ВТБ Дебетовая карта
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.

 

ГОСТ Р 15.201-2000

 

Группа Т52

 

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Система разработки и постановки продукции на производство

 

ПРОДУКЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

Порядок разработки и постановки продукции на производство

 

System of product development and launching into manufacture. Products of industrial and technical designation. Procedure of product development and launching into manufacture

 

___________________________________________________________

 

                     

 

ОКС 01.040.01

          01.110

ОКСТУ 0015

Дата введения 2001-01-01

 

 

Предисловие

 

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

 

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

 

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 17 октября 2000 г. N 263-ст

 

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2010 г.

 

 

     1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на народно-хозяйственную продукцию производственно-технического назначения (далее - продукция) и устанавливает порядок ее разработки и постановки на производство.

Стандарт устанавливает основные положения по разработке технического задания (ТЗ), конструкторской и технологической документации, приемке результатов разработки, подготовке и освоению производства, испытаниям опытных образцов продукции и продукции, изготовленной при освоении производства, а также по подтверждению их соответствия обязательным требованиям. Требования настоящего стандарта при необходимости допускается конкретизировать в других стандартах и методических документах разных сфер действия.

 

Стандарт не распространяется на суда гражданского назначения.

 

 

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

 

ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий

 

ГОСТ 15.311-90 Система разработки и постановки продукции на производство. Постановка на производство продукции по технической документации иностранных фирм

 

ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на производство. Основные положения

 

ГОСТ Р 15.011-96 Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения

 

ГОСТ Р ИСО 9001-96* Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании

 

           

ГОСТ Р ИСО 9001-2001* Системы менеджмента качества. Требования     

 

     3 Определения     

3.1 В настоящем стандарте использованы термины с соответствующими определениями по [1], а также приведенные ниже:

 

3.1.1 народно-хозяйственная продукция: Продукция, разрабатываемая и изготовляемая для удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и экспорта.

 

3.1.2 продукция производственно-технического назначения: Продукция, предназначенная для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.

 

3.1.3 обязательные требования: Требования, устанавливаемые государственными стандартами и другими нормативными документами на основе законодательства Российской Федерации для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и единства маркировки, а также иные обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

 

3.1.4 конкурсная основа: Принцип распределения заказов на разработку (производство) продукции, заключающийся в использовании состязательного отбора по результатам торгов (конкурсов).

 

3.1.5 модель организации работ: По ГОСТ Р 15.000.

 

3.1.6 модуль организации работ: По ГОСТ Р 15.000.

 

3.1.7 органы государственного надзора: Органы федеральной исполнительной власти, осуществляющие надзор за выполнением обязательных требований.

 

 

     4 Общие положения     

4.1 Настоящий стандарт рассматривает следующие стадии и виды работ жизненного цикла продукции, установленные ГОСТ Р 15.000:

 

- стадию "Разработка", вид работ "Опытно-конструкторская работа (ОКР) по разработке продукции";

 

- часть стадии "Производство", вид работ "Постановка на производство".

 

4.2 Отдельные виды работ по разработке и постановке продукции на производство, характеризующиеся целевой направленностью, организационной законченностью, определенным последовательным порядком выполнения и планирования, наличием определенных исполнителей, объединяют в модули организации работ, отвечающие требованиям ГОСТ Р 15.000 по составу и содержанию.

 

4.3 В зависимости от наличия целевых программ развития продукции, наличия или отсутствия заказчика, характера взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности разработку и постановку продукции на производство осуществляют по следующим моделям организации работ:

 

1 - создание продукции по государственному и муниципальным заказам, а также другим заказам, финансируемым из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - по госзаказу);

 

2 - создание продукции по заказу конкретного потребителя (заинтересованных организаций, обществ, коммерческих структур);

 

3 - инициативные разработки продукции без конкретного заказчика при коммерческом риске разработчика и изготовителя.

 

Модель организации работ выбирают, исходя из возможности при их реализации обеспечивать необходимое качество продукции, выполнение обязательных требований и конкурентоспособность продукции.

 

4.4 Госзаказы размещают на конкурсной основе, с учетом данных о квалификации исполнителя, в соответствии с действующим порядком организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

 

4.5 При создании продукции по госзаказу и заказу конкретного потребителя заключают договор (контракт) на выполняемые работы, оформленный в установленном порядке, и разрабатывают ТЗ на выполняемые работы.

В договоре и (или) ТЗ при необходимости указывают нормативные документы, регламентирующие порядок выполнения работ, и документы, определяющие обязательные правила и требования к продукции.

 

При необходимости в договоре (контракте) указывают комплекс модулей организации работ, обеспечивающих выполнение и подтверждение обязательных требований, а также требований, установленных законами и нормативными документами органов государственного надзора.

 

4.6 На основе исходных требований заказчика (при его наличии) разработчик продукции проводит необходимые научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, обращая особое внимание на обеспечение следующих требований:

 

- безопасности, охраны здоровья и окружающей среды (в том числе их сохраняемости в процессе эксплуатации продукции);

 

- ресурсосбережения;

 

- установленных для условий использования продукции значений показателей, определяющих ее технический уровень;

 

- устойчивости к внешним воздействиям;

 

- взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом.

 

4.7 Решение о разработке продукции в инициативном порядке принимают с учетом условий рынка сбыта.

 

4.8 Разработка и постановка продукции на производство в общем случае предусматривает:

 

1) разработку ТЗ на опытно-конструкторскую работу (ОКР);

 

2) проведение ОКР, включающей:

 

- разработку технической документации [конструкторской (КД) и технологической (ТД)],

 

- изготовление опытных образцов,

 

- испытания опытных образцов,

 

- приемку результатов ОКР;

 

3) постановку на производство, включающую:

 

- подготовку производства,

 

- освоение производства:

 

изготовление установочной серии,

 

квалификационные испытания.

Этапы конкретной ОКР (составной части ОКР), а также порядок их приемки должны быть определены в ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) и договоре (контракте) на ее выполнение.

 

4.9 На всех этапах ОКР (составной части ОКР) и при постановке продукции на производство исполнители обеспечивают выполнение обязательных требований.

 

Достигнутые показатели, соответствие их требованиям ТЗ на ОКР (составную часть ОКР) оценивают при приемке этапов и отражают в протоколах (актах) испытаний опытных образцов продукции и актах приемки этапов ОКР и ОКР в целом.

 

4.10 Взаимоотношения разработчика (изготовителя) с органами государственного надзора определяет действующее законодательство.

 

4.11 В органы государственного надзора в соответствии с их правилами представляют документы подтверждения соответствия обязательным требованиям.

 

Состав указанных документов устанавливает соответствующий орган государственного надзора.

 

4.12 Продукты интеллектуального труда, полученные в процессе создания и постановки продукции на производство и являющиеся объектами охраны интеллектуальной собственности, используют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

     5 Разработка технического задания на ОКР      

5.1 Основанием для выполнения ОКР является ТЗ, утвержденное заказчиком, и договор (контракт) с ним. В качестве ТЗ может быть использован иной документ, содержащий необходимые и достаточные требования для разработки продукции и взаимопризнаваемый заказчиком и разработчиком.

 

Требования по анализу договора (контракта) приведены в 4.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

 

В случае инициативной разработки продукции основанием для выполнения ОКР является утвержденное руководством предприятия-разработчика ТЗ (или заменяющий его документ), базирующееся на результатах исследования рынка продукции, а также патентных исследований по ГОСТ Р 15.011.

 

При разработке ТЗ разработчик учитывает информацию об аналогичной продукции, содержащуюся в базах данных (общероссийской и региональных), созданных в Госстандарте России на основе каталожных листов продукции.

 

5.2 В ТЗ рекомендуется указывать технико-экономические требования к продукции, определяющие ее потребительские свойства и эффективность применения, перечень документов, требующих совместное рассмотрение, порядок сдачи и приемки результатов разработки.

 

В ТЗ предусматривают реализацию всех обязательных требований, распространяющихся на данную продукцию.

 

В ТЗ указывают предусмотренную законодательством форму подтверждения соответствия продукции обязательным требованиям.

 

В ТЗ рекомендуется предусматривать учет интересов всех возможных потребителей.

 

Конкретное содержание ТЗ определяют заказчик и разработчик, а при инициативной разработке - разработчик.

 

Не допускается включать в ТЗ требования, которые противоречат законам Российской Федерации и обязательным требованиям.

 

5.3 В ТЗ рекомендуется предусматривать следующие положения:

 

- прогноз развития требований на данную продукцию на предполагаемый период ее выпуска;

 

- рекомендуемые этапы модернизации продукции с учетом прогноза развития требований;

- соответствие требованиям стран предполагаемого экспорта с учетом прогноза развития этих требований;

 

- характеристики ремонтопригодности;

 

- возможность замены запасных частей без применения промышленной технологии;

 

- доступность и безопасность эффективного использования продукции инвалидами и гражданами пожилого возраста (для соответствующей продукции, предусмотренной законодательством Российской Федерации).

 

5.4 ТЗ разрабатывают и утверждают в порядке, установленном заказчиком и разработчиком.

 

К разработке ТЗ могут привлекаться другие заинтересованные организации (предприятия): изготовитель, торговая (посредническая) организация, страховая организация, организация-проектировщик, монтажная организация и др.

 

5.5 Для подтверждения отдельных требований к продукции, в том числе требований безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, а также оценки технического уровня продукции, ТЗ может быть направлено разработчиком или заказчиком на экспертизу (заключение) в сторонние организации. Решение по полученным заключениям принимают разработчик и заказчик до утверждения ТЗ.

 

5.6 На любом этапе разработки продукции при согласии заказчика и разработчика в ТЗ или документ, его заменяющий, могут быть внесены изменения и дополнения, не нарушающие условия выполнения обязательных требований.

 

 

     6 Разработка документации, изготовление и испытания опытных образцов продукции      

6.1 Разработку конструкторской и технологической, а при необходимости программной документации на продукцию проводят по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).

 

Общие требования по управлению проектированием - по 4.4 ГОСТ Р ИСО 9001.

 

Правила разработки технической документации на материалы и вещества устанавливает разработчик с учетом действующих государственных стандартов, специфики продукции и организации ее производства.

 

6.2 В процессе разработки документации по выбору и проверке новых технических решений, обеспечивающих достижение основных потребительских свойств продукции, могут быть проведены лабораторные исследовательские, стендовые и другие испытания, а также доводочные испытания экспериментальных и опытных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации (потребления), при этом учитывают патентно-правовые аспекты хозяйственного использования этих технических решений.

Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.

Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.