ВТБ Дебетовая карта
ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности.

ГОСТ 12.0.230.3-2016 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности.

         

     ГОСТ 12.0.230.3-2016

 

      

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

 

 

Система стандартов безопасности труда

 

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

 

Оценка результативности и эффективности

 

Occupational safety standards system. Management systems for occupational safety. Evaluation of effectiveness and efficiency

МКС 13.100

Дата введения 2018-01-01

 

      

 

 Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены

ГОСТ 1.0  "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и

ГОСТ 1.2  "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

           

Сведения о стандарте

 

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ), Обществом с ограниченной ответственностью "Экожилсервис", ФГБОУ ВО "Пермский национальный исследовательский политехнический университет"

 

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 251 "Безопасность труда"

 

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 октября 2016 г. N 92-П)

 

За принятие проголосовали

 

 

 

 

Краткое наименование страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по

МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

 

4

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2017 г. N 471-ст  межгосударственный стандарт

ГОСТ 12.0.230.3-2016  введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2018 г.

 

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.

 

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

           

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"    

         

 

 

 Введение

Создание и обеспечение результативного функционирования системы управления охраной труда направлено на достижение ее основной цели - предотвращения связанных с работой случаев травматизма и заболеваемости.

 

Реализация процессов обеспечения функционирования и совершенствования самой системы управления охраной труда в организации постоянно требует оперативной оценки их эффективности.

 

Важную роль на практике для принятия решений играет оценка результативности и эффективности систем управления охраной труда с позиций и в терминах экономических расчетов и показателей.

 

Проведение оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является важнейшей процедурой по реализации современных подходов к регулированию в области охраны труда, в рамках которых постсобытийные "модели штрафных санкций" (выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение правил и требований) постепенно должны смениться упреждающими "моделями профилактического соответствия" (внедрение мероприятий профилактики и предупреждения нарушений и происшествий).

 

В связи с этим особую значимость приобретает реализация процедур самооценки организацией результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, добровольно проводимых на регулярной основе и позволяющих ей принимать обоснованные решения стратегического характера, направленные на улучшение своей деятельности в области охраны труда.

 

Оценивание результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда - специальный процесс и инструмент управления, предназначенный для обеспечения руководства организации достоверной информацией, позволяющей определить соответствие деятельности в области охраны труда совокупности критериев, заданных руководством организации на основании требований национального законодательства, а также для внесения адекватных корректив в систему управления охраной труда на основе таких критериев.

 

Оценка результативности и эффективности подразумевает постоянный сбор и анализ определенных исходных данных, необходимых для оценки текущего состояния и условий охраны труда, тенденций их изменения со временем, и, при необходимости, идентификации процедур управления, требующих улучшения.

 

Целями проведения оценки результативности и эффективности системы управления охраной труда являются:

 

- оценка общей стратегии (Политики) организации в области охраны труда и процедур функционирования системы управления охраной труда по предотвращению связанных с работой травм и заболеваний, а также способности системы удовлетворять другим потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного управления, надзора и контроля;

 

- определение необходимых изменений в процедурах функционирования системы управления охраной труда, включая изменения в Политике и в целевых показателях (индикаторах) результативности и эффективности;

 

- сравнение запланированных и фактически достигнутых целевых показателей (индикаторов);

 

- определение необходимых корректирующих действий, в том числе с учетом результатов расследования различного рода небезопасных происшествий;

 

- обеспечение обратной связи с подразделениями и работниками в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования всей системы управления.

 

Оценка (в том числе и самооценка) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда позволяет организации:

 

- реализовать систематический подход к совершенствованию системы управления охраной труда, идентифицировать и анализировать процедуры деятельности, требующие улучшения;

 

- использовать унифицированный набор критериев при оценке результативности и эффективности своей системы управления охраной труда;

 

- получать объективные данные о текущем состоянии своей системы управления охраной труда, основанные на фактах, а не на личном восприятии руководителей и/или работников;

 

- определять, что в данной ситуации должна сделать организация в целом, ее отдельные подразделения и каждый работник, исходя из единой системной концепции совершенствования деятельности по охране труда и, прежде всего, исходя из выявленных возможных направлений улучшения;

 

- отслеживать изменения в состоянии системы управления охраной труда и определять объем изменений, произошедших с момента проведения предыдущей оценки (самооценки);

 

- проводить сравнения с лучшими практическими результатами, достигнутыми как в самой организации, так и в других организациях, распространять передовой опыт лучших подразделений организации или других организаций;

 

- внедрять различные инициативы и передовые методы управления охраной труда в повседневную деятельность организации;

 

- устанавливать основу для признания передовых достижений в области охраны труда и стимулирования подразделений и работников.

Даже в случаях, когда организация не имеет формально оформленной системы управления охраной труда, проведение оценки результативности и эффективности ее деятельности в области охраны труда позволяет ей задавать определенные критерии совершенствования и оценивать соответствие собственной деятельности в области охраны труда и ее результативности и эффективности этим критериям.

 

Основным условием применения процедур оценки результативности и эффективности деятельности в области охраны труда является заинтересованность организации в совершенствовании такой деятельности (как вследствие внутренних стимулов, так и вследствие внешних стимулов регулирования, осуществляемого органами государственного управления, контроля и надзора в рамках национального законодательства), а также в улучшении достигаемых результатов.

 

Настоящий стандарт развивает положения

ГОСТ 12.0.230  и

ГОСТ 12.0.230.2 , но может быть использован также независимо от них.

 

Во многих случаях в организациях традиционно проводится оценка результативности и эффективности деятельности в области охраны труда в том или ином выработанном на практике виде. Применение настоящего стандарта в целом или частично позволит организации улучшить такую деятельность.

 

При разработке настоящего стандарта использованы отдельные положения [1]*.

           

 

 

      1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт представляет собой руководящие указания по планированию и применению процедур оценки результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

 

Стандарт устанавливает рекомендуемый порядок сбора данных (информации), проведения анализа и использования оценки результативности и эффективности деятельности по улучшению условий и охраны труда.

 

1.2 Настоящий стандарт применим для любой организации и ее подразделений или для любых заинтересованных сторон, которые занимаются внедрением и поддержанием в работоспособном состоянии системы управления охраной труда, отвечающей требованиям

ГОСТ 12.0.230 , и/или осуществляют оценку (самооценку) результативности и эффективности деятельности в области охраны труда вне зависимости от типа, размера, местоположения и сложности самой организации.

 

1.3 Настоящий стандарт может быть использован организацией для самооценки результативности и эффективности своей деятельности в области охраны труда, а также органами государственного управления, надзора и контроля и иными заинтересованными лицами, включая органы общественного контроля, для оценки результативности и эффективности деятельности организаций в области охраны труда.

 

1.4 Настоящий стандарт содержит принципы, показатели, критерии и методы оценки результативности и эффективности, руководствуясь которыми организация вправе самостоятельно выбирать приемлемые для нее показатели, критерии и методики оценки результативности и эффективности своей деятельности по охране труда.

 

1.5 Настоящий стандарт не содержит конкретных правовых и технических требований по обеспечению безопасности труда и производства и не заменяет собой соответствующих требований действующих нормативных актов национального законодательства, в том числе соответствующих технических регламентов и прочих нормативных правовых актов сферы технического регулирования.

 

1.6 Настоящий стандарт не должен быть использован как документ, устанавливающий требования к подтверждению результативности и эффективности систем управления охраной труда в процедурах сертификации и/или самостоятельного декларирования соответствия, так как эта задача не предусмотрена

ГОСТ 12.0.230  как обязательная и решается только в рамках соответствующих систем сертификации и/или декларирования соответствия в рамках установленных в них правил и процедур.

 

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

 

ГОСТ 12.0.002  Система стандартов безопасности труда. Термины и определения

 

ГОСТ 12.0.230-2007  Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

 

ГОСТ 12.0.230.2  Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования

 

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

          

 

 

      3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по

ГОСТ 12.0.002 ,

ГОСТ 12.0.230 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

 

3.1

 

 

результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

 

 

[

ГОСТ ISO 9000-2011 , пункт 3.2.14]*

_______________

** В Российской Федерации [

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 , пункт 3.7.11].

 

3.2

 

 

эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

 

 

[

ГОСТ ISO 9000-2011 , пункт 3.2.15]**

 

_______________

   ** В Российской Федерации [

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 , пункт 3.7.10].

              

Примечания

 

1 В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. При этом под экономической эффективностью следует понимать показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат).

 

2 Экономическая эффективность может быть оценена по ряду показателей, например через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность). Примером показателей ресурсной эффективности является производительность труда, которая может быть принята в качестве основного показателя эффективности при улучшении условий труда.

 

3 Следует иметь в виду, что экономическая эффективность деятельности организации не тождественна экономической эффективности деятельности всей системы охраны труда в масштабе отрасли или государства, а потому имеются существенные различия определения экономической эффективности деятельности по охране труда на разных уровнях управления.

 

3.3 результаты деятельности в области охраны труда: зафиксированные показатели (индикаторы, индексы, коэффициенты и т.д.) состояния условий труда, соблюдения требований охраны труда, применения методов управления рисками и другие достижения организации в области охраны труда.

Примечания

 

1 В контексте систем управления охраной труда результаты деятельности могут быть измерены по отношению:

 

- к политике организации в области охраны труда (согласно

ГОСТ 12.0.230 , подраздел 4.1);

 

- целям организации по охране труда (согласно

ГОСТ 12.0.230 , подраздел 4.9);

 

- соответствию требованиям действующего национального законодательства по охране труда;

 

- улучшениям в области охраны труда и др.

 

2 Результаты деятельности могут быть количественными и качественными.

 

3 Результаты деятельности могут быть использованы как показатели результативности и(или) показатели эффективности.

 

3.4 оценка (оценивание) результатов деятельности в области охраны труда; ОРД: Процесс, способствующий принятию управленческих решений, относящихся к деятельности в области охраны труда, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям результативности и эффективности деятельности (3.5), составления отчетности и распространения информации, периодического пересмотра и улучшения этого процесса.

 

3.5 критерий результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; КРЭД: Плановый (целевой) показатель, заданный требованиями национального законодательства и/или руководством организации, политикой в области охраны труда и целями по охране труда, на основании которого производится оценка результатов деятельности в области охраны труда (3.4).

 

Примечание - Совокупность условий (правил), определяющих пригодность или оптимальность процедур в области охраны труда для достижения установленных целей, также составляет критерии результативности и эффективности деятельности в области охраны труда.

 

3.6 показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда; ПРЭД: Обобщенная характеристика результативности и эффективности деятельности в области охраны труда, представленная в конкретной, принятой в организации, форме, удобной для восприятия и оценки и зафиксированной в численном, письменном или иконографическом* виде, в том числе на электронном носителе и др.

_______________

* Иконографический вид представления информации - наглядное образное графическое или изобразительное воспроизведение, фигуративное символическое представление, визуальная репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи, темы, концепции (например, знаки и цвета безопасности).

 

Примечание - Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда по возможности должны быть выражены количественно.

 

3.7 показатель результативности и эффективности управления; ПРЭУ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.6), характеризующий действия руководства организации, предпринимаемые с целью воздействия на результаты деятельности в области охраны труда и/или на результативность и эффективность системы управления охраной труда в организации.

 

3.8 показатель результативности и эффективности функционирования; ПРЭФ: Показатель результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.6), характеризующий состояние условий и охраны труда в организации и обобщающий результативность и эффективность функционирования комплекса различных процедур обеспечения требований охраны труда, либо результативность и эффективность системы управления охраной труда организации в целом.

 

3.9 абсолютный показатель: Данные о числе тех или иных событий или их результатов.

 

Примечания

 

1 Как правило, абсолютный показатель представляет собой число с характерной размерностью.

 

2 Как правило, абсолютный показатель выражается в натуральных, стоимостных (денежных) или трудовых единицах измерения (человеко-дни и человеко-часы простого процесса труда).

 

3.10 относительный показатель: Изначально полученный абсолютный показатель (3.9), приведенный (отнесенный) к таким единицам измерения или к такой форме, которая позволяет его сопоставлять (сравнивать) с выбранным стандартизованным параметром или базовым значением.

 

Примечания

 

1 Относительный показатель представляет собой результат деления одного абсолютного показателя (3.9), находящегося в числителе, - текущего, сравниваемого, индикативного, на другой абсолютный показатель (3.9), находящийся в знаменателе - основание или база, и выражает соотношение между используемыми количественными характеристиками.

 

2 Относительный показатель вычисляется по различным формулам на основе требований теории статистики и является безразмерной величиной.

3 Относительный показатель может быть дополнительно нормирован и рассчитан в процентах (%, или единиц на 100, от лат.
per cent
- "на сотню"), в промилле (
, или единиц на 1000, от лат.
per mille
- "на тысячу") или в расчете единиц на 10 тысяч, единиц на 100 тысяч, единиц на миллион (
part per million
).
 

4 Относительный показатель часто называют еще удельной численностью или коэффициентом (частоты, тяжести и т.п.).

 

5 В соответствии с международной практикой оценку неблагоприятных событий в сфере охраны труда желательно вести в расчете на 100 тысяч лиц, могущих стать пострадавшими, и/или в расчете на один миллион человеко-часов простого процесса труда, что удобно и наглядно, а также сопоставимо с данными других стран.

 

6 В странах, участвующих в межгосударственной стандартизации, традиционно для оценки частоты и характера несчастных случаев на производстве применяют коэффициенты частоты и тяжести (отнесенные на 1000 работников), а для оценки выявленных профессиональных заболеваний относят число таких случаев на 10 тысяч работников.

 

3.11 обобщенный показатель: Данные одного или разных типов, полученные из различных источников, собранные и представленные в виде одного итогового показателя.

 

3.12 взвешенный показатель: Данные, преобразованные с учетом коэффициента (веса) их значимости.

 

3.13 показатели результативности и эффективности планируемой деятельности: Данные о соответствии или несоответствии планируемых мероприятий в области охраны труда или системы управления охраной труда в целом установленным критериям результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (3.5).

 

Примечание - Показатели результативности и эффективности планируемой деятельности формируются в основном по данным текущего контроля (согласно

ГОСТ 12.0.230 , пункт 4.11.6).

 

3.14 показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности: Данные о распространенности опасных событий и происшествий, т.е. инцидентов, несчастных случаев и случаев ухудшения здоровья, включая случаи производственного травматизма и/или профессиональной заболеваемости.

 

Примечание - Показатели недостаточной результативности и эффективности деятельности формируются в основном по данным реагирующего мониторинга - расследования и учета опасных событий и происшествий (согласно

ГОСТ 12.0.230 , пункт 4.11.7).

 

      4 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда

4.1 Оценку результатов деятельности в области охраны труда (ОРД) проводят с целью выяснения текущего состояния в области охраны труда и тенденции его изменения со временем, достижений и упущений организации в области охраны труда, а также в целях сравнения деятельности различных субъектов деятельности (организаций или подразделений).

 

Результаты деятельности организации в области охраны труда оценивают как с позиции результативности этой деятельности (т.е. степени достижения целей и задач) так и с позиции эффективности этой деятельности (т.е. оптимальности затраченных ресурсов), в том числе выраженной в стоимостной форме.

 

4.2 Порядок оценки результатов деятельности в области охраны труда представляет собой упорядоченную совокупность (последовательность) постоянных процедур, осуществляемых по типичной модели управления (см.

рисунок 1 ):

 

а) Планирование - выбор показателей для оценки результатов деятельности (из числа существующих показателей и/или разработка и внедрение новых показателей).

 

Организация должна использовать подходящие методы контроля процедуры планирования. Выбор показателей для ОРД должен осуществляться таким образом, чтобы была обеспечена возможность определить и продемонстрировать способность элементов системы управления охраной труда достигать запланированные результаты. Если запланированные результаты не достигнуты из-за тех или иных упущений, то должны быть предприняты необходимые коррекции и корректирующие действия по

ГОСТ 12.0.230  (подраздел 4.15).

 

б) Выполнение:

 

1) сбор данных и информации, относящихся к выбранным показателям по установленным формам отчетности;

 

2) анализ и преобразование данных (включая их редукцию) в показатели, описывающие результаты деятельности организации в области охраны труда в соответствии с установленными методиками и критериями;

 

3) оценка показателей и иной информации, описывающих результаты деятельности в сравнении с критериями результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД);

 

4) подготовка отчета и передача информации о результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

в) Проверка и действие - анализ и совершенствование процедур ОРД.

 

 

 

 

     

Рисунок 1 - Оценка результатов деятельности в области охраны труда

4.3 При планировании проведения ОРД необходимо учитывать:

 

- текущую и планируемую производственную и хозяйственную деятельность организации;

 

- организационную структуру;

 

- соответствие политике, целям, принятым в организации регламентам и стандартам;

 

- опасности и риски, которые могут контролироваться и на которые можно повлиять;

 

- информацию, необходимую для выполнения законодательных и прочих требований;

 

- информацию о результатах проверок, осуществляемых органами государственного управления, надзора и контроля;

 

- интересы заинтересованных сторон (в том числе органов государственного управления, надзора и контроля, а также подрядных организаций);

 

- информацию, необходимую для анализа финансовых аспектов деятельности в области охраны труда;

 

- необходимость периодического (как правило, ежегодного) сопоставления информации, относящейся к деятельности в области охраны труда;

- данные научных исследований, общую стратегию деловой активности (бизнеса), культурные и социальные факторы;

 

- прочее.

 

4.4 ОРД должна быть основана:

 

а) на результатах проведения внешних и внутренних проверок (аудитов) системы и оценке результативности ее процедур;

 

б) результатах проверки деятельности организации специально уполномоченными органами государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда;

 

в) информации об имевших место происшествиях, заболеваниях, несчастных случаях и авариях, и результатах выполнения мероприятий по ликвидации их последствий;

 

г) результатах выполнения мероприятий, предусмотренных:

 

1) планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

 

2) планом мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда;

 

3) планами подготовки руководящего состава и специалистов организации в области охраны труда;

 

4) иными планирующими документами в области охраны труда;

 

д) оценке степени достижения целей по охране труда, установленных в соответствии с политикой организации в области охраны труда;

 

е) результатах адаптации и интегрирования системы управления охраной труда с другими системами управления, внедренными в организации (при их наличии).

 

4.5 ОРД также следует проводить с учетом:

 

- опыта совершенствования управления деятельностью по охране труда в соответствии с требованиями национального законодательства;

 

- рекомендаций партнеров, инвесторов, общественных объединений и иных заинтересованных сторон в области охраны труда;

 

4.6 Руководством организации в рамках функционирования системы управления охраной труда должны быть предусмотрены финансовые, материальные, людские и временные ресурсы, необходимые для проведения ОРД.

 

4.7 Методология и процедуры ОРД должны соответствовать местоположению и типу организации, ее потребностям и приоритетам. ОРД должна быть экономически оправданной и представлять собой специальный вид деятельности, который регулярно и на постоянной основе осуществляется в организации.

 

4.8 В зависимости от возможностей и ресурсов организации ОРД может затрагивать только отдельные элементы (аспекты) деятельности в области охраны труда, обладающие, по мнению руководства, наибольшим приоритетом. Со временем такие элементы (аспекты) деятельности должны быть расширены.

 

4.9 Линейные руководители играют ключевую роль в процедурах ОРД. Те из них, кто несет персональную ответственность за проведение ОРД, должны обладать необходимой компетентностью в данном вопросе.

 

4.10 При расчете эффективности мероприятий по охране труда с позиций экономических показателей следует учитывать то, что экономическая эффективность может быть подсчитана или оценена различными методами. Общая экономическая эффективность от поддержания работ по охране труда на должном уровне оценивается с помощью суммарного полученного продукта за счет улучшения условий труда, а также суммарного предотвращенного ущерба за счет сокращения случаев утраты трудоспособности. Суммарный предотвращенный ущерб равен сумме недополученного из-за утраты трудоспособности продукта и стоимости расходов по социальному обеспечению пострадавшего или оставшихся без кормильца иждивенцев.

 

Экономическая эффективность может быть оценена как интегрально на основе тех или иных экономических макропоказателей, так и детально на основе микроэкономических расчетов.

 

 

      5 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда

5.1 Показатели результативности и эффективности деятельности в области охраны труда (ПРЭД) должны:

 

- быть заданы в соответствии с поставленными организацией целями по охране труда так, чтобы давать представление о степени достижения целей;

 

- иметь ясный смысл, быть легкодоступными для восприятия, понимания и интерпретации;

 

- быть логически обоснованными и адекватными своему назначению, а также требованиям национального законодательства и сложившейся практики, в том числе представлениям заинтересованных сторон;

- быть полными в своей совокупности для описания результативности и эффективности деятельности всей системы управления охраной труда;

 

- быть достоверными и проверяемыми;

 

- быть совместимыми и сравнимыми, а также позволять осуществлять их межсистемное использование;

 

- быть гибкими и адаптируемыми к различного рода изменениям.

 

5.2 При выборе ПРЭД организации следует учитывать:

 

- соответствие показателей политике в области охраны труда;

 

- соответствие показателей состоянию и условиям охраны труда, а также действиям руководства организации, направленным на улучшение состояния и условий охраны труда;

 

- полезность показателей для оценки соответствия национальному законодательству в области охраны труда;

 

- полезность показателей для оценки соответствия критериям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда (КРЭД), их измеримость в единицах, соответствующих КРЭД;

 

- совместимость и понятность для всех заинтересованных сторон;

 

- достижимость их с точки зрения финансовых и временных ограничений;

 

- адекватность предполагаемому использованию в зависимости от типа, качества и количества исходных данных;

 

- представительность для проведения ОРД;

 

- восприимчивость и чувствительность к изменениям результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда;

 

- способность представлять информацию по текущим или прогнозируемым тенденциям изменения результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда.

 

5.3 Число ПРЭД выбирается минимальным, но достаточным для ОРД в целом или для оценки результативности и эффективности каких-либо отдельных элементов (аспектов) или направлений деятельности в области охраны труда.

 

При этом ПРЭД должны быть выбраны так, чтобы оценка совокупности таких показателей позволяла сделать наиболее полный вывод о функционировании системы управления охраной труда в организации, а также давала возможность выработать комплекс решений, направленных на улучшение всей системы, а не только ее отдельного элемента (аспекта).

 

Кроме того, при выборе ПРЭД руководство организации должно учесть и обеспечить сбор соответствующей информации для оценки влияния принимаемых мер в обеспечении соответствия одного из ПРЭД заданным критериям на другие показатели результативности и эффективности деятельности.

 

5.4 ПРЭД могут быть связаны с достижением заданных результатов в пределах определенного времени (показатели результативности и эффективности планируемой деятельности) и отражать качество функционирования процедур обеспечения безопасности труда, степень удовлетворенности персонала состоянием условий и охраны труда на рабочем месте и т.п., а также могут отражать недостаточную результативность и эффективность деятельности.

 

5.5 ПРЭД должны быть по возможности количественными и подразделяться по своей сути на единичные, обобщенные или взвешенные показатели, а по форме выражения - на абсолютные и относительные показатели.

 

Примечания

           

1 Абсолютные показатели позволяют зафиксировать конкретное состояние условий и охраны труда, но не позволяют в целях анализа и управления объективно оценить, а главное сравнить динамику процессов охраны труда и структуру сложных явлений типа производственного травматизма.

 

2 Для анализа и планирования управленческих решений в сфере охраны труда следует применять исключительно относительные показатели, которые рассчитывают по исходным первичным абсолютным показателям и/или статистическим данным.

 

5.6 В зависимости от временного фактора различают моментные и интервальные ПРЭД. Большинство исходных ПРЭД носит моментный характер (на ту или иную дату), но при анализе следует использовать интервальные показатели, характеризующие рассматриваемые явления и процессы за определенный период - месяц, квартал, год, трудовую жизнь работника.

 

Примечания

           

1 Основным временным периодом анализа считается календарный год.

 

2 Стандартной длительностью рабочего времени выполнения операций простого процесса труда считается 8-часовая ежедневная смена при 40-часовой рабочей неделе.

5.7 ПРЭД, применяемые для ОРД, подразделяют на два типа: показатели результативности и эффективности управления (ПРЭУ) и показатели результативности и эффективности функционирования (ПРЭФ).

 

Примечание - Отдельные ПРЭФ и ПРЭУ связаны между собой, поскольку определенные действия, предпринимаемые руководством организации, оказывают существенное влияние на состояние условий и охраны труда в целом.

 

5.8 ПРЭУ предусматривают информацию о способности организации и предпринимаемых ею мерах в таких аспектах управленческой деятельности, как:

 

- внедрение политики в области охраны труда;

 

- соблюдение требований национального законодательства;

 

- осуществление плановых мероприятий по управлению состоянием и охраной труда;

 

- обучение в области охраны труда и системного управления охраной труда;

 

- образование и профессиональная компетенция специалистов по охране труда;

 

- обеспечение ресурсами и их эффективное использование;

 

- регулирование затрат на обеспечение требований и управление охраной труда;

 

- разработка новой и актуализация действующей документации по охране труда;

 

- своевременность и полнота корректирующих действий;

 

- характер взаимоотношений в рамках социального партнерства по вопросам охраны труда с профессиональными союзами и (или) представителями работников.

 

5.9 ПРЭУ используются для анализа:

 

- результативности и эффективности плановых мероприятий по управлению охраной труда;

 

- действий руководства организации, влияющих на результативность и эффективность деятельности в области охраны труда, и, возможно, состояния условий и охраны труда;

 

- соответствия состояния условий и охраны труда требованиям национального законодательства;

 

- финансовых затрат и потенциальной величины выгод от предотвращенного ущерба, связанного с недостатками в обеспечении требований охраны труда.

 

5.10 ПРЭУ позволяют:

 

- определить изменения результативности и эффективности деятельности в области охраны труда;

 

- идентифицировать причины, по которым фактическая результативность и эффективность не достигает соответствующих КРЭД;

 

- идентифицировать возможности предупреждающих действий.

 

5.11 ПРЭФ охватывают показатели безопасности материальных объектов и оборудования, применяемых в организации, а также показатели безопасности услуг (подрядных, сервисных работ), поддерживающих производственную и хозяйственную деятельность организации.

 

5.12 Рекомендуемые перечни ПРЭД приведены в приложениях А и Б.

 

5.13 Выбор и/или разработка собственных ПРЭД (ПРЭУ и ПРЭФ) осуществляется таким образом, чтобы имелась возможность сопоставления результативности и эффективности деятельности организации в области охраны труда с соответствующими КРЭД.

 

В качестве КРЭД могут выступать локальные, местные, региональные, корпоративные, национальные (в том числе законодательно закрепленные) данные (показатели, индексы, индикаторы и т.п.) в области охраны труда.

 

 

      6 Сбор, преобразование и анализ исходных данных

6.1 В организации должен быть организован регулярный сбор исходных данных для определения значений выбранных ПРЭД.

 

Такие данные, как минимум, должны представляться подразделениями организации систематически с частотой, соответствующей периодичности ОРД.

 

6.2 Сбор данных должен включать соответствующие процедуры идентификации, ввода, хранения, выборки и предоставления данных и информации.

 

6.3 Для ОРД в организации могут быть использованы:

 

а) собственные данные (отчеты подразделений):

 

1) результаты мониторинга и измерений, опросов и наблюдений, в том числе результаты производственного контроля за соблюдением требований охраны труда;

 

2) записи, предусмотренные системой управления охраной труда и/или производственные записи (протоколы);

 

3) записи о закупках и записи об организации подрядных работ;

 

4) отчеты по проверкам (внутреннему аудиту);

 

5) записи об образовании и обучении вопросам охраны труда;

 

6) финансовые и бухгалтерские записи;

 

7) и другое;

 

б) данные из других источников:

 

1) предписания и отчеты органов государственного управления, надзора и контроля;

 

2) акты расследования несчастных случаев, причин инцидентов и аварий, профессиональных заболеваний;

 

3) отчеты по экспертизе условий труда;

 

4) научные отчеты и исследования по проблемам охраны труда;

 

5) данные от подрядных организаций;

 

6) данные от общественных объединений;

 

7) и другое.

 

6.4 Сбор данных должен быть осуществлен по методикам, гарантирующим, что получаемые данные по типу и качеству* подходят для использования при ОРД.

_______________

* Под "качеством данных" понимается совокупность свойств данных, обеспечивающих их пригодность для решения определенных задач (например, точность, полнота, адекватность, непротиворечивость, защищенность и др.).

Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.

Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.