ГОСТ 3285-77 Корпуса металлических судов. Методы испытаний на непроницаемость и герметичность (с Изменением N 1).
ГОСТ 3285-77*
Группа Д49
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КОРПУСА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СУДОВ
Методы испытаний на непроницаемость и герметичность
Metal ship hulls. Methods of air pressure and flooding tests
Дата введения 1978-07-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 26 июля 1977 г. N 1834 срок введения установлен с 01.07.78
Проверен в 1982 г. Постановлением Госстандарта от 30.03.83 N 1510 срок действия продлен до 01.07.86
ВЗАМЕН ГОСТ 3285-65
* ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1983 г.) с Изменением N 1, утвержденным в марте 1983 г. (ИУС 7-83).
Настоящий стандарт распространяется на корпуса металлических судов морских и внутреннего плавания и устанавливает методы испытаний их на непроницаемость и герметичность.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАНИЯМ
1.1 Испытанию на непроницаемость подвергают все конструкции корпуса (в дальнейшем конструкции), оборудование, дельные вещи, которые в эксплуатации или в предусмотренных расчетом аварийных случаях могут соприкасаться с водой или другой жидкостью и не должны пропускать их.
Под непроницаемостью следует понимать способность конструкций не пропускать воду или другие жидкости.
1.2. Испытанию на герметичность подвергают конструкции, которые по своему назначению и условиям эксплуатации должны защищать ограничиваемые ими пространства от проникновения газообразных веществ и аэрозолей.
Под герметичностью следует понимать способность конструкций не пропускать газообразные вещества и аэрозоли.
1.3. Номенклатуру герметичных конструкций определяют при проектировании судна по согласованию с контролирующей организацией.
1.4. Испытания конструкций на непроницаемость и герметичность проводят согласно схеме испытаний, чертежу или таблице (в дальнейшем схеме испытаний), разработанных проектной организацией в соответствии с технической документацией.
В схеме испытаний должны быть указаны расположение и назначение всех испытываемых конструкций, методы и нормы их испытаний.
1.5. Методы и нормы испытаний конструкций назначает проектная организация по согласованию с контролирующей организацией.
Примечание. Оборудование, дельные вещи, арматура, примыкающие к испытываемым конструкциям или проходящие через них, а также шахты и выгородки испытывают теми же методами и по тем же нормам, что и конструкции.
1.6. В зависимости от применяемости методов и норм испытаний на непроницаемость конструкции делят на:
группу а - отсеки и цистерны, в которых во время эксплуатации временно или постоянно находится жидкость, а также форпик, ахтерпик, отсеки подруливающего устройства, лага и эхолота, пустотелые рули, направляющие насадки, отсеки плавучести, воздушные ящики, крыльевые устройства;
группу б - все прочие конструкции, которые по условиям эксплуатации должны быть непроницаемыми.
1.7. Герметичность корпуса судна подразделяют на:
общую - герметичность наружного контура судна, включая надстройки и рубки;
отсековую - герметичность отсека или группы помещений, ограниченных общим герметичным контуром;
индивидуальную - герметичность отдельного помещения.
Примечание. Под отсеком следует понимать контур, ограниченный главными переборками и палубами.
1.8. Корпус ремонтируемого или модернизируемого судна испытывают на непроницаемость и герметичность теми же методами и по тем же нормам, что и корпус вновь строящегося судна.
Объем испытаний определяют перечнем работ по ремонту и модернизации и согласовывают с контролирующей организацией.
1.9. Если непроницаемые или герметичные конструкции, оборудование, дельные вещи ремонтируемого или модернизируемого судна имеют прочность или уплотнение, недостаточные для восприятия испытательных нагрузок, установленных настоящим стандартом, то проектная организация, ведущая ремонт или модернизацию судна, определяет и согласовывает с контролирующей организацией уменьшение величины испытательных давлений, установку соответствующих подкреплений или замену конструкций.
1.10. Все части корпуса, в том числе и расположенные внутри него, которые обеспечивают нахождение судна на плаву после спуска его со стапеля, а также конструкции, недоступные для осмотра и устранения выявленных дефектов, испытывают до спуска судна на воду на стапеле или в доке.
Конструкции, доступные для осмотра по всему контуру при нахождении судна на плаву, испытывают на плаву или на стапеле, в доке.
1.11. При испытании конструкций, находящихся на плаву, должны быть обеспечены достаточная прочность корпуса, остойчивость судна и контроль за его осадкой, которая не должна превышать осадку судна при полном водоизмещении.
1.12. Качество сварных соединений должно быть проверено в соответствии с требованиями технической документации до начала проведения испытаний на непроницаемость и герметичность.
1.13. Поверхности испытываемых конструкций и соединений должны быть очищены от загрязнений. Контролируемая поверхность конструкций должна быть сухой.
1.14. Конструкции и соединения, подлежащие испытанию на непроницаемость, не должны быть окрашены, заасфальтированы и покрыты специальными покрытиями до окончания испытаний их на непроницаемость, кроме требований, изложенных в п.1.15.
1.15. Конструкции, включая внутрисекционные соединения, разрешают грунтовать и окрашивать в соответствии со схемами, предусмотренными "табелем назначения красок", до подачи их на стапель или в док и до проверки их на непроницаемость при соблюдении условий:
толщина основных листов, составляющих контур непроницаемости конструкции, должна быть не менее 12 мм, а толщина стенок набора, ограничивающих испытываемый контур и привариваемых к основным листам - не менее 8 мм;
все внутрисекционные соединения конструкций, входящие в непроницаемый контур, должны быть подвергнуты тщательному осмотру по всей длине соединения. Результаты осмотра должны быть зафиксированы в журнале;
стыковые и тавровые сварные соединения, относящиеся к конструкциям группы а, расположенные ниже ватерлинии, перед грунтовкой и окраской проверяют на непроницаемость смачиванием керосином. Двусторонние швы тавровых сварных соединений без сплошного провара проверяют смачиванием керосином после выполнения первого прохода шва с одной стороны;
на всех секциях должны быть закончены сборочно-сварочные работы, работы по правке и установке насыщения (фундаменты, наварыши, наклепыши и т.п.).
1.16. Конструкции, испытанные и принятые на предварительной сборке, должны быть загрунтованы и окрашены за исключением участков шириной 30-40 мм, примыкающих к монтажным кромкам.
Примечание. Если грунт не влияет на процесс сварки и резки, разрешается грунтовать участки, примыкающие к монтажным кромкам.
1.17. Монтажные соединения, выполненные на стапеле или в доке, грунтуют после проведения испытаний их на непроницаемость.
1.18. Конструкции, которые не были испытаны на непроницаемость на предварительной сборке и которые будут длительное время находиться на открытом воздухе и подвергаться влиянию атмосферных осадков, разрешают грунтовать одним слоем.
При этом внутрисекционные сварные соединения и участки, примыкающие к ним на ширине 10 см с каждой стороны шва, не грунтуют.
1.19. На ремонтируемых и модернизируемых судах до проведения испытаний на непроницаемость грунтуют конструкции, на которых во время ремонта или модернизации не будут выполнять сборочно-сварочные работы.
1.20. При доковании судов разрешается грунтовать и окрашивать конструкции, кроме мест, подлежащих при испытаниях внешнему осмотру, до проведения испытаний на непроницаемость.
1.21. При проведении дополнительных сборочно-сварочных, монтажных или ремонтных работ на конструкциях, оборудовании и дельных вещах, испытывают на непроницаемость и герметичность, в случаях, когда общую проверку на непроницаемость и герметичность не проводят, проводят местную проверку конструкций на непроницаемость и герметичность.
По требованию контролирующей организации проводят повторную общую проверку конструкций на непроницаемость и герметичность.
Примечания:
1. Под общей проверкой следует понимать испытание всего объема конструкций.
2. Под местной проверкой следует понимать испытание сварных швов и других соединений, а также части поверхности конструкций, непроницаемость которых могла быть нарушена при проведении дополнительных работ.
1.22. Нормы и правила испытаний конструкций на непроницаемость и герметичность приведены в обязательных приложениях 1 и 2.
1.23. Испытания корпусов металлических судов по назначению и технологической последовательности подразделяют на предварительные, основные и контрольные.
1.24. Предварительные испытания
1.24.1. Предварительные испытания на непроницаемость внутрисекционных соединений конструкций следует проводить при изготовлении секций и блоков корпуса для переноса возможно большего объема работ по испытаниям со стапеля или дока на участки предварительной сборки и сварки и для уменьшения объема работ по исправлению дефектов, выявленных при испытании конструкций на стапелях и в доках.
1.24.2. Объем и методы предварительных испытаний конструкций на непроницаемость устанавливает предприятие-изготовитель в соответствии с технологией постройки судна и технической целесообразностью.
1.24.3. Предварительные испытания на непроницаемость тех конструкций, на которых в дальнейшем на стапеле или в доке не будут выполнять сборочно-сварочные работы, за исключением сборки и сварки монтажных кромок, засчитывают как основные, если методы и нормы этих испытаний соответствуют методам и нормам основных испытаний и при условии согласования с контролирующей организацией.
1.24.4. Предварительные испытания на герметичность проводят после окончания в конструкциях сборочно-сварочных работ.
Необходимость проведения предварительных испытаний на герметичность устанавливает предприятие-изготовитель.
Примечания:
1. Под окончанием сборочно-сварочных работ следует понимать выполнение в испытываемых конструкциях работ, связанных с установкой, сборкой и клепкой всех предусмотренных технической документацией изделий, таких как: фундаменты, наварыши, наклепыши, арматура, съемные стаканы, детали крепления электрокабеля, приборов, механизмов, систем, устройств, оборудования, изоляции.
2. На конструкциях, образующих контур испытываемого отсека, должны быть выполнены сборочно-сварочные работы со стороны смежных отсеков.
1.25. Основные испытания
1.25.1. Основные испытания на непроницаемость и герметичность проводят для проверки конструкций, которые согласно схеме испытаний должны быть непроницаемыми и герметичными.
Основные испытания на непроницаемость проводят после окончания в конструкциях сборочно-сварочных работ и работ по правке.
Основные испытания на герметичность проводят после окончания монтажных, установочных и достроечных работ с обеих сторон конструкций, образующих испытываемый отсек.
1.25.2. Основные испытания на непроницаемость проводят на стапелях, в доках, на плаву и на участках предварительной сборки и сварки.
1.26. Контрольные испытания
1.26.1. Контрольные испытания на непроницаемость проводят для конструкций группы а.
1.26.2. Контрольные испытания на непроницаемость проводят после полного окончания с обеих сторон испытываемых конструкций монтажных работ по всем специальностям.
Примечание. Под полным окончанием монтажных работ по всем специальностям следует понимать выполнение в конструкциях всех работ по монтажу систем, механизмов, устройств, приводов, установке электрокорабля и оборудования, предусмотренных технической документацией.
1.26.3. Контрольные испытания на непроницаемость по согласованию с контролирующей организацией могут быть совмещены с другими испытаниями, такими как: опробование вспомогательных механизмов, электросетей, радиосвязи, проводимыми в несмежных отсеках судна.
1.26.4. Если при контрольных испытаниях на непроницаемость будут обнаружены дефекты, то после обнаружения и устранения их проводят основные испытания повторно. Результаты повторных испытаний считают окончательными.
1.26.5. Контрольным испытаниям на герметичность подвергают конструкции, в которых после проведения основных испытаний на герметичность проводили работы, связанные с возможным нарушением герметичности.
По требованию контролирующей организации выборочно испытывают и другие конструкции, количество которых должно составлять 5% от общего количества герметичных конструкций, но не менее двух.
Если при проведении испытаний будут обнаружены негерметичные конструкции, проводят повторные испытания на удвоенном количестве конструкций. При неудовлетворительных результатах повторных контрольных испытаний проводят повторные основные испытания всех конструкций, к которым предъявляются требования герметичности. Результаты повторных основных испытаний считают окончательными.
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. При испытании корпусов металлических судов применяют следующие методы: налив воды под напором, налив воды без напора, надув воздуха, поливание струей воды под напором, поливание рассеянной струей воды, обдув струей сжатого воздуха, смачивание керосином, применение вакуум-камер - при испытании на непроницаемость;
надув воздуха - при испытании на герметичность.
2.2. Испытания наливом воды под напором
2.2.1. До проведения испытаний наливом воды под напором должны быть проведены мероприятия, исключающие возможные смещения и деформации корпуса во время проведения испытаний.
2.2.2. Гидростатическое давление (напор) на конструкциях, ограничивающих отсек сверху (палуба, платформа, второе дно), создают механическими или ручными насосами, установкой напорной трубы, резинового шланга или штатной измерительной трубы диаметром не менее 25 мм.
2.2.3. Величину гидростатического давления устанавливают в соответствии с проектной документацией на судно и требованиями настоящего стандарта.
2.2.4. Высоту напора отсчитывают от основной линии до уровня воды в напорной трубе или шланге.
Для судов с конструктивным дефферентом высоту напора отсчитывают от килевой линии.
Для цистерн, расположенных на второй и выше палубах, высоту напора отсчитывают от нижней точки цистерны.
Предельные точки отсчета должны быть указаны в схеме испытаний.
2.2.6. При заполнении водой не допускается образование воздушных подушек в верхних частях испытываемых конструкций, поэтому в наборе верхнего перекрытия должны быть предусмотрены отводные отверстия или трубки. Для выпуска воздуха просверливают отверстия диаметром 8-10 мм, которые после окончания испытаний заваривают и проверяют на непроницаемость смачиванием керосином или обдувом струей сжатого воздуха.
2.2.7. Для проведения испытаний должна быть использована техническая пресная вода без загрязнений.
По согласованию с контролирующей организацией разрешается использовать морскую воду для испытаний конструкций, кроме цистерн для пресной воды, при соблюдении следующих требований:
поверхности конструкций, соприкасающиеся во время испытаний с морской водой, непосредственно после окончания испытаний и слива воды должны быть промыты пресной водой;
вода из труднодоступных мест, застойных зон, зазоров и др. участков должна быть удалена;
после окончания испытаний поверхности сварных конструкций перед грунтовкой и окраской должны быть очищены;
время нахождения воды в конструкциях должно быть минимальным и не превышать двух суток с начала заполнения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.8. Продолжительность нахождения конструкции под напором воды определяют временем, необходимым для осмотра всей поверхности конструкции, но не менее 1 ч.
2.2.9. После окончания испытаний вода из отсеков должна быть удалена. При отсутствии откачивающих средств или штатных отверстий воду сливают через заранее высверленные отверстия. В отсеке высверливают одно-два отверстия диаметром до 25 мм.
Оверстия должны быть расположены в нижней точке отсека на расстоянии не менее 100 мм от стенок близлежащих конструкций.
После слива воды отверстия заваривают и испытывают на непроницаемость смачиванием керосином или обдувом струей сжатого воздуха.
2.2.10. Место расположения вварных штуцеров для подключения контрольных приборов, сливных и воздушных отверстий определяют по схеме, разработанной проектной организацией и согласованной с предприятием-изготовителем.
2.2.11. При температурах наружного воздуха и испытуемых конструкций от 0 °С и ниже температура налитой в отсек воды должна быть достаточной для поддержания температуры наружных поверхностей испытуемых конструкций выше 0 °С и исключения их отпотевания в течение всего времени испытаний.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.12. Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности не будут наблюдаться течи в виде струй, потеков и капель.
2.3. Испытания наливом воды без напора
2.3.1. При проведении испытаний на непроницаемость наливом воды без напора уровень воды определяют по нормам, установленным в табл.1 обязательного приложения 1.
2.3.2. Испытания проводят с учетом требований пп.2.2.7; 2.2.9-2.2.12.
2.4. Испытания надувом воздуха
2.4.1. Перед назначением испытаний на непроницаемость надувом воздуха проектная организация должна произвести расчет прочности конструкций, приборов и аппаратуры, установленных в испытываемых отсеках.
2.4.5. На каждой испытываемой конструкции должны быть установлены два манометра и предохранительный клапан.
Штуцеры для установки манометров, предохранительных клапанов и подключения воздушных шлангов устанавливают на крышках горловин, на временных заглушках или в других местах, удобных для обслуживания.
Штатные штуцеры для проведения испытаний на герметичность устанавливают в соответствии с требованиями технической документации, разработанной проектной организацией.
После окончания испытаний штуцеры должны быть закрыты штатными заглушками, испытаны на непроницаемость обдувом струей сжатого воздуха и опломбированы.
2.4.6. Сжатый воздух поступает из заводской магистрали, баллонов или от приточной вентиляции.
2.4.7. Избыточное давление воздуха окончательно устанавливают через 10-15 мин после подачи его в конструкцию.
2.4.8. При проведении испытаний на непроницаемость сварные швы и другие соединения смачивают пенообразующим раствором, приготовленным в соответствии с требованиями технической документации.
2.4.9. Пенообразующий раствор при отрицательной температуре окружающего воздуха должен быть приготовлен на незамерзающем и незагустевающем растворителе, который не должен ухудшать качество пены и вызывать коррозию металла.
2.4.11. Если падение давления за время испытаний превысит допустимое, сварные швы и другие соединения испытываемых конструкций повторно смачивают пенообразующим раствором.
2.4.12. Испытания на непроницаемость проводят при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С, ниже этой температуры испытания проводят по согласованию с контролирующей организацией. Воздух, применяемый при испытаниях, должен быть сухим.
Испытания на герметичность не ограничивают температурой окружающего воздуха.
2.4.13. Сварные швы и конструкции, испытываемые при отрицательной температуре окружающего воздуха, должны быть просушены нагревом до полного удаления замерзшей воды.
2.4.14. Конструкцию считают непроницаемой и герметичной, если при смачивании пенообразующим раствором сварных швов и других соединений не образуются воздушные пузырьки и падение давления за время выдержки конструкции под избыточным давлением не превысит норм, указанных в табл.2 и 3 обязательного приложения 1.
2.5. Испытания поливанием струей воды под напором
2.5.1. Испытания на непроницаемость поливанием струей воды под напором проводят брандспойтом, диаметр выходного отверстия которого должен быть не менее 16 мм.
2.5.2. Напор воды в шланге должен обеспечивать высоту струи воды, выбрасываемой вверх из ствола, не менее 10 м.
2.5.3. Струя воды должна быть направлена перпендикулярно к поверхности шва с расстоянием от ствола до испытываемого участка не более 3 м.
2.5.4. Поливание сварных конструкций проводят с любой стороны, клепаных - по возможности с нечеканенной стороны заклепочных соединений.
При вертикальном расположении сварных и клепаных соединений их поливают струей воды и снизу вверх.
2.5.5. Испытания поливанием струей воды под напором проводят при положительной температуре окружающего воздуха.
Испытания при отрицательной температуре окружающего воздуха проводят по согласованию с контролирующей организацией с использованием воды, подогретой до температуры плюс 40-70 °С.
При этом испытываемые участки конструкций должны быть подогреты до положительной температуры.
2.5.6. Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности не будет течей в виде струй, потеков и капель.
2.6. Испытания поливанием рассеянной струей воды
2.6.1. Испытания на непроницаемость проводят поливанием конструкции рассеянной струей воды, направленной перпендикулярно к контролируемой поверхности.
2.6.2. Испытания проводят с учетом требований, установленных в пп.2.5.4-2.5.6.
2.7. Испытания обдувом струей сжатого воздуха
2.7.1. Испытания на непроницаемость обдувом струей сжатого воздуха проводят для местных проверок: мест приварки деталей, участков исправления дефектов сварки, дверей, люков, комингсов и других конструкций, расположенных внутри корпуса и надстроек, а также внутренних конструкций, имеющих клепаные соединения.
2.7.2. Струя воздуха, подаваемая из шланга, должна быть направлена перпендикулярно к контролируемому соединению. Конец шланга должен быть снабжен ниппелем диаметром 10-20 мм и подведен к контролируемому соединению на расстоянии не более 100 мм.
При испытании клепаных соединений струю воздуха направляют с нечеканенной стороны.
2.7.3. Контролируемое соединение одновременно с обдувом струей сжатого воздуха смачивают с противоположной стороны пенообразующим раствором, качество которого должно удовлетворять требованиям, установленным в пп.2.4.8 и 2.4.9.
2.7.4. Испытания обдувом струей сжатого воздуха проводят при температуре окружающего воздуха не ниже минус 10 °С. Испытываемые участки должны быть нагреты до положительной температуры и просушены до полного удаления замерзшей воды. Сжатый воздух должен быть сухим.
2.7.5. Конструкции считают непроницаемыми, если на контролируемых соединениях не образуются воздушные пузырьки.
2.8. Испытания смачиванием керосином
2.8.1. Испытания на непроницаемость смачиванием керосином проводят для контроля сварных соединений, за исключением соединений внахлестку с полным проваром и нахлесточных и тавровых соединений с двусторонними швами без сплошного провара.
Двусторонние швы тавровых сварных соединений без сплошного провара проверяют смачиванием керосином после окончательного выполнения первого прохода шва с одной стороны.
2.8.2. При испытании смачиванием керосином контролируемую сторону сварного шва покрывают меловым раствором. Швы смачивают керосином после высыхания мелового раствора.
Меловой раствор должен быть приготовлен на незамерзающем растворителе, не влияющем на белизну раствора. Если меловой раствор приготовлен на воде, то после нанесения его на сварной шов, он должен быть просушен газовой горелкой.
2.8.3. Поверхность сварного шва во время испытаний должна быть смочена керосином. По мере стекания или высыхания керосина следует периодически смачивать им сварные швы.
2.8.4. При проведении испытаний при отрицательной температуре окружающего воздуха контролируемый сварной шов перед смачиванием керосином должен быть прогрет до положительной температуры и просушен.
2.8.5. Сварные швы считают непроницаемыми, если на контролируемой поверхности с нанесенным меловым раствором за время выдержки, указанное в обязательном приложении 1, не появятся пятна керосина.
2.9. Испытания с применением вакуум-камер
Испытания проводят поочередно на отдельных участках.
Примечание. Под перепадом давления следует понимать разность между атмосферным давлением и давлением в вакуум-камере.
2.9.2. При испытании с применением вакуум-камер участки соединений, подлежащие проверке, со стороны установки камеры смачивают пенообразующим раствором, удовлетворяющим требованиям, установленным в пп.2.4.8 и 2.4.9.
2.9.3. Испытания при отрицательной температуре окружающего воздуха проводят с учетом требований, установленных в п.2.4.13.
2.9.4. Соединения считают непроницаемыми, если при испытании контролируемого участка в пенообразующем растворе не образуются воздушные пузырьки.
3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1. Результаты испытаний на непроницаемость и герметичность, проведенных при постройке, ремонте и модернизации судов, регистрируют в журнале, составленном по форме, приведенной в рекомендуемом приложении 3.
К журналу должна быть приложена схема испытаний на непроницаемость и герметичность.
3.2. Если какая-либо конструкция, подлежащая испытанию на непроницаемость и герметичность, не была испытана, то в журнале должны быть указаны: основание для отмены испытаний, фамилия и должность лица, разрешившего отступить от утвержденной схемы испытаний и согласующая подпись представителя контролирующей организации.
3.3. Перед спуском судна на воду должен быть составлен акт о заделке сливных и воздушных отверстий с указанием расположения этих отверстий.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
4.1. К конструкциям, осматриваемым во время испытаний, должен быть обеспечен свободный доступ.
Для конструкций, имеющих высоту более 2 м, должны быть установлены подмости или леса.
4.2. Если в конструкциях, подлежащих испытанию, или соседних с ними конструкциях ранее находилось горючее, то перед испытанием оно должно быть удалено.
Конструкция должна быть пропарена и провентилирована.
4.3. Двери, горловины, крышки и другие подобные устройства должны быть закрыты на все задрайки и болты. Перед задраиванием необходимо убедиться в отсутствии людей в испытываемой конструкции.
Запрещается проводить испытания при неполном количестве крепежных деталей на дверях, люках, крышках, иллюминаторах и при наличии каких-либо неисправностей.
4.4. Конструкции водой или воздухом заполняют плавно, при этом необходимо следить за показаниями манометров. По достижении требуемого давления следует прекратить заполнение конструкций и отключить шланги.
4.5. Во время нахождения конструкций под давлением категорически запрещается проводить работы по устранению дефектов и обстукивать конструкции.
4.6. Перед устранением дефектов должны быть приняты меры, исключающие воспламенение материалов с обеих сторон испытываемой конструкции и ожоги людей.
4.7. Вблизи от места выполнения огневых работ (электросварки, газорезки и т.п.) не должны проводить работы с применением легковоспламеняющихся веществ.
4.8. Во время устранения дефектов в конструкциях должны быть установлены вытяжные вентиляторы для удаления из конструкций вредных газов.
4.9. При осмотре соединений необходимо пользоваться переносными светильниками напряжением не выше 12 В. Светильники должны иметь защитную сетку и исправный провод.
4.10. Измерительная и предохранительная аппаратура должна быть исправной, опломбированной, с непросроченным очередным испытанием Госповерки и должна быть установлена в доступных и хорошо освещенных местах.
4.11. Перед началом проведения испытаний на непроницаемость и герметичность необходимо убедиться в отсутствии людей в испытываемой конструкции. Все посторонние лица должны быть удалены из района испытаний.
4.12. После окончания испытаний необходимо принять меры для безопасности проведения дальнейших работ на испытанной конструкции, а именно: снять давление, удалить испытательные шланги, восстановить ограждение люков и вырезов горловин, крышки люков отдраить и закрепить и т.п.
4.13. При организации и проведении испытаний корпусов металлических судов на непроницаемость и герметичность необходимо руководствоваться требованиями "Общих правил техники безопасности и производственной санитарии для предприятий машиностроения", утвержденных ЦК профсоюза рабочих машиностроения в 1958 г., и "Правил техники безопасности и производственной санитарии для судостроительных и судоремонтных работ", утвержденных ЦК профсоюза рабочих судостроительной промышленности в 1970 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
НОРМЫ ИСПЫТАНИЙ НА НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ И ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
Наименование конструкции | Нормы основных испытаний на непроницаемость наливом воды под напором, наливом воды без напора, поливанием струей воды под напором, поливанием рассеянной струей воды для | Примечание | |||||||||||
| морских судов | судов внутреннего плавания классов |
| ||||||||||
|
| "М-СП" и "М" | "О" | "Р" и "Л" |
| ||||||||
I. Конструкции, содержащие жидкости | |||||||||||||
Отсеки двойного борта, предназ- наченные для хранения жидких нефтепродуктов | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 2,5 м от палубы, ограничивающей отсек сверху | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Отсеки двойного борта, предназ- наченные для хранения воды | То же | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже грузовой ватерлинии | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже грузовой ватерлинии | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже грузовой ватерлинии | То же | ||||||||
Цистерны и отсеки, предназ- наченные для хранения воды, расположенные вне двойного дна | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 2,5 м от настила, ограничивающего верх цистерны | То же | То же | То же | У морских судов с высотой борта менее 5 м высоту напора над палубой (платформой) принимают равной 0,5 высоты борта, но не менее 1,5 м.
Для цистерн, воздушные трубы которых сведены в сборный коллектор, величину напора воды принимают до верха сборного коллектора, но не менее 2,5 м от верха цистерны.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Цистерны для хранения жидких нефтепродуктов судового запаса, циркуляционные и расходные; цистерны для хранения растительного масла, китового жира и т.п. грузов, расположенные вне двойного дна | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 2,5 м от настила, ограничивающего верх цистерны | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже палубы переборок | У морских судов с высотой борта менее 5 м высоту напора над палубой (платформой) принимают равной 0,5 высоты борта, но не менее 1,5 м.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Отсеки двойного дна, предназ- наченные для хранения воды или нефтепродуктов | Налив воды под напором до палубы переборок или до верха воздушной трубы (по большему напору) | Налив воды под напором до высоты 0,6 м над настилом двойного дна или до верха воздушной трубы (по большему напору) | Налив воды под напором до высоты 0,35 м над настилом двойного дна или до верха воздушной трубы (по большему напору) | Налив воды под напором до высоты 0,35 м над настилом двойного дна или до верха воздушной трубы (по большему напору) | Отсчет уровня воды от настила двойного дна проводят в наиболее высокой точке отсека.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха. | ||||||||
Отсеки наливного судна и трюмы сухогрузных судов, предназ- наченные для перевозки жидких грузов | Налив воды под напором до верха расширительной шахты, но не менее чем на 2,5 м от палубы, ограничивающей отсек сверху | Налив воды под напором до верха расширитель- ной шахты | Налив воды под напором до верха расширитель- ной шахты | Налив воды под напором до верха расширитель- ной шахты | У морских судов с борта, но не менее 5 м высоту напора над палубой (платформой) принимают равной 0,5 высоты борта, но не менее 1,5 м.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха.
Если конструкции отсеков судов внутреннего плавания не выдерживают заданного напора воды, то такие отсеки испытывают в два этапа:
I - на стапеле наливом воды до уровня, превышающего на 0,5 м осадку судна после спуска, а выше этого уровня - поливанием струей воды под напором;
II - на плаву наливом воды под напором | ||||||||
Форпик и ахтерпик, используемые в качестве водяных отсеков | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 0,9 м над палубой | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 0,6 м над палубой переборок | Налив воды под напором до верха воздушной трубы | Налив воды под напором до верха воздушной трубы | Ахтерпик на судах испытывают с установленными дейдвудной трубой и гельмпортом.
Отсчет уровня воды от настила палубы проводят в наиболее высокой точке отсека.
Если воздушные трубы форпика или ахтерпика имеют высоту 915 мм от палубы переборок, то минимальный напор воды при испытании этих отсеков должен быть равен 915 мм от палубы переборок | ||||||||
Кингстонные ящики, ящики забортной воды, ледовые ящики | Налив воды под напором до уровня 1,25 высоты борта судна | Налив воды под напором до уровня 1,25 высоты борта судна | Налив воды под напором до уровня 1,25 высоты борта судна | Налив воды под напором до уровня 1,25 высоты борта судна | При наличии систем продувания, обогрева и т.п., испытательное давление принимают равным давлению испытания этих систем.
При испытании забортных ящиков на судах внутреннего плавания при отсутствии систем продувания напор воды должен быть на 0,35 м выше крышки ящика.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Коффердамы, имеющие устройства для приема воды | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее чем на 2,5 м от настила, ограничивающего верх коффердама | Налив воды под напором до верха воз- душной трубы, но не менее чем на 2,5 м от настила, огра- ничивающего верх коффердама | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже грузовой ватерлинии | Налив воды под напором до верха воздушной трубы, но не ниже грузовой ватерлинии | Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Съемные водяные, топливные и масляные цистерны | Налив воды под напором до верха воздушной или переливной трубы. Для топливных и масляных цистерн напор не менее чем на 2,5 м от верхней топки цистерны | Налив воды под напором до верха воздушной или переливной трубы. Для топливных и масляных цистерн напор не менее чем на 1 м от верхней точки цистерны | Налив воды под напором до верха воздушной или переливной трубы. Для топливных и масляных цистерн напор не менее чем на 1 м от верхней точки цистерны | Налив воды под напором до верха воздушной или переливной трубы. Для топливных и масляных цистерн напор не менее 0,35 м от верхней точки цистерны | Съемные цистерны должны быть испытаны дважды: до и после установки цистер- ны на судне с присоединенными трубопроводами.
Испытания наливом воды могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Плавательные бассейны | Налив воды без напора до верхней кромки бассейна | Налив воды без напора до верхней кромки бассейна | - | - | - | ||||||||
Фекальные цистерны | Налив воды под напором, равным 1,5 давления столба воды от дна цистерны до нижнего прибора | Налив воды под напором, равным 1,5 давления столба воды от дна цистерны до нижнего прибора | Налив воды под напором, равным 1,5 дав- ления столба воды от дна цистерны до нижнего прибора | Налив воды под напором, равным 1,5 давления столба воды от дна цистерны до нижнего прибора | Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
II. Конструкции, не содержащие жидкости | |||||||||||||
Форпик и ахтерпик, не предназ- наченные для заполнения водой | Налив воды под напором не менее чем на 0,3 м над палубой переборок; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды под напором не менее чем на 0,3 м над палубой переборок; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды под напором до уровня грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором или смачивание керосином | Налив воды под напором до уровня грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором или смачивание керосином | Ахтерпик на судах испытывают с установленными дейдвудной трубой и гельмпортом.
Отсчет уровня воды от настила палубы проводят в наиболее высокой точке отсека. | ||||||||
Отсеки двойного борта, не предназ- наченные для хранения жидкостей: |
|
|
|
|
| ||||||||
для судов с двойным дном | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испыта- ниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
для судов без двойного дна | Налив воды без напора на высоту 1 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,6 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,6 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,35 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испыта- ниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
Грузовые трюмы сухогрузных судов, машинно- котельные, моторные отделения и вертикальные коффердамы: |
|
|
|
| Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
для судов с двойным дном | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Поливание струей воды под напором выше уровня двойного дна | Отсчет уровня воды от наружной обшивки проводят в наиболее высокой точке киля (в пределах данного отсека) | ||||||||
для судов без двойного дна | Налив воды без напора на высоту 1 м от наружной обшивки днища у киля; выше этого уровня - поливание струей воды над напором | Налив воды без напора на высоту 0,6 м oт наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,35 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,35 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | - | ||||||||
Отсеки в междупалубном пространстве | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть замене- ны испытаниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
Междудонные отсеки, включая, туннельный киль и коффердамы, расположенные в междудонном пространстве | Налив воды под напором до палубы переборок | Налив воды под напором до высоты 0,6 м над настилом двойного дна | Налив воды под напором до высоты 0,35 м над настилом двойного дна | Налив воды под напором до высоты 0,35 м над настилом двойного дна | Отсчет уровня воды от настила двойного дна или палубы проводят в наиболее высокой точке отсека.
Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Горизонтальные коффердамы, не имеющие устройства для приема воды и расположенные ниже ватерлинии | Налив воды без напора на высоту комингса люка над коффердамом | Налив воды без напора на высоту комингса люка над коффердамом | Налив воды без напора на высоту 0,35 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,35 м от наружной обшивки у киля; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Испытания наливом воды без напора могут быть заменены испытаниями надувом воздуха.
Для морских судов и судов внутреннего плавания классов "М-СП" и "М" в случае отсутствия комингса люка или водолазных труб, высоту напора принимают равной 0,6 м над высшей точкой палубы (платформы) в районе коффердама | ||||||||
Коффердамы, не имеющие устройства для приема воды и расположенные выше ватерлинии | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором |
| ||||||||
Рули пустотелые (обтекаемые) и направляющие пустотелые насадки, крыльевые устройства | Налив воды под напором | Налив воды под напором | Налив воды под напором | Налив воды под напором над верхней кромкой руля (насадки), равным 1 м | Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха.
Давление водяного столба определяют по формуле
, где - осадка судна в полном грузу, м; - скорость судна, узлы | ||||||||
Шахты лага, эхолота, отсеки подруливающего устройства, воздушные ящики, отсеки плавучести | Налив воды под напором до уровня палубы переборок | Налив воды под напором до уровня палубы переборок | Налив воды под напором до грузовой ватерлинии | Налив воды под напором до грузовой ватерлинии | Испытания наливом воды под напором могут быть заменены испытаниями надувом воздуха | ||||||||
Коридор гребного вала, включая выгородки и шахты запасного выхода, непроницаемые шахты, включая шахты МКО* кожухи котельных дымоходов и дымовых труб | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином.
Если конструкции проходят через отсеки, испытываемые наливом воды под напором или надувом воздуха, то соответствующие участки коридора и шахт проверяют на непроницаемость при испытании этих отсеков | ||||||||
________________ * МКО - машинно-котельные отделения.
| |||||||||||||
Цепные ящики, расположенные: |
|
|
|
|
| ||||||||
в корму от таранной переборки | Налив воды без напора на высоту 0,6 м от днища ящика; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту 0,4 м от днища ящика; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | То же | То же | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
в нос от таранной переборки | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Конструкции (или части их) цепного ящика при расположении ящика в нос от таранной переборки, которые испытывали наливом воды под напором при испытании форпика, поливанием струей воды под напором не испытывают | ||||||||
Отсек в подзоре кормы | Налив воды без напора на высоту, соответствующую грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту, соответствую- щую грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту, соответствую- щую грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту соответствую- щую грузовой ватерлинии; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином.
Отсек, предназначенный для приема балласта, испытывают как ахтерпик, используемый в качестве водяного отсека по нормам, установленным для испытания ахтерпика | ||||||||
Якорные клюзы и цепные трубы | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином | ||||||||
Палубные надстройки и рубки, включая открытые части машинно- котельных шахт и кожухов дымовых труб | То же | То же | То же | То же | Сварные швы конструкций, расположенных внутри надстроек и рубок, могут быть испытаны смачиванием керосином | ||||||||
Открытые части палуб | " | " | " | " | Открытые части палуб в районе грузовых танков наливных судов испытывают совместно с соответствующими отсеками.
Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином.
Клепаные соединения палуб (пазы и стыки) могут быть испытаны обдувом струей сжатого воздуха.
Деревянные палубы испытывают поливанием струей воды под напором.
Палубы при испытаниях следует поливать сверху | ||||||||
Комингсы люков и вентиля- ционных труб, расположенные на открытых частях верхней палубы, палубы надстроек и рубок | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Комингсы высотой до 100 мм могут быть испытаны смачиванием керосином | ||||||||
Палубы и выгородки в помещениях, где может скапливаться вода (душевые, умывальные, ванные, прачечные, камбузы, гальюны и т.п.) | Налив воды без напора на высоту комингсов дверей; выше этого уровня - поливание струей воды под напором | Налив воды без напора на высоту комингсов дверей; выше этого уровня - поливание рассеянной струей воды | Налив воды без напора на высоту комингсов дверей, выше этого уровня - поливание рассеянной струей воды | Налив воды без напора на высоту комингсов дверей; выше этого уровня - поливание рассеянной струей воды | Испытания наливом воды без напора проводят после установки и монтажа всех трубопроводов, но до цементирования, укладки метлахских плиток или другого покрытия на палубу.
Испытания поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями сварных швов смачиванием керосином.
Время выдержки при испытании наливом воды без напора - 30 мин.
Если при испытании вся палуба в пределах испытываемого отсека не может быть залита водой, то неиспытанные участки палуб проверяют поливанием струей воды под напором или смачиванием керосином.
В зимний период по согласованию с контролирующей организацией разрешается проводить испытания всей площади палуб смачиванием керосином | ||||||||
Устройства для закрывания отверстий в непроницаемых частях корпуса: |
|
|
|
|
| ||||||||
двери в непроницаемых переборках | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание рассеянной струей воды | Устройства для закрывания отверстий в непроницаемых конструкциях, расположенных внутри корпуса, надстроек и рубок, могут быть испытаны обдувом струей сжатого воздуха | ||||||||
двери по наружным стенкам надстроек и рубок | То же | То же | То же | То же |
| ||||||||
лац-порты | " | " | " | " | Устройства для закрывания отверстий (крышки горловин, люков, клинкеты и т.п.), устанавливаемые в междудонных и других отсеках, испытываемых наливом воды под напором, испытывают одновременно с испытанием этих отсеков | ||||||||
крышки световых и сходных люков, иллюминаторы в верхних палубах и бортах основного корпуса, в палубах и наружных переборках надстроек | " | " | " | " |
| ||||||||
крышки горловин в непроницаемых палубах, платформах и переборках | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание струей воды под напором | Поливание рассеянной струей воды | Каждая водоне- проницаемая дверь, устанавливаемая под палубой переборок, должна быть испытана напором воды с высотой до палубы переборок, но не менее 5 м. | ||||||||
наружные бортовые части мусоро- удалителей | То же | То же | То же | То же | Испытания допускается проводить до и после установки двери на место | ||||||||
металлические закрытия грузовых люков сухогрузных судов | " | " | " | " | Испытания водо- непроницаемых дверей, установ- ленных на судне, поливанием струей воды под напором допускаются в случае, если дверь до установки на судно испытывали наливом воды под напором.
Для судов внутреннего плавания класса "О", у которых суммарная величина установленного надводного борта и комингса не менее 1200 мм, испыта- ния поливанием струей воды под напором могут быть заменены испытаниями поливанием рассеянной струей воды | ||||||||
металлические закрытия грузовых люков сухогрузных судов, перевозящих в трюмах жидкие грузы, включая нефтепродукты | На головном судне испытания на непроницаемость типовых узлов уплотнения проводят на моде- ли в натуральную величину наливом воды под напором.
Высота напора должна соответствовать нормам, установленным для данной конструкции.
Контроль глубины вдавливания уплотнительной прокладки осуществляют по всему периметру уплотнения всех люков на каждом судне. Глубину вдавливания устанавливает проектная организация.
Испытания непроницаемости каждого трюма с люковым закрытием проводят по технической документации, согласованной с контролирующей организацией |
|
|
|
|
Примечание. Основные испытания на непроницаемость конструкций группы, а на серийных судах внутреннего плавания классов "О", "Р" и "Л" по согласованию с контролирующей организацией допускается проводить смачиванием керосином.
Таблица 2
Нормы испытаний на непроницаемость надувом воздуха
|
|
|
|
Наименование испытания | Избыточное давление воздуха, Па (кгс/см ) | Время выдержки, ч, не менее | Допускаемое падение давления, % |
Основные | 3 ·10 (0,3) 2 ·10 (0,2) | 1 | 5 |
Контрольные | 2 ·10 (0,2) |
|
|
Примечания:
2. Для конструкций, в которых хранят нефть, дизельное топливо и легкие нефтепродукты, падение давления не допускается при времени выдержки 1 ч.
3. Контрольные испытания конструкций группы а, прошедших основные испытания на непроницаемость наливом воды под напором, проводят надувом воздуха по указанным нормам.
Таблица 3
Нормы испытаний на герметичность надувом воздуха
|
|
|
|
Наименование испытания | Избыточное давление воздуха, Па (кгс/см ) | Время выдержки, мин, не менее | Допускаемое падение давления, % |
Помещения и отсеки в корпусе и надстройках, граничащие с наружным контуром | 2 ·10 (0,02) 1 ·10 (0,01) | 15 | 50 |
Прочие помещения и отсеки | 2 ·10 (0,02) 1 ·10 (0,01) | 5 | 50 |
Примечания:
1. Конструкции, не вошедшие в табл.3, испытывают по технической документации.
Нормы испытаний на непроницаемость обдувом струей сжатого воздуха
Нормы испытаний на непроницаемость смачиванием керосином
Время выдержки при испытании смачиванием керосином определяют в зависимости от толщины свариваемого листа или катета шва и положения шва в пространстве.
Нижнее положение:
толщина листа или катет шва до 6 мм - 40 мин;
" " " " " 6-24 мм - 60 мин;
" " " " " св. 24 мм - 90 мин.
Вертикальное и горизонтальное положение:
толщина листа или катет шва до 6 мм - 60 мин;
" " " " " 6-24 мм - 90 мин;
" " " " " св. 24 мм - 120 мин.
Примечание. Время выдержки удваивают при проведении:
испытаний при отрицательных температурах;
испытаний сварных соединений с двусторонними швами со сплошным проваром.
Нормы испытаний на непроницаемость с применением вакуум-камер
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
ПРАВИЛА ИСПЫТАНИЙ НА НЕПРОНИЦАЕМОСТЬ И ГЕРМЕТИЧНОСТЬ
1. Испытания на непроницаемость
1.1. Конструкции группы а испытывают на непроницаемость наливом воды над напором или надувом воздуха.
1.2. Конструкции группы б головных и серийных судов испытывают на непроницаемость одним из следующих методов: наливом воды без напора, обдувом струей сжатого воздуха, поливанием струей воды под напором, поливанием рассеянной струей воды, смачиванием керосином и с применением вакуум-камер.
1.3. Отсеки группы б, состоящие из нескольких отдельных помещений, допускается испытывать по согласованию с контролирующей организацией отдельно по помещениям, составляющим отсек, при соблюдении требований, установленных в пп.1.14-1.19.
1.4. Конструкции группы б, к которым предъявляются требования брызгонепроницаемости, допускается испытывать поливанием рассеянной струей воды по согласованию с контролирующей организацией.
1.5. При проведении испытаний на непроницаемость, одновременно с проверкой сварных соединений, должна быть осмотрена вся поверхность испытываемой конструкции. При обнаружении мест с нарушением непроницаемости конструкции последняя должна быть испытана.
1.6. Двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляционные заслонки и другие дельные вещи должны быть испытаны на предприятии-изготовителе в соответствии с требованиями технической документации. После установки на место в корпусе судна они должны быть испытаны на непроницаемость и герметичность одновременно с испытанием конструкции, к которой они относятся.
1.7. Вентиляционные каналы, входящие в контролируемые отсеки, испытывают в соответствии с технической документацией.
1.8. При доковании судна в период текущего ремонта или очередного осмотра допускается испытывать междудонные отсеки в два этапа:
когда судно находится в доке, его испытывают наливом воды под напором с последующим устранением дефектов и окраской;
когда судно находится на плаву, осматривают настил, второе дно и другие конструкции междудонных отсеков.
1.9. Съемные листы или части секций, предусмотренные для погрузки механизмов, при испытании конструкций могут быть не заклепаны, а установлены с прокладками на временных болтах.
Испытания на непроницаемость съемных листов и частей секций проводят после их окончательной установки.
В этом случае соединения всех съемных частей на палубах, платформах, переборках и других конструкциях испытывают самостоятельно: сварные соединения - смачиванием керосином или с применением вакуум-камер; клепаные и болтовые - поливанием струей воды под напором, обдувом струей сжатого воздуха или с применением вакуум-камер.
1.10. Главные водонепроницаемые переборки испытывают наливом воды под напором. Эти испытания следует совмещать с испытаниями днищевых отсеков, не имеющих второго дна или непроницаемых платформ.
2. Испытания на герметичность
2.1. При испытании на герметичность каждая конструкция должна быть испытана отдельно.
2.2. Конструкции, к которым, помимо требований непроницаемости, предъявляются требования герметичности и которые в период постройки, ремонта и модернизации подвергались контрольным испытаниям на непроницаемость надувом воздуха, на герметичность не испытывают.
2.3. В период проведения испытаний на герметичность отсеки и помещения задраивают по наружному контуру штатными задраивающими устройствами за исключением систем вентиляции, используемых для создания избыточного давления.
На конструкциях, находящихся внутри испытываемого отсека и помещения, задраивающие устройства должны быть открыты.
2.4. Машинно-котельные отделения, помещения для размещения турбо- и дизельгенераторов электростанций, а также помещения, отсеки и блоки, имеющие вентиляцию, за исключением блоков санитарной обработки, жилых и служебных помещений, испытывают на герметичность при постоянно поддерживаемом вентиляцией избыточном давлении воздуха в соответствии с требованиями технической документации. Продолжительность проведения испытаний не менее 30 мин.
Помещения считают герметичными, если манометры показывают постоянное избыточное давление при работе вентиляции.
2.5. Наружный контур судна испытывают на герметичность надувом воздуха или проходом судна через стойкую завесу нейтрального дыма в течение 10 мин со скоростью, устанавливаемой технической документацией.
2.6. Отсеки и помещения, испытанные ранее на герметичность по группам отсековой и индивидуальной герметичности, повторно не испытывают.
3. Испытания на непроницаемость корпусов несамоходных нефтеналивных судов, поднадзорных Речному Регистру РСФСР
3.1. После проведения ремонтных работ должны быть испытаны на непроницаемость сварные и клепаные швы корпусов несамоходных нефтеналивных судов.
Сварные швы испытывают смачиванием керосином, клепаные швы - поливанием струей воды под напором по нормам, установленным в обязательном приложении 1.
Объем испытаний устанавливают в соответствии с технической документацией, согласованной с контролирующей организацией.
3.2. Балластные отсеки испытывают на непроницаемость наливом воды без напора на высоту, равную половине высоты борта. Выше указанной высоты испытания проводят поливанием струей воды под напором.
3.3. Коффердамы, предназначенные для заполнения водой, испытывают на непроницаемость наливом воды под напором до верха воздушной трубы, но не менее 0,8 м до палубы.
3.4. Подводную часть обшивки корпуса в районе расположения грузовых отсеков испытывают на непроницаемость "перетопкой".
Примечание. Под "перетопкой" следует понимать положение судна, приспущенного со слипа или дока на воду на 5 см меньше осадки порожнем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Форма журнала регистрации результатов испытаний на непроницаемость и герметичность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подпись |
| ||
Номер испыты- ваемой конст- рукции по схеме испытаний
| Наиме- нование испыты- ваемой конструкции по схеме испытаний
| Метод испы- таний
| Темпе- ратура воздуха, °С
| Дата испыта- ния
| Резуль- таты испыта- ния и заклю- чение
| произ- водст- венного мастера | мастера ОТК | предста- вителя контро- лирую- щей орга- низации | Приме- чание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|