ГОСТ Р ИСО 56002-2020
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Инновационный менеджмент
СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Руководящие указания
Innovation management. Innovation management system. Guidance
ОКС 03.100.01
03.100.40
Дата введения 2021-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 697-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 56002:2019* "Инновационный менеджмент. Системы инновационного менеджмента. Руководящие указания" (ISO 56002:2019 "Innovation management - Innovation management system - Guidance", IDT).
Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISO/ТС 279 "Инновационный менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
0.1 Общие сведения
Способность организации к инновациям можно считать ключевым фактором ее устойчивого роста, экономической жизнеспособности, а также фактором повышения благосостояния и развития всего общества в целом.
Инновационный потенциал организации состоит в способности восприятия и реагирования на изменяющиеся условия в ее рабочей среде (организационном контексте), на использование новых возможностей, знаний и творческого потенциала сотрудников организации, а также возможностей, открывающихся в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Организация будет способна с большей эффективностью и результативностью создавать инновации, если управление всеми необходимыми мероприятиями (и другими взаимосвязанными или взаимодействующими элементами) будет осуществляться как управление системой.
Система инновационного менеджмента (далее - IMS-система) ориентирует организацию на разработку инновационной концепции (видения), инновационной стратегии, инновационной политики и постановку целей ее инновационного развития, а также на обеспечение поддержки процессов, необходимых для достижения намеченных целей.
В соответствии с настоящим стандартом к потенциальным выгодам от внедрения IMS-системы в организации относятся:
a) повышение способности организации работать в условиях неопределенности;
b) рост темпов развития организации, ее доходов, прибыли и конкурентоспособности;
c) снижение затрат и потерь, а также повышение эффективности и рациональности использования ресурсов;
d) повышение устойчивости и способности организации противостоять внешним воздействиям;
e) повышение степени удовлетворения потребностей пользователей, клиентов, сотрудников и других заинтересованных сторон;
f) непрерывное обновление портфеля инновационных предложений;
g) стимулирование и поддержание заинтересованности сотрудников организации в инновациях;
h) повышение способности организации привлекать к своим работам партнеров, сотрудников и финансовые ресурсы;
i) повышение репутации организации и оценки ее деятельности и
j) повышение степени соответствия организации требованиям нормативных документов и другим предъявляемым требованиям.
0.2 Принципы инновационного менеджмента
Настоящий стандарт основан на использовании принципов инновационного менеджмента (далее - IM-менеджмента), которые содержат формулировки и описание каждого принципа, обоснование их важности для организации, примеры преимуществ, получаемых с использованием этих принципов, и, кроме того, примеры мероприятий, которые организация может проводить для повышения эффективности применения данных принципов.
Следование таким принципам формирует основу успешного функционирования IMS-системы в организации:
a) реализация ценности;
b) лидерство, нацеленное в будущее;
c) стратегическая направленность инноваций;
d) инновационная культура;
e) использование уникальной и достоверной информации;
f) управление неопределенностью;
g) адаптируемость;
h) системный подход к инновациям.
Указанную совокупность принципов можно считать расширяемой, поскольку их необходимо интегрировать и адаптировать для каждого конкретного случая.
0.3 Система инновационного менеджмента
0.3.1 Общие положения
IMS-система содержит набор взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для реализации ценности и обладающих общей структурой для разработки и реализации инновационных возможностей, оценки эффективности деятельности и достижения намеченных целей организации.
Элементы IMS-системы при ее внедрении могут быть последовательно адаптированы в зависимости от финансового состояния организации и ее рабочей среды (контекста). Полный эффект от внедрения IMS-системы может быть получен только при условии внедрения организацией всех элементов IMS-системы.
В конечном счете эффективность внедрения IMS-системы будет зависеть от заинтересованности руководства организации и от способности ее специалистов расширять инновационные возможности и культуру поддержки инновационной деятельности организации.
|
Рисунок 1 - Представление структуры IMS-системы (со ссылками на пункты настоящего стандарта)
0.3.2 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй"
Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA-цикл, см. ГОСТ Р ИСО 9001) позволяет непрерывно совершенствовать IMS-систему при условии наличия в организации необходимых ресурсов, средств поддержки и управления мероприятиями в сфере инноваций, а также при выявлении и учете всех потенциальных возможностей и рисков.
PDCA-цикл можно применять к системе инновационного менеджмента как в целом, так и к отдельным ее частям. На рисунке 1 приведено сопоставление разделов 4-10 настоящего стандарта с PDCA-циклом, который функционирует с учетом информации, полученной на основе особенностей рабочей среды (контекста) организации (см. раздел 4) и аспектов лидерства ее руководства (см. раздел 5).
PDCA-цикл состоит из следующих этапов:
a) Этап "Планируй": Позволяет устанавливать цели инноваций и определять меры, необходимые для оценки связанных с ними потенциальных возможностей и рисков (см. раздел 6);
b) Этап "Делай": Позволяет реализовывать те меры, которые запланированы для поддержки инноваций и выполнения соответствующих операций (см. разделы 7 и 8);
c) Этап "Проверяй": Позволяет контролировать и (когда это возможно) сопоставлять полученные результаты с намеченными контрольными показателями для инноваций (см. раздел 9);
d) Этап "Действуй": Позволяет принимать меры для непрерывного совершенствования характеристик IMS-системы (см. раздел 10).
0.3.3 Управление неопределенностью и рисками
В инновационной сфере необходимо принимать в расчет высокую степень вариативности и неопределенности процессов, особенно на ранних, исследовательских (креативных) этапах работы, которые характеризуются поиском решений, проведением экспериментов и обучением. В ходе выполнения данных процессов происходит приобретение знаний и снижение степени неопределенности в целом.
Мероприятия в инновационной сфере предполагают возможность принятия рискованных решений, и не все из этих мероприятий могут приводить к инновациям. Не подтвержденные и остановленные проекты являются неотъемлемой частью инноваций и источником обучения, становясь вкладом в проведение последующих подобных мероприятий.
Приемлемая степень риска зависит от устремленности организации к инновациям, от ее производственных возможностей и типов инноваций, приемлемых для организации. Менеджмент рисков можно осуществлять с использованием различных подходов, например путем итеративного обучения, установления партнерских отношений, диверсификации сфер деятельности (с учетом различных уровней риска) и т.д. При этом системный подход имеет решающее значение для понимания взаимозависимостей и управления неопределенностями.
Мероприятия в сфере инноваций можно реализовывать с помощью процессов, которые позволяют определять потенциальные возможности, разрабатывать и проверять различные концепции, разрабатывать и внедрять выработанные решения. Инновационные процессы реализуются итеративно и часто в нелинейной последовательности. При этом они должны быть гибкими и легко адаптируемыми к различным типам инноваций, к которым стремится организация.
Для осуществления своей деятельности в сфере инноваций организации способны создавать унифицированные или обособленные структуры, что может потребовать использования различных стилей руководства, компетенций и инновационной культуры. Внедрение IMS-системы может стимулировать организации на критику существующего в них положения вещей, принципов руководства и структур и будет способствовать эффективному управлению неопределенностями и менеджменту рисков в организациях.
0.4 Связь с другими стандартами на системы менеджмента
В настоящем стандарте применяется общепринятая структура, разработанная ИСО для повышения степени согласованности ее стандартов на системы менеджмента (см. Директивы ИСО/МЭК, Часть 1, Дополнение ИСО, приложение SL). Данная структура позволяет организациям приводить свои требования в соответствие с другими руководствами или требованиями других стандартов на системы менеджмента.
Настоящий стандарт относится к комплексу стандартов ИСО 56000, разработанных ИСО ТК 279, к которым относятся:
a) ИСО 56000 "Системы инновационного менеджмента. Основные положения и словарь" определяет необходимую основу для правильного понимания и применения настоящего стандарта;
b) ИСО/ТО 56004 "Оценка инновационного менеджмента. Руководящие указания" содержит руководящие указания для организаций по планированию, внедрению и последующей оценке IMS-системы;
c) ИСО 56003 "Инновационный менеджмент. Методы и средства организации инновационного партнерства. Руководящие указания";
d) и последующие издания стандартов, содержащие рекомендации касательно вспомогательных методов и инструментов внедрения IMS-системы в организациях.
Внедрение эффективной и результативной IMS-системы может оказывать существенное влияние (или быть подвержено влиянию) на другие системы менеджмента и требовать ее интеграции на различных уровнях.
Стандарты на системы менеджмента дополняют друг друга, однако их также можно использовать и независимо. Настоящий стандарт можно применять совместно с другими стандартами на системы менеджмента, помогая организациям сбалансированно реализовывать существующую продукцию и услуги совместно с исследовательской деятельностью и внедрением новой номенклатуры продукции и услуг, т.е. организации должны найти баланс между руководящими положениями по инновационному менеджменту и положениями других стандартов на системы менеджмента.
Организации, которые ранее не применяли у себя стандарты на системы менеджмента, могут легко воспользоваться настоящим стандартом в качестве отдельного руководства, которое будет внедрено и введено в действие.
1 Область применения
1.1 В настоящем стандарте содержатся рекомендации по разработке, внедрению, поддержанию и непрерывному совершенствованию IMS-системы для ее использования в организациях всех типов и размеров, а именно для:
a) организаций, стремящихся к стабильному успеху в сфере инноваций путем развития и подтверждения своей способности эффективно управлять инновационной деятельностью и достигать намеченных целей;
b) пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон, требующих доказательств инновационного потенциала своих организаций;
c) организаций и всех заинтересованных сторон, стремящихся к повышению качества коммуникаций за счет лучшего понимания функционирования IMS-системы;
d) поставщиков услуг по обучению, оценке деятельности, консультированию по вопросам инновационного менеджмента и систем инновационного менеджмента;
e) лиц, ответственных за выработку политики, стремящихся к повышению эффективности программ поддержки и ориентированных на повышение инновационного потенциала, конкурентоспособности организации и развития общества.
1.2 Рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, носят общий характер и предназначены для применения:
a) в организациях всех типов и размеров, независимо от их принадлежности к конкретной отрасли. При этом основное внимание уделяется уже сложившимся организациям, понимая, что как временные, так и стартап-компании также могут извлекать выгоду от применения рекомендаций, приведенных в настоящем стандарте (в полной мере или частично);
b) для всех типов инноваций, например в сферах производства, услуг, процессов, бизнес-моделей, по степени влияния, начиная от радикальных (прорывных) инноваций до постепенных (инкрементальных), касающихся существующего продукта, услуги, процесса, организации или метода;
c) для всех типов подходов, внутренних и открытых инноваций, в рамках инновационной деятельности, ориентированной на пользователей, рынок, технологии и проектирование.
В настоящем стандарте отсутствуют положения, содержащие детальное описание мероприятий, в нем также отсутствуют какие-либо конкретные требования, средства или методы, применяемые для инновационных сфер деятельности. Положения настоящего стандарта носят исключительно общий и рекомендательный характер.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ISO 56000, Innovation management - Fundamentals and vocabulary (Системы инновационного менеджмента. Основные положения и словарь)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения по ИСО 56000.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа просмотра онлайн ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- IEC Electropedia: доступно по адресу http://www.electropedia.org/.
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
4.1.1 Общие положения
Организация должна регулярно выявлять:
a) внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к намеченным целям организации и влияют на возможности достижения ожидаемых результатов работы IMS-системы;
b) области возможностей, потенциально способствующие реализации ценности.
4.1.2 Внешние проблемы организации
Организация должна регулярно и тщательно изучать внешний контекст, при этом рассматривая вопросы, связанные:
a) с различными областями, охватывающими экономические, рыночные, социальные, культурные, научные, технологические, правовые, политические, геополитические и экологические аспекты;
b) географическим охватом деятельности организации (международной, национальной, региональной или местной);
c) предыдущим опытом, текущей ситуацией и возможными сценариями в будущем;
d) темпами изменений и сопротивлением им;
e) вероятностью возникновения и возможным влиянием тенденций развития;
f) потенциальными возможностями и угрозами, в том числе с теми, которые могут возникать в результате воздействия дестабилизирующих факторов;
g) заинтересованными сторонами.
4.1.3 Внутренние проблемы организации
Организация должна регулярно изучать внутренний контекст (включая свои потенциальные возможности и активы) и рассматривая при этом вопросы, связанные:
a) с концепцией (видением) развития организации, уровнем ее амбиций, направлением ее стратегического развития и основными компетенциями;
b) существующими методиками управления, структурой организации и использованием иных систем менеджмента;
c) общей эффективностью деятельности организации и ее эффективностью в сфере инноваций (например, с ее последними достижениями/неудачами и в сравнении с эффективностью других аналогичных организаций);
d) эксплуатационными аспектами (например, с процессами, бюджетным финансированием, контроллингом и сотрудничеством);
e) потенциалом и степенью зрелости (как элементом жизненного цикла) существующих инновационных предложений и моделями реализации ценности (как результата вложений);
f) уникальностью компетенций сотрудников организации, т.е. с их знаниями, навыками, технологиями, интеллектуальной собственностью, экосистемой, разработкой/продвижением брендов, партнерскими отношениями, инфраструктурой и т.п.;
g) адаптивностью стратегий, процессов, распределения ресурсов и т.п.;
h) культурными аспектами (например, с ценностями, отношениями и заинтересованностью в инновациях сотрудников организации на всех ее уровнях);
i) инновационными компетенциями сотрудников организации за все время существования.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Внешними заинтересованными сторонами могут быть пользователи, клиенты, физические лица, местные сообщества, группы по интересам, партнеры, поставщики, консультанты, профсоюзы, конкуренты, собственники, акционеры, финансирующие организации, контрольно-надзорные органы, органы государственного управления, органы по стандартизации, торгово-промышленные ассоциации.
Заинтересованными сторонами внутри организации могут быть сотрудники ее подразделений всех уровней и другие специалисты, работающие в интересах данной организации.
4.2.1 Организация должна определить, осуществлять мониторинг и анализировать:
a) заинтересованные стороны (в организации и вне ее), существующие или потенциальные, имеющие отношение к IMS-системе и сферам ее потенциальных возможностей;
b) соответствующие потребности, ожидания и требования, предъявляемые заинтересованными сторонами;
c) время и способ взаимодействия или привлечения к инновациям соответствующих заинтересованных сторон.
4.2.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон могут быть связаны:
a) с существующими или перспективными потребностями и ожиданиями организации;
b) заявленными или незаявленными потребностями и ожиданиями организации;
c) реализацией ценности (как финансовой, так и нефинансовой);
d) разной степенью новизны и изменений (от постепенных до радикальных);
e) существующими (или с формирующимися новыми) рынками;
f) любой продукцией, услугами, процессами, моделями, методами и т.п.;
g) инновационными предложениями в основной, смежной или несвязанной области деятельности организации;
h) расширением или изменением уже имеющихся предложений;
i) самой организацией или с ее цепочкой создания ценности, сетью или экосистемой;
j) законодательными и нормативными требованиями, а также с обязательствами по соблюдению данных требований.
4.3 Определение области применения IMS-системы
Организация должна определить свои намерения в сфере инноваций, а также границы IMS-системы для определения области ее применения.
При определении области применения IMS-системы организация должна принимать во внимание:
a) внешние/внутренние проблемы и области потенциальных возможностей организации, указанные в 4.1;
b) соответствующие потребности, ожидания и требования всех заинтересованных сторон, указанные в 4.2;
c) взаимодействие IMS-системы с другими системами менеджмента.
Намерения организации в сфере инноваций могут включать сценарии реализации ее возможностей в тех областях применения, где эти возможности сталкиваются с неопределенностью.
При описании области применения IMS-системы организация должна принимать во внимание, например инновационные предложения, процессы, структуры, функции, партнеров, сотрудничество, географическую и временную область, которые находятся в пределах или вне пределов области применения IMS-системы.
Область применения при необходимости можно корректировать, изменять и оставлять в свободном доступе (для заранее определенного круга лиц) в форме документированной информации.
4.4 Разработка IMS-системы
4.4.1 Общие положения
Организация должна разработать, внедрить, поддерживать и непрерывно совершенствовать IMS-систему в соответствии со своими намерениями по созданию инноваций, включая внедрение необходимых процессов и мер поддержки, а также их взаимодействие в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта и принципами инновационного менеджмента.
Указанные намерения организации являются основой для определения ее инновационной стратегии и должны поддерживаться ее организационной культурой (посредством сотрудничества).
4.4.2 Организационная культура
Организация должна стимулировать культуру, поддерживающую деятельность в сфере инноваций, с целью обеспечения сосуществования креативного и операционно-ориентированного мышления (поведения), поскольку они необходимы для создания инноваций.
4.4.2.1 Организация должна рассмотреть вопрос о создании в ней требуемых условий труда, которые должны характеризоваться:
а) открытостью, любознательностью и ориентацией на пользователя;
b) стимулированием использования обратной связи и предложений;
c) стимулированием к обучению, экспериментированию, креативности, изменениям и критическому анализу существующих предположений;
d) стимулированием к принятию рискованных решений и извлечению уроков из ошибок в процессе работы над проектами;
e) налаживанием связей между сотрудниками организации, их участием в инновационной деятельности и сотрудничеством (внутренние и внешние коммуникации);
f) личностным разнообразием, уважением и инклюзивностью сотрудников организации, мерами регулирования и перспективами деятельности организации в сфере инноваций;
g) общепризнанной ценностью, убеждениями и поведением сотрудников организации;
h) балансом между анализом, основанным на допущениях, и фактологическим анализом и принятием решений;
i) балансом между линейными и нелинейными планированием и процессами.
4.4.2.2 Организациям, обладающим культурой поддержки инновационной деятельности, следует:
a) обеспечивать в своем составе наличие ведущих специалистов (в том числе из руководящего состава) на всех уровнях, которые проявляют заинтересованность в инновационной деятельности и стимулируют ее;
b) использовать механизмы управления, обеспечивающие совместимость различных видов инновационной деятельности и эффективные переходы между ними, с учетом ценностей, убеждений и норм поведения сотрудников организации;
c) обеспечивать поддержку и признание инноваторов, их норм поведения и изложения инновационных предложений и результатов инноваций;
d) создавать стимулы для достижения результатов в сфере инноваций, с акцентом на собственные (внутренние) факторы мотивации, например на повышение независимости и целеустремленности, а не только на внешние факторы мотивации, например денежное вознаграждение;
e) обеспечивать рост компетенций сотрудников, способствующих развитию инновационной деятельности организации;
f) проводить оценку инновационной культуры с использованием соответствующих показателей;
g) создавать структуры для многопланового сотрудничества.
4.4.3 Сотрудничество в организации
Организация должна выработать подходы для более эффективной организации сотрудничества между сотрудниками организации и с внешними партнерами с целью облегчения обмена знаниями, компетенциями, ресурсами и другими интеллектуальными активами, а также доступа к ним.
При этом организация должна принимать во внимание:
a) инновационные стратегию и цели, имеющиеся в организации потенциальные возможности, ресурсы, знания и компетенции;
b) разнообразие в организации опыта, направлений работ, компетенций, перспектив и т.п.;
c) различные подходы, методы, правила и соглашения, используемые организацией при ее сотрудничестве со сторонними организациями;
d) проблемы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности;
e) регулярный анализ и согласование стратегической важности сотрудничества между организациями;
f) важность взаимного уважения, открытости и доверия между сотрудничающими организациями.
Сотрудничество между организациями может способствовать принятию таких мер, как определение потребностей, ожиданий и проблем пользователей, обмен идеями, знаниями, компетенциями и ноу-хау, получение доступа к инфраструктуре, портфелям инноваций, рынкам и пользователям, приобретение новых компетенций и ресурсов и совместное выполнение инновационных проектов.
В сотрудничестве, осуществляемом в рамках организации, могут принимать участие специалисты из одной или разных групп, отделов, структурных и функциональных подразделений. К сотрудничеству могут привлекаться и пользователи, клиенты, партнеры, поставщики, научные сотрудники, торгово-промышленные ассоциации и другие заинтересованные стороны и сети вне данной организации, в том числе и стороны, не входящие в собственные сети создания ценности.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и приверженность
5.1.1 Общие положения
Руководство должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в функционировании IMS-системы в организации путем:
a) возложения на себя ответственности за эффективность и результативность функционирования IMS-системы;
b) определения инновационной концепции (видения), стратегии, политики и цели инноваций, согласования их для обеспечения совместимости с рабочей средой (контекстом) и стратегическими направлениями деятельности организации;
c) развития организационной культуры поддержки инноваций;
d) разработки и внедрения требований, предъявляемых к IMS-системе в организации, в существующие в организации структуры и процессы (в зависимости от конкретного случая);
e) поддержки ведущих специалистов по инновациям на всех уровнях (а также соответствующих управленческих функций) для подтверждения их лидерских качеств и их заинтересованности в развитии этих качеств в сфере инноваций, если они относятся к их сфере ответственности;
f) создания соответствующих структур и оказания поддержки (включая соответствующие ресурсы и процессы), необходимые для функционирования IMS-системы;
g) повышения степени информированности и обмена информацией между организациями относительно важности эффективного инновационного менеджмента, а также адаптации и внедрения рекомендаций для IMS-системы;
h) подтверждения, что с помощью IMS-системы могут быть достигнуты запланированные результаты;
i) привлечения, руководства и поддержки специалистов, вносящих свой вклад в повышение эффективности IMS-системы;
j) признания и поощрения заслуг инноваторов с целью демонстрации передового опыта, повышения заинтересованности сотрудников организации в инновациях и содействия их обучению как на положительных, так и отрицательных примерах;
k) содействия выполнению оценок эффективности через запланированные промежутки времени и непрерывного совершенствования IMS-системы.
5.1.2 Концентрация внимания на реализацию ценности
Руководство организации должно проявлять свои лидерские качества и заинтересованность в реализации ценности путем:
a) выявления потенциальных возможностей организации с помощью пригодных для использования представлений, основанных на существующих (перспективных), установленных (неустановленных) потребностях и намерениях;
b) анализа соотношения между потенциальными возможностями и рисками, в том числе путем анализа упущенных возможностей;
c) анализа готовности организации к принятию рискованных решений и ее устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов;
d) предоставления возможностей разработки концепции, проведения экспериментов и создания прототипов, привлечения пользователей, клиентов и других заинтересованных сторон к проверке гипотез и проверки принятых допущений;
e) стремления идти до конца и предоставления гарантий своевременного исполнения инноваций.
5.1.3 Инновационная концепция
Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную концепцию (видение), которая должна включать:
a) описание будущего состояния, к которому в перспективе должна стремиться организация с точки зрения инноваций, включая ее роль в будущем и планируемое влияние инноваций на деятельность организации;
b) описание состояния, сознательно амбициозного, бросающего вызов текущему положению дел и не ограничивающегося имеющимися у организации потенциальными возможностями;
c) руководящие принципы, необходимые для выполнения стратегического выбора и положения для подготовки инновационной стратегии, политики и инновационных целей;
d) положения, которые могут передаваться сотрудникам организации для повышения их заинтересованности в инновационной деятельности;
e) положения, которые могут передаваться сторонним организациям для повышения репутации самой организации и привлечения заинтересованных сторон к сотрудничеству с ней; и
f) информацию, которая будет доступна в документированной форме.
5.1.4 Инновационная стратегия
5.1.4.1 Руководство организации должно разработать, внедрить и поддерживать инновационную стратегию (или в определенных случаях несколько инновационных стратегий), которая:
a) должна содержать четкое обоснование важности для организации инновационной деятельности;
b) содержать подтверждение гибкости и адаптируемости инновационной стратегии, ее способности видоизменяться или корректироваться по обратной связи и по результатам оценки эффективности инновационной деятельности организации;
c) быть понятна и доведена до всех заинтересованных сторон и
d) быть оформлена в документированном виде.
5.1.4.2 Инновационная стратегия может содержать описание:
a) рабочей среды (контекста) организации;
b) инновационной концепции (видения) и политики организации;
c) ролей, обязанностей и полномочий сотрудников организации;
d) инновационных целей и планов по их реализации;
e) соответствующих организационных структур;
f) мер поддержки и процессов, включая процессы распределения ресурсов.
Основанием для выбора стратегии, связанной с деятельностью организации в сфере инноваций, может быть концентрация усилий на реализации ценности в условиях неопределенности, что потребует установления баланса между принятием решений, основанных на допущениях и фактах, и, возможно, новых или видоизмененных методов, практик, структур и процессов.
Инновационная стратегия может способствовать пониманию сотрудниками организации и всеми заинтересованными сторонами решений, принимаемых для достижения инновационных целей, одновременно способствуя их погружению в инновационную деятельность и повышению их заинтересованности.
5.2 Инновационная политика
5.2.1 Разработка инновационной политики
Руководство организации должно выработать, внедрить и следовать инновационной политике организации таким образом, чтобы она:
a) характеризовала заинтересованность организации в инновациях;
b) соответствовала основным целям и контексту организации, а также поддерживала стратегические направления инноваций (в соответствии с инновационной концепцией);
c) создавала основу для определения инновационной стратегии и целей организации;
d) соответствовала принципам инновационного менеджмента;
e) содержала обязательства организации по выполнению соответствующих требований и учитывала этические и социально-экологические аспекты;
f) содержала обязательства организации по непрерывному совершенствованию IMS-системы.
5.2.2 Распространение информации об инновационной политике организации
Инновационная политика организации должна быть:
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.