Руководящий документ РД 31.63.02-83 Руководство по назначению объявленной осадки судов в морских портах.
РД 31.63.02-83
РУКОВОДСТВО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
Дата введения 1983-04-01
РАЗРАБОТАНО Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" (Одесский филиал "Черноморниипроект") в научно-исследовательской лаборатории морских каналов и портовых акваторий
Директор Союзморниипроекта В.П.Грузинов
Директор Одесского филиала "Черноморниипроект" В.А.Яценко
ИСПОЛНИТЕЛИ:
заведующий научно-исследовательской лабораторией В.Г.Мирошниченко (руководитель);
заведующий сектором В.Т.Соколов;
старший научный сотрудник Г.Д.Журавицкий;
старший научный сотрудник С.П.Заблоцкая;
младший научный сотрудник М.А.Краснова
СОГЛАСОВАНО Всесоюзным объединением "Морстройзагранпоставка"
Заместитель председателя В.Г.Королев
УТВЕРЖДЕНО Всесоюзным объединением "Мореплавание" 21 марта 1983 г.
Председатель Б.С.Майнагашев
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Инструктивным письмом ММФ от 21 марта 1983 г. N МП-01-24/320 срок введения в действие установлен с 1 апреля 1983 г.
Руководство устанавливает порядок и методику расчета объявленной осадки судов в морских портах, оборудованных искусственными водными подходами, и является обязательным при расчете объявленной осадки для морских портов.
Руководство не применяется для принятия оперативных решений о проводке судов по каналу.
1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
1.1. Осадка судов, принимаемых портом в течение навигационного периода, объявляется в Обязательном постановлении по порту.
1.2. Объявленная осадка в порту назначается в соответствии с гидрометеорологическими условиями, принятыми при проектировании или эксплуатации подходного канала, существующими глубинами и предусматривает прием судов с расчетными для данного канала главными размерениями.
1.3. В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, руководство обязывает администрацию портов назначать оптимальную объявленную осадку, обеспечивающую максимальную интенсивность перевозок при минимальных приведенных затратах на тонну перевозимого груза.
1.4. Расчет оптимальной объявленной осадки автоматизирован и выполняется ЭВМ по специально разработанной программе. Результаты расчета являются основанием для назначения объявленной осадки.
1.5. Необходимые для расчета значения навигационных запасов глубины под килем судна определяются в соответствии с действующими Нормами технологического проектирования морских каналов (ВСН 19-70).
2. РАСЧЕТ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
2.1. Расчет объявленной осадки судов в морских портах выполняется на основе многолетних статистических данных о гидрометеорологических условиях района, габаритах каналов и их изменении в процессе эксплуатации, судо- и грузообороте портов на планируемый год.
2.2. Расчет объявленной осадки включает следующие основные операции:
обработку информации по гидрометеорологическим условиям за 5-летний период, включающей ежесуточные сведения об интенсивности и направлении волнения и отметках уровня;
вычисление ежесуточных проходных осадок и построение временного ряда;
построение потока помех для ряда возможных значений объявленной осадки и вычисление его статистических характеристик;
определение зависимости между средним временем простоя судна по гидрометеорологическим условиям и объявленной осадкой;
вычисление критериев эффективности для каждого рейса, судна и рода груза и суммарного критерия (целевой функции задачи) для порта в целом;
определение объявленной осадки, соответствующей максимальному значению целевой функции.
2.3. Зависимость среднего времени простоя судна от объявленной осадки
определяется с помощью математической модели канала, разработанной на основе теории массового обслуживания.
2.4. Объявленная осадка является оптимальной, если она соответствует минимальному значению суммарных приведенных затрат на перевозку 1 т груза.
Расчет приведенных затрат по каждому рейсу производится по формуле
где
В формулах (2.2), (2.3) и (2.4) обозначено:
Как уменьшение, так и увеличение объявленной осадки относительно оптимальной приводит к росту затрат, в первом случае за счет неполного использования грузоподъемности судна, во втором - увеличения средней продолжительности простоев, когда проходная осадка на канале не обеспечивается по гидрометеорологическим условиям.
Оптимальная объявленная осадка определяется условием
где суммирование производится по всем судо-заходам с осадкой, превышающей расчетную.
Пример расчета объявленной осадки по минимуму приведенных затрат приводится в приложении 6 (справочном).
В машинном алгоритме оптимальная объявленная осадка находится из решения двойственно-сопряженной задачи на максимум критерия, оценивающего интенсивность процесса перевозки:
где критерий эффективности отдельного рейса выражается соотношением
В пределах точности расчета оптимальная объявленная осадка по критериям (2.5) и (2.6) получается одинаковой.
Во всех формулах масса перевозимого груза определяется грузоподъемностью судна при осадке, равной объявленной; ходовое время - расстоянием между портами отправления и назначения и скоростью судна на переходе; время грузовых операций - родом груза, типом судна и действующими нормативами времени грузовых работ.
2.5. Если канал состоит из нескольких колен, то расчет объявленной осадки должен выполняться для каждого колена, а объявленная осадка назначается по наименьшему из полученных ее значений.
2.6. Исходные данные готовятся администрацией порта либо, если это предусмотрено договорными обязательствами, специалистами той организации, которой поручается выполнить расчет объявленной осадки.
Статистические данные о гидрометеорологической обстановке на канале представляются по заявке капитана порта гидрометеорологической службой, обслуживающей данный порт.
Сведения о планируемых грузопотоках и о расстановке судов, необходимые для расчета эффективности, представляются плановыми отделами пароходств по запросу капитана порта.
Все исходные данные оформляются на бланках исходной информации в порядке, предусмотренном инструкцией по их заполнению.
Формы бланков исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 и инструкция по их заполнению приводятся в приложении 2 (обязательном).
2.7. Исходные данные перфорируются в виде трех блоков согласно инструкции оператору, приведенной в приложении 4 (обязательном).
2.8. В первый блок включаются:
продолжительность расчетного периода, лет;
название порта;
2.9. Во втором блоке формируются данные гидрометеорологической обстановки по годам:
год расчета;
2.10. В третьем блоке формируются данные для экономического обоснования объявленной осадки:
Алгоритм расчета приводится в приложении 3 (обязательном).
2.11. Печать результатов предусматривает два варианта - рабочий (индекс "0") и исследовательский (индекс "1").
2.12. В рабочем варианте на печать выводятся:
исходные данные, содержащиеся в бланках исходной информации;
таблица зависимости среднего простоя судна от объявленной осадки;
2.13. В исследовательском варианте дополнительно выводятся на печать:
массивы проходной осадки;
массивы числа помех;
распределение помех по длительности.
2.14. Описание программы, алгоритм расчета и инструкция оператору приводятся в приложениях 3, 4 (обязательных).
3. НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
3.1. Объявленная осадка назначается администрацией порта на основании выполненного расчета сроком на один год или на навигационный период.
3.4. Администрация порта может сохранить на следующий срок значение объявленной осадки прошлого года, если глубины канала сохраняются, а в составе судо- и грузооборота в предстоящем году не ожидается изменений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)
ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, оптимальная объявленная осадка для этих судов устанавливается с учетом максимальной интенсивности перевозок при минимальных приведенных затратах.
П.1.7. Нижняя бровка - линия, разграничивающая поверхность откоса и дна канала.
П.1.14. Поток помех - последовательность случайных событий, состоящих в наступлении и прекращении простойных ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
ФОРМЫ БЛАНКОВ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ
Бланк исходной информации БИИ-1
|
|
|
Содержание информации | Обозначение | Значение |
1. Расчетный период, лет | - |
|
2. Название порта | - |
|
3. Минимальный навигационный запас, м |
| |
4. Скорость судна на канале, уз |
| |
5. Скоростной запас глубины, м |
| |
6. Превышение нуля порта над нулем водомерного поста, м |
| |
7. Длина расчетного судна, м |
| |
8. Осадка расчетного судна, м |
| |
9. Шаг по осадке, м |
| |
10. Азимут канала, град |
|
Бланк исходной информации БИИ-2
|
1. Год расчета |
2. Продолжительность навигационного периода, сут |
3. Расчетная глубина канала в данном году, м |
4. Гидрометеоусловия: |
|
|
|
|
Дата
| Высота волны 3%-ной обеспеченности , м | Азимут волнения , град | Отметка уровня , м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк исходной информации БИИ-3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грузопоток | Тип суд- на | Номер, при- своен- ный данному типу судна | Число судо- заходов в год | Водо- изме- ще ние судна, т | Осадка расчет- ного судна , м | Число тонн на 1 см осадки, т/см | Грузо- подъем- ность при расчет- ной осадке, т | Норма грузо- вых работ, т/сут | Расстоя- ние между портами, мили
| Средняя скорость судна на пере- ходе, уз | ||
Род груза | Коррес- понди- рующий порт | Номер грузо- потока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКОВ
ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бланки исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 заполняются администрацией порта.
Бланк БИИ-1
Пункт 1. Расчетный период принимается равным 5 годам.
Пункт 2. Пояснения не требует.
Пункт 4. Скорость судна на канале принимается в соответствии с требованиями Обязательного постановления по порту.
Пункт 6. Превышение нуля порта над нулем водомерного поста определяется по формуле
Пункты 7, 8. В качестве расчетного судна выбирается судно, на которое были рассчитаны существующие габариты канала.
Пункт 9. Шаг по осадке принимается равным 0,1 м.
Пункт 10. Азимут канала - в бланк вносится меньшее из двух значений азимута.
Бланк БИИ-2
Пункты 1, 2. Пояснений не требуют.
Бланк БИИ-3
Графы 3, 5. Заполняются организацией, выполняющей расчет.
Графа 2. Корреспондирующий порт - порт назначения при экспорте либо порт отправления при импорте.
Графа 11. Имеется в виду нормативное время погрузочных работ, если груз экспортируется, или нормативное время разгрузочных работ при импорте.
Графа 12. Расстояние между корреспондирующим портом и портом, для которого определяется объявленная осадка.
Остальные графы бланка пояснений не требуют.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(обязательное)
ПРОГРАММА РАСЧЕТА ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
Блок-схема расчета объявленной осадки приводится на рисунке.
|
|
Сбор исходных данных для расчета и заполнения бланков исходной информации | |
|
|
Расчет статистических характеристик и потока помех (программа "Помеха") | |
|
|
Расчет осредненных характеристик и за весь период расчета для различных значений объявленной осадки | |
|
|
Вычисление зависимости между средним простоем судна и величиной объявленной осадки | |
|
|
Расчет критериев эффективности и целевой функции | |
|
|
Определение оптимальной объявленной осадки |
Алгоритм расчета представляет собой приводимую ниже последовательность вычислений.
Для каждого года расчета формируется массив ежесуточных проходных осадок:
если судно входит в порт;
если судно выходит из порта.
После появления помехи процесс приращения осадки повторяется 20 циклов с формированием потока помех, т.е. массива, состоящего из "0" и "1", где "0" означает выполнение условия (П.3.4) - отсутствие помехи, а "1" - его невыполнение, т.е. наличие помехи.
С учетом нормировочного условия:
Решение системы уравнений (П.3.5) и (П.3.6) позволяет найти средний простой судна:
Оптимальная объявленная осадка находится максимизацией целевой функции:
Машинная программа написана на алгоритмическом языке ФОРТРАН в операционной системе ДОС ЕС. Программа оформлена на магнитной ленте в соответствии с "Временными общеотраслевыми руководящими указаниями о придании юридической силы документам на магнитной ленте и бумажном носителе, создаваемым средствами вычислительной техники" ГК СССР по науке и технике (М., 1981) и хранится в Черноморниипроекте.
На основе исходной информации (бланки БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3) и с учетом зависимостей (П.3.5)-(П.3.10) программа рассчитывает и печатает оптимальную объявленную осадку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
(обязательное)
ИНСТРУКЦИЯ ОПЕРАТОРУ ПО ПЕРФОРИРОВАНИЮ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Программа написана на алгоритмическом языке ФОРТРАН применительно к ЭВМ серии ЕС.
В соответствии с алгоритмом расчета исходные данные состоят из трех блоков. После перфорации каждого блока исходных данных они собираются в один пакет.
Исходные данные набиваются на перфокартах в последовательности и по форматам в соответствии с табл.П.4.1 для первого блока, для второго и третьего блоков - соответственно табл.П.4.2 и П.4.3.
Таблица П.4.1
Исходные данные для первого блока
|
|
|
|
|
N п/п | Содержание информации
| Обозначение
| Формат
| Примечание
|
1 | Количество лет расчета | 2/1 |
| |
| Индекс признака печати |
|
| |
2 | Название порта | , , , , | 5 4 |
|
3 | Навигационный запас | 2 5.3 |
| |
| Скоростной запас |
|
| |
4 | Отклонение уровня | 5.2 |
| |
5 | Длина расчетного судна | 5.1 |
| |
6 | Осадка расчетного судна | 5.2 |
| |
7 | Шаг по осадке | 5.3 |
| |
8 | Азимут канала | 6.1 |
|
Примечание. Признак печати включает два индекса:
Таблица П.4.2
Исходные данные для второго блока
Таблица П.4.3
Исходные данные для третьего блока
|
|
|
|
|
N пк | Содержание информации | Обозначение | Формат | Примечание |
1 | Количество судов -го типа | 2 |
| |
2 | Количество грузопотоков -го типа | 2 |
| |
3 | Массив индексов типа судна | 10/2 |
| |
4 | Массив числа судов -го типа, работающих на -м грузопотоке | 10/1 |
| |
5 | Массив числа судо-заходов в порт за год | 10/2 |
| |
6 | Массив водоизмещений -го судна | 10 7.1 |
| |
7 | Массив грузоподъемности -го судна на -м грузопотоке | 10 7.1 |
| |
8 | Массив скоростей судна | 10 5.2 |
| |
9 | Массив величин числа тонн на 1 см осадки | 10 6.2 |
| |
10 | Массив нормы грузовых работ (выгрузка либо погрузка) | 10 5. |
| |
11 | Массив расстояний между портами | 10 5. |
| |
12 | Расчетная осадка | 5.2 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(справочное)
ПРИМЕР РАСЧЕТА ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ
Расчет выполнен для подходного канала Ильичевского морского порта. При расчете использованы сведения о гидрометеорологических условиях за 6 лет. Распечатки исходных данных и промежуточных результатов в настоящем примере для наглядности снабжены пояснительным текстом, который в рабочем варианте расчета не приводится. То же касается нумерации таблиц.
Общие исходные данные приводятся в форме табл.П.5.1.
Таблица П.5.1
Исходные данные
Порт Ильичевск
|
|
Азимут канала | 108,0 град |
Навигационный запас | 0,530 м |
Скоростной запас | 0,150 м |
Отклонение уровня | 0,0 м |
Длина расчетного судна | 158,0 м |
Осадка расчетного судна | 10,50 м |
Шаг по осадке | 0,100 м |
Кроме этого, для каждого года расчета печатаются данные в форме табл.П.5.2.
Таблица П.5.2
Исходные данные (продолжение)
|
|
Год расчета | 1972 |
Продолжительность навигационного периода | 298 дней |
Расчетная глубина | 12,00 м |
Скорость судна в канале | 6,00 уз |
Таблица П.5.3
|
|
|
|
|
|
|
Высота волны | ||||||
2.38 | 1.32 | 2.38 | 2.38 | 0.26 | 0.26 | 0.26 |
0.26 | 1.32 | 1.05 | 0.70 | 0.53 | 0.40 | 0.26 |
0.30 | 0.30 | 0.50 | 0.70 | 0.70 | 0.80 | 0.80 |
0.30 | 1.00 | 1.60 | 1.06 | 0.80 | 0.26 | 0.80 |
0.66 | 0.53 | 0.53 | 0.26 | 0.53 | 0.40 | 0.66 |
0.26 | 0.53 | 0.26 | 0.92 | 1.30 | 0.53 | 0.26 |
0.50 | 0.26 | 0.92 | 1.30 | 0.40 | 0.50 | 0.50 |
0.26 | 0.40 | 0.40 | 0.50 | 0.40 | 0.70 | 1.30 |
0.53 | 0.80 | 0.80 | 1.19 | 1.58 | 1.72 | 0.40 |
0.40 | 0.26 | 0.53 | 0.66 | 0.53 | 0.53 | 0.53 |
0.50 | 0.26 | 0.40 | 0.26 | 0.26 | 0.50 | 0.50 |
0.50 | 0.70 | 0.20 | 0.70 | 1.32 | 1.58 | 1.06 |
0.20 | 0.20 | 0.70 | 0.40 | 0.20 | 2.11 | 2.64 |
0.20 | 0.40 | 0.20 | 1.06 | 0.40 | 1.85 | 2.64 |
0.26 | 0.26 | 0.26 | 0.26 | 0.92 | 0.26 | 0.80 |
0.40 | 0.26 | 2.74 | 0.53 | 0.26 | 0.92 | 0.50 |
1.06 | 0.80 | 0.80 | 1.06 | 0.15 | 0.40 | 0.26 |
0.53 | 0.40 | 0.40 | 0.26 | 1.06 | 1.30 | 2.11 |
Азимут волнения | ||||||
90.00 | 90.00 | 18.00 | 18.00 | 36.00 | 36.00 | 18.00 |
108.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 |
36.00 | 36.00 | 18.00 | 18.00 | 90.00 | 108.00 | 36.00 |
18.00 | 36.00 | 18.00 | 18.00 | 36.00 | 16.00 | 18.00 |
36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 108.00 | 90.00 | 90.00 |
90.00 | 90.00 | 90.00 | 18.00 | 90.00 | 36.00 | 90.00 |
36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 |
108.00 | 90.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 18.00 | 36.00 |
90.00 | 90.00 | 18.00 | 18.00 | 18.00 | 18.00 | 18.00 |
36.00 | 90.00 | 108.00 | 18.00 | 18.00 | 36.00 | 108.00 |
108.00 | 36.00 | 36.00 | 90.00 | 36.00 | 36.00 | 90.00 |
90.00 | 18.00 | 36.00 | 90.00 | 36.00 | 108.00 | 108.00 |
18.00 | 108.00 | 90.00 | 36.00 | 36.00 | 36.00 | 18.00 |
108.00 | 108.00 | 90.00 | 36.00 | 90.00 | 108.00 | 108.00 |
18.00 | 108.00 | 108.00 | 18.00 | 108.00 | 18.00 | 108.00 |
36.00 | 18.00 | 36.00 | 108.00 | 18.00 | 108.00 | 18.00 |
108.00 | 90.00 | 90.00 | 90.00 | 90.00 | 36.00 | 36.00 |
108.00 | 90.00 | 90.00 | 108.00 | 108.00 | 36.00 | 36.00 |
Отметка уровня | ||||||
0.39 | 0.47 | 0.23 | 0.25 | 0.22 | 0.21 | 0.20 |
0.18 | 0.24 | 0.34 | 0.25 | 0.20 | 0.30 | 0.36 |
0.27 | 0.28 | 0.24 | 0.29 | 0.25 | 0.31 | 0.43 |
0.26 | 0.28 | 0.31 | 0.35 | 0.39 | 0.32 | 0.35 |
0.36 | 0.36 | 0.41 | 0.44 | 0.39 | 0.40 | 0.42 |
0.39 | 0.40 | 0.37 | 0.34 | 0.37 | 0.32 | 0.35 |
0.36 | 0.38 | 0.20 | 0.20 | 0.32 | 0.39 | 0.31 |
0.42 | 0.36 | 1.38 | 0.33 | 0.36 | 0.38 | 0.39 |
0.36 | 0.39 | 0.38 | 0.48 | 0.48 | 0.46 | 0.46 |
0.40 | 0.39 | 0.38 | 0.32 | 0.32 | 0.39 | 0.43 |
0.28 | 0.33 | 0.31 | 0.34 | 0.35 | 0.34 | 0.38 |
0.45 | 0.44 | 0.34 | 0.36 | 0.46 | 0.43 | 0.23 |
0.17 | 0.25 | 0.34 | 0.37 | 0.28 | 0.31 | 0.28 |
0.16 | 0.23 | 0.31 | 0.26 | 0.12 | 0.28 | 0.49 |
0.34 | 0.0 | 0.18 | 0.28 | -0.02 | -0.03 | 0.28 |
0.09 | 0.19 | 0.39 | 0.35 | 0.33 | 0.36 | 0.30 |
Таблица П.5.4
Статистические характеристики потока помех
|
|
|
|
|
Объявленная осадка, м | Характеристика помех | |||
| Число б/р
| Суммарная продолжительность, сут | Интенсивность
| |
|
|
| подхода , 1/сут | длительности , 1/сут |
10.60 | 1. | 1. | 0.003 | 1.0000 |
10.70 | 3. | 4. | 0.010 | 0.7500 |
10.80 | 4. | 5. | 0.013 | 0.8000 |
10.90 | 6. | 8. | 0.020 | 0.7500 |
11.00 | 7. | 9. | 0.023 | 0.7778 |
11.10 | 7. | 9. | 0.023 | 0.7778 |
11.20 | 11. | 13. | 0.037 | 0.8462 |
11.30 | 18. | 23. | 0.060 | 0.7826 |
11.40 | 28. | 40. | 0.094 | 0.7000 |
11.50 | 37. | 83. | 0.124 | 0.4458 |
11.60 | 39. | 162. | 0.131 | 0.2407 |
11.70 | 15. | 275. | 0.050 | 0.0545 |
11.80 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
11.90 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.00 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.10 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.20 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.30 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.40 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
12.50 | 1. | 298. | 0.003 | 0.0034 |
Таблица П.5.5
Средние значения за 6 лет
|
|
|
|
Объявленная осадка, м | Интенсивность | Простои судна, сут | |
| подхода, 1/сут | длительности, 1/сут |
|
10.70 | 0.0061 | 0.9167 | 0.0073 |
10.80 | 0.0101 | 0.8667 | 0.0135 |
10.90 | 0.0161 | 0.8611 | 0.0217 |
11.00 | 0.0219 | 0.8843 | 0.0280 |
11.10 | 0.0256 | 0.7635 | 0.0439 |
11.20 | 0.0449 | 0.7611 | 0.0776 |
11.30 | 0.0640 | 0.6597 | 0.1471 |
11.40 | 0.0875 | 0.5366 | 0.3039 |
11.50 | 0.1098 | 0.3677 | 0.8121 |
11.60 | 0.1054 | 0.1992 | 2.6551 |
11.70 | 0.0661 | 0.0850 | 9.1454 |
11.80 | 0.0233 | 0.0257 | 35.1591 |
11.90 | 0.0039 | 0.0039 | 254.9218 |
12.00 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
12.10 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
12.20 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
12.30 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
12.40 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
12.50 | 0.0030 | 0.0030 | 334.2515 |
Таблица П.5.6
Таблица исходных данных (по программе "Экономика")
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер грузо- потока, б/р
| Тип судна, б/р
| Число судо-заходов в год в порт, б/р | Водоиз- мещение судна, т
| Расчетная осадка, м
| Число тонн на 1 см осадки, т/см | Грузоподъем-ность при расчетной осадке, т | Валовая норма грузовых работ, т/сут | Расстояние между портами, мили | Средняя скорость судна на переходе, уз |
1 | 1 | 4 | 32404. | 11.50 | 52.00 | 31416. | 10000. | 1335. | 11.42 |
1 | 2 | 0 | - | - | - | - | - | - | - |
2 | 1 | 3 | 32404. | 11.50 | 52.00 | 31416. | 10000. | 1400. | 11.42 |
2 | 2 | 0 | - | - | - | - | - | - | - |
3 | 1 | 5 | 32404. | 11.50 | 52.00 | 31416. | 10000. | 1455. | 11.42 |
3 | 2 | 2 | 47240. | 11.50 | 56.80 | 40424. | 10000. | 1455. | 12.29 |
4 | 1 | 0 | - | - | - | - | - | - | - |
4 | 2 | 1 | 47240. | 11.50 | 56.80 | 40424. | 15500. | 8800. | 12.29 |
5 | 1 | 0 | - | - | - | - | - | - | - |
5 | 2 | 1 | 47240. | 11.50 | 56.80 | 40424. | 15500. | 8800. | 12.29 |
В последней графе табл.П.5.5 приведены значения среднего простоя судна по гидрометеорологическим условиям в функции от объявленной осадки:
Таблица П.5.7
|
|
10.70 | 52359.44 |
10.80 | 52944.94 |
10.90 | 53509.19 |
11.00 | 54077.75 |
11.10 | 54576.29 |
11.20 | 54952.35 |
11.30 | 55093.07 |
|
|
11.40 | 54688.61 |
11.50 | 52291.74 |
11.60 | 44320.98 |
11.70 | 28807.11 |
11.80 | 12228.59 |
11.90 | 2146.41 |
12.00 | 1678.62 |
12.10 | 1702.96 |
12.20 | 1727.33 |
12.30 | 1751.67 |
12.40 | 1776.01 |
12.50 | 1800.34 |
что соответствует расчетной оптимальной объявленной осадке
В связи с тем, что в период расчета на Ильичевском подходном канале минимальная глубина была увеличена с 12,0 до 12,2 м, к расчетной объявленной осадке вводится поправка на изменение глубин по формулам:
Эта осадка и была объявлена администрацией порта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
(справочное)
ПРИМЕР РАСЧЕТА ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ ПО МИНИМУМУ ПРИВЕДЕННЫХ ЗАТРАТ
Расчет выполнен для подходного канала порта Ильичевск. Данные о гидрометеорологических условиях и рассчитанные в соответствии с ними значения среднего простоя судна в функции от объявленной осадки приняты по результатам предыдущего примера. Причем в табл.П.5.5 внесена поправка, учитывающая изменение глубины канала за счет выполненных дноуглубительных работ на 0,2 м - с 12,0 до 12,2 м.
Для расчета приведенных затрат используются данные о фактических перевозках советскими судами с осадкой, превышающей расчетную, за 10 месяцев 1982 г. Необходимые сведения приведены в табл.П.6.1.
Таблица П.6.1
Работа крупных судов в порту Ильичевск за 10 месяцев 1982 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип судна (наименование)
| Балансовая стоимость судна , руб. | Наименование груза и норма грузовых работ , т/ч | Рейс | Ходовое время , сут | Себестоимость содержания судна , руб./сут | Число рейсов | |
|
|
|
|
| на ходу
| на стоянке |
|
"Маршал Буденный" | 18974000 | Бокситы 770 | Из порта Картье | 10.0 | 15945 | 13715 | 1 |
"Николай Вознесенский" | 8500000
| Уголь 630
| В Югославию | 3.0
| 7468
| 5754 | 1 |
"Ион Солтыс" | 17445000 | Трубы б.д. 227 | Из Сингапура | 12.28 | 11877 | 9656 | 1 |
"Совфрахт" | 7500000 | Зерно 180 | Из Аргентины | 28.0 | 3693 | 3068 | 2 |
Результаты расчета приведенных затрат на перевозку 1 т груза по формулам (2.2), (2.3) и (2.4) для каждого рейса при различных значениях объявленной осадки приводятся в табл.П.6.2-П.6.5.
Таблица П.6.2
"Маршал Буденный" - перевозка бокситов
|
|
|
|
|
1. Объявленная осадка , м | 11.3 | 11.5 | 11.6 | 11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке , т | 57864 | 59600 | 60468 | 61336 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям , сут | 0.044 | 0.147 | 0.304 | 0.812 |
4. | 0.753 | 0.776 | 0.811 | 0.924 |
5. | 2.756 | 2.675 | 2.637 | 2.600 |
6. (4)+(5)= | 3.509 | 3.451 | 3.448 | 3.524 |
7. | 5.284 | 5.200 | 5.198 | 5.230 |
Таблица П.6.3
"Николай Вознесенский" - перевозка угля
|
|
|
|
|
1. Объявленная осадка , м | 11.3 | 11.5 | 11.6 | 11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке , т | 33895 | 34835 | 35305 | 35775 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям , сут | 0.044 | 0.147 | 0.304 | 0.812 |
4. | 0.388 | 0.405 | 0.430 | 0.511 |
5. | 0.661 | 0.643 | 0.635 | 0.626 |
6. (4)+(5)= | 1.049 | 1.048 | 1.065 | 1.140 |
7. | 1.594 | 1.595 | 1.623 | 1.743 |
Таблица П.6.4
"Ион Солтыс" - перевозка труб большого диаметра
|
|
|
|
|
1. Объявленная осадка , м | 11.3 | 11.5 | 11.6 | 11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке , т | 43450 | 44586 | 45154 | 45722 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям , сут | 0.044 | 0.147 | 0.304 | 0.812 |
4. | 1.782 | 1.804 | 1.837 | 1.944 |
5. | 3.357 | 3.271 | 3.230 | 3.190 |
6. (4)+(5)= | 5.139 | 5.075 | 5.067 | 5.134 |
7. | 8.488
| 8.389
| 8.380 | 8.503 |
Таблица П.6.5
"Совфрахт" - перевозка зерна
|
|
|
|
|
1. Объявленная осадка , м | 11.3 | 11.5 | 11.6 | 11.7 |
2. Грузоподъемность при этой осадке , т | 36982 | 38006 | 38518 | 39030 |
3. Средний простой судна по гидрометеоусловиям , сут | 0.044 | 0.147 | 0.304 | 0.812 |
4. | 0.747 | 0.722 | 0.734 | 0.744 |
5. | 2.796 | 2.721 | 2.685 | 2.649 |
6. (4)+(5)= | 3.543 | 3.443 | 3.419 | 3.423 |
7. | 6.594 | 6.439 | 6.397 | 6.412 |
По данным таблиц находим значения суммарных приведенных затрат по всем рейсам для каждого значения объявленной осадки:
("Совфрахт" выполнил два рейса, остальные суда - по одному).
Результаты расчетов по этой формуле представлены в табл.П.6.6.
Таблица П.6.6
Значения суммарных приведенных затрат при различных объявленных осадках
|
|
, м | , руб. |
11.3 | 28.55 |
11.5 | 28.06 |
11.6 | 28.00* |
11.7 | 28.30 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
(справочное)
ПРИМЕР РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ВНЕДРЕНИЯ РУКОВОДСТВА ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
Экономический эффект от внедрения настоящего Руководства может быть определен только для конкретного порта при известном (планируемом) грузопотоке и наличии статистических данных о гидрометеорологической обстановке.
Приводимый ниже расчет выполнен для порта Ильичевск, где в 1978 г. проводилось опытное внедрение Руководства. Этому году соответствуют принятые в расчете исходные данные. Расчет дает представление об экономической целесообразности использования Руководства в практической деятельности портов и пароходств.
С помощью критерия приведенных затрат сопоставляются потери от простоя крупнотоннажных судов в ожидании благоприятных условий для проводки с эффектом, получаемым от увеличения загрузки этих судов.
Определение годового экономического эффекта произведено в соответствии с Методикой определения экономической эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и рационализаторских предложений (М., 1981) и основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой технологии.
Экономический эффект достигается за счет возможного увеличения грузоподъемности судов этого типа на 1700 т при увеличении их осадки на 30 см. При этом исключается необходимость выполнения дополнительных дноуглубительных работ.
Приведенные затраты определяются как сумма себестоимости и нормативной прибыли:
Годовой экономический эффект от внедрения новой технологии (в данном случае от перевозки грузов при новой объявленной осадке) определяется по формуле
В расчете учтен эффект только по советским судам типа "Зоя Космодемьянская", перевозившим в 1978 г. руду в Японию.
Расчет экономических показателей
|
|
|
|
|
Наименование показателей | Обозначение и формула | Показатель | ||
|
| Базовый вариант | Внедряемый вариант | |
1. | Объявленная осадка, м | 11,0 | 11,3 | |
2. | Балансовая стоимость, руб. | 24,58 ·10 | 24,58 ·10 | |
3. | Число рейсов | 16 | 16 | |
4. | Загрузка судна, т | 42900 | 44600 | |
5. | Дальность перевозки, мили | 8732 | 8732 | |
6. | Средняя скорость судна, миль/сут | 259 | 259 | |
7. | Ходовое время, сут | 33,70 | 33,70 | |
8. | Средний простой судна по гидрометеоусловиям, сут | 0,03 | 0,15 | |
9. | Нормы грузовых работ, т/ч: |
|
|
|
| при погрузке
| 390 | 390 | |
| при выгрузке
| 830 | 830 | |
10. | Стояночное время, сут | 4,58 | 4,76 | |
11. | Себестоимость содержания судна, руб./сут: |
|
|
|
| на ходу
| 9516 | 9516 | |
| на стоянке | 8707 | 8707 | |
12. | Эксплуатационные расходы за один рейс, руб. | 360567 | 362135 | |
13. | Себестоимость перевозки 1 т руды, руб./т | 8,40 | 8,12 | |
14. | Удельные капиталовложения на перевозку 1 т руды, руб./т | 60,09 | 58,07 | |
15. | Годовой объем перевозки руды, т | 686400 | 713600 | |
16. | Себестоимость научно-исследовательской работы, руб. | - | 25000 | |
17. | Приведенные затраты, руб./т | 17,413 | 16,830 |
По результатам таблицы и в соответствии с формулой (П.7.2) годовой экономический эффект от внедрения Руководства в Ильичевском морском порту составляет:
В том числе от снижения себестоимости:
Полученный экономический эффект учитывает совместное влияние потерь от простоя крупных судов в ожидании благоприятных метеорологических условий для проводки по каналу и дополнительного дохода от увеличения загрузки судов.