ОДМ 218.4.001-2008
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЯ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения" (МИИТ).
2. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 11.06.2008 N 219-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5. ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 11.06.2008 N 219-р
Раздел 1. Область применения
Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по организации обследования и испытания мостовых сооружений на автомобильных дорогах" является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящие методические рекомендации распространяются на обследования и испытания мостовых сооружений (мостов, путепроводов, эстакады, скотопрогонов, виадуков) на федеральных автомобильных дорогах, выполняемые специализированными организациями.
Раздел 2. Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; введ. 2004-07-01. - М.: Изд-во стандартов, 2004. - III, 48 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
ГОСТ 7.32 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.
ГОСТ 21.501 (2002) Правила оформления архитектурно-строительных рабочих чертежей.
ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам.
ГОСТ 15467 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
ГОСТ 21778 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Основные положения.
ГОСТ 23615 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Статистический анализ точности.
ГОСТ 23616 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Контроль точности.
ГОСТ 24846 Методы измерений деформаций оснований зданий и сооружений.
ГОСТ 26433.0 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений.
ГОСТ 26433.2 Система обеспечения точности геометрических параметров в строительстве. Правила выполнения измерений параметров зданий и сооружений.
ГОСТ 26775 Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях.
ГОСТ Р 50597 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
ГОСТ Р 52289 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 12 мая 2007 г. N 160.
Раздел 3. Термины и определения
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Техническое состояние мостового сооружения - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств мостового сооружения (надежность, долговечность, безопасность, ремонтопригодность и др.), характеризуемая в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации на этот объект.
Транспортно-эксплуатационные показатели мостовых сооружений - показатели, отражающие влияние на условия движения фактических геометрических параметров сооружения и состояния элементов мостового полотна. К таким показателям относятся обеспечиваемая безопасная скорость и фактические создаваемые перегрузки в несущих конструкциях из-за изменившегося состояния элементов мостового полотна.
Общая оценка состояния сооружения (обобщенный показатель состояния) - общая оценка состояния сооружения в баллах, определяющая степень соответствия показателей сооружения требуемым, обеспечивающим безопасную и длительную работу под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения. Общая оценка состояния дается по результатам комплексной оценки основных показателей мостового сооружения с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов.
Исправное состояние - состояние мостового сооружения, при котором оно соответствует нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Дефект - каждое отдельное несоответствие в мостовом сооружении нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Критический дефект - дефект, при наличии которого эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например закрытие движения по полосам, либо вовсе недопустима. К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др.
Опасный дефект - дефект, который в значительной степени снижает один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не является критическим. При наличии опасных дефектов требуется введение ограничений движения.
Значительный дефект - дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей мостового сооружения, но не представляет непосредственной опасности для эксплуатации сооружения.
Малозначительный дефект - дефект, который существенно не влияет на основные показатели мостового сооружения. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.
Несущественный дефект - дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели мостового сооружения или существующая степень развития которого допускается нормами.
Устранимый дефект - дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
Неустранимый дефект - дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Остаточный ресурс сооружения - суммарная наработка сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Остаточный срок службы сооружения - календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Фактическая грузоподъемность мостового сооружения - величина полезной максимальной нагрузки, которую может воспринять сооружение исходя из расчетов по первой группе предельного состояния с учетом имеющихся дефектов в элементах сооружения при фактических постоянных нагрузках.
Износ - показатель состояния элемента, отражающий степень снижения его функциональных качеств.
Обобщенный показатель износа сооружения - характеристика, отражающая степень снижения первоначальной стоимости сооружения по снижению основных функциональных качеств его конструкций.
Диагностика - обследование, выполняемое специализированной организацией, в объеме, требуемом для заполнения автоматизированного банка данных и составления или уточнения технического паспорта, с обоснованием оценки состояния и режима пропуска нагрузки. Диагностика выполняется согласно отраслевым нормативным документам и инструкциям Заказчика.
Раздел 4. Общие положения, основные типы обследований
Обследования мостовых сооружений проводят с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях.
Обследования являются составляющей частью надзора за мостовыми сооружениями.
Обследование включает сбор необходимой информации о мостовом сооружении в объеме, предусмотренном техническим заданием, необходимом для достижения поставленных целей. При обследовании может производиться анализ причин возникновения дефектов, установление ремонтопригодности элементов, исследоваться возможность усиления, уширения и пр.
Обследования проводятся с соблюдением нормативных документов, действующих на момент обследования, а также документов, оговоренных в техническом задании.
Обследование мостовых сооружений проводят:
В зависимости от поставленных целей, характера и полноты получаемых сведений, величины трудозатрат обследования мостовых сооружений удобно разделить на девять основных типов, представленных в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Основные типы обследования
NN | Название и описание типов обследования |
1 | 2 |
1
| Периодическая диагностика эксплуатируемых мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 5 лет) с целью выявления их состояния, проверки соответствия сооружений установленным требованиям и внесения изменений в банк данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения |
2 | Первичная диагностика новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров нового сооружения в банк данных. Отчетная документация - первичный технический паспорт мостового сооружения |
3 | Диагностика мостовых сооружений после проведения капитального ремонта. Проводится с целью установления соответствия выполненных работ проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ и внесения параметров отремонтированного сооружения в банке данных. Отчетная документация - технический паспорт мостового сооружения |
4 | Диагностика мостовых сооружений после проведения ремонта. Производится с целью уточнения технического состояния сооружения после выполнения ремонтных работ, внесения этих уточнений в банк данных и корректировки технического паспорта. Отчетная документация - уточнения в техническом паспорте мостового сооружения |
5 | Периодическое обследование мостовых сооружений проводится через установленные промежутки времени (средняя периодичность - 1 раз в 10 лет, а для деревянных мостов - 1 раз в 5 лет). Мостовые сооружения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, до начала восстановительных работ следует обследовать ежегодно. Основными задачами регулярно осуществляемых периодических обследований эксплуатируемых мостовых сооружений являются оценка, контроль их состояния и проверка его соответствия установленным требованиям. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и технический паспорт мостового сооружения |
6 | Первичное обследование новых (вновь построенных) или после реконструкции сооружений перед вводом в эксплуатацию. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений. Проводится с целью установления соответствия сооружения утвержденному проекту и СНиП 3.06.04-91 к качеству работ. По требованию проектной организации или территориального органа управления сооружение может быть испытано, как это предусмотрено СНиП 3.06.07-86. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и первичный технический паспорт мостового сооружения |
7 | Обследование мостовых сооружений после проведения ремонта, капитального ремонта. Данный вид обследования применяется в основном для больших и внеклассных мостовых сооружений и может сопровождаться проведением испытаний. Отчетная документация - отчет о результатах обследования и дополненный или исправленный технический паспорт мостового сооружения |
8 | Предпроектное обследование. Обязательный вид обследования перед составлением технического задания на проектирование ремонта, капитального ремонта или реконструкции мостового сооружения, проводимый с целью определения ремонтопригодности его элементов и сбора необходимой информации для разработки проекта, принятия правильной стратегии по модернизации сооружения. Данный вид обследования может сопровождаться проведением полных или частичных испытаний. При необходимости, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов. Отчетная документация - отчет о предпроектном обследовании |
9 | Специальные внеплановые обследования, неполные обследования. Необходимость проведения, цели, задачи внеплановых и неполных обследований устанавливаются индивидуально для каждого конкретного сооружения для решения специальных вопросов, например с целью уточнения расчетной грузоподъемности, обследования аварийных конструкций, обследования при организации пропуска сверхнормативных нагрузок по сооружению для определения возможности и условий их проезда и выявления повреждений после их прохода и т.д. Отчетная документация - заключение либо отчет о результатах обследования |
При приемке в эксплуатацию все законченные строительством мостовые вооружения рекомендуется обследовать.
Периодические обследования, периодическая диагностика, выполняемые в период эксплуатации, являются основой управления состоянием мостовых сооружений и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на содержание, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию мостовых сооружений. Периодические обследования мостовых сооружений и оценка их технического состояния проводятся регулярно (в плановом порядке) на протяжении всего срока эксплуатации сооружений с периодичностью, установленной в отраслевых нормативных документах.
По результатам диагностики, в случаях, когда полученных данных недостаточно для определения грузоподъемности и оценки состояния сооружения, может быть сделан вывод о необходимости проведения дополнительного обследования и испытаний.
Обследования мостов и труб могут проводиться как самостоятельный вид работ без проведения испытаний, так и с испытаниями.
Испытаниям при приемке в эксплуатацию, как правило, подвергаются мосты с опытными и впервые применяемыми конструкциями. Испытания других вводимых в эксплуатацию мостов (имеющих большие пролеты, а также большую повторяемость основных несущих элементов) могут проводиться по решению приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций, а также в связи с выполнением соответствующими организациями научно-исследовательских и опытных работ. Необходимость проведения испытаний в указанных случаях обосновывается.
Обследование эксплуатируемых мостовых сооружений может сопровождаться испытаниями в случаях, когда решение вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом сооружений, не может быть получено расчетным путем только по данным обследования.
Испытания мостовых сооружений могут проводиться:
Раздел 5. Классификация и номенклатура работ по обследованию
Работы по обследованию и испытаниям можно разделить на две группы:
К основным работам относятся работы, непосредственно обеспечивающие получение результатов работы (отчетной документации).
По месту проведения основные работы по обследованию и испытаниям разделяются на:
Полевые работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений включают следующие основные виды:
В стандартных случаях в зону осмотра мостовых сооружений включают:
Правила и требуемая точность выполнения измерений при обследовании и испытаниях мостовых сооружений, а также принимаемые значения приведены в приложении А.
Камеральные работы и лабораторные работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений включают следующие основные виды:
С целью упрощения подсчета трудозатрат на выполнение работ по обследованию целесообразно выделить минимальный типовой набор работ, необходимый для достижения стандартных целей для каждого типа обследований (стандартные перечни работ), а остальные работы расценивать как дополнительные. Тогда величина трудозатрат по обследованию мостовых сооружений будет определяться суммой трудозатрат на выполнение работ стандартного перечня (типового набора работ), трудозатрат на выполнение дополнительных работ и трудозатрат на организационные (подготовительно-заключительные) работы.
Типовые наборы работ при полных обследованиях по типам 1-8 (стандартные перечни работ) приведены в приложении Б.
В стандартные перечни работ входит минимум работ, который необходим для реализации основных целей полных обследований сооружений. Поэтому виды работ, включенные в стандартные перечни, как правило, следует рассматривать как обязательные работы, которые выполняются при полных обследованиях мостовых сооружений. Только после их выполнения подрядная обследовательская организация вправе делать соответствующие выводы о действительном техническом состоянии мостового сооружения в целом, давать обоснованные рекомендации по ремонту и его дальнейшей эксплуатации.
При неполных обследованиях, которые отнесены к типу 9, когда ставятся узкоспецифические задачи, выполнение всех видов работ, включенных в стандартные перечни, не требуется. Состав и объем обязательных работ в таких случаях может быть уменьшен. При этом в техническое задание включаются работы, обеспечивающие достижение поставленной обследованием цели, а полнота обследования выбирается соответствующей цели обследования, определенной техническим заданием. При неполных обследованиях организация не вправе давать общую оценку технического состояния всего сооружения и не может нести ответственность за все сооружение.
Относительная трудоемкость отдельных видов работ, входящих в стандартные перечни, может определяться по таблицам П.3.1, П.3.2 приложения В, в которых приведены средние значения относительной трудоемкости по видам работ. Таблицы относительной трудоемкости могут использоваться как при выполнении работ собственными силами, так и при передаче части работ субподрядным организациям, при составлении калькуляций для неполных обследований по типу 9, а также при учете выработки между отдельными членами обследовательских бригад. В отдельных случаях, если объем работ существенно отличается от стандартного объема, при определении трудозатрат можно воспользоваться прямым расчетом трудозатрат, рассматривая часть работ как дополнительные работы.
Расчеты грузоподъемности выполняются для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность несущих конструкций, а также в обязательном порядке выполняются для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1962 года.
При обследовании по типам 2, 3, 4, 6, 7 работы по расчетам грузоподъемности выполняются в необходимых случаях и поэтому не включены в типовой набор работ, а относятся к дополнительным работам. Состав работ по расчету грузоподъемности приведен в приложении Б.
При обследованиях по типам 1-8 обязательными для осмотра являются следующие части мостовых сооружений:
- асфальтобетонное покрытие на мосту;
- ограждения проезжей (прохожей) части;
- тротуары;
- деформационные швы;
- водоотвод.
Фундаменты опор, подводные части опор, недоступные части конструкций, в том числе находящиеся в грунте, в скрытых полостях, не входят в перечень обязательных для осмотра частей мостового сооружения. Их обследование, при необходимости, предусматривается техническим заданием отдельно в каждом конкретном случае.
Дополнительными работами считаются все выполняемые работы, не вошедшие в стандартный перечень работ для конкретного типа обследования. Дополнительные работы выполняются при необходимости.
К дополнительным работам при любом типе обследования, например, относят:
Состав и объем дополнительных работ должен соответствовать поставленной цели обследования и должен быть определен техническим заданием в составе тендерной документации. Состав и объемы дополнительных работ по обследованию и испытаниям формируются индивидуально по каждому мостовому сооружению в зависимости от:
Стоимость выполнения дополнительных работ при обследовании конкретного мостового сооружения определяется отдельным расчетом, составленным с использованием базовых цен на отдельные виды работ по соответствующим справочникам базовых цен, или расчетом по трудозатратам.
В сметах, составляемых на основе калькуляции трудозатрат, учитываются расходы по внешнему транспорту, которые предусматривают компенсацию затрат Исполнителю, связанных с проездом работников и перевозкой оборудования от постоянного местонахождения организации, выполняющей обследование и испытания, до объектов обследования и обратно. Расходы по внешнему транспорту определяются по фактическим затратам либо по таблице 5.1 в процентах от сметной стоимости работ, выполняемых в полевых (экспедиционных) условиях.
Таблица 5.1
§ | Расстояние проезда и перевозки в одном направлении, км | Расходы по внешнему транспорту в обоих направлениях в % от сметной стоимости работ, выполняемых в полевых (экспедиционных) условиях, продолжительностью, мес. | |||||
|
| до 1 | 2 | 3 | 6 | 9 | 12 и более |
1 | Св. 25 до 100 | 14,0 | 11,5 | 9,1 | 4,5 | 3,5 | 2,8 |
2 | " 100 " 300 | 19,6 | 15,4 | 12,7 | 6,2 | 4,8 | 3,6 |
1 | " 300 " 500 | 25,2 | 21,0 | 16,8 | 8,1 | 6,3 | 4,8 |
4 | " 500 " 1000 | 30,8 | 25,2 | 19,6 | 9,7 | 7,3 | 5,5 |
5 | " 1000 " 2000 | 36,4 | 32,2 | 28,0 | 13,2 | 9,8 | 7,3 |
6 | " 2000 " 4000 | 40,0 | 39,2 | 36,4 | 20,0 | 16,0 | 12,0 |
Относительная величина трудозатрат на полевые работы по обследованию по типам 1-8 в процентах от общей величины трудозатрат приведена в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Относительная величина трудозатрат на полевые работы, %
Тип обследования | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Относительная величина трудозатрат на работы, выполняемые в полевых (экспедиционных) условиях, % | 38 (44)* | 51 | 51 | 53 | 34 (40)* | 42 | 42 | 34 |
________________
* При выполнении обследования без расчетов грузоподъемности.
Раздел 6. Порядок организации, проведения и сдачи работ
по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
а) Порядок организации работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
Обследования и испытания мостовых сооружений организуют Федеральное дорожное агентство, а также его подразделения - федеральные управления автомобильных дорог, которые являются, как правило, Заказчиками проведения данных работ.
Заказчиками работ по проведению обследований могут быть проектные организации при разработке проектов реконструкции, ремонта, капитального ремонта и в рамках осуществления авторского надзора за строительством и реконструкцией мостовых сооружений.
Планирование обследований существующих мостов производится на основе данных автоматизированного банка мостовых сооружений, а также сведений, получаемых при текущих и периодических осмотрах.
Для выполнения обследований и испытаний привлекаются специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии и т.п.) на работы по обследованию и испытаниям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Все новые, законченные строительством или реконструированные мостовые сооружения проходят первичную диагностику или обследование с составлением технического паспорта и внесением сведений в автоматизированный банк данных.
После проведения капитального ремонта проводится диагностика или обследование мостового сооружения с составлением технического паспорта и внесением сведений в автоматизированный банк мостовых сооружений.
После проведения ремонта производится диагностика с уточнением технического паспорта и внесением изменений в автоматизированный банк данных.
Выполнение диагностики, обследований и испытаний законченных строительством мостовых сооружений или при сдаче мостовых сооружений в эксплуатацию после реконструкции, капитального ремонта или ремонта не рекомендуется поручать подрядной организации, а также организациям, осуществляющим технический надзор в процессе строительства.
Разработке проектов ремонта, капитального ремонта, реконструкции предшествует предпроектное обследование мостового сооружения.
Для обеспечения объективности рекомендуемых ремонтных мероприятий предпроектное обследование и проектирование не рекомендуется проводить в рамках одного Контракта.
Необходимость проведения испытаний при выполнении периодических или предпроектных обследований выявляется специализированной обследовательской организацией, проводящей обследование, о чем делается запись в заключении и рекомендациях по дальнейшей эксплуатации и ремонту. Испытания мостовых сооружений, которые вводятся в эксплуатацию после строительства, реконструкции, а также после выполнения капитального ремонта, проводятся по решениям приемочных комиссий, по требованию проектных и эксплуатационных организаций.
Решение о проведении испытаний принимается федеральными управлениями автомобильных дорог, осуществляющими эксплуатацию сооружений.
Испытания могут организовываться Заказчиками в рамках выполнения научно-исследовательских и опытных работ с целью изучения работы конструкций мостовых сооружений, что может предусматриваться в контрактах на проведение НИОКР.
Состав работ, объемы и правила выполнения работ по обследованию и испытаниям определяются Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта.
Техническое задание на проведение обследований и испытаний утверждает Заказчик. Для подготовки технического задания Заказчиком могут быть привлечены компетентные организации.
В Техническом задании указываются следующие основные разделы:
Специальные обследования выполняются в случаях, когда предыдущих и инструментальных обследований недостаточно для принятия решения о техническом состоянии моста. Специальные обследования могут выполняться по сокращенной программе, а при необходимости, могут выполняться по расширенной программе (длительные наблюдения и т.д.) в зависимости от требуемого объема информации, необходимой для решения поставленных задач.
При выявлении аварийного состояния отдельных конструкций или частей, а также после возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийное бедствие, техногенная авария) могут проводиться внеочередные обследования. Решение о проведении внеочередного обследования принимается федеральным управлением автомобильных дорог, осуществляющим эксплуатацию данного сооружения.
Стоимость работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений определяется на основании конкурса в соответствии с действующим законодательством.
Цена формируется на основе сметного расчета стоимости работ. Сметный расчет может прикладываться к договору (контракту) в качестве обоснования стоимости работ по обследованию и может являться его неотъемлемой частью вместе с техническим заданием и календарным планом.
б) Порядок проведения работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
Работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений проводятся в соответствии с Контрактом и приложениями к нему - Техническим заданием, календарным планом работ и др.
Работы по обследованию и испытаниям обычно выполняются в следующем порядке:
- изучение технической документации на мостовое сооружение;
- разработка программы работ по обследованию сооружения;
- подготовка к проведению полевых работ по обследованию;
- проведение полевых работ по обследованию;
- разработка программы испытаний (если испытания предусмотрены);
- подготовка к проведению испытаний (если испытания предусмотрены);
- проведение испытаний (если испытания предусмотрены);
- камеральные работы по обработке материалов полевых работ;
- определение грузоподъемности;
- анализ состояния конструкций сооружения и определение общей оценки его технического состояния;
- разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации и ремонту; назначение режима эксплуатации сооружения;
- заполнение автоматизированного банка данных;
- составление отчетной документации.
Федеральные дорожные управления и их подразделения обязаны предоставлять обследовательской организации для изучения всю имеющуюся техническую документацию на обследуемое сооружение по письменному запросу, об этом в Контракте записывается отдельным пунктом. В случае отсутствия документации федеральные дорожные управления и их подразделения подтверждают это официальным письмом.
При первичной диагностике или первичном обследовании организации, проводящей обследование, Заказчиком предоставляется для изучения и анализа следующая техническая документация:
- проектная документация по строительству;
- исполнительная документация по строительству.
До проведения обследований эксплуатируемых мостовых сооружений организации, проводящей обследование, предоставляется для изучения и анализа следующая исходная документация:
- проектная документация на строительство;
- исполнительная документация по строительству;
- проектная документация на ремонты (если проводился ремонт);
- исполнительная документация по ремонту (если проводился ремонт);
- технический паспорт мостового сооружения;
- отчеты об обследованиях и испытаниях (если проводились);
- книга моста (если она имеется).
В случае отсутствия или недостаточной полноты имеющейся проектной, исполнительной документации Контрактом на выполнение работ по обследованию мостовых сооружений может быть предусмотрено выполнение дополнительных работ по поиску и получению у организаций-составителей копий отсутствующей технической документации. Вопрос о запросах и порядке пользования проектной документацией, находящейся в архивах проектных и строительных организаций, в настоящее время остается открытым. Эти услуги, как правило, платные.
В результате ознакомления с технической документацией устанавливают:
- особенности конструкций;
- полноту и качество ведения документации;
- отступления от утвержденного проекта при строительстве;
- соответствие качества примененных строительных материалов проекту;
- изменение в состоянии сооружения за истекший период эксплуатации;
- дефекты, последствия аварий, результаты наблюдений и объемы ремонтных работ, выявленные предшествующими осмотрами, а также в период эксплуатации между обследованиями.
В необходимых случаях, например при обследовании больших и внеклассных мостовых сооружений или сложных сооружений с нетиповыми конструкциями, техническим заданием может быть предусмотрена разработка подробной программы работ по обследованию сооружения, которая согласовывается с Заказчиком и утверждается руководителем организации, проводящей обследование. Разработка подробной программы работ, в случае необходимости, предусматривается в Контракте на выполнение обследования отдельным пунктом.
Обследование и испытания мостовых сооружений необходимо проводить при благоприятных погодных условиях, когда имеются условия для осмотра всех частей сооружения, не нарушается работа устанавливаемых измерительных приборов, нет препятствий для безопасного передвижения испытательной нагрузки и когда возможно выполнение всех правил техники безопасности работ и охраны труда персонала, занятого на работах.
Подготовительные работы перед осмотром (очистка сооружения от грязи и снега, устройство подмостей, специальных обустройств и приспособлений, регулирование движения по мосту и под мостом в период осмотров и др.) должен организовывать и выполнять по согласованию с Заказчиком подрядчик по содержанию мостового сооружения.
Полевые работы по обследованию и испытаниям выполняют с обязательным, полным соблюдением действующих правил и норм охраны труда и техники безопасности по соответствующим видам работ.
При осмотрах сооружений необходимо пользоваться смотровыми приспособлениями постоянного и временного типа. До начала работ выполняется подготовка смотровых приспособлений на сооружении, обеспечивающих доступ к осматриваемым элементам. Смотровые приспособления, а также специальные обустройства для испытаний принимаются руководителем бригады, выполняющей осмотр.
Недоступные видимые части конструкции осматриваются при помощи оптических приборов, обеспечивающих достаточное разрешение. В случае обнаружения опасных дефектов необходимо обеспечить прямой доступ к этим конструкциям и произвести детальный осмотр.
Данные о невидимых (скрытых) элементах конструкций (опорах, переходных плитах и т.п.) принимаются по исполнительной документации, а при ее отсутствии - по данным предыдущих обследований, где есть ссылка на имевшуюся ранее исполнительную документацию. При отсутствии документальных данных о скрытых элементах конструкций достоверная информация о них может быть получена при проведении дополнительных вскрышных работ по заданию Заказчика или при естественном открытии конструкций (например, при размывах).
Номенклатура работ по обследованию, основные виды и состав работ по обследованию подробно изложены в главе 5 настоящего документа.
При обследовании и испытаниях применяются сертифицированные и аттестованные приборы и инструменты.
Исследования проводятся в соответствии с ГОСТ или с утвержденными методиками. Проведение исследования по специальным (неутвержденным) методикам, в том числе по методикам, разработанным в организации, проводящей обследование, или по зарубежным стандартам производится по согласованию с Заказчиком.
Правила выполнения измерений, контроль точности выполняется в соответствии с действующими стандартами ГОСТ 21778, ГОСТ 23615, ГОСТ 23616, ГОСТ 26433.0, ГОСТ 26433.2, ГОСТ 24846. Измерения выполняются с точностью, соответствующей допускам измеряемого параметра сооружения по СНиП 3.06.04. Точность измерений основных измеряемых величин, которую следует обеспечивать при обследовании, приведена в приложении А.
При обработке данных полевых измерений применяются методы математической статистики.
При обследовании конструкций используют преимущественно неразрушающие методы. В необходимых случаях по согласованию с Заказчиком допускается производить вскрытия с проведением последующего локального ремонта мест исследования. Локальный ремонт по восстановлению мест исследования проводится, как правило, силами эксплуатирующей организации. Средства для проведения локального ремонта после применения разрушающих методов контроля могут быть включены в Контракт на обследование мостового сооружения. Скрытые элементы обследуют только в случае видимых признаков начала разрушения открытых частей.
Механические исследования материалов несущих конструкций проводят преимущественно неразрушающими методами контроля. В необходимых случаях дополнительно могут проводиться исследования частично разрушающими методами. Прочность бетона определяется следующими методами: ультразвуковыми по ГОСТ 17624, пластической деформации, упругого отскока, отрыва с дисками, скалыванием ребра конструкции и отрыва со скалыванием по ГОСТ 22690.
При определении прочности бетона по образцам, отобранным из конструкции, руководствуются указаниями ГОСТ 28570.
Испытания проводятся согласно СНиП 2.03.06 по заранее разработанной программе. Программу испытаний разрабатывает организация, проводящая обследование. Программа испытаний согласовывается с Заказчиком и утверждается руководителем организации, проводящей обследование.
Испытания сооружений допускается проводить только после выполнения обследований и с учетом полученных по ним данных. Перед испытаниями проводится обследование в объеме, позволяющем:
а) установить возможность загружения сооружения испытательной нагрузкой (отсутствие недоделок, дефектов и повреждений, снижающих несущую способность, препятствий на проезде и на въездах);
б) определить максимально допустимую величину испытательной нагрузки (с учетом норм проектирования, дефектов конструкций);
в) зафиксировать состояние моста для возможности установления изменений (остаточных деформаций), которые произошли в результате проведенных загружений;
г) наметить условия движения нагрузки при динамических испытаниях (с учетом плана и профиля проезжей части, наличия и расположения на проезде неровностей).
В многопролетных мостах с одинаковыми пролетными строениями испытывается одно пролетное строение или конструкция в полном объеме в соответствии с программой, а другие могут испытываться (выборочно) по сокращенной программе.
Испытательную нагрузку для проведения испытаний предоставляет Заказчик, если иное не предусмотрено Контрактом.
Расчет грузоподъемности выполняется для сооружений, запроектированных по нормам, изданным до 1984 года, для сооружений, имеющих дефекты, снижающие несущую способность конструкции, а также в случае пропуска тяжелой нагрузки. Оценку состояния и грузоподъемности мостового сооружения выполняют в соответствии с действующими нормативными документами.
В случае, когда в рамках объемов работ, выполняемых при диагностике, невозможно с достаточной точностью установить состояние сооружения, в результатах диагностики указывают на необходимость выполнения проведения дополнительных работ, специального обследования, исследований материалов, испытания, мониторинга сооружения и др. В этом случае орган управления дорожным хозяйством рассматривает вопрос об организации проведения рекомендованного детального обследования или проведения дополнительных специальных исследований.
В случае, если состояние мостового сооружения таково, что требуется проведение ремонта, капитального ремонта, реконструкции, то перед разработкой проекта организуется проведение предпроектного обследования, при выполнении которого прорабатываются вопросы долговечности конструкций, возможности и необходимости усиления, уширения сооружения, выполняется расчетная проработка рекомендуемых ремонтных мероприятий. В ряде случаев нельзя сделать правильные выводы по предпроектному обследованию без геологических изысканий, подводных обследований, специализированных исследований конструкционных материалов и других специфических работ, а следовательно, не может быть составлено и корректное техническое задание на проектирование. В таких случаях, по техническому заданию Заказчика, в процессе предпроектного обследования могут выполняться геологические изыскания, подводные обследования, углубленное исследование конструкционных материалов и другие узкоспециализированные работы, стоимость которых определяется отдельными расчетами или договорной ценой отдельных контрактов.
Для новых и отремонтированных сооружений заранее, до проведения заседания рабочей комиссии, как правило, составляется предварительная дефектная ведомость, в которой отражаются все недоделки и строительные дефекты, подлежащие устранению перед окончательной приемкой мостового сооружения в эксплуатацию.
в) Порядок сдачи работ по обследованию и испытаниям мостовых сооружений
По окончании работ (этапов работ) Подрядчик предоставляет Заказчику отчетную документацию, предусмотренную Техническим заданием, оформленную в соответствии с действующими стандартами ГОСТ 2.105, ГОСТ 7.32, ГОСТ 7.1-2003 и правилами составления отчетной документации, изложенными в разделе 8 настоящего документа, с приложением предусмотренных сопроводительных документов.
Перечень предоставляемых отчетных документов по результатам обследований оговаривается в Контрактах на выполнение работ, как правило, это отчеты о результатах обследования с выводами и рекомендациями, технические паспорта сооружений, заключения.
Результатом проведения диагностики является заполненный актуальной информацией банк данных в объеме, предусмотренном инструкцией Заказчика, а также технический паспорт мостового сооружения на бумажном носителе, сформированный по утвержденной Заказчиком форме средствами автоматизированной системы ведения банка данных.
По мере поступления дополнительной информации о мостовых сооружениях в результате проведения повторной диагностики, обследований, испытаний, реконструкций, выполнения ремонтных работ банк данных должен быть откорректирован.
Отчетным документом проведения обследований является отчет или заключение. При обследованиях по типам 5, 6 и 7 целесообразно вносить изменения актуальной информации в банк данных и корректировать копии технических паспортов на бумажных носителях. Эти работы следует предусматривать в Контрактах.
После получения нового технического паспорта мостового сооружения старый паспорт помечается как "устаревший" и сдается на хранение в архив. Нельзя избавляться от старых паспортов без комиссионного решения об их списании.
Раздел 7. Анализ результатов обследований
Итоговым, конечным результатом обследования является оценка технического состояния мостового сооружения. Оценка состояния мостового сооружения определяется путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях, и дается по результатам комплексной оценки показателей его основных свойств (долговечности, безопасности и др.) с учетом результатов анализа и классификации имеющихся дефектов по категориям.
Общая оценка состояния мостового сооружения (обобщенный показатель состояния сооружения) используется для определения правильной стратегии ремонта, необходимой для обеспечения требуемого состояния, а также для назначения режима эксплуатации сооружения.
Требуемое состояние сооружения определяется комплексом нормируемых значений основных показателей, характеризующих способность обеспечивать безопасную и длительную работу в заданных режимах под эксплуатационными нагрузками с разрешенными на данном участке дороги скоростями движения.
Для правильной оценки технического состояния мостового сооружения все имеющиеся дефекты классифицируются. При массовом характере дефектов однотипные дефекты могут объединяться и классифицироваться группами.
При классификации дефектов по категориям следует оценивать степень влияния дефекта на основные показатели сооружения, а также сложность их устранения, при этом учитываются следующие основные факторы:
Каждому дефекту или группе однотипных дефектов присваиваются категории по степени влияния на основные показатели (балльные оценки в виде цифровых индексов) по безопасности, остаточному ресурсу и грузоподъемности, состоящие из буквенного и цифрового индексов согласно отраслевым нормативным документам, например Б2, Д3, Г1.
Буквенные индексы Б, Д, Г показывают, на какие основные показатели мостового сооружения оказывает влияние данный дефект или группа дефектов:
Б - на безопасность движения;
Г - на грузоподъемность;
Д - на остаточный ресурс.
Если один и тот же дефект оказывает влияние сразу на два или три показателя мостового сооружения, то в этом случае дефекту присваиваются категории по каждому этому показателю.
Цифровой индекс после буквенных индексов Б, Д и Г указывает на степень опасности дефекта, степень влияния дефекта на основные показатели. Все возможные дефекты согласно ГОСТ 15467 подразделяются на малозначительные, значительные и критические. При анализе состояния мостовых сооружений целесообразно выделить еще две категории - несущественные дефекты и опасные дефекты. Такое пятиуровневое разделение целесообразно для оптимальной детальности оценки степени влияния каждого рассматриваемого дефекта на потребительские свойства, режим и условия эксплуатации сооружения:
0 - несущественный дефект (Б0, Д0, Г0). К этой категории относятся дефекты, наличие которых следует зафиксировать, но при существующей степени развития их наличие либо допускается нормами (например, трещины раскрытием до 0,2 мм в растянутой зоне железобетонных элементов), либо степень их развития такова, что отклонение от нормы укладывается в допустимые границы (например, высота перил 1,08 м, вместо 1,10 м). Каких-либо специальных мероприятий по устранению этих дефектов проводить не требуется.
1 - малозначительный дефект (Б1, Д1, Г1). К этой категории относятся дефекты, которые нормами не допускаются, и они подлежат устранению, однако они в настоящее время не влияют на основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения. Их негативное влияние на транспортно-эксплуатационные показатели может сказаться в перспективе. При отсутствии более значимых дефектов сооружение может считаться исправным.
2 - значительный дефект (Б2, Д2, Г2). К этой категории относятся дефекты, которые негативно влияют на основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения, но не представляют непосредственной опасности при эксплуатации сооружения. Устранение таких дефектов может выполняться в плановом порядке. При наличии дефектов категорий Б2, Г2, как правило, рекомендуется введение ограничений движения.
3 - опасный дефект (Б3, Д3, Г3). К этой категории относятся дефекты, которые в значительной степени снижают основные транспортно-эксплуатационные показатели мостового сооружения, но не являются критическими. Устранение таких дефектов выполняется в срочном порядке. При наличии дефектов категорий Б3, Г3 требуется введение существенных ограничений движения.
4 - критический дефект (Б4, Д4, Г4). К этой категории относятся дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов и др., при наличии которых эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например, закрытие движения по полосам, запрещение движения грузовому транспорту, либо вовсе недопустима.
Общие критерии, по которым дефекты относят к той или иной категории, приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1.
Общие критерии для назначения категорий дефектов
| Цифровые индексы категорий дефектов по безопасности, долговечности и грузоподъемности
| ||||
Показатели мостового сооружения и буквенные индексы категорий дефектов | 0 (несущественные дефекты) | 1 (малозначительные дефекты) | 2 (значительные дефекты) | 3 (опасные дефекты) | 4 (критические дефекты) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Безопасность (Б) | Дефекты, наличие которых следует зафиксировать, но отклонение от нормы укладывается в допустимые нормами границы | Дефекты, которые нормами не допускаются, но при данной степени развития они не влияют на безопасность движения | Дефекты, оказывающие негативное влияние на безопасность движения, требующие, как правило, введения ограничений скорости движения | Дефекты, значительно снижающие безопасность движения и требующие введения существенных ограничений движения | Дефекты, снижающие безопасность движения настолько, что эксплуатация мостового сооружения недопустима |
Долговечность (Д) | Дефекты, существующая степень развития которых допускается нормами, например, трещины раскрытием до 0,1, 0,2 мм | Дефекты, которые влияют на долговечность конструкции несущественно. Их негативное влияние может сказаться в перспективе | Дефекты, в значительной степени влияющие на долговечность конструкции | Дефекты, при наличии которых остаточный ресурс сооружения составляет менее 5 лет | Дефекты, при наличии которых остаточный ресурс можно считать исчерпанным |
Грузо- подъемность(Г) | Дефекты, наличие которых следует зафиксировать, но степень развития их такова, что они не оказывают влияние на грузоподъемность несущих элементов конструкции | Дефекты, незначительно снижающие грузоподъемность несущих элементов конструкции. При этом грузоподъемность сооружения в целом не ниже расчетной. Обеспечивается пропуск расчетных нагрузок | Дефекты, снижающие грузоподъемность конструкции до уровня, когда обеспечен пропуск обращающихся нагрузок без существенных ограничений - обеспечен пропуск груженых трехосных грузовых автомобилей полной массой до 25 т с осевой массой до 10 т (типа КрАЗ, Татра) в неконтролируемом режиме | Дефекты, снижающие грузоподъемность до уровня, при котором необходимо вводить ограничение массы трехосных автомобилей в неконтролируемом режиме менее 25 т и ограничение осевой массы менее 10 т | Дефекты, создающие угрозу обрушения конструкций, потери несущей способности отдельных элементов. Эксплуатация мостового сооружения либо невозможна без введения жестких ограничений, например, закрытие движения по полосам, запрещение движения грузового транспорта, либо вовсе недопустима |
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.