Руководящий документ РД 34.26.502 Инструкция по эксплуатации прямоточного котла ПК-47.
РД 34.26.502
СО 153-34.26.502
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ПРЯМОТОЧНОГО КОТЛА ПК-47
СОСТАВЛЕНО Специализированным центром научно-технической информации ОРГРЭС
Авторы: инженеры Л.К.Болдырев, В.С.Лихачев, Ф.К.Узбеков
Редактор инж. В.И.Горин
УТВЕРЖДАЮ: Заместитель начальника Главтехуправления Г.Яковлевым
ВВЕДЕНИЕ
1. Настоящая Инструкция составлена для прямоточного котла ПК-47, предназначенного для работы в блоке с турбиной К-200-I30 при сжигании высокосернистых мазутов и газа. Инструкция составлена в расчете на пусковую схему блока (рис.1), предусматривающую наличие РОУ-2 производительностью 60 т/ч и пусковых впрысков в главные паропроводы.
Рис.1. Принципиальная пусковая схема блока:
1 - коллектор 20 ат; 2 - сбросы из растопочных сепараторов; 3 - сброс из коллектора 20 ат в промежуточную емкость; 4 - отводы на впрыски; 5 - стопорные клапаны турбины; 6 - защитные клапаны турбины; 7 - конденсатный насос; 8 - питательный насос; ППТО - паро-паровой теплообменник; ПП - промежуточный пароперегреватель; ВП - запорная задвижка; БЗЗ - быстрозапорная задвижка; ДР - клапан дифференциального регулятора питания; РПК - клапан регулятора питания; ВЗ - встроенная задвижка; Д-1, Д-2 - сбросные клапаны; Д-3 - дроссельный клапан; ГПЗ - главные паровые задвижки: ПЗ - парозапорные задвижки; РЗ - регулирующая заслонка; ППХ-1, ППХ-2 - запорные задвижки холодных линий промперегрева; ППГ-1, ППГ-2, ППГ-3, ППГ-4 - запорные задвижки "горячих" линий промперегрева.
2. На основе данной Инструкции могут быть составлены местные инструкции для машинистов котлов, учитывающие в каждом случае особенности тепловой схемы и оборудования блока.
Правила обслуживания вспомогательного оборудования газомазутного хозяйства, регенеративных воздухоподогревателей и дробеочистки должны быть изложены в специальных инструкциях, в настоящей Инструкции они приведены в минимальном объеме.
Инструкция предусматривает управление котлоагрегатом от авторегуляторов и дистанционно с блочного щита управления (БЩУ).
3. Инструкция предусматривает температурный контроль металла следующих элементов пароводяного тракта:
- пускового сепаратора;
- выходной камеры котла (верх и низ);
- начального участка главного паропровода (верх и низ);
- тройников отвода пара на РОУ-I и РОУ-2 (верх и низ);
- участка паропровода перед задвижкой ГПЗ.
Данные измерения необходимы главным образом для оценки исходного (перед пуском) теплового состояния оборудования блока, они должны быть выведены на регистрирующий прибор.
I. Общие положения
4. Технология пуска котлоагрегата определяется тепловым состоянием элементов котла и паропроводов, предшествующим растопке. Прямоточный котел, работающий в блоке с турбиной, может находиться в одном из следующих тепловых состояний:
а) элементы пароводяного тракта котла и паропроводы охлаждены примерно в равной степени, пара в котле нет. Степень охлаждения этих узлов позволяет производить прокачку воды с температурой 100 °С по всему контуру котла и паропроводов. Пуск котла в этом случае классифицируется как пуск из холодного состояния;
б) тепловое состояние котла и паропроводов после кратковременного простоя блока близко к номинальному, давление пара снизилось незначительно (не ниже 100 ат), температура воды на входе в нижнюю радиационную часть (НРЧ) ниже температуры насыщения на 10-15 °С.
В этом случае пуск котла производится на прямоточном режиме при одновременной подаче воды и топлива с выводом котла за короткий промежуток времени на растопочную (30% номинальной) нагрузку и номинальные параметры пара. Пуск котла в этом случае называется пуском из горячего резерва;
в) котел и паропроводы принудительно расхоложены, турбина остыла не полностью. В этом случае растопка котла производится на сепараторном режиме, как при пуске из холодного состояния, а разворот и нагружение турбины - как при пуске из неостывшего состояния. Такой пуск называется пуском котла после расхолаживания паропроводов;
г) при различной степени остывания котла и паропроводов:
- в котле при простое сохранилось давление не менее 20 ат при останове одного корпуса и не менее 10 ат при останове обоих корпусов;
- в котле имеется избыточное давление, обеспеченное подкачкой воды в испарительную часть.
В обоих случаях пуск котла должен производиться по сепараторному режиму. Такие пуски именуются пусками котла из неостывшего состояния;
- паропроводы блока остыли не полностью, однако в испарительной части котла нет избыточного давления.
В этом случае пуск котла может производиться по сепараторному режиму с предварительной прокачкой воды через испарительный тракт при ее расходе 150 т/ч на корпус.
Подобный режим пуска котла называется пуском холодного котла на горячие паропроводы.
Примечание. Этот пуск допускается только после проверки на каждом блоке отсутствия попадания воды в выходные камеры котла и начальные участки паропроводов. При недостаточной пропускной способности растопочных сепараторов или сбросных трубопроводов пуск котла допускается в случае, если температура металла начального участка паропровода не более чем на 60-80 °С превышает температуру питательной воды, подаваемой в котел.
5. Возможность пуска котла из горячего резерва или из неостывшего состояния сохраняется в случаях, когда останов его был выполнен с консервацией, т.е. с полным закрытием всей арматуры на входе в котел и выходе из него и сведением к минимуму утечек пара.
Для каждого котла в зависимости от состояния арматуры существует определенное время простоя, в течение которого может осуществляться пуск из неостывшего состояния. Если предполагаемая длительность простоя котла меньше времени, в течение которого сохраняется избыточное давление в испарительной части котла, то останов производится с консервацией.
Останов котла с консервацией должен производиться также в аварийных случаях, за исключением следующих:
- повреждения поверхностей нагрева и пароводяной арматуры;
- загорания в конвективной шахте и воздухоподогревателе;
- попадания мазута в холодную воронку (при обрыве головки форсунки) и воспламенения его.
6. Плановый останов, если предполагаемое время простоя больше времени сохранения давления в котле (8-10 ч), а также все остановы, связанные с ремонтом котла или пароводяной схемы (продолжительностью до 36 ч), следует производить на прямоточном режиме с расхолаживанием котла и главных паропроводов блока.
7. Останов котла с расхолаживанием выпуском пара, который образуется за счет освобождения аккумулированного тепла, следует производить в случаях, когда по каким-либо причинам невозможно расхолаживание по прямоточному режиму.
8. Пуски, которые должны выполняться по одной и той же технологии, можно различать как по параметрам пара перед толчком турбины, так и по длительности процессов повышения скорости вращения и нагружения турбины, которые определяются ее тепловым состоянием.
II. ПУСК КОТЛА ИЗ ХОЛОДНОГО СОСТОЯНИЯ
А. Подготовка котла к пуску блока из холодного состояния
9. Поставить под давление мазутное кольцо котла и обеспечить температуру мазута перед горелками путем его прокачки со сбросом в обратную линию.
10. Проверить наличие запаса конденсата в баках резервного конденсата и аккумуляторных баках деаэраторов.
11. При пуске котла после ремонта должны быть предварительно произведены все испытания, опробования, проверки и осмотры, предусмотренные типовыми инструкциями по приемке оборудования котла из ремонта.
12. Перед растопкой котла произвести осмотр всего оборудования:
а) осмотреть топку и убедиться в исправном состоянии труб и креплений радиационных поверхностей нагрева, амбразур горелок, люков и гляделок, в отсутствии посторонних предметов, в правильном положении импульсных органов и датчиков контрольно-измерительных приборов и автоматики;
б) осмотреть через люки и лазы газоходы котла, просвечивая их фонарем или переносной лампой напряжением 12 B. Убедиться в нормальном состоянии поверхностей нагрева, их чистоте, отсутствии посторонних предметов, после чего лазы и люки плотно закрыть;
в) осмотреть обмуровку и обшивку котла и устранить все найденные неплотности. Проверить исправность взрывных клапанов котла;
г) проверить легкость хода газовых и воздушных шиберов, направляющих аппаратов и шиберов дымососов и вентиляторов, исправность их приводов, правильность показаний указателей положения;
д) проверить плотность закрытия люков на дымососах, воздушных и газовых коробах;
е) произвести тщательную уборку оборудования, площадок, лестниц;
ж) проверить исправность импульсных и основных предохранительных клапанов котла, обратив внимание на правильное положение грузов, которые должны быть закреплены болтами. Проверить исправность крепления выхлопных труб предохранительных клапанов;
з) проверить исправность пароводяной арматуры и исполнительных органов дистанционного управления;
и) подать воду на охлаждение разбрасывателей дроби и включить калориферы для подогрева воздуха.
13. Подготовить схему тягодутьевого тракта котла:
а) полностью открыть:
- заслонки на напоре дутьевых вентиляторов;
- заслонки на воздушных байпасах регенеративных воздухоподогревателей;
- заслонки на обводах регенеративных воздухоподогревателей по тракту дымовых газов;
- заслонки с ручным приводом перед горелками;
б) закрыть:
- направляющие аппараты дутьевых вентиляторов;
- заслонки на основном воздушном тракте перед воздухоподогревателями;
- заслонки на стороне всасывания вентиляторов рециркуляции и заслонки рециркуляции на стороне всасывания дутьевого вентилятора;
- направляющие аппараты вентиляторов рециркуляции;
- заслонки на напорном коробе вентиляторов рециркуляции;
- заслонки на основном газовом тракте перед воздухоподогревателями;
- направляющие аппараты дымососов.
14. Подготовить схему для заполнения водой растапливаемого корпуса:
а) открыть:
- задвижку перед корпусом ВП;
- задвижку на обводе быстрозапорной задвижки (БЗЗ);
- дроссельный клапан Д-3 перед растопочным сепаратором;
- задвижку C3-I на линии сброса воды из растопочных сепараторов;
- задвижку СЗ-7 на линии сброса из коллектора 20 ат в промежуточную емкость;
- задвижки СЗ-3 и C3-II на обводе РОУ-I и на линии сброса в циркуляционный водовод;
- распределительные заслонки РЗ на холодных линиях промперегрева;
- встроенную задвижку (ВЗ);
- задвижки СЗ-8, СЗ-9 на линиях сброса пара из промежуточного пароперегревателя в конденсатор;
- постоянно действующие дренажи предохранительных клапанов свежего пара;
- клапан дифференциального регулятора питания (ДР);
- регулирующие питательные клапаны (РПК);
- воздушники на первичном тракте котла;
- дренажи тракта промперегрева, выведенные в конденсатор; дренаж перед задвижкой ГПЗ-2;
- вентили на импульсных линиях контрольно-измерительных приборов и автоматики;
- вентили на линиях подачи охлаждающей воды на холодильники отбора проб питательной воды и пара;
б) закрыть:
- быстрозапорную задвижку (БЗЗ);
- запорные задвижки на линиях впрысков, в том числе и пускового;
- регулирующие клапаны впрысков;
- регулирующие клапаны Д-I и Д-2 на сбросных линиях из растопочных сепараторов;
- задвижки СЗ-4 на обводе РОУ-1 в низ конденсатора;
- задвижки на линиях впрыска в РОУ-1;
- ГПЗ и их байпасы;
- парозапорные задвижки ПЗ-I, ПЗ-3 и ПЗ-4 перед РОУ-I и РОУ-2;
- клапаны РОУ-I и РОУ-2;
- задвижки СЗ-2 на паропроводах сброса из коллектора 20 ат в деаэратор;
- задвижки на линиях аварийных сбросов;
- клапаны байпасов паропаровых теплообменников;
- парозапорные задвижки на холодных и горячих линиях промперегрева;
- запорные задвижки на линиях аварийного впрыска;
- регулирующие клапаны аварийного впрыска;
- запорные задвижки на линиях впрыска в РОУ;
- регулирующие клапаны впрыска в РОУ;
- дренажи по котлу и арматуру непрерывной продувки;
- вентили отборников проб воды и пара;
- воздушники промперегрева.
15. Подготовить мазутный фронт котла:
а) проверить время закрытия отсечных задвижек на мазутных линиях (оно не должно превышать 15-17 сек).
Примечание. Если общее время закрытия отсечных задвижек на мазуте превышает 15-17 сек, а также если они не плотны, растопка корпуса не допускается;
б) установить циркуляцию мазута через мазутное кольцо (исправность мазутных форсунок должна быть проверена предварительно на водяном стенде);
в) подготовить факелы для розжига форсунок;
г) проверить надежность отключения паровой магистрали от мазутной и прогреть мазутную магистраль;
д) установить давление мазута в мазутном кольце на уровне 30-35 ат, температура мазута в зависимости от его марки должна быть не менее 115-120 °С.
16. Если растопка производится на газе, то подготовку к растопке котла следует начать с проверки закрытия запорной арматуры на подводе газа к горелкам и тщательной вентиляции топки и газоходов котла с помощью дымососов.
Без предварительной вентиляции топки не разрешается производить ее осмотр и вносить в топку и газоходы открытый огонь. Собрать схему подачи газа на все горелки котла: а) включить дымососы, установить разрежение в топке на уровне 5-8 кгс/м и в течение 10-15 мин провентилировать топку;
б) проверить полное открытие вентилей на продувочных свечах газопроводов котла, которые должны быть открыты с момента последнего останова котла или перевода его на сжигание мазута;
в) проверить закрытие запорной арматуры на газопроводе к котлу;
г) полностью открыть регулирующую задвижку (ГРЗ) и быстродействующую задвижку (ГБЗ). Присоединить к штуцерам пробоотборников газоанализаторы;
д) приоткрыть запорную задвижку на отводе от газового коллектора к котлу.
Подачу газа производить плавным открытием, по шуму в вентилях свечей и охлаждению выхлопных линий свечей убедиться, что продувка идет эффективно;
е) закончить продувку и заполнение газом системы, если содержание кислорода в пробе газа будет меньше 1%;
ж) установить давление газа перед горелками на уровне 0,50-0,55 ат;
з) сдренировать скопившуюся в газопроводах воду, после чего дренажи закрыть;
и) подготовить запальники для розжига горелок.
Примечание: 1. Время заполнения и продувки газопроводов уточняется в процессе эксплуатации.
2. Запрещается производить продувку газопроводов через горелки.
3. Запрещается производить продувку газопроводов при не полностью открытых задвижках на продувочных свечах. Продувочные свечи закрыть после включения одной-двух горелок.
17. Опробование дистанционного управления всеми шиберами и арматурой выполнить в процессе сборки соответствующих схем. При неисправном состоянии дистанционного управления арматурой и шиберами растопка котла не допускается.
18. Проверить исправность сигнализации, связи, освещения котла и вспомогательного оборудования.
19. Подготовить КИП, проверить работу защиты и блокировок по котлоагрегату.
20. Подготовить к включению авторегуляторы котла:
- регулятор давления перед растопочными сепараторами (Д-3);
- регулятор давления РОУ-1;
- регулятор разрежения в топке;
- регулятор питания котла;
- регулятор температуры свежего пара;
- регулятор горения.
21. Перед заполнением растапливаемого корпуса проверить отключение второго корпуса по воде, свежему и вторично перегретому пару, после чего:
а) при достижении температуры воды в деаэраторах 104 °С включить ПЭН и установить через обвод БЗЗ расход питательной воды, равный 100 т/ч;
б) следить за воздушниками, закрывая их по мере появления сплошной струи воды;
в) сброс воды из корпуса в циркуляционный канал вести через задвижку C3-II. По указанию химического цеха перевести сброс воды в низ конденсатора (открыть задвижку СЗ-4 и закрыть задвижку C3-II).
22. После заполнения корпуса котла водой (все воздушники по корпусу закрыты) перейти к операциям по вытеснению воздуха:
а) установить давление до растопочного сепаратора 130-140 ат;
б) увеличить расход воды до 150 т/ч на 10-15 мин;
в) восстановить прежний расход - 100 т/ч;
г) закрыть встроенную задвижку;
д) клапаном Д-3 произвести два-три изменения давления в испарительной части от 70 до 150 ат. Проверить воздушники поочередным открытием и закрытием их;
е) открыть полностью клапан Д-I и вентиль на сбросе из копилки растопочного узла клапана Д-2 растапливаемого корпуса;
к) установить клапаном Д-3 давление до растопочного сепаратора 130-140 ат при расходе 100 т/ч на корпус.
23. Перейти на основную схему питания:
а) прикрывая клапаны РПК и ДР, ввести их в диапазон регулирования;
б) открыть задвижку БЗЗ;
в) в дальнейшем регулировать расход с помощью клапана РПК, а дифференциальным регулятором поддерживать перепад на клапане РПК в пределах 20-30 ат. Указанные значения растопочного расхода питательной воды и давления перед растопочным сепаратором поддерживать в течение всего периода растопки, включить стабилизатор питания и регулятор давления в испарительной части на поддержание давления 130 ат.
Б. Растопка одного корпуса при пуске блока из холодного состояния
25. После подъема вакуума на турбине до 550-560 мм рт.ст. приступить к растопке корпуса:
а) включить на первой скорости дымосос;
Примечание. В случае растопки на газе дымосос должен быть включен перед подготовкой газового фронта котла к растопке.
б) включить на первой скорости дутьевой вентилятор. После разворота дымососа и дутьевого вентилятора перевести их на вторую скорость. Установить давление воздуха перед горелками 80-100 кгс/м;
в) воздействуя на направляющий аппарат дымососа, установить разрежение в топочной камере в пределах 5-8 кгс/м и включить регулятор разрежения в топке; в течение 10-15 мин провентилировать топку и газоходы корпуса;
г) по окончании вентиляции топки зажечь две мазутные (если растопка ведется на газе, - две газовые) горелки на корпусе котла.
Мазутные горелки включать при давлении мазута перед ними 15-18 ат; газовые горелки включать при давлении газа перед ними 0,25-0,3 ат. После включения второй газовой горелки закрыть продувочные свечи на газопроводах.
В момент включения второй газовой горелки с помощью ГРЗ сохранить расход газа на прежнем уровне.
Следить за показаниями дымномеров, не допуская дымления факела.
Не допускать перекоса по температуре дымовых газов, устраняя его подрегулировкой производительности отдельных горелок;
д) включить защиты при прекращении питания, при погасании факела, повышении и понижении давления в испарительной части котла.
26. С момента включения горелок вести тщательное наблюдение за:
а) подачей растопочного расхода воды в котел;
б) работой горелок;
в) температурой газов перед конвективным пароперегревателем I ступени (КПП I);
г) давлением пара на выходе из котла в испарительной части;
д) температурными смещениями паропроводов в соответствии со специальной инструкцией;
е) температурой газов перед регенеративными воздухоподогревателями. При достижении температуры газов перед воздухоподогревателями 120-150 °С открыть заслонки на основном тракте дымовых газов и закрыть заслонки на газовом байпасе регенеративного воздухоподогревателя (РВП).
Открыть заслонки на сторонах всасывания и нагнетания вентиляторов рециркуляции, а также на линии рециркуляции на стороне всасывания дутьевого вентилятора и включить вентиляторы рециркуляции. Включить РВП в соответствии с инструкцией по их обслуживанию.
Примечание. Температура газов перед КПП I без охлаждения промежуточного пароперегревателя не должна превышать 550-570 °С.
27. При давлении за корпусом 10 ат перевести сброс пароводяной смеси на паровпуски конденсатора:
а) открыть запорную задвижку перед РОУ-I и начать постепенное открытие клапана РОУ-1;
б) закрыть задвижки СЗ-3 и СЗ-4 и снять напряжение с их электроприводов;
в) включить впрыски РОУ-I и паровпусков конденсатора;
г) клапан РОУ установить в положение 30% по УП.
Примечание. Температура пара после РОУ-I не должна превышать 160 °С.
28. Увеличить тепловыделение в топке, исходя из обеспечения повышения температуры свежего пара со скоростью 4-5 °С/мин до 280-300 °С и давления за корпусом до 15-20 ат. Температура газов в поворотной камере не должна превышать 450-500 °С. При необходимости включить дополнительно газовую (или мазутную) горелку.
29. При повышении температуры пара за котлом до 180-200 °С проверить открытие дренажей по тракту промперегрева и задвижек СЗ-8, СЗ-9 на сбросах из горячих линий промперегрева в конденсатор.
Открыть задвижки ПЗ-3, ПЗ-4 на паропроводах перед РОУ-2 и открытием дроссельного клапана РОУ-2 дать пар на прогрев системы промперегрева.
Примечание. В случае повышения давления в деаэраторах свыше 5 ат при полностью открытом сбросе из пароуравнительной линии в конденсатор перевести сброс из растопочных сепараторов в промежуточную емкость.
30. В начале выхода на перегрев включить в работу пусковой впрыск. С помощью РОУ-1 и растопочного впрыска установить за котлом параметры пара, необходимые для толчка турбины: давление 15-20 ат, температуру 250-260 °С. Включить регулятор давления РОУ-1.
31. Перед пуском турбины отключить РОУ-2 и закрыть задвижки ПЗ-3 и ПЗ-4, закрыть задвижки СЗ-8, СЗ-У* на сбросе из горячих линий промперегрева в конденсатор и открыть задвижки на холодной и горячих линиях промперегрева растапливаемого корпуса, проверить открытие задвижек СЗ-5 на линии сброса пара из защитных клапанов турбины в конденсатор.
Убедившись в отсутствии давления в промежуточном пароперегревателе, пустить турбогенератор в соответствии с инструкцией по его обслуживанию. Разворот турбогенератора до номинальной скорости вращения ротора и его нагружение вести в соответствии с графиком пуска блока из холодного состояния (рис.2).
Рис.2. График пуска блока из холодного состояния:
I - розжиг горелок; II - толчок турбогенератора; III - начало нагружения турбины; IV - перевод корпуса на прямоточный режим
После набора на турбине номинальных оборотов произвести синхронизацию генератора и включить его в сеть, взяв нагрузку 5-10 МВт.
32. В процессе разворота турбины давление пара необходимо поддерживать постоянным - на уровне 15-20 ат, регулируя его с помощью РОУ-1. Топливо следует подавать в топку, исходя из поддержания степени открытия РОУ-1 в пределах 20-50%.
Повышение температуры пара производится в соответствии с графиком пуска блока из холодного состояния.
33. При достижении температуры перегрева поддерживать клапаном Д-1 нулевой уровень в копилке пускового сепаратора. Величину проскока пара корректировать по температуре пара за КПП I. Значение этой температуры устанавливается в зависимости от требуемого перегрева за корпусом.
Примечание. При регулировании температуры пара на выходе из корпуса не допускать резкого изменения степени открытия клапанов Д-1.
34. Повышение паропроизводительности и нагружение турбогенератора производить путем дополнительного подключения мазутных или газовых горелок.
35. При подключении дополнительных горелок следить за давлением перед растопочным сепаратором, не допуская повышения его более 160 ат, а также за расходом питательной воды, не допуская снижения его ниже 100 т/ч на каждый корпус.
36. При повышении температуры пара перед сепаратором сверх температуры насыщения на Ю*-15 °С и при давлении перед сепаратором 130 ат (что соответствует температуре пара 340-345 °С) произвести переход на прямоточный режим:
а) закрыть клапаны и задвижки на линиях сбросов из растопочного сепаратора;
б) повысить давление пара перед турбиной до 90 ат, изменив задание регулятору давления РОУ-1. Одновременно прикрывать регулирующие клапаны турбины, исходя из поддержания ее нагрузки на постоянном уровне;
в) постепенно открыть встроенные в тракт котла задвижки ВЗ, перевести РОУ-I на дистанционное управление и повысить давление пара перед турбиной до 130 ат. Одновременно прикрывать клапаны турбины, не допуская увеличения ее нагрузки. В процессе повышения давления пара до номинального включить в работу выходной впрыск;
г) после полного открытия встроенных задвижек снять напряжение с их электроприводов;
д) включить в работу регулятор давления РОУ-I с заданием 130 ат;
е) включить в работу регуляторы промежуточного и выходного впрысков, пусковой впрыск, отключить регулятор давления перед сепаратором, при этом клапан Д-3 открыть полностью.
Примечание. В процессе перехода на номинальное давление следить за расходом питательной воды и за давлением в испарительной части, не допуская его подъема выше 165 ат.
37. После перехода на прямоточный режим нагружение турбины производится воздействием на механизм управления клапанами турбины. При этом клапан РОУ-l автоматически прикрывается до полного закрытия. После полного закрытия клапана отключить регулятор давления РОУ-l.
38. После отключения РОУ-I дальнейшее нагружение турбины ведется за счет увеличения паропроизводительности корпуса котла с 30 до 100%. При нагружении турбины не допускать изменения давления пара за котлом более чем на 5 ат.
39. При достижении номинальных параметров пара включить защиту от понижения и повышения температуры свежего пара.
40. При нагрузке блока 100-110 МВт включить в работу регулятор давления "до себя".
В. Растопка и подключение одного корпуса котла при втором корпусе, находящемся в работе
41. Подготовить корпус и заполнить его водой согласно пп.9-24, предварительно включив второй ПЭН. Заполнение корпуса и растопку производить на прямоточном режиме, т.е. при закрытых сбросах из пускового сепаратора (проверить закрытие клапанов Д-1, Д-2, CЗ-I, СЗ-2, СЗ-7).
42. Установить растопочный расход, равный 100 т/ч, при давлении в испарительной части 130-140 ат и начать растопку корпуса согласно п.25-27.
43. Постепенным включением газовых горелок или мазутных форсунок увеличить тепловыделение в топке, исходя из установления температуры газов в поворотной камере на уровне 600-620 °С.
44. Перед розжигом первых горелок открыть постоянно действующие дренажи по тракту промперегрева перед задвижками ППГ-2, ППГ-4 и ППХ-1 (со стороны турбины).
45. При давлении пара за корпусом 15-20 ат и температуре 200-220 °С приступить к прогреву тракта промперегрева:
а) проверить открытие дренажей перед всеми задвижками тракта промперегрева и открытие задвижек СЗ-8, СЗ-9;
б) открыть задвижки ПЗ-3, ПЗ-4 и включить РОУ;
в) при закрытых задвижках ППХ-1, ППГ-2 и ППГ-4 открыть задвижки ППХ-2, ППГ-I и ППГ-3 для прогрева участков паропроводов между ними.
46. С момента начала растопки приступить к прогреву паропровода между задвижками ГПЗ-I и ГПЗ-2, открыв дренаж перед задвижкой ГПЗ-2. Скорость прогрева не должна превышать 5 °С/мин.
47. Не допускать повышения давления в тракте промперегрева выше 20 ат.
48. При достижении параметров пара за растапливаемым корпусом, близких к номинальным, и завершении прогрева тракта промперегрева приступить к подключению корпуса к турбине:
а) открыть задвижки ППГ-2 и ППГ-4 на горячих линиях промперегрева;
б) закрыть задвижки СЗ-8 и СЗ-9 на линиях сброса пара в конденсатор из горячих линий промперегрева;
в) открыть одновременно задвижки ГПЗ-2 и ППХ-1, поддерживая нагрузку турбины постоянной клапаном РОУ-I (задвижка ГПЗ-I должна быть открыта предварительно);
г) после полного открытия задвижек ППХ-1 и ГПЗ-2 закрыть РОУ-2 и задвижки ПЗ-3 и ПЗ-4 перед РОУ-2;
д) закрыть байпас задвижки ГПЗ-2.
49. В процессе подключения и нагружения корпуса котла поддерживать температуру пара за промежуточным пароперегревателем постоянной путем распределения пара промперегрева между корпусами с помощью заслонок РЗ. Температура дымовых газов перед промежуточным пароперегревателем подключаемого корпуса не должна превышать 620 °С.
50. Постепенным закрытием клапана РОУ-I произвести нагружение турбины.
51. Закрыть дренажи по тракту промперегрева и задвижку ПЗ-1 перед РОУ-1.
52. Произвести дальнейшее нагружение корпуса путем дополнительного подключения горелок до требуемой нагрузки.
III. ОБСЛУЖИВАНИЕ КОТЛА ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
53. В течение всего времени работы котла регулярно, через каждый час, производить запись показаний щитовых приборов в суточных ведомостях и эксплуатационных журналах.
В случае каких-либо ненормальностей или отклонений немедленно выяснить причину их возникновения для принятия соответствующих мер.
А. Изменение нагрузки
54. В процессе эксплуатации котла руководствоваться следующим:
а) минимальная растопочная нагрузка каждого корпуса по водомерам должна составлять 100 т/ч;
б) минимальная длительная нагрузка блока по паромерам - 440 т/ч (нагрузка одного корпуса - 220 т/ч);
в) максимальная расчетная нагрузка котла по паромерам:
640 т/ч (одного корпуса 320 т/ч) при температуре питательной воды 242 °С и 570 т/ч (285 т/ч одного корпуса) при температуре питательной воды 158 °С.
55. Во всех режимах нагрузка турбины должна соответствовать нагрузке котла, что должно обеспечиваться регулятором давления "до себя" на турбине.
56. Нормально оба корпуса котла должны работать на одинаковых нагрузках. Изменение нагрузки производится при устойчивом режиме работы.
57. Для изменения нагрузки котла вначале следует изменить тепловыделение в топке. По мере изменения паропроизводительности на такую же величину и в том же направлении изменять расход питательной воды. Вновь устанавливаемый расход воды корректировать по температурам пароводяного тракта при средних расходах воды на впрыски.
58. Изменение тепловыделения в топке производится либо с помощью задвижки ГПЗ, при работе на газе, либо общим регулирующим клапаном на напорной линии мазута (РМК). При исчерпании возможности регулирования давления газа (мазута) следует изменить число работающих горелок. В момент включения (отключения) горелок тепловыделение в топке (температуру газов в поворотной камере) поддерживать неизменным за счет подрегулировки расхода топлива.
59. При плановом изменении нагрузки блока следует изменять нагрузку котла ступенями по 20-30 т/ч (10-15 т/ч на каждый корпус).
Перед каждым изменением нагрузки необходимо добиться устойчивых параметров пара за основным и промежуточным пароперегревателями, впрыски должны находиться в диапазоне регулирования.
При изменении нагрузки необходимо регулировать тягодутьевой режим работы котла, исходя из условий поддержания нормального избытка воздуха в топке и корректируя при необходимости работу автоматов задатчиками в соответствии с режимной картой.
60. В период растопки и нормальной работы блока при нагрузке до 130 МВт в работе может находиться один питательный насос. При нагрузке выше 130 МВт должны работать два питательных насоса.
Б. Регулирование параметров пара
61. Основным условием поддержания нормальных параметров пара на выходе из котла и за отдельными поверхностями нагрева является строгое соответствие расхода воды тепловыделению в топке, что достигается стабилизацией температуры пара в начале перегревательного тракта.
Незначительные колебания тепловой нагрузки компенсируются изменением расхода воды на впрыски.
62. Для оценки величины и направления изменения тепловыделения в топочной камере используются следующие опережающие импульсы:
г) нагрузка турбогенератора;
д) температура пара в начале пароперегревательного тракта.
Эти параметры начинают изменяться через 15-30 сек после начала изменения тепловыделения.
64. В целях стабилизации заданной нагрузки котла необходимо в возможно более узких пределах стабилизировать тепловую нагрузку топки.
65. При изменении тепловыделения в топке, вызвавшем колебания паропроизводительности котла более чем на -10 т/ч, нужно изменить подачу топлива в топку так, чтобы обеспечить восстановление требуемой паропроизводительности.
66. Расход воды в котел для каждой нагрузки устанавливается и поддерживается на уровне, несколько меньшем паропроизводительности, для обеспечения необходимого запаса на регулирование впрысками.
67. При ручном управлении допускаются без подрегулировки колебания расхода воды в котел в пределах +10 т/ч, температуры газов перед конвективным пароперегревателем ±10 °С, давления за котлом ±2 ат. При нормальных эксплуатационных условиях подрегулировка температур пара по тракту осуществляется впрысками, а расход воды в котел изменяется лишь при выходе впрысков из нормального диапазона регулирования. Длительная работа с нулевыми или предельными расходами воды на впрыски не допускается.
68. Опережающим импульсом регулирования расхода на впрыск является температура пара за впрыском, которая корректируется по температурам пара за последующими поверхностями нагрева.
69. Для котлов, где имеется дополнительный впрыск в трубопровод перед КПП I, впрыски I и II выполняют функции защиты соответственно СРЧ II и КПП II и включаются только в случае, когда температура за СРЧ II превышает 480 °С, а за КПП II - номинальное значение.
71. Для котлов, где дополнительный впрыск не установлен, средний расход воды на впрыск I составляет 5-6% нагрузки корпуса.
При увеличении расхода воды на впрыск I следует увеличить расход питательной воды, а при минимальном впрыске расход питательной воды уменьшить. Средний расход воды на впрыск II составляет 2-3% нагрузки корпуса. Колебания температуры свежего пара не должны превышать - 5 °С.
72. Номинальные значения температуры перегрева свежего пара и пара промперегрева, согласно заводским расчетам и техническим условиям на поставку отдельных котлов, находятся в пределах 540-570 °С.
Средние значения температуры перегрева пара за отдельными поверхностями нагрева, которые необходимо поддерживать в процессе регулирования, и их кратковременные предельно допустимые отклонения приведены в таблице.
|
|
|
Поверхность нагрева | Средняя температура за поверхностями нагрева, °С | Предельно допустимая средняя температура, °С |
Переходная зона | 350-360 | 380 |
СРЧ I | 410-420 | 460 |
СРЧ II | 460-480 | 480 |
ВРЧ I | 500-515 | 525 |
КПП I | 540-560 | 565 |
ВРЧ II | 530-540 | 540 |
Примечание. Указанные значения температуры необходимо уточнять для каждого котла по данным заводских инструкций или расчетов.
Последующая корректировка расхода воды производится по температуре пара в начале перегревательного тракта и по средним величинам впрысков.
74. В том случае, когда, несмотря на принятые меры (закрытие впрысков, изменение расхода питательной воды и топлива), температура пара за ВРЧ I снижается до 380 °С, необходимо открыть аварийный сброс. С началом повышения температуры за ВРЧ I аварийный сброс немедленно закрыть.
Примечание. При пользовании аварийным сбросом необходимо иметь в виду, что несвоевременное его отключение может привести к аварийному повышению температуры пара.
75. Регулирование температуры пара промперегрева производится в диапазоне нагрузок 70-100% при поддержании за КПП I значений температуры, указанных в п.70, следующим путем:
- дополнительным впрыском;
- пропуском части пара минуя паропаровой теплообменник;
- аварийным впрыском;
- изменением распределения пара промперегрева по корпусам котла регулирующими заслонками.
76. Основным средством регулирования температуры пара промперегрева является пропуск части пара, минуя паропаровой теплообменник.
Для повышения температуры пара промперегрева байпас необходимо прикрывать, для понижения - открывать. Регулирование температуры пара промперегрева за байпасом следует вести с коррекцией по температуре пара промперегрева за котлом.
77. Когда диапазон регулирования температуры пара в сторону ее снижения исчерпан, следует включить аварийный впрыск, после чего ликвидировать причину, вызывающую повышение температуры пара промперегрева. Длительная работа с включенным аварийным впрыском не рекомендуется.
78. Пар между корпусами распределяется с помощью регулирующих заслонок. В нормальных условиях они должны быть открыты полностью.
В. Ведение топочного и тягодутьевого режимов
80. Подачу воздуха в топку котла регулировать направляющими аппаратами дутьевых вентиляторов, поддерживая содержание кислорода в дымовых газах не более 0,8-1,0% при работе на мазуте в диапазоне нагрузок 220-300 т/ч на каждом корпусе. Для грубой настройки подачи воздуха в топку ориентироваться по дымномерам.
81. Распределение топлива и воздуха между горелками должно быть строго одинаковым. При работе на мазуте запорные вентили на подводе мазута к форсункам должны быть полностью открыты.
Подачу воздуха на каждую горелку регулировать шиберами, ориентируясь по виду факела и давлению воздуха перед горелкой, в соответствии с режимной картой.
82. При хорошем горении факел должен:
- равномерно заполнять топку и не затягиваться в поворотную камеру;
- быть ярким, не иметь дымных языков и частиц сажи;
- не касаться краев амбразур горелок.
83. При недостатке воздуха факел удлиняется и приобретает темно-желтую окраску. Появляются дымные языки. При слишком больших избытках воздуха факел укорачивается и приобретает ослепительно белую окраску.
84. Дымный факел и сепарация капелек мазута на скаты топки указывают на загрязнение деталей форсунок и нарушения в работе горелок.
В этом случае необходимо:
а) проверить избыток воздуха и установить его согласно режимной карте;
б) проверить давление и температуру мазута;
в) заменить коптящие форсунки;
г) отрегулировать распределение мазута и воздуха по горелкам. Необходимо регулярно прослушивать топку и осматривать факел через лючки.
85. Следить за отсутствием присосов воздуха в топку. Появляющиеся неплотности немедленно устранить.
86. Особое внимание уделять содержанию в чистоте конвективных поверхностей нагрева.
Эксплуатацию регенеративного воздухоподогревателя вести согласно специальной инструкции.
87. Обеспечивать режим работы топки согласно режимной карте котла.
Г. Водный режим, промывки и консервация котла
88. Качество питательной воды должно соответствовать приведенным ниже нормам:
|
|
Общая жесткость | 0,5 мкг-экз/кг |
Кремнекислота в пересчете на SiO | мкг/кг |
Натриевые соединения в пересчете на Na O | мкг/кг |
Растворенный кислород | 10 мкг/кг |
Содержание железа в пересчете на Fe | мкг/кг |
Содержание меди в пересчете на Cu | мкг/кг |
Масло | Следы |
Значение pH | 9+0,2 |
89. Соли, отлагающиеся в поверхностях нагрева, удаляются водными и химическими промывками. Водные промывки проводятся при каждом пуске, кислотные - по результатам теплохимических испытаний.
90. Независимо от длительности работы котла после водной промывки в случае, если отмечаются частые повышения солесодержания выдаваемого пара, свидетельствующие о вымывании солей из котла, необходимо в кратчайший срок остановить котел и провести водную промывку.
91. Водную промывку проводить конденсатом по замкнутому контуру: деаэратор-ПЭН-котел-конденсатор-деаэратор с расходом воды 200 т/ч на корпус при обязательном включении в работу установки по обессоливанию конденсата. Промывка производится до выравнивания жесткости и солесодержания на входе в котел и выходе из него. При растопках корпусов котла проводить горячие водные промывки. Для этого после проведения операций согласно пп.21-26 и после подъема температуры среды за котлом до 150 °С прекратить дальнейшее увеличение тепловыделения. Промывку проводить с расходом <200 т/ч на корпус с пропуском воды через установку химического обессоливания. Промывка заканчивается по указанию химического цеха.
92. При длительных остановах котла, не связанных с ремонтом поверхностей нагрева, производить мокрую консервацию путем заполнения котла раствором гидразингидрата 200 мг/л или раствором аммиака 500 мг/л. На период консервации в котле сохранить избыточное давление. При кратковременных остановах (2-5 сут) производится консервация деаэрированной водой. В этом случае котел после останова не дренируется и в нем сохраняется избыточное давление за счет подвода стороннего пара или конденсата.
Д. Эксплуатация паропроводов и предохранительных клапанов
93. Допустимая скорость повышения и снижения температуры металла паропроводов не должна превышать 5 °С/мин.
Подача воды в паропровод разрешается, если перепад температур воды и металла не превышает 50 °С.
94. Запрещается открывать задвижку перед РОУ-1 или РОУ-2 при рабочих параметрах, если паропроводы РОУ-I или РОУ-2 не прогреты.
95. При осмотрах оборудования следует обращать внимание на состояние подвесок и опор, отсутствие посторонних предметов на плитах шариковых опор и наличие необходимых зазоров между плитами, отсутствие защемлений паропроводов.
96. Нельзя допускать попадания воды на наружную поверхность работающего паропровода и производить регулировку затяжки пружин на паропроводе, находящемся под давлением.
97. При появлении пропаривания в местах сварных стыков, в стенках деталей арматуры или при обрыве подвесок котел (корпус) должен быть остановлен.
98. В процессе растопки котла после капитального ремонта вести наблюдение за расширениями поверхностей нагрева котла и паропроводов по реперам.
99. На паропроводах свежего пара установлено четыре предохранительных клапана (по два на корпус), причем рабочие клапаны отрегулированы на 151 ат, контрольные - на 147 ат.
На горячих линиях промперегрева установлено четыре предохранительных клапана (два на корпус), отрегулированных на 26,3 ат.
Грузы импульсных клапанов должны быть надежно закреплены.
Штурвалы с дроссельных вентилей должны быть сняты. Вентили на линиях к реле давления импульсно-предохранительных клапанов свежего пара должны быть зафиксированы в открытом положении.
100. Через каждые 1000 ч работы обязательно производить опробование предохранительных клапанов на подрыв, воздействуя на ключи дистанционного управления.
Е. Обслуживание мазутного фронта котла
101. Нормальное давление мазута перед горелками должно составлять 35-40 ат. Минимально допустимое давление, равное 10-15 ат, уточняется по опыту эксплуатации в зависимости от качества распиливания мазута форсунками.
102. Вязкость мазута перед горелками должна быть 2,5-3° ВУ. Для различных марок мазута эта вязкость обеспечивается соответствующим подогревом.
103. Для обеспечения нормальной работы горелок следует регулярно производить ревизию работающих форсунок.
104. Перед установкой форсунок в горелки необходимо проверить на водяном стенде качество распиливания и их производительность.
По производительности форсунки не должны отличаться одна от другой более чем на +50 кг/ч.
105. Для своевременной замены забитых или закоксовавшихся форсунок необходимо иметь в резерве комплект форсунок, оперированных и проверенных на качество распыла.
106. Необходимо регулярно проверять работу горелок и при необходимости производить регулировку.
107. При нормальной работе запорные вентили на подаче мазута к горелкам должны быть полностью открыты.
Давление мазута поддерживается регуляторами давления, установленными на напорных мазутопроводах к каждому корпусу котла.
Ж. Обслуживание газового фронта котла
108. Обслуживание газовых горелок котла следует производить в соответствии с "Правилами безопасности в газовом хозяйстве"*, утвержденными Госгортехнадзором СССР.
Нормальное давление газа перед горелками должно составлять 0,5-0,55 ат. Минимально допустимое давление газа - 0,25-0,3 ат.
109. Распределение топлива и воздуха между горелками должно быть одинаковым. Запорная арматура на газопроводах к горелкам должна быть полностью открыта.
110. Факел должен заполнять всю топочную камеру. Горение должно заканчиваться в топке и пламя не должно затягиваться в поворотную камеру. Цвет пламени должен быть прозрачным, без красных полос.
IV. НОРМАЛЬНЫЙ ОСТАНОВ КОТЛА
В зависимости от состояния котла и предполагаемой продолжительности простоя останов котла может быть выполнен следующими способами:
а) останов с расхолаживанием котла и паропроводов свежего пара;
б) останов котла с консервацией;
в) останов с частичным расхолаживанием котла и паропроводов выпуском собственного пара.
А. Останов котла (корпуса) с расхолаживанием паропроводов свежего пара по прямоточному режиму
112. Разгрузить останавливаемый корпус (корпуса) котла до нагрузки 100 т/ч (по щитовым водомерам) согласно правилам нормальной эксплуатации. Параметры свежего пара и пара промперегрева при этом поддерживать в соответствии с графиком разгрузки турбины. В процессе разгрузки открыть отключающие задвижки РОУ-1, РОУ-2 и прогреть трубопроводы к ним. Отключить защиты по отклонению параметров пара.
113. Разгрузить корпус котла до растопочной нагрузки снижением расхода воды и тепловыделения в топке при постоянном давлении за котлом.
При работе котла на мазуте тепловыделение уменьшается снижением давления мазута перед форсунками с 35-40 до 18 ат, а затем поочередным отключением мазутных форсунок с соответствующим повышением давления мазута перед каждым отключением. Снижению давления мазута на 4-5 ат (при работе шести форсунок на одном корпусе котла) или отключению одной мазутной форсунки соответствует уменьшение подачи питательной воды в котел на 25-30 т/ч на корпус.
При работе котла на газе тепловыделение уменьшается снижением давления газа перед горелками с помощью задвижки ГРЗ с 0,55 до 0,3 ат, а затем поочередным отключением горелок с повышением давления газа до 0,55 ат при каждом отключении. Снижению давления газа с 0,55 до 0,3 ат (при работе шести газовых горелок на одном корпусе котла) или отключению одной газовой горелки соответствует уменьшение подачи питательной воды в котел на 25-30 т/ч на корпус.
114. Снизить температуру пара на выходе из котла со скоростью 4-5 °С/мин за счет увеличения расхода воды на впрыски. При достижении предельных расходов на впрыски вводить их в диапазон регулирования за счет уменьшения тепловыделения в топке, сохраняя при этом неизменную температуру пара за котлом.
115. Перевести останавливаемый корпус (корпуса) котла на РОУ-1, отключив его от турбины по свежему пару и пару промперегрева закрытием задвижек ГПЗ и их байпасов, а также задвижек на горячих и холодных линиях промперегрева. Открыть задвижки СЗ-8, СЗ-9 на линии сброса из горячих линий промперегрева и включить РОУ-2. Включить впрыски РОУ-I и паровпусков конденсатора. Температура дымовых газов перед промежуточным пароперегревателем в период перевода котла на БРОУ не должна превышать 620 °С.
116. При достижении температуры насыщения за корпусом котла закрыть встроенную задвижку ВЗ и перейти на регулирование давления в испарительной части клапанами Д-3, поддерживая его на уровне 140 ат, закрыть арматуру впрысков.
117. Продолжать снижение температуры за счет уменьшения давления за котлом со скоростью 4-5 ат/мин клапаном РОУ-I и уменьшения тепловыделения в топке. При открытии РОУ-I на 80% по УП отключить газовые горелки (форсунки). В момент отключения горелок клапаном РОУ-I поддерживать постоянное давление за корпусом. Оставить в работе дутьевой вентилятор и дымосос. Открыть продувочные свечи на газопроводах.
118. После отключения горелок открытием клапана Д-3, а затем встроенных задвижек снижать давление в испарительной части, а с помощью РОУ-1 - за корпусом со скоростью 4-5 ат/мин. При давлении за корпусом 15-20 ат перевести линию сброса среды в нижнюю часть конденсатора, после чего закрыть клапаны РОУ-I. После полного открытия встроенных задвижек прокачивать воду через обводы задвижек БЗЗ с расходом ее 40-50 т/ч на корпус до снижения, температуры за корпусом до 170 °С, после чего прекратить подачу воды в останавливаемый корпус (котел) и закрыть всю арматуру пускосбросных трубопроводов. Остановить регенеративные воздухоподогреватели (РВП) в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. При снижении температуры уходящих газов до 50 °С остановить дымососы.
Б. Останов котла (корпуса) с консервацией
119. При плановом проведении останова с консервацией все операции по разгружению корпуса выполнять согласно пп.112-114.
Одновременно с отключением турбины погасить топку, отключив все газовые горелки закрытием магистральных задвижек на газопроводах и арматуры перед горелками, а также мазутные форсунки закрытием арматуры на мазутопроводах и вентилей перед форсунками с последующим открытием продувочных свечей на газопроводах.
120. Вместе с прекращением подачи топлива в топку прекратить питание котла (корпуса) водой и закрыть арматуру: задвижку БЗЗ и арматуру на ее шайбовых обводах, ДР, РПК, ВЗ, Д-3, арматуру впрысков и аварийного сброса, РОУ-I, РОУ-2 и СЗ-8.
Примечание. Если останов производился во время пуска на скользящих параметрах, закрыть также арматуру линии сброса из растопочного сепаратора.
121. Через 5-10 мин остановить дымосос, закрыть его направляющий аппарат и шиберы по газовоздушному тракту.
122. В случае повышения давления в котле сверх номинального кратковременным открытием РОУ-1 снизить его до номинального.
В. Останов с частичным расхолаживанием котла (корпуса) и паропроводов выпуском собственного пара
123. Разгружение и отключение котла (корпуса) в зависимости от причин останова производить в соответствии с пп.112-113. Открыть задвижку СЗ-2, отключить тягодутьевые установки, оставив в работе один дымосос.
124. Постепенным открытием РОУ-I в клапана Д-3 снижать давление за котлом со скоростью 2 ат/мин и температуру свежего пара со скоростью 5 °С/мин.
125. При давлении пара за котлом 80 ат открыть задвижку СЗ-I, а при давлении 30 ат дать воду в котел с расходом около 50 т/ч на корпус через шайбовые обводы задвижки БЗЗ. Клапаном Д-I при открытом клапане Д-2 поддерживать нулевой уровень в копилках растопочных сепараторов. Клапаном РОУ-I снижать параметры пара за котлом с прежней скоростью до температуры 200 °С и давления 10 ат, после чего закрыть РОУ-I и всю арматуру пускосбросных трубопроводов.
Прокачку воды прекратить при заполнении копилок растопочных сепараторов.
V. ОПРЕССОВКА КОТЛА
126. Собрать схему для заполнения корпуса водой, тщательно проверив отсутствие связей между котлом и турбиной. Заполнить корпус согласно пп.21, 22.
127. Установить расход воды, равный 100 т/ч на корпус, открыть задвижки СЗ-I, СЗ-2, Д-I. Закрыть СЗ-3, СЗ-4, РОУ-I, и клапаном Д-1 поднять давление в первичном тракте до 140 ат.
128. Осветить топку и газоходы; осмотреть поверхности нагрева и точно зафиксировать обнаруженные течи, после чего сдренировать корпус и отремонтировать дефектный участок. Закоротки змеевиков допускаются лишь в труднодоступных местах с обязательным восстановлением их в период капитального ремонта. Повторной опрессовкой проверить качество ремонта.
129. Опрессовка тракта промежуточного пароперегревателя может быть произведена через РОУ либо через линию аварийного впрыска. Заполнить промежуточный пароперегреватель при открытых воздушниках. Закрыть воздушники и поднять давление в тракте промежуточного пароперегревателя до 22 ат. Осмотреть трубопроводы, арматуру и поверхность нагрева промежуточного пароперегревателя.
VI. ПУСК КОТЛА (КОРПУСА) ИЗ ГОРЯЧЕГО РЕЗЕРВА
130. Пуск котла (корпуса) из горячего резерва допускается при сохранении давления в испарительной части не менее 100 ат, если температура воды на входе в НРЧ на 10-15 °С ниже температуры насыщения, соответствующей давлению в испарительном тракте.
131. Выполнить подготовительные операции на пускаемом корпусе котла:
а) открыть напорную и сбросную задвижки на линии подачи мазута и установить в мазутном кольце давление 35-40 ат. Если корпус пускается на газе, установить давление газа перед горелками на уровне 0,5 ат;
б) подготовить к включению в работу горелки и тягодутьевую схему котла;
в) открыть запорные задвижки на линии сброса из растопочного сепаратора в коллектор 20 ат.
132. Включить в работу дымосос и вентилятор. Провентилировать топку и установить разрежение в верху топки на уровне 5 кгс/м.
133. Открыть клапаны РПК, ДР и обвод задвижки БЗЗ пускаемого корпуса; установить расход питательной воды 50-60 т/ч, одновременно открыв отключающие задвижки РОУ-I и РОУ-2.
134. Непосредственно перед розжигом горелок установить растопочный расход воды (100 т/ч) и перейти на нормальную схему питания, открыв задвижку БЗЗ и закрыв ее обвод.
135. С началом роста давления в испарительной части котла постепенно открывать дроссельный клапан Д-3 на входе в растопочный сепаратор, обеспечив плавное повышение давления до 130 ат; в дальнейшем поддерживать давление на этом уровне до полного открытия клапана.
136. Включить в работу регулятор давления РОУ-I с заданием, соответствующим сохранившемуся к моменту пуска давлению за котлом.
137. Установить температуру газов перед КПП I на уровне 630-650 °С, не допуская перекосов. Температура дымовых газов перед промежуточным пароперегревателем до пуска турбины не должна превышать 620 °С.
138. При полном открытии дроссельного клапана перед растопочным сепаратором после получения устойчивого режима на корпусе перейти на номинальное давление, для чего:
а) прикрывая дроссельный клапан РОУ-I, увеличить давление пара на выходе из котла до 110-120 ат;
б) открыть полностью встроенную задвижку. Клапаном РОУ-I установить за корпусом давление пара 130 ат.
139. Открыть запорные задвижки впрысков, установить за корпусом параметры, необходимые для пуска турбины, и произвести операции по развороту и нагружению турбины.
140. После включения генератора в сеть взять нагрузку 20-25 МВт. Дальнейшее нагружение генератора вести согласно графику (см. рис.2) путем подключения дополнительных горелок и увеличения расхода питательной воды.
141. Приступить к растопке второго корпуса, предварительно убедившись в том, что он находится в состоянии горячего резерва.
142. Растопку второго корпуса производить аналогично растопке первого. После выравнивания параметров пара корпусов второй корпус включить в параллельную работу с первым, включение производить согласно разделу II.В.
143. При нагрузке на блоке 120-130 МВт включить регулятор давления "до себя" на турбине.
VII. ПУСК КОТЛА (КОРПУСА) ПОСЛЕ РАСХОЛАЖИВАНИЯ ПАРОПРОВОДОВ
144. Такой пуск возможен в том случае, если температура металла паропроводов снижена до 170-180 °С.
145. Операции по подготовке и пуску котельного агрегата производятся на основании указаний раздела III с тем отличием, что температура свежего пара доводится до температуры головных частей турбины.
146. Время разворота и нагружения турбогенератора определяется в зависимости от теплового состояния турбины.
VIII. ПУСК КОТЛА (КОРПУСА) ИЗ НЕОСТЫВШЕГО СОСТОЯНИЯ
147. Пуск котла (корпуса) из неостывшего состояния производится при условии, если к моменту розжига горелок в испарительной части котла сохранилось избыточное давление, позволяющее избежать прокачки повышенного расхода воды (но не менее 10 ат). Если перед пуском давление сохранилось на более высоком уровне (но меньше 100 ат), произвести с помощью РОУ-I снижение давления до 20 ат со скоростью 3-4 ат/мин, после чего закрыть РОУ-I.
148. Растопка производится на сепараторном режиме с закрытым перегревательным трактом (главные паровые задвижки, РОУ-I, РОУ-2 и их запорные задвижки закрыты) и полностью открытыми сбросами из растопочного сепаратора.
149. Открыть запорные задвижки на линии сброса из растопочного сепаратора в деаэраторы. При давлении пара за котлом выше 50 ат сброс из сепаратора направить в промежуточную емкость.
150. Открыть клапаны сбросов из растопочного сепаратора пускаемого корпуса.
151. Установить через шайбовый обвод задвижки БЗЗ расход воды 40-50 т/ч для более плавного охлаждения металла пускового сепаратора.
152. При увеличении давления в испарительной части свыше 30-40 ат начать открытие клапана перед растопочным сепаратором, обеспечив постепенное повышение давления до 130 ат, после чего довести расход питательное воды до 100 т/ч и включить регулятор давления перед растопочным сепаратором с заданием 130 ат.
153. Включить тягодутьевые установки и провентилировать топку согласно п.132.
154. После повышения давления в испарительной части и при температуре воды на входе в НРЧ ниже температуры насыщения не менее чем на 25-30 °С зажечь одну мазутную или газовую горелку и установить перед КПП I температуру газов 450-480 °С.
155. После розжига горелок открыть задвижку перед РОУ-1 и дренажи на паропроводах свежего пара. После повышения давления пара за котлом сверх начального на 10-15 ат, но не менее чем до 25 ат, начать постепенное открытие клапана РОУ-I, поддерживая давление пара на указанном уровне.
Примечание. Открытие клапана РОУ-I производить плавно - по 5% УП с выдержкой 2-3 мин. При этом ориентироваться по скорости снижения температуры металла паропровода за котлом, которая должна быть не выше 5 °С/мин.
156. Включить дополнительно мазутную или газовую горелку. С помощью РОУ-I плавно повысить давление за котлом до значения, заданного графиком пуска турбины. Включение второй газовой горелки произвести при прекращении повышения температуры дымовых газов в поворотной камере с обязательным предварительным снижением давления газа до 0,3 ат.
157. Включить РОУ, предварительно открыв задвижки на линии сброса пара из горячих линий промперегрева в конденсатор.
158. При выравнивании температуры металла паропроводов и температуры свежего пара повысить температуру свежего пара до значения, равного температуре металла верха ц.в.д. в зоне регулирующее ступени*, плюс 50-60 °С, но не выше 530-540 °С. При этом соответствующим образом отрегулировать подачу топлива в котел, включая дополнительные горелки, и включить пусковой впрыск.
Примечание. При пуске одного корпуса (блок находится в работе с одним корпусом) довести параметры пара пускаемого корпуса до соответствующих параметров работающего корпуса.
159. В процессе растопки регулировать сбросы из растопочного сепаратора, не допуская переполнения копилки.
160. При получении устойчивой температуры пара за ВРЧ I перейти на прямоточный режим.
161. После получения устойчивых параметров пара приступить к пуску турбины или к подключению корпуса к работающему блоку.
162. Дальнейшие операции выполнять, как при пуске котла из холодного состояния, руководствуясь графиком нагружения турбогенератора.
163. Растопка второго корпуса котла (первый работает в блоке с турбиной) производится аналогично первому, а включение в параллельную работу - согласно разделу II.
164. Пуск холодного котла (корпуса) на горячие паропроводы осуществляется при полностью потерянном давлении в испарительном тракте котла с предварительной прокачкой воды через испарительный тракт каждого корпуса с расходом 150 т/ч.
165. Ниже приводится технология растопки одного корпуса котла. Растопка второго корпуса производится аналогичным образом.
166. Пуск в этом случае осуществляется с полностью закрытой запорной и регулирующей арматурой на выходе из котла.
167. Перед пуском закрыть воздушники, задвижки перед РОУ-I и РОУ-2 и клапаны РОУ-I и РОУ-2, полностью открыть клапаны на линиях сбросов из растопочного сепаратора и арматуру на линии сброса из растопочных сепараторов в промежуточную емкость.
168. Дать воду в котел через шайбовый обвод задвижки БЗЗ и поднять давление в испарительной части до 150 ат. Перейти на нормальную схему питания и выполнить операции по прокачке воды расходом 150 т/ч на корпус, подъему и сбросу давления в испарительной части в пределах 70-150 ат в соответствии с п.22. При этом не допускать переполнения копилки пускового сепаратора и попадания воды в перегревательный тракт за ним.
169. После окончания прокачки установить расход воды 100 т/ч. Включить тягодутьевые установки согласно п.132. При давлении в испарительной части 130 ат включить одну мазутную или газовую горелку, исходя из условия достижения перед КПП I температуры газов 450-480 °С.
170. При давлении за котлом около 15 ат открыть задвижку перед РОУ-I и дренажи на паропроводах свежего пара.
171. При повышении давления пара за котлом примерно до 25 ат плавным открытием РОУ-I поддерживать это давление постоянным.
Примечание. Открытие клапана РОУ-I производить плавно - по 5% УП с выдержкой времени 2-3 мин. При этом ориентироваться по скорости снижения температуры металла паропровода за котлом, которая не должна превышать 5 °С/мин.
172. При выравнивании температуры пара и металла паропровода включить вторую газовую или мазутную горелку.
173. Регулировать сброс воды из растопочного сепаратора, не допуская переполнения копилки и попадания воды в перегревательный тракт, включить пусковой впрыск и установить температуру перегретого пара на уровне, требуемом для толчка турбины в соответствии с графиком пуска турбины. В соответствии с этим же графиком установить давление пара перед турбиной с помощью клапана РОУ-I.
174. Все дальнейшие операции производятся как и при пуске блока (корпуса) из неостывшего состояния (см. раздел VIII).
X*. АВАРИЙНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
А. Аварийный останов котла (корпуса)
175. При аварийном останове одного корпуса (из двух работавших) производится разгрузка турбины. Оставшийся в работе корпус следует нагрузить, если это возможно. Во всех случаях резких вынужденных изменений нагрузки котла, связанных с ликвидацией аварий, необходимо соответственно разгрузить турбину, исходя из поддержания перед ней постоянного давления пара.
Примечание. При работе системы авторегулирования следует отключить регулятор тепловой нагрузки. Сквитировать ключи отключившихся механизмов.
176. Котел (корпус) должен быть остановлен немедленно в следующих случаях:
а) при прекращении подачи топлива;
б) при отключении дымососов;
в) при отключении дутьевых вентиляторов;
г) при разрыве труб в пароводяной части котла;
д) при обрыве факела в топке;
е) при загорании в конвективной части котла или воздухоподогревателе;
к) при повышении давления в испарительной части котла выше 180 ат или при снижении его ниже 100 ат;
з) при разрыве паропровода или питательного трубопровода;
и) при разогреве до красного каления несущих балок каркаса, обвале обмуровки и других повреждениях, угрожающих персоналу или оборудованию;
к) во всех случаях аварийного останова турбины;
л) при прекращении поступления питательной воды или при выходе из строя всех водомеров на время более 30 сек;
м) при повышении температуры свежего пара или пара промперегрева до величины, на 20 °С превышающей номинальную, а также при снижении указанных температур до 480 °С, если в течение 3 мин их не удается восстановить;
н) при взрыве газов в топке или газоходах котла;
о) при появлении сквозных трещин на трубопроводах и арматуре высокого давления и промперегрева;
п) в случае повышения давления в трубопроводах сброса в нижнюю часть конденсатора или после РОУ-I соответственно до 20 и 6,5 ат, а также в случае недопустимой вибрации трубопроводов тепловой схемы. При этом закрыть отключающие задвижки перед РОУ-I и клапан РОУ-I.
177. Аварийный останов корпуса производить в следующем порядке:
а) погасить топку, закрыв общую газовую задвижку перед корпусом ГБЗ, ГРЗ и газовые задвижки перед каждой горелкой. При работе корпуса на мазуте закрыть отсечные задвижки на мазутопроводах и вентили перед каждой форсункой;
б) прекратить питание корпуса, закрыв отключающую задвижку перед корпусом, задвижку БЗЗ и арматуру на ее обводах, клапаны ДР, РПК, встроенные задвижки, клапан Д-3, арматуру впрысков и аварийного сброса;
в) отключить корпус от турбины, закрыв задвижки ГПЗ-I, ГПЗ-2 и их байпас, задвижки на холодных и горячих линиях промперегрева, РОУ-I и РОУ-2;
г) отключить тягодутьевые установки, оставив в работе один дымосос для вентиляции топки в течение 10-15 мин.
Примечания: 1. Если останавливаемый корпус работает на сепараторном режиме, закрыть также сбросы из растопочного сепаратора.
2. Если давление за корпусом повышается до 145 ат, снизить его до 140 ат, кратковременно открывая РОУ-1.
3. При разрывах труб поверхностей нагрева котел должен быть остановлен с выпуском собственного пара согласно пп.123-125.
178. Операции по аварийному останову блока (обоих корпусов) выполнять так же, как и при останове одного корпуса. При этом дополнительно:
а) отключить питательные насосы;
б) если останов турбины идет со срывом вакуума или вакуум в конденсаторе турбины снизился до 540 мм рт.ст. открытие запорной задвижки перед РОУ-I и клапана РОУ-I запрещается. При повышении давления свежего пара в этом случае открыть импульсный предохранительный клапан.
179. При всякой необходимости немедленного останова котла (корпуса) при включенных блокировках и защитах машинист должен остановить котел с помощью ключа и кнопки останова и убедиться в том, что блокировки сработали правильно.
При отказе блокировок остановить оборудование вручную.
Б. Аварии и нарушения режима, при которых котел (корпус) должен быть остановлен
180. Корпус должен быть остановлен в следующих случаях:
а) при повышении средней температуры пара за поверхностями нагрева выше значений, указанных в п.72;
б) при резком ухудшении качества питательной воды;
в) при появлении свищей в поверхностях нагрева, трубопроводах и арматуре.
Примечания: 1. Если из-за наличия свищей небаланс между расходами воды и пара достигнет 15% нагрузки, корпус должен быть остановлен немедленно.
2. При парении арматуры впрысков закрытие их отключающих вентилей запрещается.
181. Признаки прекращения поступления питательной воды в котел (корпус):
а) падение до нуля показаний водомеров питательной воды и впрысков;
б) снижение давления питательной воды за клапаном РПК до уровня давления за котлом;
в) увеличение перепада давлений на клапане РПК при самопроизвольном его закрытии (при этом расходы на впрыски увеличиваются);
г) падение до нуля перепада давлений на клапане РПК при останове питательных насосов или закрытии задвижки БЗЗ, задвижки перед корпусом или клапана ДР.
Во всех этих случаях останов котла (корпуса) производится в соответствии с указаниями раздела Х.А.
182. Признаки прекращения подачи топлива в топку:
а) уменьшение температуры дымовых газов в поворотной камере;
б) падение до нуля расхода мазута и его давления или, если котел работал на газе, расхода газа и его давления;
в) увеличение разрежения в топке;
г) погасание топки;
д) снижение паропроизводительности.
Останов котла (корпуса) выполнить в соответствии с указаниями раздела Х.А.
183. Признаки отключения дымососов:
а) появление давления в топке;
б) падение показаний амперметров электродвигателей дымососов до нуля.
Признаки отключения дутьевых вентиляторов:
а) увеличение разрежения в топке;
б) падение давления воздуха на стороне нагнетания вентиляторов и перед горелками;
в) падение показаний амперметров электродвигателей дутьевых вентиляторов до нуля.
Останов котла (корпуса) выполнить в соответствии с разделом Х.А.
184. Признаки разрыва трубы в пароводяной части котла:
а) появление давления в топке;
б) перегрузка дымососов;
в) удар в топке либо сильный шум в топке или газоходах котла;
г) устойчивый небаланс показаний расходомеров воды и пара;
д) перекос температуры дымовых газов по ширине топки.
Примечание. Разрыв в водяном экономайзере сопровождается повышением температуры по пароводяному тракту, снижением температуры уходящих газов. Останов котла (корпуса) выполнить в соответствии с разделом Х.А, после чего расхолодить корпус выпуском собственного пара.
185. Обрыв факела в топке может быть обнаружен по резкому увеличению разрежения в топке и сигналу от фотореле. Повторная растопка котла допускается в этом случае после надлежащей вентиляции топки и газового тракта (в течение 10-15 мин).
Следует помнить, что обрыв факела и последующее воспламенение мазута или газа без предварительной вентиляции топки при непрерывной подаче топлива могут привести к взрыву в топочной камере.
При обрыве факела необходимо:
а) отключить все горелки;
б) провентилировать топку в течение 10-15 мин;
в) отключить авторегуляторы, управлять котлом дистанционно;
г) после вентиляции топки зажечь горелки и восстановить нормальную работу котла.
Если имел место хлопок от взрыва в топке и газоходах, необходимо тщательно провентилировать топку, обойти котел, осмотреть состояние обмуровки топочной камеры и конвективной шахты, закрыть не закрывшиеся при взрыве лючки, лазы и взрывные клапаны, после чего приступить к растопке.
186. Признаками загорания в конвективной части корпуса (котла) и воздухоподогревателя являются:
а) повышение температуры газов в области очага горения (на 30-50 °С выше нормальной для данного режима работы котла);
б) повышение температуры уходящих газов;
в) повышение температуры горячего воздуха;
г) перегрузка дымососа;
д) уменьшение разрежения по газовому тракту;
е) недопустимый перегрев обшивки и балок крепления поверхностей нагрева в районе очага горения.
Операции по останову производить в соответствии с разделом Х.А со следующими дополнительными операциями:
а) остановить дымосос, дутьевой вентилятор, закрыть все шиберы и направляющие аппараты по газовоздушному тракту;
б) установить через шайбовый обвод задвижки БЗЗ расход воды 50-60 т/ч через корпус со сбросом пара сначала через РОУ-I, а при снижении давления в корпусе до 50-60 ат перейти на сброс из растопочного сепаратора;
в) дать пар для тушения очага горения, а также пар к форсункам. При загорании в РВП дать также промывочную воду;
г) непрерывно вести наблюдения за температурой по газовому тракту котла, после понижения температуры газов в области очага горения до температуры питательной воды отключить паротушение и произвести осмотр конвективной части котла для определения места загорания и удаления имеющихся очагов горения. При загорании в воздухоподогревателе действовать согласно инструкции по эксплуатации воздухоподогревателей.
187. В случае взрыва газов в топке или газоходах котла немедленно прекратить подачу топлива в топку котла (корпуса), остановить дутьевые вентиляторы и закрыть направляющие аппараты перед дымососами.
Плотно закрыть все шиберы и направляющие аппараты по газовоздушному тракту, лазы, лючки, гляделки, взрывные клапаны и заменить поврежденные взрывные клапаны. Убедиться в отсутствии очагов горения в газоходах (главным образом в водяном экономайзере и воздухоподогревателе). При отсутствии очагов горения и поврежденных взрывных клапанов провентилировать топку и газоходы (в течение 10-15 мин) и приступить к растопке котла.
При зажигании первой горелки увеличить разрежение в топке и осмотреть через гляделки доступные наблюдению экраны и футеровку топки, для того чтобы убедиться в отсутствии повреждений.
Примечания: 1. Все остальные операции по аварийному останову и последующему пуску котла из неостывшего состояния выполняются согласно разделам Х.А и VIII.
2. Если на котле сохранилось состояние горячего резерва, произвести растопку котла согласно разделу VI.
В. Частичный сброс нагрузки блока
188. При сбросе турбогенератором нагрузки до 35-50%, что может быть обнаружено по снижению показаний паромеров и мегаваттметра, повышению давления за котлом и срабатыванию предохранительных клапанов котла, необходимо уменьшить общим регулирующим клапаном давление газа (или мазута) до восстановления номинального давления пара за котлом. Во всех случаях изменения нагрузки блока необходимо при установлении нового уровня тепловыделения приводить в соответствие с этим уровнем расход питательной воды, тягу и дутье.
189. При останове одного из двух работающих питательных насосов, что может быть обнаружено по уменьшению подачи воды в котел и на впрыски, а также по уменьшению давления в питательной линии и по миганию сигнальных ламп ключа управления насосом, если резервный насос в течение 9 сек не включился, необходимо разгрузить турбину, поддерживая исходные параметры свежего пара, и произвести на котле следующие операции:
а) на одном из корпусов котла с помощью клапанов РПК и ДР восстановить исходный расход питательной воды;
б) на втором корпусе установить расход питательной воды, равный 130-140 т/ч, и отключить три горелки, при этом закрыть подвод воздуха к ним и снизить соответственно давление газа (мазута) на остальные горелки;
в) отрегулировать тягодутьевой режим котла и вести регулирование параметров пара согласно режимным указаниям для соответствующих нагрузок;
г) после включения резервного питательного насоса восстановить исходную нагрузку блока.
190. Перевод котла на растопочную нагрузку и переключение его на РОУ-I допускаются на блоках, в которых РОУ-I поддерживается в состоянии горячего резерва, в следующих случаях:
а) сброс нагрузки турбогенератора до 30% и ниже, закрытие стопорных клапанов, отключение генератора от сети (признаки аварии см. п.188);
б) срабатывание предохранительных клапанов свежего пара и клапанов на холодных линиях промперегрева, если они не закрылись в течение 3 мин.
Для перевода корпуса на растопочную нагрузку необходимо:
- установить расход питательной воды 100 т/ч;
- отрегулировать давление газа (мазута) и тягодутьевой режим.
Примечание. Перевод корпуса на РОУ-I должен производиться воздействием защит. После перевода на РОУ-I регулирование параметров пара производится ручным дистанционным управлением.
191. При останове одного РВП на 2-3 ч снизить нагрузку корпуса до 50-60%. Во время ремонта проворачивать ротор вручную. При останове РВП на более длительное время или при останове обоих РВП (на корпусе) погасить корпус.
Примечание. При останове одного РВП открыть заслонку на газовом байпасе РВП и закрыть заслонки на основном газовом тракте до и после РВП.
Г. Потеря напряжения собственных нужд
192. Основные признаки потери напряжения собственных нужд:
а) останов двигателей всех механизмов;
б) падение давления и расхода питательной воды.
Примечание. Следует иметь в виду, что собственные нужды блока имеют автоматически включающийся резерв (АВР) от резервного трансформатора собственных нужд, поэтому потеря напряжения собственных нужд может быть лишь при отказе АВР. Но даже в этом случае наиболее ответственные механизмы 6 кв и собственные нужды 0,4 кв должны иметь питание от второго резервного источника.
193. При кратковременном (порядка 6-10 сек) перерыве питания собственных нужд и последующем самозапуске двигателей персонал не должен вмешиваться в их работу.
В случае невозможности подачи напряжения по истечении указанного времени автоматически подается импульс на отключение двигателей дутьевых вентиляторов со срабатыванием далее технологической блокировки механизмов котла, за исключением дымососов.
194. Оперативный персонал при потере напряжения собственных нужд должен:
а) проследить за действием блокировок и защит;
б) поставить ключи отключившихся механизмов в положение "Отключено";
в) выполнить аварийный останов котла в соответствии с разделом Х.А;
г) закрыть направляющие аппараты дутьевых вентиляторов, дымососов, вентилятора рециркуляции.
Примечание. Если технологические блокировки не сработали, то операции по отключению оборудования выполнять дистанционно с БЩУ.
д) при восстановлении напряжения на шинах собственных нужд приступить к растопке котла. Режим пуска котла должен быть определен в зависимости от теплового состояния блока.
Примечание. При отключении только оперативного тока управления останов производится с выдержкой времени - 3 мин.