Экологические требования при строительстве: как соблюсти СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и ПП РФ № 469
Строительство любого объекта, будь то жилой дом, промышленный комплекс или инфраструктурный объект, неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. В современной России система нормативных документов регулирует это воздействие с целью защиты здоровья людей, сохранения природных ресурсов и охраны экосистем. Ключевыми документами, которые должны учитывать все участники строительного процесса, являются Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-гигиенические и санитарно-экологические требования к инсумбляций", и Постановление Правительства РФ № 469 "Об утверждении Порядка установления нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты или их частей, используемые для водопользования", актуальное содержание которого постоянно уточняется. Соблюдение этих требований является не просто формальностью, а обязательным условием получения разрешения на строительство, ввода объекта в эксплуатацию и избегания серьезных штрафов. Рассмотрим, как ориентироваться в сложном мире экологических норм в строительстве, уделяя особое внимание этим ключевым документам.
Порядок получения разрешений на строительство с учетом экологиескими требованиями
Начало любого строительного проекта связано с получением разрешительной документации, и экологические аспекты играют в этом процессе не последнюю роль. Согласно законодательству РФ, для объектов, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, требуется получение заключения экспертизы (ОВОС), заявление о воздействии на окружающую среду (ТЭО), а также разработка и согласование разделов проекта в области охраны окружающей среды. Эти документы должны подтверждать, что выбранный проект и планируемые мероприятия по охраны окружающей среды будут минимизировать негативное воздействие на природу. При подаче документов на получение разрешения на строительство необходимо приложить сведения о наличии или отсутствии необходимости в указанных документаций и соответствующие заключения экспертизы, если они требуются. Для некоторых категорий объектов (например, жилые здания небольшой этажности, объекты инфраструктуры с небольшим сроком эксплуатации) могут применяться упрощенные процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС-формуляр или ОВОС-анкета), но даже в этих случаях необходимо учитывать требования СанПиН и ПП РФ № 469.
Постепенно внедряется практика получения интегрированного разрешения, объединяющего различные разрешительные процедуры, в том числе и экологические. Важно понимать, что само по себе получение разрешения на строительство еще не означает "прощения" от соблюдения экологических норм в процессе стройки. Наоборот, это лишь первый шаг, после которого на предприятии система контроля за соблюдением нормативов воздействия на окружающую среду становится еще более актуальной. В процессе строительства необходимо будет выполнять мероприятия, предусмотренные проектом, и регулярно сдавать отчеты об охраны окружающей среды (если это требуется по разрешительной документации). Таким образом, порядок получения разрешений закладывает основу для всей системы экологического контроля на протяжении всего жизненного цикла проекта, и игнорирование экологических требований на этом этапе может привести к серьезным проблемам на последующих стадиях.
Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) для стройплощадки в свете ПП РФ № 469
Строительные площадки, особенно крупные и долгосрочные, являются источниками различных видов загрязнений, которые могут попадать в водные объекты. К ним относятся сточные воды с территории (дождевые и талые воды, которые могут содержать частицы вредных веществ), а также сточные воды с бытовых и производственных помещений, если они есть на стройке. Постановление Правительства РФ № 469 устанавливает порядок установления нормативов допустимых сбросов (НДС) – максимальных количеств и (или) концентраций загрязняющих веществ, которые можно сбрасывать в водные объекты. Для строительных объектов, особенно если они находятся в непосредственной близости от водоемов или если площадь стройплощадки велика, расчет НДС может быть необходимым.
Расчет НДС для стройплощадки включает несколько этапов. Во-первых, необходимо провести мониторинг и анализ качества сточных вод, которые будут образовываться на площадке. Это может включать отбор проб атмосферных стоков, лабораторные анализы на содержание взвешенных веществ, нефтепродуктов, кислородный режим и другие показатели. Во-вторых, на основе этих данных, а также данных гидрогеологических изысканий, рассчитываются расчетные сбросы загрязняющих веществ. В-третьих, с учетом качества водного объекта и установленных в регионе нормативов качества вод, определяется перечень загрязняющих веществ и максимально допустимые сбросы для каждого из них. ПП РФ № 469 регламентирует процедуру согласования и утверждения НДС, которые затем являются обязательными к соблюдению при организации слива сточных вод со стройплощадки в водные объекты или их частей. Важно отметить, что сброс сточных вод без расчета и согласования НДС, если это требуется, является грубым нарушением, влекущим административную и даже уголовную ответственность. Современные методы расчета НДС учитывают не только среднегодовые, но и кратковременные (пиковые) сбросы, что особенно актуально для стоков с стройплощадок во время сильных ливней.
Контроль за шумом, пылью, стоками: требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и ПП РФ № 469
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает санитарно-гигиенические и санитарно-экологические требования к инсумбляций (совокупности всех факторов производственной и бытовой среды, влияющих на условия труда), а также к условиям проживания, отдыха, обучения, воспитания, лечения, рекреации и иного использования территории, зданий и помещений. В контексте строительства это особенно актуально для контроля шумового воздействия, качества атмосферного воздуха в районе стройплощадки и качества сточных вод. Требования к шуму регламентируют допустимый уровень шума от строительных работ, особенно в ночное время и в близи жилых зданий. СанПиНы устанавливают нормативы шума в жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки, а для стройплощадок требуют разработки и соблюдения мероприятий по снижения шума (ограничение работ в ночное время, использование низкошумной техники, устройство защитных экранов).
Контроль за пылью также является обязательным. Строительные работы, особенно земляные, бетонные, сварочные, генерируют значительное количество пыли, которая может представлять опасность для здоровья как работников, так и жителей соседних территорий. СанПиНы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) пыли (в первую очередь, производственной, но применимые и для атмосферного воздуха) и требуют разработки систем обеспыливания (орошение, использование пылеулавливающей техники, ограждение территории стройплощадки). ПП РФ № 469 также косвенно затрагивает этот вопрос, так как пыль, унесенная ветром с территории стройплощадки, может попадать в атмосферу и затем оседать на водные объекты, внося вклад в общее загрязнение.
Контроль сточных вод, помимо расчета НДС, включает и постоянный мониторинг их качества. Если стоки с площадки сбрасываются в ливневую канализацию или на специально подготовленные площадки для очистки, необходимо обеспечить соответствие их качества установленным нормативам, прежде всего по показателям взвешенных веществ, БПК, ПХД и другим. Для бытовых стоков (если они есть на стройплощадке) важен контроль по БПК, ХПК, нефтепродуктов. Регулярный отбор проб и лабораторные анализы являются неотъемлемой частью контроля. Таким образом, комплексный контроль за шумом, пылью и стоков является необходимым условием соблюдения требований СанПиН и ПП РФ № 469 на строительной площадке.
Практические меры по снижению воздействия стройплощадки на окружающую среду
Соблюдение экологических требований на практике требует внедрения конкретных мер по снижения воздействия стройплощадки. Для снижения шума можно применять строительную технику с низким уровнем шума, использовать звукоизолированные контейнеры для оборудования, устраивать временные шумозащитные экраны из строительных материалов, а также строго соблюдать ограничения по времени проведения работ, установленные в разрешительной документации и СанПиН. Для борьбы с пыли необходимо постоянно производить орошение территории, особенно при выполнении земляных работ, использование пылеуловителей на грузовом транспорте, применение современных технологий, уменьшающих пылеобразование (например, использование сухих смесей вместо рассыпных материалов). Территория стройплощадки должна быть ограждена, а транспортные пути на стройплощадке и выезд с нее должны иметь твердое покрытие, предотвращающее подъем пыли.
Для управления стоков с территории следует организовать систему сбора и очистки ливневых вод. Это может включать устройство периметральных канав, ливневых канализационных сетей, а также установку первичной очистных сооружений (мусороуловителей, жироуловителей, нефтеловушек). В зонах с высоким риском загрязнения (например, парковки для тяжелой техники, зоны хранения ГСМ) необходимо использовать специальные покрытия или системы сбора нефтепродуктов. Если стройплощадка находится в непосредственной близости от водоемов, может потребоваться разработка и внедрение специальных мероприятий по предотвращения попадания стоков, таких как устройство временных дамб, дренажных систем. Для бытовых и производственных стоков, если они есть, необходимо обеспечить их временную локализацию и последующую транспортировку в систему канализации с последующей очистки или использование временных мобильных очистных сооружений. Практические меры должны быть отражены в проектной документации по охраны окружающей среды и строго соблюдаться на всей протяженности строительства.
Ответственность за нарушение экологических требований при строительстве
Игнорирование экологических требований при строительстве влечет за собой серьезные последствия. В первую очередь, это административные взыскания, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушений (КоАП РФ). Для должностных лиц штрафы могут достигать нескольких сотен тысяч рублей, а для юридических лиц – нескольких миллионов рублей. К административной ответственности могут быть привлечены как генерального подрядчика, так и специализированных организаций, выполнявших, например, мероприятия по охране окружающей среды. К административной ответственности привлекаются за нарушение правил охраны окружающей среды и природопользования, сброс сточных вод в водные объекты без получения НДС или с превышением установленных нормативов (ст. 8 КоАП РФ), превышение допустимых уровней шума и вибрации (ст. 9 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ).
В случае причинения значительного вреда окружающей среде или здоровья людей в результате нарушений экологических требований может наступить и уголовная ответственность, предусмотренная Уголовного кодекса РФ (статьи 254 и 258.2 УК РФ). Кроме того, при наличии оснований для проведения природоохранной экспертизы в случае серьезных нарушений может быть взыскание за вред, причиненный окружающей среде, которое рассчитывается исходя из средних ставок платы за загрязнение. Важно понимать, что ответственность несет не только исполнитель работ, но и заказчик, если он был уведомлен о нарушениях и не принял мер для их устранения.
Помимо административной и уголовной ответственности, нарушение экологических требований может привести к приостановке работ на стройплощадке до устранения нарушений, что влечет прямые убытки. Также возможны судебные иски от лиц, чье здоровье или имущество пострадали в результате нарушений. Таким образом, соблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Постановления Правительства РФ № 469 (и связанных с ними нормативных актов) не только является юридической обязанностью, но и является залогом успешного и своевременного завершения строительного проекта без серьезных финансовых и репутационных потерь. Ответственный подход к вопросам экологии на строительстве сегодня является неотъемлемой частью профессиональной деятельности всех участников строительного процесса.
Порядок получения разрешений на строительство с учетом экологиескими требованиями
Начало любого строительного проекта связано с получением разрешительной документации, и экологические аспекты играют в этом процессе не последнюю роль. Согласно законодательству РФ, для объектов, которые могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду, требуется получение заключения экспертизы (ОВОС), заявление о воздействии на окружающую среду (ТЭО), а также разработка и согласование разделов проекта в области охраны окружающей среды. Эти документы должны подтверждать, что выбранный проект и планируемые мероприятия по охраны окружающей среды будут минимизировать негативное воздействие на природу. При подаче документов на получение разрешения на строительство необходимо приложить сведения о наличии или отсутствии необходимости в указанных документаций и соответствующие заключения экспертизы, если они требуются. Для некоторых категорий объектов (например, жилые здания небольшой этажности, объекты инфраструктуры с небольшим сроком эксплуатации) могут применяться упрощенные процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС-формуляр или ОВОС-анкета), но даже в этих случаях необходимо учитывать требования СанПиН и ПП РФ № 469.
Постепенно внедряется практика получения интегрированного разрешения, объединяющего различные разрешительные процедуры, в том числе и экологические. Важно понимать, что само по себе получение разрешения на строительство еще не означает "прощения" от соблюдения экологических норм в процессе стройки. Наоборот, это лишь первый шаг, после которого на предприятии система контроля за соблюдением нормативов воздействия на окружающую среду становится еще более актуальной. В процессе строительства необходимо будет выполнять мероприятия, предусмотренные проектом, и регулярно сдавать отчеты об охраны окружающей среды (если это требуется по разрешительной документации). Таким образом, порядок получения разрешений закладывает основу для всей системы экологического контроля на протяжении всего жизненного цикла проекта, и игнорирование экологических требований на этом этапе может привести к серьезным проблемам на последующих стадиях.
Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) для стройплощадки в свете ПП РФ № 469
Строительные площадки, особенно крупные и долгосрочные, являются источниками различных видов загрязнений, которые могут попадать в водные объекты. К ним относятся сточные воды с территории (дождевые и талые воды, которые могут содержать частицы вредных веществ), а также сточные воды с бытовых и производственных помещений, если они есть на стройке. Постановление Правительства РФ № 469 устанавливает порядок установления нормативов допустимых сбросов (НДС) – максимальных количеств и (или) концентраций загрязняющих веществ, которые можно сбрасывать в водные объекты. Для строительных объектов, особенно если они находятся в непосредственной близости от водоемов или если площадь стройплощадки велика, расчет НДС может быть необходимым.
Расчет НДС для стройплощадки включает несколько этапов. Во-первых, необходимо провести мониторинг и анализ качества сточных вод, которые будут образовываться на площадке. Это может включать отбор проб атмосферных стоков, лабораторные анализы на содержание взвешенных веществ, нефтепродуктов, кислородный режим и другие показатели. Во-вторых, на основе этих данных, а также данных гидрогеологических изысканий, рассчитываются расчетные сбросы загрязняющих веществ. В-третьих, с учетом качества водного объекта и установленных в регионе нормативов качества вод, определяется перечень загрязняющих веществ и максимально допустимые сбросы для каждого из них. ПП РФ № 469 регламентирует процедуру согласования и утверждения НДС, которые затем являются обязательными к соблюдению при организации слива сточных вод со стройплощадки в водные объекты или их частей. Важно отметить, что сброс сточных вод без расчета и согласования НДС, если это требуется, является грубым нарушением, влекущим административную и даже уголовную ответственность. Современные методы расчета НДС учитывают не только среднегодовые, но и кратковременные (пиковые) сбросы, что особенно актуально для стоков с стройплощадок во время сильных ливней.
Контроль за шумом, пылью, стоками: требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и ПП РФ № 469
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает санитарно-гигиенические и санитарно-экологические требования к инсумбляций (совокупности всех факторов производственной и бытовой среды, влияющих на условия труда), а также к условиям проживания, отдыха, обучения, воспитания, лечения, рекреации и иного использования территории, зданий и помещений. В контексте строительства это особенно актуально для контроля шумового воздействия, качества атмосферного воздуха в районе стройплощадки и качества сточных вод. Требования к шуму регламентируют допустимый уровень шума от строительных работ, особенно в ночное время и в близи жилых зданий. СанПиНы устанавливают нормативы шума в жилых, общественных зданиях и на территории жилой застройки, а для стройплощадок требуют разработки и соблюдения мероприятий по снижения шума (ограничение работ в ночное время, использование низкошумной техники, устройство защитных экранов).
Контроль за пылью также является обязательным. Строительные работы, особенно земляные, бетонные, сварочные, генерируют значительное количество пыли, которая может представлять опасность для здоровья как работников, так и жителей соседних территорий. СанПиНы устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) пыли (в первую очередь, производственной, но применимые и для атмосферного воздуха) и требуют разработки систем обеспыливания (орошение, использование пылеулавливающей техники, ограждение территории стройплощадки). ПП РФ № 469 также косвенно затрагивает этот вопрос, так как пыль, унесенная ветром с территории стройплощадки, может попадать в атмосферу и затем оседать на водные объекты, внося вклад в общее загрязнение.
Контроль сточных вод, помимо расчета НДС, включает и постоянный мониторинг их качества. Если стоки с площадки сбрасываются в ливневую канализацию или на специально подготовленные площадки для очистки, необходимо обеспечить соответствие их качества установленным нормативам, прежде всего по показателям взвешенных веществ, БПК, ПХД и другим. Для бытовых стоков (если они есть на стройплощадке) важен контроль по БПК, ХПК, нефтепродуктов. Регулярный отбор проб и лабораторные анализы являются неотъемлемой частью контроля. Таким образом, комплексный контроль за шумом, пылью и стоков является необходимым условием соблюдения требований СанПиН и ПП РФ № 469 на строительной площадке.
Практические меры по снижению воздействия стройплощадки на окружающую среду
Соблюдение экологических требований на практике требует внедрения конкретных мер по снижения воздействия стройплощадки. Для снижения шума можно применять строительную технику с низким уровнем шума, использовать звукоизолированные контейнеры для оборудования, устраивать временные шумозащитные экраны из строительных материалов, а также строго соблюдать ограничения по времени проведения работ, установленные в разрешительной документации и СанПиН. Для борьбы с пыли необходимо постоянно производить орошение территории, особенно при выполнении земляных работ, использование пылеуловителей на грузовом транспорте, применение современных технологий, уменьшающих пылеобразование (например, использование сухих смесей вместо рассыпных материалов). Территория стройплощадки должна быть ограждена, а транспортные пути на стройплощадке и выезд с нее должны иметь твердое покрытие, предотвращающее подъем пыли.
Для управления стоков с территории следует организовать систему сбора и очистки ливневых вод. Это может включать устройство периметральных канав, ливневых канализационных сетей, а также установку первичной очистных сооружений (мусороуловителей, жироуловителей, нефтеловушек). В зонах с высоким риском загрязнения (например, парковки для тяжелой техники, зоны хранения ГСМ) необходимо использовать специальные покрытия или системы сбора нефтепродуктов. Если стройплощадка находится в непосредственной близости от водоемов, может потребоваться разработка и внедрение специальных мероприятий по предотвращения попадания стоков, таких как устройство временных дамб, дренажных систем. Для бытовых и производственных стоков, если они есть, необходимо обеспечить их временную локализацию и последующую транспортировку в систему канализации с последующей очистки или использование временных мобильных очистных сооружений. Практические меры должны быть отражены в проектной документации по охраны окружающей среды и строго соблюдаться на всей протяженности строительства.
Ответственность за нарушение экологических требований при строительстве
Игнорирование экологических требований при строительстве влечет за собой серьезные последствия. В первую очередь, это административные взыскания, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушений (КоАП РФ). Для должностных лиц штрафы могут достигать нескольких сотен тысяч рублей, а для юридических лиц – нескольких миллионов рублей. К административной ответственности могут быть привлечены как генерального подрядчика, так и специализированных организаций, выполнявших, например, мероприятия по охране окружающей среды. К административной ответственности привлекаются за нарушение правил охраны окружающей среды и природопользования, сброс сточных вод в водные объекты без получения НДС или с превышением установленных нормативов (ст. 8 КоАП РФ), превышение допустимых уровней шума и вибрации (ст. 9 КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП РФ), нарушение правил обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ).
В случае причинения значительного вреда окружающей среде или здоровья людей в результате нарушений экологических требований может наступить и уголовная ответственность, предусмотренная Уголовного кодекса РФ (статьи 254 и 258.2 УК РФ). Кроме того, при наличии оснований для проведения природоохранной экспертизы в случае серьезных нарушений может быть взыскание за вред, причиненный окружающей среде, которое рассчитывается исходя из средних ставок платы за загрязнение. Важно понимать, что ответственность несет не только исполнитель работ, но и заказчик, если он был уведомлен о нарушениях и не принял мер для их устранения.
Помимо административной и уголовной ответственности, нарушение экологических требований может привести к приостановке работ на стройплощадке до устранения нарушений, что влечет прямые убытки. Также возможны судебные иски от лиц, чье здоровье или имущество пострадали в результате нарушений. Таким образом, соблюдение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Постановления Правительства РФ № 469 (и связанных с ними нормативных актов) не только является юридической обязанностью, но и является залогом успешного и своевременного завершения строительного проекта без серьезных финансовых и репутационных потерь. Ответственный подход к вопросам экологии на строительстве сегодня является неотъемлемой частью профессиональной деятельности всех участников строительного процесса.

или , чтобы оставить комментарий
0 Комментариев