Логотип ГостАссистент
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяц
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяцПодробнее
Главная/Нормы и стандарты/Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.234-81 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений.

Отраслевой стандарт ОСТ 37.001.234-81 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы измерений.

       

ОСТ 37.001.234-81

 

Группа T58

 

 

 ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ

 

 

 ОХРАНА ПРИРОДЫ. АТМОСФЕРА. ДИЗЕЛИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ. ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ. НОРМЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЙ

 

Дата введения 1982-01-01

 

РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), Центральным научно-исследовательским автомобильным полигоном

 

ИСПОЛНИТЕЛИ Т.Р.Филипосянц, В.Ф.Кутенев, Б.И.Прудников, В.Ф.Арапов, Ю.Н.Соколов

 

ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ)

 

Зам. директора по научной работе В.А.Петрушов

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПРИКАЗОМ по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 27 января 1981 г. N 4

 

Введен впервые

 

Приказом по Управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности от 27 января 1981 г. N 4 срок введения установлен с 01.01.82 г.

 

ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

 

Обозначение НД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения

ГОСТ 17.2.2.01-84

пункт 4.1, приложение

ГОСТ 14846-81

пункт 2.2, 3.1, 4.1, 4.3.3, 6.1

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

 

ВНЕСЕНА поправка N 1, опубликованная в ИУОНД N 3, 2003 год

 

 

 

Настоящий стандарт распространяется на дизели для автомобилей полной массой свыше 3,5 т и устанавливает нормы, методы измерения и объем стендовых испытаний дизелей по определению выброса вредных веществ с отработавшими газами.

Стандарт не распространяется на дизели, находящиеся в эксплуатации.

 

 

 1. НОРМЫ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

1.1. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами автомобильных дизелей не должны превышать норм, указанных в табл.1.

 

Таблица 1

Нормы выбросов вредных веществ с отработавшими газами

 

Наименование параметра

Обозначение

Норма в г/кВт·ч (г/л.с.-ч)

Удельный выброс окиси углерода, не более

 

9,5 (7,0)

Удельный выброс углеводородов, не более

 

3,4 (2,5)

Удельный выброс окислов азота, не более

 

18,35 (13,5)

 

 

Примечание. Нормы выброса углеводородов - по сумме углеводородов в пересчете на углерод, окислов азота - по сумме окислов азота в пересчете на двуокись азота.

 

 

 

 

 

 2. ОБЪЕМ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Определение количества окиси углерода, углеводородов и окислов азота, выделяемых в атмосферу с отработавшими газами при работе двигателя, установленного на тормозном стенде, на режимах, указанных в табл.2.

 

Таблица 2

Режимы работы дизеля при определении выбросов вредных веществ с отработавшими газами

 

Номер режима

Частота вращения коленчатого вала дизеля, мин
 

Процент нагрузки от максимальной на данном режиме

1

 

0

2

 

2

3

"

25

4

"

50

5

"

75

6

"

100

7

 

0

8

 

100

9

"

75

10

"

50

11

"

25

12

"

2

13

 

0

 

Примечания:

 

 

1.
- минимальная частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу;
 
2.
- частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента; нагрузку допускается устанавливать с точностью
±2%.
 
3.
- частота вращения, соответствующая номинальной мощности.
 

 

2.2. Испытаниям по определению выброса вредных веществ с отработавшими газами подвергаются дизели, проходящие предварительные и приемочные испытания в соответствии с ГОСТ 14846.

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

 

 

 3. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ И УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Дизели, предназначенные для испытаний, должны испытываться в комплекте, установленном соответствующими стандартами и техническими условиями при соблюдении требований, предусмотренных ГОСТ 14846.

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

 

3.2. При испытаниях должны применяться дизельное топливо и смазочные материалы, предусмотренные инструкцией по эксплуатации дизеля, подвергающегося испытаниям, и отвечающие требованиям государственных стандартов и технических условий на их изготовление.

 

3.3. Испытания дизеля по оценке выброса вредных веществ в отработавших газах должны проводиться за один день без перерывов.

 

В течение всего времени испытания температура окружающего воздуха должна быть в пределах 20-35°С, а барометрическое давление - 730-775 мм рт.ст.

 

 

 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Определяют скоростную характеристику дизеля при полной подаче топлива согласно ГОСТ 14846, проверяют номинальную мощность, максимальный крутящий момент на соответствие требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке, а также дымность на соответствие требованиям ГОСТ 17.2.2.01.

 

В случае несоответствия характеристик дизеля установленным требованиям испытания должны быть прекращены до выяснения и устранения причин несоответствия.

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

4.2. Определяют частоту вращения коленчатого вала дизеля с округлением до ближайших 50 мин
, при которой достигается максимальный крутящий момент. При отсутствии четко выраженного максимума кривой крутящего момента
допускается принимать
=0,6
.
 

4.3. Определение выброса окиси углерода, углеводородов и окислов азота с отработавшими газами

 

4.3.1. Испытания дизеля по определению выброса вредных веществ с отработавшими газами проводят при его работе последовательно на режимах, указанных в табл.2.

 

4.3.2. При замере концентраций отдельных токсичных составляющих дизель должен проработать 10 мин на каждом из режимов, указанных в табл.2. Регистрация концентраций вредных составляющих в отработавших газах должна начинаться не позднее чем за 5 мин до окончания режима. Результаты анализа должны также регистрироваться на ленте самописца со скоростью протяжки не менее 10 мм/мин.

 

4.3.3. При испытании должны регистрироваться:

 

- концентрации в отработавших газах окиси углерода, % объема углеводородов и окислов азота в количестве частей токсичного вещества на миллион частей всего газа (ч.н.м.);

 

- частота вращения коленчатого вала, мин
;
 

- крутящий момент дизеля, кгс·м;

 

- часовой расход топлива, кг/ч;

 

- часовой расход воздуха, кг/ч;

 

- температура отработавших газов, охлаждающей жидкости, масла на входе в двигатель, воздуха и топлива, °С;

 

- разрежение во впускном трубопроводе, мм вод.ст., противодавление в выпускном трубопроводе, мм. рт.ст., барометрическое давление, мм рт.ст.

 

Применяемые приборы и устройства должны обеспечивать точность измерения в соответствии с ГОСТ 14846.

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

 

4.3.4. После окончания испытаний пробоотборную магистраль необходимо продуть азотом. После продувки следует проверить тарировку газоанализаторов. Если при этом будет отмечено отклонение хотя бы одного из газоанализаторов, превышающее ±2% от значения тарировочного газа, испытание должно быть повторено.

 

 

 5. РАСЧЕТ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

5.1. Концентрация окиси углерода (CO), углеводородов (CH) и окислов азота (NO
) определяются на каждом режиме согласно табл.2.
 
5.1.1. Действительные приведенные концентрации окислов азота (NO
) определяются путем умножения замеренных величин на коэффициент приведения:
 
,
 
где
- часовой расход воздуха, кг/ч (допускается определять расчетным путем);
 
- часовой расход топлива, кг/ч.
 

5.2. Массовый выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота на каждом режиме определяется по формулам:

;
 
;
 
,
 
где
(СО, СН, NO
) - масса вредного вещества, выбрасываемого за режим, г/ч;
 
- приведенная концентрация окиси углерода;
 
- замеренная концентрация углеводородов, ч.н.м;
 
- приведенная концентрация окислов азота, ч.н.м.
 
- количество отработавших газов на режиме испытания, кг/ч;
 

5.2.1. Количество отработавших газов на режиме испытания определяется по формуле

 

.
 
5.3. Удельный выброс окиси углерода (СО), углеводородов (СН) и окислов азота (NO
) в г/кВт·ч (г/л.с.-ч) за испытательный цикл определяется по формуле:
 
,
 
где
,
,
- массовые выбросы окиси углерода, углеводородов и окислов азота, подсчитанные согласно п.5.2. для
-го режима;
 
- эффективная мощность дизеля при выполнении
-го режима;
 
- фактор массы
-го режима;
 
- номер режима.
 
Коэффициент
, учитывающий относительное влияние заданного режима в испытательном цикле, принимается равным 0,2 на режимах холостого хода 1; 7; 13; на всех других режимах
=0,08.
 

5.4. Результаты расчетов выбросов вредных веществ с отработавшими газами должны быть занесены в протокол испытаний и обработаны в соответствии с рекомендуемым приложением.

 

5.5. Дизель соответствует требованиям настоящего стандарта, если величины удельных выбросов вредных веществ за испытательный цикл не превышают норм, указанных в табл.1.

 

 

 6. ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ

6.1. Испытания по определению выбросов вредных веществ в отработавших газах дизеля проводятся на тормозном стенде, оборудованном приборами по ГОСТ 14846 и аппаратурой для замера выброса вредных веществ с отработавшими газами.

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).

 

6.2. Газовый анализ отработавших газов должен выполняться при помощи быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия непосредственно в процессе испытаний.

 

Для определения концентрации окиси углерода должен применяться недисперсный инфракрасный газоанализатор, для углеводородов - пламенно-ионизационный, а окислов азота - хемилюминесцентный газоанализатор.

 

6.3. Пробоотборная магистраль анализатора углеводородов должна иметь подогрев, обеспечивающий температуру пробы отработавших газов в диапазоне 150-200°С.

 

6.4. Газоанализаторы должны иметь диапазоны измерений в пределах, обеспечивающих установление содержания определяемых компонентов. Относительная погрешность газоанализаторов не должна быть более ±3% от предельного значения шкалы для любого диапазона и любого измеренного компонента. Точность тарировочного газа при этом в расчет не принимается.

 

Отклонения в содержании тарировочных газов не должны превышать ±2% от контрольного показателя состава тарировочного газа.

 

6.5. Все соединительные трубы и сочленения пробоотборной системы должны исключить утечку газа или подсос воздуха. Материал всех деталей системы, контактирующих с отработавшими газами, не должен поглощать окись углерода, углеводороды и окислы, содержащиеся в этих газах.

 

Соединительные трубы пробоотборной системы не должны иметь резких перегибов, а их длина должна быть минимально возможной.

 

6.6. Расположение пробоотборников в выпускной системе стенда должно осуществляться согласно схеме.

 

СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ГАЗОСБОРНИКОВ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендуемое

 

 ПРОТОКОЛ N _____

определения выброса вредных веществ с отработавшими газами автомобильных дизелей при предварительных и приемочных испытаниях

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Дата испытаний

 

 

Предприятие - изготовитель дизеля

 

 

     

 

 

Модель дизеля

 

 

Год выпуска дизеля

, номер

 

 

 

 

Тип газоанализатора

, модель

 

 

 

 

номер

 

 

Марка топлива

 

 

Марка масла

 

 

 

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗЕЛЯ

 

Тактность (четырехтактный, двухтактный)

 

 

Число цилиндров

 

 

Диаметр цилиндра, мм

 

 

Ход поршня, мм

 

 

Рабочий объем цилиндров, см
 

 

 

Степень сжатия

 

 

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

 

 

Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин
 

 

 

 

 

 

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин
 

 

 

Наличие наддува

 

 

Наличие дополнительных устройств для уменьшения выброса вредных веществ

 

 

 

УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

Атмосферные условия (в испытательном боксе):

 

 

- давление, мм рт.ст.

 

 

- температура, °С

 

 

- относительная влажность воздуха, %

 

 

Температура охлаждающей жидкости от

до

°С

 

 

 

 

 

Температура масла в картере дизеля от

до

°С

 

 

 

 

 

Противодавление на выпуске отработавших газов при номинальной частоте вращения коленчатого вала в зоне установки зонда газоотборника, мм вод.ст.

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ

 

Основные показатели дизеля:

 

Номинальное среднее эффективное давление
, кгс/см
 

 

 

Максимальное среднее эффективное давление
, кгс/см
 

 

 

Удельный расход топлива при номинальной частоте вращения,
г/кВт·ч (г/л.с.-ч)
 

 

 

 

 

     

ТАБЛИЦА РАСЧЕТА ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

 

Режим испытания

 

кВт (л.с.)

 

кг/ч

 

кг/ч

 

кг/ч

Замеренная концентрация вредных веществ

Массовый выброс вредных веществ, г/ч

Фактор массы
 

Удельный выброс вредных веществ, г/кВт·ч (г/л.с.-ч)

Приме-

чание

Нагрузка, %

 

 

 

 

 

NO
 

СН

СО

NO
 

СН

СО

 

NO
 

СН

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испытания проводили:

 

(должность, инициалы, фамилия)

 

 

Минимальный удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВт·ч (г/л.с.-ч)

 

 

Температура отработавших газов при номинальной частоте вращения, °С

 

 

 

 

Дымность отработавших газов по ГОСТ 17.2.2.01

 

 

 

 

(Поправка N 1. ИУОНД N 3-2003).