ГОСТ 27815-88 Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции (Правила ЕЭК ООН N 36).
ГОСТ 27815-88
(Правила ЕЭК ООН N 36)
Группа Д21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
АВТОБУСЫ
Общие требования к безопасности конструкции
Buses. Safety of construction. General requirements
ОКП 45 1700
Срок действия с 01.01.89
до 01.01.94*
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И.Гнипович, канд. техн. наук (руководитель темы); Ю.Н.Сидоров; Я.М.Штойко; Л.С.Гаронин, канд. техн. наук; С.П.Замойский; Ю.С.Чухустов
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.08.88 N 3086
3. Стандарт является аутентичным текстом Правил ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования", вступивших в силу с 01.03.76:
|
|
|
документа | Е/ЕСЕ/324
E/ECE/TRANS/505 | Rev. I/Add.35, включающего |
в себя поправки серии 01, вступившие в силу с 08.02.82; | ||
документ | Е/ЕСЕ/324
E/ECE/TRANS/505 | Rev.I/Add.35/Amend. 1 и |
поправки серии 02, вступившие в силу с 07.09.86; | ||
документ | Е/ЕСЕ/ 324 E/ECE/TRANS/505 | Rev.I/Add.35/Amend. 2 |
4. ВЗАМЕН ГОСТ 10022-75, ГОСТ 21777-76, ГОСТ 20774-75
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 11.12.90 N 3091 c 01.07.91 и опубликованное в ИУС N 3, 1991 год
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 36 "Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования", прилагаемые в качестве добавления 35 к Соглашению "О принятии единообразных условий официального утверждения предметов, оборудования и частей механических транспортных средств", заключенному в Женеве 20 марта 1958 года.
Разделы 2 (пп.2.2 и 2.3), 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, приложения 1 и 2, касающиеся официального утверждения типа автобуса, относятся к автобусам, предназначенным для поставок на экспорт в страны, применяющие настоящие Правила ЕЭК ООН N 36.
Стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для реализации в СССР.
Стандарт не распространяется на автобусы, производство которых начато до введения в действие настоящего стандарта.
Все требования стандарта, кроме приложения 6, являются обязательными.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на одноэтажные одиночные и сочлененные автобусы общего пользования вместимостью более шестнадцати стоящих и сидящих пассажиров, кроме водителя.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2. ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
2.1. Автобус общего пользования - автотранспортное средство, которое сконструировано и оборудовано для перевозки им, как общественным транспортом, более 8 пассажиров. Существует три класса автобусов общего пользования: класс I - городской автобус; класс II - междугородный автобус и класс III - автобус дальнего следования. При этом автобус любого из указанных классов может быть отнесен к более чем одному классу. В этом случае он может быть официально утвержден в каждом из классов, которым он соответствует.
2.1.1. Городской автобус (класс I) - автобус, сконструированный и оборудованный для городских и пригородных перевозок; в автобусе этого класса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров; конструкцией этих автобусов предусматривается возможность перемещения пассажиров в соответствии с частыми остановками.
2.1.2. Междугородный автобус (класс II) - автобус, сконструированный и оборудованный для междугородных перевозок; в автобусе этого класса вне прохода нет участков, специально предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих в проходе пассажиров на короткие расстояния.
2.1.3. Автобус дальнего следования (класс III) - автобус, сконструированный и оборудованный для перевозки только сидящих пассажиров на большие расстояния с достаточно высокой степенью комфортабельности.
2.1.4. Сочлененный автобус - автобус классов I, II или III, который состоит из двух жестких секций, неразъемно соединенных друг с другом при помощи поворотной секции. В автобусах этого типа пассажирские помещения обеих жестких секций соединены друг с другом. Поворотная секция позволяет пассажирам свободно переходить из одной жесткой секции в другую.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2. Тип автобуса - категория автобусов, не имеющих между собой существенных различий в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.
2.3. Официальное утверждение автобуса - официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик конструкции, к которым предъявляются требования настоящего стандарта.
2.4. Пассажирская дверь - дверь, используемая пассажирами в обычных условиях эксплуатации, когда водитель находится на рабочем месте.
2.5. Двойная дверь - дверь, имеющая два прохода или проход, эквивалентный двум проходам.
2.6. Аварийная дверь - дверь, предусматриваемая дополнительно к пассажирским дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах и особенно в случае опасности.
2.7. Аварийное окно - окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.8. Двойное аварийное окно - аварийное окно, при делении которого на две части воображаемой вертикальной линией (или плоскостью) получаются такие две части, каждая из которых отвечает требованиям в отношении размеров и доступа, предъявляемых к одинарному аварийному окну.
2.9. Аварийный люк - люк в крыше, предназначенный для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.
2.10. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк.
2.11. Выход - пассажирская дверь или аварийный выход.
2.12. Пол или площадка - часть кузова, на которой стоят пассажиры, на которую опираются ноги сидящих пассажиров и водителя и которая служит также для крепления сидений.
2.13. Проход - пространство, предназначенное для доступа пассажиров от любого сиденья или ряда сидений к любому другому сиденью или ряду сидений или к любому входному проходу от любой пассажирской двери. Проход не включает в себя пространство в пределах до 30 см перед сиденьем или рядом сидений, которое предназначено для размещения ног сидящих пассажиров, а также не включает в себя лестницу, ступеньки или любое другое пространство перед сиденьем или рядом сидений, которое предназначено только для пассажиров, занимающих это сиденье или ряд сидений.
2.12, 2.13. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2.14. Отделение водителя - пространство, предназначенное исключительно для водителя, в котором расположены рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления автобусом.
2.15. Масса снаряженного автобуса - масса автобуса в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и багажа, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазкой, инструментом и запасным колесом, если имеется.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.16. Полная конструктивная масса - допустимая максимальная масса, заявленная предприятием-изготовителем автобуса и признанная компетентным органом, предоставляющим официальное утверждение (эта масса может превышать "максимальную разрешенную массу", регламентируемую национальным компетентным органом).
2.17. Неразъемное соединение двух секций сочлененного автобуса - соединение, которое можно разъединить только с использованием оборудования, имеющегося только в мастерской.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3. ЗАЯВКА НА ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
3.1. Заявка на официальное утверждение типа автобуса в отношении характеристик его конструкции представляется предприятием-изготовителем автобуса или его официально уполномоченным представителем.
3.2. К каждой заявке должны быть приложены перечисленные ниже документы и сведения в трех экземплярах:
3.2.1. Подробное описание типа автобуса в отношении его конструкции, размеров, формы и использованных материалов.
3.2.2. Чертежи автобуса и его внутреннего оборудования.
3.2.3. Данные, приведенные ниже:
3.2.3.2. Нагрузка от полной конструктивной массы, приходящаяся на каждую ось, в килограмм-силах.
3.2.4. Устройства для перевозки багажа, если они предусмотрены.
3.2.11. Класс или классы, к которому или к которым относится автобус, представляемый для официального утверждения.
3.3. Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должен быть представлен автобус, представляющий тип автобуса, подлежащего официальному утверждению.
4. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
4.1. Если автобус, представленный на официальное утверждение на основании Правил ЕЭК ООН N 36, удовлетворяет требованиям разд.5 настоящего стандарта, данному типу автобуса предоставляют официальное утверждение.
4.2. Каждому официально утвержденному типу автобуса присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого указывают номер серии поправок к Правилам ЕЭК ООН N 36 (в настоящее время "02", что соответствует поправкам серии 02, вступившим в силу 7 сентября 1986 г.), соответствующих последним значительным техническим изменениям, внесенным в эти Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот же номер другому типу автобуса, определенному в соответствии с п.2.2.
4.3. Стороны Соглашения, применяющие Правила ЕЭК ООН N 36, уведомляются об официальном утверждении или об отказе в официальном утверждении типа автобуса на основании настоящего стандарта по форме, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящему стандарту, и чертежей конструкции автобуса (представляемых предприятием, сделавшим заявку на официальное утверждение), максимальным форматом А4 (210х297 мм) или кратным ему форматом и в соответствующем масштабе.
4.4. На каждом автобусе, соответствующем типу автобуса, официально утвержденному на основании настоящего стандарта, должны проставляться на видном и легко доступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения:
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.1. Международный знак официального утверждения, состоящий:
_________________
* 1 - Федеративная Республика Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чехословакия, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Великобритания, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - Германская Демократическая Республика, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Союз Советских Социалистических Республик; следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения "О принятии единообразных условий официального утверждения о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств" или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
4.4.1.1, 4.4.1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.2. Дополнительное обозначение, отделенное от номера, указанного в п.4.4.1.2, вертикальной линией и состоящее из римской цифры, соответствующей классу (классам), в котором (которых) автобус был официально утвержден.
4.5. Если автобус соответствует типу автобуса, официально утвержденному в СССР на основании других приложенных к Соглашению Правил, не следует повторять обозначение, предусмотренное в п.4.4.1.1; в этом случае номер, указанный в п.4.4.1.2, а также номера официальных утверждений и дополнительные обозначения других Правил ЕЭК ООН, в соответствии с которыми в СССР предоставляется официальное утверждение, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в п.4.4.1.1.
4.6. Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7. Знак официального утверждения помещают рядом с прикрепляемой предприятием-изготовителем табличкой, на которой приведены характеристики автобуса, или проставляется на этой табличке.
4.8. Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении 2.
5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
5.1. Распределение нагрузки
5.1.1. Распределение нагрузки от автобуса, стоящего на горизонтальном участке дороги, должно быть таким, чтобы на переднюю ось или оси приходилось не менее:
5.1.1.1. 25% нагрузки от массы снаряженного автобуса в сумме с массой 75 кг, размещенной на сиденьи водителя, причем это значение может быть снижено до 20% для автобусов, относящихся к классу I.
5.1.1.3. Для сочлененных автобусов - 20% нагрузки от массы в снаряженном состоянии, как указано в п.5.1.1.1, и от полной конструктивной массы, как указано в п.5.1.1.2.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
5.2. Площадь, предназначенная для пассажиров
5.2.1.1. Площади отделения водителя;
5.2.1.2. Площади ступенек у дверей и любой другой ступеньки глубиной не более 30 см;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.1.3. Площади любого участка, имеющего свободное пространство высотой менее 135 см от уровня пола или площадки, предназначенной для размещения ног сидящего пассажира;
5.2.1.4. Площади любой части поворотной секции сочлененного автобуса, находящейся за поручнями и/или ограждениями.
5.2.2.1. Для автобусов класса I:
5.2.2.1.1. Площади участков, расположенных вне прохода, где уклон пола не менее 6%, а для участков, указанных в п.5.6.6, превышает 8%;
5.2.2.1.2. Площади участков, которые не являются доступными для стоящего пассажира при всех занятых сиденьях;
5.2.2.1.3. Площади участков, где свободная высота над уровнем пола составляет менее 190 см, а для участков, находящихся позади поперечной вертикальной плоскости, расположенной на расстоянии 1,5 м впереди оси заднего моста, - менее 180 см (при этом поручни и ручки во внимание не принимают);
5.2.2.1.4. Площади, расположенной перед вертикальной плоскостью, проходящей через центр поверхности подушки сиденья водителя (когда оно находится в своем крайнем заднем положении) и центр наружного зеркала заднего вида, расположенного на противоположной стороне автобуса;
5.2.2.2. Для автобусов класса II:
площади всех участков, расположенных вне прохода.
5.3. Число мест
Таблица 1
|
|
|
Класс
| Масса пассажира , кг | Площадь на одного стоящего пассажира , м /пассажиров |
Класс I** | 68 | 0,125 |
Класс II | 71* | 0,15 |
Класс III | 71* | Стоящие пассажирыне допускаются |
_________________
* Включая массу ручной клади, равную 3 кг.
** Если автобус класса II или класса III официально утверждают в качестве автобуса класса I, массу багажа, перевозимого в багажных отделениях, доступных только снаружи автобуса, не принимают во внимание.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4. Противопожарная защита
5.4.1. Моторное отделение
5.4.1.1. В моторном отделении не допускается использование какого-либо легковоспламеняющегося либо абсорбирующего топлива и масло материала, если он не покрыт непроницаемым для топлива и масла материалом.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.1.2. Конструкция моторного отделения должна исключать возможность накопления топлива или масла в любом его месте, для чего, при необходимости, могут предусматриваться дренажные отверстия.
5.4.1.3. Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким, как устройство, предназначенное для поглощения энергии, например, замедлитель, или отопитель помещения, за исключением использующего для своих функций горячую воду) и остальной частью автобуса должна быть размещена перегородка из огнестойкого материала.
5.4.2. Заливные горловины топливных баков
5.4.2.1. Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только снаружи автобуса.
5.4.2.2. Заливные горловины топливных баков должны быть размещены на расстоянии не менее 50 см от любого дверного проема, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 25 см - если он предназначен для дизельного топлива; они не должны быть размещены в пассажирском помещении или отделении водителя. Расположение отверстий заливных горловин должно быть таким, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему при заправке.
5.4.2.3. Утечка топлива через пробку заливной горловины или через устройство для выравнивания давления в баке не допускается, даже в случае, когда бак полностью опрокинут, но просачивание допускается.
5.4.2.4. Если заливная горловина расположена на боковых сторонах автобуса, то пробка в закрытом положении не должна выступать за прилегающую поверхность кузова.
5.4.2.5. Конструкция пробок заливных горловин должна исключать возможность их самопроизвольного открывания.
5.4.3. Топливные баки
5.4.3.1. Конструкция крепления топливных баков должна быть надежной. Расположение баков должно быть таким, чтобы обеспечивалась их защита конструкцией автобуса в случае лобового столкновения. Ни один из элементов топливного бака не должен находиться на расстоянии менее 60 см от передней поверхности кузова.
5.4.3.2. Ни один из элементов топливного бака не должен выступать за габаритную ширину кузова.
5.4.3.3. Все топливные баки подвергают гидравлическому испытанию на воздействие внутреннего давления, проводимому на отдельном комплекте с заливным патрубком, горловиной и пробкой серийного производства. Бак полностью заполняют водой. После исключения всякого сообщения с наружной атмосферой в баке через трубку топливопровода постепенно увеличивают относительное давление до значения, вдвое превышающего рабочее, но не менее 0,3 бар, которое поддерживают в течение одной минуты. В течение этого времени в стенках бака не должно появиться ни трещин, ни утечек, но допускается остаточная деформация.
5.4.3.4. Топливные баки должны быть коррозионностойкими.
5.4.3.5. Любое избыточное или любое давление, превышающее рабочее, должно автоматически сбрасываться с помощью соответствующих компенсационных устройств (вентилей, предохранительных клапанов и т.п.). Конструкция этих устройств должна полностью исключать возможность возникновения пожара.
5.4.4. Система питания
5.4.4.1. В отделениях, предназначенных для пассажиров и водителя, не должно быть никаких устройств и элементов топливной системы.
5.4.4.2. Размещение топливопроводов и остальных элементов топливной системы должно максимально обеспечивать их защиту от повреждений.
5.4.4.3. Перекосы, изгибные деформации и вибрации всей конструкции автобуса или его силовой установки не должны вызывать чрезмерных напряжений в топливопроводах.
5.4.4.4. Конструкция и установка соединений трубок или шлангов с жесткими элементами системы питания должны обеспечивать их герметичность в условиях эксплуатации независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции автобуса или его силовой установки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.4.5. Размещение элементов топливной системы должно быть таким, чтобы в случае утечки топливо попадало только на дорогу и полностью исключалась возможность его попадания на элементы выхлопной системы.
5.4.5. Аварийный выключатель
5.4.5.1. Автобус должен быть оснащен аварийным выключателем, расположенным в пределах досягаемости с рабочего места водителя и предназначенным для одновременного осуществления следующих функций:
5.4.5.1.1. Быстрой остановки двигателя;
5.4.5.1.2. Приведения в действие устройства для прекращения подачи топлива, которое должно быть установлено на топливопроводе возможно ближе к топливному баку;
5.4.5.1.3. Приведения в действие выключателя аккумуляторной батареи, который должен быть установлен возможно ближе к ней и способного отключать как минимум одну из ее клемм от сети электрооборудования, за исключением цепи, обеспечивающей выполнение функций, указанных в п.5.4.5.1.4, и цепи питания тахографа;
5.4.5.1.4. Автоматического включения системы аварийной сигнализации автобуса.
5.4.5.2. Аварийный выключатель должен быть четко обозначен и иметь ясное описание способа приведения его в действие.
5.4.5.3. Кроме аварийного выключателя, функции, приведенные в п.5.4.5.1, могут также выполняться отдельными органами управления при условии, что эти органы не препятствуют срабатыванию аварийного выключателя.
5.4.6. Электрооборудование
5.4.6.1. Все электрические провода должны быть надежно изолированы, и все элементы электрооборудования должны выдерживать воздействие температуры и влажности, которому они подвергаются. В моторном отделении все элементы электрооборудования должны выдерживать воздействие соответствующих температур, масла и испарений.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.4.6.2. Ни в одном из проводов электрической цепи не допускается ток, сила которого превышает допустимое значение для данного провода, с учетом способа его установки и максимальной окружающей температуры.
5.4.6.3. Каждая электрическая цепь питания любого элемента оборудования, кроме стартера, цепи зажигания (в случае принудительного зажигания), свечей зажигания, устройства остановки двигателя, зарядной цепи и аккумуляторной батареи, должна оснащаться плавким предохранителем или автоматическим размыкателем. Однако цепи, питающие устройства с малым потреблением тока, могут оснащаться общим плавким предохранителем или автоматическим размыкателем при условии, что сила проходящего через него тока не будет превышать 16 А.
5.4.6.4. Все провода должны быть надежно защищены и прочно укреплены, чтобы исключалась возможность их обрыва, перетирания или износа.
5.4.6.5. В случаях, когда среднеквадратичное значение напряжения в одной или нескольких электрических цепях автобуса превышает 100 В, на каждой клемме незаземленного источника энергии должен быть установлен изолированный ручной выключатель, позволяющий отключить все указанные электрические цепи от основного источника питания; эти выключатели должны быть расположены в автобусе в зоне досягаемости с рабочего места водителя при условии, что ни один из таких выключателей не должен выключать какую-либо электрическую цепь питания обязательных внешних огней автобуса.
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.