РД 31.63.02-83
РУКОВОДСТВО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ СУДОВ В МОРСКИХ ПОРТАХ
Дата введения 1983-04-01
РАЗРАБОТАНО Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом морского транспорта "Союзморниипроект" (Одесский филиал "Черноморниипроект") в научно-исследовательской лаборатории морских каналов и портовых акваторий
Директор Союзморниипроекта В.П.Грузинов
Директор Одесского филиала "Черноморниипроект" В.А.Яценко
ИСПОЛНИТЕЛИ:
заведующий научно-исследовательской лабораторией В.Г.Мирошниченко (руководитель);
заведующий сектором В.Т.Соколов;
старший научный сотрудник Г.Д.Журавицкий;
старший научный сотрудник С.П.Заблоцкая;
младший научный сотрудник М.А.Краснова
СОГЛАСОВАНО Всесоюзным объединением "Морстройзагранпоставка"
Заместитель председателя В.Г.Королев
УТВЕРЖДЕНО Всесоюзным объединением "Мореплавание" 21 марта 1983 г.
Председатель Б.С.Майнагашев
ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ
Инструктивным письмом ММФ от 21 марта 1983 г. N МП-01-24/320 срок введения в действие установлен с 1 апреля 1983 г.
Руководство устанавливает порядок и методику расчета объявленной осадки судов в морских портах, оборудованных искусственными водными подходами, и является обязательным при расчете объявленной осадки для морских портов.
Руководство не применяется для принятия оперативных решений о проводке судов по каналу.
1. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
1.1. Осадка судов, принимаемых портом в течение навигационного периода, объявляется в Обязательном постановлении по порту.
1.2. Объявленная осадка в порту назначается в соответствии с гидрометеорологическими условиями, принятыми при проектировании или эксплуатации подходного канала, существующими глубинами и предусматривает прием судов с расчетными для данного канала главными размерениями.
1.3. В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, руководство обязывает администрацию портов назначать оптимальную объявленную осадку, обеспечивающую максимальную интенсивность перевозок при минимальных приведенных затратах на тонну перевозимого груза.
1.4. Расчет оптимальной объявленной осадки автоматизирован и выполняется ЭВМ по специально разработанной программе. Результаты расчета являются основанием для назначения объявленной осадки.
1.5. Необходимые для расчета значения навигационных запасов глубины под килем судна определяются в соответствии с действующими Нормами технологического проектирования морских каналов (ВСН 19-70).
2. РАСЧЕТ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
2.1. Расчет объявленной осадки судов в морских портах выполняется на основе многолетних статистических данных о гидрометеорологических условиях района, габаритах каналов и их изменении в процессе эксплуатации, судо- и грузообороте портов на планируемый год.
2.2. Расчет объявленной осадки включает следующие основные операции:
обработку информации по гидрометеорологическим условиям за 5-летний период, включающей ежесуточные сведения об интенсивности и направлении волнения и отметках уровня;
вычисление ежесуточных проходных осадок и построение временного ряда;
построение потока помех для ряда возможных значений объявленной осадки и вычисление его статистических характеристик;
определение зависимости между средним временем простоя судна по гидрометеорологическим условиям и объявленной осадкой;
вычисление критериев эффективности для каждого рейса, судна и рода груза и суммарного критерия (целевой функции задачи) для порта в целом;
определение объявленной осадки, соответствующей максимальному значению целевой функции.
2.3. Зависимость среднего времени простоя судна от объявленной осадки
определяется с помощью математической модели канала, разработанной на основе теории массового обслуживания.
2.4. Объявленная осадка является оптимальной, если она соответствует минимальному значению суммарных приведенных затрат на перевозку 1 т груза.
Расчет приведенных затрат по каждому рейсу производится по формуле
где
В формулах (2.2), (2.3) и (2.4) обозначено:
Как уменьшение, так и увеличение объявленной осадки относительно оптимальной приводит к росту затрат, в первом случае за счет неполного использования грузоподъемности судна, во втором - увеличения средней продолжительности простоев, когда проходная осадка на канале не обеспечивается по гидрометеорологическим условиям.
Оптимальная объявленная осадка определяется условием
где суммирование производится по всем судо-заходам с осадкой, превышающей расчетную.
Пример расчета объявленной осадки по минимуму приведенных затрат приводится в приложении 6 (справочном).
В машинном алгоритме оптимальная объявленная осадка находится из решения двойственно-сопряженной задачи на максимум критерия, оценивающего интенсивность процесса перевозки:
где критерий эффективности отдельного рейса выражается соотношением
В пределах точности расчета оптимальная объявленная осадка по критериям (2.5) и (2.6) получается одинаковой.
Во всех формулах масса перевозимого груза определяется грузоподъемностью судна при осадке, равной объявленной; ходовое время - расстоянием между портами отправления и назначения и скоростью судна на переходе; время грузовых операций - родом груза, типом судна и действующими нормативами времени грузовых работ.
2.5. Если канал состоит из нескольких колен, то расчет объявленной осадки должен выполняться для каждого колена, а объявленная осадка назначается по наименьшему из полученных ее значений.
2.6. Исходные данные готовятся администрацией порта либо, если это предусмотрено договорными обязательствами, специалистами той организации, которой поручается выполнить расчет объявленной осадки.
Статистические данные о гидрометеорологической обстановке на канале представляются по заявке капитана порта гидрометеорологической службой, обслуживающей данный порт.
Сведения о планируемых грузопотоках и о расстановке судов, необходимые для расчета эффективности, представляются плановыми отделами пароходств по запросу капитана порта.
Все исходные данные оформляются на бланках исходной информации в порядке, предусмотренном инструкцией по их заполнению.
Формы бланков исходной информации БИИ-1, БИИ-2, БИИ-3 и инструкция по их заполнению приводятся в приложении 2 (обязательном).
2.7. Исходные данные перфорируются в виде трех блоков согласно инструкции оператору, приведенной в приложении 4 (обязательном).
2.8. В первый блок включаются:
продолжительность расчетного периода, лет;
название порта;
2.9. Во втором блоке формируются данные гидрометеорологической обстановки по годам:
год расчета;
2.10. В третьем блоке формируются данные для экономического обоснования объявленной осадки:
Алгоритм расчета приводится в приложении 3 (обязательном).
2.11. Печать результатов предусматривает два варианта - рабочий (индекс "0") и исследовательский (индекс "1").
2.12. В рабочем варианте на печать выводятся:
исходные данные, содержащиеся в бланках исходной информации;
таблица зависимости среднего простоя судна от объявленной осадки;
2.13. В исследовательском варианте дополнительно выводятся на печать:
массивы проходной осадки;
массивы числа помех;
распределение помех по длительности.
2.14. Описание программы, алгоритм расчета и инструкция оператору приводятся в приложениях 3, 4 (обязательных).
3. НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЯВЛЕННОЙ ОСАДКИ
3.1. Объявленная осадка назначается администрацией порта на основании выполненного расчета сроком на один год или на навигационный период.
3.4. Администрация порта может сохранить на следующий срок значение объявленной осадки прошлого года, если глубины канала сохраняются, а в составе судо- и грузооборота в предстоящем году не ожидается изменений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
(обязательное)
ТЕРМИНОЛОГИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
В портах, где планируется прием советских судов с размерениями, превышающими расчетные, оптимальная объявленная осадка для этих судов устанавливается с учетом максимальной интенсивности перевозок при минимальных приведенных затратах.
П.1.7. Нижняя бровка - линия, разграничивающая поверхность откоса и дна канала.
П.1.14. Поток помех - последовательность случайных событий, состоящих в наступлении и прекращении простойных ситуаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
(обязательное)
ФОРМЫ БЛАНКОВ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ И
ИНСТРУКЦИЯ ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ
Бланк исходной информации БИИ-1
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.