ГОСТ Р 41.58-2001
(Правила ЕЭК ООН N 58)
Группа Д25
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ,
КАСАЮЩИЕСЯ ОФИЦИАЛЬНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ:
I. ЗАДНИХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ;
II. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ
ЗАДНИХ ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА;
III. ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОТНОШЕНИИ ИХ ЗАДНЕЙ ЗАЩИТЫ
Uniform provisions concerning the type approval of:
I. Rear underrun protective devices (RUPDs);
II. Vehicles with regard to the installation of a RUPD of an approved type;
III. Vehicles with regard to their rear underrun protection (RUP)
ОКС 43.080.60
ОКП 45 3000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 58*, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 58 с поправками серии 01 (с 25.03.89) “Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:
I. задних защитных устройств;
II. транспортных средств в отношении установки задних защитных устройств официально утвержденного типа;
III. транспортных средств в отношении их задней защиты“
и включает в себя:
Пересмотр 1 (документ E/ECE/324-E/ECE/TRANS/505/Rev.l/Add.57/Rev.l)
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 58 (далее - Правила).
1 Область применения
1.1 Настоящие Правила применяются к:
________________________
* См. Сводную резолюцию СР.3 (TRANS/SC.1/WP.29/78 и Amend. 1).
1.2 Настоящие Правила не применяются:
1.2.1 к тягачам сочлененных транспортных средств;
1.2.2 к прицепам, специально сконструированным и предназначенным для перевозки неделимых длинномерных грузов, как например, лесоматериалы, сортовая сталь и т.д.;
1.2.3 к транспортным средствам, для которых установка каких-либо ЗЗУ не совместима с их назначением.
2 Цель
____________________________
* См. Сводную резолюцию СР.3 (TRANS/SC.1/WP.29/78 и Amend. 1).
3 Общие определения для частей I, II и III
3.1 Для целей настоящих Правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 дорожная масса: Масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя, пассажиров и нагрузки, но с топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными веществами, а также комплектом инструментов и запасным колесом (если последние поставляются заводом-изготовителем в качестве стандартного оборудования);
3.1.2 максимальная масса: Технически допустимая масса, объявленная заводом-изготовителем (эта масса может быть больше "допустимой максимальной массы", установленной национальным административным органом).
3.1.3 ЗЗУ обычно состоит из поперечного элемента и соединяется с боковыми элементами шасси или другими элементами конструкции транспортного средства.
Часть 1. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ЗЗУ
4 Определения
4.1 Для целей части I настоящих Правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
4.1.1 официальное утверждение ЗЗУ: Официальное утверждение типа ЗЗУ в отношении предписаний, изложенных в разделе 7;
4.1.2 тип ЗЗУ: ЗЗУ, не имеющие между собой различий в отношении основных характеристик, таких, как например форма, размеры, крепления, материалы и маркировка по 5.2.2.
5 Заявка на официальное утверждение
5.1 Заявка на официальное утверждение ЗЗУ представляется заводом-изготовителем ЗЗУ или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
5.2 К заявке на официальное утверждение каждого типа ЗЗУ должно прилагаться следующее:
5.2.1 документация в трех экземплярах, содержащая описание технических характеристик ЗЗУ: его размеры, форму, используемые материалы и способ установки;
5.2.2 образец типа ЗЗУ: образец должен иметь четкие и нестираемые надписи на всех его основных элементах, указывающие торговое наименование и марку заявителя и наименование типа.
5.3 Одно ЗЗУ, представляющее собой тип устройства, подлежащего официальному утверждению, должно быть представлено технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения.
5.4 До выдачи официального утверждения по типу конструкции компетентный орган должен удостовериться в том, что заводом-изготовителем приняты надлежащие меры по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.
6 Официальное утверждение
6.1 Если ЗЗУ, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, удовлетворяет предписаниям раздела 7, то данный тип ЗЗУ считается официально утвержденным.
6.2 Каждому официально утвержденному типу ЗЗУ присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01 в соответствии с поправками серии 01, которые вступили в действие 25 марта 1989 года) указывают на поправки серии, соответствующей самым последним важнейшим техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу заднего защитного устройства.
6.3 Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа ЗЗУ на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
6.4 На каждом ЗЗУ, соответствующем типу ЗЗУ, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
6.4.1 круга, в котором проставлена буква “Е“, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
______________________
* 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - не присвоен, 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - не присвоен, 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33-36 - не присвоены, 37 - Турция, 38-39 - не присвоены, 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - не присвоен, 42 - Европейское экономическое сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония. Последующие порядковые номера присваиваются другим странам в хронологическом порядке ратификации или Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, или в порядке их присоединения к этому Соглашению. Присвоенные им таким образом номера сообщаются Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
6.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква “R“, тире и номер официального утверждения, проставляемые справа от круга, указанного в 6.4.1.
6.5 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
6.6 Примеры знаков официального утверждения приведены в приложении 4.
7 Предписания
7.1 Высота поперечного сечения поперечины должна быть не менее 100 мм. Концы поперечины не должны загибаться назад или иметь острые выступы; это условие считается выполненным, если концы поперечины закруглены и радиус закругления составляет не менее 2,5 мм.
7.2 ЗЗУ может быть сконструировано таким образом, чтобы оно могло устанавливаться сзади транспортного средства в нескольких положениях. В этом случае должен быть предусмотрен надежный способ блокировки устройства в рабочем положении, для того чтобы исключить его случайное перемещение в другое положение. Усилие, необходимое для того, чтобы изменить положение устройства, не должно превышать 40 даН.
7.3 ЗЗУ должно обладать достаточной прочностью в отношении усилий, действующих параллельно продольной оси транспортного средства. (Выполнение этого требования проверяется в соответствии с порядком и условиями проведения испытаний, изложенными в приложении 5). Максимальная деформация ЗЗУ в горизонтальной плоскости во время и после действия нагрузок, предписанных в приложении 5, должна указываться в сообщении об официальном утверждении типа (пункт 8 приложения 1).
8 Соответствие производства
8.1 Каждое заднее защитное устройство, официально утвержденное на основании настоящих Правил, должно быть изготовлено таким образом, чтобы оно соответствовало официально утвержденному типу в отношении предписаний, изложенных в разделе 7.
8.2 В целях проверки соблюдения предписаний 8.1 должен проводиться надлежащий контроль за производством.
8.3 Владелец официального утверждения должен, в частности:
8.3.1 обеспечить наличие процедур эффективного контроля за качеством защитных устройств;
8.3.2 иметь доступ к контрольному оборудованию, необходимому для проверки соответствия продукции каждому официально утвержденному типу;
8.3.3 обеспечить регистрацию данных о результатах испытаний и хранение прилагаемой документации в течение периода времени, определяемого по согласованию с административной службой;
8.3.4 анализировать результаты каждого вида испытания в целях проверки и обеспечения стабильности характеристик защитных устройств с учетом отклонений, допускаемых в условиях промышленного производства;
8.3.5 обеспечить, чтобы в случае каждого типа ЗЗУ по крайней мере его размеры, материалы и методы сборки соответствовали официально утвержденному ЗЗУ. При необходимости должны проводиться по крайней мере испытания, предписанные в разделе 3 приложения 5;
8.3.6 обеспечить, чтобы в случае несоответствия любых образцов или испытываемых деталей, обнаруженного в ходе данного типа испытаний, была произведена еще одна выборка и проведено еще одно испытание. В этой связи должны быть приняты все необходимые меры для восстановления соответствия производства.
8.4 Компетентный орган, выдавший официальное утверждение типа, может в любое время проверить методы контроля за соответствием, применяемые к каждой производственной единице.
8.4.1 При каждой проверке инспектору должны предъявляться журналы испытаний и производственная документация.
8.4.2 Инспектор может произвести произвольную выборку образцов, испытания с которыми проводятся в лаборатории предприятия-изготовителя. Минимальное число образцов может быть определено в зависимости от результатов, полученных при проверке самим предприятием-изготовителем.
8.4.3 Если качество является неудовлетворительным или если представляется необходимым проверить правильность испытаний, проведенных в соответствии с 8.4.2, инспектор производит выборку образцов, которые должны быть направлены технической службе, проводившей испытание, для официального утверждения данного типа.
8.4.4 Компетентный орган может провести любое испытание, предписываемое настоящими Правилами.
8.4.5 Обычно компетентный орган разрешает проводить проверку один раз в год. В случае получения в ходе одной из проверок отрицательных результатов компетентный орган обеспечивает принятие всех необходимых мер для скорейшего восстановления производства.
9 Санкции, налагаемые за несоответствие производства
9.1 Официальное утверждение типа ЗЗУ, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются изложенные выше требования или если защитное устройство не проходит испытаний, предписанных в приложении 5.
9.2 Если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение, она немедленно сообщает об этом другим Договаривающимся сторонам, применяющим настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
10 Модификация типа ЗЗУ и распространение официального утверждения
10.1 Любая модификация типа ЗЗУ доводится до сведения административного органа, который предоставил официальное утверждение данному типу ЗЗУ. Этот орган может:
10.1.1 либо прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и что в любом случае данное ЗЗУ по-прежнему удовлетворяет предписаниям;
10.1.2 либо потребовать нового протокола технической службы, уполномоченной проводить испытания.
10.2 Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении направляется вместе с перечнем изменений Сторонам Соглашения, применяющим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, предусмотренной в 6.3.
10.3 Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает такому распространению соответствующий серийный номер и уведомляет об этом другие Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
11 Окончательное прекращение производства
Если владелец официального утверждения окончательно прекращает производство какого-либо типа заднего защитного устройства, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он должен информировать об этом компетентный орган, предоставивший официальное утверждение. После получения соответствующего сообщения этот компетентный орган уведомляет об этом другие Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
12 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, и административных органов
Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
Часть II. ОФИЦИАЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В
ОТНОШЕНИИ УСТАНОВКИ ЗЗУ ОФИЦИАЛЬНО УТВЕРЖДЕННОГО ТИПА
13 Определения
13.1 Для целей части II настоящих Правил применяются следующие термины с соответствующими определениями:
13.1.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении установки ЗЗУ официально утвержденного типа в соответствии с частью I настоящих Правил;
13.1.2 тип транспортного средства: Транспортные средства, не имеющие между собой различий в отношении таких основных характеристик, как:
- длина задней оси;
- конструкция, размеры и конфигурация задней части транспортного средства и ее высота от дороги, а также характеристики подвески в той степени, в какой они оказывают влияние на соблюдение предписаний раздела 19;
- официально утвержденные ЗЗУ, устанавливаемые на транспортные средства.
13.2 Прочие определения, применимые к части II, приведены в разделе 3.
14 Заявка на официальное утверждение
14.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства в отношении установки ЗЗУ официально утвержденного типа представляется предприятием - изготовителем транспортного средства или его надлежащим образом уполномоченным представителем.
14.2 К заявке на официальное утверждение должны быть приложены перечисленные ниже документы в трех экземплярах, а также приведены следующие данные:
14.2.1 чертежи транспортного средства, изображающие в соответствии с 13.1.2 вид транспортного средства сбоку и сзади с указанием расположения официально утвержденных ЗЗУ и подробным описанием элементов их крепления к шасси транспортного средства;
14.2.2 значение максимальной массы транспортного средства;
14.2.3 перечень ЗЗУ, предназначенных для установки на транспортном средстве;
14.2.4 по просьбе компетентного органа должен быть также представлен формуляр сообщения об официальном утверждении типа каждого ЗЗУ (см. приложение 1).
14.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, представляется одно транспортное средство, тип которого подлежит официальному утверждению и которое предназначено для установки официально утвержденного ЗЗУ.
14.3.1 Транспортное средство, не имеющее всех элементов, свойственных данному типу, может быть допущено к испытанию только в том случае, если заявитель может доказать компетентному органу, что отсутствие указанных элементов не оказывает никакого влияния на результаты испытаний с точки зрения предписаний настоящих Правил.
14.4 До выдачи официального утверждения по типу конструкции компетентный орган должен удостовериться в том, что заводом-изготовителем приняты надлежащие меры по обеспечению эффективного контроля за соответствием производства.
15 Официальное утверждение
15.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение на основании настоящих Правил, оборудовано официально утвержденным ЗЗУ и удовлетворяет предписаниям раздела 16, то данный тип транспортного средства считается официально утвержденным.
15.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивается номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 01 в соответствии с поправками серии 01, которые вступили в действие 25 марта 1989 года) указывают на поправки серии, соответствующей самым последним важнейшим техническим изменениям, внесенным в Правила к моменту выдачи официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер другому типу транспортного средства.
15.3 Стороны Соглашения 1958 года, применяющие настоящие Правила, уведомляются об официальном утверждении, распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки, соответствующей образцу, приведенному в приложении 2.
15.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен проставляться на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке официального утверждения, международный знак официального утверждения, состоящий из:
15.4.1 круга, в котором проставлена буква “Е“, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*;
____________________
* См. сноску к 6.4.1.
15.4.2 номера настоящих Правил, за которым следуют буква “R“, тире и номер официального утверждения, проставляемые справа от круга, указанного в 15.4.1.
15.5 Если транспортное средство соответствует типу транспортного средства, официально утвержденному на основании одного или нескольких приложенных к Соглашению правил в той же стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, предусмотренное в 15.4.1; в этом случае номера правил и официального утверждения и дополнительные обозначения всех правил, в соответствии с которыми предоставляется официальное утверждение в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, предусмотренного в 15.4.1.
15.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.