ГОСТ 20304-90 Манекены посадочные трехмерный и двухмерный. Конструкция, основные параметры и размеры.
ГОСТ 20304-90
(СТ СЭВ 4016-83)
Группа Д02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАНЕКЕНЫ ПОСАДОЧНЫЕ ТРЕХМЕРНЫЙ И ДВУХМЕРНЫЙ
Конструкция, основные параметры и размеры
Three-dimensional and two-dimensional manikins.
Construction, main parameters and dimensions
ОКП 45 1000, 45 2000
Дата введения 1992-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР
РАЗРАБОТЧИКИ
Ю.С.Чухустов, А.В.Прибылова
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 27.11.90 N 2936
3. Срок первой проверки - 1996 г.
4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 4016-83, ИСО 6549, Правилам ЕЭК ООН N 12, 14, 17, 21, 25, 29, 32, 33, 35, 43 и 46 в части конструкции трехмерного манекена
5. ВЗАМЕН ГОСТ 20304-85
6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
ГОСТ 2789-73 | 1.11 |
ГОСТ 28261-89 | 1.1 |
Настоящий стандарт распространяется на трехмерный и двухмерные посадочные манекены, воспроизводящие антропометрические характеристики взрослого мужчины в положении сидя и предназначенные для определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест водителя и взрослых пассажиров автотранспортных средств при их проектировании и производстве.
Манекены не предназначены для измерения и оценки параметров, характеризующих приспособленность автотранспортных средств для человека и их комфортабельность.
Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении.
Требования стандарта являются обязательными.
1. ТРЕХМЕРНЫЙ ПОСАДОЧНЫЙ МАНЕКЕН
1.1. Трехмерный посадочный манекен применяется для:
проектирования и разработки конструкций сидений и их материалов.
1.2. Конструкция трехмерного посадочного манекена должна соответствовать черт.1 и 2 и включать в себя составные части, моделирующие следующие части тела человека: торс, тазобедренную часть, голени и стопы, а также поворотный шток с наконечником для измерения высоты пассажирского помещения кузова (кабины).
1 - ось тазобедренного шарнира; 2 - голенный груз; 3 - голень; 4 - стопа; 5 - голеностопный шарнир;
6 - кронштейн голенного груза; 7 - коленный шарнир; 8 - бедренный груз; 9 - тазобедренный груз;
10 - сектор; 11 - кронштейн продольного уровня; 12 - регулировочный винт; 13 - спинной груз;
14 - поворотный шток; 15 - наконечник поворотного штока; 16 - кронштейн спинной панели;
17 - остов торса; 18 - кронштейн спинных грузов; 19 - спинная панель; 20 - седалищная панель;
21 - съемная пробка; 22 - продольный уровень; 23 - поперечный уровень;
24 - кронштейн коленных шарниров; 25 - остов тазобедренной части
Черт.1
Черт.2
Параметры шкал приведены в табл.1.
Таблица 1
|
|
|
Обозначение шкалы | Диапазон измерения, не менее | Цена деления |
От 340 до 460 мм | 1 мм | |
" 380 " 530 мм | 1 мм | |
" 80 " 200 мм | 1 мм | |
" 770 " 1080 мм | 1 мм | |
" -10° " +45° | 1° | |
" 60° " 120° | 1° | |
" 60° " 170° | 1° | |
" 60° " 140° | 1° |
Части манекена - голень и тазобедренная часть - должны быть регулируемыми по длине в пределах диапазонов, указанных на черт.1, а также должны иметь фиксированные положения 10%-, 50%-, 95%-ных уровней репрезентативности в соответствии с табл.2.
Таблица 2
|
|
|
|
Шкала | Место отметки на шкале уровня репрезентативности, % | ||
| 10 | 50 | 95 |
| Деления шкалы | ||
391 | 417 | 460 | |
406 | 432 | 455 |
1.3. Составная часть, моделирующая тазобедренную часть, должна включать в себя остов 25 и жестко прикрепляемую к нему седалищную панель 20.
Форма и размеры седалищной панели должны соответствовать указанным на черт.3 и в табл.3.
Черт.3
Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности.
Таблица 3
Размеры, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
Сечение панели | Размер для сечений панели | Размеры | |||||
| 1-1 | 2-2 | 3-3 | 4-4 | 5-5 | ||
150 | 150 | 194 | - | - | 50 | 143 | |
150 | 157 | 196 | 183 | - | 147 | 137 | |
150 | 172 | 198 | 183 | 137 | 154 | 133 | |
150 | 181 | 200 | 186 | 145 | 160 | 128 | |
150 | 189 | 203 | 190 | 148 | 162 | 122 | |
170 | 197 | 208 | 193 | 144 | 158 | 112 | |
209 | 210 | 217 | 194 | - | 146 | 91 | |
223 | 221 | 215 | 196 | - | 106 | 14 | |
221 | 220 | 213 | 195 | - | 73 | 0 | |
208 | 208 | 199 | 182 | - | 17 | 21 | |
- | - | - | - | - | - | 129 | |
- | - | 16 | 37 | - | - | - | |
- | - | - | 15 | - | - | - | |
- | - | - | 15 | - | - | - |
и.
1.6. Составная часть манекена, моделирующая торс, должна включать в себя остов 17 и жестко прикрепляемую к нему спинную панель 19.
Форма и размеры спинной панели должны соответствовать указанным на черт.4 и в табл.4.
Черт.4
Примечание. Все размеры даны по наружной поверхности.
Таблица 4
Размеры, мм
|
|
|
|
|
|
Сечение панели | Сечение панели | Размер | |||
| 1-1 | 2-2 | 3-3 | 4-4 |
|
| Размер | ||||
104 | 102 | 95 | 62 | 0 | |
104 | 102 | 93 | 46 | 12 | |
104 | 102 | 91 | 31 | 5 | |
104 | 102 | 92 | 50 | 10 | |
103 | 100 | 91 | 68 | 27 | |
99 | 97 | 80 | 71 | 38 | |
90 | 87 | 82 | 77 | 45 | |
76 | 73 | 68 | 58 | 44 | |
60 | 58 | 45 | 38 | 32 | |
| Размер | ||||
- | 41 | 41 | 39 | 30 | - |
2.
Черт.5
1.11. Все детали манекена, кроме спинной и седалищной панелей, должны быть изготовлены из стали и защищены антикоррозийным покрытием.
Примечание. Неуказанные предельные отклонения размеров на чертежах ±1 мм.
Таблица 5
|
|
|
|
Составные части манекена
| Масса номинальная, кг | Количество частей в манекене | Масса одной части, кг
|
Составные части, моделирующие торс и тазобедренную часть, с кронштейном коленных шарниров в сборе без грузов | 16,6
| 1
| 16,6 |
Составные части, моделирующие голени и стопы, в сборе без грузов | 10,8
| 2 | 5,4 |
Спинные грузы | 31,2 | 8 | 3,9 |
Тазобедренные грузы | 7,8 | 2 | 3,9 |
Бедренные грузы | 6,8 | 2 | 3,4 |
Голенные грузы | 2,4 | 2 | 1,2 |
1.13. Отдельные элементы и детали манекена, за исключением спинной и седалищной панелей, а также стоп ног могут конструктивно отличаться от изображенных на черт.1 и 2 при соблюдении всех требований настоящего стандарта.
1.14. Метрологическая проверка манекена должна проводиться по пп.1.4 и 1.7. Проверке подлежат также продольный и поперечный уровни.
2. ДВУХМЕРНЫЕ ПОСАДОЧНЫЕ МАНЕКЕНЫ
2.1. Двухмерные посадочные манекены применяются для:
определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест для водителя и взрослых пассажиров на этапах проектирования и доводки новых моделей автотранспортных средств;
определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест различных моделей автотранспортных средств с целью проведения их сравнительной оценки;
воспроизведения на чертеже параметров, измеренных с помощью трехмерного посадочного манекена.
2.2. Двухмерные посадочные манекены применяются трех типоразмеров, соответствующих 10%-, 50%- и 95%-ным уровням репрезентативности по длине ног. Конструкция каждого из них должна соответствовать черт.6 и включать в себя элементы, моделирующие следующие части тела сидящего человека: торс 1, тазобедренную часть 2, голень 3 и стопу 4, а также элемент 5, служащий для ориентации манекена на чертеже относительно вертикали.
Черт.6
2.3. Контуры элементов, моделирующих торс и тазобедренную часть, должны воспроизводить контуры деформированных частей тела сидящего на сиденье человека и соответствовать в профиле контурам соприкасающихся с поверхностью сиденья спинной и седалищной панелей трехмерного манекена (см. черт.3 и 4). Основные размеры стопы должны соответствовать черт.5.
2.5. Двухмерные манекены должны быть изготовлены из прозрачного материала, сохраняющего постоянные размеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ПОЯСНЕНИЯ
|
|
Термин | Пояснение |
Антропометрическая характеристика
| Величина, измеряемая в линейных, угловых единицах или единицах по массе, соответствующая размерным характеристикам и характеристикам по массе частей человеческого тела и взаимному их расположению |
Уровень репрезентативности
| Величина, выражаемая в процентах, соответствующая части населения, у которой численное значение какой-либо антропометрической характеристики меньше или равно его заданному значению |
Точка трехмерного посадочного манекена | Центр тазобедренного шарнира манекена, который расположен в точке пересечения линии, проходящей через центры боковых пробок седалищной панели, с плоскостью симметрии манекена |