Руководящий документ РД 31.63.01-83 Руководство по оперативному определению проходной осадки судов на подходных каналах к морским портам.
РД 31.63.01-83
РУКОВОДСТВО
ПО ОПЕРАТИВНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ СУДОВ
НА ПОДХОДНЫХ КАНАЛАХ К МОРСКИМ ПОРТАМ
Дата введения 1983-03-01
РАЗРАБОТАН Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" (Одесский филиал "Черноморниипроект") научно-исследовательской лабораторией морских каналов и портовых акваторий
Директор Союзморниипроекта В.П.Грузинов
Директор Одесского филиала "Черноморниипроект" В.А.Яценко
Исполнители:
заведующий научно-исследовательской лабораторией В.Г.Мирошниченко (руководитель);
заведующий сектором В.Т.Соколов;
старший научный сотрудник С.П.Заблоцкая;
старший научный сотрудник Г.Д.Журавицкий;
младший научный сотрудник М.А.Краснова
СОГЛАСОВАН Всесоюзным объединением "Морстройзагранпоставка"
Заместитель председателя В.Г.Королев
УТВЕРЖДЕН Всесоюзным объединением "Мореплавание" 3 марта 1983 г.
Председатель Б.С.Майнагашев
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Инструктивным письмом ММФ от 3 марта 1983 г. N МП-01/24-226 срок введения в действие установлен с 1 марта 1983 г.
Настоящее Руководство устанавливает порядок и методику определения проходной осадки судна с учетом ширины полосы безопасного движения на подходных каналах к морским портам с использованием ЭВМ ЕС-1020 (по специальной программе) или ручным счетом.
Руководство обязательно для расчета проходной осадки судна:
а) с осадкой, превышающей объявленную осадку порта;
б) с осадкой, равной или близкой к объявленной осадке порта, при неблагоприятной гидрометеорологической обстановке;
в) с соотношениями главных размерений:
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ
1. Проходная осадка рассчитывается для конкретного судна и учитывает: запасы глубины и ширины полосы безопасного движения на морском канале при гидрометеорологической обстановке в период проводки судна;
фактическое состояние уровня;
изменение профиля канала в процессе его эксплуатации;
влияние скорости движения судна как на его просадку, так и на ширину маневровой полосы.
2. Расчет проходной осадки и ширины полосы безопасного движения включает следующие операции:
Расчет выполняется для диапазона скоростей от минимальной, обеспечивающей удержание судна на курсе, до критической скорости на данном канале.
При двустороннем движении по каналу величина, полученная по формуле (1), удваивается.
4. Проходная осадка определяется по формуле
5. При определении проходной осадки на ЭВМ администрация порта готовит исходные данные, характеризующие размерения проводимого судна, габариты подходного канала и гидрометеорологические условия на момент проводки, в соответствии с бланком исходной информации БИИ-1, приведенным в табл.1, и инструкцией по его заполнению, приведенной в приложении 2 (обязательном).
Таблица 1
Бланк исходной информации БИИ-1 для ЭВМ
|
|
|
Наименование | Обозначение | Значение |
Наименование судна | - |
|
Дата проводки | - |
|
Расчетная глубина канала 1, м |
| |
Расчетная глубина канала 2, м |
| |
Расчетная глубина канала 3, м |
| |
Условная ширина канала 1, м |
| |
Условная ширина канала 2, м |
| |
Условная ширина канала 3, м |
| |
Отклонение уровня от нуля порта, м |
| |
Длина судна, м |
| |
Ширина судна, м |
| |
Фактическая осадка судна, м |
| |
Расчетная высота волны, м |
| |
Азимут волнения, град | - |
|
Курс судна, град | - |
|
Забровочная глубина, м |
| |
Угол между векторами скорости судна и течения, град | - |
|
Угол между векторами скорости судна и ветра, град | - |
|
Скорость ветра, м/с |
| |
Скорость течения, м/с |
| |
Индекс грунта | - |
|
Индекс судна | - |
|
Индекс проводки | - |
|
Индекс груза | - |
|
Характеристики гидрометеорологических условий принимаются по данным гидрометеостанции, обслуживающей порт.
Бланк исходной информации БИИ-1 передается на ЭВМ, где по программе "ЧНИИП" выполняется расчет.
Программа "ЧНИИП" приведена в приложении 3 (обязательном), инструкция оператору по работе с программой - в приложении 4 (обязательном).
Расчет на ЭВМ производится в соответствии со схемой:
5.3. Результаты расчета проходной осадки на ЭВМ выдаются администрации порта для принятия решения о проводке судна в виде:
бланка 1, содержащего информацию для контроля правильности ввода исходных данных;
Образцы бланков приведены в приложении 5 (справочном).
5.4. В результате расчета в правой колонке бланка 2 могут быть напечатаны комментарии "ограничения по ширине" и "ограничения по осадке" либо комментарии могут отсутствовать.
6. При определении проходной осадки ручным счетом без применения автоматизированной программы расчет производится по сокращенной методике, согласно которой:
вместо бланка БИИ-1 заполняется бланк БИИ-2;
скорость судна в узлах для определения ширины полосы безопасного движения и проходной осадки принимается постоянной в пределах, определенных Обязательным постановлением по порту;
6.1. Расчет производится в следующем порядке:
с учетом размерений судна и гидрометеорологических условий, сложившихся на момент проводки, по формулам (1) и (2) вычисляются ширина полосы безопасного движения судна и ширина маневровой полосы;
6.2. Исходные, данные для выполнения расчета готовятся в соответствии с бланком исходной информации БИИ-2, приведенным в табл.2.
Таблица 2
Бланк исходной информации БИИ-2 (для ручного счета)
|
|
|
Наименование | Обозначение | Значение |
Дата проводки | - |
|
Наименование судна | - |
|
Осадка судна, м |
| |
Длина судна, м |
| |
Ширина судна, м |
| |
Курс судна, град | - |
|
Характер загрузки судна | - |
|
Род груза | - |
|
Скорость проводки судна, м/с (уз) |
| |
Режим движения по каналу | - |
|
Грунт дна канала | - |
|
Навигационная глубина канала, м |
| |
Забровочная глубина, м |
| |
Отклонение уровня от нуля порта, м |
| |
Направление ветра, град | - |
|
Скорость ветра, м/с |
| |
Направление течения, град | - |
|
Скорость течения, м/с |
| |
Направление волнения, град | - |
|
Расчетная высота волны, м |
|
Инструкция по подготовке данных и заполнению бланка исходной информации приведена в приложении 6 (обязательном).
6.3. На основании данных бланка исходной информации БИИ-2 производятся вычисления вспомогательных величин, необходимых для определения проходной осадки. Порядок вычисления вспомогательных величин приведен в табл.3.
Таблица 3
Вспомогательные величины для определения проходной осадки
|
|
|
|
|
Наименование | Обозначение | Значение | ||
Определение углов | сноса | Курсовой угол течения, град |
| |
|
| Отношение скоростей течения и судна |
| |
|
| Отношение забровочной глубины и осадки судна |
| |
|
| Угол сноса, град |
| |
|
| Угол сноса с учетом поправки, град |
| |
| дрейфа | Курсовой угол кажущегося ветра, град |
| |
|
| Скорость кажущегося ветра, град |
| |
|
| Отношение скоростей кажущегося ветра и судна |
| |
|
| Угол дрейфа, град |
| |
Определение навигационных запасов |
| Минимальный навигационный запас |
| |
| волнового | Число Фруда |
| |
|
| Курсовой угол волнения, град |
| |
|
| Отношение расчетной высоты волны и длины судна |
| |
|
| Отношение волнового запаса и расчетной волны |
| |
|
| Волновой запас, м |
| |
| скоростного | Предварительно заданный скоростной запас, м |
| |
|
| Суммарный навигационный запас, м |
| |
|
| Скоростной запас, м |
| |
|
| Суммарный навигационный запас, м |
| |
|
| Скоростной запас, м |
|
Вычисления производятся в соответствии с инструкцией, приведенной в приложении 7 (обязательном).
6.4. В случае необходимости расчет может быть произведен для нескольких значений скорости, что позволит выбрать рациональную скорость проводки.
6.5. Пример определения проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения приведен в приложении 8 (справочном).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИНЯТЫХ ТЕРМИНОВ
Ширина маневровой полосы измеряется в направлении, перпендикулярном оси канала, на уровне навигационной глубины.
П.7. Опасный груз - груз на судне, соответствующий действующей классификации Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ БИИ-1
Бланк исходной информации БИИ-1 заполняется администрацией порта (см. табл.1).
Пункты 1, 2, 10-12. Не требуют пояснений по заполнению.
Рис.П.2.
1. Схема поперечного профиля канала:
1 - навигационный профиль канала; 2 - фактический профиль канала
Пункт 14. Азимут волнения отсчитывается от истинного меридиана.
Пункт 15. Курс судна отсчитывается от истинного меридиана.
Пункт 17. Угол между векторами скорости судна и течения считается положительным, если течение сносит вправо, и отрицательным, если течение сносит влево по движению судна.
Пункт 18. Угол между векторами скорости судна и ветра считается положительным, если наветренным является левый борт, и отрицательным, если наветренным является правый борт.
Пункты 21-24. Индексы судна, грунта, проводки и груза определяются по табл.П.2.1 приложения 2 (обязательного).
Таблица П.2.1
Индексы, принятые в расчете
|
|
|
Наименование | Содержание информации | Условное число (индекс) |
Виды грунта дна канала | Ил | 1 |
| Наносный грунт (песок заиленный, ракуша, гравий) | 2 |
| Плотный слежавшийся грунт (песок, глина, супесь, суглинок, галька) | 3 |
| Скальный грунт, валуны, известняк и др. | 4 |
Характер загрузки судна | В балласте | 5 |
| В грузу | 6 |
Режим движения по каналу | Одностороннее | 7 |
| Двустороннее | 8 |
Род груза | Опасный | 9 |
| Обычный | 10 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
ПРОГРАММА РАСЧЕТА ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПРОГРАММА "ЧНИИП")
Программа написана на алгоритмическом языке "ФОРТРАН-IV" для ЭВМ серии ЕС в операционной системе ДОС.
Программа оформлена на магнитной ленте (перфокартах, бумажном носителе) в соответствии с Временными общеотраслевыми руководящими указаниями о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники, ГК СССР по науке и технике (М., 1981).
Блок-схема расчета проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения приведена на рис.П.3.1.
|
|
Сбор исходных данных для расчета и составления бланка исходной информации БИИ-1 | |
|
|
Расчет ширины полосы безопасного движения | |
|
|
Последовательное сравнение ширины полосы безопасного движения с условной шириной канала (1, 2, 3) | |
|
|
Выбор расчетной глубины канала на условной ширине канала (при условии ) | |
|
|
Расчет проходной осадки |
Рис.П.3.1. Блок-схема расчета ширины полосы безопасного движения и проходной осадки
Ширина полосы безопасного движения и проходная осадка определяются по формулам (1), (2) и (3).
Результаты расчета программа выдает в виде бланков, приведенных в приложении 5 (справочном).
Программа "ЧНИИП" хранится в Государственном проектно-изыскательском и научно-исследовательском институте морского транспорта "Союзморниипроект" (Одесский филиал "Черноморниипроект").
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(обязательное)
ИНСТРУКЦИЯ ОПЕРАТОРУ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ
П.4.1. Инструкция оператору по работе с программой "ЧНИИП"
Программа составлена на алгоритмическом языке "ФОРТРАН-IV" для ЭВМ серии ЕС в операционной системе ДОС.
Порядок обращения к подпрограммам осуществляет управляющая программа.
Порядок сборки пакета
5) Подпрограммы
.
.
.
/*
//EXEC
Исходные данные
/*
П.4.2. Инструкция оператору по перфорации исходных данных
Исходные данные набиваются на перфокартах в последовательности и по форматам, указанным в табл.П.4.1.
Таблица П.4.1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
|
|
|
|
N пк | Содержание информации | Формат, число | Примечание |
1 | Название судна | 5АЧ | Например, т/х "Коммунар" |
2 | Дата проводки | 2АЧ | Например, 00/00/00 |
3 | Расчетная минимальная глубина | 3 7,3 | На одной пк набиваются три числа |
4 | Расчетная ширина канала | 3 7,3 | То же |
5 | Отклонение уровня от нуля порта | 6,2 |
|
6 | Длина судна, принятого к проводке | 6,2 |
|
7 | Ширина судна, принятого к проводке | 5,2 |
|
8 | Фактическая осадка судна, принятого к проводке | 5,2 |
|
9 | Расчетная высота волны | 5,2 |
|
10 | Курсовой угол набегающего волнения | 6,2 |
|
11 | Курс судна (азимут канала) | 6,2 |
|
12 | Глубина прорези | 6,2 |
|
13 | Угол между векторами скорости судна и течения | 7,2 |
|
14 | Угол между векторами скорости судна и ветра | 7,2 |
|
15 | Скорость ветра | 6,3 |
|
16 | Скорость течения | 6,3 |
|
17 | Индекс грунта | 1 |
|
18 | Индекс судна | 1 |
|
19 | Индекс проводки | 1 |
|
20 | Индекс груза | 12 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(справочное)
ПРИМЕРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ
Расчеты выполнены для пяти случаев проводки судов.
Пример 1. Проводка судна с осадкой меньше объявленной по порту при одностороннем движении на канале в неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
Пример 2. Проводка судна с осадкой больше объявленной по порту при одностороннем движении на канале в штиль.
Пример 3. Проводка судна с осадкой, превышающей объявленную по порту, при двустороннем движении на канале в штиль.
Примеры 4 и 5. Проводка судна с осадкой, равной объявленной по порту, в неблагоприятных гидрометеорологических условиях при одностороннем движении.
Исходная информация в виде бланка БИИ-1 (см. табл.1) передана на ЭВМ, где по программе "ЧНИИП" выполнен расчет проходной осадки с учетом ширины полосы безопасного движения.
Результаты расчетов автоматически оформляются на ЭВМ в виде бланков 1 и 2.
Как показали результаты расчета, проводка судна по каналу с обеспечением навигационной безопасности возможна только в примерах 1, 2 и 5 в определенном интервале скоростей: в примере 1 - от 2 до 4 уз; в примере 2 - от 2 до 6 уз; в примере 5 - от 4 до 9 уз. При отклонении скорости движения от указанного интервала возникают ограничения в проводке - по ширине или осадке. В примерах 3 и 4 проводка невозможна.
Пример 1
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
|
|
|
Название судна "Зоя Космодемьянская" |
|
|
Дата проводки 00/00/00 |
|
|
Расчетная минимальная глубина 1 | 12,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 2 | 11,40 | м |
Расчетная минимальная глубина 3 | 11,20 | м |
Условная ширина канала 1 | 60,00 | м |
Условная ширина канала 2 | 80,00 | м |
Условная ширина канала 3 | 100,00 | м |
Отклонение уровня от нуля порта | 0,65 | м |
Длина судна | 214,00 | м |
Ширина судна | 31,80 | м |
Осадка судна | 10,81 | м |
Расчетная высота волны | 2,00 | м |
Курсовой угол набегающего волнения | 158,00 | град |
Курс судна | 107,00 | град |
Бытовая глубина | 3,50 | м |
Угол между векторами скорости судна и течения | 15,00 | град |
Угол между векторами скорости судна и ветра | 15,00 | град |
Скорость ветра | 10,00 | м/с |
Скорость течения | 1,00 | м/с |
Индекс грунта | 2 |
|
Индекс судна | 6 |
|
Индекс проводки | 7 |
|
Индекс груза | 10 |
|
Пример 1
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
|
|
|
Скорость судна, уз | Проходная осадка, м | Ширина полосы, м | Ограничения по ширине, осадке |
2,00 | 10,98 | 95,45 |
|
2,50 | 10,96 | 91,71 |
|
3,00 | 10,95 | 88,90 |
|
3,50 | 10,93 | 87,34 |
|
4,00 | 10,92 | 86,42 |
|
4,50 | 10,89 | 83,46 |
|
5,00 | 10,86 | 81,49 |
|
5,50 | 10,84 | 81,09 |
|
6,00 | 10,81 | 80,89 | осадке |
6,50 | 10,77 | 80,84 | осадке |
7,00 | 10,72 | 80,90 | осадке |
7,50 | 10,66 | 81,06 | осадке |
8,00 | 10,59 | 81,29 | осадке |
8,50 | 10,52 | 81,59 | осадке |
9,00 | 10,45 | 81,94 | осадке |
9,50 | 10,35 | 82,33 | осадке |
10,00 | 10,24 | 82,83 | осадке |
10,50 | 10,11 | 83,41 | осадке |
11,00 | 9,99 | 84,00 | осадке |
11,50 | 9,84 | 84,61 | осадке |
12,00 | 9,70 | 85,23 | осадке |
Пример 2
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
|
|
|
Название судна "Зоя Космодемьянская" |
|
|
Дата проводки 00/00/00 |
|
|
Расчетная минимальная глубина 1 | 12,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 2 | 11,40 | м |
Расчетная минимальная глубина 3 | 11,20 | м |
Условная ширина канала 1 | 60,00 | м |
Условная ширина канала 2 | 80,00 | м |
Условная ширина канала 3 | 100,00 | м |
Отклонение уровня от нуля порта | 0,60 | м |
Длина судна | 214,00 | м |
Ширина судна | 31,80 | м |
Осадка судна | 11,20 | м |
Расчетная высота волны | 0,0 | м |
Курсовой угол набегающего волнения | 0,0 | град |
Курс судна | 108,00 | град |
Бытовая глубина | 3,50 | м |
Угол между векторами скорости судна и течения | 0,0 | град |
Угол между векторами скорости судна и ветра | 0,0 | град |
Скорость ветра | 0,0 | м/с |
Скорость течения | 0,0 | м/с |
Индекс грунта | 2 |
|
Индекс судна | 6 |
|
Индекс проводки | 7 |
|
Индекс груза | 10 |
|
Пример 2
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
|
|
|
Скорость судна, уз | Проходная осадка, м | Ширина полосы, м | Ограничения по ширине, осадке |
2,00 | 11,36 | 66,68 |
|
2,50 | 11,35 | 67,45 |
|
3,00 | 11,34 | 68,23 |
|
3,50 | 11,32 | 69,00 |
|
4,00 | 11,31 | 69,77 |
|
4,50 | 11,28 | 70,54 |
|
5,00 | 11,26 | 71,31 |
|
5,50 | 11,23 | 72,08 |
|
6,00 | 11,21 | 72,85 |
|
6,50 | 11,17 | 73,62 | осадке |
7,00 | 11,13 | 74,39 | осадке |
7,50 | 11,06 | 75,16 | осадке |
8,00 | 10,99 | 75,94 | осадке |
8,50 | 10,93 | 76,71 | осадке |
9,00 | 10,86 | 77,48 | осадке |
9,50 | 10,75 | 78,25 | осадке |
10,00 | 10,65 | 79,02 | осадке |
10,50 | 10,51 | 79,79 | осадке |
11,00 | 10,19 | 80,56 | осадке |
11,50 | 10,04 | 81,33 | осадке |
12,00 | 9,90 | 82,10 | осадке |
Пример 3
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
|
|
|
Название судна "Зоя Космодемьянская" |
|
|
Дата проводки 00/00/00 |
|
|
Расчетная минимальная глубина 1 | 12,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 2 | 11,40 | м |
Расчетная минимальная глубина 3 | 11,20 | м |
Условная ширина канала 1 | 60,00 | м |
Условная ширина канала 2 | 80,00 | м |
Условная ширина канала 3 | 100,00 | м |
Отклонение уровня от нуля порта | 0,60 | м |
Длина судна | 214,00 | м |
Ширина судна | 31,80 | м |
Осадка судна | 11,20 | м |
Расчетная высота волны | 0,0 | м |
Курсовой угол набегающего волнения | 0,0 | град |
Курс судна | 108,00 | град |
Бытовая глубина | 3,50 | м |
Угол между векторами скорости судна и течения | 0,0 | град |
Угол между векторами скорости судна и ветра | 0,0 | град |
Скорость ветра | 0,0 | м/с |
Скорость течения | 0,0 | м/с |
Индекс грунта | 2 |
|
Индекс судна | 6 |
|
Индекс проводки | 8 |
|
Индекс груза | 10 |
|
Пример 3
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ДВУСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
|
|
|
Скорость судна, уз | Проходная осадка, м | Ширина полосы, м | Ограничения по ширине, осадке |
2,00 | 11,34 | 133,37 | ширине |
2,50 | 11,29 | 134,91 | ширине |
3,00 | 11,24 | 136,45 | ширине |
3,50 | 11,22 | 137,99 | ширине |
4,00 | 11,21 | 139,54 | ширине |
4,50 | 11,17 | 141,08 | ширине, осадке |
5,00 | 11,13 | 142,62 | ширине, осадке |
5,50 | 11,08 | 144,16 | ширине, осадке |
6,00 | 11,03 | 145,70 | ширине, осадке |
6,50 | 10,94 | 147,25 | ширине, осадке |
7,00 | 10,86 | 148,79 | ширине, осадке |
7,50 | 10,75 | 150,33 | ширине, осадке |
8,00 | 10,63 | 151,87 | ширине, осадке |
8,50 | 10,51 | 153,41 | ширине, осадке |
9,00 | 10,38 | 154,96 | ширине, осадке |
9,50 | 10,20 | 156,50 | ширине, осадке |
10,00 | 10,02 | 158,04 | ширине, осадке |
10,50 | 9,78 | 159,58 | ширине, осадке |
11,00 | 9,35 | 161,12 | ширине, осадке |
11,50 | 9,08 | 162,67 | ширине, осадке |
12,00 | 8,82 | 164,21 | ширине, осадке |
Пример 4
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
|
|
|
Название судна "София" |
|
|
Дата проводки 00/00/00 |
|
|
Расчетная минимальная глубина 1 | 13,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 2 | 13,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 3 | 13,00 | м |
Условная ширина канала 1 | 60,00 | м |
Условная ширина канала 2 | 80,00 | м |
Условная ширина канала 3 | 100,00 | м |
Отклонение уровня от нуля порта | 0,0 | м |
Длина судна | 232,00 | м |
Ширина судна | 34,00 | м |
Осадка судна | 12,00 | м |
Расчетная высота волны | 0,50 | м |
Курсовой угол набегающего волнения | 0,0 | град |
Курс судна | 94,00 | град |
Бытовая глубина | 8,0 | м |
Угол между векторами скорости судна и течения | 94,00 | град |
Угол между векторами скорости судна и ветра | 94,00 | град |
Скорость ветра | 20,00 | м/с |
Скорость течения | 0,40 | м/с |
Индекс грунта | 1 |
|
Индекс судна | 6 |
|
Индекс проводки | 7 |
|
Индекс груза | 10 |
|
Пример 4
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
|
|
|
Скорость судна, уз | Проходная осадка, м | Ширина полосы, м | Ограничения по ширине, осадке |
2,00 | 12,44 | 164,43 | ширине |
2,50 | 12,42 | 156,57 | ширине |
3,00 | 12,39 | 150,45 | ширине |
3,50 | 12,39 | 146,01 | ширине |
4,00 | 12,39 | 142,36 | ширине |
4,50 | 12,37 | 135,60 | ширине |
5,00 | 12,34 | 128,00 | ширине |
5,50 | 12,32 | 124,25 | ширине |
6,00 | 12,29 | 121,22 | ширине |
6,50 | 12,27 | 118,74 | ширине |
7,00 | 12,24 | 116,11 | ширине |
7,50 | 12,19 | 113,73 | ширине |
8,00 | 12,14 | 111,66 | ширине |
8,50 | 12,09 | 109,74 | ширине |
9,00 | 12,04 | 108,07 | ширине |
9,50 | 11,97 | 106,61 | ширине, осадке |
10,00 | 11,89 | 105,33 | ширине, осадке |
10,50 | 11,79 | 104,44 | ширине, осадке |
11,00 | 11,69 | 103,88 | ширине, осадке |
11,50 | 11,59 | 103,53 | ширине, осадке |
12,00 | 11,49 | 103,30 | ширине, осадке |
Пример 5
Бланк 1
РАСЧЕТ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Исходные данные
|
|
|
Название судна "Ленинград" |
|
|
Дата проводки 00/00/00 |
|
|
Расчетная минимальная глубина 1 | 12,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 2 | 12,00 | м |
Расчетная минимальная глубина 3 | 12,00 | м |
Условная ширина канала 1 | 80,00 | м |
Условная ширина канала 2 | 100,00 | м |
Условная ширина канала 3 | 120,00 | м |
Отклонение уровня от нуля порта | 0,0 | м |
Длина судна | 217,00 | м |
Ширина судна | 30,00 | м |
Осадка судна | 11,00 | м |
Расчетная высота волны | 0,0 | м |
Курсовой угол набегающего волнения | 0,0 | град |
Курс судна | 111,00 | град |
Бытовая глубина | 5,00 | м |
Угол между векторами скорости судна и течения | 111,00 | град |
Угол между векторами скорости судна и ветра | 111,00 | град |
Скорость ветра | 20,00 | м/с |
Скорость течения | 0,40 | м/с |
Индекс грунта | 1 |
|
Индекс судна | 6 |
|
Индекс проводки | 7 |
|
Индекс груза | 9 |
|
Пример 5
Бланк 2
РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ДВИЖЕНИИ ПО КАНАЛУ
|
|
|
|
Скорость судна, уз | Проходная осадка, м | Ширина полосы, м | Ограничения по ширине, осадке |
2,00 | 11,50 | 129,09 | ширине |
2,50 | 11,48 | 125,39 | ширине |
3,00 | 11,46 | 122,48 | ширине |
3,50 | 11,45 | 120,45 | ширине |
4,00 | 11,45 | 119,12 |
|
4,50 | 11,42 | 114,95 |
|
5,00 | 11,40 | 108,44 |
|
5,50 | 11,37 | 104,88 |
|
6,00 | 11,35 | 102,60 |
|
6,50 | 11,31 | 100,77 |
|
7,00 | 11,28 | 99,30 |
|
7,50 | 11,23 | 98,05 |
|
8,00 | 11,17 | 96,91 |
|
8,50 | 11,11 | 95,86 |
|
9,00 | 11,05 | 94,21 |
|
9,50 | 10,97 | 92,76 | осадке |
10,00 | 10,88 | 91,55 | осадке |
10,50 | 10,76 | 90,55 | осадке |
11,00 | 10,65 | 89,72 | осадке |
11,50 | 10,53 | 89,56 | осадке |
12,00 | 10,41 | 89,51 | осадке |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
(обязательное)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ БИИ-2
Бланк исходной информации БИИ-2 заполняется администрацией порта (см. табл.2)
Пункты 1-5. Не требуют пояснений по заполнению.
Пункт 6. Курс судна отсчитывается от истинного меридиана.
Пункт 7. Судно может быть в грузу либо в балласте.
Пункт 8. Род груза определяется согласно классификации грузов в Правилах морской перевозки опасных грузов.
Пункт 9. Скорость судна, как правило, берется в соответствии с Обязательным постановлением по порту. Однако, учитывая зависимость ширины маневровой полосы и просадки судна от скорости движения, эта скорость может назначаться в диапазоне от минимальной, обеспечивающей управляемость, до критической из табл.П.7.4 приложения 7 (обязательного).
Пункт 10. Под режимом движения по каналу подразумевается одностороннее либо двустороннее движение.
Пункт 13. Забровочная глубина принимается средней по длине канала либо средней на открытом участке, если канал имеет ограждение. Если на канале несколько колен, то забровочная глубина принимается средней на каждом колене.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
(обязательное)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЧИСЛЕНИЮ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ВЕЛИЧИН ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ
Таблица П.7.1
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение скоростей течения и судна | Значение при курсовом угле течения , град | ||||||
| 10 | 30 | 60 | 90 | 120 | 150 | 180 |
0,50 | 10 | 23 | 30 | 27 | 19 | 10 | 3 |
0,40 | 6 | 17 | 23 | 22 | 16 | 8 | 3 |
0,30 | 4 | 12 | 17 | 17 | 13 | 7 | 2 |
0,20 | 2 | 7 | 11 | 11 | 9 | 5 | 2 |
0,10 | 1 | 3 | 6 | 6 | 5 | 3 | 1 |
0,07 | 1 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 |
0,05 | 0,5 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 0,5 |
0,03 | 0 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 |
Таблица П.7.2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отношение скоростей кажущегося ветра и судна | Значение при курсовом угле кажущегося ветра , град | |||||||
| 90 | 60 (120) | 30 (150) | 10 (170) | 90 | 60 (120) | 30 (150) | 10 (170) |
| Для судна в балласте | Для судна в грузу | ||||||
10 | 26 | 24 | 19 | 10 | 11 | 10 | 7 | 3 |
9 | 24 | 22 | 17 | 9 | 10 | 9 | 6 | 2,5 |
8 | 21 | 20 | 15 | 8 | 8 | 7 | 5 | 2 |
7 | 18 | 17 | 12 | 6 | 7 | 6 | 4 | 1,5 |
6 | 16 | 14 | 10 | 5 | 6 | 5 | 3 | 1 |
5 | 13 | 12 | 8 | 4 | 4 | 4 | 2 | 0 |
4 | 10 | 9 | 6 | 3 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | 7 | 6 | 4 | 1 | 2 | 1 | 0 | 0 |
2 | 4 | 3 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Примечание. Вектор скорости кажущегося ветра определяется как сумма вектора истинного ветра, измеренного на метеостанции, и вектора скорости судна с обратным направлением.
Таблица П.7.3
|
|
Вид грунта в интервале между и м | , м |
Ил | |
Наносный грунт (песок заиленный, ракуша, гравий) | |
Плотный слежавшийся грунт (песок, глина, супесь, суглинки, галька) | |
Скальный грунт, валуны, сцементированные породы - песчаники, известняки, мел и др. |
Рис.П.7.
Рис.П.7.
Таблица П.7.4
Критические скорости
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
Ширина канала по дну, м | Откос канала | Значение критической скорости, м/с, при глубине , м | |||||||||||||||||||||||||||
|
| 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||||||||||||||
|
| Для канала полного профиля | |||||||||||||||||||||||||||
50 | 1/4 | 3,7 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 3,9 | 4,0 | 4,1 | 4,1 | |||||||||||||||
| 1/8 | 3,8 | 4,1 | 4,1 | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,7 | 4,8 | 4,9 | 4,9 | |||||||||||||||
| 1/12 | 3,9 | 4,3 | 4,4 | 4,6 | 4,8 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,2 | 5,4 | 5,5 | 5,6 | |||||||||||||||
100 | 1/4 | 4,3 | 4,5 | 4,5 | 4,7 | 4,9 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,1 | 5,2 | 5,3 | 5,3 | |||||||||||||||
| 1/8 | 4,5 | 4,8 | 4,8 | 5,0 | 5,3 | 5,4 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 5,6 | 5,7 | 5,7 | 5,8 | |||||||||||||||
| 1/12 | 4,6 | 4,9 | 5,1 | 5,5 | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,1 | 6,2 | |||||||||||||||
150 | 1/4 | 4,6 | 5,1 | 5,1 | 5,2 | 5,6 | 5,7 | 5,8 | 5,8 | 5,8 | 5,9 | 6,0 | 6,0 | 6,0 | |||||||||||||||
| 1/8 | 4,6 | 5,1 | 5,3 | 5,4 | 5,7 | 5,9 | 6,1 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,2 | 6,3 | 6,4 | |||||||||||||||
| 1/12 | 4,6 | 5,1 | 5,5 | 5,6 | 6,0 | 6,1 | 6,4 | 6,5 | 6,5 | 6,7 | 6,7 | 6,8 | 6,8 | |||||||||||||||
200 | 1/4 | 4,6 | 5,1 | 5,5 | 5,7 | 5,9 | 6,2 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,4 | 6,5 | 6,5 | |||||||||||||||
| 1/8 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 5,8 | 6,0 | 6,4 | 6,4 | 6,5 | 6,6 | 6,7 | 6,8 | 6,9 | 7,0 | |||||||||||||||
| 1/12 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 5,9 | 6,2 | 6,5 | 6,6 | 6,7 | 6,9 | 7,0 | 7,2 | 7,3 | 7,4 | |||||||||||||||
250 | 1/4 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,0 | 6,3 | 6,5 | 6,6 | 6,7 | 6,7 | 6,8 | 6,9 | 6,9 | 7,0 | |||||||||||||||
| 1/8 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,1 | 6,4 | 6,6 | 6,7 | 6,8 | 7,0 | 7,1 | 7,3 | 7,3 | 7,3 | |||||||||||||||
| 1/12 | 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,1 | 6,5 | 6,8 | 6,9 | 7,0 | 7,2 | 7,3 | 7,5 | 7,6 | 7,7 | |||||||||||||||
|
| Для мелководья | |||||||||||||||||||||||||||
|
| 4,6 | 5,1 | 5,6 | 6,1 | 6,5 | 6,9 | 7,3 | 7,6 | 8,0 | 8,3 | 8,6 | 8,9 | 9,2 |
Примечание. Промежуточные значения определяются интерполяцией.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
(справочное)
ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНОЙ ОСАДКИ С УЧЕТОМ ШИРИНЫ ПОЛОСЫ БЕЗОПАСНОГО ДВИЖЕНИЯ РУЧНЫМ СЧЕТОМ
Пример выполняется для Ильичевского порта. Исходная информация приведена в бланке БИИ-2 (табл.П.8.1), на основании которой выполнено вычисление вспомогательных величин, приведенных в табл.П.8.2.
Таблица П.8.1
Бланк исходной информации БИИ-2 (для ручного счета)
|
|
|
Наименование | Обозначение | Значение |
Дата проводки | - | 5.06.81 |
Наименование судна | - | "Зоя Космодемьянская" |
Осадка судна, м | 11,78 | |
Длина судна, м | 215 | |
Ширина судна, м | 31,8 | |
Курс судна, град | - | 108 |
Характер загрузки судна | - | В грузу |
Род груза | - | Обычный |
Скорость проводки судна, м/с (уз) | 2,5 5 | |
Режим движения по каналу | - | Одностороннее |
Грунт дна канала | - | Наносный песок |
Навигационная глубина канала, м | 12,5 | |
Забровочная глубина, м | 8,25 | |
Отклонение уровня от нуля порта, м | +0,45 | |
Направление ветра, град | - | 90 |
Скорость ветра, м/с | 10 | |
Направление течения, град | - | 270 |
Направление волнения, град | - | 90 |
Расчетная высота волны, м | 1,5 | |
Скорость течения, м/с | 0,2 |
Таблица П.8.2
Вспомогательные величины для определения проходной осадки
|
|
|
|
|
Наименование | Обозначение | Значение | ||
Определение углов | сноса | Курсовой угол течения, град | 162 | |
|
| Отношение скоростей течения и судна | 0,08 | |
|
| Отношение забровочной глубины и осадки судна | 0,7 | |
|
| Угол сноса, град | 1,7 | |
|
| Угол сноса с учетом поправки, град | 1,2 | |
| дрейфа | Курсовой угол кажущегося ветра, град | 168 | |
|
| Скорость кажущегося ветра, град | 12,5 | |
|
| Отношение скоростей кажущегося ветра и судна | 5,0 | |
|
| Угол дрейфа, град | 5 | |
Определение навигационных запасов глубины |
| Минимальный навигационный запас, м | 0,58 | |
|
| Число Фруда | 0,55 | |
| волнового | Курсовой угол волнения, град | 72 | |
|
| Отношение расчетной высоты волны и длины судна | 0,7 | |
|
| Отношение волнового запаса и расчетной волны | 0,1 | |
|
| Волновой запас, м | 0,15 | |
| скоростного | Предварительно заданный скоростной запас, м | 0,35 | |
|
| Суммарный навигационный запас, м | 1,08 | |
|
| Скоростной запас, м | 0,08 | |
|
| Суммарный навигационный запас, м | 0,80 | |
|
| Скоростной запас, м | 0,10 |
Расчет проходной осадки и ширины полосы безопасного движения сведен в табл.П.8.3.
Таблица П.8.3
Расчет проходной осадки
|
|
|
Обозначение | Формула | Значение, м |
По промеру в пределах | =13,0 | |