Руководящий документ РД 31.70.04-82 Методика определения стягивающих усилий при снятии судов с мели.
РД 31.70.04-82
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЯГИВАЮЩИХ УСИЛИЙ ПРИ СНЯТИИ СУДОВ С МЕЛИ
Дата введения 1984-01-01
РАЗРАБОТАНА Ростовским центральным проектно-конструкторским бюро с опытным производством
Главный инженер В.И.Борисов
Заведующий отделом А.А.Кацияев
Заведующий сектором стандартизации и метрологии И.Н.Шахмейстер
Руководитель разработки, ответственный исполнитель В.М.Захаров
Исполнитель В.А.Хона
УТВЕРЖДЕНА В/О "Мореплавание"
Заместитель председателя объединения Г.С.Леонтьев
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Инструктивным письмом В/О "Мореплавание" N ССП-01-9/579 от 4.11.82 г. срок введения в действие установлен с 1 января 1984 г.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на аварийно-спасательные операции по снятию судов с мели и предназначен для повышения организационно-технического уровня проводимых операций.
РД устанавливает методы определения стягивающих усилий при различных способах стягивания судна с мели (поступательном, лагом и разворотом) и различных характерах приложения усилия (статическом и динамическом).
РД не распространяется на случаи посадки на мель судна, вовнутрь или во вмятины корпуса которого вошли камни или неровности сплошной скалы, уборка которых при стягивании судна с мели не предусматривается.
РД также не предусматривает учет ледовых условий при снятии судов с мели.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ХАРАКТЕРИСТИК
РАЙОНА ПОСАДКИ АВАРИЙНОГО СУДНА НА МЕЛЬ
1.1. Исходные данные и требуемая техническая документация по аварийному судну
1.1.1. Объем исходных данных и требуемой технической документации по аварийному судну зависит от выбранного способа снятия судна с мели и характера посадки.
1.1.2. Исходные данные по аварийному судну в общем случае включают следующие величины:
|
|
длину между перпендикулярами, м
| |
ширину, м
| |
высоту борта, м
| |
осадку среднюю перед аварией, м
| |
" носом перед аварией, м | |
" кормой перед аварией, м | |
" среднюю после аварии, м | |
" носом после аварии, м | |
" кормой после аварии, м | |
водоизмещение перед аварией, т
| |
" после аварии, т | |
угол крена после аварии, град
| |
число тонн на 1 см осадки перед аварией, т/см
| |
то же, после аварии, т/см
| |
площадь ватерлинии перед аварией, м | |
то же, после аварии, м | |
угол килеватости днища, град
| |
абсциссу центра тяжести ватерлинии перед аварией, м
| |
абсциссу центра величины перед аварией, м
| |
то же, после аварии, м
| |
аппликату центра величины перед аварией, м
| |
то же, после аварии, м
| |
момент инерции площади ватерлинии относительно ДП судна перед аварией, м | |
общий срок эксплуатации судна, лет
| |
срок эксплуатации судна после очистки и окраски или только очистки корпуса судна, мес |
В дополнение к ним в конкретных случаях требуются:
Исходные данные, требуемые для определения опорной реакции грунта и координат точки ее приложения с помощью программы АС-1М, приведены в справочном приложении 2.
1.1.3. Для получения величин, указанных в п.1.1.2, требуется следующая техническая документация по аварийному судну: кривые элементов теоретического чертежа; общее расположение; посадочная диаграмма (диаграмма Г.А.Фирсова); теоретический чертеж.
В случае определения потери водоизмещения согласно п.1.5.4 дополнительно требуется масштаб Бонжана.
Вышеуказанные величины могут быть также получены из информации об остойчивости судна для капитана.
1.1.4. При посадке судна на мель нужно также определить исходные данные, характеризующие место и характер посадки судна на мель, а именно:
планшет глубин и возможные направления стягивания;
размеры и конфигурацию опорной поверхности судна о грунт;
размеры и конфигурацию заглубления корпуса судна в грунт с обоих бортов;
вид грунта на месте посадки по всей длине опорной поверхности с обоих бортов;
направление и скорость ветра;
направление движения и высоту волн.
1.2. Промер глубин в районе посадки аварийного судна на мель
(снятие планшета глубин)
1.2.1. При организации промера глубин должны быть исключены ошибки в измерениях и тем более пропуски банок и рифов.
1.2.2. Промер глубин производится с помощью лота, футштока, жесткого, полужесткого или мягкого трала, других механических средств, а также может производиться с помощью переносных промерных эхолотов (например, типа ПЭЛ-3), которые устанавливаются на любом плавсредстве (например, шлюпке или катере) и позволяют производить запись замеров глубины на самописце или осциллографе.
1.3. Определение вида грунта на месте посадки судна на мель
1.3.1. Виды грунтов на месте посадки судна на мель определяются по взятым пробам с помощью табл.1, в которой приведены гранулометрический состав и визуальные признаки грунтов.
Таблица 1
Гранулометрическая классификация грунтов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид грунта | Свойства грунта | Содержание частиц, % | Визуальные признаки для определения вида грунта | ||||||
|
| илисто- глинис- тых | песчаных | гравий- ных | гальки |
| |||
|
| мельче 0,05 мм | 0,05-0,25 мм | 0,25-0,5 мм | 0,5-2,0 мм | 2-40 мм | 40-100 мм |
| |
Ил | Связный | Более 55 | Менее 45 |
|
| Весьма рыхлый водонасыщенный грунт темного, темно-коричневого цвета | |||
Глина |
| Более 30 | Не регламентируется | Менее 10 | Менее 2 | Во влажном состоянии легко скатывается в шарики, которые сминаются без разрыва сплошности; на ощупь кажутся жирными; при растирании между пальцами или на стекле шпателем не ощущается заметного присутствия зернистых включений | |||
Суглинок |
| Более 10 |
|
|
| Во влажном состоянии скатывается в шарики, которые сминаются без разрыва сплошности; при растирании между пальцами или на стекле шпателем ощущается присутствие зернистых включений | |||
Песок мелкий | Несвязный | Менее 15 | Более 50 | Менее 50 |
|
|
| Связности не имеет; легко распадается на комки и зерна при растирании руками | |
Песок средний |
|
| Менее 50 | Более 50 | Менее 50 |
|
|
| |
Песок крупный |
|
| Менее 50 | Более 50 |
|
|
| ||
Гравий |
| Менее 3 | Не регламентируется | Более 50 |
| Легко распадается на отдельные крупные зерна | |||
Галька |
|
|
|
| Более 50 |
|
Обнаружение скальных и полускальных пород выполняет визуально водолаз.
1.3.2. Отбор проб грунта производит водолаз. Для связных и песчаных грунтов рекомендуется применять трубку ГОИНа. Порядок взятия пробы грунта трубкой ГОИНа приведем в рекомендуемом приложении 3.
При отсутствии грунтоотборников и аварийной необходимости сокращения времени подводных работ вид грунта может устанавливать непосредственно на дне водолаз без отбора проб.
1.3.3. При использовании грунтоотборников пробы грунта первоначально рекомендуется брать в четырех плановых точках: с обоих бортов в носовой и кормовой частях опорной площадки.
В случае неоднородности грунта по длине опорной площадки количество проб грунта выбирается исходя из фактического размещения грунтовых пород.
Количество точек для взятия проб грунта водолазом определяется количеством участков однородного грунта. Границы участков устанавливаются визуально водолазом.
1.4. Определение коэффициента трения корпуса судна о грунт
1.4.1. В табл.2 и 3 приведены значения коэффициентов трения свежеокрашенного корпуса судна о несвязные и связные грунты, а также поправочные коэффициенты к ним, учитывающие состояние поверхности наружной обшивки.
Таблица 2
Коэффициенты трения окрашенной металлической поверхности о грунты
и поправочные коэффициенты к ним, учитывающие состояние наружной обшивки корпуса судна
|
|
|
|
|
|
|
Вид грунта | Коэффициент трения | Поправочный коэффициент | ||||
| Пределы изменения | Среднее значение (для глины и суглинка максимальное значение усредненного коэффициен- та ) | на макси- мальное значение коэффи- циента трения | для чистой (неокра- шенной) поверх- ности | учиты- вающий изменение шерохо- ватости корпуса судна в течение одного года эксплуатации | учиты- вающий гофри- ровку наружной обшивки корпуса судна |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Мелкий песок | 0,35-0,40 | 0,37 | 1,08 | 1,16 | 0,03 | 1,4 |
Средний песок | 0,38-0,43 | 0,41 | 1,05 | 1,10 | 0,02 | 1,4 |
Крупный песок | 0,40-0,44 | 0,42 | 1,05 | 1,01 | 0,02 | 1,4 |
Гравий | 0,42-0,45 | 0,44 | 1,02 | 1,03 | 0,02 | 1,2 |
Галька | 0,50-0,52 | 0,51 | 1,02 | 0,79 | 0,02 | 1,2 |
Камень-валун | 0,40-0,42 | 0,41 | 1,02 | 1,33 | 0,02 | 1,2 |
Плита-ракушечник | 0,53-0,58 | 0,56 | 1,04 | 0,76 | 0,03 | 1,2 |
Гладкая плита | 0,71-0,78 | 0,74 | 1,05 | 0,79 | 0 | 0 |
Глина | 0,15-0,39 | 0,35 | 1,10 | 1,36 | 0,02 | 1,4 |
Суглинок | 0,21-0,43 | 0,39 | 1,10 | 1,02 | 0,04 | 1,4 |
Таблица 3
Коэффициенты трения окрашенной металлической поверхности о связные грунты
|
|
|
|
|
Время выдержки судна на грунте, ч | Коэффициент трения | |||
| Глина | Суглинок | ||
| Пределы изменения | Среднее значение
| Пределы изменения | Среднее значение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1,0 | 0,21-0,29 | 0,25 | 0,25-0,33 | 0,29 |
1,5 | 0,23-0,30 | 0,26 | 0,27-0,34 | 0,31 |
2,0 | 0,24-0,31 | 0,28 | 0,28-0,35 | 0,32 |
2,5 | 0,25-0,33 | 0,29 | 0,29-0,36 | 0,32 |
3,0 | 0,26-0,33 | 0,30 | 0,29-0,37 | 0,33 |
3,5 | 0,27-0,34 | 0,31 | 0,30-0,37 | 0,34 |
4,0 | 0,28-0,34 | 0,31 | 0,31-0,38 | 0,34 |
5,0 | 0,29-0,35 | 0,32 | 0,32-0,39 | 0,35 |
6,0 | 0,30-0,36 | 0,33 | 0,32-0,39 | 0,36 |
8,0 | 0,31-0,37 | 0,34 | 0,34-0,40 | 0,37 |
12,0 | 0,31-0,38 | 0,35 | 0,35-0,41 | 0,38 |
16,0 | 0,32-0,38 | 0,35 | 0,36-0,42 | 0,39 |
24,0 | 0,32-0,39 | 0,35 | 0,36-0,43 | 0,39 |
1.4.2. За основу рекомендуется принимать средние значения коэффициентов трения, указанные в гр.3 табл.2 (для всех грунтов, кроме глины и суглинка) и гр.3, 5 табл.3 (для глины и суглинка).
При наличии поверхностного слоя ила толщиной 0,2 м и менее коэффициент трения рекомендуется уменьшать на 0,02 по сравнению с коэффициентом трения для грунта, расположенного под илом. При толщине слоя ила более 0,2 м коэффициент трения рекомендуется принимать, как для глины.
1.4.3. Коэффициенты трения окрашенного корпуса судна о несвязные грунты, приведенные в гр.3 табл.2 и гр.3, 5 табл.3, принимаются в случаях, когда произошла посадка на мель судна со сроком эксплуатации:
не более одного года;
не более 3 мес после очередной очистки и окраски наружной обшивки корпуса судна независимо от общего срока эксплуатации.
1.4.4. При наличии гофрировки наружной обшивки расчетный коэффициент трения определяется по формуле
1.4.5. В общем виде расчетный коэффициент трения может быть определен по формуле
1.4.6. Расчетные значения коэффициентов трения не должны превышать:
0,55 - для мелкого песка;
0,58 - " песка средней крупности;
0,60 - " крупного песка;
0,65 - " гравия.
1.4.7. В случае неоднородных грунтов по поверхности контакта корпуса судна с грунтом расчетный коэффициент трения определяется по формуле
1.5. Определение равнодействующей опорной реакции грунта
(силы давления корпуса судна на грунт) и координат точки ее приложения
1.5.1. Посадка судна на мель сопровождается двумя характерными для определения опорной реакции грунта случаями: сохранением водонепроницаемости корпуса судна; затоплением (полным или частичным) отдельных отсеков корпуса судна.
1.5.4. Потеря водоизмещения также может быть определена с помощью масштаба Бонжана. Этот способ дает практически точные результаты при любых углах дифферента и при отсутствии или небольших углах крена. Погрешность его возрастает с увеличением угла крена. При наличии крена площадь шпангоутов следует определять для посадки судна в ДП.
Существенным недостатком этого способа является его трудоемкость.
с креном, дифферентом и без повреждений корпуса, ведущих к затоплению отсеков, согласно справочному приложению 1;
с малым креном, небольшим изменением дифферента и без повреждений корпуса, ведущих к затоплению отсеков судна, согласно справочному приложению 1.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОГО СТЯГИВАЮЩЕГО (РАЗВОРАЧИВАЮЩЕГО) УСИЛИЯ
2.1. Общая методика
Пример определения требуемого стягивающего усилия приведен в справочном приложении 6.
где
Сила ветрового давления при развороте судна на мели не учитывается ввиду ее незначительности.
Рис.1. Схема разворота аварийного судна:
и длина приведенного опорного контура (п.2.3.1), м
Пример определения требуемого разворачивающего усилия приведен в справочном приложении 6.
2.2. Определение силы трения или ее проекции с учетом крена и дифферента
Рис.2. Схемы приложения стягивающих усилий
Рис.3. Схемы приложения стягивающих усилий
При направлении стягивания судна с мели вдоль ДП аварийного судна (см. рис.2):
При стягивании судна с мели лагом в направлении, перпендикулярном ДП аварийного судна (см. рис.3):
На рис.8 для пояснения изображены вышеуказанные углы.
Рис.8. Схема положения судна, сидящего на мели с креном и дифферентом:
необходимые для снятия судна с мели, кН [тс]
2.3. Определение момента сил трения и положения точки разворота
при снятии судна с мели последовательными разворотами за оконечности
2.3.1. При определении момента сил трения опорную поверхность необходимо привести к эквивалентной по площади поверхности прямоугольной формы (см. рис.1).
для судна, сидящего на ровный киль,
при наличии уклона опорной поверхности
равнодействующей стягивающих усилий по длине судна, м
Рис.10. Зависимость положения точки разворота судна от положения точки
равнодействующей стягивающих усилий по длине судна, м
для судна, сидящего на ровный киль,
при наличии уклона опорной поверхности
При этом
2.4. Определение силы бокового сопротивления грунта
при поступательном стягивании судна с мели
2.4.1. Сила бокового сопротивления грунта зависит от характера посадки судна на грунт и направления стягивания судна с мели. На рис.11 и 12 соответственно изображены схемы посадок судна на грунт и приложения стягивающих усилий, для которых приведена методика определения силы бокового сопротивления при поступательном стягивании судна с мели.
Рис.11. Схемы посадки судна на мель
Рис.14. Зависимость бокового сопротивления грунта на 1 м, определенного по формуле
1 - ил; 2 - глина; 3 - суглинок; 4 - песок мелкий; 5 - песок средний; 6 - песок крупный; 7 - гравий
Рис.15. Зависимость бокового сопротивления грунта на 1 м, определенного по формуле
1 - ил; 2 - глина; 3 - суглинок; 4 - песок мелкий; 5 - песок средний; 6 - песок крупный; 7 - гравий
Рис.16. Зависимость бокового сопротивления грунта на 1 м, определенного по формуле
1 - ил; 2 - глина; 3 - суглинок, 4 - песок мелкий; 5 - песок средний; 6 - песок крупный; 7 - гравий
Рис.17. Зависимость бокового сопротивления грунта на 1 м, определенного по формуле
1 - ил; 2 - глина; 3 - суглинок; 4 - песок мелкий; 5 - песок средний; 6 - песок крупный; 7 - гравий
Таблица 4
Определение бокового сопротивления грунта на 1 м заглубленной части борта
|
|
|
|
Номер рисунка, по которому определяется | |||
посадка судна на мель | снятие судна с мели | ||
|
| для правого борта | для левого борта |
11, а, б | 12, а | 14 | 14 |
| 12, б | 15 |
|
| 12, в | 16 | 17 |
| 12, г |
|
|
11, в | 12, а | 15 | 15 |
| 12, б |
|
|
| 12, в | 16 | 17 |
| 12, г |
|
|
11, г | 12,a | - | 15 |
| 12, б |
| 14 |
| 12, в |
| 17 |
| 12, г |
|
|
Таблица 5
Характеристики грунтов и коэффициенты трения
|
|
|
|
Вид грунта | Характеристика грунта | Коэффициент трения | |
| Угол внутреннего трения , град | Плотность (объемная масса) в воде , т/м |
|
Ил | 0 | 0,47 | 0,35 |
Глина | 14 | 0,96 | 0,35 |
Суглинок | 18 | 1,00 | 0,39 |
Песок мелкий | 29 | 0,99 | 0,37 |
Песок средний | 30 | 1,03 | 0,41 |
Песок крупный | 31 | 1,12 | 0,42 |
Гравий | 33 | 1,20 | 0,44 |
2.5. Определение момента сил бокового сопротивления грунта
при снятии судна с мели последовательными разворотами за оконечности
2.5.1. Момент сил бокового сопротивления грунта зависит от характера посадки судна на грунт и расположения по длине судна точки разворота судна. На рис.11 и 18 соответственно изображены схемы посадок судна на грунт и расположения точки разворота, для которых приведена методика определения момента сил бокового сопротивления грунта при снятии судна с мели последовательными разворотами.
2.5.3. Моменты сил бокового сопротивления грунта, в кН·м [тс·м], для схемы рис.18, а определяются по формулам:
со стороны правого борта
со стороны левого борта
На рис.19 для пояснения изображены вышеуказанные характеристики.
Рис.19. Схема сил бокового сопротивления грунта при развороте судна на мели
2.5.4. Моменты сил бокового сопротивления грунта, в кН·м [тс·м], для схемы рис.18, б определяются по формулам:
со стороны правого борта
со стороны левого борта
На рис.20 для пояснения изображены вышеуказанные характеристики.
Рис.20. Схема сил бокового сопротивления грунта при развороте судна на мели
Таблица 6
Определение бокового сопротивления грунта на 1 м
заглубленной части борта корпуса судна при развороте судна на мели
|
|
|
|
|
|
Номер рисунка, по которому определяется | |||||
посадка судна на мель | Снятие судна с мели | ||||
|
| для правого борта на участке | для левого борта на участке | ||
|
| ||||
11, а, б, в | 18, а | 16 | 17 | 17 | 16 |
| 18, б | 16 | 17 | ||
11, г | 18, а | - | 17 | 16 | |
| 18, б |
| 17 |
2.6. Определение силы ветрового давления
2.6.1. Сила ветрового давления учитывается только при снятии судна с мели поступательным стягиванием. При развороте судна на мели, как уже отмечалось в п.2.1.2, сила ветрового давления не учитывается ввиду ее незначительности.
Рис.22. Схемы сил ветрового и бокового волнового давлений
2.7. Определение сил волнового давления
2.7.1. На судно, сидящее на мели, действуют силы волнового давления, создаваемые ветровыми волнами или волнами от проходящего судна, а именно:
сила взвешивающего давления (вертикально направленная), уменьшающая опорную реакцию грунта;
сила бокового давления (горизонтально направленная), стремящаяся сдвинуть судно в направлении движения волн.
При стягивании судна с мели следует учитывать только положительное влияние силы взвешивающего давления, заключающееся в уменьшении опорной реакции грунта.
В зависимости от глубин в районе посадки судна на мель волны, воздействующие на аварийное судно, делятся на: стоячие, разбивающиеся и прибойные.
Рис.23. Эпюры волнового давления на корпус судна:
а - стоячих и разбивающихся волн; б - прибойных волн
Силы взвешивающего и бокового давления определяются для момента подхода к борту судна гребня волны.
2.8. Определение момента сил бокового волнового давления
при снятии судна с мели последовательными разворотами за оконечности
Рис.28. Схема разворота судна на мели:
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСТИМОЙ СКОРОСТИ РЫВКА И ДЛИНЫ
РАЗБЕГА СПАСАТЕЛЯ ПРИ СНЯТИИ СУДНА С МЕЛИ РЫВКОМ
3.1. Выбор буксирного троса и определение его характеристик
3.1.1. Основными критериями при выборе буксирного троса являются: разрывное усилие, коэффициент жесткости и относительная масса каната.
3.1.2. При снятии судов с мели канаты выбирают по их разрывному усилию, которое должно составлять 0,95-1,00 для стальных и 2,0-2,5 для синтетических канатов от допустимой нагрузки на битенг или другую конструкцию спасателя, за которую крепится буксирный трос.
3.1.3. При снятии судов с мели рывком предпочтительно применять синтетические канаты с учетом требований, изложенных в п.3.1.2.