ГОСТ Р 54957-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ
Общие требования безопасности
Railway telecommunications. General safety requirements
ОКС 45.020
ОКП 31 8560
Дата введения 2012-09-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "ТрансТелеКом-Бизнес" (ООО "ТрансТелеКом-Бизнес")
2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 августа 2012 г. N 242-ст
4 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза:
"О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта";
"О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на средства, системы, сети и ресурсы железнодорожной электросвязи и устанавливает общие требования безопасности в области железнодорожной электросвязи.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335-1-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий
ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-5-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 5. Руководство по менеджменту безопасности сети
ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271-2002 Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств)
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 1. Введение и общая модель
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2-2008 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью
ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования
ГОСТ Р 50648-94 (МЭК 1000-4-8-93) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к магнитному полю промышленной частоты. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 51275-2006 Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения
ГОСТ Р 51317.4.2-2010 (МЭК 61000-4-2:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к электростатическим разрядам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.3-2006 (МЭК 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.4-2007 (МЭК 61000-4-4:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к наносекундным импульсным помехам. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-95) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.6-99 (МЭК 61000-4-6-96) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам, наведенным радиочастотными электромагнитными полями. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.11-2007 (МЭК 61000-4-11:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 51317.4.16-2000 (МЭК 61000-4-16-98) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к кондуктивным помехам в полосе частот от 0 до 150 кГц. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52448-2005 Защита информации. Обеспечение безопасности сетей электросвязи. Общие положения
ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р МЭК 61508 (все части)-2007 Функциональная безопасность электрических, электронных, программируемых электронных систем, связанных с безопасностью
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р МЭК 61508-4, ГОСТ Р 52448, ГОСТ Р ИСО МЭК 15408-1, ГОСТ Р 50922, ГОСТ Р 53953, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 безопасность инфраструктуры железнодорожного транспорта: Состояние инфраструктуры железнодорожного транспорта в целом, определяемое через состояние его подсистем и их взаимодействие между собой и железнодорожным подвижным составом, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.2 железнодорожная линия: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и железнодорожные станции с полосой отвода и совокупность (полную или частично) устройств железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса, здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.3
|
сбой: Самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устранимый незначительным вмешательством оператора.
[ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006, пункт 3.13] |
3.4 требования безопасности: Требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия функционирования сети железнодорожной электросвязи.
3.5 элементы функциональных подсистем: Изделия и конструкции, применяемые при строительстве и монтаже составных частей функциональных подсистем.
4 Общие положения
4.1 Цели обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи
Основными целями обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи являются:
- достижение устойчивого функционирования и успешного выполнения заданных функций средствами, системами, сетями железнодорожной электросвязи в условиях возможного воздействия нарушителя, способного привести к нарушению конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности;
- обеспечение доступности услуг связи, особенно услуг экстренного обслуживания в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в случае террористических актов.
4.2 Основные задачи обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи
Основными задачами обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи являются:
- своевременное выявление, оценка и прогнозирование источников угроз безопасности, причин и условий, способствующих нанесению ущерба, нарушению нормального функционирования и развития систем и сетей железнодорожной электросвязи;
- выявление и устранение уязвимостей в средствах, системах и сетях железнодорожной электросвязи;
- предотвращение, обнаружение угроз безопасности, пресечение их реализации и своевременная ликвидация последствий возможных воздействий нарушителя, в том числе и террористических действий;
- совершенствование применяемых мер обеспечения безопасности железнодорожной электросвязи.
4.3 Средства, сети, системы и виды железнодорожной электросвязи
4.3.1 К железнодорожной электросвязи относятся:
- средства связи, выполняющие функции систем коммутации;
- средства связи, выполняющие функции цифровых транспортных систем;
- средства связи, выполняющие функции систем управления и мониторинга;
- оборудование, используемое для учета объема оказанных услуг связи в сетях связи общего пользования;
- оборудование средств связи, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- радиоэлектронные средства связи;
- оконечное оборудование;
- кабели связи и линейно-кабельные сооружения связи;
- антенны и фидерные устройства;
- оборудование, реализующее дополнительные сетевые услуги;
- оборудование электропитания средств связи.
4.3.2 К сетям железнодорожной электросвязи относятся:
- первичная сеть связи железнодорожного транспорта;
- вторичные сети железнодорожной электросвязи:
а) сеть оперативно-технологической связи;
б) сеть общетехнологической телефонной связи;
в) железнодорожная телеграфная сеть;
г) сеть передачи данных оперативно-технологического назначения;
д) сеть передачи данных общетехнологического назначения;
ж) сеть автоматизированной документальной связи;
и) сеть железнодорожной радиосвязи;
к) сеть технологической спутниковой связи.
4.3.3 К системам, предназначенным для построения указанных сетей железнодорожной электросвязи, относятся:
- волоконно-оптическая система передачи;
- система передачи по кабелю с медными жилами;
- радиорелейная система передачи;
- спутниковая система передачи;
- система технологической аудиоконференцсвязи;
- система технологической видеоконференцсвязи;
- система документированной регистрации служебных переговоров;
- система железнодорожной радиосвязи;
- система поездной радиосвязи;
- система станционной радиосвязи;
- система ремонтно-оперативной радиосвязи;
- система передачи данных по радиоканалу;
- транкинговая система технологической радиосвязи;
- система мониторинга и администрирования сетью железнодорожной электросвязи;
- система тактовой сетевой синхронизации цифровой сети железнодорожной электросвязи;
- система оперативно-розыскных мероприятий и др.
4.3.4 Существуют следующие виды железнодорожной электросвязи:
- поездная диспетчерская;
- поездная межстанционная;
- постанционная;
- линейно-путевая;
- стрелочная;
- энергодиспетчерская;
- перегонная;
- служебная связь электромехаников сигнализации, централизации, блокировки и связи;
- магистральная;
- дорожная;
- дорожная распорядительная;
- билетно-диспетчерская;
- вагонно-диспетчерская;
- маневровая диспетчерская;
- местная;
- двухсторонняя парковая;
- оповещения пассажиров.
4.4 Основные уязвимости, угрозы
4.4.1 При определении уязвимостей различают объективные, субъективные и случайные:
- объективными являются уязвимости, зависящие от особенностей построения и технических характеристик. Полное устранение данных уязвимостей невозможно, тем не менее они могут существенно ослабляться техническими и инженерно-техническими методами;
- субъективными являются уязвимости, зависящие от действий сотрудников, которые устраняются в большей части организационными и программно-аппаратными методами;
- случайными являются уязвимости, зависящие от особенностей окружающей среды и непредвиденных обстоятельств.
4.4.2 Угрозой безопасности функционирования средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи является совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность несанкционированных и (или) непреднамеренных воздействий на информационные ресурсы и телекоммуникационную составляющую железнодорожной электросвязи, что может привести к нарушению выполняемых ими функций, риску нанесения им ущерба и возникновению чрезвычайных ситуаций.
4.4.2.1 Для разработки и осуществления планов обеспечения безопасности должны быть определены: комбинация угроз, уязвимостей, воздействий нарушителя и оценка защищаемых систем и ресурсов, чтобы выработать решения по устранению или уменьшению угроз, устранению или ослаблению уязвимости и координации управления риском.
4.4.2.2 Каждая выявленная угроза должна быть описана и включена в перечень угроз безопасности. Рекомендуемый перечень основных угроз и включенные в него угрозы безопасности приведены в приложении А.
4.4.2.3 Угрозы безопасности в соответствии с архитектурой безопасности согласно [1] могут быть отнесены к техническим средствам сети электросвязи и (или) пользователей в соответствии с таблицей 4.1.
Таблица 4.1
|
|
|
|
Краткое наименование угрозы | Описание угрозы | Применимость | |
|
| к техническим средствам сети электросвязи | к техническим средствам пользователей |
Уничтожение | Разрушение информации и (или) других ресурсов | + | + |
Искажение | Искажение или изменение информации | + | + |
Утечка | Удаление, кража или потеря информации и (или) других ресурсов | + | + |
Разглашение | Раскрытие информации | + | + |
Блокирование | Прерывание обслуживания | + | - |
Примечание - Применимость угроз к техническим средствам сети электросвязи и техническим средствам пользователей должны определяться политикой информационной безопасности. |
4.4.2.4 При классификации объектов, на которые направлены угрозы, применяют три уровня:
- инфраструктура сети,
- услуги связи,
- приложения.
Уровень инфраструктуры сети охватывает информацию пользователей, уровень услуг связи - услуги сети, уровень приложений - приложения, организуемые на базе сетей связи.
4.4.2.5 Угрозы разделяют на преднамеренные и непреднамеренные, активные и пассивные. Пассивная угроза - угроза несанкционированного раскрытия информации без изменения состояния автоматизированной системы. К активным относят угрозы, которые вызывают изменения информации, содержащейся в системе, а также изменения состояния или работы этой системы.
4.4.2.6 К угрозам информационной безопасности относят:
- нарушение целостности информации;
- модификация сообщения;
- отказ отправителя (получателя) от факта отправления (получения) информации;
- отказ в обслуживании;
- вирусы;
- спам;
- слежка;
- закладки в оборудование и программное обеспечение;
- злоупотребление доверием;
- переадресация портов;
- вставка фальшивого трафика;
- искажение данных систем управления, маршрутизации и др.
4.5 Критерии оценки безопасности
4.5.1 В таблице 4.2 установлена взаимосвязь основных угроз и критериев безопасности сети электросвязи.
Таблица 4.2
|
|
|
|
|
Вид угрозы | Критерии безопасности | |||
| Конфиден- циальность | Целост- ность | Доступ- ность | Подот- четность |
Уничтожение информации и (или) других ресурсов | - | + | + | + |
Искажение или модификация информации | - | + | - | + |
Мошенничество | + | + | + | + |
Кража, утечка, потеря информации и (или) других ресурсов | + | + | + | - |
Несанкционированный доступ | + | + | + | + |
Отказ в обслуживании | - | - | + | - |
Примечание - Знак "+" означает возможное воздействие угрозы на критерий безопасности, знак "-" - отсутствие угрозы критерию безопасности. |
4.5.2 Нарушение конфиденциальности, целостности, доступности или подотчетности при потенциальном воздействии нарушителя может иметь следующие последствия для деятельности оператора связи и состояния инфокоммуникационной структуры сети электросвязи:
- "низкое" потенциальное воздействие может привести к ограниченному неблагоприятному эффекту, т. е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым или восстановимым в короткий срок;
- "умеренное" потенциальное воздействие может привести к серьезному неблагоприятному эффекту, т. е. ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при которой нанесенный ущерб является восполнимым в средние или долгие сроки;
- "высокое" потенциальное воздействие может привести к тяжелому или катастрофическому неблагоприятному эффекту, т.е. особой ситуации в подсистеме железнодорожной электросвязи, при возникновении которой предотвращение гибели людей оказывается невозможным.
4.6 Уровни обеспечения безопасности
Архитектуру безопасности согласно [1, 2] определяют два основных понятия:
- уровень;
- плоскость.
Понятие уровня архитектуры безопасности используется при формировании требований к средствам, системам и сетям, образующим подсистему железнодорожной электросвязи.
В таблице 4.3 приведены три уровня безопасности согласно [1], а также их применимость к техническим средствам сети железнодорожной электросвязи и к техническим средствам пользователей.
Таблица 4.3
|
|
|
Уровни безопасности | Применимость | |
| к техническим средствам сети электросвязи | к техническим средствам пользователей |
Уровень безопасности инфраструктуры | + | - |
Уровень безопасности услуг | + | + |
Уровень безопасности приложений | + | + |
4.7 Плоскости обеспечения безопасности
Архитектура безопасности в части защиты сетевых операций использует понятие плоскостей согласно [1-5]. Архитектура безопасности определяет три плоскости, соответствующие трем видам операций, осуществляемых в подсистеме железнодорожной электросвязи. Плоскостями обеспечения безопасности являются:
- плоскость административного управления согласно [2];
- плоскость оперативного управления (соответствует уровню доступа к услугам и ресурсам сети) согласно [1];
- плоскость конечного пользователя (соответствует уровню клиентского оборудования) согласно [1].
В таблице 4.4 приведены три плоскости обеспечения безопасности, а также их применимость к сети железнодорожной электросвязи и к техническим средствам пользователей.
Таблица 4.4
|
|
|
Плоскости обеспечения безопасности | Применимость | |
| к техническим средствам сети электросвязи | к техническим средствам пользователей |
Плоскость административного управления | + | +* |
Плоскость оперативного управления | + | + |
Плоскость конечного пользователя | + | + |
* Отсутствует в случаях, когда пользователь не использует управление сетью/службой. |
4.8 Для определения требований к обеспечению безопасности средств, систем и сетей железнодорожной электросвязи необходимо определение модели угроз согласно ГОСТ Р 52448 (приложение А).
4.9 Для снижения рисков должны быть реализованы требования к средствам управления согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 и должны быть выполнены общие мероприятия по управлению информационной безопасностью согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799.
4.10 При выборе обобщенных критериев оценки безопасности железнодорожной электросвязи необходимо учитывать оценки безопасности на каждом из уровней (инфраструктуры, транспорта/передачи и функционального, приложений).
4.10.1 Уровень инфраструктуры
4.10.1.1 Средства и системы инфраструктуры железнодорожной электросвязи, подлежащие защите:
- линии связи;
- направляющие линии поездной радиосвязи (направляющие системы).
4.10.1.2 Классификация факторов, воздействующих на инфраструктуру
Перечень объективных факторов, воздействующих на инфраструктуру железнодорожной электросвязи:
а) внутренние факторы:
1) старение материалов (металла, резины);
б) внешние факторы:
1) факторы техногенного характера;
2) природные явления, стихийные бедствия.
Перечень субъективных факторов, воздействующих на инфраструктуру железнодорожной электросвязи:
а) внутренние факторы:
1) неправомерные действия лиц, имеющих право доступа к линиям связи и направляющим системам:
- несанкционированное изменение инфраструктуры железнодорожной электросвязи;
б) несанкционированный физический доступ к линиям связи и направляющим системам:
1) хищение линий связи и направляющих систем;
2) действия, направленные на изменение инфраструктуры железнодорожной электросвязи.
4.10.1.3 Уязвимостями инфраструктуры железнодорожной электросвязи являются:
а) объективные:
1) активизируемые - аппаратные закладки (устанавливаемые в линии электросвязи, сети электропитания, в помещениях);
2) определяемые особенностями элементов - элементы, подверженные воздействию окружающей среды (дождь, снег, солнце, другие климатические факторы);
3) определяемые особенностями защищаемого объекта - местоположением объекта (отсутствие контролируемой зоны, наличие прямой видимости объектов, удаленных и подвижных элементов объекта);
б) субъективные:
1) ошибки: при установке или эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожной электросвязи;
2) нарушения: режима охраны и защиты (доступа на объект, доступа к техническим средствам); режима эксплуатации технических средств (энергообеспечения, жизнеобеспечения); режима использования информации (обработка и обмен информацией, хранение и уничтожение носителей информации, уничтожения производственных отходов и брака); режима конфиденциальности.
в) случайные:
1) сбои и отказы: старение элементов инфраструктуры железнодорожной электросвязи; сбои электроснабжения (вспомогательного оборудования);
2) повреждения: жизнеобеспечивающих коммуникаций (электро-, водо-, газо-, теплоснабжения, канализации; кондиционирования и вентиляции); ограждающих конструкций (внешних ограждений территорий, стен и перекрытий зданий; корпусов технологического оборудования).
4.10.1.4 Источниками дестабилизирующих воздействий на инфраструктуру железнодорожной электросвязи являются:
а) источники, обусловленные действиями субъекта:
1) внешние источники:
- случайные (непреднамеренные) - персонал поставщиков различного рода услуг, персонал надзорных организаций и аварийных служб и др.;
- преднамеренные - потенциальные преступники (террористы) и хакеры; недобросовестные партнеры; представители силовых структур (в чрезвычайных ситуациях);
2) внутренние источники: основной персонал; представители служб безопасности; обслуживающий персонал; технический персонал (жизнеобеспечение, эксплуатация). Внутренние источники могут использовать каждый из классов уязвимостей (объективные, субъективные, случайные) в зависимости от преследуемых целей. Угрозы от данных источников могут быть: хищение; уничтожение; нарушение доступности (блокирование);
б) источники, обусловленные действиями материального объекта:
1) внешние источники: сети инженерных коммуникаций (водоснабжение, канализация);
2) внутренние источники: средства охраны сигнализации.
в) физические явления: пожары, землетрясения, ураганы, наводнения и др.
4.10.1.5 Возможна реализация любых угроз см. ГОСТ Р 52448. Возможные последствия реализации угроз - нарушение любого из критериев безопасности сети электросвязи (конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность).
4.10.1.6 Возникновение уязвимостей на уровне инфраструктуры железнодорожной электросвязи возможно на стадиях их жизненного цикла.
4.10.1.7 Критерии оценки безопасности инфраструктуры железнодорожной электросвязи:
- на стадии планирования: соответствие требованиям безопасности в части линий связи и направляющих систем, предъявляемых стратегическими целями железнодорожной электросвязи;
- на стадии проектирования: соответствие характеристик проектируемых линий связи и направляющих систем требованиям безопасности, предъявляемым на стадии планирования;
- на стадии эксплуатации и строительства: соответствие линий связи и направляющих систем заявленным поставщиком характеристикам;
- на стадии вывода из эксплуатации: соответствие требованиям безопасности по выводу из эксплуатации линий связи и направляющих систем.
4.10.2 Уровень транспорта/передачи и функциональный уровень
4.10.2.1 Средства и системы передачи информации железнодорожной электросвязи, подлежащие защите:
- каналы и тракты систем передачи;
- каналообразующее оборудование;
- аппаратура передачи данных;
- аналоговые и цифровые многоканальные системы передачи;
- коммутационное оборудование;
- маршрутизаторы;
- другое оборудование первичной сети связи технологического сегмента железнодорожной электросвязи в соответствии с 4.3.
4.10.2.2 К функциональному уровню железнодорожной электросвязи относятся средства, системы, сети и ресурсы вторичных сетей связи технологического сегмента железнодорожной электросвязи.
4.10.2.3 Опасности и модели угроз безопасности средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи на уровне транспорта/передачи и функциональном уровне
4.10.2.3.1 Опасностями являются соответствующие факторы согласно ГОСТ Р 51275.
4.10.2.3.2 Уязвимостями средств, систем, сетей железнодорожной электросвязи являются:
а) объективные:
1) сопутствующие техническим средствам излучения: электромагнитные (побочные излучения элементов технических средств, кабельных линий технических средств); электрические (наводки электромагнитных излучений на линии и проводки, просачивание сигналов в сети электропитания, в цепи заземления, неравномерность потребления тока электропитания); звуковые (акустические, виброакустические);
2) активизируемые: аппаратные закладки (устанавливаемые в линии электросвязи, в сети электропитания, в помещениях); программные закладки (вредоносные программы, технологические выходы из программ, нелегальные копии программного обеспечения);
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.