ГОСТ Р 41.16-2005
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ:
I. РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УДЕРЖИВАЮЩИХ СИСТЕМ ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
И ВОДИТЕЛЕЙ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ;
II. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСНАЩЕННЫХ РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ
Uniform provisions concerning the type approval of:
I. Safety-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles;
II. Vehicles equipped with safety-belts
ОКС 43.040.60
ОКП 45 9142
Дата введения 2006-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН ВНИИНМАШ
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2005 г. N 259-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 16 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:
I. ремней безопасности и удерживающих систем для пассажиров и водителей механических транспортных средств;
II. транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности" (Regulation 16 "Uniform provisions concerning the type approval of:
I. Safety-belts and restraint systems for occupants of power-driven vehicles;
II. Vehicles equipped with safety-belts, MOD), включая поправки серии 04")
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р 41.16-2001
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2006 год
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется к ремням безопасности и удерживающим системам, устанавливаемым в механических транспортных средствах, имеющих три колеса и более, и предназначенным для индивидуального пользования (в качестве индивидуального устройства) лицом, занимающим сиденье, расположенное в направлении движения либо против направления движения, а также к транспортным средствам, оснащенным такими ремнями безопасности.
1а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие национальные стандарты Российской Федерации:
ГОСТ Р 41.12-2001 (Правила ЕЭК ООН N 12) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении защиты водителя от удара о систему рулевого управления
ГОСТ Р 41.14-2003 (Правила ЕЭК ООН N 14) Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении приспособлений для крепления ремней безопасности
ГОСТ Р 41.21-99 (Правила ЕЭК ООН N 21) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. Измерения мощности двигателей
ГОСТ Р 41.80-99 (Правила ЕЭК ООН N 80) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 ремень безопасности (ремень) (seat-belt): Приспособление, состоящее из лямок с запирающей пряжкой, регулирующих устройств и деталей крепления, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова механического транспортного средства и которое сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения пользователя ограничением возможности перемещения его тела. Такое приспособление обычно обозначается в тексте термином "комплект ремня"; этот термин включает также любое устройство, предназначенное для поглощения энергии или втягивания ремня. Приспособление может быть испытано в качестве ремня безопасности либо удерживающей системы.
2.1.1 поясной ремень (lap belt): Ремень с креплением в двух точках, который охватывает туловище пользователя на высоте таза.
2.1.2 диагональный ремень (diagonal belt): Ремень, охватывающий грудную клетку по диагонали от бедра до противоположного плеча.
2.1.3 ремень с креплением в трех точках (three-point belt): Ремень, представляющий собой сочетание, главным образом, поясного и диагонального ремней.
2.1.4 ремень типа S (type S belt): Ремень, не являющийся ремнем с креплением в трех точках или поясным ремнем.
2.1.5 ремень привязного типа (harness belt): Ремень типа S, состоящий из поясного ремня и плечевых лямок; ремень привязного типа может монтироваться вместе с дополнительным комплектом пристяжных лямок.
2.1.6 статический ремень (static belt): Ремень без втягивающего и запирающегося устройства.
2.2 тип ремня (belt type): Под ремнями различных типов подразумевают ремни, между которыми имеются существенные различия, касающиеся:
2.2.1 жестких частей (пряжек, деталей крепления, втягивающих устройств и т.д.);
2.2.2 материала, плетения, размеров и цвета лямок;
2.2.3 геометрических характеристик комплекта ремня.
2.3 лямка (strap): Гибкая часть ремня, предназначенная для удержания тела и передачи нагрузки на стационарные элементы крепления.
2.4 пряжка (buckle): Устройство, позволяющее быстро расстегивать ремень и дающее возможность удерживать ремнем туловище пользователя. Пряжка, за исключением пряжки для ремней безопасности привязного типа, может иметь регулирующее устройство.
2.5 устройство для регулирования ремня (belt adjusting): Устройство, позволяющее регулировать ремень с учетом индивидуальных особенностей пользователя и положения сиденья. Регулирующее устройство может быть частью пряжки, втягивающим устройством или любой частью ремня безопасности.
2.6 устройство предварительного натяжения (pre-loading device): Дополнительное или встроенное устройство, которое служит для прижатия лямки ремня к сиденью в целях натяжения ремня в момент удара.
2.8 подушка безопасности в сборе (airbag assembly): Устройство, установленное в дополнение к ремням безопасности и удерживающим системам на механических транспортных средствах, т.е. система, которая в случае сильного удара транспортного средства автоматически разворачивает гибкое устройство, предназначенное для ограничения путем уплотнения содержащегося в нем газа силы удара одной или более частей тела водителя или пассажира транспортного средства об элементы внутренней части салона.
2.9 подушка безопасности для пассажира (passenger airbag): Подушка безопасности в сборе, предназначенная для защиты пассажира(ов), занимающего(их) сиденье, не являющееся сиденьем водителя, в случае лобового столкновения.
2.10 детское удерживающее устройство (child restraint): Защитное устройство, определение которого приведено в Правилах ЕЭК ООН N 44 [1].
2.11 обратное направление (rearward-facing): Направление, противоположное обычному направлению движения транспортного средства.
2.12 детали крепления (attachments): Части комплекта ремня, включая необходимые крепежные элементы, с помощью которых комплект крепится к соответствующим стационарным элементам на транспортном средстве.
2.13 устройство для поглощения энергии (energy absorbed): Устройство для поглощения энергии, являющееся частью комплекта ремня и работающее независимо или совместно с лямкой.
2.14 втягивающее устройство (retractor): Устройство для частичного или полного втягивания лямки ремня безопасности.
2.14.1 неблокирующее втягивающее устройство (тип 1) (non-locking retractor (type 1): Втягивающее устройство, из которого лямка полностью вытягивается при приложении небольшой внешней силы и которое не имеет регулятора длины вытянутой лямки.
2.14.2 втягивающее устройство, отпирающееся вручную (тип 2) (manually unlocking retractor (type 2): Втягивающее устройство, которое требует приведения в действие вручную приспособления для получения желаемой длины лямки и которое автоматически запирается после достижения пользователем желаемой длины.
2.14.3 автоматически запирающееся втягивающее устройство (тип 3) (automatically locking retractor (type 3): Втягивающее устройство, которое позволяет получить желаемую длину лямки и которое при закрытой пряжке автоматически регулирует ее длину для пользователя. Без преднамеренного вмешательства пользователя дальнейшее вытягивание лямки из устройства невозможно.
2.14.4 аварийно-запирающееся втягивающее устройство (тип 4) (emergency locking retractor (type 4): Втягивающее устройство, которое при нормальных условиях движения не ограничивает свободу движения пользователя. Такое устройство включает приспособление для регулирования длины, автоматически регулирующее лямку в зависимости от телосложения пользователя, и запирающий механизм, срабатывающий в случае аварии под действием:
2.14.4.1 замедления транспортного средства (единичная чувствительность);
2.14.4.2 сочетания замедления транспортного средства, движения ремня или любого другого автоматического устройства (множественная чувствительность).
2.14.6 устройство регулирования ремня по высоте (belt adjustment device for height): Устройство, позволяющее регулировать по высоте положение верхнего обхвата ремня по желанию каждого пользователя и в зависимости от положения сиденья. Такое устройство может рассматриваться как часть ремня или часть устройства крепления ремня.
2.15 приспособление для крепления ремней (belt anchorages): Элементы конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, или любой другой части транспортного средства, к которым крепятся комплекты ремней безопасности.
2.16 тип транспортного средства (vehicle type): Механические транспортные средства, не имеющие между собой существенных различий, касающихся, в частности: размеров, формы и материалов тех элементов конструкции кузова транспортного средства или каркаса сиденья, или любой другой части транспортного средства, к которой крепятся ремни безопасности и удерживающие системы.
2.17 удерживающая система (restraint system): Система, которая предназначена для транспортного средства конкретного типа, определенного заводом-изготовителем, а также согласована испытательной лабораторией и которая состоит из сиденья и ремня, прикрепленного к конструкции транспортного средства надлежащим образом, и включает, кроме того, все элементы, которые предусмотрены для снижения риска ранения пользователя в случае резкого замедления транспортного средства посредством ограничения мобильности тела пользователя.
2.18 сиденье (seat): Конструкция, включая обивку, являющаяся или не являющаяся частью кузова транспортного средства и предназначенная для посадки взрослого человека. В этот термин включаются как отдельное сиденье, так и часть многоместного сиденья, предназначенная для посадки одного человека.
2.19 группа сидений (group of seats): Сиденья либо нераздельные, либо раздельные, но расположенные рядом (т.е. без промежутка между ними) таким образом, что передние крепления одного сиденья находятся:
- на одном уровне или впереди задних креплений другого сиденья или
- на одном уровне или позади передних креплений этого другого сиденья и предназначенные для посадки одного или более взрослых человек.
2.20 многоместное нераздельное сиденье (bench seat): конструкция, включающая обивку, предназначенная для посадки двух или более взрослых человек.
2.21 система регулирования сиденья (adjustment system of the seat): Устройство, при помощи которого сиденье или его части могут устанавливаться в положения, соответствующие пропорциям сидящего человека; в частности, это устройство может обеспечить возможность:
2.21.1 продольного перемещения;
2.21.2 вертикального перемещения;
2.21.3 углового перемещения.
2.22 крепление сиденья (seat anchorage): Система крепления каркаса сиденья к кузову (кабине) транспортного средства, включая соответствующие элементы кузова (кабины) транспортного средства.
2.23 тип сиденья (seat type): Категория сидений, которые не имеют существенных различий в отношении:
2.23.1 формы, размеров и материалов элементов каркаса сиденья;
2.23.2 типа и размеров устройств для регулирования и блокировки сиденья;
2.23.3 типа и размеров несъемных элементов каркаса, к которым крепится ремень, креплений сиденья и соответствующих элементов конструкции транспортного средства.
2.24 система перемещения сиденья (displacement system of the seat): Приспособление, позволяющее перемещать или поворачивать сиденье или его часть без установки в промежуточное фиксированное положение с целью облегчения доступа к пространству, расположенному за данным сиденьем.
2.25 система блокировки сиденья (locking system of the seat): Приспособление, обеспечивающее удержание сиденья и его частей в любом рабочем положении и имеющее механизмы блокировки спинки по отношению к сиденью и сиденьям по отношению к транспортному средству.
2.26 утопленная кнопка пряжки ремня (enclosed buckle-release button): Кнопка пряжки ремня, которой нельзя открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.
2.27 неутопленная кнопка пряжки ремня (non-enclosed buckle-release button): Кнопка пряжки ремня, которая позволяет открыть пряжку в случае нажатия на нее сферой диаметром 40 мм.
2.28 устройство снижения натяжения (tension release device de): Устройство, встроенное во втягивающее устройство и автоматически снижающее натяжение лямки, когда пристегнут ремень безопасности. При отстегивании этого ремня такое устройство отключается автоматически.
3 Документы, представляемые для испытаний
3.1 Тип транспортного средства
3.1.1 Документы для испытаний транспортного средства в отношении оснащения его ремнями безопасности и удерживающими системами представляет предприятие - изготовитель транспортного средства или его уполномоченный представитель.
3.1.2 К документам прилагают документы, перечисленные в приложении А.
3.1.3 В случае крепления ремней безопасности к каркасу сиденья:
- подробное описание типа транспортного средства в отношении конструкции сидений, их креплений и систем их регулирования и фиксирования;
- подробные и в соответствующем масштабе чертежи сидений, их креплений к транспортному средству и систем их регулирования и фиксирования.
3.1.4 Испытательной лаборатории должны быть представлены, по усмотрению предприятия-изготовителя, либо транспортное средство, подлежащее испытанию, либо такие его части, которые испытательная лаборатория считает существенными с точки зрения испытаний ремней безопасности.
3.2 Тип ремня безопасности
3.2.1 Документы для испытаний типа ремня безопасности представляются владельцем фабричной или торговой марки либо его уполномоченным представителем. В случае удерживающей системы документы на испытания представляются владельцем фабричной или торговой марки либо его представителем, либо предприятием - изготовителем транспортного средства, в котором эта система должна устанавливаться, либо его представителем.
3.2.2 К документам, представляемым для испытаний, должны быть приложены:
3.2.2.1 техническое описание типа ремня с характеристиками лямок и используемых жестких элементов, а также чертежи элементов ремня; на чертежах должно быть указано место, предназначенное для маркировки. В описании должны быть указаны цвет образца, представленного на испытания, а также тип(ы) транспортного средства, для которого(ых) предназначен данный ремень безопасности. В случае втягивающих устройств должны быть представлены инструкции по установке датчика, а в случае устройств или систем предварительного натяжения - подробное техническое описание конструкции и функций, включая датчик (в случае его наличия) с описанием способа приведения в действие и любого необходимого способа предотвращения случайного срабатывания. В случае удерживающей системы описание должно включать: достаточно подробные чертежи конструкции транспортного средства и конструкции сиденья, системы регулирования и деталей крепления в соответствующем масштабе с указанием точек крепления сиденья и точек крепления ремня, а также усиленных элементов; характеристики использованных материалов, влияющих на прочность креплений сиденья и ремня, а также техническое описание элементов крепления сидений и ремней на транспортном средстве. Если ремень предназначен для крепления к конструкции транспортного средства с помощью устройства регулирования по высоте, то в этом случае в техническом описании следует уточнить, является ли данное устройство частью ремня;
3.2.2.2 шесть образцов типа ремня, один из которых используется в качестве исходного;
3.2.2.3 десять метров каждого типа лямки, использованного для данного типа ремня;
3.2.2.4 испытательная лаборатория может потребовать представление дополнительных образцов.
3.2.3 В случае удерживающей системы в испытательную лабораторию должны быть представлены для испытания два образца удерживающей системы, которые могут включать два образца ремней из числа требуемых согласно 3.2.2.2, 3.2.2.3 и по выбору предприятия-изготовителя, либо транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащее испытанию, либо часть или части транспортного средства, которые испытательная лаборатория сочтет необходимыми для проведения испытаний.
4 Надписи
На образцах типа ремня или удерживающей системы, представленных на испытания в соответствии с 3.2.2.2-3.2.2.4, должны быть нанесены следующие четкие и нестираемые надписи: полное или сокращенное название предприятия-изготовителя либо фабричная или торговая марка.
5 Соответствие требованиям настоящего стандарта
5.1 Тип транспортного средства
5.1.1 Если транспортное средство, представленное на испытания в соответствии с настоящим стандартом, соответствует требованиям раздела 8 и приложений С и Т, то данный тип транспортного средства считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.
5.2 Тип ремней безопасности
5.2.1 Если образцы типа ремня безопасности, представленные на испытания в соответствии с 3.2, соответствуют требованиям раздела 4, пункта 5.2 и раздела 6, то данный тип ремня безопасности считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.
5.2.2 На каждом ремне, соответствующем испытанному на основании настоящего стандарта, помимо надписей, указанных в разделе 4, должны помещаться в соответствующем месте следующие обозначения:
5.2.2.1 буква "А" - для ремня безопасности с креплением в трех точках; буква "В" - для поясного ремня; буква "S" - для ремней специального типа:
обозначения, упомянутые в 5.3.1, дополняются следующими буквами:
- буквой "е" - для ремня безопасности с устройством для поглощения энергии;
- буквой "r" - для ремня безопасности с втягивающим устройством, за которой следует обозначение (1, 2, 3, 4 или 4N) используемого втягивающего устройства в соответствии с 2.14, и буква "m", если втягивающее устройство является аварийно-блокирующимся втягивающим устройством с множественной чувствительностью;
- буквой "р" - для ремня безопасности с устройством предварительного натяжения;
- буквой "t" - в случае ремня безопасности со втягивающим устройством, оснащенным устройством снижения натяжения.
5.2.2.3 Если ремень безопасности испытан на соответствие положений 6.4.1.3, перечисление в), то на нем проставляют слово "AIRBAG" в прямоугольной рамке.
5.2.2.4 Если ремень безопасности является частью удерживающей системы, то перед буквой, указанной в 5.2.2.1, следует ставить букву "Z".
5.3 Обозначения, предусмотренные в 5.2.2, должны быть четкими и нестираемыми и могут либо наноситься с помощью этикетки, либо проставляться непосредственно на лямке. Этикетка или маркировка должна быть износостойкой.
5.4 Схема маркировки приведена в приложении Б.
6 Технические требования
Технические требования настоящего стандарта с последними поправками эквивалентны техническим требованиям, содержащимся в Директиве ЕС 77/541 "Специальные предписания для транспортных средств в отношении ремней безопасности и удерживающих систем"*.
________________
* Опубликовано в Official Journal N L 220 от 29.08.1977 г.
6.1 Общие требования
6.1.1 Каждый образец, представленный в соответствии с 3.2.2.2-3.2.2.4, должен отвечать требованиям, приведенным в настоящем разделе.
6.1.2 Ремень или удерживающая система должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при их правильном креплении и правильном использовании обеспечивалось их надлежащее действие и чтобы они уменьшали опасность телесных повреждений в случае дорожно-транспортного происшествия.
6.1.3 Лямки ремня не должны принимать такую форму, которая может оказаться опасной.
6.1.4 Использование материалов со свойствами полиамида-6 в отношении поглощения влаги запрещается во всех механических деталях, на функционировании которых такое явление может отразиться неблагоприятно.
6.2 Жесткие части
6.2.1 Общие положения
6.2.1.1 Все жесткие части ремня безопасности, такие как пряжки, регулирующие устройства, детали крепления и т.д., не должны иметь острых углов, которые могут приводить к износу или разрыву лямок в результате трения.
6.2.1.2 Все элементы комплекта ремня, подверженные воздействию коррозии, должны быть защищены от нее. После проведения испытания на коррозионную стойкость в соответствии с 7.2 не допускается никаких изменений, которые могли бы повредить правильному функционированию приспособления, а также сколь-либо заметной коррозии, которая может быть обнаружена квалифицированным наблюдателем при осмотре частей невооруженным глазом.
6.2.1.3 Жесткие части, предназначенные для поглощения энергии либо для нанесения или передачи нагрузки, не должны быть хрупкими.
6.2.1.4 Жесткие части и изготовленные из пластмассы элементы ремня безопасности располагаются и устанавливаются таким образом, чтобы при нормальном пользовании механическим транспортным средством они не могли попасть под передвижное сиденье или в дверь этого транспортного средства. Если какие-либо из этих элементов и частей не удовлетворяют вышеупомянутым условиям, то их подвергают испытанию на удар при низких температурах (7.5.4). После испытания при обнаружении видимых трещин в пластмассовом покрытии или держателе жесткого элемента пластмассовый элемент целиком снимается, а оставшаяся часть конструкции оценивается с точки зрения надежности. Если оставшаяся часть конструкции по-прежнему удовлетворяет требованиям безопасности или если не обнаружено никаких видимых трещин, комплект подвергают дальнейшим испытаниям по 6.2.2, 6.2.3 и 6.4.
6.2.2 Пряжка
6.2.2.3 Пряжка должна нормально функционировать после испытания, по 7.5.3.
6.2.2.4 Пряжка должна выдерживать повторные операции и до динамического испытания, описанного в 7.7, должна подвергнуться 5000 циклам отстегивания и застегивания в условиях нормальной эксплуатации. В случае пряжек для ремней привязного типа это испытание можно проводить без замыкания всех язычков.
6.2.2.5 Усилие, необходимое для отстегивания пряжки во время испытания по 7.8, не должно превышать 6 даН.
6.2.2.6 Пряжку следует подвергать испытаниям на прочность (7.5.1) и в надлежащих случаях - в соответствии с требованиями 7.5.5. Пряжка не должна разрушаться, сильно деформироваться или открываться под действием предписанной нагрузки.
6.2.2.7 Если конструкция пряжки включает элемент, общий для двух комплектов, то она должна также выдерживать испытания на прочность и на отстегивание пряжки, описанные в 7.7 и 7.8, при таком положении, когда часть пряжки, принадлежащая одному комплекту, сцеплена с соответствующей частью другого комплекта, если такой способ возможен при использовании пряжки.
6.2.3 Устройство для регулирования ремня
6.2.3.1 Надетый пользователем ремень безопасности должен либо регулироваться автоматически, либо иметь такую конструкцию, чтобы ручное регулирующее приспособление было легкодоступным для сидящего пользователя и обеспечивало удобное и легкое регулирование. Приспособление должно также допускать затягивание ремня одной рукой в зависимости от телосложения пользователя и от положения сиденья транспортного средства.
6.2.3.2 Два образца каждого устройства для регулирования ремня должны пройти испытания в соответствии с требованиями 7.3. Проскальзывание ремня не должно превышать 25 мм для каждого образца регулирующего устройства, а суммарное проскальзывание для всех регулирующих устройств не должно превышать 40 мм.
6.2.3.3 Все регулирующие устройства должны быть подвергнуты испытаниям на прочность в соответствии с 7.5.1. Они не должны разрушаться или отрываться под действием предписанной нагрузки.
6.2.3.4 При испытании в соответствии с 7.5.6 усилие, необходимое для приведения в действие любого регулируемого вручную устройства, не должно превышать 5 даН.
6.2.4 Детали крепления и устройство регулирования ремня по высоте
Детали крепления подвергают испытаниям на механическую прочность в соответствии с требованиями 7.5.1 и 7.5.2. Сами устройства регулирования ремня по высоте подвергают испытаниям на механическую прочность (7.5.2) в том случае, если они не подвергались испытанию непосредственно на транспортном средстве на основании ГОСТ Р 41.14, касающихся крепления ремней безопасности. Эти детали не должны ломаться или отделяться от конструкции под действием напряжения, обусловленного приложением предписанной нагрузки.
6.2.5 Втягивающие устройства
Втягивающие устройства должны быть подвергнуты испытаниям и отвечать указанным ниже требованиям, включая испытания на прочность (7.5.1, 7.5.2). Эти требования не распространяются на неблокирующиеся втягивающие устройства.
6.2.5.1 Втягивающие устройства, отпирающиеся вручную
а) Лямка ремня безопасности со втягивающим устройством, отпирающимся вручную, должна перемещаться не более чем на 25 мм между точками запирания втягивающего устройства.
б) Лямка ремня безопасности должна извлекаться из втягивающего устройства, отпирающегося вручную, на 6 мм своей максимальной длины, когда к лямке в обычном направлении вытягивания приложена сила 1,4-2,2 даН.
в) Лямку вытягивают из втягивающего устройства и затем в соответствии с методом, изложенным в 7.6.1, позволяют ей вновь втянуться 5000 раз. Втягивающее устройство, включая лямку, намотанную на барабан, подвергают испытаниям на коррозионную стойкость (7.2) и на пылестойкость (7.6.3). Затем проводят еще 5000 циклов вытягивания и втягивания. После вышеупомянутых испытаний втягивающее устройство должно функционировать и по-прежнему удовлетворять требованиям 6.2.5.1.1, перечисление б).
6.2.5.2 Автоматически запирающиеся втягивающие устройства
а) Лямка ремня безопасности с автоматически запирающимся втягивающим устройством, регулирующим ее длину, должна перемещаться не более чем на 30 мм между точками запирания втягивающего устройства. После перемещения пользователя назад ремень безопасности должен либо оставаться в своем первоначальном положении, либо возвращаться в это положение автоматически при последующем перемещении пользователя вперед.
б) Если втягивающее устройство является частью поясного ремня, то сила втягивания лямки должна быть не менее 0,7 даН при измерении на свободной длине между манекеном и втягивающим устройством в соответствии с 7.6.4. Если втягивающее устройство является частью элемента, удерживающего верхнюю часть туловища, то сила втягивания лямки должна быть 0,2-0,7 даН при аналогичном способе измерения. Если втягивающее устройство является частью элемента, удерживающего верхнюю часть туловища, то сила втягивания лямки должна быть 0,1-0,7 даН при аналогичном способе измерения.
в) Лямку извлекают из втягивающего устройства и затем в соответствии с методом, изложенным в 7.6.1, вновь позволяют ей втянуться 5000 раз. Затем втягивающее устройство подвергают испытаниям на коррозионную стойкость (7.2) и на пылестойкость (7.6.3). Затем следует провести еще 5000 циклов вытягивания и втягивания. После вышеупомянутых испытаний втягивающее устройство должно функционировать и по-прежнему удовлетворять требованиям настоящего пункта, перечисления а), б).
6.2.5.3 Аварийно-запирающиеся втягивающие устройства
а) Аварийно-запирающееся втягивающее устройство при испытаниях, описанных в 7.6.2, должно удовлетворять нижеприведенным условиям, в случае единичной чувствительности, упомянутой в 2.14.4.1, в расчет принимают только спецификации, связанные с торможением транспортного средства.
1) Запирание должно происходить в том случае, когда торможение транспортного средства достигает 0,45g* для втягивающих устройств типа 4 и/или 0,85 g для втягивающих устройств типа 4N.
________________
2) Аварийно-запирающееся втягивающее устройство не должно запираться при ускорении лямки, измеряемом в направлении ее вытягивания, меньшем 0,8 g для втягивающих устройств типа 4 и меньшем - для втягивающих устройств типа 4N.
3) Аварийно-запирающееся втягивающее устройство не должно запираться в том случае, когда его чувствительный элемент наклонен под углом 12° или менее в любом направлении относительно исходного положения, указанного предприятием-изготовителем.
4) Аварийно-запирающееся втягивающее устройство должно запираться, когда его чувствительный элемент находится под углом более 27° для втягивающих устройств типа 4 и 40° - для втягивающих устройств типа 4N в любом направлении относительно исходного положения, указанного предприятием-изготовителем.
5) В тех случаях, когда действие втягивающего устройства зависит от внешнего сигнала или внешнего источника энергии, его конструкция должна обеспечивать автоматическое запирание втягивающего устройства при неисправности этого источника энергии или прекращении подачи сигнала. Однако это требование соблюдать необязательно в случае втягивающего устройства с множественной чувствительностью при условии, что от внешнего сигнала или источника питания зависит лишь один канал чувствительности и водитель предупреждается о несрабатывании этого сигнала или источника питания при помощи оптического и/или акустического средства.
б) При испытании в соответствии с 7.6.2 аварийно-запирающееся втягивающее устройство с множественной чувствительностью, включая чувствительность лямки, должно соответствовать указанным требованиям, а также запираться при ускорении не менее 2,0g, измеренном в направлении вытягивания лямки.
в) При испытаниях, упомянутых в перечислениях а), б), вытягивание лямки, которое может произойти до запирания втягивающего устройства, не должно превышать 50 мм на длине, указанной в 7.6.2.1. При испытании, упомянутом в перечислении 2), запирание не должно происходить при вытягивании лямки на 50 мм на длине, указанной в 7.6.2.1.
г) Если втягивающее устройство является частью поясного ремня, то сила втягивания лямки должна быть не менее 0,7 даН при ее измерении на свободной длине между манекеном и втягивающим устройством в соответствии с 7.6.4. Если втягивающее устройство является частью элемента, удерживающего верхнюю часть туловища, то сила втягивания лямки должна быть 0,1-0,7 даН при аналогичном способе измерения, за исключением ремня, оборудованного устройством снижения натяжения; в последнем случае минимальная сила втягивания может быть сокращена только до 0,5 даН, когда такое устройство функционирует.
Если лямка проходит через направляющий кронштейн, то сила втягивания измеряется на свободной длине между манекеном и направляющим устройством или роликом.
Если в комплект входит устройство, которое, будучи управляемым вручную или автоматически, предотвращает полное втягивание лямки, то таким устройством не следует пользоваться при определении силы втягивания,
Если в комплект входит устройство снижения натяжения, то силу втягивания лямки, указанную выше, измеряют при помощи как действующего, так и недействующего устройства при определении силы втягивания до и после проведения испытаний на прочность в соответствии с перечислением д).
д) Лямку извлекают из втягивающего устройства и затем в соответствии с методом, изложенным в 7.6.1, ей вновь позволяют втянуться 40000 раз. Втягивающее устройство подвергают испытаниям на коррозионную стойкость (7.2) и на пылестойкость (7.6.3). Затем следует произвести еще 5000 циклов (что в целом составляет 45000 циклов).
Если в комплект входит устройство снижения натяжения, то указанные выше испытания проводят при функционирующем и нефункционирующем устройстве снижения натяжения.
После указанных испытаний втягивающее устройство должно функционировать и удовлетворять требованиям перечислений а), в), г).
6.2.5.4 После проведения испытаний на прочность в соответствии с перечислением д) и сразу же после измерения силы втягивания в соответствии с перечислением г) втягивающие устройства должны отвечать следующим требованиям:
а) при испытании втягивающих устройств, за исключением автоматически замыкающихся втягивающих устройств, в соответствии с 7.6.4.2 втягивающие устройства должны быть в состоянии предотвращать любое ослабление в натяжении ремня и
б) при освобождении языка из пряжки втягивающее устройство должно быть в состоянии самостоятельно полностью втягивать лямку.
6.2.6 Устройство предварительного натяжения
6.2.6.1 После проведения испытания на коррозионную стойкость (7.2) устройство предварительного натяжения (включая ударный датчик, соединенный с устройством посредством штатных контактов, но при отключенном напряжении) должно функционировать нормально.
6.2.6.2 Необходимо проверить, чтобы в результате случайного срабатывания устройства не возникало какого-либо риска нанесения телесных повреждений водителю или пассажирам.
6.2.6.3 В случае пиротехнических устройств предварительного натяжения:
а) после выдерживания в условиях в соответствии с 7.9.2 устройство предварительного натяжения не должно срабатывать под влиянием температуры и должно функционировать нормально;
б) необходимо предусмотреть меры, предотвращающие воспламенение прилегающих легковоспламеняющихся материалов под воздействием горячих газов.
6.3 Лямки
6.3.1 Общие положения
6.3.1.1 Характеристики лямок должны быть такими, чтобы обеспечивалось как можно более равномерное распределение давления на тело пользователя по всей их ширине и чтобы лямки не скручивались даже под напряжением. Они должны обладать способностью поглощения и рассеивания энергии. Края лямки должны быть заделаны и не должны истираться при пользовании.
6.3.1.2 Под нагрузкой в 980 даН ширина лямки должна быть не менее 46 мм. Это измерение следует проводить без остановки машины во время испытания на разрыв (7.4.2).
6.3.2 Прочность после выдерживания в условиях комнатной температуры и влажности
Для обоих образцов лямок, подвергнутых выдерживанию в соответствии с 7.4.1.1, разрывная нагрузка лямки, определенная в соответствии с 7.4.2, должна быть не менее 1470 даН. Разность разрывных нагрузок образцов не должна превышать 10% большей измеренной разрывной нагрузки.
6.3.3 Прочность после выдерживания в особых условиях
Для обоих образцов лямок, подвергнутых выдерживанию в соответствии с 7.4.1 (за исключением 7.4.1.1), разрывная нагрузка лямки должна быть не менее 75% средней разрывной нагрузки, определенной при испытании, описанном в 6.3.2, и не должна быть менее 1470 даН. Проводящая испытания испытательная лаборатория может отменить одно или несколько таких испытаний, если эти испытания являются излишними, учитывая состав используемого материала или имеющуюся информацию.
6.4 Комплект ремня или удерживающей системы
6.4.1 Динамическое испытание
6.4.1.1 Комплект ремня или удерживающая система должны быть подвергнуты динамическому испытанию (7.7).
6.4.1.2 Динамическое испытание проводят на двух комплектах, не подвергавшихся ранее никаким нагрузкам; если комплект является частью удерживающей системы, то динамическому испытанию подвергают удерживающую систему, предназначенную для одной группы сидений и не подвергавшуюся ранее никаким нагрузкам. Пряжки подлежащих испытанию комплектов ремней должны удовлетворять требованиям 6.2.2.4. Если в комплект ремня безопасности входит втягивающее устройство, то его подвергают испытанию на пылестойкость (7.6.3), кроме того, если ремни безопасности или удерживающие системы имеют устройство предварительного натяжения, включающее пиротехнические средства, то его выдерживают в условиях в соответствии с 7.9.2.
а) Ремни безопасности подвергают испытанию на коррозионную стойкость (7.2), после чего пряжки 500 раз отстегивают и пристегивают в нормальных условиях эксплуатации.
б) Ремни безопасности с втягивающим устройством подвергают испытаниям либо по 6.2.5.2, либо по 6.2.5.3. Однако если было проведено испытание втягивающего устройства на коррозионную стойкость (перечисление а), то это испытание повторно можно не проводить.
в) В случае ремня безопасности, предназначенного для использования с устройством регулирования по высоте (2.14.6), испытание следует проводить для наиболее неблагоприятных положений регулирования ремня, определенных испытательной лабораторией, уполномоченной проводить испытания. Однако если устройство регулировки по высоте состоит из самого приспособления для крепления ремня, сертифицированного на соответствие ГОСТ Р 41.14, то испытательная лаборатория, ответственная за проведение испытаний, может по своему усмотрению принять положения 7.7.1.
г) В случае ремня безопасности с устройством предварительного натяжения минимальное перемещение, указанное в 6.4.1.3, перечисление б), может быть уменьшено наполовину. Для данного испытания устройство предварительного натяжения должно функционировать.
д) В случае ремня безопасности с устройством снижения натяжения данный ремень подвергают испытанию на прочность, когда такое устройство функционирует в соответствии с 6.2.5.3, перечисление д), перед проведением динамического испытания. Затем проводят динамическое испытание при функционирующем устройстве снижения натяжения.
6.4.1.3 При проведении этого испытания должны быть выполнены следующие требования:
а) Никакой элемент комплекта ремня или удерживающей системы, обеспечивающий надлежащее положение пользователя, не должен быть разрушен; не допускается также отстегивание пряжек или проскальзывание в системе замыкания или в системе перемещения.
б) Перемещение манекена в направлении движения должно составлять от 80 до 200 мм на уровне таза для поясных ремней; для других типов ремней перемещение вперед должно составлять от 80 до 200 мм на уровне таза и от 100 до 300 мм - на уровне грудной клетки. При наличии привязного ремня указанные выше минимальные перемещения могут быть сокращены наполовину. Эти перемещения определяют по отношению к контрольным точкам, указанным на рисунке Ж.6.
в) В случае ремня безопасности, предназначенного для использования на боковом переднем сиденье, перед которым расположена подушка безопасности, перемещение исходной точки на грудной клетке может превышать значение, указанное в перечислении а), если скорость перемещения при этом значении не превышает 24 км/ч.
6.4.1.4 При испытании удерживающей системы:
а) Перемещение исходной точки на грудной клетке может превышать значение, указанное в 6.4.1.3, перечисление б), если на основе расчетов либо дальнейшего испытания может быть доказано, что никакой элемент корпуса или головы манекена, на котором проводят динамическое испытание, не прикоснется при этом к какой-либо жесткой части транспортного средства, расположенной спереди, за исключением прикосновения грудной клетки к рулевому колесу, если последнее удовлетворяет требованиям ГОСТ Р 41.12, и при условии, что такой контакт происходит на скорости не более 24 км/ч. При оценке выполнения этого требования положение сиденья принимают таким, как указано в 7.7.1.5.
б) Необходимо, чтобы после проведения динамического испытания на транспортных средствах, в которых применяют подобные устройства, можно было по-прежнему вручную приводить в действие систему перемещения и блокирования, позволяющую пассажирам, находящимся на любых сиденьях, покинуть транспортное средство.
6.4.1.5 В порядке отступления от этих требований в случае удерживающей системы смещения могут быть более значительными, чем указано в 6.4.1.3, перечисление б), если отступления от требований, предусмотренные в ГОСТ Р 41.14, распространяются на верхнее приспособление для крепления, установленное на сиденье.
6.4.2 Прочность после испытания на истирание
6.4.2.1 Для обоих образцов, подготовленных в соответствии с требованиями 7.4.1.6, прочность на разрыв определяют согласно 7.4.2 и 7.5. Прочность на разрыв должна составлять не менее 75% средней прочности на разрыв, определенной при испытаниях на не подвергавшихся трению лямках, и не должна быть меньше минимальной нагрузки, указанной для данного испытуемого элемента. Различие прочности на разрыв двух образцов не должно превышать 20% наибольшего из измеренных значений. Испытания на прочность на разрыв типов 1 и 2 проводят только на образцах лямки (7.4.2). Испытание на прочность на разрыв типа 3 проводят на образце лямки ремня вместе с присоединенным металлическим элементом (7.5).
6.4.2.2 Элементы комплекта ремня, подлежащие испытанию на истирание, приведены в таблице 3.
Таблица 3
|
|
|
|
Элементы комплекта ремня | Испытание 1 | Испытание 2 | Испытание 3 |
Детали крепления | - | - | х |
Направляющее устройство | - | х | - |
Скоба пряжки | - | х | х |
Регулирующее устройство | х | - | х |
Элементы, пришитые к лямке | - | - | х |
Примечание - Знаком "х" обозначены испытания, которым могут подвергаться элементы комплекта ремня. |
Для каждого испытания используют новый образец.
7 Испытания
7.1 Использование образцов, представленных на испытание ремня или удерживающей системы (приложение П)
7.1.1 Для осмотра и проверки работы пряжки в условиях низких температур, испытания на удар при низких температурах (7.5.4), проверки, в случае необходимости, долговечности пряжки, ремня на коррозионную стойкость, работы втягивающего устройства и испытания пряжки на открывание после динамического испытания необходимы два ремня или две удерживающие системы. Один из двух комплектов используют для осмотра ремня или удерживающей системы.
7.1.2 Для проверки пряжки и испытания на прочность пряжки, креплений, устройств для регулирования ремня и, в случае необходимости, втягивающих устройств требуется один комплект ремня или одна удерживающая система.
7.1.3 Для проверки пряжки и испытания на проскальзывание и истирание необходимы два ремня или две удерживающие системы. На одном из этих двух образцов проверяют работу приспособления для регулирования ремня.
7.1.4 Для испытания на прочность лямки на разрыв используют образец лямки.
7.2 Испытания на коррозионную стойкость
7.2.1 Полный комплект привязного ремня помещают в испытательную камеру (приложение Н). Если в комплект входит втягивающее устройство, то лямка должна быть вытянута на полную длину минус (300±3) мм. Выдерживание в коррозионной среде должно быть непрерывным в течение 50 ч, за исключением кратких перерывов, которые могут быть необходимы, например, для проверки и пополнения солевого раствора.
7.2.2 После выдерживания в коррозионной среде комплект осторожно промывают или погружают в чистую проточную воду температурой не выше 38 °С для удаления отложений солей, которые могут образоваться, затем просушивают при комнатной температуре в течение 24 ч, после чего проводят осмотр в соответствии с 6.2.1.2.
7.3 Испытание на проскальзывание (рисунок М.3)
7.3.1 Образцы, подвергаемые испытанию на проскальзывание, выдерживают в течение не менее 24 ч в атмосфере температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. При проведении испытания температура должна быть 15 °С - 30 °С.
7.3.2 Свободный конец регулирующего устройства должен быть расположен на испытательном стенде так, чтобы он был направлен либо вверх, либо вниз, как на транспортном средстве.
7.3.3 К нижнему концу части лямки прикрепляют гирю массой в 5 даН. Другой конец приводят в возвратно-поступательное движение с общей амплитудой (300±20) мм.
7.3.4 Если имеется свободный конец, который является резервом лямки, то его не следует прикреплять или прижимать к лямке, находящейся под нагрузкой.
7.3.5 Следует обеспечить, чтобы на испытательном стенде лямка, выходящая из регулирующего устройства, принимала в ослабленном положении форму плавной кривой, как на транспортном средстве. Нагрузка в 5 даН, прилагаемая на испытательный стенд, должна быть направлена вертикально таким образом, чтобы не допустить раскручивания гири при скручивании ремня. Гирю массой 5 даН следует крепить к предусмотренной на ремне жесткой части.
7.3.6 Перед началом фактического испытания проводят 20 циклов, чтобы самозатягивающаяся система пришла в надлежащее положение.
7.3.7 Проводят 1000 циклов частотой 0,5 цикла в секунду и общей амплитудой (300±20) мм. Нагрузку в 5 даН прилагают лишь в течение времени, соответствующего перемещению на (100±20) мм для каждого полупериода.
7.4 Выдерживание лямок при определенных условиях и испытание на разрыв статическое (кондиционирование)
7.4.1 Выдерживание лямок перед испытанием на разрыв
Образцы, вырезанные из лямки (3.2.4), следует выдерживать в следующих условиях:
7.4.1.1 Выдерживание в условиях комнатной температуры и влажности
Лямку выдерживают в течение не менее 24 ч в среде температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. Если испытание не проводят сразу после выдерживания, то отобранный образец помещают до начала испытания в герметически закрытый сосуд. Разрывную нагрузку определяют не позже чем через 5 мин после того, как образец был взят из указанной среды или из сосуда.
7.4.1.2 Выдерживание в условиях солнечной радиации
а) Применяют требования ИСО 105-ВО2 [2]. Лямку выставляют на солнечный свет на время, необходимое для выцветания типового синего образца N 7 до появления контраста, соответствующего N 4 серой шкалы.
б) После этого испытания лямку выдерживают в течение не менее 24 ч в среде температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. Если испытания проводят не сразу после выдерживания, то образец помещают до начала испытания в герметически закрытый сосуд. Прочность на разрыв определяют не позже чем через 5 мин после извлечения образца из кондиционной камеры.
7.4.1.3 Выдерживание на холоде
а) Лямку помещают не менее чем на 24 ч в среду температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%.
б) После этого лямку помещают на 1,5 ч на ровную поверхность в холодильной камере с температурой воздуха минус (30±5) °С. Затем лямку сгибают и на месте изгиба устанавливают гирю массой 2 кг, которая предварительно охлаждается до минус (30±5) °С. После выдержки лямки под нагрузкой в течение 30 мин в той же холодильной камере гирю снимают, и в течение 5 мин после извлечения лямки из холодильной камеры определяют разрывную нагрузку.
7.4.1.4 Выдерживание в тепле
а) Лямки помещают на 3 ч в нагревательную камеру температурой (60±5) °С и относительной влажностью (65±5)%.
б) Разрывную нагрузку определяют в течение 5 мин после извлечения лямки из нагревательной камеры.
7.4.1.5 Выдерживание в воде
а) Лямку полностью погружают на 3 ч в дистиллированную воду температурой (20±5) °С с добавлением небольшого количества смачивающей добавки. Можно использовать любую смачивающую добавку, подходящую для испытуемой ткани.
б) Разрывную нагрузку определяют не позже чем через 10 мин после извлечения лямки из воды.
7.4.1.6 Испытание на истирание
а) Испытание на истирание проводят на каждом устройстве, в котором лямка прикасается к какому-либо жесткому элементу ремня, за исключением регулирующих устройств, подвергающихся испытанию на проскальзывание (7.3), которое показывает, что лямка проскальзывает на значение, не превышающее половины указанного значения. В этом случае испытание на истирание типа 1 (7.4.1.6.4.1) не проводят. Установка на испытательное устройство должна по возможности соответствовать положению лямки относительно поверхности контакта.
б) Образцы выдерживают не менее 24 ч в атмосфере температурой (20±5) °С и относительной влажностью (65±5)%. Испытание проводят при окружающей температуре 15 °С - 30 °С.
в) В таблице 4 указаны общие условия для каждого испытания.
Таблица 4
|
|
|
|
|
Тип испытания | Нагрузка, даН | Частота, Гц | Число циклов | Амплитуда возвратно-поступательного движения лямки |
1 | 2,5 | 0,5 | 5000 | 300±20 |
2 | 0,5 | 0,5 | 45000 | 300±20 |
3 | 0-5 | 0,5 | 45000 | - |
г) Конкретные условия испытаний:
Испытание 1: лямка скользит через регулирующее устройство.
К одному концу лямки прилагают постоянную вертикальную нагрузку 2,5 даН, другой конец лямки прикрепляют к устройству, обеспечивающему горизонтальное возвратно-поступательное движение лямки.
Регулирующее устройство устанавливают на горизонтально расположенной лямке таким образом, чтобы она оставалась в натянутом положении (рисунок М.1).
Испытание 2: лямка меняет свое направление при прохождении через жесткий элемент.
При этом испытании углы изгиба лямки должны соответствовать указанным на рисунке М.2.
Постоянная нагрузка, прилагаемая в ходе испытания, должна составлять 0,5 даН.
Если лямка при прохождении через жесткий элемент меняет свое направление более одного раза, то нагрузка в 0,5 даН может быть увеличена настолько, чтобы обеспечить предусмотренный ход лямки в 300 мм через жесткий элемент.
Испытание 3: лямка прикреплена к жесткому элементу сшиванием или подобными способами.
Общая длина хода возвратно-поступательного движения составляет (300±20) мм, однако нагрузку 5 даН прилагают лишь на участке хода (100±20) мм в течение каждого полупериода (рисунок М.3).
7.4.2 Испытание на разрыв лямки (статическое)
7.4.2.1 Испытание проводят каждый раз на двух новых образцах лямок достаточной длины, выдержанных в условиях, указанных в 7.4.1.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.