РД РСК 01-2014
ПОЛОЖЕНИЕ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ
Дата введения 2014-06-05
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБОТАНО: Научно-методическим центром РСК - Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФГУП "ВНИИМС" Росстандарта)
УТВЕРЖДЕНО Руководителем НМЦ РСК, директором ФГУП "ВНИИМС", С.А.Кононоговым 05 июня 2014 г.
Под общей редакцией к.т.н., главного эксперта-метролога Российской системы калибровки Генкиной Р.И.
Предисловие
В настоящий сборник вошли руководящие документы Российской системы калибровки (РСК): РД РСК 01-2014 "Положение о Российской системе калибровки", РД РСК 02-2014 "Порядок организации деятельности Российской системы калибровки", разработанные на основе, в развитие и взамен ряда документов РСК, вводимых в действие, начиная с 1994 г.
Необходимость реформирования РСК и создания актуализированной нормативной базы РСК вызвана произошедшими изменениями в законодательстве Российской Федерации, регулирующем как вопросы обеспечения единства измерений, так и вопросы аккредитации, а также всё более ощутимой потребностью обеспечения соответствия качества выполнения калибровочных работ международным требованиям, сформулированным, в частности, в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий".
"Положение о Российской системе калибровки" коренным образом отличается от одноименного документа - ПР 50.2.017-95. Данные Правила были разработаны в качестве подзаконного акта Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" от 27 апреля 1993 г. N 4871-1*, в котором в ст.23 часть 2 было установлено: "На основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ.
В этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали".
Положением определялось, что государственные научные метрологические институты и органы Государственной метрологической службы (ЦСМ) получали полномочия аккредитующих органов национальной калибровочной службы, которую после принятия данного закона, необходимо было создавать. Ввиду того, что термин "служба" был традиционно применен в законе с привязкой к определениям "государственная метрологическая служба", "метрологическая служба государственных органов управления и юридических лиц", национальная калибровочная служба, чтобы не противопоставлять её перечисленным выше "службам", получила название "Российская система калибровки".
Госстандартом России функции Научно-методического центра РСК (НМЦ РСК) были возложены на Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС), В числе этих функций были:
- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране;
- регистрация и ведение Реестра РСК;
- участие в работе комиссий по регистрации и регистрация аккредитующих органов РСК (всего - 106 аккредитующих органов);
- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области организации калибровочной деятельности
и др.
Все эти функции ВНИИМС выполнял на протяжении многих лет. Были разработаны нормативные документы: ПР 50.2.016-94 "ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ", в соответствии с действующими в то время международными рекомендациями; ПР 50.2.017-95 "ГСИ. Положение о Российской системе калибровки", устанавливающие структуру, функции, права и обязанности субъектов РСК; ПР 50.2.018-95 "ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ", устанавливающие процедуру аккредитации и инспекционного контроля за деятельностью аккредитованных метрологических служб юридических лиц. Было разработано Типовое положение о калибровочной лаборатории, Порядок регистрации государственных научных метрологических центров и органов Государственной метрологической службы в качестве аккредитующих органов в Российской системе калибровки и ряд других документов.
Введение в действие в стране ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", а затем его пересмотр в 2006 г., не могли остаться без внимания РСК. НМЦ РСК принимает Рекомендацию Р РСК 003-2007 "Порядок подтверждения соответствия метрологических служб юридических лиц, аккредитованных в Российской системе калибровки, требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", в котором сделана попытка максимально соответствовать международным требованиям. Отменить введенные законом полномочия 106 аккредитующих органов было невозможно, в то время как в соответствии с международными (Европейскими) нормами в стране должен быть только один аккредитующий орган. И тогда в РСК появляется формулировка вида деятельности РСК, формально не связанная с аккредитацией: оценка и подтверждение соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Именно эту деятельность возглавил НМЦ РСК - ФГУП "ВНИИМС".
Учитывая масштабы страны и многообразие видов деятельности, в которых составляющим, а иногда и главным, элементом является калибровка средств измерений, НМЦ РСК ввел институт Уполномоченных экспертных организаций РСК (УЭО РСК), в число которых на добровольной основе могли войти государственные научные метрологические институты (ГНМИ), государственные региональные, а также отраслевые центры стандартизации и метрологии.
Функциями УЭО РСК, имеющих в своем составе специально подготовленных НМЦ РСК экспертов-метрологов РСК, являлись:
- оказание методической помощи в подготовке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих калибровку СИ (далее - калибровочные лаборатории) к процедуре оценки и подтверждения соответствия;
- предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006.
На тот период ГНМИ, государственные региональные центры стандартизации и метрологии (ЦСМ) в части подтверждения соответствия требованиям РСК продолжали действовать как самостоятельные аккредитующие органы РСК. При необходимости подтверждения соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 они выступали в роли УЭО РСК, а окончательную экспертизу и подтверждение соответствия осуществлял НМЦ РСК - ВНИИМС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. N 845 "О федеральной службе по аккредитации"* с 1 ноября 2011 г. функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) по аккредитации на право выполнения работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений переданы Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации). В перечень этих работ (услуг), на право выполнения которых необходимо получить аккредитацию, вошли: испытания с целью утверждения типа средств измерений; метрологическая экспертиза нормативной документации; аттестация методик измерений, используемых в сферах государственного регулирования; поверка средств измерений. Дополнила этот список добровольная аккредитация на выполнение работ по калибровке средств измерений.
Изменившаяся нормативно-правовая ситуация, появление национального органа по аккредитации заставили по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед Российской системой калибровки. Главной задачей РСК, действующей с первых дней в системе Госстандарта России, было создание условий для обеспечения единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования, т.е. задача, которую в соответствии с законодательством ни один федеральный орган исполнительной власти в настоящий момент не решает. Тем не менее, как и во всем мире, именно большая часть производства продукции находится вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, т.е. там, где исполнитель калибровочных работ и заказчик остаются один на один, без участия третьего компетентного лица. При этом зачастую ни тот, ни другой не имеют чёткого представления ни о показателях качества данной метрологической услуги, ни о влиянии их на качество выпускаемой продукции или другой основной деятельности предприятия.
Именно в этих сферах необходимо было создать условия, при которых калибровочные лаборатории, ставящие перед собой задачу соответствовать международным требованиям, получили бы необходимую научную, методическую и практическую помощь в достижении этого соответствия от компетентной организации, чтобы обеспечить доверие к результатам этой деятельности. По этому принципу создавались все калибровочные службы стран Западной Европы - добровольные объединения калибровочных лабораторий, осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными правилами и нормами, что и обеспечивало доверие к результатам их деятельности. Все эти службы, как правило, возглавляли государственные научные метрологические институты, являющиеся основными разработчиками нормативно-методической базы, регулирующей метрологическую деятельность.
С целью выполнения указанной функции с 1 ноября 2011 г. был введен в действие "Временный порядок организации деятельности Российской системы калибровки". Определение "временный" характеризовало ограниченное действие данного документа в течение переходного периода до появления нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по аккредитации, в частности, в области обеспечения единства измерений. Цель его была:
- создать условия для бесперебойного, в течение переходного периода, функционирования РСК, членами которой являлись несколько тысяч предприятий и организаций, подтвердивших свою компетентность в выполнении калибровочных работ и зарегистрированных в Реестре РСК;
- обеспечить научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при организации и осуществлении ими калибровочных работ, соответствующих требованиям РСК, международным требованиям, включая ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";
- регламентировать порядок оценки и подтверждения компетентности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 с целью внесения их в Реестр РСК и выдачи Свидетельств о регистрации в РСК.
Основным содержанием деятельности РСК было оказание максимальной помощи всем обратившимся к ней калибровочным лабораториям в достижении соответствия требованиям РСК и, уже в обязательном порядке, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Результатом её деятельности являлось подтверждение соответствия и регистрация калибровочной лаборатории в Реестре РСК с выдачей Свидетельства о регистрации в Реестре РСК, которое удостоверяло, что данная организация в части выполнения калибровочных работ соответствует требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
С вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" переходный период правовой неопределенности в регламентации процедур аккредитации можно считать завершенным. Национальная система аккредитации определила свои цели (среди которых нет цели обеспечения единства измерений в стране), определила своих участников, в числе которых есть экспертные организации, однако, среди них нет и не может быть по закону ни ГНМИ, ни ЦСМ. Таким образом, весь накопленный десятилетиями кадровый, научный и технический потенциал учреждений, априори наиболее компетентных в области организации деятельности по обеспечению единства измерений как в сферах государственного регулирования, так и вне этих сфер, оказался невостребованным. Это ещё раз показало необходимость функционирования системы, которая считает своей основной целью - обеспечение единства измерений, в частности, вне сферы федерального государственного регулирования, вне сферы государственного метрологического надзора.
5 июня 2014 г. руководителем НМЦ РСК утвержден и введен в действие Руководящий документ РСК РД РСК 01-2014 "Положение о Российской системе калибровки". Положение устанавливает: основной предмет деятельности РСК; организационную структуру РСК; функции, права и обязанности элементов структуры РСК.
В соответствии с Решением заседания Совета директоров метрологических научно-исследовательских институтов и метрологических научных центров Росстандарта от 20 февраля 2013 г., утвержденного Председателем Совета директоров, заместителем Руководителя Росстандарта Ф.В.Булыгиным, функции Научно-методического центра РСК и Исполнительного органа РСК возложены на ФГУП "ВНИИМС". Основными функциями НМЦ РСК являются: разработка нормативных документов РСК; ведение Реестра РСК; оказание научно-методической помощи калибровочным лабораториям в организации ими калибровочной деятельности в соответствии с установленными требованиями; осуществление контроля за деятельностью субъектов РСК.
В новом Положении о РСК введен институт Технических комитетов РСК по видам измерений (ТК РСК), которые призваны способствовать совершенствованию научно-технической базы РСК путем: разработки методик калибровки; разработки методик расчета неопределенностей измерений, производимых с помощью средств измерений, прошедших калибровку; разработки и утверждения иерархических схем передачи единиц величин по закрепленному за ТК РСК виду измерений и ряда других наукоёмких видов деятельности.
В деятельности РСК участвуют УЭО РСК. В качестве УЭО РСК выступают ГНМИ, государственные региональные и отраслевые центры стандартизации и метрологии, основной функцией которых является оказание научно-методической помощи в части организации и выполнения калибровочных работ калибровочным лабораториям, находящимся в соответствующем регионе или специализирующимся на калибровке средств измерений отраслевого назначения. Результатом этой работы является предварительная оценка соответствия качества выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Окончательную экспертизу материалов и подтверждение компетентности в части выполнения калибровочных работ осуществляет Исполнительный орган РСК, который присваивает шифр калибровочного клейма, оформляет и выдает Свидетельство о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Реестре РСК.
Следующий Руководящий документ РСК РД РСК 02-2014 "Порядок организации деятельности Российской системы калибровки", введенный в действие с 10 июля 2014 г., разработан с учетом опыта применения "Временного порядка организации деятельности РСК" и обсуждения проекта с ГНМИ. Документ содержит Введение, устанавливающее цели его разработки, область распространения и взаимосвязи с другими документами РСК.
Раздел "Общие положения" содержит формулировку понятия "Российская система калибровки", цели её функционирования, описание основных элементов её структуры.
В РД РСК 02-2014 сформулированы основные требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Следующие разделы описывают порядок осуществления той или иной функции элементов структуры РСК, а также порядок ведения Реестра РСК.
РД РСК 02-2014 содержит 16 приложений, среди которых формы документов, сопровождающих деятельность РСК, а также методические указания по содержанию и изложению Руководства по качеству организации и выполнения калибровочных работ, являющегося основополагающим документом организации калибровочной деятельности любого предприятия. Представленный макет Руководства по качеству с примечаниями к ряду разделов, в которых нашел отражение весь опыт работ с широчайшим кругом калибровочных лабораторий, ставящих перед собой цель соответствовать международным требованиям, может оказать неоценимую помощь другим калибровочным лабораториям, ставящим перед собой такую же цель, желающим подтвердить её достижение и вступить в Российскую систему калибровки.
Настоящий документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки и ее структурных подразделений, права и обязанности добровольно входящих в нее юридических лиц, независимо от форм собственности, и индивидуальных предпринимателей.
Настоящий документ распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Российской системе калибровки в качестве калибровочных лабораторий, и на другие органы и организации, входящие в Российскую систему калибровки в качестве структурных подразделений.
Настоящий документ учитывает основные положения следующих документов:
Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений";
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г., N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии";
Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. N 845 "О Федеральной службе по аккредитации".
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Калибровка средств измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений;
Российская система калибровки (РСК) - совокупность добровольно объединившихся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых в части организации и выполнения калибровочных работ направлена на обеспечение единства измерений в стране вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений и осуществляется в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.
Технические комитеты РСК - установленная Российской системой калибровки форма сотрудничества Государственных научных метрологических институтов - подписантов CIPM MRA "Взаимное признание национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами", осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведения работ по совершенствованию калибровочной деятельности по закрепленному за Техническим комитетом РСК виду измерений.
Совет РСК - постоянно действующий совещательный орган РСК, созданный в целях содействия выработке и реализации технической политики РСК, нормативному регулированию и координации деятельности субъектов РСК.
Научно-методический центр РСК - орган РСК, осуществляющий научно-методическое руководство и контроль за деятельностью субъектов РСК.
Исполнительный орган РСК - орган РСК, выполняющий непосредственную оперативную деятельность по реализации целей функционирования РСК.
Уполномоченные экспертные организации РСК - организации, отвечающие требованиям, установленным РСК и уполномоченные от имени РСК выполнять функции, установленные настоящим Положением.
Калибровочные лаборатории - юридические лица и индивидуальные предприниматели, подразделения юридических лиц, специалисты юридических лиц, выполняющие работы по калибровке средств измерений.
2 СОКРАЩЕНИЯ
ИО РСК - Исполнительный орган Российской системы калибровки;
ГНМИ - Государственные научные метрологические институты;
ГРЦМ - государственные региональные центры метрологии;
НМЦ РСК - Научно-методический центр Российской системы калибровки;
РСК - Российская система калибровки;
ТК РСК - Технический комитет по виду измерений Российской системы калибровки;
УЭО РСК - Уполномоченная(-ые) экспертная(-ые) организация(-и) Российской системы калибровки;
ФГУП "ВНИИМС" - Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы".
3 ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основная цель функционирования РСК - это создание условий для международного признания результатов калибровки и обеспечения доверия к качеству выполнения калибровочных работ со стороны клиентов и партнеров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РСК и осуществляющих калибровочную деятельность в соответствии с едиными требованиями, гармонизированными с международными требованиями и нормами.
3.2 Основным предметом деятельности РСК являются:
- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране в соответствии с международными требованиями;
- решение научно-технических проблем калибровки средств измерений (по видам измерений);
- создание нормативной базы методик калибровки, соответствующих международным требованиям и нормам и обеспечивающих признание результатов калибровки как в стране, так и за рубежом;
- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в организации ими калибровочной деятельности в соответствии с требованиями РСК, международными требованиями, включая ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- обеспечение прослеживаемости результатов калибровки, выполняемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в РСК, и оценка и подтверждение соответствия этой деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- подготовка по вопросам внедрения в РСК ГОСТ ИСО/МЭК 17025 специалистов государственных научных метрологических институтов (ГНМИ), государственных региональных центров метрологии (ГРЦМ) и отраслевых центров метрологии в качестве экспертов-метрологов РСК, уполномоченных от имени РСК оказывать помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в регистрации в РСК, в организации ими калибровочной деятельности, и проводить предварительную оценку и подтверждение соответствия этой деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- ведение Реестра РСК, регистрация в Реестре РСК юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтвердивших своё соответствие в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 с присвоением шифра калибровочного клейма;
- информирование заинтересованных лиц о новейших достижениях в калибровочной деятельности, о новых разработках и принятых нормативных и методических документах РСК.
4 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
4.1 Российскую систему калибровки, выполняющую свои функции и следующую правилам, устанавливаемым настоящим документом и другими документами РСК, в совокупности образуют:
Государственные научные метрологические институты - подписанты соглашения Международного комитета мер и весов "Взаимное признание национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами";
Государственные региональные центры метрологии;
отраслевые центры стандартизации и метрологии;
юридические лица и индивидуальные предприниматели, подтвердившие прослеживаемость результатов калибровки и своё соответствие в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025, в результате чего зарегистрированные в Реестре РСК.
4.2 В организационную структуру РСК (Приложение 1) входят: Совет РСК, Технические комитеты РСК, Научно-методический центр РСК, Исполнительный орган РСК, Уполномоченные экспертные организации РСК, юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Реестре РСК в качестве калибровочных лабораторий.
4.3 Совет РСК является постоянно действующим совещательным органом и создается в целях содействия выработке и реализации технической политики и нормативному регулированию калибровочной деятельности, совершенствования и координации этой деятельности.
4.3.1 Членами Совета РСК являются представители Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, директора государственных научных метрологических институтов.
4.3.2 Председатель Совета РСК избирается открытым голосованием на заседании Совета РСК из членов Совета РСК.
4.3.3 Совет РСК собирается с периодичностью, определяемой потребностью решения стратегических вопросов деятельности РСК, по инициативе Председателя Совета РСК, членов Совета РСК или Научно-методического центра РСК.
4.3.4 Обсуждение вопросов, стоящих перед Советом РСК, может проходить в дистанционном режиме с использованием любых доступных средств связи.
4.4 Технические комитеты РСК по видам измерений (ТК РСК) образуются на базе Государственных научных метрологических институтов в соответствии с их специализацией.
4.4.1 Председатель ТК РСК назначается директором соответствующего ГНМИ.
4.4.2 Членами ТК РСК могут быть ведущие специалисты и ученые заинтересованных организаций, организаций-заказчиков калибровочных работ, разработчиков, изготовителей средств измерений, лабораторий, проводящих испытания средств измерений в целях утверждения типа.
4.4.3 В состав ТК РСК входят секретариат и члены ТК РСК.
4.4.4 ТК РСК может образовывать подкомитеты (ПК ТК РСК) по разделам области (вида) измерений, закрепленной за ТК РСК.
4.4.5 Решение конкретных задач, стоящих перед ТК РСК, осуществляется путем создания рабочих групп в рамках ТК РСК или ПК ТК РСК, объединенных реализацией конкретного проекта.
4.4.6 Руководители подкомитетов утверждаются Председателем ТК РСК. Руководители рабочих групп утверждаются Председателем ПК ТК РСК или Председателем ТК РСК.
4.4.7 Внесение изменений и корректировок в структуру и состав ТК РСК осуществляется Председателем ТК РСК.
4.5 Научно-методическим центром РСК (НМД РСК) является Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ФГУП "ВНИИМС"), назначенный решением Совета директоров метрологических научно-исследовательских институтов и метрологических научных центров Росстандарта от 20 февраля 2013, утвержденное Председателем Совета директоров, заместителем Руководителя Росстандарта Ф.В.Булыгиным.
4.6 Исполнительным органом РСК является подразделение ФГУП "ВНИИМС", выполняющее функции Исполнительного органа РСК в соответствии с настоящим Положением.
4.7 Государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, отраслевые центры стандартизации и метрологии, имеющие в своем составе не менее двух специалистов, прошедших специальную подготовку в НМЦ РСК в качестве экспертов-метрологов по вопросам внедрения в РСК ГОСТ ИСО/МЭК 17025 и по оценке соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025, добросовестно выполняющие функции в соответствии с настоящим документом, являются Уполномоченными экспертными организациями РСК (УЭО РСК).
4.8 Калибровочными лабораториями, входящими в структуру РСК, являются зарегистрированные в Реестре РСК юридические лица и индивидуальные предприниматели, или подразделения юридических лиц и их специалисты, подтвердившие прослеживаемость результатов калибровки и своё соответствие в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025.
4.9 Логотип РСК представлен в Приложении 2.
5 ФУНКЦИИ
5.1 Основными функциями Совета РСК являются:
- формирование предложений по основным принципам и правилам функционирования РСК;
- разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности РСК;
- рассмотрение проектов нормативных актов в области калибровки, выдача замечаний и предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;
- определение основных направлений в проведении исследований в области калибровки;
- рассмотрение и определение направлений международного сотрудничества в области калибровки.
5.2 Основными функциями Технических комитетов РСК по видам измерений являются:
- организация разработки и разработка методик калибровки;
- разработка методов и методик расчета неопределенности измерений, производимых с помощью СИ, прошедших калибровку;
- разработка и утверждение иерархических схем передачи единиц величин по закрепленному за ТК РСК виду измерений;
- определение основных направлений в проведении исследований в области калибровки средств измерений (по видам измерений);
- проведение конференций и семинаров по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;
- углубленная подготовка персонала калибровочных лабораторий, выполняющего калибровку средств измерений, в соответствии со специализацией ТК РСК;
- оказание научно-методической помощи и консультационных услуг членам РСК по вопросам калибровки средств измерений по закрепленному за ТК РСК виду измерений;
- разработка проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность РСК в рамках вида измерений, закрепленного за ТК РСК.
5.3 Основными функциями Научно-методического центра РСК являются:
- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране в соответствии с международными требованиями;
- ведение Реестра РСК: регистрация в Реестре РСК юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтвердивших прослеживаемость результатов калибровки и своё соответствие в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025; регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, аккредитованных в области обеспечения единства измерений на компетентность в выполнении работ по поверке средств измерений, подавших заявку на регистрацию в Реестре РСК; регистрация в реестре РСК УЭО РСК, включая экспертов-метрологов РСК; ведение Реестра методик калибровки, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Реестре РСК и заинтересованными в занесении используемых или разработанных ими методик калибровки в Реестр методик калибровки РСК;
- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по организации ими калибровочной деятельности в соответствии с требованиями РСК, международными требованиями, включая ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- подготовка специалистов ГНМИ, ГРЦМ и отраслевых центров стандартизации и метрологии в качестве экспертов-метрологов РСК, уполномоченных от имени РСК оказывать помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в регистрации в РСК, в организации ими калибровочной деятельности, и проводить предварительную оценку и подтверждение соответствия этой деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- осуществление контроля за деятельностью субъектов РСК;
- пропаганда и распространение научно-технических знаний в области метрологии, организация обмена опытом специалистов-метрологов, занимающихся калибровочной деятельностью;
- осуществление консультационной деятельности по вопросам РСК;
- установление контактов с национальными и международными калибровочными службами, союзами, объединениями;
- осуществление сбора и анализа информации о калибровочной деятельности в стране и за рубежом;
- разработка, рассмотрение и внедрение предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию РСК и калибровочной деятельности в целом;
- информирование заинтересованных лиц о новейших достижениях в калибровочной деятельности, о новых разработках и принятых нормативных и методических документах РСК.
5.4 Основными функциями Исполнительного органа РСК являются:
- оценка и подтверждение прослеживаемости результатов калибровки и соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- присвоение шифра калибровочного клейма;
- оформление и выдача юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Свидетельств о регистрации в Реестре РСК;
- проведение инспекционного контроля за деятельностью калибровочных лабораторий, зарегистрированных в РСК.
5.5 Основными функциями Уполномоченных экспертных организаций РСК являются:
- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в части организации и выполнения ими калибровочных работ;
- оказание научно-методической помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в подготовке ими комплекта документов, представляемых в Исполнительный орган РСК для оценки и подтверждения прослеживаемости результатов калибровки и соответствия в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- осуществление предварительной оценки соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 до представления в Исполнительный орган РСК для проведения окончательной экспертизы и подтверждения соответствия;
- проведение по поручению Исполнительного органа РСК инспекционного контроля за деятельностью калибровочных лабораторий, зарегистрированных в РСК с участием данной УЭО РСК.
5.6 Основными функциями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в РСК в качестве калибровочных лабораторий и подтвердивших прослеживаемость результатов калибровки и соответствие в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025, являются:
- проведение калибровки средств измерений, входящих в Область признания компетентности в части выполнения калибровочных работ, в полном соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- разработка или инициирование разработки методик калибровки и методик расчета неопределенностей результатов калибровки.
6 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
6.1 Совет РСК
6.1.1 Совет РСК имеет право:
- инициировать внесение изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;
- получать от НМЦ РСК, Исполнительного органа РСК, УЭО РСК информацию, необходимую для проведения анализа функционирования РСК и выработки предложений по её совершенствованию и развитию.
Члены Совета РСК имеют право инициировать внеочередное заседание Совета РСК.
6.1.2 Члены Совета РСК обязаны:
- активно участвовать в работе Совета РСК;
- содействовать реализации функций Совета РСК.
6.2 НМЦ РСК
6.2.1 НМЦ РСК имеет право:
- разрабатывать нормативные документы РСК;
- осуществлять контроль деятельности Исполнительного органа РСК и УЭО РСК;
- осуществлять подготовку экспертов-метрологов РСК, участвующих от имени РСК в оказании помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в регистрации в РСК, в организации ими калибровочной деятельности, и проведении предварительной оценки и подтверждению соответствия этой деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- аннулировать Извещения о регистрации УЭО РСК в случае несоответствия УЭО РСК предъявляемым к ним требованиям;
- получать от Исполнительного органа РСК информацию о результатах работ по оценке и подтверждению прослеживаемости результатов калибровки и соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения ими калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 и об участии в этих работах УЭО РСК;
- заключать от имени РСК соглашения, договора, контракты с национальными и международными калибровочными службами и организациями;
- инициировать внеочередное заседание Совета РСК.
6.2.2 НМЦ РСК обязан:
- своевременно разрабатывать и актуализировать в соответствии с действующим законодательством и международными требованиями нормативные документы РСК;
- организовывать деятельность Совета РСК;
- обеспечить ведение Реестра РСК;
- оказывать научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по вопросам организации и выполнения калибровочных работ;
- рассматривать апелляции лиц, подавших заявление о регистрации в РСК, и лиц, зарегистрированных в РСК.
6.3 Исполнительный орган РСК
6.3.1 Исполнительный орган РСК имеет право:
- беспрепятственно, в рамках договоров по оценке и подтверждению прослеживаемости результатов калибровки и соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения ими калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 и инспекционного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесенных в Реестр РСК, посещать места осуществления калибровочной деятельности для реализации своих функций;
- аннулировать или приостанавливать действия Свидетельств о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Реестре РСК в случае обнаружения несоответствия их калибровочной деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- в пределах своей компетенции проводить экспертизу методик калибровки и давать предложения по их корректировке в случае необходимости;
- привлекать к работе по оценке и подтверждению прослеживаемости результатов калибровки и соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения ими калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 экспертов-метрологов РСК и (или) УЭО РСК,
6.3.2 Исполнительный орган РСК обязан:
- соблюдать условия договоров по оценке и подтверждению прослеживаемости результатов калибровки и инспекционному контролю за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ в соответствии с требованиями РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- своевременно осуществлять или поручать УЭО РСК осуществление инспекционного контроля за соответствием выполнения калибровочных работ юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Реестре РСК, требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- оказывать необходимую консультационную помощь субъектам РСК в части организации их деятельности.
6.4 ТК РСК
6.4.1 ТК РСК имеет право:
- разрабатывать и утверждать Рекомендации РСК, регламентирующие технические вопросы калибровки СИ по виду измерений, закрепленному за ТК РСК (методики калибровки, методики оценки неопределенности измерений, иерархические схемы в соответствии с международными рекомендациями по калибровке);
- выходить с предложениями в Совет РСК о внесении изменений и дополнений в нормативную базу РСК;
- осуществлять от имени РСК взаимодействие с аналогичными техническими комитетами национальных калибровочных служб или международных метрологических организаций по вопросам организации и совершенствования калибровочной деятельности в области закрепленного за ТК РСК вида измерений.
6.4.2 ТК РСК обязан:
- формулировать и решать задачи, обеспечивающие гармонизацию калибровочной деятельности РСК с международными требованиями и нормами, а также признание результатов калибровки как отечественными заказчиками, так и зарубежными партнерами в рамках вида измерений, закрепленного за ТК РСК;
- организовывать деятельность подкомитетов и рабочих групп ТК РСК;
- оказывать научно-методическую помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - членам РСК по вопросам выполнения калибровочных работ по виду измерений, закрепленному за ТК РСК.
6.5. УЭО РСК
6.5.1 УЭО РСК имеют право:
- оказывать помощь юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в регистрации в РСК, в организации ими калибровочной деятельности, и проводить предварительную оценку и подтверждение соответствия этой деятельности требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025 силами экспертов-метрологов РСК, прошедших специальную подготовку в НМЦ РСК;
- принимать участие в процедуре оценки и подтверждения прослеживаемости результатов калибровки и соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части выполнения калибровочных работ требованиям РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025, осуществляемой Исполнительным органом РСК;
- осуществлять по поручению Исполнительного органа РСК инспекционный контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Реестре РСК, в соответствии с порядком, установленным в РСК.
6.5.2 УЭО РСК обязаны:
- осуществлять свою деятельность в полном соответствии с порядком, установленным в РСК;
- иметь в своем составе не менее двух экспертов-метрологов, прошедших специальную подготовку в НМЦ РСК;
- информировать Исполнительный орган РСК о результатах проведенного ею инспекционного контроля за калибровочной деятельностью юридического лица или индивидуального предпринимателя, в подтверждении компетентности в части выполнения калибровочных работ которого данная УЭО РСК принимала участие.
6.6 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Реестре РСК
6.6.1 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Реестре РСК, имеют право:
- калибровать средства измерений, в том числе для сторонних организаций;
- выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные знаки от имени РСК;
- получать необходимую научно-методическую и консультационную помощь от НМЦ РСК, Исполнительного органа РСК, УЭО РСК;
- изменять сроки калибровки средств измерений с учетом их эксплуатационных свойств и (или) условий эксплуатации;
- проводить контроль состояния средств измерений и давать необходимые предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных средств измерений;
- подавать апелляции в НМЦ РСК по вопросам, связанным с деятельностью РСК.
6.6.2 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Реестре РСК, обязаны:
- соблюдать требования к выполнению калибровочных работ, предъявляемые РСК и ГОСТ ИСО/МЭК 17025;
- обеспечивать качество выполнения калибровочных работ;
- вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной калибровки;
- не использовать шифр калибровочного клейма, выданный при регистрации в Реестре РСК и другие регалии РСК, при проведении калибровки средств измерений, не вошедших в Область признания компетентности, или по истечении срока действия Свидетельства о регистрации в РСК;
- обеспечивать свободный доступ уполномоченным представителям Исполнительного органа РСК или УЭО РСК в помещение калибровочной лаборатории для реализации своих функций по оценке и подтверждению компетентности в части выполнения калибровочных работ или осуществлению инспекционного контроля за калибровочной деятельностью;
- предоставлять возможность ознакомления с результатами внутрилабораторных проверок системы обеспечения качества работ по калибровке средств измерений и проверок качества калибровок;
- принимать участие (при необходимости) в межлабораторных сличениях;
- уведомлять в течение месяца Исполнительный орган РСК об изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности, которые могут повлиять на качество калибровки или на область деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, входящей в Область признания компетентности;
- соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения калибровки;
- обеспечивать прослеживаемость используемых средств калибровки.
Приложение 1
Организационная структура РСК
Приложение 2
Логотип Российской системы калибровки