ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.
ГОСТ 20444-85
Группа Т34
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Шум
ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ
Методы измерения шумовой характеристики
Noise. Traffic flows. Methods of noise characteristic measurement
МКС 17.140.30
ОКП 57 6200
Дата введения 1986-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 апреля 1985 г. N 59 дата введения установлена 01.01.86
ВЗАМЕН ГОСТ 20444-75
ПЕРЕИЗДАНИЕ
Настоящий стандарт устанавливает методы измерения шумовой характеристики транспортных потоков на улицах, автомобильных и железных дорогах.
Стандарт соответствует международным стандартам ИСО 1996-1 и ИСО 3095 в части проведения измерения.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Измерения в соответствии с настоящим стандартом должны проводиться для оценки фактического шумового режима и составления карты шума улично-дорожной сети населенных пунктов.
2. АППАРАТУРА
2.1. Измерение эквивалентного уровня звука следует проводить интегрирующими шумомерами, комбинированными измерительными системами или автоматическими устройствами, соответствующими ГОСТ 17187-81*.
Допускается применение шумомеров со стрелочным индикатором уровней звука, соответствующих ГОСТ 17187-81.
2.2. Аппаратура, предназначенная для измерения шумовой характеристики, должна иметь действующие свидетельства о государственной или ведомственной поверке.
2.3. Калибровку аппаратуры необходимо проводить до и после проведения измерения шумовой характеристики транспортных потоков.
Примечание. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые включают поверку всей измерительной системы с измерительным микрофоном.
3. УСЛОВИЯ ИЗМЕРЕНИЯ
3.1. Места проведения измерения следует выбирать на участках улиц и дорог с установившейся скоростью движения транспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта.
3.2. Измерения следует проводить при условии, что поверхность проезжей части улиц и автомобильных дорог должна быть чистой и сухой, а балластный слой трамвайных и железнодорожных путей не должен быть мокрым и промерзшим.
3.3. Время проведения измерения необходимо устанавливать в периоды максимальной интенсивности движения транспортных потоков.
3.4. Измерение не должно проводиться во время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с. При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с необходимо применять колпак для защиты измерительного микрофона от ветра.
3.5. При проведении измерения шума следует учитывать воздействие вибраций, магнитных и электрических полей, радиоактивного излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты измерения, согласно инструкциям по эксплуатации приборов.
4. ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
4.1. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить легковые и грузовые автомобили, автопоезда, автобусы (далее - автомобили), мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовелосипеды (далее - мотоциклы), а также троллейбусы и трамваи, измерительный микрофон должен располагаться на тротуаре или обочине на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части или головки рельса. В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 7,5 м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук.
В случае расположения улицы или дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.
4.2. При проведении измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов измерительный микрофон должен располагаться на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального железнодорожного пути на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.
В условиях стесненной застройки измерительный микрофон допускается располагать на расстоянии меньшем 25 м от оси ближнего к точке измерения железнодорожного пути, но не ближе 1 м от стен зданий, сплошных заборов и других сооружений или элементов рельефа, отражающих звук. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м от уровня земли.
4.3. Измерительный микрофон должен быть направлен в сторону транспортного потока. Оператор, проводящий измерение, должен находиться на расстоянии не менее чем 0,5 м от измерительного микрофона.
4.4. Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры при проведении измерения уровней звука следует устанавливать в положение "А", а переключатель временной характеристики - в положение согласно требованиям инструкций по эксплуатации приборов.
4.5. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, должен охватывать проезд не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях.
4.6. Период измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях.
4.7. Продолжительность периода измерения шумовой характеристики потока железнодорожных поездов должна составлять не менее 1 ч.
4.8. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука интервал между отсчетами уровней звука должен составлять от 2 до 3 с. Отсчет уровней звука необходимо производить как при наличии, так и при отсутствии на участке измерения движущихся транспортных средств. Значения уровней следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
4.10. Значения уровней звука следует считывать со шкалы шумомера с точностью 1 дБА.
4.11. Уровни звука помех, создаваемых посторонними источниками шума в период измерения шумовых характеристик транспортных потоков, должны быть не менее чем на 20 дБА ниже уровней при прохождении перед измерительным микрофоном транспортных средств, включая помехи.
4.12. Одновременно с измерением шумовой характеристики транспортного потока следует определять его состав и интенсивность движения. При проведении измерения шумовой характеристики транспортного потока, в состав которого входят только трамваи или железнодорожные поезда, при помощи шумомера со стрелочным индикатором уровней звука следует определять также скорость их движения.
5. ОБРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЯ
5.1. Результаты измерения шумовой характеристики транспортного потока и данные по его составу, интенсивности и скорости движения должны представляться в форме протокола в соответствии с приложением 1.
5.2. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 2.
5.3. Эквивалентный уровень звука транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 3.
5.4. Эквивалентный уровень звука потока железнодорожных поездов при проведении измерения шумомером со стрелочным индикатором уровней звука следует определять в соответствии с приложением 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПРОТОКОЛ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА
1. Место проведения измерения.
2. Дата и время проведения измерения.
3. Продолжительность проведения измерения.
4. Аппаратура.
5. Эквивалентный уровень звука.
6. Форма 1 - для записи измеряемых уровней звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
7. Форма 2 - для расчета эквивалентного уровня звука транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
8. Форма 3 - для определения интенсивности движения и состава транспортного потока, в состав которого могут входить автомобили, мотоциклы, а также троллейбусы и трамваи.
9. Форма 4 - для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения потока трамваев.
10. Форма 5 - для записи измеряемых уровней звука и характеристик движения и состава потока железнодорожных поездов.
11. Схематический ситуационный план участка.
12. Поперечный разрез участка.
13. Продольный уклон проезжей части улицы или дороги.
14. Тип и состояние покрытия проезжей части улицы или дороги.
15. Тип верхнего строения железнодорожного или трамвайного пути.
16. Название организации, проводившей измерение.
17. Должности, фамилии и подписи лиц, проводивших измерение.
Форма 1
Уровни звука, дБА | |||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма 2
Интервалы уровней звука, дБА | Отметка отсчетов уровней звука в интервале | Число отсчетов уровней звука в интервале | Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, % | Частные индексы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
От 18 до 22 |
|
|
|
|
" 23 " 27 |
|
|
|
|
" 28 " 32 |
|
|
|
|
" 33 " 37 |
|
|
|
|
" 38 " 42 |
|
|
|
|
" 43 " 47 |
|
|
|
|
" 48 " 52 |
|
|
|
|
" 53 " 57 |
|
|
|
|
" 58 " 62 |
|
|
|
|
" 63 " 67 |
|
|
|
|
" 68 " 72 |
|
|
|
|
" 73 " 77 |
|
|
|
|
" 78 " 82 |
|
|
|
|
" 83 " 87 |
|
|
|
|
" 88 " 92 |
|
|
|
|
" 93 " 97 |
|
|
|
|
" 98 " 102 |
|
|
|
|
Суммарное число отсчетов уровней звука ... Суммарный индекс ...
Примечание. Формы 1 и 2 заполняются при измерении шумовой характеристики шумомером со стрелочным индикатором уровней звука.
Форма 3
| Виды транспортных средств |
|
| Трамваи | ||||||||||
Направ- ление движения | Легковые автомобили | Грузовые автомобили, автомобили- тягачи и автопоезда | Автобусы | Троллей- бусы | Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и мотовело- сипеды | Суммарное число транс- портных средств
| Интен- сивность движения, ед./ч
|
Чис- ло | Интен- сивность движения, тр./ч | |||||
| Чис- ло | Доля, % | Чис- ло | Доля, % | Чис- ло | Доля, % | Чис- ло | Доля, % | Чис- ло
| Доля, % |
|
|
|
|
А-Б
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б-А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В обоих направ- лениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечания:
1. Начало и окончание подсчета транспортных средств должны быть синхронизированы с началом и окончанием измерения уровней звука.
2. К легковым автомобилям следует относить и другие транспортные средства, сконструированные на шасси легкового автомобиля.
3. Долю транспортных средств данного вида следует рассчитывать от суммарного числа транспортных средств.
Форма 4
Уровень звука , дБ А | Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном , с | Длина трамвая , м | Скорость движения трамвая , м/с | Время действия уровня звука дБ А , , с |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Примечания:
Форма 5
Тип поезда | Уровень звука , дБ А | Время проезда поезда перед измерительным микрофоном , с | Время проезда головной частью поезда участка железнодо- рожного пути длиной 50 м , с | Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , с | Скорость движения поезда , м/с |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА, В СОСТАВ КОТОРОГО МОГУТ ВХОДИТЬ АВТОМОБИЛИ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ, МОТОЦИКЛЫ, А ТАКЖЕ ТРАМВАИ
Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
1. Диапазон подлежащих измерению уровней звука разбивают на следующие интервалы: от 18 до 22, от 23 до 27, от 28 до 32, от 33 до 37, от 38 до 42, от 43 до 47, от 48 до 52, от 53 до 57, от 58 до 62, от 63 до 67, от 68 до 72, от 73 до 77, от 78 до 82, от 83 до 87, от 88 до 92, от 93 до 97, от 98 до 102 дБА.
2. Измеренные уровни звука (форма 1 приложения 1) распределяют по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2 приложения 1. Подсчитывают число отсчетов уровней звука в каждом интервале и суммарное число отсчетов. Результаты указанных операций записывают (отметками и цифрами) в графы 2 и 3 формы 2 приложения 1.
3. Вычисляют доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 4 формы 2 приложения 1.
4. Определяют частные индексы по табл.1 в зависимости от интервала и доли числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов и значения их заносят в графу 5 формы 2 приложения 1.
Таблица 1
Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, % | Интервалы уровней звука, дБА | |||||||||
| От 18 до 22 | От 23 до 27 | От 28 до 32 | От 33 до 37 | От 38 до 42 | От 43 до 47 | От 48 до 52 | От 53 до 57 | От 58 до 62 | От 63 до 67 |
| Частные индексы | |||||||||
0,1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 10 | 32 | 100 | 316 |
0,2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 6 | 20 | 63 | 200 | 632 |
0,3 | 0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 9 | 30 | 95 | 300 | 949 |
0,4 | 0 | 0 | 0 | 1 | 4 | 13 | 40 | 126 | 400 | 1265 |
0,5 | 0 | 0 | 1 | 2 | 5 | 16 | 50 | 158 | 500 | 1581 |
0,6 | 0 | 0 | 1 | 2 | 6 | 19 | 60 | 190 | 600 | 1897 |
0,7 | 0 | 0 | 1 | 2 | 7 | 22 | 70 | 221 | 700 | 2213 |
0,8 | 0 | 0 | 1 | 3 | 8 | 25 | 80 | 253 | 800 | 2530 |
0,9 | 0 | 0 | 1 | 3 | 9 | 28 | 90 | 285 | 900 | 2846 |
1,0 | 0 | 0 | 1 | 3 | 10 | 32 | 100 | 316 | 1000 | 3162 |
1,3 | 0 | 0 | 1 | 4 | 13 | 41 | 130 | 411 | 1300 | 4111 |
1,7 | 0 | 1 | 2 | 5 | 17 | 54 | 170 | 538 | 1700 | 5375 |
2,0 | 0 | 1 | 2 | 6 | 20 | 63 | 200 | 632 | 2000 | 6324 |
3 | 0 | 1 | 3 | 9 | 30 | 95 | 300 | 949 | 3000 | 9486 |
4 | 0 | 1 | 4 | 13 | 40 | 126 | 400 | 1265 | 4000 | 12648 |
5 | 1 | 2 | 5 | 16 | 50 | 158 | 500 | 1581 | 5000 | 15810 |
6 | 1 | 2 | 6 | 19 | 60 | 190 | 600 | 1897 | 6000 | 18972 |
7 | 1 | 2 | 7 | 22 | 70 | 221 | 700 | 2213 | 7000 | 22134 |
8 | 1 | 3 | 8 | 25 | 80 | 253 | 800 | 2530 | 8000 | 25296 |
9 | 1 | 3 | 9 | 28 | 90 | 285 | 900 | 2846 | 9000 | 28458 |
10 | 1 | 3 | 10 | 32 | 100 | 316 | 1000 | 3162 | 10000 | 31620 |
12 | 1 | 4 | 12 | 38 | 120 | 379 | 1200 | 3794 | 12000 | 37944 |
14 | 1 | 4 | 14 | 44 | 140 | 443 | 1400 | 4427 | 14000 | 44268 |
16 | 2 | 5 | 16 | 51 | 160 | 506 | 1600 | 5059 | 16000 | 50592 |
18 | 2 | 6 | 18 | 57 | 180 | 569 | 1800 | 5692 | 18000 | 56976 |
20 | 2 | 6 | 20 | 63 | 200 | 632 | 2000 | 6324 | 20000 | 63240 |
25 | 3 | 8 | 25 | 79 | 250 | 791 | 2500 | 7905 | 25000 | 79050 |
30 | 3 | 9 | 30 | 95 | 300 | 949 | 3000 | 9486 | 30000 | 94860 |
35 | 4 | 11 | 35 | 111 | 350 | 1107 | 3500 | 11067 | 35000 | 110670 |
40 | 4 | 13 | 40 | 126 | 400 | 1265 | 4000 | 12648 | 40000 | 126480 |
45 | 5 | 14 | 45 | 142 | 450 | 1423 | 4500 | 14229 | 45000 | 142290 |
50 | 5 | 16 | 50 | 158 | 500 | 1581 | 5000 | 15810 | 50000 | 158100 |
60 | 6 | 19 | 60 | 190 | 600 | 1897 | 6000 | 18972 | 60000 | 189720 |
70 | 7 | 22 | 70 | 221 | 700 | 2213 | 7000 | 22134 | 70000 | 221340 |
80 | 8 | 25 | 80 | 253 | 800 | 2530 | 8000 | 25296 | 80000 | 252960 |
90 | 9 | 28 | 90 | 285 | 900 | 2846 | 9000 | 28458 | 90000 | 284580 |
100 | 10 | 32 | 100 | 316 | 1000 | 3162 | 10000 | 31620 | 100000 | 316200 |
Продолжение табл.1
Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, % | Интервалы уровней звука, дБА | ||||||
| От 68 до 72 | От 73 до 77 | От 78 до 82 | От 83 до 87 | От 88 до 92 | От 93 до 97 | От 98 до 102 |
| Частные индексы | ||||||
0,1 | 1000 | 3162 | 10000 | 31620 | 100000 | 316200 | 1000000 |
0,2 | 2000 | 6324 | 20000 | 63240 | 200000 | 632400 | 2000000 |
0,3 | 3000 | 9486 | 30000 | 94860 | 300000 | 948600 | 3000000 |
0,4 | 4000 | 12648 | 40000 | 126480 | 400000 | 1264800 | 4000000 |
0,5 | 5000 | 15810 | 50000 | 158100 | 500000 | 1581000 | 5000000 |
0,6 | 6000 | 18972 | 60000 | 189720 | 600000 | 1897200 | 6000000 |
0,7 | 7000 | 22134 | 70000 | 221340 | 700000 | 2213400 | 7000000 |
0,8 | 8000 | 25296 | 80000 | 252960 | 800000 | 2529600 | 8000000 |
0,9 | 9000 | 28458 | 90000 | 284580 | 900000 | 2845800 | 9000000 |
1,0 | 10000 | 31620 | 100000 | 316200 | 1000000 | 3162000 | 10000000 |
1,3 | 13000 | 41106 | 130000 | 411060 | 1300000 | 4110600 | 13000000 |
1,7 | 17000 | 53754 | 170000 | 537540 | 1700000 | 5375400 | 17000000 |
2,0 | 20000 | 63240 | 200000 | 632400 | 2000000 | 6324000 | 20000000 |
3 | 30000 | 94860 | 300000 | 948600 | 3000000 | 9486000 | 30000000 |
4 | 40000 | 126480 | 400000 | 1264800 | 4000000 | 12648000 | 40000000 |
5 | 50000 | 158100 | 500000 | 1581000 | 5000000 | 15810000 | 50000000 |
6 | 60000 | 189720 | 600000 | 1897200 | 6000000 | 18972000 | 60000000 |
7 | 70000 | 221340 | 700000 | 2213400 | 7000000 | 22134000 | 70000000 |
8 | 80000 | 252960 | 800000 | 2529600 | 8000000 | 25296000 | 80000000 |
9 | 90000 | 284580 | 900000 | 2845800 | 9000000 | 28458000 | 90000000 |
10 | 100000 | 316200 | 1000000 | 3162000 | 10000000 | 31620000 | 100000000 |
12 | 120000 | 379440 | 1200000 | 3794400 | 12000000 | 37944000 | 120000000 |
14 | 140000 | 442680 | 1400000 | 4426800 | 14000000 | 44268000 | 140000000 |
16 | 160000 | 505920 | 1600000 | 5059200 | 16000000 | 50592000 | 160000000 |
18 | 180000 | 569160 | 1800000 | 5691600 | 18000000 | 56916000 | 180000000 |
20 | 200000 | 632400 | 2000000 | 6324000 | 20000000 | 63240000 | 200000000 |
25 | 250000 | 790500 | 2500000 | 7905000 | 25000000 | 79050000 | 250000000 |
30 | 300000 | 948600 | 3000000 | 9486000 | 30000000 | 94860000 | 300000000 |
35 | 350000 | 1106700 | 3500000 | 11067000 | 35000000 | 110670000 | 350000000 |
40 | 400000 | 1264800 | 4000000 | 12648000 | 40000000 | 126480000 | 400000000 |
45 | 450000 | 1422900 | 4500000 | 14229000 | 45000000 | 142290000 | 450000000 |
50 | 500000 | 1581000 | 5000000 | 15810000 | 50000000 | 158100000 | 500000000 |
60 | 600000 | 1897200 | 6000000 | 18972000 | 60000000 | 189720000 | 600000000 |
70 | 700000 | 2213400 | 7000000 | 22134000 | 70000000 | 221340000 | 700000000 |
80 | 800000 | 2529600 | 8000000 | 25296000 | 80000000 | 252960000 | 800000000 |
90 | 900000 | 2845800 | 9000000 | 28458000 | 90000000 | 284580000 | 900000000 |
100 | 1000000 | 3162000 | 10000000
| 31620000 | 100000000 | 316200000 | 1000000000 |
5. Вычисляют суммарный индекс, складывая полученные частные индексы.
Таблица 2
Суммарный индекс
| , дБ А |
10 | 10 |
13 | 11 |
16 | 12 |
20 | 13 |
25 | 14 |
32 | 15 |
40 | 16 |
50 | 17 |
63 | 18 |
79 | 19 |
100 | 20 |
126 | 21 |
159 | 22 |
200 | 23 |
251 | 24 |
316 | 25 |
398 | 26 |
501 | 27 |
631 | 28 |
794 | 29 |
1000 | 30 |
1259 | 31 |
1585 | 32 |
1995 | 33 |
2512 | 34 |
3162 | 35 |
3981 | 36 |
5012 | 37 |
6310 | 38 |
7943 | 39 |
10000 | 40 |
12590 | 41 |
15850 | 42 |
19950 | 43 |
25120 | 44 |
31620 | 45 |
39810 | 46 |
50120 | 47 |
63100 | 48 |
79430 | 49 |
100000 | 50 |
125900 | 51 |
158500 | 52 |
199500 | 53 |
251200 | 54 |
316200 | 55 |
398100 | 56 |
501200 | 57 |
631000 | 58 |
794300 | 59 |
1000000 | 60 |
1259000 | 61 |
1585000 | 62 |
1995000 | 63 |
2512000 | 64 |
3162000 | 65 |
3981000 | 66 |
5012000 | 67 |
6310000 | 68 |
7943000 | 69 |
10000000 | 70 |
12590000 | 71 |
15850000 | 72 |
19950000 | 73 |
25120000 | 74 |
31620000 | 75 |
39810000 | 76 |
50120000 | 77 |
63100000 | 78 |
79430000 | 79 |
100000000 | 80 |
125900000 | 81 |
158500000 | 82 |
199500000 | 83 |
251200000 | 84 |
316200000 | 85 |
398100000 | 86 |
501200000 | 87 |
631000000 | 88 |
794300000 | 89 |
100000000 | 90 |
Пример расчета
На магистральной улице проведены измерения уровней звука, результаты которых представлены в форме 1.
Форма 1
Уровни звука, дБА | |||||||||||||||||||
59 | 63 | 65 | 64 | 66 | 65 | 67 | 67 | 69 | 71 | 74 | 75 | 73 | 71
| 68 | 69 | 71 | 70 | 73 | 74 |
72 | 68 | 67 | 65 | 63 | 63 | 65 | 67 | 68 | 70 | 71 | 72 | 74 | 72 | 70 | 69 | 67 | 67 | 65 | 64 |
64 | 66 | 67 | 67 | 69 | 70 | 70 | 72 | 73 | 75 | 73 | 71 | 71 | 69 | 69 | 68 | 66 | 68 | 69 | 71 |
71 | 70 | 68 | 67 | 65 | 66 | 65 | 63 | 64 | 66 | 67 | 66 | 69 | 70
| 71 | 71 | 70 | 69 | 68 | 68 |
66 | 67 | 65 | 66 | 68 | 70 | 71 | 70 | 72 | 74 | 75 | 73 | 72 | 70
| 68 | 69 | 71 | 70 | 71 | 68 |
69 | 71 | 70 | 72 | 74 | 76 | 74 | 75 | 77 | 75 | 76 | 74 | 73 | 71
| 73 | 70 | 69 | 71 | 73 | 75 |
74 | 76 | 77 | 77 | 75 | 76 | 74 | 73 | 71 | 70 | 72 | 69 | 68 | 70
| 73 | 71 | 74 | 75 | 77 | 75 |
76 | 73 | 72 | 69 | 66 | 68 | 67 | 66 | 65 | 63 | 62 | 63 | 64 | 61
| 62 | 60 | 61 | 63 | 65 | 64 |
67 | 68 | 70 | 73 | 71 | 72 | 74 | 74 | 75 | 74 | 71 | 70 | 68 | 70
| 69 | 67 | 63 | 62 | 64 | 67 |
66 | 68 | 69 | 71 | 71 | 73 | 74 | 72 | 70 | 73 | 76 | 75 | 73 | 70
| 68 | 66 | 67 | 69 | 67 | 65 |
63 | 65 | 64 | 65 | 67 | 66 | 67 | 69 | 72 | 73 | 74 | 76 | 75 | 77
| 79 | 77 | 75 | 76 | 73 | 71 |
69 | 66 | 64 | 63 | 65 | 63 | 64 | 63 | 65 | 67 | 70 | 71 | 70 | 72
| 71 | 73 | 75 | 74 | 76 | 77 |
76 | 74 | 71 | 70 | 71 | 69 | 67 | 68 | 66 | 65 | 64 | 62 | 64 | 68
| 69 | 72 | 74 | 75 | 77 | 80 |
76 | 73 | 71 | 69 | 67 | 68 | 65 | 67 | 69 | 68 | 70 | 71 | 70 | 72 | 72 | 69 | 67 | 64 | 63 | 61 |
60 | 63 | 66 | 65 | 67 | 70 | 73 | 74 | 77 | 75 | 72 | 70 | 71 | 69
| 70 | 68 | 67 | 65 | 62 | 61 |
Расчет производим в следующем порядке.
1. Измеренные уровни звука, представленные в форме 1, распределяем по интервалам в соответствии с графой 1 формы 2. Отсчеты уровней звука в каждом интервале заносим в графу 2 формы 2 в виде отметок.
2. Подсчитываем число отметок отсчетов уровней звука в каждом интервале.
Форма 2
Интервалы уровней звука, дБА | Отметки отсчетов уровней звука в интервале | Число отсчетов уровней звука в интервале | Доля числа отсчетов в данном интервале уровней звука в суммарном числе отсчетов, % | Частные индексы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
От 18 до 22 |
|
|
|
|
" 23 " 27 |
|
|
|
|
" 28 " 32 |
|
|
|
|
" 33 " 37 |
|
|
|
|
"38 " 42 |
|
|
|
|
" 43 " 47 |
|
|
|
|
" 48 " 52 |
|
|
|
|
" 53 " 57 |
|
|
|
|
" 58 " 62 | //////////// | 12 | 4 | 4000 |
" 63 " 67 | //////////// //////////// ////// //////////// //////////// ////// //////////// //////////// //////
| 88 | 30 | 94860 |
" 68 " 72 | //////////// //////////// //////////// //// //////////// //////////// /////////////// //////////// //////////// /////////////// ////
| 123 | 40 | 400000 |
" 73 " 77 | //////////// //////////// //////////// //////////// //////////// //////////// //////////// //////////// ////////////
| 75 | 25 | 790500 |
" 78 " 82 | // | 2 | 0,7 | 70000 |
" 83 " 87 |
|
|
|
|
" 88 " 92 |
|
|
|
|
" 93 " 97 |
|
|
|
|
" 98 " 102 |
|
|
|
|
Результаты подсчетов заносим в графу 3 формы 2.
3. В зависимости от полученного числа отсчетов уровней звука вычисляем доли числа отсчетов в каждом интервале уровней звука в процентах и в суммарном числе отсчетов уровней звука, которое в рассматриваемом примере равно 300. Так, например, в интервале уровней звука от 73 до 77 дБА сделано 75 отсчетов, доля которых в суммарном числе отсчетов составляет 25%.
Полученные доли числа отсчетов заносим в графу 4 формы 2.
4. По табл.1 приложения 2 определяем частные индексы в зависимости от интервалов (графа 1 формы 2) и доли числа отсчетов уровней звука в суммарном числе отсчетов (графа 4 формы 2).
Если в табл.1 отсутствует значение данной доли числа отсчетов, значение частного индекса берется для доли числа отсчетов, ближайшей по величине к данной доле числа отсчетов. Так, например, для интервала уровней звука от 58 до 62 дБА и доли числа отсчетов 4 частный индекс равен 4000; для интервала от 63 до 67 дБА и доли числа отсчетов 30 частный индекс равен 94860 и т.д.
Результаты подсчетов заносим в графу 5 формы 2.
5. Вычисляем суммарный индекс, равный сумме полученных частных индексов. В настоящем примере суммарный индекс равен 1359360.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ТРАМВАЕВ
Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
Среднее значение времени действия , с, уровней звука | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Поправка , дБ А | -30,8 | -29,5 | -28,6 | -27,8 | -27,1 | -26,5 |
Пример расчета
На улице с преимущественным движением трамваев проведены измерения уровней звука и характеристик движения трамваев, результаты которых представлены в форме
Форма
Модель трамвая | Уровень звука , дБ А | Время проезда трамвая перед измерительным микрофоном , с | Длина трамвая , м | Скорость движения трамвая , м/с
| Время действия , с, уровня звука |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Т-2 | 88 | 1,3 | 15 | 11,5 | 4,7 |
" | 82 | 1,2 | 15 | 12,5 | 4,3 |
" | 88 | 2,8 | 30 | 10,7 | 7,4 |
" | 88 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 87 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 88 | 1,5 | 15 | 10,0 | 5,4 |
" | 88 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 86 | 2,7 | 30 | 11,1 | 7,2 |
" | 86 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 87 | 1,3 | 15 | 11,5 | 4,7 |
" | 88 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 86 | 1,2 | 15 | 12,5 | 4,3 |
" | 86 | 1,3 | 15 | 11,5 | 4,7 |
" | 87 | 2,7 | 30 | 11,1 | 7,2 |
" | 87 | 1,5 | 15 | 10,0 | 5,4 |
" | 86 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 85 | 1,3 | 15 | 11,5 | 4,7 |
" | 86 | 1,4 | 15 | 10,7 | 5,0 |
" | 87 | 2,6 | 30 | 11,5 | 6,9 |
" | 85 | 1,2 | 15 | 12,5 | 4,3 |
Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
1. Определяем среднее значение измеренных уровней звука
5. Вычисляем значение эквивалентного уровня звука потока трамваев, которое округляем до целого числа
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ПОТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОЕЗДОВ
Расчет эквивалентного уровня звука производят в следующей последовательности.
или при помощи таблицы.
Разность двух складываемых эквивалентных уровней звука | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 15 | 20 |
, дБ А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Добавка к более высокому эквивалентному уровню звука, дБА
| 3,0 | 2,5 | 2,0 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,2 | 0,1 |
Сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы производят последовательно, начиная с максимального, в следующем порядке:
- вычисляют разность двух складываемых эквивалентных уровней звука;
- определяют добавку к более высокому из двух складываемых эквивалентных уровней звука по таблице в зависимости от полученной разности этих уровней;
- производят сложение полученной добавки и более высокого из двух складываемых эквивалентных уровней звука.
Аналогичные действия производят с полученной суммой двух эквивалентных уровней звука и третьим уровнем и т.д.
Пример расчета
На участке территории, прилегающей к железной дороге, проведены измерения уровней звука и характеристик движения поездов, результаты которых представлены в форме. Продолжительность периода измерения составила 1 ч или 3600 с. Расстояние от оси ближней к точке измерения колеи железной дороги до измерительного микрофона равнялось 25 м.
Форма
Тип поезда | Уровень звука, , дБ А | Время проезда поезда перед измерительным микрофоном , с | Время проезда головной частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , с | Время проезда хвостовой частью поезда участка железнодорожного пути длиной 50 м , с | Скорость движения поезда , м/с |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Электропоезд
| 85 | 11,6 | 2,2 | 2,1 | 23,2 |
То же
| 83 | 11,9 | 2,2 | 2,2 | 22,7 |
"
| 82 | 15,5 | 2,9 | 2,9 | 17,5 |
"
| 88 | 9,3 | 2,0 | 2,1 | 24,4 |
"
| 82 | 13,4 | 2,4 | 2,6 | 20,0 |
Пассажирский
| 78 | 23,1 | 2,8 | 2,8 | 17,8 |
Электропоезд
| 79 | 16,2 | 3,0 | 3,0 | 16,7 |
То же
| 82 | 13,1 | 2,4 | 2,4 | 20,8 |
"
| 89 | 11,0 | 2,1 | 2,0 | 24,4 |
Грузовой
| 80 | 92,0 | 3,9 | 3,6 | 13,4 |
Электропоезд
| 78 | 17,6 | 3,2 | 3,4 | 15,2 |
То же
| 86 | 8,9 | 1,9 | 2,0 | 25,1 |
Расчет эквивалентного уровня звука производим в следующей последовательности.
Так, например, эквивалентный уровень звука пассажирского поезда равен
2. Полученные эквивалентные уровни звука располагаем в ряд по степени уменьшения:
64,2; 64,2; 62,5; 60,4; 60,4; 58,5; 58,5; 58,0; 57,9; 56,2; 55,9; 55,2.
3. Производим последовательное сложение эквивалентных уровней звука при помощи таблицы, начиная с максимального. Вычисляем разность первого и второго эквивалентных уровней звука
64,2-64,2=0.
По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к одному их них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 0, добавка составляет 3 дБА.
Произведем сложение полученной добавки и одного из складываемых эквивалентных уровней звука
64,2+3=67,2.
Вычисляем разность полученной суммы эквивалентных уровней звука и третьего эквивалентного уровня звука
67,2-62,5=4,7 дБА.
По таблице, в зависимости от полученной разности эквивалентных уровней звука, определяем добавку к более высокому из них. При разности эквивалентных уровней звука, равной 4,7, добавка составляет 1,3 дБА. Производим сложение полученной добавки и более высокого из складываемых эквивалентных уровней звука
67,2+1,3=68,5 дБА.
Аналогичные действия проводим с полученной суммой трех эквивалентных уровней звука и четвертым уровнем и т.д. В результате сложения эквивалентных уровней звука отдельных поездов получаем значение эквивалентного уровня звука потока поездов, которое округляем до целого числа