ГОСТ 31847-2012
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСНЫЕ ПАРЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Общие технические условия
Wheel sets for the special-purpose rolling stock. General specifications
МКС 45.040
Дата введения 2014-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 15 ноября 2012 г. N 42)
За принятие проголосовали:
|
|
|
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1166-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31847-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2014 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51775-2001
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ИЗДАНИЕ (октябрь 2019 г.) с Изменением N 1 (ИУС 9-2017)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к приводным и неприводным колесным парам специального подвижного состава: мотовозов, дрезин, специальных автомотрис, железнодорожно-строительных машин для строительства, ремонта и содержания железнодорожного пути (далее - СПС).
Настоящий стандарт не распространяется на колесные пары, изготавливаемые по ГОСТ 11018 и ГОСТ 4835.
Требования подпунктов 4.6.1.3-4.6.1.7, 4.6.2.5, пунктов 4.7.2-4.7.8, 4.7.10, 4.7.13, 4.7.15, 4.7.17, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.6, 6.3.11, 6.3.14, 6.3.16, 6.5.4 настоящего стандарта обеспечивают соблюдение требований безопасности, установленных нормативно-правовыми актами государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта в сфере технического регулирования на железнодорожном транспорте.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.010 Единая система защиты от коррозии и старения. Воздух сжатый для распыления лакокрасочных материалов. Технические требования и методы контроля
ГОСТ 12.0.003 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ 398 Бандажи черновые для железнодорожного подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 868-82 Нутромеры индикаторные с ценой деления 0,01 мм. Технические условия
ГОСТ 1012 Бензины авиационные. Технические условия
ГОСТ 1129 Масло подсолнечное. Технические условия
ГОСТ 1643 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски
ГОСТ 1758 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые конические и гипоидные. Допуски
ГОСТ 2310 Молотки слесарные стальные. Технические условия
ГОСТ 2768 Ацетон технический. Технические условия
ГОСТ 2789 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики
ГОСТ 3134 Уайт-спирит. Технические условия
ГОСТ 3647 Материалы шлифовальные. Классификация. Зернистость и зерновой состав. Методы контроля
ГОСТ 4491 Центры колесные литые железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
ГОСТ 4835 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия
ГОСТ 5267.10 Профиль для бандажных колец. Сортамент
ГОСТ 5791 Масло льняное техническое. Технические условия
ГОСТ 6360 Масла МТ-16П и М-16ПЦ. Технические условия
ГОСТ 7931 Олифа натуральная. Технические условия
ГОСТ 8420 Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости
ГОСТ 9070 Вискозиметры для определения условной вязкости лакокрасочных материалов. Технические условия
ГОСТ 10054 Шкурка шлифовальная бумажная водостойкая. Технические условия
________________
ГОСТ 10791 Колеса цельнокатаные. Технические условия
ГОСТ 11018 Колесные пары тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия
ГОСТ 11098 Скобы с отсчетным устройством. Технические условия
ГОСТ 12503 Сталь. Методы ультразвукового контроля. Общие требования
ГОСТ 13754 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые конические с прямыми зубьями. Исходный контур
ГОСТ 13755 (ISO 53:1998) Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные. Исходные контуры
ГОСТ 13837 Динамометры общего назначения. Технические условия
ГОСТ 16202 Основные нормы взаимозаменяемости. Передачи зубчатые конические с круговыми зубьями. Исходный контур
ГОСТ 20415 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения
________________
ГОСТ 21790 Ткани хлопчатобумажные и смешанные одежные. Общие технические условия
ГОСТ 22261 Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия
________________
ГОСТ 23706 (МЭК 51-6-84) Приборы аналоговые показывающие электроизмерительные прямого действия и вспомогательные части к ним. Часть 6. Особые требования к омметрам (приборам для измерения полного сопротивления) и приборам для измерения активной проводимости
ГОСТ 30803 Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава. Технические условия
ГОСТ 32216 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования
ГОСТ 33200 Оси колесных пар железнодорожного подвижного состава. Общие технические условия
ГОСТ 33783 Колесные пары железнодорожного подвижного состава. Методы определения показателей прочности
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и кпассификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку
(Измененная редакция, Изм. N 1)
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 колесная пара: Узел в сборе, состоящий из оси с неподвижно установленными на ней двумя колесами (неприводная колесная пара) и включающий дополнительно одну или два зубчатых колеса, а также другие детали и сборочные единицы, которые не могут быть демонтированы без его расформирования (приводная колесная пара).
3.2 обод колеса: Бандаж составного или обод цельного колеса.
3.3 шейка оси: Часть оси для установки подшипника буксы.
3.4 подступичные части оси: Части оси под установку колес и зубчатого колеса.
3.5 предподступичная часть оси: Часть оси между шейкой и подступичной частью оси.
3.6 середина оси: Поперечная плоскость симметрии оси.
3.7 непостоянство диаметра в поперечном или продольном сечении посадочной поверхности: Разность между наибольшим и наименьшим диаметрами, измеренными в поперечном или продольном сечениях соответственно.
3.8 допуск непостоянства диаметра в поперечном или продольном сечении: Наибольшее допустимое непостоянство диаметра в поперечном или продольном сечениях соответственно.
3.9 формирование колесной пары: Технологический процесс установки методом тепловой или прессовой посадки на ось колес, зубчатого колеса и других деталей.
3.10 заказчик: Предприятие или организация, или их объединение, по договору с которым осуществляется разработка, производство и/или поставка колесных пар.
(Введен дополнительно, Изм. N 1)
4 Технические требования
4.1 Неприводная колесная пара должна состоять из оси и двух колес (рисунок 1). Приводная колесная пара должна иметь дополнительно одно или два зубчатых колеса осевого редуктора (рисунок 2).
|
S - расстояние между внутренними торцами (гранями) ободьев колес; В - ширина обода колеса; К - плоскость симметрии оси; Т - допуск симметричности размера S; D - диаметр колес по кругу катания; Е - допуск радиального биения круга катания колеса; F - допуск торцевого биения внутреннего торца обода колеса; G - ось центров
Рисунок 1 - Колесная пара в сборе (неприводная)
|
S - расстояние между внутренними торцами (гранями) ободьев колес; В - ширина обода колеса; С - расстояние между упорным торцом предподступичной части оси и внутренним торцом обода колеса; D - диаметр колес по кругу катания; Е - допуск радиального биения круга катания колеса; F - допуск торцевого биения внутреннего торца обода колеса; G - ось центров
Рисунок 2 - Колесная пара с зубчатым колесом осевого редуктора (приводная)
4.2 (Исключен, Изм. N 1)
4.3 Требования к оси
4.3.1 Ось колесной пары должна соответствовать требованиям ГОСТ 33200.
4.3.2 Упрочнение поверхности оси накатыванием проводят в порядке и по сечениям в соответствии с ГОСТ 33200 и типом выбранной оси.
4.3.1, 4.3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1)
4.3.3 Параметры шероховатости поверхностей оси должны быть:
________________
- торцов:
- галтелей:
________________
- 0,03 - для шеек под подшипники качения при втулочной прессовой посадке подшипников;
- 0,02 - то же, при горячей посадке подшипников;
- 0,05 - подступичных и предподступичных частей оси под установку колес и зубчатого колеса.
В случае конусообразности больший диаметр должен быть обращен к середине оси.
4.3.5 Допуск радиального биения поверхностей оси под подшипники качения, ступицы колес и зубчатого колеса относительно оси центров (см. рисунки 1 и 2) должен быть не более 0,05 мм.
4.3.6 Допуск торцевого биения торцов предподступичных частей оси должен быть не более 0,05 мм.
4.4 Требования к колесу
4.4.1 Колесо и его элементы должны соответствовать требованиям:
- бандажи - по ГОСТ 398;
- центры колесные литые - по ГОСТ 4491
- профиль для бандажных колец - по ГОСТ 5267.10;
- колеса цельнокатаные - по ГОСТ 10791;
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.4.2 Разность значений твердости ободьев колес для одной колесной пары должна быть не более 24 НВ.
4.4.3 Разность размеров по ширине обода колеса (размер В, см. рисунки 1 и 2) должна быть не более 2 мм. Ширину бандажа составного колеса измеряют по окружности на расстоянии не менее 150 мм от крайних цифр маркировки.
4.4.4 Посадочные поверхности колеса и колесного центра
4.4.4.1 Параметры шероховатости должны быть:
- отверстия ступицы колеса или колесного центра:
4.4.4.2 Допуск непостоянства диаметра должен быть, мм, не более:
- 0,05 - для отверстия ступицы колеса или колесного центра в поперечном и продольном сечениях. В случае конусообразности больший диаметр должен быть обращен к внутреннему торцу ступицы;
- 0,2 - для наружной поверхности обода колесного центра под посадку бандажа в поперечном сечении;
- 0,1 - то же, в продольном сечении.
В случае конусообразности направление конусности обода колесного центра должно совпадать с направлением конусности внутренней посадочной поверхности бандажа, а разность диаметров посадочной поверхности в продольном сечении должна быть не более 0,05 мм.
4.4.4.3 Допускаемое отклонение от номинального диаметра отверстия ступицы колеса и разность толщины ступицы колеса по торцам должны соответствовать требованиям ГОСТ 10791.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
4.4.4.4 Окончательную подготовку посадочных поверхностей отверстия ступицы колеса (колесного центра) и оси проводят непосредственно перед формированием колесной пары.
4.4.5 Бандаж
4.4.5.3 Допуск непостоянства диаметра посадочной поверхности бандажа в поперечном сечении должен быть не более 0,2 мм, а в продольном сечении - не более 0,1 мм. В случае конусообразности посадочной поверхности бандажа направление конусности должно соответствовать требованиям к сопрягаемой поверхности колесного центра по 4.4.4.2.
4.4.6 Отклонение диаметра сопряжения бандажа с колесным центром от номинального значения не должно быть более плюс 3 мм и менее минус 1,5 мм.
4.4.7 Заготовки колесных центров, цельнокатаных колес и бандажей должны быть подвергнуты ультразвуковому контролю.
4.4.8 Перед сборкой бандаж подвергают магнитной дефектоскопии для обнаружения дефектов на посадочной поверхности по ГОСТ 21105.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
4.4.9 Посадка бандажа на колесный центр
4.4.9.1 Посадку бандажа на колесный центр проводят тепловым методом с натягом от 1,2 до 1,6 мм на каждые 1000 мм диаметра обода колесного центра. Усадка обода колесного центра (уменьшение посадочного диаметра под бандаж) вследствие пластических деформаций после сборки должна быть не более 20% максимального натяга.
4.4.9.2 Температура нагрева бандажа перед посадкой на обод колесного центра должна быть от 220°С до 270°С.
4.4.9.3 Бандажное кольцо вводят утолщенной стороной в выточку бандажа непосредственно после его посадки. Устанавливать кольцо при бандаже, остывшем до температуры ниже 200°С, не допускается. Прижимной бурт бандажа окончательно обжимают при температуре не ниже 100°С на специальном прессе с усилием на ролик от 440 до 490 кН (от 45 до 50 тс). После обжатия бурта бандажное кольцо должно быть плотно зажато в выточке без зазора по торцу. Допускается зазор между торцами кольца не более 2 мм.
4.4.9.4 После установки бандажного кольца колесо охлаждают на воздухе. Принудительное охлаждение колеса запрещается. Плотность посадки бандажа проверяют после остывания колеса.
4.4.9.5 Для контроля в эксплуатации за сдвигом бандажа относительно колесного центра на наружные торцы бандажа и обода колесного центра наносят контрольные метки вдоль радиуса колеса. На бандаж на отрезке длиной 25 мм на расстоянии не менее 10 мм от кромки упорного бурта наносят керном 4-5 меток глубиной от 1,5 до 2,0 мм с равными интервалами между ними. На ободе колесного центра наносят метку в виде канавки радиусом не менее 0,5 мм и глубиной до 1,0 мм.
4.4.9.6 На контрольные отметки по 4.4.9.5 наносят контрольные полосы шириной от 12 до 15 мм: на бандаж (на всю его толщину) эмалью красного, а на обод колесного центра - белого (желтого) цвета.
4.5 Требования к зубчатому колесу
4.5.1 Зубчатое колесо должно соответствовать требованиям ГОСТ 30803, допуски цилиндрических зубчатых передач - ГОСТ 1643, допуски конических и гипоидных зубчатых передач - ГОСТ 1758, исходный контур конических зубчатых передач с прямыми зубьями - ГОСТ 13754, исходный контур зубчатых цилиндрических эвольвентных передач - ГОСТ 13755, исходный контур зубчатых конических передач с круговыми зубьями - ГОСТ 16202.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
4.5.2 Параметр шероховатости поверхности отверстия зубчатого колеса должен быть:
4.5.3 Допуск непостоянства диаметра отверстия зубчатого колеса в поперечном и продольном сечениях не должен быть более 0,05 мм. При наличии конусообразности отверстия зубчатого колеса направление конусности должно соответствовать направлению конусности посадочной поверхности оси.
4.6 Требования к формированию колесной пары
4.6.1 Прессовый метод формирования
4.6.1.1 Перед запрессовкой элементов колесных пар их подбирают по размерам. Рекомендуемое значение натяга при прессовом методе посадки - от 0,07 до 0,15 мм на каждые 100 мм диаметра сопрягаемых деталей с учетом обеспечения конечных усилий запрессовки по 4.6.1.4.
4.6.1.2 Температура элементов колесной пары (ось, колеса, колесные центры, зубчатое колесо) перед запрессовкой должна быть одинаковой.
4.6.1.3 Формирование колесных пар прессовым методом проводят на специальном гидравлическом прессе, оборудованном двумя манометрами (один для процесса запрессовки, другой - для распрессовки) и самопишущим прибором для записи диаграмм запрессовки.
Класс точности самопишущего прибора должен быть не ниже 1,5, погрешность отображения диаграммы - не более 2,5%, толщина линии записи - не более 0,6 мм, ширина диаграммной ленты - не менее 100 мм, масштаб записи по длине должен быть не менее 1:2, 1,0 мм по высоте диаграммы должен соответствовать усилию не более 24,5 кН (2,5 тс)
Усилие при запрессовке контролируют манометром класса точности не ниже 1,5.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
4.6.1.4 Посадку колес и колесных центров, а также зубчатого колеса на ось проводят с конечными усилиями запрессовки, которые должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1
В килоньютонах (тонно-силах)
|
|
|
|
|
|
|
Деталь колесной пары | Конечное усилие запрессовки на каждые 100 мм номинального диаметра посадочной поверхности | |||||
| колеса | колесного центра | оси | |||
| ||||||
Ось: |
|
|
|
|
|
|
- приводная | 392 (40) | 636 (65) | 343 (35) | 491 (50) | - | - |
- неприводная | 382 (39) | 636 (65) | 294 (30) | 421 (43) | - | - |
Зубчатое колесо | - | - | - | - | 196 (20) | 294 (30) |
Скорость движения плунжера гидравлического пресса при запрессовке не должна превышать 3 мм/с.
4.6.1.5 Нормальная индикаторная диаграмма запрессовки по своей форме должна иметь форму плавной, нарастающей, несколько выпуклой вверх кривой по всей длине с начала до конца запрессовки.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.