ВТБ Дебетовая карта
ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

ГОСТ 33161-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

       

ГОСТ 33161-2014

 

      

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

 Дороги автомобильные общего пользования

 

 ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ДИАГНОСТИКИ И ПАСПОРТИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

 

 Automobile roads of general use. Technical requirements for the diagnosis and certification of highway engineering structures on automobile roads

МКС 93.080.01

Дата введения 2016-08-01

 

      

     

 

 Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

 

Сведения о стандарте

          

1 РАЗРАБОТАН ОАО Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" [МГУПС (МИИТ)], Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

 

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

 

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

 

За принятие проголосовали:

 

 

 

 

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

 МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

AZ

Азстандарт

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

 

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

 

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2015 г. N 1933-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33161-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2016 г.

 

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

 

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

 

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

 

 

      1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

 

1.2 Требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения следующих типов:

 

- мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.);

 

- искусственное сооружение в теле насыпи (путепровод засыпного типа, водопропускная труба или труба иного назначения);

- тоннельное сооружение (тоннель автодорожный, тоннель пешеходный, биопереход тоннельного типа и т.п.);

 

- противолавинное сооружение (галерея, отбойная дамба);

 

- противокамнепадное сооружение (галерея);

 

- селепроводное сооружение (селедук, селеспуск);

 

- снегоспуск, косогорная труба, водосброс;

 

- подпорная стена.

 

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на диагностику искусственных сооружений, относящихся к ведению речных регистров (паромные переправы, наплавные мосты), а также на отдельные, не относящиеся к мостовым переходам гидротехнические сооружения (регуляционные сооружения, берегозащитные сооружения и т.п.).

 

1.4 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, изменений к ним, а также правила применения или прекращения применения этих документов в отдельных государствах.

 

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

 

ГОСТ 32825 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

 

ГОСТ 32871 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Технические требования

 

ГОСТ 32944 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования

 

ГОСТ 32960 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения

 

ГОСТ 32963 Дороги автомобильные общего пользования. Расстояния видимости. Методы измерений

 

ГОСТ 33101 Дороги автомобильные общего пользования. Покрытия дорожные. Методы измерения ровности

 

ГОСТ 33128 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования

 

ГОСТ 33129 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Методы контроля

 

ГОСТ 33146 Дороги автомобильные общего пользования. Трубы дорожные водопропускные. Методы контроля

 

ГОСТ 33152 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация тоннелей

 

ГОСТ 33153 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование тоннелей. Общие требования

ГОСТ 33178 Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов

 

ГОСТ 33180 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

 

ГОСТ 33181 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

 

ГОСТ 33220 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

 

ГОСТ 33382 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация

 

ГОСТ 33384 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

 

ГОСТ 33390 Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия

 

ГОСТ 33391 Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Габариты приближения конструкции

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

           

 

 

      3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1 аварийное состояние: Техническое состояние искусственного сооружения, характеризующееся повреждениями, деформациями, кренами, свидетельствующими об исчерпании несущей способности или которые могут вызвать потерю устойчивости объекта, при которых его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за опасности разрушения либо обрушения основных конструкций.

 

3.2 автоматизированная информационная система по искусственным сооружениям; АИС: База данных с соответствующим программным обеспечением, предназначенная для внесения, хранения и обработки информации по искусственным сооружениям на автомобильных дорогах.

 

3.3 берегозащитное сооружение: Гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты от размыва (подмыва).

 

3.4 водопропускная труба: Искусственное сооружение, служащее для пропуска малых расходов воды под насыпью автомобильной дороги, имеющее грунтовую засыпку над сооружением и лоток в уровне дна водотока.

 

3.5 биопереход: Искусственное сооружение (мостового, трубного или тоннельного типа), обеспечивающее безопасное пересечение автомобильной дороги представителями фауны.

 

3.6 галерея: Искусственное сооружение, имеющее перекрытие, расположенное над дорогой и предназначенное для пропуска камнепада и снежных лавин над полотном дороги.

 

3.7 грузоподъемность искусственного сооружения: Предельная вертикальная подвижная (автомобильная, пешеходная или иная) нагрузка на несущие конструкции сооружения, которую можно допустить, не нарушая условий прочности, устойчивости, выносливости, жесткости, трещиностойкости, соответствующих достижению предельных состояний I или II группы.

 

3.8 диагностика искусственных сооружений: Особый тип обследования искусственных сооружений, выполняемый по установленному алгоритму технического диагностирования, включающему процедуру получения на натурных объектах данных о местоположении, особенностях конструкции, технических параметрах и дефектах сооружения, оценку технического состояния и составление технического паспорта, а также внесение при необходимости этих данных в автоматизированную информационную систему по искусственным сооружениям (АИС).

 

3.9 дюкер: Водопропускная труба, имеющая лоток ниже уровня дна водотока и работающая в напорном режиме.

 

3.10 искусственное сооружение: Инженерное сооружение, обеспечивающее движение транспортных средств, пешеходов, пропуск животных, прокладку коммуникаций в местах пересечения в разных уровнях автомобильных дорог, с иными путями сообщения, а также естественными или искусственными препятствиями и в местах неблагоприятных природных воздействий (камнепад, сход лавин и т.п.).

 

3.11 искусственное сооружение в теле насыпи: Инженерное сооружение, устраиваемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока, транспорта, пешеходов, коммуникаций, животных.

 

3.12 капитальный ремонт искусственного сооружения: Ремонт, связанный с восстановлением или доведением основных технико-экономических показателей и потребительских свойств сооружения до значений, показателей и потребительских свойств, соответствующих присвоенной категории автомобильной дороги или ее участка, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей и при котором не требуется изменение границ полосы отвода автомобильной дороги.

 

3.13 карточка искусственного сооружения: Документ утвержденной формы, содержащий информацию о постоянных параметрах искусственного сооружения.

 

Примечание - К постоянным параметрам относят параметры, которые не изменяются в межремонтные периоды эксплуатации искусственного сооружения.

 

3.14 мостовой переход: Комплекс сооружений, предназначенный для преодоления дорогой водного препятствия и включающий мостовое сооружение, подходы, регуляционные сооружения, берегозащитные сооружения.

 

3.15 мостовое полотно: Система элементов, предназначенная для обеспечения комфортности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также для отвода воды с поверхности покрытия проезжей части, тротуаров и сопряжений с подходами.

 

3.16 мостовое сооружение: Искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор, и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.

 

3.17 отбойная дамба: Противолавинное сооружение в виде насыпи, устраиваемое на склоне выше дороги и служащее для отклонения траектории схода лавины.

 

3.18 оценка технического состояния: Оценка, характеризующая соответствие или несоответствие технических показателей и потребительских свойств искусственного сооружения категории автомобильной дороги или ее участка и технической документации на этот объект.

 

3.19 паспортизация искусственного сооружения: Систематизация и представление информации о постоянных и переменных параметрах искусственного сооружения в виде отчетного документа установленной формы (технического паспорта).

3.20 подпорная стена: Искусственное сооружение, служащее для удержания грунтового откоса или склона от осыпания.

 

3.21 противокамнепадное сооружение: Искусственное сооружение, служащее для защиты дороги от камнепада.

 

3.22 противолавинное сооружение: Искусственное сооружение, служащее для защиты дороги от снежных лавин.

 

3.23 производственно-техническая документация: Документация, отражающая процесс производства и приемки работ по возведению, реконструкции и капитальному ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

 

3.24 проектно-сметная документация по искусственному сооружению: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации искусственного сооружения.

 

3.25 регуляционное сооружение: Гидротехническое сооружение, предназначенное для регулирования водного потока.

 

3.26 реконструкция искусственного сооружения: Совокупность работ и мероприятий, направленных на изменение и повышение основных технико-экономических показателей и потребительских свойств существующего искусственного сооружения по сравнению с проектными параметрами.

 

3.27 селедук: Искусственное сооружение, имеющее перекрытие, расположенное над дорогой, и предназначенное для пропуска селевого горного потока над полотном дороги.

 

3.28 технический паспорт искусственного сооружения (технический паспорт): Технический документ, содержащий информацию о фактических постоянных и переменных параметрах и дефектах искусственного сооружения, полученную по результатам диагностики, составленный по утвержденным формам и правилам специализированной организацией и закрепляющий ответственность этой специализированной организации за достоверность и правильность данной информации.

 

3.29 уровень технического состояния искусственного сооружения: Степень соответствия нормативным требованиям постоянных геометрических параметров, технических показателей и потребительских свойств эксплуатируемых искусственных сооружений.

 

3.30 тоннель автодорожный: Подземное или подводное инженерное сооружение для пропуска транспортных средств в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием.

 

3.31 тоннель пешеходный (подземный пешеходный переход): Подземное инженерное сооружение для прохода пешеходов под автомобильной дорогой.

 

3.32 эксплуатация искусственного сооружения: Комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности и безопасного функционирования искусственного сооружения в течение проектного срока службы по ГОСТ 33178.

 

 

      4 Общие положения

4.1 Искусственные сооружения в течение срока их службы должны сохранять предусмотренное проектно-сметной документацией высотное положение и положение в плане, а уровень их технического состояния должен обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружения под расчетными нагрузками и воздействиями.

 

Подмостовое пространство в зоне пересекаемого препятствия должно обеспечивать безопасные условия пропуска высоких вод, установленную вероятность превышения расчетного паводка и ледохода (при его наличии), а также всех видов предусмотренных назначением сооружения транспортных потоков.

           

4.2 Установление уровня технического состояния искусственных сооружений осуществляют по результатам их обследования (диагностики).

 

4.3 Основной задачей диагностики искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования должно являться получение актуальной и достоверной информации о параметрах и уровне их технического состояния для оценки соответствия условий эксплуатации требованиям ГОСТ 32871, ГОСТ 32944, ГОСТ 33128, ГОСТ 33180, ГОСТ 33181, ГОСТ 33384, ГОСТ 33391, ГОСТ 33220, требованиям безопасности с целью своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечения сохранности искусственного сооружения, создание в процессе эксплуатации безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по искусственному сооружению в течение установленного срока их службы.

 

4.4 Результаты диагностики и паспортизации должны использовать для эффективного решения различных вопросов эксплуатации, в том числе:

 

- технического учета объектов дорожно-транспортной инфраструктуры;

 

- безопасности движения транспортных средств;

- определения условий пропуска по грузоподъемности и габариту произвольных транспортных средств по маршрутам движения;

 

- рационального планирования работ по реконструкции, ремонту и содержанию искусственных сооружений;

 

- поиска и отслеживания групп элементов искусственных сооружений по заданным типовым, характерным, количественным параметрам и диапазонам;

 

- формирования и выпуска паспортов, ведомостей, актов и другой отчетной документации для повышения эффективности принятия управленческих решений;

 

- назначения режимов эксплуатации при помощи дорожных знаков и других средств регулирования;

 

- выявления неправильных, неэффективных проектных и организационных решений для их последующего статистического анализа, снижения рисков, совершенствования норм и конструктивно-технологических решений.

Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.

Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.