ГОСТ Р 43.4.1-2011
Группа П85
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационное обеспечение техники и операторской деятельности
СИСТЕМА "ЧЕЛОВЕК - ИНФОРМАЦИЯ"
Informational ensuring of equipment and operational activity. System "man - information"
ОКС 35.020
Дата введения 2013-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Образовательным учреждением Центр "НООН" исследований и поддержки интеллектуальной деятельности (ОУ Центр "НООН")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 379 "Информационное обеспечение техники и операторской деятельности"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1243-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт в комплексе стандартов в области информационного обеспечения техники и операторской деятельности устанавливает общие положения, относящиеся к системам "человек - информация" в техносфере, основные положения, относящиеся к функционированию систем "человек - информация" в техносфере.
Стандарт состоит из двух основных разделов: "Общие положения" и "Основные положения по функционированию систем "человек - информация" в техносфере".
В разделе "Общие положения" приведены общие сведения, относящиеся к системам "человек - информация" в техносфере.
В разделе "Основные положения по функционированию систем "человек - информация" в техносфере" приведены основные сведения, относящиеся к функционированию систем "человек - информация" в техносфере.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает:
- общие положения, относящиеся к технической системе "человек - информация";
- основные положения по функционированию системы "человек - информация" в техносфере.
Стандарт может быть применен при разработке нормативных документов, устанавливающих общие, основные и специальные положения, относящиеся к представлению информации (сообщений, сведений), с которой должен взаимодействовать оператор.
При представлении информации, с которой должен взаимодействовать оператор, необходимо учитывать возможное появление у оператора в его психике следующего:
- дифференциальных информационно-психических явлений;
- дифференциальных психо-информационных явлений;
- процесс-представляющих интегральных психических явлений;
- состояние-отражающих интегральных психических явлений;
- свойство-характеризирующих интегральных психических явлений.
Эти явления могут возникать при взаимодействии оператора с технической предметно-информационной средой, с образованием при этом системы "человек - информация" и появлением в ней:
- информационно-обменных процессов;
- информационно-интеллектуальной психической деятельности;
- интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия;
- информационно-интеллектуальной деятельности.
Разработка и применение информации, как компонента соответствующей системы "человек - информация" на основе ноон-технологии, может проводиться с направленным использованием возможностей мозга человека (оператора) в процессе осуществления им мышления.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26387-84 Система "человек-машина". Термины и определения
ГОСТ Р 43.0.1-2005 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.2-2006 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 43.2.1-2007 Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Язык операторской деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.03-2009* Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Ноон-технология в технической деятельности. Общие положения
ГОСТ Р 43.0.4-2009 Информационное обеспечение техники операторской деятельности. Информация в технической деятельности. Общие положения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аттрактор: Фактор саморазвития системы, влияющий на ее самоорганизацию, способность к взаимосодействию ее основных частей.
3.2 аттракторизированное: Что-либо, осуществляемое в системе с участием аттракторов.
3.3 апосредственно воспринимаемые знания: Знания воспринимаемые субъектом с использованием специальных мер по их усвоению (например, с применением дополнительных сведений).
3.4
|
гибридно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие: Интеллектуализированное (клиаративно-креативное) взаимодействие человека с информацией, осуществляемое с использованием машинно-активизированной (компьютерно-активизированной) его мыслительной деятельности.
[ГОСТ Р 43.0.4-2009, статья 3.2] |
3.5
|
естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие: Интеллектуализированное (клиаративно-креативное) взаимодействие человека с информацией, осуществляемое с использованием возможностей его собственной мыслительной деятельности.
[ГОСТ Р 43.0.4-2009, статья 3.3] |
3.6 информация: Совокупность каких-либо сигнальных воздействий на субъект чувственно (перцептивно), перцептивно-семантически воспринимаемые им.
3.7 информационно-интеллектуальная деятельность: Деятельность по применению информации в необходимых целях с использованием возможностей интеллекта (естественного, гибридного, искусственного).
3.8 информационно-психическое явление: Явление, связанное с каким-либо изменением психики человека, в системе "человек - информация" инициируемое воздействующей информацией.
3.9
|
информационная среда: Совокупность информационных средств, воздействующих на оператора.
[ГОСТ Р 43.0.2-2006 , статья 12 (раздел 2)] |
3.10 дифференциальное психическое явление: Психическое явление инициирующе-формирующего действия в информационно-интеллектуальной психической деятельности человека.
3.11 интегральное психическое явление: Психическое явление непосредственно направленного действия в информационно-интеллектуальной психической деятельности человека.
3.12 информационные средства: Информация в каком-либо представлении (неорганизованном репродуктивном (копирующим), организованном кодированном репродуктивном виде).
3.13
|
искусственно-интеллектуализированное человекоинформационнное взаимодействие: Интеллектуализированное (клиаративно-креативное) взаимодействие человека-оператора с информацией, осуществляемое активизацией искусственно имитируемой (машинно-имитируемой) мыслительной деятельности.
[ГОСТ Р 43.0.4-2009, статья 3.8] |
3.14 коммуникативная система "человек - информация": Система "человек - информация", образующаяся в процессе осуществления оператором функций жизнедеятельности, межличностного общения при проведении какого-либо интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия.
3.15 клиаратизированное представление информации: Представление информации в виде, обеспечивающем повышенный уровень ее понимаемости при восприятии и использовании.
3.16 клиаративно-симультное восприятие информации: Одномоментное восприятие предъявляемой информации с пониманием.
3.17 когнитивные способности мышления: Способности мышления к познавательной деятельности.
3.18 мотивационно-целевые установки информационно-интеллектуальной деятельности человека: Направленность информационно-интеллектуальной деятельности человека на достижение необходимых целей.
3.19 непосредственно воспринимаемые знания: Знания воспринимаемые субъектом без использования специальных мер по их усвоению (например, без использования дополнительных источников информации).
3.20
|
нооника: Направление в науке, изучающее психофизиологию информационно-обменных процессов человека и коллектива людей (общества).
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.1 (приложение А)] |
3.21
|
ноон-технология: Технология создания информации в виде, соответствующем психофизиологии человека (с использованием результатов исследований, полученных в ноонике), для реализации оптимизированных информационно-обменных процессов в СЧИ при создании, хранении, передаче, применении сообщений.
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.2 (приложение А)] |
3.22
|
оператор: Человек, занимающийся какой-либо деятельностью с использованием технических(ого) устройств(а).
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья 5 (раздел 2)] |
3.23 пиктолингвистика: Направление в языкознании, изучающее язык представления сообщений с использованием изображений в образно воспринимаемом картинном виде.
3.24 пиктолингвосинергетика: Область исследований самоорганизующегося применения сообщений, представленных с использованием изображений в образно воспринимаемом картинном виде.
3.25 пиктопсихолингвистика: Область исследований психологических явлений, возникающих в человеке при применении им сообщений, представленных с использованием изображений в образно воспринимаемом картинном виде.
3.26 пиктотопология: Топология сообщений, представленных с использованием изображений в образно воспринимаемом картинном виде.
3.27 предмет: Все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством.
3.28 предметная область: Множество всех предметов, отношения между которыми и свойства которых рассматриваются в каких-либо целях.
3.29 процесс-представляющее интегрированное психическое явление: Явление в психике оператора, представляющее определенный познавательный процесс.
3.30 психика оператора: Свойство оператора отражать в своем мышлении информацию, воспринимаемую из внешней среды, проводить деятельность в зависимости от возможностей мышления, проявляющихся в его способностях к познавательным процессам, свойствах, состояниях.
3.31 психо-информационное явление: Явление, связанное с каким-либо изменением информации в системе "человек - информация", инициируемое психикой человека.
3.32 самоорганизующаяся система: Система, обладающая свойством изменяться в целях самосовершенствования (например, в улучшении или сохранении стабильности параметров, характеризирующих эту систему).
3.33 свойство-характеризирующее интегрированное психическое явление: Явление в психике оператора, характеризующее определенное психическое свойство оператора.
3.34 синергетизированно-синергическая информационно-интеллектуальная деятельность: Информационно-интеллектуальная деятельность оператора, осуществляемая с использованием информационной самоорганизации и взаимосодействия в функционирующих естественных, машинизированных системах "человек - информация".
3.35 синергетические, синергические явления в системе "человек - информация": Явления самоорганизации, взаимосодействия в системе "человек - информация".
3.36 событие: Что-либо, произошедшее с соответствующим объектом в рассматриваемой предметной области.
3.37 состояние-отражающее интегрированное психическое явление: Явление в психике оператора, отражающее определенное психическое состояние оператора.
3.38
|
социум-значимые знания: Знания, относящиеся к приобретенным социумом.
[ГОСТ Р 43.0.3-2009, статья 3.47] |
3.39
|
субъект-значимые знания: Знания, относящиеся к приобретенным соответствующим субъектом (оператором).
[ГОСТ Р 43.0.3-2009, статья 3.50] |
3.40 сущность-представляющие сведения (в технике): Сведения, отражающие проявления внутреннего содержания какого-либо технического сущего или каких-либо его компонентов, выражающиеся в единстве соответствующих свойств или отношений, имеющихся в них.
3.41 техническое сущее: Все, что существует в технике.
3.42
|
техника: Совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества.
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья А.4 (приложение А)] |
3.43
|
техническая система "человек - информация": Система, состоящая из оператора (группы операторов) и информации, с которой он взаимодействует (они взаимодействуют) в своей деятельности в ходе информационно-обменного процесса.
[ГОСТ Р 43.0.2-2006, статья 3 (раздел 2)] |
3.44 фактор: Причина явления, процесса, определяющая его характер, отдельные его черты.
3.45
|
человек-оператор: Человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления.
[ГОСТ 26387-84, статья 3] |
3.46 эвристическая система "человек - информация": Система "человек - информация", образующаяся в процессе осуществления оператором творческой деятельности по поиску и созданию новых знаний при проведении интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия.
3.47 электронный специалист: Специалист, совершающий информационно-интеллектуальную деятельность с применением непосредственно воспринимаемых знаний с помощью электронно-управляемых информационно-обменных процессов в его мышлении.
3.48 электронная техносфера: Виртуальная техносфера, в которой информационно-интеллектуальная деятельность специалистов осуществляется с применением непосредственно воспринимаемых знаний с помощью электронно-управляемых информационно-обменных процессов в их мышлении.
3.49 эргатическая система "человек - информация": Система "человек - информация", образующаяся в процессе осуществления оператором практической деятельности при проведении интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия.
3.50 явление: То или иное обнаружение сущего, внешней формы его существования.
3.51 явление-представляющие сведения (в технике): Сведения, отражающие внешние проявления (формы) существования какого-либо технического сущего.
Примечание - Далее по тексту с пункта 5.38 для конкретизации сведений вместо словосочетания "человек (оператор)" используется слово "оператор", в необходимых случаях - словосочетание "оператор (специалист)".
4 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ГИЧИВ - гибридно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие;
ДПЯ - дифференциальное психическое явление;
ДИПЯ - дифференциальное информационно-психическое явление;
ДПИЯ - дифференциальное психо-информационное явление;
ЕИЧИВ - естественно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие;
ЕСЧИ - естественная система "человек - информация";
ИЕСЧИ - интегрированная естественная система "человек - информация";
ИИ - искусственный интеллект;
ИИД - информационно-интеллектуальная деятельность;
ИИПД - информационно-интеллектуальная психическая деятельность;
ИИЧИВ - искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие;
ИКД - исполнительно-когнитизированная деятельность;
ИОП - информационно-обменные процессы;
ИПЯ - интегральное психическое явление;
ИСС - информационная структура соответствия;
ИСЧИМ - интегрированная система "человек - информация - машина";
ИФИ ДПЯ - информационный фрагмент инициации дифференциального психического явления;
ИФС - инструкционный формат сообщения;
ИЧИВ - интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие;
ЖЦИ - жизненный цикл изделия;
КИИ - компонентный искусственный интеллект;
КМТС - концептуальная модель технической сущности;
МД - мыслительная деятельность;
НПС - направленная подготовка специалистов;
ОУ - орган управления;
ОФС - описательный формат сообщения;
ПАИ управление - пассивное, активное, интерактивное управление;
ПД - поведенческая деятельность;
ПП ИПЯ - процесс-представляющее интегральное психическое явление;
ПЯ - психическое явление;
ПЯ ИЧИВ - психическое явление интеллектуализированного человекоинформационного взаимодействия;
РмД - речемыслительная деятельность;
РПП изложение сообщений - рефлектезированное, пэсифицированное, процедуризированное изложение сообщений;
РТФС - ремонтно-технологический формат сообщения;
СКО - семантическое когнитивное отражение;
СО ИПЯ - состояние-отражающее интегральное психическое явление;
СХ ИПЯ - свойство-характеризирующее интегральное психическое явление;
СФС - служебный формат сообщения;
СЧИ - система "человек - информация";
СЧИМ - система "человек - информация - машина";
ТПИС - техническая предметно-информационная среда;
УМД - умозрительная мыслительная деятельность;
ФС - формат сообщения;
ЦНС - центральная нервная система;
ЯзОД - язык операторской деятельности.
5 Общие положения
5.1 Использование в технике с применением ноон-технологии СЧИ различного вида с их возможностями к самоорганизации для достижения необходимого взаимодействия человека (оператора) и информации в составе этих систем вызвано следующим:
- увеличением сложности человеко-машинных систем, комплексов с учетом их жизненного цикла существования;
- необходимостью обеспечения повышения качества человекоинформационных интерфейсов в технической деятельности при представлении информации как машинным способом (на экране дисплея), так и на твердых носителях (бумаге, поверхностях изделий, упаковок изделий и т.д.);
- необходимостью обеспечения неуправляемого, управляемого адаптированного совместного применения приобретенных развитием человека (оператора) способов возникновения и функционирования в нем ИОП, проведения им ИИПД, способами использования возрастающих по эффективности влияния на мышление человека (оператора) информационных технических средств;
- повышением требований к точности действий операторов и быстроте принятий ими решений в осуществлении управленческих функций;
- возрастанием степени ответственности (сопровождающейся ростом психической напряженности) за совершаемые действия оператором, так как его ошибка или ошибки могут привести к нарушению работы человек-машинных систем, комплексов, с созданием аварийных ситуаций опасных для жизни людей;
- повышением нагрузки на нервно-психическую деятельность, ИИД оператора, отрицательно влияющей на его эмоциональное, мотивационное, интеллектуальное состояние;
- необходимостью осуществления синергетизированно-синергической ИИД, обеспечением как раздельной, так и совместной УМД, РмД повышенной эффективности;
- потребностью в обеспечении информационно-семантической, интеллектуально-эргатической безопасности операторов (специалистов) при их дидактическом, практическом (эмпирическом) обращении с техникой;
- необходимостью оказания соответствующей эргатической информационно-семантической поддержки при осуществлении операторами (специалистами) коммуникационной, практической (эмпирической), абстрагированной (творческой) деятельности;
- потребностью в обеспечении представления в образно воспринимаемом виде контента, сенсента, контент-сенсента сведений, сообщений, содержащихся в информации, предназначенной для применения с повышенным уровнем ее восприятия, активизации сознательной, подсознательной УМД мышления;
- необходимостью повышения эффективности мыслительных процессов пользователя информации в выявлении контентных, сенсентных отношений внутри дифференциальных, интегральных структур информационных сообщений;
- потребностью в снижении трудоемкости разработки информации для УМД мышления оператора;
- необходимостью использования для оптимизации УМД, формирования требуемой семантики мышления цифровых неуправляемых и управляемых плоских, псевдообъемных, объемных изображений с применением компьютерных, видеовоспроизводящих, голографических адаптированных к совместному применению технических средств;
- потребностью облегченного доступа операторов (специалистов) к средствам, используемым для формирования в их мышлении необходимых технических, семантических, познавательных представлений, обеспечивающих деятельность;
- потребностью в применении НПС для технической производящей, эксплуатирующей, обслуживающей, ремонтной деятельности с осуществлением ее обучающим непосредственно в контакте с обучаемым или дистанционно, самим обучаемым в режиме самоконтроля или контроля за ним обучающим непосредственно в контакте или дистанционно;
- необходимостью представления технической информации в виде адаптированном к применению в НПС, позволяющим также проводить оператором (специалистом) ИКД, обеспечивающую исполнение какой-либо деятельности с поддержкой необходимым познавательным процессом, осуществляемым самим оператором (специалистом);
- использованием СЧИ в качестве базового компонента в создании "электронной техносферы", "электронного специалиста" для гражданской технической деятельности, "электронного специалиста" ("электронного солдата") для военной технической деятельности.
5.2 Технические эргатические СЧИ могут быть применены в качестве необходимого средства для информационного управления по специальным правилам, в том числе нормативно установленным, эргатической, эвристической ИИПД операторов так же, как используются коммуникативные СЧИ для информационного управления по определенным правилам коммуникативной ИИПД в жизнедеятельности отдельных личностей общества.
5.3 СЧИ при достижении необходимого взаимодействия человека (оператора) и информации могут обеспечить:
- формирование необходимой семантики мышления;
- отработку навыков, умений к проведению необходимой семантической деятельности мышления информационными методами;
- образование в мышлении необходимых познавательных моделей технических сущностей;
- образование в мышлении моделей поведения с выработкой необходимых навыков, умений по их применению информационными методами;
- осуществление с применением ноон-технологии гармонизированного создания, освоения и применения технических субъект-значимых, непосредственно воспринимаемых знаний.
5.4 Информация, независимо от вида ее представления (например, на бумаге, экране дисплея, мысленно воображаемой), в момент пользования ею человеком, образует на относительно короткий промежуток времени СЧИ, прекращающую свое существование в момент окончания взаимодействия информации и человека (оператора).
Несмотря на относительно малый промежуток времени существования СЧИ, эта система обеспечивает мышление человека (оператора), его интеллект необходимой перцептивно-семантической информационной поддержкой для осуществления ИИПД (с возникновением необходимых ДПЯ (ДИПЯ, ДПИЯ), ИПЯ, ИИД.
5.5 СЧИ, с исчезновением деятельности мышления человека (оператора), прекращает свое функционирование и существование, с исчезновением информации СЧИ может продолжать существовать в режиме ожидания появления необходимой информации.
5.6 С возникновением ИОП могут образовываться СЧИ, обеспечивающие клиаративное неуправляемое или управляемое семантическое восприятие и осмысление информации в ходе осуществления мышлением человека (оператора) необходимого ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ, которые могут вызвать появление соответствующих СКО в его сознании (см. рисунок А.1, приложение А).
5.7 ПАИ, управляемое функционирование и применение СЧИ могут осуществляться с применением машинных (компьютеризированных) средств.
5.8 ИОП в мышлении человека (оператора) могут инициировать возникновение СЧИ, а затем в образовавшейся СЧИ ИОП могут становиться средством, обеспечивающим ее функционирование и применение.
СЧИ во время своего существования может влиять на ИОП, тем самым между СЧИ и ИОП, как информационными сущностями могут устанавливаться отношения взаимовлияния и взаимоподдержки.
5.9 ИОП в образовании, функционировании, применении СЧИ могут рассматриваться как явление, инициирующее и формирующее познание, а сами СЧИ можно рассматривать как явление использования познания во время их функционирующего существования.
5.10 СЧИ при осуществлении ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ в результате деятельности мышления человека (оператора) могут обеспечить формирование в его сознании в процессе ИИПД соответствующих ДПЯ, ИПЯ, КМТС, алгоритмов поведения с помощью СКО, возникающих в результате осмысления воспринимаемой информации.
5.11 СЧТ*, обеспечивающие клиаративное (понимаемое) и управляемое семантическое восприятие и осмысление информации в ходе осуществления мышлением человека (оператора) необходимого ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ, могут также участвовать:
- в образовании в мышлении соответствующих информационных компонентов для формирования необходимых КМТС;
- в выработке в мышлении необходимых интеллектуальных навыков, умений по обращению с КМТС и их компонентами;
- в развитии когнитивных способностей мышления.
5.12 СЧИ могут быть, как естественного, так и искусственного образования.
В зависимости от способа образования СЧИ могут быть следующих видов (см. рисунок Б.1, приложение Б):
- при естественном образовании ЕСЧИ, ИЕСЧИ;
- при искусственном образовании СЧИМ, ИСЧИМ.
5.13 СЧИ, при непосредственном, естественном восприятии информации человеком, могут возникать в виде:
- СЧИ с применением информации в виде, не адаптированном к мышлению человека (оператора);
- ИЕСЧИ с применением информации в виде, методически адаптированном к мышлению человека (оператора).
5.14 СЧИ, при машинизированном варианте восприятия информации человеком (оператором), могут возникать в виде:
- СЧИМ с машинизированным представлением информации;
- ИСЧИМ с машинизированным представлением информации в виде, адаптированном к мышлению человека (оператора).
5.15 Из всех видов СЧИ, ЕСЧИ является основной, так как с помощью этой системы человек (оператор) в результате ЕИЧИВ осуществляет свою жизнедеятельность, с использованием приобретенного различными способами опыта взаимодействия с окружающей средой, в том числе технической.
5.16 В технической деятельности могут применяться искусственные СЧИ, образующиеся при взаимодействии человека (оператора) с информацией, относящейся к ИОП, создаваемого на основе системы стандартов ГОСТ Р 43.0.1 с использованием ноон-технологии ГОСТ Р 43.0.3, фраземного (изофраземного) ЯзОД ГОСТ Р 43.2.1.
5.17 СЧИ в технической деятельности предназначены для обеспечения человека (оператора) необходимой информационной дидактической и технологической поддержкой, повышения эффективности ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ.
5.18 В технической СЧИ, функционирующей с применением ЕИЧИВ, ГИЧИВ, ИИЧИВ, может быть обеспечено представление необходимой информации в виде виртуальной реальности, в том числе расширенной, параллельной реально существующим информационно-вещественным техническим сущностям.
5.19 Свойства конкретной СЧИ определяются соответствующим представлением информации, используемой в ней, подготовленностью человека (оператора) к взаимодействию с этой информацией.
5.20 В СЧИ, образуемых с применением ноон-технологии ГОСТ Р 43.0.3, могут быть созданы необходимые условия для возникновения и функционирования ИОП, обеспечивающих взаимодействие оператора не только с явление-представляющими сведениями, но прежде всего с сущность-представляющими сведениями в технической информации.
5.21 Функционирование СЧИ может осуществляться наиболее эффективно при взаимодействии в них человека (оператора) с информацией в виде субъект-значимых знаний (в отличие от СЧИ, в которых может осуществляться взаимодействие человека (оператора) с социум-значимыми знаниями).
5.22 В технике с применением СЧИ может быть реализован системно-деятельностный подход к пониманию и использованию в необходимых целях взаимодействия человека (оператора) с воспринимаемой им информацией в составе СЧИ при осуществлении им какой-либо деятельности как основной, так и ей сопутствующей, например:
- коммуникативной (жизнедеятельность обеспечивающей) информационно-предметной;
- эмпирической (практической) предметно-информационной;
- эвристической (теоретической) информационной;
- рефлексивной (методологической).
При системно-деятельностном подходе к использованию СЧИ как открытой системы (взаимодействующей с внешней информационной средой), СЧИ может быть представлена как совокупность взаимодействующих компонентов (информации, человека (оператора), представленного его мышлением) входящих в нее и находящихся друг с другом в определенных отношениях.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.