ГОСТ Р 54897-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЯХ
Требования безопасности и методы контроля
Automatics and telemechanics railway systems on railway stations. Safety requirements and methods of checking
ОКС 45.020
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВПО "ПГУПС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 56-ст
4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - системам сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях:
- подразделы 4.1-4.5 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- подразделы 5.1-5.6 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях (далее - станционные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования станционных систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность станционных систем, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам станционных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе станционных систем, а также при оценке соответствия станционных систем требованиям безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, ГОСТ Р 53685.
4 Требования безопасности
4.1 Общие требования к системам железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях
4.1.1 Станционная система должна осуществлять управление станционными объектами с соблюдением принципа единоначалия, с уровней иерархической системы управления перевозочным процессом:
а) поездным диспетчером при включении железнодорожной станции в систему диспетчерской централизации участка;
б) дежурным по железнодорожной станции маршрутными и индивидуальными командами при автономном управлении станционной системой;
в) руководителем маневров в режиме местного управления отдельным районом железнодорожной станции.
4.1.2 Изменение района управления должно производиться с соблюдением принципа единоначалия, в соответствии с командами поездного диспетчера и дежурного по железнодорожной станции в пределах зон их компетенции.
Переход с центрального управления на местное и обратно должен быть возможен в предусмотренных сочетаниях передаваемых объектов железнодорожной автоматики и телемеханики в соответствии с 4.3.9.
4.1.3 Независимо от используемого режима управления устройства станционной системы должны обеспечивать:
- текущий объективный контроль состояния объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (путевые участки, железнодорожные стрелки, светофоры, переезды и т.д.);
- реализацию безопасных интерфейсов с объектами железнодорожной автоматики и телемеханики;
- возможность преобразования и передачи необходимой информации в требуемой форме в смежные и вышестоящие системы управления перевозочным процессом;
- возможность предоставления обслуживающему персоналу необходимых условий безопасного проведения технического обслуживания и ремонта железнодорожной автоматики и телемеханики;
- взаимодействие с техническими средствами оценки технического состояния, идентификации и определения местоположения железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав);
- возможность ведения техническими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики информационных описаний (моделей) стационарных и подвижных объектов управления, отражающих в реальном времени:
а) текущее состояние объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (железнодорожных стрелок, светофоров, путевых участков и т.д.);
б) поездное положение (идентификация железнодорожного поезда (далее - поезд), назначение, текущее местоположение, техническое состояние);
в) локомотивное положение (идентификация локомотива и бригады, назначение, текущее местоположение, техническое состояние локомотива);
г) вагонное положение (идентификация железнодорожного вагона, назначение, текущее местоположение на станции и в железнодорожном подвижном составе, техническое состояние железнодорожного вагона и груза);
д) состояние станционных систем и технологических процессов;
- возможность безсветофорного регулирования движения поездов и маневровых составов путем передачи соответствующих сигнальных кодов в рельсовые цепи, шлейфы, радиоканалы непрерывной или точечной связи с локомотивами.
4.1.4 Станционная система на станциях стыкования должна дополнительно обеспечивать:
- идентификацию задаваемых поездных и маневровых маршрутов следующих видов:
а) маршруты на участках с электротягой постоянного тока;
б) маршруты на участках с электротягой переменного тока;
в) маршруты на участках с автономной тягой;
- автоматическую установку переключателей станции стыкования в требуемое положение при задании маршрута;
- возможность управления переключателями станции стыкования с помощью индивидуально посылаемых команд;
- замыкание переключателя станции стыкования одновременно с замыканием в маршруте любого из изолированных путевых участков, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети;
- размыкание переключателя станции стыкования только после размыкания всех секций маршрута, над которыми расположена переключаемая секция контактной сети, и после освобождения переключаемой секции контактной сети пантографами электроподвижного состава;
- возможность выбора задаваемого маршрута по роду тока:
а) в централизованных районах - автоматически;
б) на входах в районы с переключаемыми секциями контактной сети - автоматическое переключение рода тока в переключаемой секции контактной сети на род тока, соответствующий электрической тяге электроподвижного состава, следующего по маршруту через район с переключаемыми секциями контактной сети;
в) идентификацию рода тока системы тягового электроснабжения, поданного на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети;
- автоматическую установку и замыкание переключателя станции стыкования в положении, соответствующем роду тока в контактной сети на предмаршрутном участке, при установке маршрутов для локомотивов с автономной тягой по входным и маршрутным светофорам, находящихся от границ переключаемой секции контактной сети на расстоянии менее фактического тормозного пути минус 200 м;
- счет числа заездов локомотива на приемо-отправочный путь с переключаемой секцией контактной сети и выездов с него;
- возможность искусственного размыкания пути приема с переключаемой секцией контактной сети.
4.1.5 Станционная система для управления централизованными стрелками должна обеспечивать:
- возможность передачи управления стрелкой с центрального поста на местное управление и обратно;
- перевод централизованной стрелки в положение, определяемое маршрутной или индивидуальной командой;
- перевод централизованной стрелки, переданной на местное управление;
- замыкание централизованной стрелки в маршруте на время его использования;
- блокирование централизованной стрелки от перевода маршрутными или индивидуальными командами;
- фиксацию потери контроля положения остряков или сердечника подвижной стрелочной крестовины до перевода и во время перевода централизованной стрелки;
- перевод централизованной стрелки из неконтролируемого (среднего) положения в контролируемое (нормальное или переведенное) положение;
- при диспетчерской централизации двукратную попытку перевода централизованной стрелки и ее автоматический возврат в нормальное положение при наличии исходных условий перевода и отсутствии фиксации контроля переведенного положения;
- исключение возможности перевода централизованной стрелки индивидуальной командой блокирования;
- перевод и замыкание централизованных стрелок, ведущих на пути осмотра железнодорожного подвижного состава, в охранное положение по запросу оператора пункта технического осмотра железнодорожного подвижного состава;
- выключение централизованной стрелки из централизованного управления с сохранением централизованного контроля положения (включение стрелочного макета);
- установку стрелочного макета для сохранения пользования сигналами при централизованной стрелке, выключенной из управления;
- контроль продолжительности перевода централизованной стрелки и отключение длительно работающего электрического стрелочного двигателя централизованной стрелки при отсутствии контроля переведенного положения в установленное время;
- последовательный или параллельный перевод централизованных стрелок маршрута при индивидуальном или магистральном питании электрических стрелочных приводов с поста электрической централизации стрелок и сигналов;
- возможность исключения контроля свободного состояния стрелочной секции для перевода централизованной стрелки во вспомогательном режиме или переданной на местное управление;
- фиксацию состояния взреза железнодорожного стрелочного перевода;
- восстановление централизованного контроля положения стрелки при ручном переводе стрелочного электропривода курбельной рукояткой (после подтверждения дежурным по железнодорожной станции направления перевода централизованной стрелки);
- управление устройствами очистки централизованных стрелочных переводов от снега.
4.1.6 Станционная система для управления железнодорожными светофорами должна обеспечивать:
- автоматическое включение запрещающего показания станционного светофора при отсутствии команд управления (на поездном светофоре - сигнальное показание красного цвета, на маневровом светофоре - синего);
- согласованное управление и контроль показаний железнодорожного светофора (далее - светофор), маршрутного и сигнального указателей;
- выбор разрешающего сигнального показания в соответствии с условиями безопасного движения поезда по маршруту или блок-участку;
- включение запрещающего сигнального показания на предвходном светофоре при отсутствии запрещающего или разрешающего сигнального показания на входном светофоре;
- разрешающее исходное показание станционного светофора в режиме автодействия или проходного светофора автоблокировки при наличии соответствующих условий по безопасности движения;
- однократную реализацию маршрутной команды включения разрешающего сигнального показания светофора;
- повторное включение разрешающего сигнального показания станционного светофора, переведенного в режим автодействия, при восстановлении исходных условий безопасной реализации установленного маршрута;
- повторное включение разрешающего сигнального показания светофора по неиспользованному маршруту индивидуальной командой дежурного по железнодорожной станции;
- перекрытие светофора командой отмены маршрута;
- перекрытие светофора командой без отмены маршрута;
- перекрытие светофора при нарушении любого контролируемого в маршруте условия безопасности движения;
- автоматическое переключение светофора в поездных маршрутах на запрещающее показание (перекрытие) с занятием поездом первой секции маршрута за светофором;
- автоматическое переключение светофора в маневровых маршрутах на запрещающее показание (перекрытие) после проследования всего подвижного состава за светофор с освобождением участка приближения или освобождения первой секции маршрута за светофором, если предмаршрутный участок остался занят;
- сохранение разрешающего показания светофора в случаях:
а) переключения фидеров питания устройств станционной системы,
б) кратковременного (менее 5 с) шунтирования какой-либо рельсовой цепи маршрута,
в) кратковременной (менее 5 с) потери контроля положения железнодорожной стрелки маршрута;
- контроль состояния нитей ламп или светодиодной светоизлучающей системы светофора во всех режимах эксплуатации;
- переключение ламп или светодиодной светоизлучающей системы светофора в режимы горения "день", "ночь", "двойное снижение напряжения";
- переключение на резервную нить лампы при перегорании основной нити;
- переключение на резервную нить всех одновременно горящих ламп светофора при перегорании основной нити в одной из ламп многозначного показания светофора;
- исключение (блокирование) возможности включения разрешающего сигнала на светофоре специальной командой для запрета движения по маршруту на железнодорожной станции или ограничения скорости на перегоне;
- автоматическое переключение при перегорании основной и резервных нитей лампы разрешающего сигнального показания светофора или перегорании лампы зеленой светящейся полосы на сигнальное показание, разрешающее меньшую скорость движения подвижному составу;
- установку командами дежурного по железнодорожной станции показаний, ограничивающих максимальную скорость следования поезда по блок-участку;
- выключение любого разрешающего показания на светофоре при включении пригласительного сигнала светофора;
- включение пригласительного сигнала светофора по ранее замкнутому маршруту или подготовленному индивидуальными командами дежурного по железнодорожной станции;
- включение на предвходном светофоре сигнального показания желтого цвета при включении на входном светофоре пригласительного сигнала и свободном блок-участке;
- передачу маневрового светофора с центрального управления на местное управление и обратно;
- возможность автоматического включения на маневровом светофоре двух белых сигнальных показаний для разрешения движения маневровому составу с повышенной скоростью на свободный приемо-отправочный путь;
- автоматическое включение разрешающих сигнальных показаний на маневровых светофорах района местного управления с момента восприятия местного управления;
- исключение одновременного поездного и маневрового сигнальных показаний светофора;
- исключение одновременных разрешающих сигнальных показаний на светофорах в створе;
- возможность использования поездных и маневровых светофоров в качестве заградительных для ограждения железнодорожного переезда;
- возможность автоматического включения кодирования в соответствии с сигнальным показанием светофора.
4.1.7 Станционная система для управления стационарными тормозными упорами должна обеспечивать:
- установку на станционный путь стационарного тормозного упора дежурным по железнодорожной станции дистанционно при отсутствии установленных поездных или маневровых маршрутов на станционный путь или с пути и наличии контроля местоположения накатываемой колесной пары;
- установку маневровых маршрутов на путь или с пути при установленном стационарном тормозном упоре, если путь занят подвижным составом;
- местное управление положением стационарного тормозного упора с помощью электропривода или курбельной рукоятки под ответственность сигналиста.
4.2 Функции безопасности, реализуемые системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях
4.2.1 Станционная система должна выполнять функции управления станционными объектами в двух режимах - основном и вспомогательном.
4.2.2 Максимальная пропускная способность железнодорожной станции может быть достигнута при исправных устройствах станционной системы в основном режиме управления станционными объектами.
Основной режим управления станционными объектами реализуется путем последовательного задания дежурным по железнодорожной станции (поездным диспетчером при диспетчерской централизации) начальной и конечной точек маршрута движения. При этом возможно накопление последовательности взаимосвязанных маршрутных заданий с последующей реализацией по мере наступления необходимых условий безопасного движения поездов.
В основном режиме управления станционная система должна выполнять следующие функции:
- установка поездного маршрута с замыканием секций маршрута и включением разрешающего показания на светофоре;
- установка маневрового маршрута с включением разрешающего показания на светофоре;
- отмена установленного поездного или маневрового маршрута;
- повторное включение разрешающего сигнального показания на светофоре;
- посекционное размыкание маршрута;
- маршрутное размыкание секций;
- перевод стрелки;
- подача извещения на переезды, пешеходные дорожки и устройства оповещения монтеров пути о приближении поезда;
- передача станционных путей, вытяжных путей и железнодорожных стрелок на местное управление;
- возврат станционных путей, вытяжных путей и железнодорожных стрелок на центральное управление;
- управление железнодорожными стрелками и маневровыми светофорами из района местного управления;
- ограждение приемо-отправочных путей;
- управление стационарными тормозными упорами;
- управление кодированием рельсовых цепей маршрутов приема, передачи и отправления;
- увязка с другими системами железнодорожной автоматики и телемеханики;
- смена направления движения по пути перегона;
- установка автодействия светофора поездного маршрута;
- перекрытие светофора.
4.2.3 Вспомогательный режим управления станционными объектами реализуется путем индивидуального взаимодействия с объектами управления и может допускать при отдельных отказах устройств станционной системы установку и замыкание маршрутов приема и отправления без включения разрешающего сигнального показания на светофоре для движения по пригласительному сигналу или регистрируемому приказу.
Во вспомогательном режиме управления станционная система должна выполнять следующие функции:
- установка маршрута без включения разрешающего сигнального показания светофора;
- установка поездного маршрута приема и передачи без включения разрешающего сигнального показания светофора;
- установка поездного маршрута отправления без включения разрешающего сигнального показания светофора;
- установка маневрового маршрута без включения разрешающего сигнального показания светофора;
- отмена маршрута, установленного без включения разрешающего сигнального показания светофора;
- блокировка разрешающего сигнального показания светофора;
- искусственное размыкание секций маршрута;
- блокировка секции маршрута;
- индивидуальный перевод стрелки без контроля состояния стрелочно-путевой секции;
- блокировка железнодорожной стрелки в заданном положении;
- блокировка смены направления движения по пути перегона;
- вспомогательная смена направления движения по пути перегона;
- аварийный возврат станционных путей, вытяжных путей и железнодорожных стрелок на центральное управление;
- включение пригласительного сигнала светофора.
4.3 Требования к реализации функций безопасности системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях в основном режиме управления
4.3.1 Требования к реализации функции безопасности "Установка поездного маршрута с замыканием секций маршрута и включением разрешающего показания на железнодорожном светофоре"
Установка поездного маршрута с включением разрешающего сигнального показания светофора должна осуществляться в такой последовательности:
1) Формирование и реализация задания на установку маршрута
При поступлении исходного задания на установку поездного маршрута на реализацию должны быть решены следующие задачи:
- фиксация начала маршрута (при отсутствии установленного "враждебного" маршрута через выбираемую точку начала маршрута), определение вида задаваемого маршрута (поездной или маневровый) и направления движения по маршруту (нечетное или четное);
- фиксация конечной точки маршрута (при отсутствии установленного "враждебного" маршрута через выбираемую точку конца маршрута);
- выбор одного из возможных вариантов маршрута между точками начала и конца маршрута с предварительным резервированием соответствующих секций маршрута от участия в других маршрутах;
- формирование управляющих заданий на перевод централизованных стрелок и включение светофоров по выбранному варианту маршрута между начальной и конечной точками маршрута;
- реализация маршрутных заданий объектами управления при наличии условий для безопасного движения поездов по станции;
- проверка соответствия фактического состояния централизованных стрелок выданным маршрутным заданиям;
- переход к этапу замыкания секций маршрута с контролем необходимых условий безопасности движения поездов в режиме маршрутного или индивидуального замыкания секций маршрута.
2) Замыкание поездного маршрута
При замыкании маршрута приема должны проверяться следующие условия:
- отсутствие установленного встречного поездного или маневрового маршрута на железнодорожный путь;
- отсутствие установленного "враждебного" поездного или маневрового маршрута, совпадающего с устанавливаемым маршрутом приема;
- отсутствие передачи на местное управление железнодорожного пути или стрелок, входящих в устанавливаемый маршрут приема;
- отсутствие ограждения пути, на который устанавливается маршрут приема или с которого устанавливается маршрут (для маршрутов приема и передачи из одного парка железнодорожных путей в другой);
- свободное состояние путевых и стрелочных секций, участвующих в маршруте приема;
- свободное состояние негабаритных путевых и стрелочных секций по отношению к устанавливаемому маршруту приема;
- контроль необходимых положений стрелок маршрута приема;
- наличие запрещающего показания на маневровом светофоре прикрытия, если до него установлен маршрут;
- при замыкании поездного маршрута, проходящего по двум зонам управления, включение разрешающего показания на светофоре должно происходить после получения контроля замыкания первой и второй части маршрута;
- переключение рода тока в переключаемой секции контактной сети, участвующей в замыкании маршрута (на станциях стыкования).
При замыкании маршрута отправления в отличие от проверок условий безопасности маршрута приема должны дополнительно проверяться следующие условия:
- наличие факта состоявшейся установки направления движения на отправление по перегону при автоблокировке;
- получение согласия с соседней железнодорожной станции при полуавтоматической блокировке;
- отсутствие встречного маршрута отправления с соседней железнодорожной станции до расположенных в створе входных светофоров (при отсутствии железнодорожного перегона между станциями);
- отсутствие на железнодорожном перегоне ранее отправленного хозяйственного поезда с ключом-жезлом;
- должны быть свободны железнодорожный перегон или первый участок удаления и защитный участок (при его наличии);
- при установке маршрута отправления с приемо-отправочного пути, имеющего железнодорожные стрелки в его середине, стрелки должны быть замкнуты в нормальном положении.
3) Включение разрешающего показания светофора
При включении разрешающего сигнала на светофоре маршрута приема (отправления) должны проверяться следующие условия:
- фактическое замыкание стрелок в маршруте и охранных;
- фактическое исключение возможности установки "враждебных" маршрутов;
- замыкание обеих частей маршрута приема (отправления), проходящего по зонам управления двух дежурных по железнодорожной станции;
- отсутствие искусственного размыкания секций маршрута, входящих в маршрут приема (отправления);
- отсутствие включенного пригласительного сигнала светофора маршрута приема (отправления) или его отсутствие на другом светофоре, по которому можно выехать на данный маршрут приема (отправления);
- наличие выбора сигнального показания на светофоре маршрута приема (отправления) в соответствии с предусмотренными условиями безопасности;
- отсутствие команды блокирования светофора;
- наличие целостности нитей ламп разрешающих сигнальных показаний;
- истечение защитной выдержки времени при наличии железнодорожного переезда в маршруте приема (отправления), расстояние до которого менее требуемого для заблаговременного закрытия железнодорожного переезда в случае трогания поезда с занятого участка приближения;
- отсутствие включения заградительной сигнализации железнодорожного переезда;
- в маршрутах приема (отправления) должно быть наличие контроля исходного (нормализованного) состояния устройств контроля схода подвижного состава;
- в маршрутах отправления должно быть нормализованное состояние контрольно-габаритных устройств, тоннельной и мостовой сигнализации;
- в маршрутах отправления должна быть разблокирована первая по направлению следования поезда перегонная сигнальная установка (для автоблокировки с такой зависимостью).
4) Контроль включенного разрешающего показания светофора
При включенном разрешающем показании поездного светофора контролируются условия замыкания маршрута, открытия светофора, фактическое наличие сигнальных огней и дополнительно должны решаться следующие задачи:
- защита от выключения разрешающего сигнального показания светофора в случаях:
а) переключения фидеров питания;
б) эффекта кратковременной (менее 5 с) занятости, какой-либо рельсовой цепи маршрута;
в) кратковременной (менее 5 с) потере контроля ходовой или охранной стрелки;
- включение более мощного запрещающего сигнального показания при перегорании нити лампы, необходимой для требуемого сигнального показания светофора;
- перенос запрещающего сигнального показания (красного огня) при перегорании лампы с входного светофора на предвходной светофор.
5) Выключение разрешающего показания светофора
Перекрытие поездного светофора должно происходить в следующих случаях:
- при нарушении любого из контролируемых в маршруте условий безопасности;
- при вступлении поезда на первую секцию маршрута (в отдельных технологических случаях может быть предусмотрено перекрытие поездного светофора после проследования за него всего подвижного состава);
- при срабатывании устройств контроля схода подвижного состава на пути перегона перед входным светофором;
- при срабатывании контрольно-габаритных устройств, устройств тоннельной и мостовой сигнализации;
- по команде дежурного по железнодорожной станции, касающейся объектов маршрута:
а) запрет движения;
б) включение пригласительного сигнала светофора;
в) отмена маршрута;
г) перекрытие светофора без отмены маршрута;
д) искусственное размыкание секций маршрута.
4.3.2 Требования к реализации функции безопасности "Установка маневрового маршрута с включением разрешающего показания на железнодорожном светофоре"
Установка маневрового маршрута с включением разрешающего сигнального показания светофора должна осуществляться в такой последовательности:
1) Формирование и реализация задания на установку маршрута проходит аналогично заданию поездного маршрута (см. перечисление 1) 4.3.1)
2) Замыкание маневрового маршрута
При замыкании маневрового маршрута должны проверяться следующие условия безопасности:
- свободное состояние стрелочных секций маршрута и смежных негабаритных путевых участков;
- наличие нужного положения железнодорожных стрелок по маршруту;
- при установке маневрового маршрута на железнодорожный путь:
а) отсутствие установленного встречного поездного маршрута на тот же железнодорожный путь;
б) отсутствие встречного маневрового маршрута на железнодорожный путь по сигнальному показанию светофора "два белых огня";
- при установке маневрового маршрута на бесстрелочный путевой участок должен отсутствовать встречный маневровый маршрут на этот участок;
- при установке маневрового маршрута с выездом на железнодорожный перегон проверяется:
а) установленное направление движения по железнодорожному перегону на отправление;
б) отсутствие на железнодорожном перегоне ранее отправленного хозяйственного поезда с ключом-жезлом;
- отсутствие установленного поездного или маневрового маршрута, совпадающего с устанавливаемым маневровым маршрутом;
- отсутствие передачи на местное управление железнодорожных стрелок, входящих в устанавливаемый маневровый маршрут;
- отсутствие ограждения железнодорожного пути, на который (или с которого) устанавливается маневровый маршрут;
- на маневровом светофоре прикрытия включено запрещающее показание.
3) Включение разрешающего сигнального показания на маневровом светофоре
Включение разрешающего сигнального показания на маневровом светофоре должно происходить при сохранении условий замыкания маневрового маршрута и выполнении следующих дополнительных условий:
- наличие замыкания стрелок в маневровом маршруте;
- отсутствует искусственное размыкание секций, входящих в маневровый маршрут;
- отсутствует включенный пригласительный сигнал выходных и маршрутных светофоров по маневровому маршруту;
- отсутствует включение заградительной сигнализации железнодорожного переезда;
- истекла защитная выдержка времени при установке маршрута через железнодорожный переезд, расстояние до которого менее требуемого для заблаговременного закрытия железнодорожного переезда при трогании железнодорожного поезда с занятого участка приближения;
- отсутствует блокирование маневрового светофора на включение разрешающего сигнального показания;
- осуществлен выбор сигнального показания на маневровом светофоре;
- для включения на маневровом светофоре двух сигнальных показаний белого цвета при установке маневрового маршрута на приемо-отправочный путь дополнительно проверяются следующие условия:
а) приемо-отправочный путь свободен;
б) отсутствует встречный поездной или маневровый маршрут;
в) отсутствует передача приемо-отправочного пути на местное управление.
4) Контроль включенного разрешающего показания маневрового светофора
При включенном разрешающем показании маневрового светофора до начала реализации маршрута контролируются условия замыкания маршрута, открытия светофора, фактическое наличие сигнальных огней и дополнительно осуществляется защита от выключения разрешающего показания в случаях:
а) переключения фидеров питания;
б) кратковременного (менее 5 с) занятия какой-либо секции маршрута;
в) кратковременной (менее 5 с) потери контроля ходовой или охранной стрелки в маршруте.
При потере контроля горения лампы одного из двух сигнальных показаний белого цвета на маневровом светофоре должно сохраняться одно сигнальное показание белого цвета.
5) Выключение разрешающего показания маневрового светофора.
Автоматическое перекрытие маневрового светофора должно происходить в случаях:
а) нарушения любого контролируемого условия до начала движения подвижного состава по маршруту, а после начала реализации маршрута в его неиспользованной части;
б) освобождения участка приближения после вступления подвижного состава на маршрут;
в) освобождения первой секции маршрута, если участок приближения остался занятым;
г) занятия первой секции маршрута, если это было предусмотрено при проектировании устройств железнодорожной автоматики и телемеханики;
д) подачи специальной команды дежурным по железнодорожной станции (запрета движения, перекрытия сигнала, отмены маршрута, искусственного размыкания секции маршрута).
4.3.3 Требования к реализации функции безопасности "Отмена установленного поездного или маневрового маршрута"
Отмена установленного поездного или маневрового маршрута осуществляется только индивидуальной командой дежурного по железнодорожной станции с контролем следующих условий безопасности:
- наличие запрещающего показания светофора;
- все секции маршрута замкнуты, и реализация маршрута не начиналась;
- свободны все стрелочные секции маршрута, а в поездных маршрутах свободны и бесстрелочные участки пути;
- выдержка времени на размыкание маршрута выбрана и осуществлена в соответствии с видом маршрута и состоянием участка приближения по следующим правилам:
а) отмена маршрута должна осуществляться с выдержкой времени:
1) 5 с - если при установке маршрута разрешающее показание на светофоре не включалось или участок приближения свободен;
2) 3 мин - если поездной маршрут отменяется при занятом участке приближения;
3) 1 мин - если маневровый маршрут отменяется при занятом участке приближения;
б) в участок приближения поездного маршрута включаются рельсовые цепи на длину не менее длины тормозного пути поезда с максимальной реализуемой скоростью движения, если до этого светофора установлен поездной маршрут. В противном случае участок приближения состоит из рельсовой цепи, примыкающей к светофору;
в) в участок приближения к маневровому светофору включаются все рельсовые цепи, входящие в маневровый блок-участок, если до этого светофора установлен маневровый маршрут, в противном случае участок приближения состоит из рельсовой цепи, примыкающей к маневровому светофору;
г) после запуска выдержки времени изменение состояния участка приближения не учитывается до размыкания маршрута;
д) отмена второй части маршрута, проходящего по зонам управления двух дежурных, может быть произведена без выдержки времени при условии свободности второй части маршрута после отмены первой части маршрута;
е) отмена маршрута может прерываться командой дежурного по железнодорожной станции на повторное включение разрешающего сигнального показания светофора;
ж) отмена поездного маршрута с режимом автодействия светофора должна приводить к выключению этого режима;
и) при установленных маршрутах сквозного пропуска по станции маршрут приема является участком приближения для маршрута отправления.
4.3.4 Требования к реализации функции безопасности "Повторное включение разрешающего сигнального показания на железнодорожном светофоре"
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.