки топлива |
| |
9. Форсунки | I - зазор в сопряжении "игла-корпус распылителя" | Параметры вибрации и шума |
| |
| II - давление впрыска топлива и качество его распыла | Параметры вибрации и шума. |
| |
|
| Давление начала впрыска топлива. |
| |
|
| Дымность выхлопных газов |
| |
10. Воздухоочиститель и впускной тракт | II - засоренность воздухоочистителя | Разряжение во всасывающем коллекторе за воздухоочистителем |
| |
| Герметичность впускного воздушного тракта | Подсос воздуха в стыках впускного воздушного тракта |
| |
10а. Турбокомпрессор | I - зазор между валом турбины и подшипником | Давление масла в подшипнике |
| |
| Упругость уплотняющих колец | Угар масла |
| |
| Толщина отложений на колесе турбины и экране | Давление наддува. |
| |
|
| Усилие на проворачивание турбины |
| |
11. Топливные фильтры | I - гидравлическое сопротивление фильтрующих элементов | Перепад давления топлива до и после фильтра |
| |
| II - засоренность топливных фильтров | Перепад давления топлива до и после фильтра |
| |
12. Система смазки | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) |
| |
13. Масляный насос | I - зазор между поверхностями шестерен, валиков, втулок и корпуса насоса | Давление масла в главной магистрали.
Производительность масляного насоса |
| |
14. Клапаны | I - герметичность клапанов (в закрытом положении) | Давление масла в главной магистрали |
| |
| II - давление, при котором открывается клапан | Давление масла в главной магистрали |
| |
15. Центробежный маслоочиститель | I - зазор между осью и ротором | Величина радиального перемещения ротора |
| |
| II - коэффициент очистки масла | Чистота наружной поверхности ротора. |
| |
|
| Степень (%) заполнения ротора осадком |
| |
| Частота вращения ротора | Продолжительность вращения ротора после остановки двигателя |
| |
15а. Масло моторное | II - щелочное число масла | Скорость наполнения осадка в центробежном маслоочистителе. Систематическая составляющая концентрации механических примесей в масле |
| |
16. Система охлаждения (водяная) | I - герметичность системы | Течь охлаждающей жидкости |
| |
| II - охлаждающая способность системы в целом | Интенсивность нагрева охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой. |
| |
|
| Рабочая температура охлаждающей жидкости |
| |
| Охлаждающая способность радиатора | Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и выходе из него |
| |
17. Пусковой двигатель (ПД) | I - износ сопряжений цилиндро- поршневой группы и подшипников коленчатого вала | Продолжительность пуска ПД. |
| |
|
| Момент компрессирования. |
| |
|
| Параметры вибрации и шума |
| |
| II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) | Продолжительность пуска ПД. |
| |
|
| Частота вращения коленчатого вала основного двигателя при пуске. |
| |
|
| Ускорение разгона коленчатого вала |
| |
18. Муфта сцепления ПД | I - износ фрикционных накладок | Полный ход рычага включения муфты сцепления |
| |
| II - полнота включения и отключения муфты | Температура корпуса муфты. Наличие специфического запаха |
| |
19. Редуктор ПД | I - износ шестерен и механизма управления | Параметры вибрации и шума |
| |
20. Автомат отключения ПД | I - износ зубьев и шлицев ведущей шестерни | Параметры вибрации и шума |
| |
| Износ деталей обгонной муфты | То же |
| |
| II - частота вращения коленчатого вала основного двигателя, при которой отключается ПД | - |
| |
21. Муфта сцепления автомата отключения ПД | I - толщина фрикционных накладок | Скорость проскальзывания ведомого вала |
| |
| II - момент трения | Скорость проскальзывания ведомого диска под нагрузкой. |
| |
|
| Свободный ход педали привода муфты сцепления. |
| |
|
| Рабочая температура картера муфты сцепления. |
| |
|
| Легкость переключения передач |
| |
| Полнота включения и отключения муфты | То же |
| |
22. Трансмиссия (коробка перемены передач, увеличитель крутящего момента, главная и конечная передачи) | I - профиль, ширина зубьев шестерен, износ подшипников, шлицевых и шпоночных соединений, изменение геометрии рабочих поверхностей деталей корпуса | Суммарный зазор в механизмах трансмиссии. |
| |
|
| Концентрация продуктов износа и абразива в масле. |
| |
|
| Параметры вибрации и шума. |
| |
|
| Рабочая температура корпусных деталей. |
| |
|
| Герметичность уплотнений. |
| |
|
| Величина перемещения рычага переключения передач |
| |
| II - полнота включения и выключения, отсутствие самопроизвольного выключения передач | Параметры вибрации и шума. |
| |
|
| Величина перемещения рычага |
| |
| Крутящий момент на ведущих колесах | Тяговое усилие. |
| |
|
| Мощность механических потерь |
| |
23. Ходовая система гусеничных тракторов | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) |
| |
24. Гусеничный движитель | I - износ звездочки ведущего колеса | Размеры зубьев звездочки |
| |
| Износ шарниров гусеничных звеньев | Длина участка гусеничной цепи |
| |
| Зазоры в подшипниках опорных и поддерживающих роликов | Свободный продольный и поперечный ход роликов. |
| |
|
| Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле |
| |
| II - натяжение гусеничной цепи | Прогиб гусеничной цепи |
| |
25. Подвеска | I - износ катков | Толщина обода |
| |
| Зазоры в подшипниках каретки подвески | Свободный продольный и поперечный ход каретки подвески |
| |
| Герметичность уплотнений | Расход масла. |
| |
|
| Течь масла при определенном давлении. |
| |
|
| Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле |
| |
26. Ведущие и направляющие колеса колесных тракторов | I - высота протектора шины | - |
| |
| II - удельное давление трактора на почву | Давление воздуха в шинах |
| |
27. Передняя ось колесных тракторов | I - износ шкворней, поворотных кулачков и подшипников передней оси | Свободный ход (продольный и поперечный) направляющих колес |
| |
| II - углы установки направляющих колес | Углы развала и схождения колес. |
| |
|
| Боковое усилие, создаваемое колесом |
| |
28. Подвеска колесных тракторов | I - зазоры в шарнирах подвески | Свободный ход передней оси относительно остова трактора |
| |
| Жесткость упругих элементов подвески | Прогиб упругих элементов под нагрузкой |
| |
| II - полный рабочий ход упругого элемента подвески | - |
| |
29. Кабина | I - деформация, трещины и коррозия | - |
| |
| Разрушение креплений | - |
| |
| Нарушение лакокрасочного покрытия | - |
| |
| II - герметичность кабины (пылевлагонепроницаемость) | Запыленность воздуха в кабине |
| |
| Шумовая изоляция и виброзащищенность кабины и рабочего места | Уровень шума и вибраций в кабине при работе трактора |
| |
| Обзорность | - |
| |
30. Масляный насос гидросистемы | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
| |
31. Распределитель гидросистемы | I - зазоры в сопряжениях "корпус- рабочий поясок золотника" | Значение усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали гидроцилиндра. |
| |
|
| Гидравлическая плотность сопряжения |
| |
| II - полнота и усилие включения и отключения золотников | Полнота и усилие включения и отключения золотников. |
| |
|
| Величина усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали силового цилиндра |
| |
32. Перепускной и предохранительный клапаны гидросистемы | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа I) | Утечки в нагнетательном канале газораспределителя |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) |
| |
33. Гидроцилиндры | I - герметичность уплотнений | Течь масла
Усадка штока гидроцилиндра под нагрузкой |
| |
| - | Удержание задней оси трактора в приподнятом положении |
| |
34. Вал отбора мощности (ВОМ) | I - зазоры в подшипниках. | Параметры вибрации и шума. |
| |
| Износ шестерен и посадочных поверхностей корпуса редуктора. | Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле |
| |
| Толщина дисков муфты сцепления |
|
| |
| II - передаваемый крутящий момент | - |
| |
| Полнота включения ВОМ | Продолжительность вращения ВОМ после его выключения |
| |
35. Электрообору- дование | I - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) |
| |
36. Генератор | I - износ подшипников | Параметры вибрации и шума |
| |
| Мощность генератора | Ток при номинальной нагрузке. |
| |
|
| Минимальная частота вращения якоря |
| |
| Комплексное сопротивление обмоток генератора | Длительность переходного процесса на выходе генератора. |
| |
|
| Частота вращения ротора в момент возбуждения |
| |
| Активное сопротивление генератора с интегральным регулятором напряжения | Разность напряжения генераторной установки при отключенной и подключенной нагрузке |
| |
37. Выпрямитель генератора | - | Падение напряжения в прямом направлении |
| |
38. Стартер | I - износ коллектора | Биение коллектора и искрение под щетками |
| |
| Износ подшипников | Параметры вибрации и шума |
| |
| Выходная мощность стартера | Ток и напряжение на клеммах в режиме полного торможения якоря |
| |
39. Аккумуляторная батарея | II - разряженность аккумуляторной батареи | Плотность электролита аккумуляторов батареи. |
| |
|
| Напряжение аккумуляторов батареи под нагрузкой. |
| |
|
| Сила света фар. |
| |
|
| Сила звучания сигнала |
| |
Емкость аккумуляторной батареи
|
| Разность напряжений при разрядке и зарядке. |
| |
|
| Ток и время разряда |
| |
40. Реле-регулятор | II - напряжение, регулируемое реле-регулятором | - |
| |
| Напряжение включения и сила тока отключения реле обратного тока | - |
| |
| Ток, ограничиваемый реле ограничителя тока | - |
| |
| Прилегание поверхностей контактов | Падение напряжения на контактах |
| |
41. Транзисторы реле-регулятора | - | I - коэффициент усиления. |
| |
|
| Обратный ток коллектора |
| |
42. Диоды реле-регулятора | - | I - прямое и обратное сопротивление |
| |
43. Приборы | - | I - погрешность. |
| |
|
| Сопротивление датчиков в контрольных точках |
| |
44. Электродвигатели | I - износ щеточно-коллекторного узла | Потребляемый ток |
| |
| Износ подшипников | Параметры вибрации и шума |
| |
| Мощность электродвигателя | Потребляемый ток. |
| |
|
| Частота вращения ротора |
| |
| Сопротивление обмотки | Амплитуда и длительность э.д.с. самоиндукции обмотки |
| |
45. Фары | II - установка фар | Положение светового пятна на экране |
| |
| Отражательная способность рефлектора | Сила света фар |
| |
46. Элементы управления | I - зазоры в сопряжениях продольных и поперечных тяг | Свободный и полный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) |
| |
| Износ деталей гидропривода | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа I) |
| |
| II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) | Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) |
| |
| Свободный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) | - |
| |
| Усилие на ободе рулевого колеса (на рычагах и педалях управления) | - |
| |
47. Тормоза | I - толщина тормозных накладок | Величина полного хода тормозной педали (рычага) |
| |
| II - эффективность торможения | Величина свободного и полного хода тормозной педали (рычага). |
| |
|
| Усилие на тормозной педали (рычаге). |
| |
|
| Тормозной путь. |
| |
|
| Одновременность срабатывания тормозов |
| |
47а. Приводные ремни | II - натяжения ремня | Угол прогиба. |
| |
|
| Стрела прогиба |
|
3. Для каждого параметра в зависимости от типа, марки и условий эксплуатации трактора должны быть установлены номинальное и допускаемое значения, а по прогнозируемым параметрам - номинальное и допускаемое и предельное значения с указанием погрешности их измерения и контрольных точек.
4. Номинальное, допускаемое и предельное значения параметров, допускаемая погрешность их измерения, а также режимы при функциональном диагностировании объекта должны быть установлены в соответствии с нормативно-технической документацией и приведены в эксплуатационных документах по ГОСТ 27388-87.
5. Тракторы и их составные части должны быть приспособлены к диагностированию по ГОСТ 24925-81.
1-5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003