СН 78-73
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Инструкция
по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов
Дата введения 1974-01-01
УТВЕРЖДЕНА Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства 25 мая 1973 г. и СОГЛАСОВАНА с Госгортехнадзором СССР
ВНЕСЕНА ЦНИИОМТП Госстроя СССР
ВЗАМЕН СН 78-67
"Инструкция по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов" разработана Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству Госстроя СССР (ЦНИИОМТП).
При составлении настоящей Инструкции была использована "Инструкция по устройству, эксплуатации и перевозке рельсовых путей для строительных башенных кранов" (СН 78-67), а также результаты научных исследований Промтрансниипроект, НИИ оснований и подземных сооружений и опыт эксплуатации подкрановых путей башенных кранов в строительных организациях.
Редакторы - инж. Г.А.Котов (Госстрой СССР), инж. Ю.С.Ушаков (ЦНИИОМТП)
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция является обязательной при устройстве, эксплуатации и перебазировании подкрановых путей для строительных башенных кранов с давлением на ходовое колесо до 28 тс. При специфических условиях эксплуатации для кранов с давлением на ходовое колесо до 28 тс подкрановые пути должны сооружаться по специальному проекту.
1.2. Для кранов с давлением на ходовое колесо свыше 28 тс подкрановые пути должны изготовляться по указаниям, изложенным в инструкциях по эксплуатации этих кранов.
1.3. К специфическим условиям эксплуатации строительных башенных кранов относятся:
установление кранов непосредственно на конструкциях строящихся зданий и сооружений;
местности, имеющие карстовые явления;
косогоры с поперечным уклоном более 1:10;
криволинейные участки пути;
условия Крайнего Севера при устройстве путей на снежном основании.
1.4. При разработке специального проекта, предусмотренного п.1.1., должны быть учтены требования и рекомендации Инструкции и изложены дополнительные данные, вытекающие из соответствующих условий, указанных в п.1.3.
1.5. Подготовку площадки и устройство подкрановых путей для строительных башенных кранов, типы которых не указаны в Инструкции, следует производить применительно к аналогичной ходовой части и соответствующему давлению на ходовое колесо кранов, приведенным в табл.1.
Таблица 1
Общие данные по подкрановым путям для строительных башенных кранов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип крана | Дав- ление на ходо- вое ко- лесо, тс | Размер колеи и предель- ные отклоне- ния, мм (рис.2) | Разность отметок рельсов при допускаемом поперечном уклоне | Радиус криво- линей- ного участка пути, м | Минимальное расстояние от выступающей части здания до оси первого рельса, мм, (рис.2) | Ширина земляного полотна при балластной призме, мм | ||
|
|
| при укладке, мм, не более | при эксплуа- тации, мм, не более |
|
| из песка, гранулиро- ванного металлур- гического или доменного шлака | из щебня или гравия |
БКСМ-5М | 11 | 3500±4 | 16 | 35 | - | 1250 | 6400 | 6200 |
С-390 | 11,9 | 3000±3 | 12 | 30 | 8 | 2200 | 7000 | 6800 |
МБТК-80 | 12 | 5000±5 | 21 | 50 | 6 | 2000 | 8700 | 8550 |
МСТК-90 | 13,5 | 5000±5 | 21 | 50 | 6 | 2000 | 8700 | 8550 |
КБ-60 | 14 | 4000±4 | 16 | 40 | 6 | 1800 | 7600 | 7400 |
Т-178 | 15 | 3500±4 | 14 | 35 | - | 1350 | 6650 | 6400 |
МСК-5-20 | 16 | 4000±4 | 16 | 40 | 4,7 | 2300 | 8000 | 7700 |
КБк-100.1 | 16,5 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2000 | 8400 | 8150 |
(МБСТК-80/100) | 16,75 | 5000±5 | 21 | 50 | 6 | 2000 | 8900 | 8650 |
С-419 | 18,52 | 3795±4 | 16 | 38 | 10 | 1100 | 6500 | 6250 |
КБ-100 | 18,75 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2000 | 8350 | 8100 |
Т-226 | 19 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2300 | 8750 | 8500 |
МСК-8/20 (МСК-7,5/20) | 19 | 5000±5 | 21 | 50 | 6 | 2300 | 8900 | 8650 |
КБ-100.0, решетчат., КБ-100.0С КБ-100.1, трубчат. | 20 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2000 | 8400 | 8100 |
МСК-3-5-20 | 21 | 4000±4 | 16 | 40 | 25 | 2000 | 8000 | 7600 |
БКСМ-3-5-5Б | 21 | 4000±4 | 10 | 40 | 4 | 1600 | 7500 | 7250 |
Т-226-Э | 21 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2300 | 8700 | 8400 |
МСК-5-20А | 21 | 4000±4 | 16 | 40 | 7 | 2300 | 8200 | 7900 |
КБ-100.0М | 21 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2000 | 8400 | 8200 |
С-464 | 21,6 | 4000±4 | 16 | 40 | 7 | 2200 | 8200 | 7950 |
КБ-100.2 | 21,8 | 4500±5 | 19 | 45 | 7 | 2000 | 8400 | 8200 |
КБ-160.4 | 22 | 6000±6 | 25 | 60 | 7 | 1700 | 9600 | 9300 |
МЗ-5-5 МЗ-5-5Л | 22 | 4000±4 | 16 | 40 | - | 1700 | 7600 | 7350 |
БК-5-248 | 22,5 | 5000±5 | 21 | 50 | - | 1700 | 8900 | 8650 |
МЗ-5-10 | 22,8 | 6000±6 | 25 | 60 | - | 1300 | 9200 | 8950 |
КБ-160.2 | 23 | 6000±6 | 25 | 60 | 7 | 1700 | 9600 | 9300 |
СБК-1, СБК-1М (БКСМ-3, Т-128) | 23,2 | 3795±4 | 16 | 38 | 25 | 1200 | 6900 | 6650 |
С-419М | 23,5 | 5000±5 | 21 | 50 | 22 | 1300 | 8200 | 7950 |
КБ-306 (С-981) | 23,9 | 4500±4 | 19 | 45 | 7 | 1950 | 8350 | 8100 |
С-981А | 24 | 4500±4 | 19 | 45 | 8,5 | 2050 | 8450 | 8200 |
КБк-160.2 | 24 | 6000±8,4 | 25 | 60 | 7 | 1700 | 9600 | 9300 |
МСК-10-20 (МСК-7-25) | 24 | 6500±7 | 25 | 65 | 8 | 2000 | 10400 | 10100 |
БКСМ-5-5А | 24,2 | 4500±5 | 19 | 45 | 12 | 1300 | 7700 | 7400 |
БКСМ-7-9 | 24,8 | 6000±6 | 25 | 60 | 25 | 1300 | 9200 | 8900 |
КТС-3-5 | 25 | 4000±4 | 16 | 40 | - | 2700 | 8500 | 8300 |
МСК-250 | 25 | 7500±8 | 25 | 60 | 10 | 1450 | 10800 | 10500 |
БКСМ-14 | 25 | 8000±8 | 25 | 60 | - | 1400 | 11300 | 11000 |
БКСМ-5-9 | 25,6 | 4500±5 | 19 | 45 | 12 | 1300 | 7700 | 7400 |
КБ-404 (КС-250) | 26,15 | 6000±5 | 25 | 60 | 6 | 2000 | 9900 | 9600 |
БКСМ-5-10 (Т-223) | 27 | 6000±6 | 25 | 60 | 25 | 1300 | 9200 | 8900 |
Т-228 | 27 | 6000±6 | 25 | 60 | 25 | 1400 | 9300 | 9000 |
БКСМ-7-5 | 27,6 | 4500±5 | 19 | 45 | 12 | 1300 | 7700 | 7400 |
1.6. Работы по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей должны производиться с применением соответствующих средств механизации. Перечень машин, транспортных средств, приспособлений и инструмента, рекомендуемых для выполнения работ по устройству подкрановых путей для строительных башенных кранов, указан в приложении 1.
2. НИЖНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
2.1. В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.
2.2. Земляное полотно в зоне укладки пути должно быть очищено от отходов стройматериалов, льда, снега, посторонних предметов и растительного слоя почвы. До начала устройства земляного полотна в зоне подкранового пути должны быть закончены все земляные работы, связанные с устройством фундаментов здания и прокладкой подземных коммуникаций.
Рис.1. Профиль земляного полотна подкранового пути
2.4. Общий продольный уклон площадки земляного полотна должен быть 0,002-0,005.
Разрешается в дренирующих и скальных грунтах площадку земляного полотна выполнять горизонтальной.
2.5. Профиль и размеры земляного полотна на криволинейных участках подкранового пути должны соответствовать нормам, установленным для прямолинейных участков пути.
2.6. Разрешается земляное полотно для подкранового пути устраивать из насыпного грунта, а также часть земляного полотна - на насыпном грунте, а часть - на основном грунте с откосами в месте примыкания насыпного к основному грунту 1:1,5; при этом насыпной грунт должен быть песчаным или однородным с основным грунтом.
2.7. Насыпной грунт земляного полотна следует укладывать слоями толщиной не более 200-300 мм с обязательным уплотнением вслед за его отсыпкой, при этом плотность грунтов земляного полотна должна соответствовать данным, приведенным в табл.2.
Таблица 2
Плотность грунта земляного полотна
|
|
|
Грунт | Требуемая плотность грунта, т/м , не менее | |
| для путей кранов с четырьмя ходовыми колесами (коэффициент уплотнения 0,85) | для путей кранов с восемью ходовыми колесами (коэффициент уплотнения 0,9) |
Мелкие и пылеватые пески, суглинки, чернозем супесчаный | 1,54 | 1,64 |
Супеси | 1,66 | 1,76 |
Глина | 1,5 | 1,6 |
Допускается насыпной песчаный и супесчаный грунты земляного полотна в летнее время уплотнять поливкой распыленной струей воды каждого отсыпаемого слоя грунта.
2.8. При устройстве земляного полотна из насыпного грунта запрещается:
применять грунт с примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;
применять недренирующий грунт (глину, суглинки), смешанный с дренирующим во избежание появления в теле насыпи водяных мешков;
прикрывать слой высокодренирующего грунта грунтом с меньшей дренирующей способностью;
укладывать мерзлый грунт, а также талый, смешанный с мерзлым;
выполнять работы по устройству земляного полотна во время интенсивного снегопада без принятия соответствующих мер по защите насыпного грунта от включений снега;
уплотнять грунт поливкой водой в зимнее время.
2.9. Проверять степень плотности грунта следует любым современным методом не менее чем в одном месте на длине 25 м под каждой рельсовой ниткой. Допускается определение плотности грунта методом зондирования с помощью удлиненного ударника (приложение 2), при этом число мест проверки должно быть увеличено вдвое.
Результаты проверки необходимо занести в акт сдачи подкранового пути в эксплуатацию, составленного по форме согласно приложению 3.
2.10. Засыпку и уплотнение траншей и пазух, над которыми должны сооружаться подкрановые пути, необходимо производить аналогично устройству основания из насыпного грунта (пп.2,6; 2,7; 2,8; 2,9).
При возобновлении работ после снегопадов и метелей поверхность устраиваемого земляного полотна должна быть очищена от снега и льда.
Продольный уклон водоотвода должен быть равным 0,002-0,005.
В скальных грунтах разрешается устраивать водоотвод с поперечным профилем нетрапецеидальной формы при сохранении уклона земляного полотна.
2.12. Водоотвод подкранового пути должен быть включен в общий водоотвод строительной площадки.
При эксплуатации подкранового пути водоотвод необходимо периодически очищать от мусора и посторонних предметов.
Допускается засыпка водоотвода дренирующим материалом (щебень, гравий, крупный песок и т.п.).
В песчаных грунтах в районах с засушливым климатом водоотвод устраивать необязательно.
3. ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ
3.1. В состав верхнего строения пути входят: балластный слой, опорные элементы, рельсы и рельсовые скрепления, тупиковые упоры, выключающие линейки и элементы заземления.
Рис.2. Профиль подкранового пути на деревянных полушпалах
для песчаных и супесчаных грунтов - не меньше 1,5 глубины котлована плюс 400 мм;
для глинистых грунтов - не меньше глубины котлована плюс 400 мм.
Эти же требования должны выполняться при расположении указанных выемок с торцов подкранового пути.
3.4. На подготовленную площадку земляного полотна отсыпается балластная призма. Размеры балластной призмы и нормы расхода балластных материалов на устройство звена пути на деревянных полушпалах и из деревометаллических секций приведены в табл.3.
Таблица 3
Размеры балластной призмы и нормы расхода балластных материалов на устройство звена пути на деревянных полушпалах и из деревометаллических секций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип крана |
|
|
| Высота слоя | Расход балласта, м , на звено пути 12,5 м | |||||
|
| Ходовая часть
|
|
|
| при сплошной призме | при раздельной призме | |||
| Давле- ние на ходовое колесо, тс
| число колес | база те- лежки | Ширина сплошной призмы по верху* (см. рис.2) | из песка, гранулированного металлургического или доменного шлака
| из щебня или гравия
| из песка, гранулированного металлургического или доменного шлака | из щебня или гравия | из песка, гранулированного металлургического или доменного шлака | из щебня или гравия |
БКСМ-5М | 11 | 8 | 1000 | 5250 | 150 | 120 | 16 | 13 | 12 | 10 |
С-390 | 11,9 | 8 | 460 | 4750 | 150 | 120 | 15 | 12 | 12 | 10 |
МБТК-80 | 12 | 8 | 650 | - | 200 | 150 | - | - | 15 | 12 |
МСТК-90 | 13,5 | 8 | 650 | - | 150 | 120 | - | - | 12 | 10 |
КБ-60 | 14 | 8 | 670 | 5750 | 200 | 150 | 21 | 17 | 15 | 11 |
Т-178 | 15 | 4 | - | 5250 | 150 | 120 | 16 | 13 | 12 | 10 |
МСК-5-20 | 16 | 8 | 570 | 5750 | 200 | 150 | 21 | 17 | 15 | 11 |
КБк-100.1 | 16,5 | 8 | 670 | 6250 | 200 | 150 | 22 | 18 | 15 | 11 |
МБСТК-80/100 | 16,8 | 8 | 650 | - | 200 | 150 | - | - | 15 | 11 |
С-419 | 18,5 | 8 | 630 | 5545 | 250 | 200 | 25 | 20 | 19 | 15 |
КБ 100 | 18,8 | 8 | 670 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
Т-226 | 19 | 8 | 800 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
МСК-8/20 (МСК-7,5/20) | 19 | 8 | 570 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
КБ-100.0, решетчат., КБ-100.0С, | 20 | 8 | 670 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
КБ-100.1, трубчат. МСК-3-5-20 | 21 | 4 | - | 5750 | 150 | 120 | 17 | 14 | 12 | 10 |
БКСМ-3-5-5Б | 21 | 8 | 1000 | 5750 | 250 | 200 | 26 | 21 | 19 | 15 |
Т-226-Э | 21 | 8 | 800 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
МСК-5-20А | 21 | 8 | 570 | 5750 | 250 | 200 | 26 | 21 | 19 | 15 |
КБ-100.0М | 21 | 8 | 675 | 6150 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
С-464 | 21,6 | 8 | 630 | 5750 | 250 | 200 | 26 | 21 | 19 | 15 |
КБ-100.2 | 21,8 | 8 | 675 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
КБ-160.4 | 22 | 8 | 675 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
МЗ-5-5, МЗ-5-5А | 22 | 8 | 1000 | 5750 | 250 | 200 | 26 | 21 | 19 | 15 |
БК-5-248 | 22,5 | 8 | 1000 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
МЗ-5-10 | 22,8 | 8 | 1000 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
КБ-160.2 СБК-1 (БКСМ-3, Т-128)
| 23 | 8 | 675 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
СБК-1М | 23 | 4 | - | 5545 | 150 | 120 | 17 | 14 | 12 | 10 |
С-419М | 23,5 | 8 | 630 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
КБ-306 (С-981) | 23,9 | 8 | 670 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
С-981А | 24 | 8 | 670 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
МСК-10-20 (МСК-7-25) | 24 | 8 | 570 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
КБк-160.2 | 24 | 8 | 675 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
БКСМ-5-5А | 24,2 | 8 | 1000 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
БКСМ-7-9 | 24,8 | 8 | 1000 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
КТС-3-5 | 25 | 4 | - | 5750 | 200 | 150 | 21 | 17 | 15 | 11 |
МСК-250 | 25 | 8 | 900 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
БКСМ-14 | 25 | 8 | 1000 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
БКСМ-5-9 | 25,6 | 8 | 1000 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
КБ 404 (КС-250) | 26,2 | 8 | 675 | - | 300 | 250 | - | - | 23 | 18 |
БКСМ-5-10 (Т-223) | 27 | 8 | 1000 | - | 250 | 200 | - | - | 19 | 15 |
Т-228 | 27 | 4 | - | - | 200 | 150 | - | - | 15 | 11 |
БКСМ-7-5 | 27,6 | 8 | 1000 | 6250 | 250 | 200 | 28 | 22 | 19 | 15 |
________________
* При устройстве раздельных призм ширина их принимается 1750 мм.
При размере колеи более 4000 мм рекомендуется устраивать раздельные балластные призмы.
3.5. При устройстве подкрановых путей для строительных башенных кранов, указанных в Инструкции, следует применять щебень из естественного камня, гравий карьерный, гравий сортированный, песок, шлак гранулированный металлургический, доменный шлак и другие материалы. Гранулометрический состав балластных материалов и нормы примесей должны соответствовать данным, приведенным в табл.4.
Таблица 4
Гранулометрический состав балластных материалов и нормы примесей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Наиме- нование балластных материалов | Наиме- нование сорта материалов по крупности частиц | Круп- ность (нор- мальные размеры частиц), мм | Процент содер- жания частиц нормаль- ного раз- мера, не менее (по массе) | Допуски | Примечание | ||||||
|
|
|
| макси- мальный размер частиц | содержание час- тиц, % (по массе) | содержание, %, (по массе) |
| ||||
|
|
|
|
| размер менее нормаль- ный | размер более нормаль- ный | дроб- леных час- тиц | песка |
| ||
Щебень из естественного камня | Крупный (нор- мальный) | 25-70 | 90 | 100 | 5 | 5 | 100 | - | Щебень должен быть чистым, свободным от грязи и мусора. Пылевидных частиц размером не менее 0,1 мм должно быть не более 2% | ||
Гравий карьерный | - | 3-60 | 50 до 80 | 100 | 20-50 | 5 | - | Частиц размером до 3 мм не менее 20, но не более 50 | Пылевидных частиц размером менее 0,1 мм должно быть не более 8%, в том числе глинистых частиц менее 0,005 мм - не более 1,5% | ||
Гравий сортированный | - | 3-40 | 90 | 60 | 5 | 5 | 100 | - | Частиц размером менее 0,1 мм не должно превышать 2% | ||
Песок | Крупный и средний | 0,5-3 | 50 | 60 | Не более 50 | - | Более 90 | Частиц размером менее 0,1 мм должно быть не более 10%, в том числе глины - 3% | |||
Шлак гранулированный металлургический | - | 0,5-3 | 90 | - | 10 | 5 | - | - | Частиц размером менее 0,1 мм допускается не более 4%
| ||
Доменный шлак* | - | 3-60 | 50-80 | 80 | 30 | 15 | - | Размер до 3 мм 20-50 | То же |
________________
Укладку подкрановых путей рекомендуется производить из сборных инвентарных секций пути, приведенных в приложениях 4, 5, 6.
Допускается также производить укладку путей из отдельных элементов.
3.6. Балластная призма пути должна укладываться с равномерным уплотнением по всей площади.
В летнее время допускается уплотнять укладываемый балласт поливкой распыленной струей воды.
3.7. Укладка балластного слоя на неподготовленную основную площадку земляного полотна, а также укладка пути на грунт без балластного слоя не допускается.
3.8. Плотность балластной призмы должна проверяться при высоте слоя не менее 150 мм и не менее чем в одном месте на длине 12,5 м под каждой рельсовой ниткой до укладки опорных элементов. Данные о плотности должны заноситься в акт сдачи подкранового пути в эксплуатацию, составленного по форме согласно приложению 3.
3.9. При устройстве путей в ветровых районах 4, 5, 6, 7 по ГОСТ 1451-65* боковые стороны балластного слоя из песка и гранулированного шлака должны быть ограждены (см. рис.2, б) или укреплены невыветриваемым балластным материалом.
3.10. Шпалы для подкрановых путей должны применяться 1 и 2 сортов по ГОСТ 78-65* "Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи" (рис.3). Поперечные размеры шпал** приведены в табл.5.
** Применяемые для подкранового пути шпалы, равные половине их нормальной длины, в дальнейшем именуются полушпалами.
Рис.3. Поперечные сечения шпал
а - обрезная, тип IA; IIIA; б - необрезная, типы IБ, IIIБ; в - брус
Таблица 5
Поперечные размеры шпал, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип шпал | Ширина постели | Высота | Высота пропиленных боковых сторон | ||||
| нижней | верхней |
|
|
| ||
Обрезные IA | 250 | 165 | 180 | 150 | - | ||
" | IIIA | 230 | 150 | 150 | 105 | - | |
Необрезные IБ | 250 | 165 | 180 | - | 280 | ||
" | IIIБ | 230 | 150 | 150 | - | 250 | |
Брус | 240 | - | 200 | - | - |
3.11. Полушпалы должны быть изготовлены из древесины следующих пород: сосны, ели, пихты, лиственницы и кедра с пропиткой их антисептиком "Уралит". В случае отсутствия древесины указанных пород разрешается изготовление полушпал из березы.
3.12. При устройстве подкрановых путей допускается:
замена полушпал деревянными брусьями по ГОСТ 8486-66* "Пиломатериалы хвойных пород";
применение бревен в качестве полушпал с отесанными постелями шириной, равной ширине полушпал;
применение полушпал, брусьев, бревен с несимметричными боковыми сторонами при условии, что смещение центра верхней постели по отношению к центру нижней составляет не более 5 мм;
применение полушпал длиной 900 мм при устройстве пути для кранов с давлением на ходовое колесо до 15 тс.
3.13. Не допускается при устройстве подкрановых путей применение:
полушпал из древесины мягких лиственных пород (ольхи, осины, липы и др.);
полушпал, брусьев и бревен, имеющих сучки в местах опирания подкладок или рельса;
полушпал, брусьев и бревен, в которых отклонения от параллельности постелей превышает 1 см по всей длине полушпал;
полушпал, имеющих гнилостные пятна в местах опирания подкладок или рельса размером более 20 мм, а на остальных поверхностях более 60 мм;
полушпал со всеми видами внутренней гнили;
полушпал с червоточинами глубиной более 50 мм;
полушпал с метиковыми трещинами протяжением по торцу более его половины;
полушпал с продольными трещинами глубиной более 50 мм и длиной более 300 мм.
3.14. При устройстве подкрановых путей для строительных башенных кранов применяются новые рельсы, показанные на рис.4.
Рис.4. Профиль рельсов
Допускается применение старогодных рельсов I и II группы согласно ТУ 32 (ЦП-1-65, прошедших проверку и ремонт в рельсосварочных предприятиях Министерства путей сообщения и имеющих сопроводительную документацию, подтверждающую соответствие рельсов указанным техническим условиям).*
________________
* Применение старогодных рельсов при указанных условиях подтверждено Министерством путей сообщения письмом от 15 декабря 1972 г. N II-36031.
Для укладки в подкрановые пути старогодные рельсы I и II группы должны удовлетворять следующим требованиям:
вертикальный износ головок рельсов должен соответствовать условиям безопасного прохода* колеса крана через рельсовый стык с типовыми железнодорожными накладками и не должен превышать 9 мм для Р65; 7 мм для Р43 и Р50; 4 мм для Р38;
_________________
* Безопасный проход колеса крана через рельсовый стык будет обеспечен, если колесо, имеющее максимально допустимый износ обода катания 10 мм, перекатываясь по рельсам с максимальным допускаемым вертикальным износом головки, не заденет ребордами стыковых накладок и болтов.
плавные вмятины и забоины до 2 мм;
плавный местный износ кромки подошвы от костылей до 3 мм;
равномерный наплыв на боковых гранях головки без признаков трещин и расслоений до 2 мм;
имеющие кривизну (стрелу изгиба в горизонтальной плоскости) не более 1/500 длины.
3.15. Полушпалы и рельсы, применяемые для устройства подкрановых путей, должны соответствовать данным табл.6.
Таблица 6
Полушпалы и рельсы, применяемые для устройства подкрановых путей
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление на ходовое колесо, тс | Полушпалы | Рельсы | |||||
| тип | размер, мм | расстояние между осями полушпал, мм | тип | ГОСТ | ||
Секция с деревянными полушпалами | |||||||
До 15 | IIIА, IIIБ | 1375 | 600 | Р38 | 3542-47** | ||
Свыше 15 до 20 | IA, IБ | 1375 | 550 | Р43 | 7173-54 | ||
Свыше 20 до 23 | IA, IБ | 1375 | 550 | Р50 | 7174-65* | ||
| |||||||
Свыше 23 до 28 | IA, IБ | 1375 | 550 | Р65 | 8161-63* | ||
| |||||||
Секция деревометаллическая | |||||||
До 15 | IIIА, IIIБ | 1375 | 570 | Р38 | 3542-47** | ||
Свыше 15 до 21 | IA, IБ | 1375 | 570 | Р43 | 7173-54 | ||
Свыше 21 до 28 | IA, IБ | 1375 | 570 | Р50 | 7174-65* |
__________________
Допускается применение рельсов более тяжелого типа для соответствующих давлений на ходовое колесо, приведенных в табл.6, если расстояние между ребордами ходового колеса превышает ширину головки рельса не менее чем на 10 мм, при этом допускается уменьшение толщины балластного слоя, указанного в табл.3, на 8-10%.
3.16. Не допускается укладывать в путь рельсы со следующими дефектами:
с износами, превышающими указанные в п.3.14 на 2 мм;
с трещинами в головке, шейке, подошве, в местах перехода шейки в головку или подошву; у болтовых отверстий;
с выколом головки и подошвы;
с провисшими концами, включая смятие, на 5 мм и более;
с изношенной или подвергшейся коррозии подошвой или шейкой более 4 мм.
3.17. Под рельсы на полушпалы должны устанавливаться плоские металлические подкладки.
При прикреплении рельсов к полушпалам шурупами путевыми по ГОСТ 809-71 размеры подкладок (рис.5, 6) следует принимать по табл.7, а при прикреплении рельсов к полушпалам костылями размеры подкладок (рис.7) следует принимать по табл.8.
Рис.5. Подкладка для прикрепления рельса к полушпалам шурупами
Рис.6. Подкладка из полосовой стали для прикрепления рельса к полушпалам шурупами
Таблица 7
Размеры подкладок для прикрепления рельсов к полушпалам шурупами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип рельса | Размеры, мм | Масса 1 шт., кг | |||||||
| по рис.5 | по рис.6 | |||||||
Р38 | 150 | 280 | 14 | 60 | 160 | 75 | 80 | 4 | 1,9 |
Р43 | 150 | 300 | 16 | 70 | 160 | 35 | 80 | 5,1 | 2,4 |
Р50 | 160 | 300 | 16 | 62,5 | 175 | 40 | 80 | 6 | 3 |
Р65 | 160 | 280 | 16 | 95 | 190 | 40 | 80 | 7,6 | 3,8 |
Рис.7. Подкладка для прикрепления рельса к полушпалам костылями
Таблица 8
Размеры подкладок для прикрепления рельсов к полушпалам костылями
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип рельса | Размеры, мм | Масса 1 шт., кг | |||||||
|
| ||||||||
Р38 | 150 | 280 | 14 | 76 | 63 | 114 | 27 | 60 | 4 |
Р43 | 150 | 300 | 16 | 66 | 73 | 114 | 27 | 60 | 5,1 |
Р50 | 160 | 300 | 16 | 71 | 64 | 132 | 32 | 60 | 6 |
Р65 | 160 | 300 | 16 | 71 | 95 | 150 | 32 | 60 | 7,6 |
Допускается устанавливать железнодорожные подкладки по ГОСТ 12135-66* с уклоном 1:20 под рельсы при условии расположения их уклоном внутрь подкранового пути.
3.18. Для прикрепления рельсов к полушпалам должны применяться шурупы путевые по ГОСТ 809-71 с прижимами (рис.8, 9) или костыли по ГОСТ 818-41*. Размеры прижимов следует принимать по табл.9.
Рис.8. Прижим для прикрепления рельса к полушпалам шурупами
Рис.9. Прижим облегченный для прикрепления рельса к полушпалам шурупами
Таблица 9
Размеры прижимов для прикрепления рельсов к полушпалам шурупами путевыми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип рельса | Размеры, мм | Масса 1 шт., кг | ||||||
|
| |||||||
Р38 | 75 70 | 50 | 35 30 | 20 25 | 10 12 | 12 | 8 | 0,5 0,3 |
Р43 | 75 70 | 50 | 35 30 | 26 31 | 12 14 | 15 | 10 | 0,55 0,4 |
Р50 | 75 70 | 50 | 35 30 | 26 31 | 12 14 | 15 | 10 | 0,6 0,4 |
Р65 | 75 70 | 50 | 35 30 | 26 31 | 12 14 | 15 | 10 | 0,6 0,4 |
________________
Примечание. В числителе даны значения для прижима, выполняемого по рис.8; в знаменателе - по рис.9.
3.19. Для рельсовых стыков должны применяться:
болты с шестигранной и уменьшенной головкой с направляющим подголовком (ГОСТ 11530-65);
гайки шестигранные (ГОСТ 11532-65);
шайбы пружинные и рельсовые скрепления для железных дорог широкой колеи (ГОСТ 7529-55, ГОСТ 8196-56).
Рис.10. Накладки рельсовые двухголовые
а - для рельсов Р38, Р43, Р50; б - для рельсов Р65
Размеры рельсовых двухголовых накладок для железных дорог широкой колеи следует принимать по табл.10.
Таблица 10
Размеры накладок рельсовых двухголовых
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип рельса | Размеры, мм | Количество отверстий | Масса, кг | ||||||||||
| овальное | круглое |
| ||||||||||
Р38 | 65 | 160 | 110 | 120 | 34 | 32 | 24 | - | - | 790 | 3 | 3 | 12,4 |
Р43 | 65 | 160 | 110 | 120 | 34 | 32 | 24 | - | - | 790 | 3 | 3 | 15,6 |
Р50 | 50 | 140 | 150 | 140 | 26 | 34 | 26 | - | - | 820 | 3 | 2 | 18,8 |
Р65 | 80 | - | - | - | - | 39 | 29 | 320 | 200 | 800 | 2 | 2 | 23,5 |
3.20. Применение нестандартных накладок (рис.11, 12) допускается при устройстве путей для ранее выпущенных кранов с постоянно действующими рельсовыми захватами тискового типа.
Рис.11. Накладка стыковая конструкции ВНИИСтройдормаша
Рис.12. Детали накладки конструкции ВНИИСтройдормаша
Для возможности применения стандартных двухголовых железнодорожных накладок (см. рис.10) рекомендуется заменить захваты тискового типа на захваты рельсовые полуавтоматические, указанные в приложении 7
.
4. УКЛАДКА ПОДКРАНОВОГО ПУТИ
4.1. Спецификация деталей, необходимых для устройства одного звена пути длиной 12,5 м с отдельными полушпалами, приведена в табл.11.
Таблица 11
Спецификация деталей на звено подкранового пути длиной 12,5 м на отдельных деревянных полушпалах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Наименование | Тип | ГОСТ | Количество, шт. | Масса, кг | |||||||||||||||||||
|
| сортамент | материал |
| 1 шт. | общая | |||||||||||||||||
Для кранов с давлением на ходовое колесо до 15 тс | |||||||||||||||||||||||
Рельс | Р38 | 3542-47** | 4224-54 | 2 | 480 | 960 | |||||||||||||||||
Полушпала | IIIA | 78-65 | Сосна, сорт 2, 8486-66 | 36 | 27 | 970 | |||||||||||||||||
Подкладка
Шуруп путевой
Костыль
Прижим | -
Н-16
-
- | -
809-71
818-41*
- |
|
Сталь Ст3, 380-71 | 36
108
108
108 | 3
0,53
0,348
0,5 | 115
57,2
37,6
54 | ||||||||||||||||
Накладка двухголовая | - | 4133-54* | М56, 4224-54 | 4 | 15,6 | 62,4 | |||||||||||||||||
Болт
Гайка | М20х100
М22 | 11530-65
11532-65 |
Сталь Ст3, 380-71 | 12
12 | 0,76
0,107 | 3,3
1,28 | |||||||||||||||||
Шайба пружинная | 24 | 7529-55 | Сталь 65Г, 14959-69 | 12 | 0,037 | 0,45 | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Для кранов с давлением на ходовое колесо от 15 до 20 тс | |||||||||||||||||||||||
Рельс | Р38 | 3542-47** | М71, 4224-54 | 2 | 480 | 960 | |||||||||||||||||
Полушпала | IA | 78-65 | Сосна, сорт 2, 8486-66 | 42 | 34 | 1428 | |||||||||||||||||
Подкладка
Шуруп путевой
Костыль
Прижим | -
Н-16
-
- | -
809-71
818-41*
- |
|
Сталь Ст3, 380-71 | 42
126
126
126 | 4,9
0,53
0,348
0,5 | 205,80
66,78
43,85
63 | ||||||||||||||||
Накладка двухголовая | - | 4133-54* | М56, 4224-54 | 4 | 15,6 | 62,4 | |||||||||||||||||
Болт
Гайка | М20х120
М20 | 11530-65
11532-65 |
Сталь Ст3, 380-71 | 12
12 | 0,317
0,074 | 3,8
0,89 | |||||||||||||||||
Шайба пружинная | 21 | 7529-55 | Сталь 65Г, 14959-69 | 12 | 0,024 | 0,29 | |||||||||||||||||
Для кранов с давлением на ходовое колесо от 20 до 22 тс | |||||||||||||||||||||||
Рельс | Р43 | 7173-54 | М71, 4224-54 | 2 | 557,5 | 1115 | |||||||||||||||||
Полушпала | IA | 78-65 | Сосна, сорт 2, 8486-66 | 42 | 34 | 1428 | |||||||||||||||||
Подкладка
Шуруп путевой
Костыль
Прижим | -
Н-16
-
- | -
809-71
818-41* |
Сталь Ст3, 380-71 | 42
126
126
126 | 6
0,53
0,348
0,5 | 252
66,78
43,85
63 | |||||||||||||||||
Накладка двухголовая | - | 4133-54* | М56, 4224-54 | 4 | 15,6 | 62,4 | |||||||||||||||||
Болт
Гайка | М20х120
М20 | 11530-65
11532-65 |
Сталь Ст3, 380-71 | 12
12 | 0,317
0,074 | 3,8
0,89 | |||||||||||||||||
Шайба пружинная | 21 | 7529-55 | Сталь Ст3, 380-71 | 12 | 0,24 | 0,29 | |||||||||||||||||
Для кранов с давлением на ходовое колесо от 22 до 25 тс | |||||||||||||||||||||||
Рельс | Р50 | 7174-65* | М75, 4224-54 | 2 | 645 | 1290 | |||||||||||||||||
Полушпала | IA | 78-65 | Сосна, сорт 2, 8486-66 | 46 | 34 | 1564 | |||||||||||||||||
Подкладка
Шуруп путевой
Костыль
Прижим | -
Н-16
-
- | -
809-71
818-41*
- |
Сталь Ст3, 380-71 | 46
138
138
138 | 5,9
0,53
0,348
0,5 | 271,4
72,84
48,02
69 | |||||||||||||||||
Накладка двухголовая | - | 4133-54* | М56, 4224-54 | 4 | 18,8 | 75 | |||||||||||||||||
Болт
Гайка | М22х130
М 22 | 11530-65
11532-65 |
Сталь Ст3, 380-71 | 12
12 | 0,421
0,107 | 5,05
1,28 | |||||||||||||||||
Шайба пружинная | 24 | 7529-55 | Сталь 65Г, 14959-69 | 12 | 0,037 | 0,45 | |||||||||||||||||
Для кранов с давлением на ходовое колесо от 25 до 28 тс | |||||||||||||||||||||||
Рельс | Р65 | 8161-63* | М-76, 4224-54 | 2 | 808 | 1616 | |||||||||||||||||
Полушпала | IA | 78-65 | Сосна, сорт 2, 8486-66 | 46 | 34 | 1564 | |||||||||||||||||
Подкладка
Шуруп путевой
Костыль
Прижим | -
H-16
-
- | -
809-71
818-41*
- |
Сталь Ст3, 380-71 | 46
138
138
138 | 7,6
0,53
0,348
0,5 | 349,6
73,14
48,02
69 | |||||||||||||||||
Накладка двухголовая | - | 8193-56* | М56 4224-54 | 4 | 23,5 | 94 | |||||||||||||||||
Болт
Гайка | М24х140
М24 | 11530-65
11532-65 |
Сталь Ст3, 380-71 | 8
8 | 0,53
0,11 | 4,24
0,88 | |||||||||||||||||
Шайба пружинная | 24 | 8196-56 | Сталь 65Г, 14959-69 | 8 | 0,037 | 0,3 |
Примечание. Стяжки с деталями крепления к рельсу принимать по данным табл.12, 13 и 14 (см. рис.14, 15, 16).
4.3. Укладку полушпал на подготовленный балластный слой (рис.13) следует производить, соблюдая установленное табл.6 расстояние между осями полушпал с допускаемым отклонением ±50 мм.
Рис.13. План подкранового пути на деревянных полушпалах с расположением металлических стяжек
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.