ГОСТ Р 53330-2009 Техника пожарная. Автопеноподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ Р 53330-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Техника пожарная
АВТОПЕНОПОДЪЕМНИКИ ПОЖАРНЫЕ
Общие технические требования. Методы испытаний
Fire equipment. General technical requirements. Test methods
ОКС 13.220.10
Дата введения 2009-05-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ "ВНИИПО" МЧС России)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 "Пожарная безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 106-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые пожарные автопеноподъемники (далее - ППП), оборудованные устройствами для подачи огнетушащих веществ (воды, пены и др.) на вершине стрелы, служащие для доставки к месту пожара боевого расчета и необходимого пожарно-технического вооружения (далее - ПТВ), предназначенные для тушения пожаров в резервуарах и других технологических установках, а также подачи огнетушащих веществ (далее - ОТВ) на высоту.
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к ППП, их системам, агрегатам, узлам, комплектующим изделиям и материалам.
ППП не предназначены для использования во взрывоопасной среде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
ГОСТ 9.014 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.104 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации
ГОСТ 9.302 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 9.303 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты
ГОСТ 12.2.007.1 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности
ГОСТ 12.2.032 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.033 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования
ГОСТ 12.2.037 Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.009 Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание
ГОСТ 17.2.2.01 Охрана природы. Атмосфера. Дизели автомобильные. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений
________________
ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
________________
ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 21752 Система "человек - машина". Маховики управления и штурвалы. Общие эргономические требования
ГОСТ 21753 Система "человек - машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 21786 Система "человек - машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования
ГОСТ 21829 Система "человек - машина". Кодирование зрительной информации. Общие эргономические требования
ГОСТ 22269 Система "человек - машина". Рабочее место оператора. Взаимное расположение элементов рабочего места. Общие эргономические требования
ГОСТ 22576 Автотранспортные средства. Скоростные свойства. Методы испытаний
ГОСТ 22748 Автотранспортные средства. Номенклатура наружных размеров. Методы измерений
ГОСТ 23000 Система "человек - машина". Пульты управления. Общие эргономические требования
ГОСТ 23170 Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ 24297 Верификации закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 26336 (ИСО 3767-1-82, ИСО 3767-2-82, ИСО 3767-3-89) Тракторы и сельскохозяйственные машины, механизированное газонное и садовое оборудование. Система символов для обозначения органов управления и средств отображения информации. Символы
ГОСТ 27472 Средства автотранспортные специализированные. Охрана труда, эргономика. Требования безопасности
ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ Р 15.301 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
________________
ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН N 4) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака механических транспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов
________________
________________
________________
ГОСТ Р 50574 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 50577 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
ГОСТ Р 50588 Пенообразователи для тушения пожаров. Общие технические требования и методы испытаний
________________
ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех
________________
________________
________________
ГОСТ Р 52543 (ЕН 922:1996) Гидроприводы объемные. Требования безопасности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийный привод: Система механизмов, предназначенная для приведения ППП из рабочего положения в транспортное в случае неисправности основного гидропривода или двигателя шасси.
3.2 базовое шасси: Автомобильное шасси, специально изготовленное либо серийно выпускаемое, сертифицированное в установленном порядке, предназначенное для размещения на нем кабины для личного состава боевого расчета и установки на него комплекта стрел и ПТВ.
3.3 время маневра: Промежуток времени с момента перемещения исполнительного устройства, находящегося в нулевом положении, с помощью которого обеспечивается управление соответствующим маневром, до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий выполнение данного маневра, достиг своего предельного положения или соответствующий элемент изделия достиг требуемого положения.
3.4 вылет: Расстояние по горизонтали от оси вращения подъемно-поворотного устройства до наружного края устройств для подачи ОТВ.
3.5 выносные опоры: Устройства, обеспечивающие грузовую устойчивость ППП при работе и предохраняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.
3.6 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной плоскости до оси устройств для подачи ОТВ.
3.7 гидравлическая система: Силовая группа, гидропривод, система трубопроводов и гидрораспределителей, предназначенные для функционирования исполнительных механизмов ППП, регулирования и поддержания давления рабочей жидкости в необходимых пределах.
3.8 грузовая статическая устойчивость: Способность ППП противодействовать силам, стремящимся ее опрокинуть (массе груза, силе инерции, ветровой нагрузке и т.д.).
3.9 грузоподъемность: Максимально допустимая масса груза, которым может быть нагружена стрела ППП для данного вылета.
3.10 динамические испытания: Испытания ППП путем выполнения рабочих движений с нагрузкой, на 10% превышающей допустимую грузоподъемность.
3.11 динамическая устойчивость: Способность ППП сохранять устойчивость при подаче ОТВ и при работе в качестве крана.
3.12 конструкционная прочность: Способность ППП сохранять при движении и работе целостность элементов конструкции и надежность крепления съемного оборудования.
3.13 коэффициент грузовой устойчивости: Отношение удерживающего момента, создаваемого массой ППП, к опрокидывающему моменту относительно ребра опрокидывания, проходящего через центры выносных опор.
3.14 коэффициент поперечной статической устойчивости: Отношение половины ширины колеи базового шасси к высоте центра масс ППП в транспортном положении.
3.15 устройство для подачи огнетушащих веществ: Устройство, закрепленное на вершине стрелы ППП и служащее для доставки ОТВ в очаг пожара.
3.16 механизм бокового выравнивания ППП: Механизм, автоматически устанавливающий подъемно-поворотное устройство в горизонтальное положение.
3.17 несущая рама: Основание, крепящееся к раме базового шасси, на котором устанавливают все основные элементы конструкции ППП.
3.18 ограничитель грузоподъемности: Устройство, автоматически отключающее привод механизмов ППП в случае превышения грузоподъемности стрелы.
3.19 водопенные коммуникации: Система трубопроводов, емкостей для ОТВ и насосной установки (при наличии), расположенных на платформе, отсеках и стреле ППП, обеспечивающих доставку ОТВ от постороннего источника ОТВ или собственного (вывозимого) запаса ОТВ к устройствам для подачи ОТВ.
3.20 ограничитель рабочего поля движения стрелы: Устройство, предотвращающее возможность вывода стрелы ППП за границу ее рабочего поля.
3.21 одновременный маневр стрелой: Одновременное выполнение стрелой ППП двух и более маневров.
3.22 пульт управления: Устройство, обеспечивающее управление и контроль за положением стрелы, устройствами для подачи ОТВ и состоянием основных элементов конструкции ППП при его работе.
3.23 основной пульт управления: Пульт управления, расположенный на подъемно-поворотном устройстве или платформе ППП.
3.24 дополнительный пульт управления: Пульт управления, обеспечивающий управление ППП на расстоянии.
3.25 подъемно-поворотное устройство: Устройство, обеспечивающее подъем стрелы в вертикальной плоскости и поворот ее относительно вертикальной оси.
3.26 поперечный угол наклона: Угол между горизонтальной плоскостью и опорной поверхностью.
3.27 рабочее поле (зона досягаемости): Зона, очерченная вершиной стрелы (внешним краем устройств для подачи ОТВ) при маневрировании ею с максимально допустимыми вылетом и высотой для соответствующей грузоподъемности.
3.28 разрешенная максимальная масса: Масса снаряженного ППП и перевозимого им личного состава боевого расчета и ПТВ, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
3.29 снаряженная масса: Масса ППП в полностью заправленном состоянии (топливом, смазкой, охлаждающей жидкостью), укомплектованного инструментом и запасным колесом, но без массы личного состава боевого расчета и ПТВ.
3.30 система блокировки упругой подвески: Устройства, предназначенные для блокировки мостов базового шасси с его рамой.
3.31 статические испытания: Испытания ППП путем статического приложения нагрузки, на 50% превышающей допустимую грузоподъемность.
3.32 стрела (комплект колен): Комплект звеньев (колен) ППП, телескопически или шарнирно соединенных между собой, обеспечивающий маневрирование устройствами для подачи ОТВ в пределах рабочего поля движения стрелы.
3.33 счетчик мото-часов: Устройство, фиксирующее время работы приводов механизмов ППП.
3.34 угол подъема нижнего колена стрелы: Угол между горизонтальной плоскостью и стрелой.
3.35 ширина опорного контура: Расстояние между осями двух противоположных относительно продольной оси ППП выносных опор.
4 Классификация и основные параметры
4.1 ППП, в зависимости от максимальной рабочей высоты полностью разложенного автопеноподъемника, следует изготовлять следующих типоразмеров:
- ППП 20-35 - с высотой подъема устройств для подачи ОТВ 20-35 м;
- ППП 36-45 - с высотой подъема устройств для подачи ОТВ 36-45 м.
По заказу потребителя допускается изготовление ППП с рабочей высотой более 45 м.
4.2 Основные параметры ППП должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
|
|
|
Наименование параметра | Норма для типоразмеров ППП | |
| 20-35 | 36-45 |
Максимальная высота подъема устройств для подачи ОТВ, м, не менее | 20-35 | 36-45 |
Максимальный вылет, м, не менее | 6 | 6 |
Угол поворота стрелы (вправо и влево) при круговом вращении, не менее | 180°±5° | |
Время установки на выносные опоры, с, не более | 50 | 55 |
Время подъема устройств для подачи ОТВ от опорной поверхности до максимальных вылета и высоты без нагрузки, с, не более | 170 | 200 |
Время опускания устройств для подачи ОТВ с момента максимального вылета до достижения максимальной высоты (1,0±0,1) м, с, не более | 170 | 200 |
Рабочее давление перед устройствами для подачи ОТВ, МПа (кгс/см ), не менее | 0,6 (6) | 0,6 (6) |
Грузоподъемность при работе в качестве крана, кг, не менее | 1000 | 2000 |
Минимальный радиус поворота (по наружной точке ППП), м, не более | Значение соответствующего показателя базового шасси плюс 1 м | |
Углы свеса, не менее: |
| |
передний | Значение соответствующего показателя базового шасси | |
задний | 15° | 15° |
5 Технические требования
5.1 Общие требования
5.1.1 ППП следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Шасси, используемые в качестве базовых, должны быть сертифицированы.
5.1.2 При движении по дорогам с различными покрытиями ППП должны обладать:
- конструкционной прочностью, исключающей нарушение его целостности и крепления съемного оборудования, а также изменение положения узлов и элементов конструкции;
- управляемостью и устойчивостью, обеспечивающими безопасное движение на допустимых скоростях для конкретных дорожных условий.
5.1.3 ППП должны обладать статической, динамической и грузовой устойчивостью и прочностью, обеспечивающими возможность безопасного проведения работ по тушению пожаров, в том числе:
а) при установке их на поверхности с уклоном до 6° включительно в продольной и поперечной плоскостях;
б) при работе с устройствами для подачи ОТВ;
в) при скорости ветра до 10 м/с на высоте 10 м.
5.1.4 Максимально разрешенная масса ППП, распределение ее по осям и бортам, координаты центра масс должны укладываться в пределы, установленные для базовых шасси.
5.1.5 Коэффициент грузовой устойчивости ППП должен быть не менее 1,4 при отсутствии дополнительных нагрузок (силы инерции, реакции струи, ветровой нагрузки), а при их наличии - не менее 1,15.
5.1.6 ППП должны иметь аварийный привод, позволяющий перевести их из развернутого положения в транспортное.
5.1.7 На ППП должно быть предусмотрено плавное (бесступенчатое) регулирование скоростей движений устройств для подачи ОТВ со всех пультов управления.
5.1.9 ППП должны быть оборудованы механизмом управления двигателем, обеспечивающим запуск, останов и регулирование числа оборотов коленчатого вала двигателя, звуковой и световой сигнализациями, информирующими о критических режимах работы двигателя, которые определяются в соответствии с руководством по эксплуатации (РЭ) базового шасси с размещением органов управления и сигнализации на пультах управления, в кабине и платформе ППП.
5.1.10 Показатели профильной проходимости - по ГОСТ 22748. В отдельных случаях, по согласованию с предприятием - изготовителем базового шасси и заказчиком, допускается увеличение базы и уменьшение дорожного просвета.
5.1.11 По условиям компоновки ППП перенос топливного бака и аккумуляторных батарей с их штатных мест на базовом шасси допускается только по согласованию с предприятиями - изготовителями шасси.
5.1.12 Максимальная скорость ППП, время разгона до установленной скорости должны соответствовать параметрам базового шасси с нагрузкой (ГОСТ 22576).
5.1.13 Технические требования к тормозным системам и нормативы их эффективности - по ГОСТ Р 41.13.
5.1.14 ППП должны быть оборудованы световозвращателями по ГОСТ Р 41.3 и дополнительными габаритными огнями на выносных опорах и стреле (комплекте колен).
5.1.15 Основная система привода должна обеспечивать непрерывную работу ППП в течение не менее 6 ч с последующим перерывом не более 1 ч.
5.1.16 На ППП должны быть предусмотрены места для установки регистрационных государственных знаков транспортных средств по ГОСТ Р 50577.
5.1.17 Усилия на органах управления не должны превышать предусмотренных ГОСТ 21752 и ГОСТ 21753.
5.1.18 Уровень радиопомех, создаваемых при эксплуатации ППП, не должен превышать значений, установленных ГОСТ Р 51318.12 и ГОСТ Р 51320.
5.1.19 ППП должны быть снабжены счетчиком мото-часов работы привода надстройки, который должен автоматически включаться (отключаться) с включением (отключением) коробки отбора мощности (КОМ).
5.1.20 Конструкцией ППП должна быть предусмотрена возможность обеспечения опускания устройств для подачи ОТВ на высоту до (1±0,1) м от опорной поверхности, на которой находится ППП.
5.1.21 ППП следует изготовлять в климатических исполнениях У или Т категории 1 по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от плюс 40 °С до минус 40 °С.
5.1.22 Цветографическая схема окраски ППП и установка специальных световых и звуковых сигналов - по ГОСТ Р 50574.
5.1.23 Поручни и ручки замков отсеков ППП должны иметь защитно-декоративное покрытие - по ГОСТ 9.303.
5.1.24 Наружные поверхности ППП должны иметь защитные лакокрасочные покрытия (кроме резины, стекол и поверхностей с декоративными металлическими покрытиями) не ниже IV класса ГОСТ 9.032, группа условий эксплуатации У1 - по ГОСТ 9.104.
5.1.25 Нижние поверхности платформы, кабины, отсеков, подножек должны иметь лакокрасочные покрытия не ниже V класса -по ГОСТ 9.032.
5.1.26 Не допускается появление течи рабочей жидкости в гидросистеме ППП.
5.1.27 Все масленки, установленные на ППП, должны быть окрашены в контрастирующий цвет и иметь защитные колпачки.
5.1.28 Конструкцией топливного бака должна быть предусмотрена возможность обеспечения пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины.
5.1.29 Дополнительные требования, относящиеся к конкретным моделям ППП, должны быть указаны в технических условиях на них.
5.2 Требования к стреле
5.2.1 Стрела должна состоять из отдельных колен, соединенных между собой телескопически и/или шарнирно. Система выдвигания (сдвигания) и/или раскладывания (складывания) колен должна обеспечивать их плавное движение, а при остановке надежно удерживать колена относительно друг друга.
5.2.2 В зависимости от конструктивных особенностей ППП конкретной модели на вершине нижнего колена стрелы может быть установлено устройство для крепления грузового каната при работе ППП в качестве крана.
5.2.3 Стрела ППП должна быть снабжена водопенными коммуникациями, обеспечивающими возможность подачи ОТВ в соответствии с 5.1.3, перечисление б), и снабженными сливным краном, обеспечивающим полный слив ОТВ из водопенных коммуникаций за время не более 2 мин.
5.2.4 Для определения давления на входе в водопенные коммуникации и выходе перед устройствами для подачи ОТВ должны быть установлены датчики давления с выводом результатов на указатели давления, расположенные в отсеках или пультах управления ППП.
5.2.5 Рукава высокого давления, расположенные на стреле в местах соединения, должны обеспечивать требуемую при работе ППП надежность, долговечность, износостойкость и теплостойкость.
5.2.6 На конце стрелы должны быть предусмотрены места для крепления устройств для подачи ОТВ, управление которыми должно осуществляться с основного или дополнительного пультов.
5.2.7 На ППП по согласованию с заказчиком возможна установка системы стационарной водяной защиты автомобиля и/или стрелы в зависимости от тактических возможностей его применения.
5.3 Требования к подъемно-поворотному устройству
5.3.1 Подъемно-поворотное устройство должно обеспечивать подъем, опускание и поворот устройств для подачи ОТВ в пределах, указанных в таблице 1.
5.3.2 Конструкциями подъемно-поворотного устройства и выносных опор должны быть предусмотрены возможности обеспечения:
- выравнивания положения ППП относительно горизонтали при работе на площадке с уклоном до 6°;
- оперативной укладки стрелы в транспортное положение и останов ее в момент совпадения с продольной осью машины.
5.3.3 Привод подъемно-поворотного устройства должен быть самостопорящим или оборудован тормозом с коэффициентом запаса прочности не менее 1,5.
5.4 Требования к пульту управления и рабочему месту оператора
5.4.1 Основной пульт управления должен быть расположен на поворотном устройстве или платформе ППП.
Дополнительный пульт управления должен иметь возможность быть отнесенным на расстояние не менее 50 м от ППП.
5.4.2 На пульте управления должны быть:
- органы управления двигателем;
- органы управления, обеспечивающие движения устройств для подачи ОТВ (подъем, поворот, опускание);
- орган аварийного останова всех движений;
- система, обеспечивающая возможность принудительной работы механизмов ППП при срабатывании блокировок;
- приборы контроля за работой и состоянием системы привода;
- приборы световой и звуковой сигнализаций.
5.4.3 Органы управления блокировкой рессор (при наличии) и выносными опорами следует располагать на задней панели платформы шасси, при этом в процессе установки ППП на опоры последние должны быть в поле зрения оператора. Допускается располагать органы управления и в другом месте, если не ухудшаются условия работы оператора.
5.4.4 ППП должны быть снабжены указателями (контрольными приборами):
- угла наклона нижнего колена стрелы;
- перегрузки (при использовании в качестве крана).
Контрольные приборы должны быть скомпонованы в едином блоке, хорошо видимом с рабочего места оператора, и иметь погрешность показаний не более 5%.
5.4.5 На ППП должна быть предусмотрена система блокировок, исключающая возможность одновременного управления ППП со стационарного и дополнительного пультов управления.
5.4.6 Органы управления ППП должны обеспечивать возможность выполнения одновременно не менее двух маневров.
5.4.7 Органы управления должны иметь обозначения направлений включаемых движений механизмов.
5.4.8 Освещенность органов управления в темное время суток - не менее 20 лк по ГОСТ 27472.
5.4.9 Органы управления, ручки для открывания крышек, люков сосудов, дверей, отсеков и прочих элементов должны обеспечивать возможность захвата их руками в средствах индивидуальной защиты рук.
5.5 Требования к платформе
5.5.1 Конструкцией платформы должны быть предусмотрены удобство подъема и передвижения оператора по платформе, где его перемещение затрудняется или ограничивается конструкциями ППП, обслуживания агрегатов и механизмов ППП и наличие отсеков для размещения ПТВ и принадлежностей.
5.5.2 Отсеки для размещения ПТВ и принадлежностей должны быть оборудованы дверками с замками и ограничителями открывания.
5.5.3 Пол платформы должен обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению: конструкцией пола должна быть предусмотрена возможность исключения сбора воды на поверхности.
5.5.4 Уровень освещенности отсеков - не менее 10 лк.
5.5.5 Конструкцией отсеков должна быть предусмотрена возможность исключения попадания в них воды и пыли. Отсеки должны соответствовать степени защиты IР45 по ГОСТ 14254.
5.5.6 Нижняя ступень подножки для подъема на платформу должна быть расположена на высоте не более 500 мм.
Опорная поверхность подножек должна обладать коррозионной стойкостью и препятствовать скольжению - иметь рифы высотой от 1,0 до 2,5 мм.
5.6 Требования эргономики
5.6.1 Эргономические характеристики кресла оператора (при его наличии) - по ГОСТ 21829.
5.6.2 Эргономические требования к органам управления - по ГОСТ 21753, ГОСТ 21786 и ГОСТ 21829.
5.6.3 Эргономические показатели рабочей зоны оператора - по ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 21829, ГОСТ 22269 и ГОСТ 23000.
5.6.4 Органы управления ППП должны быть самовозвратными и выполнены в пыле- и влагозащитном исполнении. Обозначения функционального назначения органов управления - по ГОСТ 26336.
5.6.5 Размещение ПТВ в отсеках должно учитывать тактику его оперативного использования и обеспечивать надежность его фиксации, удобство съема и укладки. При размещении ПТВ в отсеках рекомендуется объединять его по группам назначения. Для облегчения поиска ПТВ и другого оборудования на внутренней поверхности дверок или боковых стенках отсеков следует размещать хорошо видимые таблицы-указатели.
5.6.6 Размеры отсеков ППП - по ГОСТ 12.2.033.
5.6.7 Компоновка ППП должна обеспечивать возможность свободного доступа ко всем устройствам и узлам пневмо-, гидро- и электросистем, подлежащим обслуживанию и контролю в процессе эксплуатации.
5.6.8 Расположением и конструкцией наливной горловины топливного бака должна быть предусмотрена возможность обеспечения его заливки как на АЗС с помощью заправочного пистолета, так и вручную из канистры.
5.7 Требования к дополнительному электрооборудованию и освещению
5.7.1 Включатели аварийного останова должны быть расположены выше других включателей и окрашены в красный цвет.
5.7.2 Для освещения мест работы на ППП должны быть установлены фары или прожектора:
- на вершине нижнего колена стрелы для освещения рабочего места на земле во время подъема груза при условии использования ППП в качестве крана;
- на вершине верхнего колена стрелы для освещения зоны устройств для подачи ОТВ в рабочем положении;
- у основания крепления нижнего колена стрелы в целях освещения пространства при движении ППП задним ходом.
5.7.3 Для обозначения габаритов ППП необходимо предусмотреть:
- габаритные фонари стрелы;
- габаритные мигающие фонари выносных опор, расположенные на торцевых сторонах опор;
- световозвращатели, расположенные на боковых сторонах выносных опор.
5.7.4 Электрическое оборудование ППП должно удовлетворять требованиям "Правил устройства электроустановок" [1] и "Правил техники эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" [2].
5.7.5 Установка устройств освещения и световой сигнализации - по ГОСТ Р 41.48.
5.8 Требования надежности
5.8.1 Надежность ППП должна характеризоваться следующими показателями безотказности и долговечности (определения - по ГОСТ 27.002):
- полный средний срок службы до списания.
5.8.4 Полный средний срок службы ППП до списания - 10 лет от момента ввода в эксплуатацию.
5.9 Комплектность
В комплект ППП должны входить:
- ПТВ согласно ТУ на ППП конкретной модели;
- запасные части, инструмент, принадлежности и материалы согласно ведомости запасного инструмента и принадлежностей;
- эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601.
5.10 Маркировка
5.10.1 На каждом ППП на свободном видном месте должна быть прикреплена маркировочная табличка, содержащая:
- наименование и товарный знак (товарную марку) предприятия-изготовителя;
- условное обозначение типа ППП;
- заводской номер ППП (по системе нумерации предприятия-изготовителя);
- дату выпуска (год, месяц);
- знак соответствия (для сертифицируемых автомобилей);
- наименование страны-изготовителя.
5.10.2 На кабине водителя каждого ППП должна быть укреплена табличка, содержащая код VIN на транспортное средство.
5.11 Упаковка
5.11.1 Полностью укомплектованный ППП должен отправляться потребителю в собранном виде без упаковки.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.