ГОСТ Р 52111-2003
Группа Д32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕЛОСИПЕДЫ
Общие технические условия
Bicycles. General specifications
ОКС 43.150
ОКП 45 2910
Дата введения 2004-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Российской государственной академией физической культуры (РГАФК), Автономной некоммерческой организацией "Центр испытаний "СПОРТ ТЕСТ" (АНО "ЦИ "СПОРТ ТЕСТ"), Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 356 "Велосипеды"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10 июля 2003 г. N 243-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на велосипеды, седло которых может быть отрегулировано на высоту 635 мм и более, предназначенные для использования в качестве транспортного средства, а также для тренировок и соревнований.
Стандарт не распространяется на велосипеды для детей младшего возраста по ГОСТ 28765 и специальные велосипеды: грузовые, тандемы.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 24643-81 Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения
ГОСТ 28765-90 (ИСО 8098-89) Велосипеды для детей младшего возраста. Требования безопасности
ГОСТ 29235-91 (ИСО 6742-2-85) Велосипеды. Световозвращающие устройства. Фотометрические и физические требования
ГОСТ Р 51121-97 Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
3.1 транспортный велосипед: Велосипед, предназначенный для передвижения, туризма.
3.2 байсикл-мото-экстрим (ВМХ): Велосипед, предназначенный для соревнований по специальным трассам с препятствиями.
3.3 велокросс: Соревнования по пересеченной местности на заданную дистанцию.
3.4 велоспорт в зале: Командная игра в мяч на велосипедах (велобол).
3.5 маунтинбайк (МТБ): велосипед, предназначенный для соревнований по лесным, полевым, горным тропам с грунтовой или песчаной почвой.
3.5 трек: Замкнутая трасса с наклонной поверхностью со специальным твердым однородным покрытием.
3.7 триал: Соревнования по фигурной езде с преодолением препятствий на велосипеде по заданной программе с элементами акробатики.
3.8 база: Расстояние между осями колес велосипеда.
3.9 вилка (передняя и задняя): Узел или элемент рамы велосипеда, предназначенный для установки колес.
3.10 вынос руля: Деталь конструкции узла рулевого управления, обеспечивающая надежное соединение руля со стержнем руля.
3.11 каретка: Составная часть велосипеда, передающая усилие педалирования на ведущее колесо.
3.12 кривошип: Шатуны, смонтированные с валом каретки велосипеда.
3.13 переключатель передач (передний, задний): Устройство для изменения передаточного отношения.
3.14 седлодержатель (подседельный штырь): стержень, на который устанавливается седло.
3.15 трещотка: Составная часть бестормозной втулки заднего колеса, обеспечивающая рабочий и свободный ход втулки.
3.16 туклипс: Составная часть педали для фиксации стопы.
4 Классификация, основные параметры и размеры
4.1 Велосипеды подразделяют на следующие типы:
транспортные:
- для взрослых,
- для подростков, масса снаряженного велосипедиста не более 50 кг,
- для младших школьников, масса снаряженного велосипедиста не более 40 кг;
спортивные (по дисциплинам велосипедного спорта):
- для гонок на треке,
- для гонок на шоссе,
- маунтинбайк (МТБ),
- байсикл-мото-экстрим (ВМХ),
- для триала,
- для велокросса,
- для велоспорта в зале,
специальные.
4.2 Велосипеды по показателям качества разделяют на четыре класса, указанные в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация велосипедов
|
|
|
Класс велосипеда | Обозначение | Рекомендован для использования |
Высший | В | Соревнования |
Первый | 1 | Соревнования, спортивная подготовка |
Второй | 2 | Спортивная подготовка, велотуризм |
Третий | 3 | Транспортное средство для населения |
4.3 Основные параметры и размеры велосипедов должны соответствовать указанным на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные параметры и размеры велосипеда
Габаритные размеры:
длина EF - не более 1,9 м,
ширина - не более 0,55 м, для ВМХ - не более 0,74 м.
Расстояния:
между горизонтальной линией, проведенной через ось каретки I, и поверхностью земли D - не менее 0,2 м и не более 0,3 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось переднего колеса В - 0,43-0,75 м;
между вертикальными линиями, проведенными через ось каретки А и ось и заднего колеса С - 0,25-0,55 м*;
между вертикальными линиями, проведенными через переднюю точку седла Н и ось каретки А - не менее 0,05 м за кареткой, кроме спортивных велосипедов для гонок на треке. Для спортивных велосипедов для гонок на треке это расстояние может быть равно нулю;
между внутренними краями наконечников:
передней вилки - не более 0,105 м,
задней вилки - не более 0,135 м;
вертикальная линия, проведенная через любую точку руля велосипеда G, не должна находиться перед вертикальной линией, проходящей через ось переднего колеса В, на расстоянии более 0,15 м.
Диаметр колес велосипедов, кроме спортивных ВМХ, должен быть не менее 0,49 м и не более 0,7 м, включая шину. У спортивных велосипедов ВМХ диаметр колес должен быть не менее 0,49 м и не более 0,5 м.
Диаметр колес транспортных велосипедов для младших школьников должен быть не менее 0,3 м, для подростков - не менее 0,4.
5 Общие технические требования
Велосипеды должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и комплекта нормативных документов (далее - НД) на велосипеды конкретных моделей.
5.1 Комплектность
5.1.1 Каждый велосипед должен быть снабжен документацией, содержащей информацию для потребителя в соответствии с ГОСТ Р 51121, в том числе:
паспортом, включающим:
- наименование предприятия-изготовителя или сборщика велосипеда, его полный адрес, телефон, факс и другие средства связи;
- тип и класс велосипеда, заводской порядковый номер (при отсутствии информации о типе и классе велосипед относят к типу транспортный и классу 3);
- дату изготовления;
- размеры шины (трубки), рекомендации по рабочему давлению в камере в зависимости от условий эксплуатации;
- информацию о сертификации;
- рекомендации по использованию;
- гарантийные обязательства;
инструкцией по эксплуатации, содержащей:
- рекомендации по сборке, подготовке к эксплуатации и регулированию с указанием значений рекомендуемых моментов затяжки резьбовых соединений;
- рекомендации по эксплуатации, связанной с повышенным риском получения травм (при необходимости), в том числе рекомендации по подбору высоты рамы велосипеда так, чтобы горизонтальная часть рамы перед седлом свободно помещалась между ногами велосипедиста, стоящего на земле;
- указания по техническому обслуживанию велосипеда (сроки обслуживания, давление в шинах, рекомендации по смазке основных узлов и регулированию тормозов);
- комплектность.
5.1.2 В комплект поставки велосипедов, предназначенных для гонок на треке, не должны входить тормоза, трещотки, переключатели передач, если иное не предусмотрено условиями соревнований.
5.2 Маркировка
Маркировка - по ГОСТ Р 51121.
На раму велосипеда должен быть нанесен товарный знак предприятия-изготовителя, порядковый номер и класс велосипеда. При отсутствии маркировки класса велосипеда на раме велосипед относят к третьему классу.
5.3 Упаковка
Упаковка и консервация должны обеспечивать сохранность велосипедов во время транспортирования и предпродажного хранения.
6 Требования безопасности
6.1 Общие
6.1.1 Смазка подвижных соединений велосипеда должна обеспечивать их нормальную работу при всех условиях эксплуатации.
6.1.2 Выступающие части велосипеда, которые могут соприкасаться с руками, ногами и другими частями тела велосипедиста в процессе езды и технического обслуживания велосипеда, должны быть безопасными.
Все открытые выступы длиной более 8 мм должны иметь радиус закругления не менее 6 мм. Торцевой размер конца открытого выступа: наибольший - 13 мм, наименьший - 3 мм. Не допускается наличие выступов на верхней трубе рамы велосипеда между седлом и точкой, находящейся впереди седла на расстоянии не менее 300 мм, за исключением прикрепленных к верхней трубе тросов управления диаметром не более 6,5 мм и тросовых зажимов, изготовленных из материала толщиной не более 5 мм.
6.1.3 После пробега велосипеда, заданного в сопроводительной документации изготовителя, не допускается ослабление затяжки резьбовых крепежных соединений.
6.1.4 После испытаний полностью собранного велосипеда по 8.7, 8.9 он должен сохранять работоспособное состояние. Остаточные деформации в системах и узлах не допускаются.
6.2 Тормозная система
6.2.1 Все типы велосипедов (кроме спортивных для гонок на треке) должны быть оснащены одной или двумя тормозными системами (передним и задним тормозами). При наличии одной тормозной системы она должна воздействовать на заднее колесо. При наличии двух тормозных систем одна из них должна воздействовать на переднее колесо, другая - на заднее.
6.2.2 Ручной тормоз
6.2.2.1 Наибольший размер между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля) d (рисунок 2) - 90 мм, на участке между точками А и В - 90 мм, между точками В и С - 100 мм.
L - длина рукоятки; d - расстояние между наружными поверхностями рукоятки тормоза и руля (или ручки руля);
А, В, С - контрольные точки для измерения расстояния d
Рисунок 2 - Размеры рукоятки тормоза
Тормозная система должна работать без заеданий. Стяжной болт троса не должен перерезать ни одну из проволок троса при сборке и регулировании тормозной системы.
После снятия приложенного к приводу тормоза усилия тормоз должен растормозиться и все элементы тормозной системы должны возвратиться в исходное положение.
6.2.2.2 После испытания по 8.1.1 не должно быть неисправностей в узле фрикционной тормозной колодки, а тормозная система должна соответствовать требованиям 6.2.5.
6.2.3 Регулирование тормозов
Отрегулированная по 6.2.2.1 тормозная система (в том числе с учетом износа) должна находиться в работоспособном состоянии до степени износа тормозных колодок, указанной в инструкции по эксплуатации на конкретный велосипед.
Отрегулированная тормозная колодка не должна соприкасаться с другими поверхностями, кроме поверхности, предназначенной для торможения.
Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное прилегание тормозных колодок к колесу.
6.2.4 Ножной тормоз
Тормоз должен приводиться в действие ногой велосипедиста, приложением усилия к педали в направлении, противоположном движению. Механизм тормоза должен действовать независимо от положения привода и его регулирования. Наибольший угол между положениями шатуна при движении и торможении должен быть не более 60°. Угол измеряют при приложении крутящего момента 14 Н·м к шатуну, находящемуся в его крайних положениях.
6.2.5 Прочность тормозной системы
Тормозная система, отрегулированная в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда, после испытаний по 8.1.2.1 и 8.1.2.2 не должна иметь неисправностей, также не должно быть нарушений регулирования.
При испытании по 8.1.3.6 тормозной путь по сухому покрытию при скорости 7 м/с (25,2 км/ч) не должен превышать 7 м. С увлажненными тормозами при скорости 4,5 м/с (16,2 км/ч) тормозной путь не должен превышать 9 м.
Примечание - Тормозной путь 7 м включает погрешность реакции велосипедиста и погрешности измерительных приборов и может быть пересмотрен в соответствии с результатами испытаний.
6.2.6 При испытании по 8.1.2.2 усилие торможения должно быть прямо пропорционально ±20% усилию, прилагаемому к педали, в пределах от 90 до 300 Н; при приложении к педали нагрузки 300 Н усилие торможения должно быть не менее 150 Н.
6.3 Рулевое управление
6.3.1 Руль
Ширина руля должна быть от 350 до 700 мм. Расстояние по вертикали между верхними частями ручек руля, находящимися в самом высоком положении, и опорной поверхностью седла, находящегося в его самом нижнем положении, должно быть не более 400 мм.
На концах руля должны быть ручки или заглушки, выдерживающие силу стягивания не менее 70 Н.
6.3.2 Стержень руля
На стержне руля должна быть несмываемая метка или насечка (далее - метка ввода), указывающая минимальную глубину его ввода в стержень вилки. Метка ввода должна быть расположена: на велосипедах для взрослых - на расстоянии не менее 60 мм от нижнего конца стержня руля, на велосипедах для подростков и младших школьников - на расстоянии не менее 50 мм. Ниже метки ввода должен оставаться участок цилиндрического тела стержня длиной не менее одного диаметра стержня. Метка ввода не должна уменьшать прочность стержня руля.
6.3.3 Затяжной болт для стержня руля
Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки болтов стержня руля должен превышать максимальный крутящий момент затяжки, установленный изготовителем, не менее чем на 50%.
6.3.4 Устойчивость рулевого управления
Узел "руль - передняя вилка" должен обеспечивать поворот переднего колеса на угол не менее 60° в обе стороны от продольной оси велосипеда. При этом наименьшее расстояние между колесом велосипеда и какой-либо деталью педали, находящейся в любом положении, должно быть не менее 89 мм.
Не менее 25% общей массы велосипеда и велосипедиста должно приходиться на переднее колесо при условии, что положение седла и ручек руля позволяет велосипедисту, находящемуся в седле и держащемуся за ручки, сместиться как можно дальше назад.
6.3.5 Прочность узла рулевого управления
Стержень руля не должен разрушаться при испытаниях по 8.2.1.1 и 8.2.1.2.
После испытаний по 8.2.2 и 8.2.3 не допускаются трещины, сломы и смещение конца испытательного вала более 4 мм.
При испытании по 8.2.3 не должно происходить перемещения стержня руля относительно стержня вилки более чем позволяют зазоры между соприкасающимися поверхностями. Такое перемещение не должно превышать 5°.
6.4 Узел "рама - передняя вилка"
На узле "рама - передняя вилка" не должно быть видимых трещин, а остаточная деформация узла, измеряемая между осями наконечников вилки и рамы, должна быть не более 40 мм при испытаниях этого узла падающей массой (8.3.1) и свободным падением (8.3.2).
Пазы или другие средства размещения передней оси внутри передней вилки должны быть такими, чтобы при плотном прилегании оси или конусов к верхней поверхности пазов переднее колесо оставалось в плоскости симметрии вилки.
6.5 Колеса
6.5.1 Торцевое и радиальное биения колес определяют по ГОСТ 24643 при их вращении в пределах допускаемого осевого биения. Приведенные ниже допуски биения содержат максимально допустимое изменение положения обода (т.е. полное показание индикатора) полностью собранного колеса за время одного полного оборота вокруг неподвижной оси. Допускаемые радиальное и торцевое биения колес, а также смещение плоскости переднего колеса относительно плоскости заднего колеса не должны превышать значений, указанных в таблице 2 для велосипедов соответствующих классов и типов.
Таблица 2 - Допускаемые отклонения параметров велосипедов
В миллиметрах
|
|
|
|
|
|
Тип велосипеда | Параметр | Значение для класса | |||
|
| В | 1 | 2 | 3 |
Спортивный: |
|
|
|
|
|
для гонок на треке | Радиальное биение колеса | 0,1 | 0,5 | 2,0 | X |
| Торцевое биение колеса | 0,1 | 0,5 | 2,0 | X |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 3,5 | X |
для гонок на шоссе | Радиальное биение колеса | 0,2 | 0,7 | 2,0 | 2,5 |
| Торцевое биение колеса | 0,2 | 0,7 | 2,0 | 2,5 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - |
МТБ | Радиальное биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,5 |
| Торцевое биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,5 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - |
ВМХ | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 2,5 | - |
для триала | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,0 | - |
для велокросса | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,2 | 2,0 | 2,5 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,0 | 3,5 | - |
для велоспорта в зале | Радиальное биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,0 |
| Торцевое биение колеса | 0,3 | 0,8 | 2,0 | 2,0 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 1,5 | 3,0 | - |
Транспортный: |
|
|
|
|
|
для взрослых | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 3,0 |
| Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 3,0 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,5 | 3,5 | 7,0 |
для подростков | Радиальное биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
| Торцевое биение колеса | 0,6 | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
| Смещение плоскостей колес | 1,0 | 2,5 | 3,5 | 7,0 |
для младших школьников | Радиальное биение колеса | X | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
| Торцевое биение колеса | X | 1,5 | 2,0 | 4,0 |
| Смещение плоскостей колес | X | 2,5 | 3,5 | 7,0 |
Примечание - Знак "Х" означает, что велосипед не может быть отнесен к указанному классу; знак "-" означает отсутствие ограничений по указанному параметру. |
Примечание - Класс велосипеда (см. 4.3) определяют по худшему показателю, выявленному в процессе измерений основных параметров и размеров велосипеда или его элементов, и по результатам испытаний в соответствии с таблицами 2 и А.1.
6.5.2 Колеса на велосипеде должны быть установлены так, чтобы зазор между шиной и любой деталью рамы и вилки был не менее 2 мм.
6.5.3 Колеса велосипеда должны быть закреплены и затянуты в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного велосипеда. Минимальный разрушающий крутящий момент затяжки крепежных соединений должен превышать максимальный крутящий момент их затяжки, установленный изготовителем не менее чем на 50%.
Конструкция велосипеда должна исключать самопроизвольное "выпадение" колеса из вилки.
Не допускается:
- относительное перемещение между осью переднего колеса и передней вилкой при испытании по 8.4.2;
- относительное перемещение между осью заднего колеса и рамой при испытании по 8.4.3.
При испытании полностью собранного колеса по 8.4.1 на его деталях не должно быть повреждений, а значение остаточной деформации, измеряемое в точке приложения силы к ободу, должно быть не более 1,5 мм.
6.6 Шины и трубки
Шина и трубка должны соответствовать конструкции обода. На боковой поверхности покрышки должен быть указан размер шины и рабочее давление в шине. При накачивании до 110% рекомендуемого внутреннего давления шина должна оставаться на ободе неповрежденной не менее 5 мин.
6.7 Педали
6.7.1 Ни одна деталь педали, опорная поверхность которой параллельна поверхности земли, при нахождении в самой нижней точке не должна касаться поверхности земли в случае отклонения ненагруженного велосипеда от вертикального положения на 25°.
6.7.2 Устройства, установленные на педали и предназначенные для фиксации ступни, должны обеспечивать неподвижность опорной поверхности велотуфель в переднем и заднем направлениях относительно корпуса педали.
6.7.3 У велосипедов, не оснащенных устройствами для крепления ног (туклипсами), зазор между педалью и передней шиной или щитком переднего колеса при вращении его в любом положении должен быть не менее 89 мм. Зазор должен быть измерен от центра любой педали до дуги, описанной шиной или щитком колеса параллельно плоскости симметрии велосипеда (рисунок 3).
1 - педаль;
2 - шина; 3 - щиток колеса
Рисунок 3 - Зазор между педалью и шиной
Если на передней вилке велосипеда имеются детали для крепления переднего щитка, зазор измеряют от соответствующим образом установленного щитка.
6.7.4 После приложения к системе привода статической нагрузки по 8.5.1 на ее деталях не должно быть трещин и привод должен оставаться работоспособным.
6.7.5 После испытания по 8.5.3.1 на резьбе оси педали или шатуна кривошипа не должно быть разрушений.
6.8 Привод (система переключения передач)
6.8.1 Требования к переключателям передач (переднему и заднему)
6.8.1.1 Должно быть обеспечено надежное переключение передач по всему диапазону, предусмотренному для велосипеда конкретной модели.
6.8.1.2 В крайних положениях переключателей цепь не должна соскакивать с шестерен (звездочек) при вращении педалей.
6.8.1.3 Ролики заднего переключателя должны вращаться при движении цепи.
6.8.1.4 Расстояние от заднего переключателя до спиц заднего колеса в любом положении должно быть не менее 3 мм.
6.8.1.5 Передний переключатель, находящийся в любом положении, не должен касаться кривошипа или шестерен (звездочек) велосипеда.
6.8.2 Подвижные соединения должны работать без заеданий. Не допускаются набегание цепи на вершины зубьев звездочек, сбрасывание цепи и самопроизвольное переключение передач.
6.9 Седло
6.9.1 На седлодержателе должна быть несмываемая метка или насечка, расположенная на расстоянии не менее 50 мм от его торца и указывающая минимальную глубину ввода седлодержателя в раму. Насечка не должна уменьшать прочность седлодержателя.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.