Логотип ГостАссистент
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяц
Безлимитный доступ к 65.000 нормативам от 550 ₽ в месяцПодробнее
Главная/Нормы и стандарты/Руководящий документ РДТ 04-2009 Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации.

Руководящий документ РДТ 04-2009 Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации.

             

РДТ 04-2009

 

      

     

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ТИПОВОЙ

 

 

 МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

     

     

Дата введения 2010-01-01

 

      

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным учреждением "Научно-производственное объединение "Тайфун" (ГУ "НПО "Тайфун") Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

 

2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.С.Сараева, Л.А.Короткова

 

3 СОГЛАСОВАН ГУ "Республиканский гидрометеорологический центр" Республики Беларусь 26.03.2008, УНМР Росгидромета 22.12.2008, УГМАВ Росгидромета 24.12.2008

 

4 ОДОБРЕН решением коллегии Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды от 16 апреля 2009 г. N 43/9

 

5 УТВЕРЖДЕН Руководителем Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды 15.06.2009

 

6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Головной организацией по стандартизации ГУ "НПО "Тайфун" Росгидромета за номером РДТ 04-2009 от 29.06.2009

 

7 СРОК ПЕРВОЙ ПРОВЕРКИ 2015 год

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРКИ 5 лет

 

8 ВЗАМЕН Р 52.14.648-2003 Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации

 

 

      1 Область применения

Настоящий типовой руководящий документ устанавливает содержание и порядок организации работ по проведению метрологической экспертизы проектов нормативной и технической документации, содержащей метрологические требования, нормы и правила (далее - документации), разрабатываемой организациями Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и Департамента по гидрометеорологии Минприроды Республики Беларусь (Белгидромет) (далее - гидрометслужбы).

 

На основании настоящего типового руководящего документа в гидрометслужбах при необходимости могут быть разработаны аналогичные нормативные документы, учитывающие специфику организации и проведения работ по метрологической экспертизе документации и различия в законодательствах Российской Федерации и Республики Беларусь в области обеспечения единства измерений.

 

 

      

 

      2 Нормативные ссылки

В настоящем типовом руководящем документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

 

РМГ 63-2003 Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации

 

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

 

ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

 

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

 

ГОСТ 8.061-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочные схемы. Содержание и построение

 

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

 

ТКП 1.2-2004 Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов

 

ПР 50.2.013-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы

 

Р 50.2.008-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы

 

МИ 1314-89 Методические указания. Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения метрологической экспертизы технических заданий на разработку средств измерений

 

МИ 2525-99 Государственная система обеспечения единства измерений. Рекомендации по метрологии государственных научных метрологических центров Госстандарта России. Порядок разработки

 

 

      3 Общие положения

3.1 Метрологическую экспертизу документации проводят путем анализа и оценивания правильности и полноты установления и соблюдения метрологических требований, норм и правил, связанных с единством и точностью измерений.

 

3.2 Метрологическая экспертиза проводится в обязательном (обязательная метрологическая экспертиза) или добровольном порядке. Обязательную метрологическую экспертизу проводят аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели. В добровольном порядке может проводиться метрологическая экспертиза продукции, документации и других объектов, в отношении которых законодательством не предусмотрена обязательная метрологическая экспертиза.

 

3.3 Метрологическая экспертиза документации является частью комплекса работ по метрологическому обеспечению в организации. Проводят ее при разработке новой и пересмотре действующей документации с целью повышения технического уровня и соответствия законодательству, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, а также требованиям национальных, государственных, межгосударственных стандартов и ведомственных нормативных документов, содержащих установленные метрологические требования, нормы и правила. При метрологической экспертизе выявляют ошибочные или недостаточно обоснованные решения, вырабатывают рекомендации по конкретным вопросам метрологического обеспечения.

 

 

      4 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы

4.1 Основными задачами метрологической экспертизы документации являются выполнение анализа и проведение оценивания:

 

- рациональности номенклатуры измеряемых параметров;

 

- оптимальности требований к погрешности измерений;

- полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;

 

- соответствия погрешности измерений и/или ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям;

 

- контролепригодности изделия (измерительной системы);

 

- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);

 

- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений (МВИ);

 

- соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;

 

- правильности применения метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц;

 

- соответствия разрабатываемого средства измерений его позиции в поверочной схеме по ГОСТ 8.061;

 

- необходимости новых разработок или приобретения средств измерений с требуемыми метрологическими характеристиками.

 

Методы анализа и способы оценивания характеристик объектов метрологической экспертизы приведены в РМГ 63.

 

4.2 Содержание метрологической экспертизы определяется видом и назначением конкретного документа, подвергаемого экспертизе на соответствие требованиям нормативных документов системы обеспечения единства измерений, а также технических регламентов и иных документов, содержащих метрологические требования, нормы и правила.

 

4.3 Метрологической экспертизе подлежат следующие виды нормативных документов, разрабатываемых организациями гидрометслужб:

 

- проекты национальных (государственных) стандартов с учетом положений ГОСТ Р 1.11 или ТКП 1.2;

 

- проекты ведомственных нормативных документов*, в том числе содержащих МВИ, методики количественного химического анализа (МКХА), методики поверки, калибровки и градуировки средств измерений;

 

- проекты стандартов организаций.

________________

* Номенклатура и виды нормативных документов, разрабатываемых в каждой гидрометслужбе, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством соответствующей страны.

 

4.4 Метрологической экспертизе подлежат следующие виды технической документации, разрабатываемой организациями гидрометслужб:

 

- проекты технических заданий (ТЗ) на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;

 

- отчеты о научно-исследовательских работах (НИР), в которых основными объектами анализа являются измеряемые величины, погрешность измерений, методики измерения, используемые средства измерений и возможность их проверки с составлением согласно ГОСТ 7.32 заключения метрологической экспертизы;

 

- проектная документация на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;

 

- конструкторская документация (проекты технических условий, программ и методик испытаний, эксплуатационной документации), а также другие ее виды, предусмотренные ГОСТ 2.102, начиная с ранних стадий разработки в соответствии с ГОСТ 2.103;

- технологическая документация (проекты технологических инструкций, технологические карты).

 

4.5 Содержание метрологической экспертизы основных видов технической документации приведено в РМГ 63. Метрологической экспертизе могут быть подвергнуты другие виды нормативной и технической документации, номенклатуру которой устанавливают приказом по организации и/или в соответствующем стандарте организации.

 

 

      5 Организация работ по проведению метрологической экспертизы

5.1 При организации работ по проведению метрологической экспертизы осуществляют следующие мероприятия:

 

- установление перечня документации, подвергаемой метрологической экспертизе;

 

- планирование работ по метрологической экспертизе документов (при необходимости);

 

- назначение экспертов-метрологов для проведения метрологической экспертизы соответствующих видов документации;

 

- учет документов, поступивших на метрологическую экспертизу, оформление и хранение экспертных заключений, контроль за устранением обнаруженных недостатков;

 

- подготовку и повышение квалификации экспертов-метрологов;

 

- формирование комплекта документов, справочных материалов, необходимых для проведения метрологической экспертизы, включая указанные в приложении А;

 

- анализ и обобщение результатов метрологической экспертизы и разработку корректирующих мероприятий согласно 6.6 и 6.7 по совершенствованию метрологической проработки разрабатываемой документации.

 

5.2 В перечень документации, подвергаемой в организации метрологической экспертизе, включают документацию на продукцию, услуги и методы контроля, которые подпадают в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений (в сферу законодательной метрологии). Перечень утверждает главный метролог организации.

 

5.3 Планирование работ по метрологической экспертизе в организации осуществляют, как правило, для вновь разрабатываемой документации.

 

В плане указывают:

 

- обозначение и наименование документа (комплекта документации);

 

- этап разработки документа;

 

- подразделение-разработчик документа и срок представления на метрологическую экспертизу;

 

- специалистов (организацию, подразделение), которые будут проводить метрологическую экспертизу, и срок ее проведения.

 

Основными источниками финансирования работ по проведению метрологической экспертизы являются средства, получаемые в соответствии с условиями заключаемых договоров.

 

Затраты на метрологическую экспертизу могут быть включены в себестоимость разработки документации или продукции.

 

5.4 В каждой организации целесообразно разработать стандарты организаций, в которых в зависимости от области деятельности должны быть установлены перечень документации, подлежащей метрологической экспертизе, нормативы экспертизы и квалификация специалистов, проводящих экспертизу, а также элементы проверки при метрологической экспертизе конкретных видов документации.

5.5 Метрологическую экспертизу нормативных документов на МВИ, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (в сфере законодательной метрологии), проводят в процессе их аттестации* (подтверждения пригодности**) метрологические службы юридических лиц или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в области обеспечения единства измерений в порядке, установленном законодательством страны, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Методики (методы) измерений, предназначенные для выполнения прямых измерений, вносят в эксплуатационную документацию на средства измерений, метрологическую экспертизу которой проводят в соответствии с РМГ 63.

________________

* Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

 

** Согласно Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 года N 163-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обеспечении единства измерений".

 

5.6 Метрологическую экспертизу нормативных документов на методики поверки средств измерений проводят при их согласовании (утверждении) юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.

 

5.7 Порядок организации метрологической экспертизы нормативных документов в зависимости от вида установлен также в распространяющихся на них нормативных документах (например, на национальные стандарты Российской Федерации - в ГОСТ Р 1.11, на рекомендации по метрологии (МИ) - в МИ 2525).

 

5.8 Метрологическую экспертизу технической документации целесообразно проводить силами метрологической службы организации, причем эксперты-метрологи должны иметь специальную подготовку в области проведения метрологической экспертизы.

 

Сложность задач, решаемых в процессе метрологической экспертизы, требует высокой квалификации специалистов экспертов, поэтому ее проведение могут осуществлять специалисты, имеющие опыт разработки документации и умеющие применять метрологические требования, нормы и правила, установленные в стандартах и иных нормативных документах.

 

Метрологическую экспертизу технической документации проводят, как правило, до представления документации на нормоконтроль. Техническую документацию на метрологическую экспертизу представляют комплектно в составе, согласованном с экспертом. В процессе проведения нормоконтроля технической документации метрологическую экспертизу могут осуществлять нормоконтролеры, специально подготовленные в области метрологии.

 

5.9 В зависимости от вида, сложности и объема разработанной документации для проведения метрологической экспертизы могут быть привлечены отдельные специалисты-метрологи или группа метрологов сторонних организаций, аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений.

 

5.10 Экспертов-метрологов и других сотрудников, привлекаемых к проведению метрологической экспертизы документации, необходимо направлять для обучения или повышения квалификации в государственные научные метрологические институты или на специализированные курсы.

 

Для повышения квалификации экспертов-метрологов в организациях также необходимо регулярно проводить мероприятия по их обучению, в том числе:

 

- организовывать обмен опытом по проведению метрологической экспертизы документации;

 

- публиковать в трудах институтов и других изданиях статьи и прочие информационные материалы по вопросам метрологической экспертизы;

 

- изучать материалы по вопросам метрологической экспертизы, опубликованные другими организациями.

 

5.11 Для проведения метрологической экспертизы в организации должен быть сформирован комплект необходимых технических регламентов, нормативных правовых актов, стандартов и иных нормативных документов, а также справочных материалов в области метрологии, распространяющихся на документацию согласно перечню, составленному в организации и утвержденному в соответствии с 5.2.

 

 

      

 

      6 Оформление результатов метрологической экспертизы

6.1 Результаты метрологической экспертизы оформляют в виде экспертного заключения или перечня замечаний и предложений.

 

6.1.1 В случае, если в нормативной документации, распространяющейся на порядок проведения метрологической экспертизы конкретных видов документов, приведена установленная форма экспертного заключения, то заполняют ее. Например, для организаций Росгидромета возможно применение установленных форм экспертного заключения:

 

- на ТЗ на разработку средств измерений - по МИ 1314;

 

- на МВИ - по ПР 50.2.013;

- на МКХА - по Р 50.2.008.

 

6.1.2 Экспертное заключение по форме приложения В рекомендуется оформлять, например:

 

- на документацию, подпадающую под государственный метрологический надзор;

 

- на документацию, поступившую от других организаций;

 

- на комплект документов большого объема или при проведении метрологической экспертизы специально назначенной комиссией;

 

- на документацию, по результатам метрологической экспертизы которой необходимо вносить изменения в действующую документацию или разрабатывать мероприятия по повышению эффективности метрологического обеспечения.

 

В остальных случаях результаты метрологической экспертизы оформляют в виде перечня замечаний и предложений.

 

6.2 Экспертное заключение подписывает эксперт (или группа экспертов) и утверждает руководитель (заместитель руководителя) или главный метролог организации.

 

Результаты метрологической экспертизы, оформленные в виде перечня замечаний и предложений, подписывает лицо (лица), проводившее (проводившие) экспертизу, и главный метролог организации. При отсутствии замечаний эксперт визирует документацию на поле для подшивки в установленном порядке.

 

6.3 Учет документации, прошедшей метрологическую экспертизу в организации, ведут в специальном журнале.

 

6.4 В пояснительной записке к проекту документа, содержащего метрологические требования, нормы и правила, представляемого на согласование и утверждение, приводят сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.

 

6.5 Разногласия между экспертом и разработчиком документа разрешает главный метролог или руководитель организации.

 

6.6 При существенных недостатках, выявленных экспертами в процессе проведения метрологической экспертизы документации, разрабатывают соответствующие корректирующие мероприятия, которые утверждает и контролирует главный метролог организации.

 

6.7 В организациях гидрометслужб следует регулярно проводить анализ результатов метрологической экспертизы разрабатываемой ими документации с целью выявления наиболее существенных и характерных недостатков в метрологическом обеспечении и принимать необходимые меры по их устранению.

 

 

      7 Права и обязанности экспертов

7.1 Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, имеет право:

 

- возвращать разработчикам документы, не соответствующие установленным требованиям в части метрологических требований, норм и правил;

 

- требовать от разработчиков документов разъяснения и дополнительные материалы по вопросам, возникающим при проведении метрологической экспертизы;

 

- вносить предложения по совершенствованию технических решений в части метрологического обеспечения;

 

- требовать исправления ошибок и нарушений метрологических требований, норм и правил.

 

7.2 Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, обязан:

- руководствоваться действующими законодательными, нормативными и иными документами в области единства измерений, относящимися к объектам экспертизы;

 

- оказывать разработчикам помощь в выработке технических решений по метрологическому обеспечению;

 

- проводить учет недостатков, замечаний и предложений для последующего обобщения и выработки рекомендаций для их исключения.

 

7.3 Эксперт несет ответственность за правильное, объективное и своевременное выполнение работ, а также за нераспространение информации конфиденциального характера.

 

Приложение А

(справочное)

 

      

Перечень нормативных документов, применяемых при проведении метрологической экспертизы проектов документов

 

 

 

 

Обозначение нормативного документа

Наименование

ГОСТ 8.315-97

ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ 8.401-80

ГСИ. Классы точности средств измерений. Общие требования

ГОСТ 8.417-2002

ГСИ. Единицы величин

ГОСТ 8.508-84

ГСИ. Метрологические характеристики средств измерений и точностные характеристики средств автоматизации ГСП. Общие методы оценки и контроля

ГОСТ Р 1.11-99

ГСС РФ. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ Р 1.12-2004

Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ Р 8.000-2000

ГСИ. Основные положения

ГОСТ Р 8.563-96*

ГСИ. Методики выполнения измерений

 

 

ГОСТ Р 8.568-97

ГСИ. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.596-2002

ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения

ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 - ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002

Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений

ГОСТ Р 51672-2000

ГСИ. Метрологическое обеспечение испытаний продукции для целей подтверждения соответствия

РМГ 29-99

ГСИ. Метрология. Основные термины и определения

РМГ 61-2003

ГСИ. Показатели точности, правильности, прецизионности методик количественного химического анализа. Методы оценки

РМГ 63-2003

ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации

РМГ 76-2004

ГСИ. Внутренний контроль качества результатов количественного химического анализа

ПР 50.2.009-94

ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений

ПР 50.2.013-97

ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения и проведения метрологической экспертизы документов

ПР 50.2.016-94

ГСИ РСК. Требования к выполнению калибровочных работ

ПР 50-732-93

ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц

Р 50.2.008-2001

ГСИ. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы

МИ 1314-86

ГСИ. Порядок проведения метрологической экспертизы технических заданий на разработку средств измерений

МИ 1317-2004

ГСИ. Результаты измерений и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров

МИ 1967-89

ГСИ. Выбор методов и средств измерений при разработке методик выполнения измерений. Общие положения

МИ 2174-91

ГСИ. Аттестация алгоритмов и программ обработки данных при измерениях. Основные положения

МИ 2179-2000

ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оптимизация точности измерений по экономическому критерию

МИ 2232-2000

ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Оценивание погрешности измерений при ограниченной исходной информации

МИ 2301-2000

ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Методы и способы повышения точности измерений

МИ 2334-2002

ГСИ. Смеси аттестованные. Общие требования к разработке

МИ 2377-2000

ГСИ. Разработка и аттестация методик выполнения измерений

МИ 2438-2000

ГСИ. Системы измерительные. Метрологическое обеспечение. Основные положения

МИ 2525-99

ГСИ. Рекомендации по метрологии государственных научных метрологических центров Госстандарта России. Порядок разработки

МИ 2630-2000

ГСИ. Метрология. Физические величины и их единицы

 

     

     

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

      

Продолжительность проведения метрологической экспертизы проектов документов (со дня поступления на экспертизу)

В зависимости от вида, сложности и объема документа в организации устанавливают следующую продолжительность (в календарных днях) проведения метрологической экспертизы проектов:

 

- стандартов организаций - до 10 дней;

 

- методик (поверки, МВИ, МКХА и др.) - до 20 дней;

 

- отчетов о НИР - до 15 дней;

 

- ТЗ - до 10 дней;

 

- технических условий - до 20 дней;

 

- программ и методик испытаний - до 15 дней;

 

- эксплуатационных документов - до 10 дней;

 

- комплекта документации на средства измерений на стадиях эскизного или технического проектирования - до 30 дней.

 

Примечания

 

1 Продолжительность проведения метрологической экспертизы при повторном ее проведении после устранения замечаний составляет не более 30% от продолжительности, установленной для метрологической экспертизы при первом предъявлении документов.

 

2 Продолжительность метрологической экспертизы в обоснованных случаях может быть увеличена по решению главного метролога или руководителя организации.

 

Приложение В

(рекомендуемое)

 

      

Форма экспертного заключения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наименование и реквизиты организации, проводившей метрологическую экспертизу

 

УТВЕРЖДАЮ

 

главный метролог или руководитель организации, проводившей экспертизу

 

подпись

 

расшифровка подписи

 

дата

 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведена метрологическая экспертиза

,

 

обозначение и наименование документа

 

разработанного

 

организация (подразделение)

в соответствии с

 

основание для разработки

В результате метрологической экспертизы установлено:

 

 

 

 

Выводы по результатам экспертизы

 

 

 

Предложения

 

 

 

 

Эксперты:

должности

 

подписи

 

расшифровка подписей