ГОСТ 10169-77 Машины электрические трехфазные синхронные. Методы испытаний.
ГОСТ 10169-77
(СТ СЭВ 1106-78,
СТ СЭВ 3559-82)
Группа Е69
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
МАШИНЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ТРЕХФАЗНЫЕ СИНХРОННЫЕ
Методы испытаний
3-phase synchronous machines. Test methods
Дата введения 1978-01-01
в части пп.25-27 1979-07-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 января 1977 г. N 233
Проверен в 1982 г. Постановлением Госстандарта от 24.11.82 N 4437 срок действия продлен до 01.01.88*
ВЗАМЕН ГОСТ 10169-68
ПЕРЕИЗДАНИЕ декабрь 1983 г. с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1980 г., ноябре 1982 г., декабре 1983 г. (ИУС N 5-1980 г., ИУС N 2-1983 г., ИУС N 3-1984 г.)
ВНЕСЕНО Изменение N 4, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.06.87 N 2499 с 01.01.88
Настоящий стандарт распространяется на трехфазные синхронные машины мощностью от 1 Кв·А и выше при частоте переменного тока от 10 до 400 Гц.
Стандарт не распространяется на специальные машины, например, с постоянными магнитами, реактивные, индукторные.
Стандарт устанавливает следующие методы испытаний:
определение зазора между статором и ротором и формы их поверхности (разд.2);
измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления и сопротивления изоляции подшипников и уплотнений (разд.3);
измерение сопротивления обмоток и термопреобразователей сопротивления при постоянном токе в практически холодном или нагретом состоянии (разд.4);
испытание при повышенной частоте вращения (разд.5);
испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками (разд.6);
испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность (разд.7);
определение характеристики холостого хода и симметричности напряжения (разд.8);
определение характеристики трехфазного замыкания (разд.9);
определение тока третьей гармонической (разд.10);
измерение тока возбуждения ненагруженной синхронной машины в режиме перевозбуждения при номинальном напряжении и номинальном токе якоря и определение U-образной характеристики (разд.11);
определение номинального тока возбуждения, номинального измерения напряжения и регулировочной характеристики (разд.12);
определение коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения и коэффициента телефонных гармоник (разд.13);
испытание при кратковременной перегрузке по току или по вращающему моменту (разд.14);
определение потерь и коэффициента полезного действия (разд.15);
испытание на нагревание (разд.16);
испытание на внезапное трехфазное короткое замыкание (разд.17);
определение отношения короткого замыкания и синхронных индуктивных сопротивлений (разд.18);
определение переходного индуктивного сопротивления (разд.19);
определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений (разд.20);
определение индуктивного и активного сопротивлений обратной последовательности (разд.21);
определение индуктивного и активного сопротивлений нулевой последовательности (разд.22);
определение индуктивного сопротивления рассеяния якоря и расчетного индуктивного сопротивления (разд.23);
определения постоянных времени (разд.24);
определение параметров по переходным функциям с учетом многоконтурности ротора (разд.25);
определение частотных характеристик (разд.26);
определение параметров по частотным характеристикам (разд.27);
испытание системы возбуждения (разд.28);
определение номинального времени ускорения и постоянной запасенной энергии (разд.29);
определение пусковых токов и вращающих моментов синхронных двигателей и синхронных компенсаторов, не имеющих пусковых двигателей; определение максимального вращающего момента (разд.30);
измерение электрического напряжения между концами вала (разд.31);
определение утечек водорода (разд.32);
измерение вибрации (разд.33);
измерение шума (разд.34);
испытание масло-, газо- и воздухоохладителей (разд.34а);
требования безопасности при испытании машин (разд.35).
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Измерительная аппаратура, применяемая для испытаний, - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
1.2. Обмотки машины при испытании должны быть соединены, если нет других указаний, по рабочей схеме. Определение всех параметров следует производить применительно к схеме соединения фаз якоря в звезду, если по условиям проведения опыта не требуется другая схема соединения, например открытый треугольник. Если обмотка якоря машины соединена в треугольник, то полученные значения параметров соответствуют эквивалентной обмотке, соединенной в звезду.
а базисное значение полного сопротивления
Промежуточные вычисления допускается производить в физических единицах в системе СИ с последующим пересчетом определяемого параметра в относительные единицы. Время рекомендуется выражать в секундах.
При наличии у машин нескольких номинальных значений полной мощности, тока, линейного напряжения и частоты вращения должны оговариваться значения, принимаемые за базисные. Допускается выражать значение вращающего момента в долях номинального.
Указанная система единиц принята в настоящем стандарте. Строчными буквами обозначены значения величин в относительных единицах, а прописными - в физических единицах.
1.4. Электромагнитные параметры, определяемые настоящим стандартом, соответствуют теории двух реакций. При этом предполагают, что дополнительно к обмотке возбуждения имеются по одному эквивалентному демпферному контуру по продольной и по перечной осям машины (за исключением пп.25-27).
В связи с этим стандарт предусматривает методы определения трех индуктивных сопротивлений (синхронного, переходного и сверхпереходного) и двух постоянных времени (переходной и сверхпереходной) - по продольной оси, двух индуктивных сопротивлений (синхронного и сверхпереходного) и одной постоянной времени - по поперечной оси, а также определение постоянной времени обмотки якоря, замкнутой накоротко.
Постоянные времени определяют из условия, что соответствующие переходные составляющие токов и напряжений изменяются по экспоненциальному закону.
При определении параметров по переходным функциям и частотным характеристикам ротор машины следует рассматривать как многоконтурный (пп.25-27).
Обработка результатов экспериментов может производиться графоаналитически либо с помощью ЭВМ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.5. Для всех параметров, за исключением синхронных индуктивных сопротивлений, под "насыщенным" значением параметра следует понимать его значение при номинальном напряжении якоря, а под "ненасыщенным" - значение при номинальном токе якоря.
Значение параметра при номинальном напряжении якоря должно соответствовать магнитному состоянию машины при внезапном коротком замыкании на выводах обмотки якоря, которому предшествует работа машины в режиме холостого хода с номинальным напряжением при номинальной частоте вращения.
Значение параметра при номинальном токе якоря должно соответствовать магнитному состоянию ненасыщенной машины при протекании в обмотке якоря тока с номинальным значением основной гармонической составляющей.
Для возможности сопоставления опытных параметров и постоянных времени следует указывать способ и значение тока и напряжения, при которых производилось их определение.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЗОРА МЕЖДУ СТАТОРОМ И РОТОРОМ
И ФОРМЫ ИХ ПОВЕРХНОСТИ
2.1. Определение равномерности радиального зазора между ротором и статором следует производить с помощью щупов или другого измерительного инструмента. При длине сердечника статора 300 мм и более зазор следует измерять с обоих торцов машины.
Для машин с неявновыраженными полюсами измерение необходимо производить не менее чем в трех точках, равномерно расположенных по длине окружности.
Для машин с явновыраженными полюсами измерения должны производиться под серединой каждого полюса. Допускается проведение измерений не под каждым полюсом, но не менее чем в четырех точках, равномерно расположенных по окружности.
В машинах с подшипниковыми щитами зазор необходимо измерять в 3-4 точках в зависимости от числа отверстий в щитах.
Оценку равномерности зазора следует производить по отношению максимальной разности между измеренными радиальными размерами зазоров в местах измерения к их среднему значению.
Если в подшипниковых щитах отверстия отсутствуют, а другим способом щуп или другой измерительный инструмент не может быть применен, то размер зазора следует определять как половину разности диаметров внутренней расточки статора и внешней поверхности ротора.
2.2. Определение формы внутренней поверхности статора необходимо производить измерением зазора под одним и тем же полюсом, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление.
Определение формы поверхности ротора следует производить измерением зазора в одной и той же точке статора, поворачивая ротор каждый раз на одно полюсное деление. Обе эти операции могут быть совмещены. Если многократный поворот ротора на одно полюсное деление трудно осуществим, допускается измерять зазор под всеми полюсами при двух диаметрально противоположных положениях ротора относительно статора.
3. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК ОТНОСИТЕЛЬНО
КОРПУСА МАШИНЫ И МЕЖДУ ОБМОТКАМИ, СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ
ТЕРМОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ СОПРОТИВЛЕНИЯ И СОПРОТИВЛЕНИЯ
ИЗОЛЯЦИИ ПОДШИПНИКОВ И УПЛОТНЕНИЙ*
________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
3.1. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками, сопротивления изоляции термопреобразователей сопротивления и сопротивления изоляции подшипников и уплотнений - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
4. ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБМОТОК И ТЕРМОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ
СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ПОСТОЯННОМ ТОКЕ В ПРАКТИЧЕСКИ
ХОЛОДНОМ ИЛИ НАГРЕТОМ СОСТОЯНИИ*
_________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
4.1. Измерение сопротивления обмоток и термопреобразователей сопротивления при постоянном токе в практически холодном или нагретом состоянии, а также температур охлаждающих сред - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4.).
5. ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЕ ВРАЩЕНИЯ
5.1. Испытание при повышенной частоте вращения - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
6. ИСПЫТАНИЕ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ
ПРОЧНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО КОРПУСА МАШИНЫ И МЕЖДУ ОБМОТКАМИ*
_________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
6.1. Испытание изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками напряжением частотой 50 Гц, а также выпрямленным или комбинированным напряжением - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
7. ИСПЫТАНИЕ МЕЖДУВИТКОВОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОБМОТОК
НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ*
_________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
7.1. Испытание междувитковой изоляции обмоток на электрическую прочность - по ГОСТ 11828-86 и ГОСТ 183-74.
7.2. Выявление междувитковых замыканий в обмотке возбуждения следует производить методом измерения сопротивления обмоток при переменном токе. Измерения должны проводиться при напряжении 3 В на виток, но не более 220 В, подводимом к обмотке возбуждения. При пониженном сопротивлении изоляции обмотки возбуждения по отношению к корпусу следует применять разделительный трансформатор.
У синхронных машин с явновыраженными полюсами измерения напряжения при неизменном токе рекомендуется производить у каждого полюса в отдельности или у двух полюсов. У неявнополюсных машин с обмоткой возбуждения, расположенной на роторе, измерения следует производить на всей обмотке в целом при трех-четырех ступенях частоты вращения (включая номинальную и в неподвижном состоянии), поддерживая приложенное напряжение или ток неизменными.
Для возможности сравнения результатов последующие измерения необходимо производить при тех же значениях тока или напряжения и неизменном состоянии машины (вставленный или вынутый ротор, разомкнутая или замкнутая обмотка якоря и т.п.).
Отклонение от предыдущих результатов измерения, а также отклонение сопротивления каждого полюса от среднего значения сопротивления полюсов (для явнополюсных машин) или резкие изменения сопротивления при изменении частоты вращения могут указывать на возникновение междувитковых замыканий.
Окончательный вывод о наличии и числе устойчиво замкнутых витков может быть сделан после определения характеристики короткого замыкания и ее сравнения с ранее снятой.
Допускается применение специальных приборов и способов, обеспечивающих необходимую надежность и точность выявления витковых замыканий.
7.1, 7.2. (Измененная редакция, Изм. N 4).
8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХОЛОСТОГО ХОДА
И СИММЕТРИЧНОСТИ НАПРЯЖЕНИЙ
8.1. Характеристику холостого хода машины, представляющую зависимость напряжения обмотки якоря от тока возбуждения, следует определять при холостом ходе и номинальной частоте вращения в режиме генератора. Допускается определение характеристики холостого хода в режиме ненагруженного двигателя.
При определении характеристики холостого хода следует измерять ток возбуждения, линейное напряжение и частоту (или частоту вращения).
Для оценки третьей гармонической составляющей при соединении обмотки статора в звезду необходимо также измерять фазное напряжение, а при соединении в треугольник - фазный ток.
Изменение тока возбуждения при снятии характеристики холостого хода следует производить плавно и только в одном направлении, начиная с наибольшего значения тока, равного, если возможно, номинальному току возбуждения, но не ниже значения, соответствующего 1,3 номинального напряжения испытуемой машины.
Точки, при которых производят отсчеты по приборам, должны распределяться по характеристике по возможности равномерно.
Черт.1
У синхронных машин с самовозбуждением, имеющих доступные выводы обмотки возбуждения (например, контактные кольца), характеристику холостого хода следует определять при питании обмотки возбуждения от постороннего источника.
8.1.1. Для определения характеристики холостого хода в режиме генератора синхронную машину необходимо привести во вращение при помощи первичного двигателя.
При уменьшении тока возбуждения до нуля следует измерять остаточное напряжение, которое рекомендуется измерять непосредственно приборами без трансформаторов напряжения.
8.1.2. Определение характеристики холостого хода в режиме ненагруженного двигателя следует производить при питании испытуемой машины переменным током от источника, напряжение которого можно плавно изменять от значения не менее 1,3 номинального напряжения испытуемой машины до минимально возможного.
Характеристика холостого хода в режиме двигателя должна определяться при коэффициенте мощности, равном единице, для чего при каждом значении напряжения измеряют ток возбуждения, соответствующий минимальному току в обмотке якоря. При определении характеристики холостого хода в режиме двигателя, кроме перечисленных в п.8.1 параметров, необходимо измерять также ток якоря и потребляемую мощность.
8.1.3. Определение характеристики холостого хода допускается производить на выбеге машины, если снижение частоты вращения не превышает 0,04 номинальной частоты вращения в секунду.
При снижении частоты вращения испытуемой машины более 0,02 номинальной частоты вращения в секунду, возбуждение следует осуществлять от отдельного источника, обеспечивающего устойчивое возбуждение.
Непосредственно перед отключением машины от сети необходимо установить ток возбуждения, соответствующий, если возможно, номинальному, но не ниже значения тока, при котором напряжение испытуемой машины составляет 1,3 номинального напряжения в режиме холостого хода.
После отключения машины ток возбуждения следует снижать ступенями. На каждой ступени необходимо одновременно измерять или регистрировать значения параметров, указанных в п.8.1.
8.1.4. При испытаниях турбо- и гидрогенераторов, работающих в блоке с трансформатором, на месте установки допускается определение характеристики холостого хода генератора по зависимости
Указанная зависимость должна быть определена экспериментально, при этом изменение тока возбуждения должно производиться, начиная с наибольшего значения, соответствующего 1,15 номинального напряжения испытуемой машины (ограничивается трансформатором). В остальном так же, как и при непосредственном снятии характеристики холостого хода.
(Введен дополнительно, Изм. N 3. Измененная редакция, Изм. N 4).
8.2. Определение симметричности напряжений испытуемой машины следует производить в режиме холостого хода генератора при номинальном напряжении. Допускается определение симметричности напряжений производить при любом значении напряжения (вплоть до остаточного).
Для определения симметричности напряжений необходимо одновременно измерять все три линейных напряжения приборами одного класса.
Допускается производить измерение двумя вольтметрами, один из которых следует включать поочередно между каждой парой линейных выводов, а другой остается неизменно подключенным к любой паре линейных выводов для контроля неизменности напряжения.
Оценка симметричности должна производиться по отношению разности между наибольшим и наименьшим измеренными линейными напряжениями к среднему его значению.
9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРЕХФАЗНОГО КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
9.1. Характеристику трехфазного короткого замыкания машины, представляющую зависимость тока в обмотке якоря от тока возбуждения, следует определять в режиме генератора при установившемся трехфазном коротком замыкании.
Замыкание фаз накоротко должно производиться как можно ближе к выводам машины.
Точное поддержание частоты вращения на уровне номинальной при определении характеристики короткого замыкания не требуется и поправок на отклонение частоты вращения от номинальной (при условии, что частота не ниже 0,2 номинальной) в результаты испытаний не вносят.
Для определения характеристики короткого замыкания измеряют линейный ток обмотки якоря и ток возбуждения. У машин с соединением фаз обмотки в треугольник при выведенных началах и концах всех фаз следует измерять также фазный ток. Оценку третьей гармонической составляющей тока в этом случае производят по формуле п.10.
При определении характеристики короткого замыкания один из отсчетов должен быть произведен при токе в обмотке якоря, близком к номинальному.
9.2. Определение характеристики короткого замыкания допускается производить на выбеге, если снижение частоты вращения в секунду не превышает 0,1 номинальной.
При снижении частоты вращения испытуемой машины более 0,04 номинальной в секунду возбуждение следует осуществлять от отдельного источника, обеспечивающего устойчивое возбуждение.
Для синхронных машин, работающих по схеме самовозбуждения и имеющих доступные выводы обмотки возбуждения, определение характеристики короткого замыкания следует производить при питании обмотки возбуждения от постороннего источника.
9.3. При испытаниях турбо- и гидрогенераторов, работающих в блоке с трансформатором, на месте установки допускается определение характеристики короткого замыкания по зависимости
Указанная зависимость должна быть определена экспериментально, аналогично непосредственному снятию характеристики трехфазного короткого замыкания.
Полученная характеристика короткого замыкания генератора приводится к началу координат как непосредственно определенная характеристика короткого замыкания.
(Введен дополнительно, Изм. N 3).
10. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОКА ТРЕТЬЕЙ ГАРМОНИЧЕСКОЙ
10.1. Определение третьей гармонической составляющей тока якоря при соединении обмотки в треугольник должно производиться при работе машины с номинальными значениями мощности и напряжения.
11. ИЗМЕРЕНИЕ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ НЕНАГРУЖЕННОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ
В РЕЖИМЕ ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЯ ПРИ НОМИНАЛЬНОМ НАПРЯЖЕНИИ
И НОМИНАЛЬНОМ ТОКЕ ЯКОРЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
U-ОБРАЗНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
11.1. Ток возбуждения, соответствующий номинальным напряжению и току якоря при коэффициенте мощности, равном нулю, в режиме перевозбуждения следует определять при работе машины в режиме генератора или двигателя. В режиме генератора активная мощность, отдаваемая в сеть, должна быть равна нулю. В режиме двигателя нагрузка на валу должна быть равна нулю.
Если напряжение и ток при испытании отличаются от номинальных не более чем на ±15%, допускается применять графический метод определения тока возбуждения, соответствующего номинальному напряжению и номинальному току. Для этого на график, на котором нанесена характеристика холостого хода испытуемой машины необходимо нанести точку, соответствующую измеренным значениям напряжения и току возбуждения при коэффициенте мощности, равном нулю, и измеренном токе якоря (точка С на черт.2).
Черт.2
При испытании измеряют ток, напряжение, мощность и частоту в цепи якоря и ток возбуждения. Характеристика должна определяться как при перевозбуждении машины, так и, по возможности, при недовозбуждении.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОГО ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ, НОМИНАЛЬНОГО
ИЗМЕНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ И РЕГУЛИРОВОЧНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
12.1. Номинальный ток возбуждения следует определять методом непосредственной нагрузки. Допускается определение номинального тока возбуждения методом графического построения.
12.1.1. Определение номинального тока возбуждения методом непосредственной нагрузки должно производиться при работе синхронной машины в сети неизменного напряжения в режиме генератора, синхронного компенсатора или двигателя (в зависимости от назначения машины) с номинальными напряжением, мощностью, коэффициентом мощности и частотой. Допускается определение номинального тока возбуждения генератора и синхронного компенсатора производить также при работе на регулируемую нагрузку.
Возбуждение синхронных машин мощностью менее 10 МВт с питанием возбудительных устройств от дополнительных обмоток и встроенных компаундированных трансформаторов испытуемой машины должно осуществляться от собственной системы возбуждения.
Черт.3
Падением напряжения в активном сопротивлении обмотки якоря для машин мощностью 20 кВ·А и выше можно пренебречь. При необходимости, его учитывают, отложив вектор падения напряжения в активном сопротивлении прямой последовательности обмотки якоря из конца вектора напряжения параллельно току якоря. На диаграмме этот вектор следует откладывать для генераторов по направлению вектора тока, для двигателей - в обратном направлении.
При графическом определении номинального тока возбуждения допускается также и другое взаимное расположение отдельных частей диаграммы.
Для синхронных компенсаторов номинальный ток возбуждения может быть также определен методом графического построения по п.11.1.
(Измененная редакция, Изм. N
1, 4).
Номинальное изменение напряжения может быть выражено в процентах.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
12.3. Регулировочную характеристику, представляющую зависимость тока возбуждения от тока якоря, следует определять при неизменных напряжении, коэффициенте мощности и частоте вращения методом непосредственной нагрузки. Допускается определение регулировочной характеристики методом графического построения.
Определение регулировочной характеристики методом непосредственной нагрузки необходимо производить при работе синхронной машины в сети неизменного напряжения в режиме генератора, синхронного компенсатора или двигателя (в зависимости от основного назначения).
Определение регулировочной характеристики генератора и синхронного компенсатора может производиться также при работе на регулируемую нагрузку.
При испытании следует измерять в цепи якоря напряжение, ток, мощность, коэффициент мощности, частоту, а в цепи возбуждения - ток. Один из отсчетов следует брать при токе якоря, близком к номинальному.
13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ИСКАЖЕНИЯ СИНУСОИДАЛЬНОСТИ КРИВОЙ
НАПРЯЖЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТА ТЕЛЕФОННЫХ ГАРМОНИК
Весовые коэффициенты
|
|
Частота, Гц | Весовой коэффициент |
16,66 | 0,00000117 |
50 | 0,0000444 |
100 | 0,00112 |
150 | 0,00665 |
200 | 0,0223 |
250 | 0,0556 |
300 | 0,111 |
350 | 0,165 |
400 | 0,242 |
450 | 0,327 |
500 | 0,414 |
550 | 0,505 |
600 | 0,595 |
650 | 0,691 |
700 | 0,790 |
750 | 0,895 |
800 | 1,0 |
850 | 1,1 |
900 | 1,21 |
950 | 1,32 |
1000 | 1,40 |
1050 | 1,46 |
1100 | 1,47 |
1150 | 1,49 |
1200 | 1,50 |
1250 | 1,53 |
1300 | 1,55 |
1350 | 1,57 |
1400 | 1,58 |
1450 | 1,60 |
1500 | 1,61 |
1550 | 1,63 |
1600 | 1,65 |
1650 | 1,66 |
1700 | 1,68 |
1750 | 1,70 |
1800 | 1,71 |
1850 | 1,72 |
1900 | 1,74 |
1950 | 1,75 |
2000 | 1,77 |
2050 | 1,79 |
2100 | 1,81 |
2150 | 1,82 |
2200 | 1,84 |
2250 | 1,86 |
2300 | 1,87 |
2350 | 1,89 |
2400 | 1,90 |
2450 | 1,91 |
2500 | 1,93 |
2550 | 1,93 |
2600 | 1,94 |
2650 | 1,95 |
2700 | 1,96 |
2750 | 1,96 |
2800 | 1,97 |
2850 | 1,97 |
2900 | 1,97 |
2950 | 1,97 |
3000 | 1,97 |
3100 | 1,94 |
3200 | 1,89 |
3300 | 1,83 |
3400 | 1,75 |
3500 | 1,65 |
3600 | 1,51 |
3700 | 1,35 |
3800 | 1,19 |
3900 | 1,04 |
4000 | 0,890 |
4100 | 0,740 |
4200 | 0,610 |
4300 | 0,496 |
4400 | 0,398 |
4500 | 0,316 |
4600 | 0,252 |
4700 | 0,199 |
4800 | 0,158 |
4900 | 0,125 |
5000 | 0,100 |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
14. ИСПЫТАНИЕ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕГРУЗКЕ
ПО ТОКУ ИЛИ ПО ВРАЩАЮЩЕМУ МОМЕНТУ*
_________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
14.1. Испытание на кратковременную перегрузку по току якоря или по вращающему моменту - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ И КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ
15.1. Определение потерь и к.п.д. синхронных машин - по ГОСТ 25941-83.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
16. ИСПЫТАНИЕ НА НАГРЕВАНИЕ
16.1. Испытание на нагревание машин, а также измерение температуры частей машины и охлаждающей среды в процессе испытания и после их окончания - по ГОСТ 11828-86.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
16.1.1, 16.2. (Исключены, Изм. N 2).
16.2.1-16.2.4. (Исключены, Изм. N 4).
17. ИСПЫТАНИЕ НА ВНЕЗАПНОЕ ТРЕХФАЗНОЕ КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ
17.1. Опыт внезапного трехфазного короткого замыкания проводят для испытания механической прочности машины, а также для определения электромагнитных параметров.
Замыкание накоротко обмотки якоря должно производиться при работе машины в режиме холостого хода с заданным напряжением при номинальной частоте вращения и отключенном автоматическом регуляторе возбуждения (АРВ).
Если для возбуждения машины применена электромашинная или независимая система возбуждения с управляемыми вентилями, то опыт внезапного короткого замыкания может производиться при возбуждении от собственного возбудителя, возбуждение которого осуществляется от независимого источника. При наличии последовательной обмотки возбуждения электромашинного возбудителя ее необходимо исключить. АРВ вспомогательного генератора системы независимого возбуждения должен быть оставлен в работе.
При бесщеточной системе возбуждения опыт внезапного короткого замыкания проводят при работе возбудителя без АРВ.
Если в качестве основной системы возбуждения применена система самовозбуждения с управляемыми вентилями или высокочастотная система возбуждения с неуправляемыми выпрямителями, то для проведения опыта следует использовать электромашинный возбудитель. При этом его номинальный ток должен в два или более раза превышать ток возбуждения холостого хода испытуемой машины.
Возбудитель в этом случае должен иметь независимое возбуждение, а его последовательная обмотка возбуждения, если она имеется, должна быть отключена.
Если указанные требования не могут быть выдержаны, то для проверки вибрации, механических напряжений и деформации допускается одновременно с замыканием накоротко обмотки якоря производить замыкание накоротко обмотки возбуждения испытуемой машины.
(Измененная редакция, Изм. N 4)
17.1.1. Для определения соответствия машины требованиям механической прочности следует производить осмотр ее до и после внезапного короткого замыкания и, в частности, осмотр лобовых частей обмотки якоря и их креплений. После опытов внезапного короткого замыкания необходимо произвести испытание электрической прочности изоляции обмотки якоря относительно корпуса (п.6). На машинах мощностью свыше 75000 кВ·А до и после опыта короткого замыкания необходимо определять частотные вибрационные характеристики обмоток, а также производить измерения их вибрации в режиме холостого хода при номинальных напряжении и частоте и в режиме короткого замыкания при номинальном токе якоря. В процессе опыта внезапного короткого замыкания рекомендуется измерять вибрации и деформации основных конструктивных узлов машины.
После установки измерительных датчиков на обмотке, последнюю следует испытывать по отношению к корпусу выпрямленным напряжением не ниже 1,5 номинального или номинальным напряжением частоты 50 Гц при заземленных датчиках.
Для проверки правильности работы установленной аппаратуры опыт внезапного короткого замыкания первоначально необходимо производить при напряжении не выше 0,3 номинального, с осциллографированием показаний тензометров и вибродатчиков, а также токов всех трех фаз.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
17.1.2. Если опыт внезапного короткого замыкания используется для определения индуктивных сопротивлений, переходных функций и постоянных времени, то замыкание трех фаз должно происходить практически одновременно с расхождением по времени не более 15 электрических градусов. Если апериодическую составляющую тока якоря и переходную функцию (п.25) определять не требуется указанное значение может быть превышено.
Для определения параметров необходимо осциллографировать токи во всех фазах якоря и ток в цепи возбуждения.
Для измерения токов короткого замыкания необходимо применять безындукционные шунты или измерительные трансформаторы.
Трансформаторы тока с магнитным сердечником следует выбирать так, чтобы наибольшее возможное значение ударного тока короткого замыкания лежало на прямолинейной части характеристики трансформатора. Рекомендуется применение трансформаторов с транспонированной вторичной обмоткой, обеспечивающей компенсацию влияния внешних полей. Перед опытом магнитные сердечники трансформаторов тока должны быть размагничены.
Общее сопротивление измерительной аппаратуры и соединительных проводов, включаемых во вторичную цепь трансформаторов тока, не должно превышать установленного для них номинального значения.
Допускается применение воздушных трансформаторов тока, которые подключают к осциллографу через интегрирующие усилители. В тех случаях, когда требуется определять только ударный ток и периодическую составляющую, допускается применять интегрирующие осциллографические гальванометры.
Непосредственно перед коротким замыканием необходимо измерять напряжение на выводах машины, ток возбуждения и температуру обмотки возбуждения.
Для получения параметров, соответствующих ненасыщенному состоянию машины, опыт внезапного короткого замыкания следует проводить при нескольких значениях напряжения в пределах 0,1-0,4 номинального. Для каждого напряжения определяют параметры и затем строят зависимости их изменения от начальных значений переходного или сверхпереходного токов. Ненасыщенные значения параметров следует определять по этим зависимостям для токов, равных, номинальному току якоря.
Значения параметров, соответствующие насыщенному состоянию машины, определяют в том случае, когда опыт внезапного короткого замыкания производят при номинальном напряжении на выводах машины. Если опыт при номинальном напряжении не может быть выполнен, то проводят три опыта при напряжениях 0,3; 0,5; 0,7 номинального, определяют параметры для каждого опыта, строят зависимости параметров от напряжения перед опытом и экстраполяцией определяют насыщенные значения параметров, соответствующие номинальному напряжению.
17.1.3. По осциллограмме токов внезапного трехфазного короткого замыкания находят зависимости изменения во времени апериодической и периодической составляющих тока в каждой фазе якоря, которые определяют соответственно как алгебраические полусуммы и алгебраические полуразности ординат верхней и нижней огибающих фазного тока якоря при коротком замыкании.
Периодическую составляющую тока якоря при коротком замыкании следует определять как среднее арифметическое периодических составляющих токов трех фаз.
Черт.4
Черт.5
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
17.1.4. Апериодические составляющие токов всех фаз следует строить в зависимости от времени в полулогарифмических координатах. Экстраполяция этих кривых на момент возникновения короткого замыкания дает начальные значения соответствующих токов.
Черт.6
Наибольшее возможное значение апериодической составляющей тока может быть определено аналитически (в относительных или физических единицах) по формуле
17.1.5. По осциллограмме тока в цепи возбуждения при внезапном коротком замыкании обмотки якоря следует определять зависимость периодической составляющей тока от времени как полуразность ординат верхней и нижней огибающих осциллограммы тока в обмотке возбуждения и строить ее в полулогарифмических координатах. Начальное значение тока периодической составляющей определяют экстраполяцией полученной кривой на момент короткого замыкания. В случае если затухание периодической составляющей тока в цепи возбуждения отличается от экспоненциального закона, его начальное значение следует определять экстраполяцией на момент короткого замыкания касательной к основной части кривой.
17.1.6. Наибольший возможный ударный ток внезапного короткого замыкания следует определять как сумму периодической и апериодической составляющих через 0,5 периода после момента короткого замыкания.
Значение периодической составляющей для этого момента времени определяют как сумму установившегося тока внезапного короткого замыкания, переходной и сверхпереходной составляющих этого тока.
Последние две составляющие необходимо брать из графика (черт.4) для соответствующего момента времени.
18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ
И СИНХРОННЫХ ИНДУКТИВНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ
В формулах для определения синхронных индуктивных сопротивлений считают, что активные сопротивления прямой последовательности незначительны и ими, если нет других указаний, можно пренебречь. В тех случаях, когда активное сопротивление прямой последовательности составляет 0,2 или выше от измеряемого значения индуктивного сопротивления, формулы следует рассматривать как приближенные.
Черт.7
18.2.1. Синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси определяют как частное от деления напряжения холостого хода, взятого по прямолинейной части характеристики холостого хода (или ее продолжению) при некотором токе возбуждения, на ток симметричного короткого замыкания, получаемый по характеристике короткого замыкания при том же токе возбуждения (черт.7),
Характеристики холостого хода и короткого замыкания должны быть приведены к началу координат.
18.2.2. Определение синхронных индуктивных сопротивлений из опыта с поворотом фазы может быть произведено при наличии источника переменного напряжения соответствующей частоты достаточной мощности с регулируемой фазой. Для этого невозбужденную испытуемую машину приводят во вращение синхронным двигателем при питании ее обмотки якоря от источника той же частоты, что и двигатель. Источник с регулируемой фазой должен быть включен между сетью и испытуемой машиной, либо между сетью и ее приводным двигателем. Надобность в регулировании фазы напряжения источника отпадает, если приводной двигатель имеет возбуждение по двум взаимно перпендикулярным осям.
Во всех случаях медленным поворотом фазы напряжения должны быть найдены положения, при которых ток якоря испытуемой машины имеет наименьшее и наибольшее значения при соответственно наибольшем и наименьшем значениях напряжения. Если при испытании производится измерение активной мощности, то снятие показаний приборов следует производить при минимальном ее значении.
При этом
18.3.2. Определение синхронного индуктивного сопротивления по поперечной оси методом отрицательного возбуждения следует производить на машинах с механическими потерями меньше 1%. При этом машина должна работать параллельно с сетью без активной нагрузки при напряжении, близком к номинальному. Во время опыта следует уменьшать ток возбуждения до нуля, изменять направление тока и плавно увеличивать его до выпадения машины из синхронизма.
Черт.8
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В момент включения или отключения источника питания обмотки якоря обмотка возбуждения должна замыкаться накоротко или на сопротивление во избежание ее возможного повреждения.
Черт.9
Если остаточное напряжение машины более 0,3 приложенного напряжения, то сердечник индуктора машины перед проведением опыта следует размагнитить.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 4).
18.3.4. Определение синхронного индуктивного сопротивления по поперечной оси методом нагрузки с измерением угла между э.д.с. машины и напряжением на выводах следует производить при работе испытуемой машины параллельно с сетью или на выделенную нагрузку при номинальной частоте.
Активная нагрузка машины должна быть не менее 0,5 номинальной при коэффициенте мощности, близком к номинальному.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
19. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОГО ИНДУКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
19.1.2. Определение переходного индуктивного сопротивления методом восстановления напряжения следует производить по осциллограмме восстановления напряжения якоря после отключения симметричного короткого замыкания на выводах машины. При этом получаются ненасыщенные значения индуктивного сопротивления.
Метод восстановления напряжения состоит в том, что испытуемая машина должна вращаться с номинальной частотой при замкнутой накоротко обмотке якоря. Ток возбуждения необходимо устанавливать соответствующим линейной части характеристики холостого хода. Требования к системе возбуждения должны быть аналогичны указанным в п.17.
Черт.10
20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРХПЕРЕХОДНЫХ ИНДУКТИВНЫХ СОПРОТИВЛЕНИЙ
20.1.1. Сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси определяют из опыта внезапного короткого замыкания (п.17) как отношение напряжения холостого хода, измеренного непосредственно перед коротким замыканием, к начальному значению периодической составляющей тока короткого замыкания, определенному из анализа осциллограммы (черт.4).
20.1.3. Определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений методом отключения питания производят следующим образом:
машину с замкнутой накоротко обмоткой возбуждения приводят во вращение со скольжением меньше 1%.
Во время опыта необходимо регистрировать линейные напряжения, токи якоря и положение ротора.
Для определения сверхпереходного индуктивного сопротивления по продольной оси отключение следует производить при продольном положении ротора.
Сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси вычисляют по формуле
Черт.11
20.1.4. Определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений методом питания обмотки якоря от внешнего источника при двух положениях неподвижного ротора производят при подключении к двум любым линейным выводам обмотки якоря источника переменного тока пониженного напряжения номинальной частоты. Обмотка возбуждения должна быть замкнута накоротко.
Опыт дает значение параметров, соответствующих скольжению, равному единице.
Длительность приложения напряжения следует ограничить во избежание перегрева частей ротора.
Медленно поворачивая ротор, следует найти его положения, в которых ток в обмотке возбуждения имеет максимальное и практически нулевое значение. Первое положение соответствует продольной оси, второе - поперечной.
Если опыт не может быть выполнен при номинальном токе или номинальном напряжении, то для определения параметров, соответствующих пусковым условиям или ненасыщенному состоянию машины, следует проводить несколько опытов при различных значениях приложенного напряжения. По полученным данным строят зависимость определяемого параметра от приложенного напряжения или тока в обмотке якоря.
Для машин с закрытыми и полузакрытыми пазами обмотки якоря или закрытыми пазами успокоительной обмотки приложенное напряжение должно быть не ниже 0,2 номинального.
Сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси определяют по формуле
где
Значения напряжения, тока и мощности должны быть измерены при максимальном токе в обмотке возбуждения. Мощность рекомендуется измерять с помощью низкосинусных ваттметров.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
20.1.5. Определение сверхпереходных индуктивных сопротивлений методом питания обмотки якоря от внешнего источника при произвольном положении неподвижного ротора производят при поочередном подключении каждых двух линейных выводов обмотки якоря испытуемой машины к источнику переменного тока пониженного напряжения. Обмотка возбуждения должна быть замкнута накоротко.
Определение следует производить при неизменном положении ротора для всех трех измерений. При необходимости ротор машины должен быть заторможен.
Значение напряжения и длительность его приложения - по п.20.1.4.
Сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси подсчитывают по формуле в физических (или относительных) единицах
где
минус - если наибольшему из трех измеренных индуктивных сопротивлений якоря соответствует минимальное из трех значений тока в цепи возбуждения.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
Напряжение, ток и мощность должны измеряться при практически нулевом значении тока в обмотке возбуждения.
20.2.3. Сверхпереходное индуктивное сопротивление по поперечной оси из опыта питания обмотки якоря от внешнего источника при произвольном неизменном положении ротора определяют по п. 20.1.5.
минус - если наибольшему из трех измеренных индуктивных сопротивлений якоря соответствует максимальное из трех значений тока в цепи возбуждения.
21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОГО И АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
21.1.1. Определение индуктивного и активного сопротивлений обратной последовательности методом установившегося двухфазного короткого замыкания производят при замыкании двух фаз между собой и вращении машины с возбуждением и номинальной частотой с помощью первичного двигателя (черт.12).
Черт.12
Измерения производят при нескольких значениях тока короткого замыкания.
Обмотка возбуждения должна быть замкнута накоротко.
Если остаточное напряжение испытуемой машины превышает 0,3 напряжения источника, то ротор машины перед испытанием следует размагнитить.
При испытаниях измеряют напряжение и ток во всех трех фазах и подведенную мощность.
Индуктивное и активное сопротивления обратной последовательности следует определять по формулам
Индуктивное и активное сопротивления определяют для каждого значения приложенного напряжения. На основании результатов опытов строят их зависимости от тока.
22. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОГО И АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЙ
НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Напряжение следует выбирать так, чтобы ток в обмотке якоря не превышал номинального значения. Допускается производить определение индуктивного и активного сопротивлений нулевой последовательности при параллельном соединении фаз обмотки.
Индуктивное и активное сопротивления нулевой последовательности вычисляют по формулам
При последовательном соединении фаз обмотки:
При параллельном соединении фаз обмотки:
22.1.2. Определение индуктивного и активного сопротивлений нулевой последовательности методом установившегося короткого замыкания двух фаз на нейтраль производят на машине, вращающейся с номинальной частотой. Обмотка якоря должна быть соединена в звезду, а две фазы замкнуты на нейтраль (черт.13).
Черт.13
Измерения следует производить при нескольких значениях тока в нейтрали. Значение тока и длительность проведения опыта должны быть ограничены из условий нагревания ротора или возникновения вибрации.
Индуктивное и активное сопротивления нулевой последовательности рассчитывают по формулам
При наличии высших гармонических (п.21.1.1) в расчет необходимо принимать значения, соответствующие основным гармоникам.
23. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДУКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ РАССЕЯНИЯ ЯКОРЯ
И РАСЧЕТНОГО ИНДУКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
Напряжение источника подбирают так, чтобы ток был не более номинального.
Индуктивное сопротивление рассеяния вычисляют по формуле
23.2.1. Расчетное индуктивное сопротивление определяют графическим построением по характеристикам холостого хода, установившегося трехфазного короткого замыкания и по точке нагрузочной характеристики, соответствующей номинальным значениям напряжения и тока якоря в режиме перевозбуждения с коэффициентом мощности, близким к нулю.
Черт.14
Расчетное индуктивное сопротивление вычисляют по формуле
24. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННЫХ ВРЕМЕНИ
24.1.1. Определение переходных постоянных времени по продольной оси по методу гашения поля производят на машине, приводимой во вращение с номинальной частотой путем внезапного замыкания накоротко обмотки возбуждения. В тех случаях, когда это необходимо, источник питания обмотки возбуждения должен быть отключен за время не более 0,02 с после замыкания обмотки возбуждения. Для ограничения тока короткого замыкания источника питания обмотки возбуждения рекомендуется последовательно с ним вводить добавочное сопротивление. Опыт может быть проведен как при разомкнутой, так и при замкнутой накоротко обмотке якоря.
Для определения переходной постоянной времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря гашение поля должно производиться при номинальном напряжении на выводах машины. Во время опыта осциллографируют напряжение якоря и ток в обмотке возбуждения или напряжение на кольцах. Последние служат для четкого определения момента начала гашения поля. Напряжение якоря, соответствующее этому моменту, принимают за исходное.
Разность напряжения якоря, полученного из осциллограммы и остаточного напряжения машины для различных моментов времени, строят на графике в полулогарифмических координатах.
24.1.2. Определение переходных постоянных времени по продольной оси из опыта ударного возбуждения производят на вращающейся с номинальной частотой машине, обмотку возбуждения которой внезапно подключают к цепи якоря, предварительно возбужденного возбудителя или другого источника, обеспечивающих стабильное напряжение на зажимах обмотки возбуждения. Напряжение источника выбирают так, чтобы установившийся ток возбуждения соответствовал прямолинейной части характеристики холостого хода. Опыт может быть проведен как при разомкнутой, так и при замкнутой накоротко обмотке якоря.
Для определения переходной постоянной времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря необходимо осциллографировать ток и напряжение возбуждения и напряжение якоря. Определенную по осциллограмме разность между установившимся и текущими значениями напряжения якоря вычерчивают в зависимости от времени и полулогарифмических координат. Прямолинейную часть полученной кривой экстраполируют на ось ординат и определяют начальное значение переходной составляющей.
24.1.3. Определение переходной постоянной времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря по методу восстановления напряжения производят из опыта по п.19.1.2.
24.1.4. Определение переходной постоянной времени по продольной оси при разомкнутой обмотке якоря по методу отключения питания производят из опыта в соответствии с п.20.1.3 при продольном положении ротора.
Черт.15
Прямолинейную часть полученной кривой экстраполируют на ось ординат и определяют начальное значение переходной составляющей.
Если остаточное напряжение больше 0,2 приложенного, то ротор необходимо размагнитить.
24.3.1. Определение переходной постоянной времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря по методу внезапного короткого замыкания производят из опыта по п.17.1.3.
24.3.2. Определение переходной постоянной времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря производят из опыта гашения поля по п.24.1.1 при номинальном токе якоря.
При проведении опыта осциллографируют ток в одной из фаз обмотки якоря и ток в цепи возбуждения.
Разность переходного тока якоря, полученного из осциллограммы, и тока, обусловленного остаточным напряжением машины для различных моментов времени, строят на графике в полулогарифмических координатах.
24.3.3. Определение переходной постоянной времени по продольной оси при замкнутой накоротко обмотке якоря производят из опыта ударного возбуждения по п.24.1.2.
Во время опыта осциллографируют ток возбуждения и ток короткого замыкания.
24.7. Для определения постоянных времени контура возбуждения и успокоительного контура по продольной оси расчетно-экспериментальным методом следует производить следующих четыре опыта гашения поля:
при холостом ходе с напряжением, соответствующим линейной части характеристики холостого хода и внезапном коротком замыкании обмотки возбуждения;
при холостом ходе с напряжением, соответствующим линейной части характеристики холостого хода, и внезапном замыкании обмотки возбуждения на добавочное сопротивление;
при коротком замыкании с номинальным током и внезапным коротком замыкании обмотки возбуждения;
при коротком замыкании с номинальным током и внезапном замыкании обмотки возбуждения на добавочное сопротивление.
Кроме того, во всех четырех опытах осциллографируют затухание тока в обмотке возбуждения для определения сверхпереходных постоянных времени.
Затухание тока в обмотке возбуждения для каждого опыта строят в полулогарифмических координатах, выделяют сверхпереходную составляющую по п.17.1.3. Сверхпереходную постоянную времени по продольной оси следует определять как время, в течение которого сверхпереходная составляющая тока в обмотке возбуждения уменьшается до 0,368 своего первоначального значения.
По осциллограммам затухания тока в обмотке возбуждения определяют
25. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПО ПЕРЕХОДНЫМ ФУНКЦИЯМ
С УЧЕТОМ МНОГОКОНТУРНОСТИ РОТОРА
25.1. Параметры машины по продольной оси с учетом многоконтурности ротора следует определять по переходной функции, представляющей изменение огибающей периодической составляющей тока якоря от времени из опыта внезапного трехфазного короткого замыкания. Допускается определять параметры по продольной оси по переходным функциям, представляющим:
изменение огибающей напряжения якоря от времени из опыта восстановления напряжения после отключения машины из режима установившегося трехфазного короткого замыкания;
изменение огибающей напряжения якоря от времени из опыта отключения вращающейся машины с замкнутой накоротко обмоткой возбуждения от источника питания в момент совпадения продольной оси ротора с осью результирующего магнитного потока;
затухание постоянного тока в обмотке якоря при неподвижном роторе и совпадении его продольной оси с осью результирующего магнитного потока.
Каждую переходную функцию необходимо представлять приближенно алгебраической суммой установившегося значения тока или напряжения и нескольких составляющих экспонент.
Определение начальных (амплитудных) значений и постоянных времени, составляющих экспонент переходной функции, следует производить численными методами, исходя из условия минимальной погрешности аппроксимации исходной кривой, либо графоаналитическими методами аналогично пп.17.1.3, 24.3.1 и 24.5.
25.1.1. По изменению огибающей периодической составляющей тока якоря от времени из опыта внезапного трехфазного короткого замыкания (п.17), представляющей функцию вида
25.1.2. По изменению огибающей напряжения якоря от времени из опыта восстановления напряжения после отключения симметричного короткого замыкания (п.19.1.2), представляющей функцию вида
следует определять синхронное, переходные, сверхпереходное индуктивные сопротивления и постоянные времени при замкнутой накоротко обмотке якоря по продольной оси машины по формулам:
25.1.1, 25.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
25.1.3. По изменению огибающей напряжения якоря от времени из опыта отключения вращающейся машины от источника питания в момент совпадения продольной оси ротора с осью результирующего магнитного потока (п.20.1.3), представляющей функцию вида
следует определять синхронное, переходные и сверхпереходное индуктивные сопротивления по формулам:
Определение постоянных времени при замкнутой накоротко обмотке якоря - по п.25.1.2.
25.1.4. Параметры машины по продольной оси методом затухания постоянного тока в обмотке якоря при неподвижном роторе следует определять расчетом по результатам обработки осциллограмм соответствующего опыта.
Опыт затухания постоянного тока необходимо проводить при соединении обмотки якоря в звезду и подключении источника тока к выводам двух любых фаз или выводу одной и объединенным выводам двух других фаз. Ротор должен быть установлен так, чтобы продольная ось полюсов совпала с осью магнитного поля, создаваемого постоянным током в обмотке якоря.
Требуемое положение ротора при выбранной схеме питания следует устанавливать по п.20.1.4.
1 - шунт; 2 - балластный резистор; 3 - генератор постоянного тока; 4 - якорь испытуемой машины;
5 - обмотка возбуждения; 6 - безындукционный шунт; 7 - нагрузочный резистор; 8 - батарея аккумуляторов;
9 - диод; 10 - контактор.
Черт.16
Осциллографирование выполняют либо одним осциллографом со ступенчатым повышением чувствительности гальванометра (замыканием накоротко части и всего добавочного сопротивления в его цепи) и уменьшением скорости движения фотобумаги, либо двумя осциллографами, один из которых регистрирует (при большой скорости движения фотобумаги) только начальную часть процесса, а другой со ступенчатым повышением чувствительности гальванометра - весь процесс (при небольшой скорости движения фотобумаги). Допускается проведение опыта путем многократного повторения процесса и осциллографирования его при разной скорости движения фотобумаги, разной чувствительности гальванометров и т.п.
По окончании опыта должны быть измерены сопротивления постоянному току фаз обмотки якоря и внешней цепи контура затухания.
Полученную в результате обработки осциллограмм зависимость изменения во времени тока в обмотке якоря следует представить с учетом п.25.1 переходной функцией вида
.
25.2. Параметры машины по поперечной оси с учетом многоконтурности ротора следует определять по переходным функциям, представляющим изменение огибающей напряжения якоря во времени в опытах отключения вращающейся машины от источника питания (п.20.1.3) или затухания постоянного тока в обмотке якоря при неподвижном роторе и совпадении оси ротора в обоих случаях с перпендикуляром к оси результирующего магнитного потока якоря.
26. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ре.
Продольная ось. Питание двух фаз обмотки якоря
Поперечная ось. Питание трех фаз обмотки якоря. Положение ротора неизменно,
переключением фаз якоря получена поперечная ось
Черт.17
Источник питания переменной частоты должен обеспечивать получение практически синусоидального напряжения и заданного значения тока.
В диапазоне частот от 0 до 10-15 Гц допускается в качестве источника питания использовать машину постоянного тока, возбуждаемую синусоидальным сигналом (черт.18).
1 - генератор синусоидальных колебаний (ГСК); 2 - электромашинный усилитель (ЭМУ); 3 - генератор
постоянного тока (ГПТ); 4 - якорь испытуемой машины; 5 - балластный резистор 0,1 Ом; 6 - шунт; 7 - вход
отрицательной обратной связи, обеспечивающей синусоидальность сигнала; У1, У2 - операционные
усилители; С - емкость для подавления помех (0,1 мкФ)
Черт.18
Для уменьшения влияния остаточного намагничивания и гистерезиса магнитной цепи и получения ненасыщенных параметров в обмотку якоря следует подавать переменный ток с амплитудой не менее 0,03 номинального значения тока машины. При меньших значениях тока необходимо применять подмагничивание якоря постоянным током не менее 0,05 номинального тока якоря, на который накладывают переменный ток с меньшей амплитудой.
Интервалы по частоте в области низких ее значений, где характеристики машины наиболее чувствительны к частоте, должны выбираться достаточно малыми.
Результаты обработки экспериментальных данных следует представлять в графической или табличной форме.
(Измененная редакция. Изм. N 1).
1 - генератор синусоидальных колебаний (ГСК); 2 - электромашинный усилитель (ЭМУ); 3 - генератор
постоянного тока (ГПТ); 4 - якорь испытуемой машины;. 5 - балластный резистор 0,1 Ом; 6 - шунт; 7 - резистор
отрицательной обратной связи, обеспечивающей синусоидальность сигнала; У1 - операционный усилитель;
8 - обмотка возбуждения.
Черт.19
Результаты обработки экспериментальных данных следует представлять в графической или табличной форме.
27. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПО ЧАСТОТНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ
27.1.1. Параметры по частотным характеристикам для продольной оси численными методами следует определять из системы уравнений
Решение уравнений следует выполнять по алгоритмам, исходящим из условия минимума среднеквадратической ошибки, либо итерационным методом по следующей циклической схеме:
…………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….
(Измененная редак
ция, Изм. N 1).
Постоянные времени должны определяться по точкам излома ассимптотической ломаной кривой, полученной в результате аппроксимации кривой
Черт.20
Экстраполяция должна проводиться по 4-5 точкам характеристики, снятых в диапазоне скольжения от 0,01 до 0,2%.
По полученным параметрам необходимо записать аналитическое выражение частотной характеристики для продольной оси (п.26.1.3), которое является функцией, аппроксимирующей опытную кривую. Среднеквадратическая погрешность аппроксимации исходной кривой зависит от числа ступенек и изломов ассимптотической ломаной кривой и не должна превышать 5%. При получении большей погрешности следует изменить число ступенек аппроксимирующей кривой.
28. ИСПЫТАНИЕ СИСТЕМЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ*
_________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
28.1. Испытание систем возбуждения - по ГОСТ 21558-76 и по стандартам или техническим условиям на конкретные виды машин или аппаратов.
(Измененная редакция, Изм. N 4).
28.2. Определение номинальной скорости нарастания напряжения возбуждения, предельного напряжения и предельного установившегося напряжения возбуждения, а также времени достижения предельного напряжения возбуждения и запаздывание системы возбуждения следует производить при форсировке возбуждения, условия которой должны соответствовать ГОСТ 21558-76.
Форсировка возбуждения осуществляется путем воздействия на измерительные цепи автоматического регулятора.
Во время опыта необходимо заосциллографировать нарастание напряжения и тока возбудителя.
По данным осциллограммы следует определять номинальную скорость нарастания напряжения возбуждения по ГОСТ 183-74; предельное напряжение возбуждения (как наибольшее, зафиксированное во время опыта), предельное установившееся значение напряжения возбуждения (в момент достижения установленной кратности тока возбуждения), время достижения предельного напряжения возбуждения и запаздывание системы возбуждения по ГОСТ 21558-76.
Для возбудителей, работающих по принципу выпрямления переменного тока и дающих пульсирующее напряжение возбудителя, в расчет необходимо принимать средние значения напряжения.
29. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМИНАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ УСКОРЕНИЯ
И ПОСТОЯННОЙ ЗАПАСЕННОЙ ЭНЕРГИИ*
________________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 4.
крутильных колебаний;
вспомогательного маятника;
выбега на холостом ходу;
выбега под нагрузкой в режиме двигателя совместно с механизмом;
разбега при сбросе нагрузки в режиме генератора совместно с первичным двигателем.
(Измененная редакция, Изм. N 4)
29.1.1. Определение номинального времени ускорения машины и постоянной запасенной энергии в секундах методами крутильных колебаний и вспомогательного маятника следует производить по формулам
29.1.2. Определение номинального времени ускорения машины и постоянной запасенной энергии по методу выбега на холостом ходу должно производиться при отсутствии на валу испытуемой машины дополнительных тормозных моментов. Возбуждение машины необходимо осуществлять от независимого источника и на время опыта оставлять неизменным.
Частота вращения испытуемой машины устанавливается выше номинальной за счет повышения частоты или с помощью первичного двигателя, снабженного муфтой с расцеплением, после этого источник энергии следует отключить.
Номинальное время ускорения машины и постоянную запасенной энергии в секундах следует определять по формулам