Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.009-2013 Методические рекомендации по оценке безопасности движения при проектировании автомобильных дорог.
ОДМ 218.6.009-2013
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по оценке безопасности движения при проектировании автомобильных дорог
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ")
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.02.2013 N 234-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ в развитие и дополнение положений ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах"
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой методический документ (далее - методический документ) распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги.
1.2 Методический документ рекомендуется к использованию в проектных организациях при разработке проектов планировки территории для размещения автомобильной дороги, проектной и рабочей документации, а также при приемке автомобильных дорог в эксплуатацию.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог"
ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность дорожного движения (БДД): Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
3.2 максимальная безопасная скорость движения: Фактическая максимальная скорость движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченная дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (близка к скорости 85%-ной обеспеченности).
3.3 обеспечение безопасности дорожного движения: Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
3.4 оценка безопасности движения при проектировании дорог: Элемент технологического процесса проектирования автомобильных дорог, направленный на обеспечение согласованности проектирования и прогнозируемого поведения водителя в целях минимизации риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий на стадии эксплуатации автомобильных дорог.
3.5 плавность трассы автомобильной дороги: Пространственное сочетание параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля трассы, обеспечивающее равномерный режим движения автомобиля с максимальной безопасной скоростью движения, оптимальные условия зрительного восприятия водителем параметров дороги и безопасность движения (для оценки плавности трассы используют ряд методов: оценку плавности построением линейных графиков скорости движения, графиков изменения кривизны, перспективных изображений участков дороги).
3.6 поведение водителя в дорожном движении: Целенаправленная система последовательно выполняемых действий водителя, осуществляемых как единство психических (при восприятии дорожных условий) и исполнительных действий (по управлению автомобилем) в дорожно-транспортной обстановке для безопасного достижения цели поездки с желаемой скоростью движения.
3.7 потребительские свойства автомобильной дороги: Характеристики автомобильной дороги, определяющие совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду.
3.8 проект планировки территории для размещения автомобильной дороги: Документация по планировке территории, подготавливаемая в целях устойчивого развития территорий, включая строительство и размещение линейных объектов автомобильных дорог. Состоит из основных частей (в том числе чертежей и линий, обозначающих проект планировки территории дороги, их характеристик и параметров) и материалов по обоснованию проекта.
3.9 проектирование автомобильной дороги: Производственный процесс, состоящий из комплекса проектно-конструкторских работ и экономических расчетов и осуществляемый по материалам инженерных изысканий.
3.10 расчетная скорость: Скорость для определения геометрических характеристик автомобильной дороги, при которых отсутствует недопустимый риск дорожно-транспортного происшествия (безопасности дорожного движения). Зависит от параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей трассы, ровности и сцепных качеств покрытия проезжей части. При проектировании автомобильных дорог определяется расчетом.
3.11 скорость 85%-й обеспеченности: Ожидаемая скорость транспортного потока в свободных условиях, с которой двигаются 85% автомобилей из состава транспортного потока при мокром состоянии покрытия проезжей части.
3.12 согласованность проектных решений: Проектное решение или конфигурация проектной линии в плане и в продольном профиле дороги, которые не нарушают ожидаемого восприятия водителями условий движения или возможность большинства водителей безопасно управлять автомобилем с выбранной скоростью на всем протяжении проектируемой дороги.
3.13 стадии проектирования автомобильной дороги: Последовательность разработки установленных видов документации в процессе проектирования дороги (проекта планировки территории под размещение дороги, проектной документации, рабочей документации).
3.14 компенсация ошибок водителей при проектировании дорог: Снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и профилактика возникновения опасных участков, достигаемые средствами инженерного оборудования дорог (при возникновении происшествий) и исключением неблагоприятных сочетаний параметров их геометрических элементов (в целях снижения вероятности ошибок водителей и сокращения риска происшествий).
3.15 уровень безопасности дорожного движения: Критерий оценки степени защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
3.16 характерный участок дороги: Участок проектируемой дороги, на протяжении которого основные элементы, параметры и характеристики остаются неизменными.
Другие термины, использованные в настоящем методическом документе, соответствуют терминам, приведенным в Техническом регламенте Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" и технической литературе, указанной в библиографии.
4 Основные положения
4.2 Оценку БДД в проектах нового строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог рекомендуется проводить в целях минимизации риска дорожно-транспортных происшествий (ДТП), предотвращения возникновения потенциально опасных участков и мест концентрации ДТП на стадии эксплуатации.
4.3 При проектировании автомобильных дорог оценку БДД следует проводить на следующих стадиях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации [4], постановлением Правительства Российской Федерации [5], ГОСТ Р 21.1101-2009:
- подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги;
- подготовки проектной документации;
- подготовки рабочей документации и приемки автомобильной дороги в эксплуатацию.
4.4 К критериям оценки безопасности движения на проектируемой автомобильной дороге рекомендуется относить:
- плавность трассы и однородность параметров проектируемой дороги (с учетом их влияния на режимы и безопасность движения автомобилей);
- соответствие расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения;
- степень постоянства в поведении водителя при проезде смежных характерных участков дороги;
- степень компенсации ошибок водителя;
- уровень потребительских свойств.
Таблица 1 - Критерии оценки безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
Критерии оценки БДД | Расчетные показатели | Методика определения | |
Плавности трассы проектируемой дороги | - коэффициент вариации максимальной безопасной скорости движения, % | Подраздел 5.1 | |
Согласованность проектных решений и поведения водителя в дорожном движении | Соответствие расчетной скорости и максимальной безопасной скорости движения | - итоговый коэффициентобеспеченности расчетной скорости, доли ед. | Подраздел 5.2 |
| Степень постоянства в поведении водителя при проезде смежных характерных участков трассы | - коэффициент безопасности, доли ед. | Подраздел 5.3 |
Степень компенсации ошибок водителей | - итоговый коэффициент аварийности, доли ед. | Подраздел 5.4 | |
Уровень потребительских свойств | - средневзвешенное значение обобщенного показателя качества и состояния дорог, доли ед. | Подраздел 5.5 |
4.6 Проектируемая автомобильная дорога на всем протяжении должна обеспечивать расчетный уровень БДД в соответствии с требованиями раздела 7 настоящего методического документа, в котором изложен порядок проведения оценки безопасности дорожного движения с учетом стадий проектирования.
5 Методика определения расчетных показателей для оценки безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
5.1 Определение расчетного показателя для оценки плавности трассы проектируемой автомобильной дороги
5.1.1 На стадии подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации [4] и Порядком подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения [8], при сравнении вариантов трассы рекомендуется проводить оценку БДД по критерию плавности трассы автомобильной дороги.
5.1.2 Для оценки безопасности движения по критерию плавности трассы автомобильной дороги строят линейные графики коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости.
5.1.3 Средневзвешенную максимальную безопасную скорость движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
5.1.4 Среднеквадратичное отклонение максимальной безопасной скорости движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле
- интенсивность движения при коэффициенте загрузки менее 0,2 [9];
- число полос движения;
- ширину основной укрепленной поверхности проезжей части и ширину обочин;
- габариты мостов и путепроводов;
- ширину разделительной полосы;
- радиусы кривых в плане;
- продольные уклоны и видимость поверхности дороги.
5.1.8 Оценку соответствия плавности трассы проектируемой автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с подразделом 7.2 настоящего методического документа.
5.2 Определение расчетного показателя для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения
5.2.1 На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию соответствия расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения.
, км/ч | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | 110 | 120 | 130 | 140 |
, км/ч | 54 | 63 | 73 | 83 | 92 | 102 | 111 | 118 | 125 | 132 |
5.2.5 Оценку соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.3 настоящего методического документа.
5.3 Определение расчетного показателя для оценки степени постоянства в поведении водителя при движении на смежных характерных участках дороги
5.3.1 На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию степени постоянства поведения водителя при движении на смежных характерных участках проектируемой дороги.
5.3.4 Оценку соответствия степени постоянства в поведении водителя при движении на смежных однородных по условиям движения участках проектируемой трассы требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.4 настоящего методического документа.
5.4 Определение расчетного показателя для оценки степени компенсации ошибок водителей проектируемой автомобильной дорогой
5.4.1 На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию степени компенсации ошибок водителей параметрами и инженерным оборудованием проектируемой автомобильной дороги.
5.4.2 Для оценки степени компенсации ошибок водителей параметрами и инженерным оборудованием проектируемой автомобильной дороги строят линейный график итоговых коэффициентов аварийности.
5.4.3 Итоговые коэффициенты аварийности на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги устанавливают по следующей формуле:
5.4.4 При построении линейного графика итоговых коэффициентов аварийности следует учитывать зоны влияния элементов дороги по таблице 2.
Таблица 2 - Протяженность зон влияния элементов дороги
Элементы дороги | Зона влияния, м |
Населенные пункты | 300 |
Подъемы и спуски | 100 м за вершиной подъема, 150 м после подошвы спуска |
Пересечения в одном уровне | В каждую сторону по 50 м |
Кривые в плане радиусом больше 600 м | 100 |
Кривые в плане радиусом меньше 600 м | 250 |
Участки с ограниченной видимостью менее 350 м | 100 |
Мосты и путепроводы | 75 |
5.4.5 Оценку соответствия степени компенсации ошибок водителя проектируемой автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.6 настоящего методического документа.
5.5 Определение расчетного показателя для оценки уровня потребительских свойств, обеспечиваемых автомобильной дорогой
5.5.1 После стадии разработки рабочей документации и выполнения дорожных работ при вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию следует проводить оценку БДД по критерию уровня потребительских свойств, обеспечиваемых автомобильной дорогой.
5.5.2 Для оценки БДД по данному критерию строят линейный график средневзвешенных значений обобщенного показателя качества и состояния дороги по данным линейного графика оценки транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
5.5.5 Оценку соответствия уровня потребительских свойств, обеспечиваемых вводимой в эксплуатацию автомобильной дорогой, требованиям безопасности дорожного движения, проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.6 настоящего методического документа.
6 Оценка уровней безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
6.1 Соответствие проектов автомобильных дорог требованиям безопасности дорожного движения рекомендуется оценивать по уровню БДД, прогнозируемому на стадии их эксплуатации, который определяется параметрами геометрических элементов проектируемой дороги, сочетанием элементов дороги в плане и продольном профиле, транспортно-эксплуатационным состоянием дороги, уровнем инженерного оборудования и элементов обустройства.
В инженерных расчетах различают четыре качественных уровня БДД: высокий, допустимый, предельный и низкий [6, 7].
6.1.1 Высокий уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих высокие и однородные по протяженности показатели потребительских свойств. При высоком уровне БДД работа водителей с наибольшей вероятностью характеризуется функциональным комфортом, оптимальной напряженностью, высокой работоспособностью и надежностью. Этот уровень БДД соответствует минимальным значениям показателей риска и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в пределах фонового уровня, не зависящего от дорожных условий).
6.1.2 Допустимый уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, отдельные параметры которых имеют отклонения от характерных для высокого уровня БДД, не оказывающие существенного влияния на снижение потребительских свойств дорог. При этом уровне БДД вероятность работы водителей в состоянии функционального комфорта составляет не менее 85%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя не менее 3 ч непрерывной работы. Этот уровень БДД практически исключает на проектируемой дороге наличие потенциально опасных участков, которые на стадии ее эксплуатации могут способствовать возникновению ДТП.
6.1.3 Предельный уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих предельные по условиям безопасности дорожного движения отклонения потребительских свойств автомобильных дорог от характерных для высокого уровня БДД. Предельный уровень БДД характеризуется снижением надежности работы водителей до 60-85%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя находится в пределах 2 ч непрерывной работы. Этот уровень БДД характеризуется наличием на проектируемой дороге отдельных участков, которые на стадии ее эксплуатации могут привести к возникновению малоопасных участков концентрации ДТП.
6.1.4 Низкий уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих низкие потребительские свойства и (или) высокую их неоднородность, способствующие резкому снижению удобства и надежности работы водителей, которая составляет менее 60%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя менее 2 часов непрерывной работы. Этот уровень БДД свидетельствует о наличии на проектируемой дороге опасных участков, которые на стадии ее эксплуатации с высокой вероятностью приведут к возникновению опасных и очень опасных участков концентрации ДТП, будут способствовать совершению ДТП с наибольшей тяжестью последствий, частым нарушениям водителями правил дорожного движения.
6.2 Расчетные значения показателя риска ДТП с пострадавшими на много- и двухполосных дорогах (таблица 3), соответствующие различным уровням БДД на участках проектируемой автомобильной дороги, приведены в таблице 4.
Таблица 3 - Соотношение типов автомобильных дорог категориям дорог по ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012
Класс автомобильной дороги по ГОСТ Р 52398-2005 | Категория автомобильной дороги | Число полос движения, шт. | Автомобильная дорога | |
| СП 34.13330.2012 |
|
| |
Автомагистраль | IA | I-а | 4, 6, 8 | Многополосная |
Скоростная дорога | IБ | I-б | 4, 6, 8 |
|
Автомобильная дорога обычного типа (нескоростная дорога) | IB | - | 4, 6, 8 |
|
| II |
| 4 |
|
| II | II | 2 | Двухлолосная |
| III | III | 2 |
|
Таблица 4 - Расчетные значения показателя риска ДТП
Автомобильная дорога | Расчетные значения показателя риска ДТП, количество ДТП на 1 млн авт.-км, на проектируемых автомобильных дорогах при уровнях БДД | |||
| высоком | допустимом | предельном | низком |
Многополосная | Менее 0,13 | 0,13-0,17 | 0,17-0,24 | Более 0,24 |
Двухполосная | Менее 0,16 | 0,16-0,22 | 0,22-0,30 | Более 0,30 |
6.3 Ожидаемый уровень БДД на участках много- и двухполосных автомобильных дорог при оценке безопасности дорожного движения проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта рекомендуется определять по таблице 5 с использованием показателей, методика расчета которых изложена в разделе 5 настоящего методического документа. Примеры оценки уровней БДД на стадиях подготовки инженерного проекта и подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги приведены в приложении Б.
Таблица 5 - Расчетные показатели для оценки уровня БДД на проектируемых автомобильных дорогах - много- и двухполосных дорогах с разделительной полосой по ГОСТ Р 52399-2005
Уровень безопасности дорожного движения | Автомобильная дорога | Показатели уровня безопасности дорожного движения | ||||
|
| Критерии оценки и их расчетные показатели | ||||
|
| Уровень потребительских свойств дороги | Плавность трассы и однородность параметров дороги | Согласованность проектных решений и поведения водителя | Степень компенсации ошибок водителей дорогой | |
|
|
|
| Соответствия расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения | Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы |
|
|
| |||||
Высокий | Многополосная | 0,85-1,0 | Менее 1,0 | 0,85-1,05 | Более 0,95 | Менее 2,5 |
| Двухполосная | 0,70-1,0 | Менее 1,50 | 0,85-1,10 | Более 0,90 | Менее 5,0 |
Допустимый | Многополосная | 0,65-0,85 | 1,0-2,0 | 0,80-1,10 | 0,85-0,95 | 2,5-5,0 |
| Двухполосная | 0,50-0,70 | 1,5-3,0 | 0,70-1,15 | 0,80-0,90 | 5,0-9,0 |
Предельный | Многополосная | 0,45-0,65 | 2,0-3,5 | 0,55-0,80 | 0,60-0,85 | 5,0-13,0 |
| Двухполосная | 0,25-0,50 | 3,0-9,0 | 0,45-0,70 | 0,55-0,80 | 9,0-22,0 |
Низкий | Многополосная | Менее 0,45 | Более 3,5 | Менее 0,55 | Менее 0,60 | Более 13,0 |
| Двухполосная | Менее 0,25 | Более 9,0 | Менее 0,45 | Менее 0,55 | Более 22,0 |
Примечания
1 Оценку БДД на проектируемых автомобильных дорогах обычного типа категории IV-V по ГОСТ Р 52399-2005 с использованием расчетных показателей допускается не проводить.
2 Значения расчетных показателей, соответствующие допустимому и высокому уровням безопасности дорожного движения, рекомендуется выбирать с учетом категории проектируемой автомобильной дороги по таблицам 8-12. |
В проектах капитального ремонта участков многополосных автомобильных дорог без разделительной полосы при сохранении существующего поперечного профиля дороги ожидаемый уровень БДД на участках проектируемой автомобильной дороги рекомендуется определять по таблице 6.
Таблица 6 - Расчетные показатели для оценки уровня безопасности дорожного движения на проектируемых автомобильных дорогах - многополосных автомобильных дорогах без разделительной полосы
Уровень безопасности дорожного движения | Показатели уровня безопасности дорожного движения | ||||
| Критерии оценки и их расчетные показатели | ||||
| Уровень потребительских свойств дороги | Плавность трассы и однородность параметров дороги | Согласованность проектных решений и поведения водителя | Степень компенсации ошибок водителей дорогой | |
|
|
| Соответствиерасчетной скорости максимальной безопасной скорости движения | Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы |
|
| |||||
Высокий | 0,80-1,0 | Менее 1,75 | 0,80-1,10 | Более 0,95 | Менее 2,0 |
Допустимый | 0,55-0,80 | 1,75-3,50 | 0,75-1,15 | 0,80-0,95 | 2,0-5,0 |
Предельный | 0,30-0,55 | 3,50-5,00 | 0,45-0,75 | 0,60-0,80 | 5,0-19,0 |
Низкий | Менее 0,30 | Более 5,00 | Менее 0,45 | Менее 0,60 | Более 19,0 |
6.4 Область применения уровней БДД на различных стадиях проектирования автомобильных дорог приведена в таблице 7.
Таблица 7 - Область применения уровней безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
Уровень безопасности дорожного движения | Область применения | Стадия проектирования | Расчетные показатели |
Высокий | Оценка качества вариантов проектов нового строительства и реконструкции автомобильных дорог | Подготовка проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги | |
| Расчетный уровень безопасности движения в проектах нового строительства и реконструкции автомобильных дорог: | Подготовка проектной документации |
|
| обеспечение соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения; |
| |
| обеспечение соответствия максимальных безопасных скоростей движения автомобилей на смежных характерных участках трассы; |
| |
| обеспечение компенсации ошибок водителей за счет геометрических элементов и инженерного оборудования дорог |
| |
| Требуемый уровень безопасности движения при приемке дорог в эксплуатацию после нового строительства, реконструкции | Подготовка рабочей документации, приемка автомобильной дороги в эксплуатацию |
|
Допустимый | Оценка качества вариантов проектов в стесненных условиях (горной местности, наличии застроенной территории), в проектах капитального ремонта дорог | Подготовка проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги
| |
| Расчетный уровень БДД в проектах капитального ремонта | Подготовка проектной документации |
|
| обеспечение соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения |
| |
| обеспечение соответствия максимальных безопасных скоростей движения автомобилей на смежных характерных участках трассы |
| |
| обеспечение компенсации ошибок водителей за счет геометрических элементов и инженерного оборудования дорог |
| |
| Расчетный уровень БДД при приемке дорог в эксплуатацию после капитального ремонта | Подготовка рабочей документации, приемка автомобильной дороги в эксплуатацию | |
Предельный | Критерий выявления на проектируемых дорогах потенциально опасных участков дорог, наличие которых не допускается в проектах нового строительства и реконструкции | Подготовка проектной документации | Показатели , , соответствуют предельному уровню безопасности |
Низкий | Критерий выявления на проектируемых дорогах потенциально опасных участков дорог, наличие которых не допускается в проектах дорог | Подготовка проектной документации | Любые два из трех показателей , , соответствуют низкому уровню безопасности |
Примечание - Стадия подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги устанавливается техническим заданием на объекты капитального строительства в установленном порядке. |
7 Рекомендации по оценке безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
7.1 Общие положения
7.1.1 Общая блок-схема оценки БДД при проектировании автомобильных дорог с учетом стадий проектирования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Блок-схема оценки безопасности движения при проектировании автомобильных дорог с учетом стадий проектирования
7.1.2 Указанная система оценки безопасности движения при проектировании дорог в целом соответствует международной практике, учитывает особенности стадий проектирования дорог, принятые в Российской Федерации, и основывается на использовании группы расчетных показателей, которые представлены в разделе 5 настоящего методического документа.
7.2 Оценка безопасности дорожного движения при проектировании планировки территории для размещения автомобильной дороги
7.2.1 Согласно отечественным нормам, материалы по обоснованию проекта планировки территории для размещения дороги включают выбор варианта трассы автомобильной дороги с учетом интенсивности движения, категории дороги, числа полос движения, параметров геометрических элементов плана и продольного профиля трассы, устройства пересечений и примыканий.
7.2.2 В качестве расчетного при оценке качества вариантов проектов нового строительства и реконструкции автомобильных дорог на стадии подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги рекомендуется использовать высокий уровень БДД.
В проектах реконструкции автомобильных дорог в стесненных условиях (горная местность, наличие застроенной территории), а также при капитальном ремонте дорог в качестве расчетного может использоваться допустимый уровень БДД.
Таблица 8 - Значения коэффициента вариации максимальной безопасной скорости движения, соответствующие расчетным уровням безопасности движения
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398-2005) | Значения коэффициентов , на участках расчетной протяженности, соответствующие расчетным уровням БДД, % | |
| высокому | допустимому |
IА, IБ | Менее 1,0 | 1,0-2,0 |
IB, II с числом полос 4 | Менее 1,5 | 1,5-3,0 |
II с числом полос 2, III | Менее 1,5 | 1,5-4,0 |
Примечание - Расчетная протяженность последовательно расположенных участков трассы принята равной 200 м. |
Например, при сравнении двух вариантов трассы (см. приложение Б, рисунок Б.3) следует выбрать вариант трассы 2, так как доля участков с высоким уровнем БДД составляет 80% от общей протяженности проектируемой дороги, соответственно по варианту трассы 1 - 70%, по варианту трассы 2 - 80%.
Установленный таким образом рекомендуемый вариант трассы проектируемой дороги имеет наименьшие значения расчетных показателей, указанных в таблице 8, что способствует сокращению социально-экономических потерь от ДТП при последующей эксплуатации дороги.
7.2.3 Оценку ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП при экономическом обосновании выбираемого варианта трассы допускается проводить по формуле
7.3 Оценка безопасности дорожного движения на стадии подготовки инженерного проекта
7.3.1 На стадии разработки проектной документации по выбранному варианту трассы при планировке территории качество проекта нового строительства и реконструкции дороги требует тщательной и углубленной оценки по критериям согласованности проектирования и поведения водителей [5] с использованием итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости и коэффициента безопасности, а также по критерию компенсации ошибок водителя по величине итогового коэффициента аварийности. Аналогичная проверка рекомендуется при оценке качества проектов капитального ремонта существующих дорог.
7.3.2 В качестве расчетного для оценки согласованности проектирования и поведения водителей в проектах нового строительства и реконструкции дорог рекомендуется рассматривать высокий уровень БДД, а для проектов капитального ремонта - не ниже допустимого уровня.
Таблица 9 - Предельные значения итогового коэффициента обеспеченности расчетной скорости и отклонения скорости движения 85%-ной обеспеченности от расчетной
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398-2005) | , км/ч (по ГОСТ Р 52399-2005) | Предельные значения и на участках проектируемой автомобильной дороги для расчетных уровней БДД | |||
|
| высокого | допустимого | ||
|
| , км/ч | , км/ч | ||
IА, IБ | 140 | 1,05 | 5 | 1,10 | 15 |
IВ, II с числом полос 4 | 120 | 1,10 | 10 | 1,15 | 20 |
II с числом полос 2, III | 100 | 1,10 | 10 | 1,15 | 20 |
Примечание - Значения даны справочно для расчета параметров геометрических элементов трассы, удовлетворяющих критерию их согласованности (пункт 7.3.5) |
Таблица 10 - Предельные значения коэффициента безопасности и величины изменения скорости движения 85%-й обеспеченности на смежных характерных участках проектируемой дороги
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398-2005) | Предельные значения и на смежных характерных участках проектируемой дороги для расчетных уровней БДД | |||
| высокого | допустимого | ||
| , км/ч | , км/ч | ||
IА, IБ | 0,95 | 10 | 0,85 | 20 |
IВ, II c числом полос 4 | 0,90 | 10 | 0,80 | 25 |
II с числом полос 2, III | 0,90 | 15 | 0,80 | 25 |
Примечание - Значения даны справочно для расчета параметров геометрических элементов трассы, удовлетворяющих критерию их согласованности (пункт 7.3.5). |
Рисунок 2 - Общая схема обеспечения расчетного уровня БДД по критерию согласованности проектирования дорог и поведения водителя на стадии "проектная документация" [5]
В качестве дополнительной рекомендуется использовать информацию о параметрах геометрических элементов дорог, соответствующих отдельным уровням безопасности движения (приложение В, таблица В.1).
Таблица 11 - Значения итоговых коэффициентов аварийности, соответствующие расчетным уровням БДД
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398-2005) | Предельные значения коэффициента на характерных участках проектируемой автомобильной дороги для расчетных уровней БДД | |
| высокого | допустимого |
IА, IБ | Менее 2,5 | Менее 3,5 |
IВ, II с числом полос 4 | Менее 2,5 | Менее 5,0 |
II с числом полос 2, III | Менее 5,0 | Менее 9,0 |
7.4 Оценка безопасности движения на стадии "рабочая документация" и приемка дорог в эксплуатацию
В качестве расчетного для объектов нового строительства и реконструкции дорог рекомендуется рассматривать высокий уровень безопасности дорожного движения, а для проектов капитального ремонта - не ниже допустимого уровня.
Таблица 12 - Значения обобщенного показателя качества и состояния дороги, соответствующие расчетным уровням БДД
Категория автомобильной дороги (по ГОСТ Р 52398-2005) | Значения обобщенного показателя качества и состояния дороги при расчетных уровнях безопасности дорожного движения | |
| высоком | допустимом |
IА, IБ | Более 1,0 | Более 0,85 |
IВ, II с числом полос 4 | Более 0,85 | Более 0,65 |
II с числом полос 2, III | Более 0,85 | Более 0,65 |
7.5 Дополнительные методы повышения безопасности дорожного движения при проектировании дорог изложены в рекомендациях [3] и нормах [10].
Приложение А
Значения частных коэффициентов аварийности для дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими
Таблица А.1 - Частные коэффициенты аварийности
Частные коэффициенты аварийности | Величина частных коэффициентов аварийности в зависимости от факторов дорожных условий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интенсивность движения, авт./сут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двухполосных | 4,75 | 2,5 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 1,5 | 1,4 | 1,15 | 1,0 | 1,2 | 2,0 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трехполосных | 6,5 | 3,2 | 2,5 | 2,2 | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,3 | 1,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интенсивность движения, авт./сут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 8 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для многополосных дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 3,0 | 2,4 | 1,6 | 1,32 | 1,15 | 1,05 | 1,0 | 1,12 | 1,32 | 1,6 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 3,7 | 3,2 | 2,3 | 1,6 | 1,3 | 1,15 | 1,1 | 1,0 | 1,05 | 1,1 | 1,2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина полосы движения, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2,75 | 3,0 | 3,25 | 3,5 | 3,75 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двухполосных | 2,0 | 1,35 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трехполосных | 3,4 | 2,1 | 1,6 | 1,4 | 1,1 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 1,6 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,35 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 2,9 | 2,0 | 1,45 | 1,1 | 1,0 |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина обочины, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,75 | 5,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двухполосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с укрепленными обочинами | 1,65 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,15 | 1,1 | 1,0 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с неукрепленными обочинами | 2,5 | 1,85 | 1,5 | 1,35 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трехполосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с укрепленными обочинами | 2,75 | 2,0 | 1,5 | 1,25 | 1,1 | 1,0 |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с неукрепленными обочинами | 6,25 | 5,2 | 4,5 | 4,2 | 4,0 | 1,1 | 1,05 | 1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных без разделительной полосы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с укрепленными обочинами | 4,2 | 2,9 | 2,0 | 1,8 | 1,6 | 1,5 | 1,25 | 1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с неукрепленными обочинами | 4,3 | 3,1 | 2,1 | 1,5 | 1,4 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных с разделительной полосой: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с укрепленными обочинами | 1,6 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,15 | 1,1 | 1,05 | 1,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с неукрепленными обочинами | 1,3 | 1,2 | 1,15 | 1,10 | 1,05 | 1,0 |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число основных полос движения на проезжей части, шт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 | 3 без разметки | 3 с разметкой | 4 | 6 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 1,0 | 1,3 | 0,70 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы |
|
|
| 1,33 | 0,89 | 0,52 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой |
|
|
| 0,56 | 0,50 | 0,35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина разделительной полосы, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3 | 5 | 10 | 15 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1,1 | 1,0 | 0,75 | 0,6 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный уклон, % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных: | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 1,65 | 1,85 | 2,1 | 2,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 1,0 | 1,1 | 1,25 | 1,6 | 2,6 | 2,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 1,0 | 1,1 | 1,25 | 1,7 | 2,3 | 3,2 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиус кривых в плане, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 100 | 150 | 200-300 | 400-600 | 1000-2000 | Более 2000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 7,1 | 6,2 | 5,3 | 4,1 | 2,3 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы |
|
| 4,7 | 3,0 | 1,85 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой |
|
| 3,8 | 2,7 | 1,8 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видимость в плане, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 350 | 400 | 500 | 600 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных: | 6,8 | 5,2 | 4,0 | 2,8 | 2,2 | 1,5 | 1,15 | 1,1 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 9,5 | 5,5 | 3,7 | 2,2 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 3,8 | 3,0 | 1,8 | 1,5 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,05 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видимость в профиле, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 50 | 100 | 150 | 200 | 250 | 350 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных: | 5,2 | 4,2 | 3,5 | 3,0 | 2,8 | 2,3 | 2,0 | 1,8 | 1,6 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных без разделительной полосы | 11,0 | 7,0 | 5,0 | 3,5 | 2,9 | 2,4 | 2,2 | 1,7 | 1,5 | 1,3 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина проезжей части мостов по отношению к проезжей части дорог | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| меньше на 1 м | равна ширине проезжей части | шире | равна ширине земляного полотна | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| на 1 м
| на 2 м
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двухполосных | 2,35 | 1,8 | 1,35 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
трехполосных | 2,3 | 2,2 | 1,36 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 4,1 | 2,3 | 1,56 | 1,15 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 6,7 | 3,5 | 2,3 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кривизна плана трассы, град·км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 0 | 50 | 100 | 200 | 400 | 600 | 1000 | 1500 | 2000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 2,3 | 1,5 | 1,0 | 1,15 | 1,9 | 3,6 | 1,4 | 0,9 | 0,75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 1,7 | 1,4 | 1,15 | 1,0 | 2,7 | 2,9 | 2,3 | 2,2 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 2,2 | 1,8 | 1,4 | 1,0 | 2,0 | 5,8 | 5,0 |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пересечения с пересекающейся дорогой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| в разных уровнях | в одном уровне | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| со светофорным регулированием | при соответствии параметров рекомендациям [3], СП 34.13330.2012 | при несоответствии параметров рекомендациям [3], СП 34.13330.2012 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 0,70 | 0,85 | 1,0 | 1,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 0,50 | 0,64 | 1,0 | 1,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 0,35 | 0,7 | 1,0 | 1,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пересечения в одном уровне с второстепенными дорогами при интенсивности движения по основной дороге, тыс. авт./сут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Менее 1,6 | 1,6-3,5 | 3,5-5,0 | 5,0-7,0 | 7,0-10,0 | 10,0-20,0 | 20,0-30,0 | 30,0-40,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 1,0 | 1,6 | 2,5 | 3,7 | 4,5 | 8,0 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы |
| 1,8 | 2,25 | 2,8 | 3,4 | 5,1 | 7,0 | 8,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой |
| 1,4 | 1,9 | 2,5 | 2,8 | 3,8 | 5,0 | 6,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число пересечений и примыканий в одном уровне на 1 км дороги, шт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 и менее | 3-5 | 6-8 | Более 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 1,0 | 1,1 | 1,25 | 1,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 2,1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 1,0 | 1,6 | 2,8 | 3,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстояние от застройки до проезжей части дороги, м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Менее 10 | 10-30 | 30-50 | Более 50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 2,2 | 1,7 | 1,5 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 3,3 | 2,6 | 1,8 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 1,7 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наличие тротуаров, пешеходных дорожек и пешеходных переходов в населенных пунктах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| отсутствуют | имеются тротуары и пешеходные дорожки с одной стороны | имеются тротуары и пешеходные дорожки с двух сторон | имеются тротуары и пешеходные дорожки с двух сторон дороги, а также пешеходные переходы в разных уровнях | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог:
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 2,2 | 1,2 | 1,0 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 4,2 | 2,2 | 1,4 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 1,9 | 1,6 | 1,3 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Протяженность населенного пункта, км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| менее 0,5 | 0,5-1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 3,3 | 2,5 | 1,45 | 1,35 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 5,5 | 4,2 | 3,5 | 2,0 | 1,6 | 1,3 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 2,8 | 2,2 | 1,25 | 1,2 | 1,1 | 1,05 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 5,0 | 3,1 | 2,3 | 1,75 | 1,4 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 6,0 | 3,25 | 2,3 | 1,75 | 1,4 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 6,2 | 3,5 | 2,6 | 2,0 | 1,3 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ровность покрытия проезжей части, IRI, м/км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Менее 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
двух- и трехполосных | 0,85 | 1,0 | 1,1 | 1,15 | 1,2 | 1,2 | 1,15 | 1,1 | 1,05 | 0,85 | 0,65 | 0,30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
многополосных: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без разделительной полосы | 0,65 | 1,0 | 1,3 | 1,5 | 1,65 | 1,6 | 1,55 | 1,3 | 1,05 | 0,65 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с разделительной полосой | 0,6 | 1,0 | 1,35 | 1,55 | 1,65 | 1,6 | 1,4 | 1,1 | 0,75 |
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстояние от кромки проезжей части до обрыва глубиной более 5 м | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 5,0 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
для двухполосных дорог: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
без ограждений | 4,3 | 3,7 | 3,2 | 2,75 | 2,0 | 1,0 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
с ограждениями | 2,2 | 2,0 | 1,85 | 1,75 | 1,4 | 1,0 |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание - Значения коэффициентов взяты из рекомендаций [3] |
Приложение Б
Примеры оценки уровней безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог
Уровень БДД | Высокий (В) | Допустимый (Д) | Высокий (В) | Допустимый (Д) | Высокий (В) |
Длина участка, м | 958 | 760 | 2237 | 870 | 358 |
Линейные графики: А - итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости; Б - коэффициентов безопасности; В - итоговых коэффициентов аварийности
Рисунок Б.1 - Пример оценки уровня безопасности дорожного движения на участке двухполосной дороги на стадии подготовки инженерного проекта.
Уровень БДД | Высокий (В) | Допустимый (Д) | Высокий (В) | Предельный (П) | Д | В |
Длина участка, м | 1400 | 450 | 1690 | 510 | 230 | 350 |
Линейные графики: А - итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости; Б - коэффициентов безопасности; В - итоговых коэффициентов аварийности
Рисунок Б.2 - Пример оценки уровня безопасности дорожного движения на участке многополосной дороги категории IB на стадии подготовки инженерного проекта.
Рисунок Б.3 - Пример оценки качества вариантов проектов нового строительства на стадии подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги категории IБ
Приложение В
Параметры дорог, соответствующие отдельным уровням безопасности дорожного движения
Таблица В.1 - Параметры геометрических элементов и показатели состояния дорог, соответствующие отдельным уровням БДД
Геометрические элементы и показатели состояния дорог | Параметры дорог, соответствующие отдельным уровням БДД | |||
| высокому | допустимому | предельному | низкому |
| 3 | 4 | 5 | 6 |
Ширина проезжей части, м, дорог вне застроенной территории: |
|
|
|
|
двухполосных | 7,5 | 6,5-7,5 | 5,8-6,5 | Менее 5,8 |
трехполосных | 11,8 | 10,5-11,8 | 9,5-10,5 | Менее 9,5 |
Ширина полосы движения с разделительной полосой, м, на многополосных дорогах вне застроенной территории | 3,65 | 3,5-3,65
| 3,0-3,5
| Менее 3,0
|
Ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м | Более 8,0 | 6,0-8,0 | 3,5-6,0 | Менее 3,5 |
Ширина укрепленных обочин, м, на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | 2,5 | 2,0-2,5 | 0,5-2,0 | Менее 0,5 |
трехполосных | 3,0 | 2,5-3,0 | 1,0-2,5 | Менее 1,0 |
многополосных | 3,5 | 2,5-3,5 | 1,5-2,5 | Менее 1,5 |
Радиусы кривых в плане, м, на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных (при 0,45-0,70) | Более 2800 | 1600-2800 | 900-1600 | Менее 900 |
многополосных с разделительной полосой (при 0,25-0,45) | Более 3200 | 2000-3200 | 1200-2000 | Менее 1200 |
Расстояние видимости для остановки, м, на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | Более 400 | 300-400 | 275-300 | Менее 275 |
многополосных с разделительной полосой | Более 500 | 400-500 | 325-400 | Менее 325 |
Расстояние видимости встречного автомобиля, м, на двухполосных дорогах | Более 800 | 750-800 | 525-750 | Менее 525 |
Величина продольного уклона, %, на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | Менее 30 | 30-40 | 40-55 | Более 55 |
многополосных с разделительной полосой | Менее 30 | 30-35 | 35-40 | Более 40 |
Кривизна плана трассы, град·км , на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | 75-350 | Менее 75 | 350-500 | Более 500 |
многополосных с разделительной полосой | 150-290 | Менее 150 | 290-375 | Более 375 |
Количество пересечений (примыканий) в одном уровне на 1 км на дорогах вне застроенной территории: |
|
|
|
|
двухполосных | 2 и менее | 3-4 | 5-6 | Более 6 |
многополосных с разделительной полосой | Отсутствуют | Отсутствуют | 3 и менее | Более 3 |
Коэффициент сцепления покрытия проезжей части на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | Более 0,55 | 0,45-0,55 | 0,30-0,45 | Менее 0,30 |
многополосных с разделительной полосой | Более 0,6 | 0,50-0,60 | 0,35-0,50 | Менее 0,35 |
Ровность дорожных покрытий (по показателю IRI) на дорогах: |
|
|
|
|
двухполосных | Менее 2,0 | 2,0-3,0 | 3,0-3,75 | Более 3,75 |
многополосных с разделительной полосой | Менее 1,7 | 1,7-2,7 | 2,7-3,25 | Более 3,25 |
Примечания:
1 На трудных участках в пересеченной и горной местностях параметры автомобильных дорог назначаются по СП 34.1333.2012 на основе технико-экономических расчетов с учетом ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП.
2 - показатель риска ДТП, количество ДТП с пострадавшими на 1 млн.авт.-км. |
Приложение Г
Зависимости показателя риска дорожно-транспортных происшествий от расчетных показателей безопасности дорожного движения
- двухполосных
- многополосных без разделительной полосы
- многополосных с разделительной полосой
- двухполосных
- многополосных с разделительной полосой
- двухполосных
- многополосных без разделительной полосы
- многополосных с разделительной полосой
- двухполосных
- многополосных без разделительной полосы
- многополосных с разделительной полосой
- двухполосных
- многополосных без разделительной полосы
- многополосных с разделительной полосой
Библиография
[1] Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА), 2010
[2] Directive 2008/96/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on road infrastructure safety management
[3] ОДМ 218.4.005-2010 Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах
[4] Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"
[6] ОДМ 218.4.004-2009 Руководство по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог
[7] Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя*, 2010
[8] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N 199 "Об утверждении порядка подготовки документации о планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения"
[9] ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90)
[10] ВСН 25-86 Указания по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах
[11] Бобков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения, 1993
[12] Методические рекомендации по проектированию геометрических элементов автомобильных дорог общего пользования*, 2003
[13] Анализ норм проектирования полотна автомобильных дорог зарубежных стран на примере последних норм и правил Федеративной Республики Германии, 2003
[14] Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог"
Руководитель организации-разработчика
Федеральное государственное унитарное предприятие
"Российской дорожный научно-исследовательский институт
"ФГУП "РОСДОРНИИ")
Генеральный директор __________________ К.В.Могильный
_______________________________________________________________________________________
ОКС
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, уровни безопасности дорожного движения, согласованность проектных решений, расчетные показатели, оценка соответствия и потребительских свойств автомобильной дороги
_______________________________________________________________________________________