ГОСТ 12391-77
Группа Д25
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ВАЛЫ ГИБКИЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ АВТОТРАКТОРНЫХ ПРИБОРОВ
Технические условия
Panel board flexible shafts for vehicle. Specifications
MКC 43.040.30
ОКП 45 7381
Дата введения 1979-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30.09.77 N 2360
3. ВЗАМЕН ГОСТ 12391-66 и ГОСТ 14011-68
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
|
|
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта |
5.2, 5.4 | |
2.4 | |
5.2 | |
5.2, 5.4 | |
5.2 | |
5.2 | |
5.5, 5.6 | |
5.4 | |
5.2 | |
ГОСТ 18242-72 | 3.7 |
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 7-81 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)
6. ИЗДАНИЕ (март 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в январе 1984 г., июле 1988 г. (ИУС 4-84, 11-88), Поправкой (ИУС 7-81)
Настоящий стандарт распространяется на гибкие валы автотракторных приборов с левым вращением со стороны трансмиссии (привода), применяемых на автомобилях, тракторах, мотоциклах и других транспортных средствах.
Стандарт не распространяется на гибкие валы для привода стеклоочистителей, таксометров, а также на гибкие валы дистанционного управления (сброса суточного счетчика, установки стрелок часов, гибких сочленений в замках).
1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. В зависимости от конструкции троса гибкие валы изготовляют трех типов:
- трехслойные - с внешним диаметром троса 2,3 мм;
- четырехслойные - с внешним диаметром троса 3,2 мм (применяются для длины до 3550 мм включительно);
- пятислойные - с внешним диаметром троса 4,1 мм (применяются для длины свыше 3550 мм).
Допускается изготовлять по согласованию потребителя с предприятием-изготовителем пятислойные валы длиной до 3550 мм и четырехслойные - длиной свыше 3550 мм.
1.2. Типы соединений гибких валов с прибором и трансмиссией и присоединительные размеры должны соответствовать указанным ниже и на черт.1-7:
- типы соединений с прибором:
А1, A3 - для приборов с максимальным крутящим моментом привода до 0,03 Н·м;
А2 - для приборов с максимальным крутящим моментом привода до 0,02 Н·м;
- типы соединений с трансмиссией:
Б1, Б2 и Б3 - для приборов с максимальным крутящим моментом до 0,03 Н·м;
Б4 - для приборов с максимальным крутящим моментом до 0,02 Н·м.
Должны применяться следующие сочетания типов соединений гибких валов: А1 с Б1; А1 с Б2; А2 с Б4; A3 с БЗ и Б4.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, Поправка).
Тип А1
Черт.1
Тип А2
Черт.2
Тип A3
Черт.3
Тип Б1
Черт.4
_______________
* Размер согласовывается с заказчиком в зависимости от длины и трассы монтажа вала.
Тип Б2
Черт.5
Тип БЗ
Черт.6
Тип Б4
Черт.7
Примечание. Черт.1-7 не определяют конструкцию мест присоединения в трансмиссии и приборе. Гибкие валы в соответствии с черт.4, 5 и 7 при новом проектировании не применять.
Примечание. Ряд длин гибких валов установлен для валов, проектирование которых начато после внедрения настоящего стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Гибкие валы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Гибкий вал должен состоять из троса, передающего вращение, и его защитной брони.
Допускается по согласованию потребителя с изготовителем установка на броню гибких валов резиновых защитных муфт.
2.3. Трос гибкого вала должен состоять из сердечника и нескольких чередующихся между собой по направлению навитых слоев круглой проволоки и иметь наконечники или квадратные концы для соединения с вращающимися деталями трансмиссии и прибора.
Трос гибкого вала должен иметь правую навивку проволок внешнего слоя. Броня валов должна иметь арматуру для присоединения к неподвижным деталям трансмиссии и прибора.
2.4. Гибкие валы исполнения У и Т должны быть работоспособными при эксплуатации в диапазоне температур окружающей среды от минус 40 до плюс 70 °С.
Гибкие валы исполнения ХЛ должны быть работоспособными при температуре окружающей среды по ГОСТ 3940*.
2.5. Гибкие валы должны обеспечивать надежную работу приборов на трассах с радиусами изгиба не менее 150 мм с углом изгиба не более 180°, при этом суммарный угол криволинейных частей трассы с таким радиусом не должен превышать 360°.
2.4, 2.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).
2.6. Установка гибких валов на транспортных средствах должна исключать повреждения пластмассовой оболочки и случайные изгибы радиусом менее 150 мм.
(Поправка).
2.7. (Исключен, Изм. N 2).
2.8. Поверхность троса должна быть ровной, чистой, без набегов обрывов проволок и следов коррозии. Не допускаются обрывы проволок в слоях, обрыв сердечника, а также выпучивание отдельных проволок.
2.9. Просвет между витками в слоях троса не должен быть более 0,5 диаметра навиваемой проволоки на шаг винтовой линии.
2.10. Слои троса должны плотно соприкасаться между собой.
2.11. Максимальный угол закручивания троса на 1 м длины при приложении крутящего момента 0,075 Н·м должен быть не более:
80° - для четырехслойного троса при левом вращении;
120° - для четырехслойного троса при правом вращении;
75° - для пятислойного троса при любом вращении.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.12. Трос при левом вращении гибкого вала не должен разрушаться при нагружении статическим крутящим моментом, Н·м:
1,0 - для четырехслойного троса;
1,8 - для пятислойного троса.
2.13. Ось ненагруженного троса гибкого вала, расположенного и выпрямленного в горизонтальной плоскости, включая концевые участки, должна быть прямолинейной.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.