ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2013 Информационная технология (ИТ). Управление услугами. Часть 1. Требования к системе управления услугами.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационная технология
Управление услугами
Часть 1
Требования к системе управления услугами
Information technology. Service management - Part 1. Service management system requirements
ОКС 35 020*
Дата введения 2015-01-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Закрытым акционерным обществом "ИТ Эксперт" и обществом с ограниченной ответственностью "Информационный аналитический вычислительный центр" (ООО "ИАВЦ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 ноября 2013 г. N 1543-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО/МЭК 20000-1:2011* "Информационная технология. Управление услугами. Часть 1. Требования к системе управления услугами". (ISO/IEC 20000-1:2011 "Information technology - Service management - Part 1: Service management system requirements", IDT)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Требования в настоящем стандарте включают проектирование, преобразование, предоставление и совершенствование услуг, удовлетворяющиe требованиям к услугам и обеспечивающиe ценность для заказчика и поставщика услуг. Настоящий стандарт требует применения комплексного процессного подхода при осуществлении поставщиком услуг таких видов деятельности, как планирование, создание, внедрение, эксплуатация, мониторинг, анализ, поддержка и совершенствование системы управления услугами (СУУ).
Скоординированная интеграция и внедрение СУУ обеспечивают непрерывный контроль и предоставляют возможности для постоянного совершенствования, большую результативность и эффективность. Функционирование процессов, указанных в настоящем стандарте, требует хорошей организации и скоординированной работы персонала. Для обеспечения результативности и эффективности процессов может быть использован соответствующий инструментарий.
Для наибольшей результативности поставщикам услуг следует рассматривать влияние на СУУ на протяжении всех стадий жизненного цикла услуги: от стратегии через проектирование, преобразование и эксплуатацию, включая постоянное совершенствование.
Настоящий стандарт требует применения методологии, известной как "Планирование-Выполнение-Проверка-Корректировка" (PDCA), ко всем частям СУУ и услугам. Методология PDCA, используемая в настоящем стандарте, может быть кратко охарактеризована следующим образом.
Планирование: установление, документирование и согласование СУУ, которая включает политики, цели, планы и процессы для удовлетворения требований к услугам.
Выполнение: внедрение и эксплуатация СУУ для проектирования, преобразования, предоставления и совершенствования услуг.
Проверка: мониторинг, измерение и проверка СУУ и услуг на соответствие политикам, целям, планам и требованиям к услугам, а также предоставление результатов в форме отчетов.
Корректировка: принятие мер по постоянному совершенствованию СУУ и услуг.
Наиболее важными аспектами комплексного процессного подхода и методологии PDCA при использовании с СУУ являются:
- понимание и удовлетворение требований к услугам с целью достижения удовлетворенности заказчика;
- установление политик и целей управления услугами;
- основанное на СУУ осуществление проектирования и предоставления услуг, которые предоставляют ценность заказчику;
- мониторинг, измерение и анализ эффективности СУУ и услуг;
- постоянное совершенствование СУУ и услуг, основанное на объективных измерениях.
Рисунок 1 иллюстрирует применение методологии PDCA к СУУ, включая процессы управления услугами, указанные в разделах 5-9, и к услугам. Каждый элемент методологии PDCA жизненно необходим для успешного внедрения СУУ. Процесс совершенствования, используемый в настоящем стандарте, основан на методологии PDCA.
Настоящий стандарт позволяет поставщику услуг интегрировать свои СУУ с другими системами управления в организации поставщика услуг. Принятие комплексного процессного подхода и методологии PDCA позволяет поставщику услуг привести в соответствие между собой или полностью интегрировать несколько стандартов систем управления. Например, СУУ может быть интегрирована с системой управления качеством, основанной на ИСО 9001, или с системой информационной безопасности, основанной на ИСО/МЭК 27001.
ИСО/МЭК 20000 намеренно создан как не зависящий от конкретных указаний стандарт. Поставщик услуг может использовать сочетание общепринятых рекомендаций и собственного опыта.
Пользователи настоящего стандарта несут ответственность за его правильное применение. Настоящий стандарт не ставит своей целью охватить все необходимые законодательные и нормативные требования и договорные обязательства поставщика услуг. Соответствие настоящему стандарту само по себе не дает освобождения или каких-либо привилегий в отношении законодательных и регулирующих требований.
Отдельное внимание обращается на то, что некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО и МЭК не несут ответственности за определение патентных прав подобного рода.
|
Рисунок 1 - Применение методологии PDCA в управлении услугами
Настоящий стандарт был подготовлен подкомитетом ПК 7 "Программное обеспечение и системотехника" объединенного технического комитета ИСО/МЭК СТК 1 "Информационные технологии".
В целях дальнейшего совершенствования и разработки стандартов управления услугами пользователям предлагается высказать свое мнение по ИСО/МЭК 20000-1, а также сформулировать предпочтения по очередности внесения изменений в остальные части стандарта ИСО/МЭК серии 20000.
1 Область применения
1.1 Общие положения
Настоящий стандарт является стандартом системы управления услугами (СУУ). В нем представлены требования к поставщику услуг по планированию, созданию, внедрению, эксплуатации, мониторингу, анализу, поддержке и совершенствованию СУУ. Требования охватывают проектирование, преобразование, предоставление и совершенствование услуг для обеспечения соответствия требованиям к услугам.
Настоящий стандарт может использоваться:
a) организацией, нуждающейся в поставщиках услуг и требующей гарантий обеспечения выполнения соответствующих требований к услугам;
b) организацией, требующей последовательного и согласованного подхода от всех поставщиков услуг, в том числе в цепочке поставок;
c) поставщиком услуг, который намерен продемонстрировать свои способности по проектированию, преобразованию, предоставлению и совершенствованию услуг для обеспечения выполнения соответствующих требований к услугам;
d) поставщиком услуг для мониторинга, измерения и анализа своих процессов управления услугами и услуг;
e) поставщиком услуг для совершенствования проектирования, преобразования и предоставления услуг за счет использования результативного внедрения и эксплуатации СУУ;
f) экспертом или аудитором в качестве критерия для оценки соответствия СУУ поставщика услуг требованиям настоящего стандарта.
На рисунке 2 показана СУУ с учетом процессов управления услугами. Служба управления процессами и связями между процессами может быть реализована по-разному различными поставщиками услуг. Характер отношений между поставщиком услуг и заказчиком будет влиять на реализацию процессов управления услугами.
|
Рисунок 2 - Система управления услугами
1.2 Область применения
Все требования настоящего стандарта носят общий характер и предназначены для применения ко всем поставщикам услуг независимо от типа, размера и характера предоставляемых услуг. Исключение любого из требований разделов 4-9 неприемлемо, если поставщик услуг заявляет о соответствии настоящему стандарту независимо от характера организации поставщика услуг.
Соответствие требованиям раздела 4 может быть продемонстрировано только свидетельствами о выполнении всех требований раздела 4. Для требований раздела 4 поставщик услуг не может полагаться на свидетельства руководства процессами, управляемыми другими сторонами.
Соответствие требованиям разделов 5-9 может быть продемонстрировано свидетельствами о выполнении всех требований. В качестве альтернативы поставщик услуг может предоставить свидетельства выполнения большинства требований самостоятельно и свидетельства руководства процессами, управляемыми другими сторонами, для тех процессов или части процессов, которые находятся за рамками контура управления поставщика услуг.
В рамки настоящего стандарта не входит спецификация на продукт или инструментарий. Тем не менее организации могут использовать настоящий стандарт, чтобы помочь им разрабатывать продукты и инструменты, которые поддерживают работу СУУ.
Примечание - ИСО/МЭК 20000-3 содержит указания по определению области применения и применимости настоящего стандарта. Этот документ включает в себя дополнительные разъяснения по поводу руководства процессами, управляемыми другими сторонами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание, для недатированных ссылок - последнее издание ссылочного документа (включая любые поправки).
Нормативные ссылки отсутствуют. Этот пункт включен для того, чтобы обеспечить совпадение нумерации разделов с ИСО/МЭК 20000-2 "Информационные технологии. Управление услугами. Часть 2. Руководство по применению систем управления услугами".
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 доступность: Способность услуги или компонента услуги выполнять требуемые функции в определенный момент или в течение определенного промежутка времени.
Примечание - Доступность, как правило, выражается отношением или процентом времени, в течение которого услуга или компонент услуги действительно доступны заказчику для использования по отношению к согласованному времени доступности.
3.2 базовое состояние конфигурации: Формально зафиксированная конфигурационная информация в определенный момент времени жизненного цикла услуги или компонента услуги.
Примечание - Базовые состояния конфигураций, а также подтвержденные изменения данных базовых состояний составляют сведения о текущей конфигурации. Адаптировано из ISO/IEC/IEEE 24765:2010.
3.3 конфигурационная единица; КЕ: Элемент, требующий управления для того, чтобы предоставлять услугу.
3.4 база данных управления конфигурациями CMDB: Хранилище данных, используемое для записи атрибутов конфигурационных единиц и взаимосвязей между конфигурационными единицами на всем протяжении их жизненного цикла.
3.5 постоянное совершенствование: Повторяющаяся деятельность, направленная на повышение способности удовлетворения требований к услуге.
Примечание - Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.6 корректирующее действие: Действие по устранению причины или уменьшению вероятности повторного проявления обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.
Примечание - Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.7 заказчик: Организация или часть организации, потребляющая услугу или услуги
Примечание - Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации поставщика услуг. Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.8 документ: Информация и содержащий ее носитель.
[ISO 9000:2005]
Примеры: политики, планы, описания процессов, процедуры, соглашения об уровне услуг, контракты или записи.
Примечание - Документация может быть в любой форме или на любом носителе. В ИСО/МЭК 20000 документы, за исключением записей, должны формулировать цели, которые необходимо достичь.
3.9 результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
[ISO 9000:2005]
3.10 инцидент: Незапланированное событие, которое привело или может привести к прерыванию предоставления услуги или к снижению ее качества, даже если оно еще не повлияло на услугу для заказчика.
3.11 информационная безопасность: Сохранение конфиденциальности, целостности и возможности доступа к информации.
Примечание - Дополнительно могут учитываться другие свойства, такие как подлинность, подотчетность, безотказность и надежность. Термин "доступность" не используется в данном определении, так как определение для данного термина, приведенное в настоящем стандарте, неприменимо для определения термина "информационная безопасность". Адаптировано из ISO/IEC 27000:2009.
3.12 инцидент информационной безопасности: Одно или несколько нежелательных или неожиданных событий информационной безопасности, которые имеют значительную вероятность компрометации бизнес-операций и угроз информационной безопасности.
[ISO/IEC 27000:2009]
3.13 заинтересованная сторона: Лицо или группа, имеющая особый интерес в деятельности или успехе деятельности поставщика услуг.
Примеры: заказчики, владельцы, руководство, сотрудники организации поставщика услуг, подрядчики, банкиры, союзы и партнеры.
Примечание - Группа может состоять из организации, ее части или более чем одной организации. Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.14 внутренняя группа: Часть организации поставщика услуг, которая заключает формальное соглашение с поставщиком услуг, чтобы способствовать проектированию, преобразованию, предоставлению и совершенствованию услуги или услуг.
Примечание - Внутренняя группа не входит в рамки СУУ поставщика услуг.
3.15 известная ошибка: Проблема, имеющая выявленную корневую причину или метод снижения или устранения ее влияния на услугу за счет применения обходного решения.
3.16 несоответствие: невыполнение требования.
[ISO 9000:2005]
3.17 организация: Группа людей и сообщества с распределенными ответственностями, полномочиями и взаимоотношениями.
3.18 превентивное действие: действие, осуществляемое с целью избежать, устранить причину или снизить вероятность возникновения потенциального несоответствия или другой потенциальной нежелательной ситуации.
Примечание - Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.19 проблема: Корневая причина одного или нескольких инцидентов.
Примечание - Как правило, корневая причина неизвестна на момент создания записи о проблеме, и дальнейшее исследование проводится в рамках процесса управления проблемами.
3.20 процедура: Установленный способ осуществления деятельности или процесса.
[ISO 9000:2005]
Примечание - Процедуры могут быть документированными и не документированными.
3.21 процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
[ISO 9000:2005]
3.22 запись: документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.
[ISO 9000:2005]
Пример - Аудиторские отчеты, отчеты об инцидентах, записи об обучении и протоколы совещаний.
3.23 релиз: Набор из одной или нескольких новых или измененных конфигурационных единиц, внедренный в производственную среду посредством одного или более изменений.
3.24 запрос на изменение: Предложение о внесении изменения в услугу, компонент услуги или систему управления услугами.
Примечание - Изменение услуги включает в себя предоставление новой услуги или прекращение предоставления услуги, которая больше не требуется.
3.25 риск: Влияние неопределенности на цели.
Примечание - Влияние - это отклонение от ожидаемого, положительное и/или отрицательное. Цели могут иметь разные аспекты (например, финансовые, экологические, цели здравоохранения и безопасности) и могут применяться на различных уровнях (например, стратегический уровень, организационный уровень, уровень проекта, продукта или процесса). Риск часто характеризуется ссылкой на возможные события и последствия или их сочетание. Риск часто выражается в терминах совокупности последствий события (в том числе изменения обстоятельств) и вероятности его возникновения.
[ISO 31000:2009]
3.26 услуга: Способ предоставления ценности заказчику через содействие ему в получении конечных результатов, которых заказчик хочет достичь.
Примечание - Услуга, как правило, нематериальна. Услуга также может предоставляться поставщику услуг подрядчиком, внутренней группой или заказчиком, выступающим в качестве подрядчика.
3.27 компонент услуги: Один элемент услуги, который в сочетании с другими элементами, формирует полную услугу.
Пример: Оборудование, программное обеспечение, инструменты, приложения, документация, информация, процессы и вспомогательные услуги.
Примечание - Компонент услуги может состоять из одной или нескольких конфигурационных единиц.
3.28 непрерывность обслуживания: Способность управлять рисками и событиями, которые могут иметь серьезное влияние на услугу или услуги, с целью непрерывного предоставления услуг на согласованных уровнях.
3.29 соглашение об уровне услуг; SLA: Формальное соглашение между поставщиком услуг и заказчиком, которое определяет услуги и цели предоставления услуг.
Примечание - Соглашение об уровне услуг может быть заключено между поставщиком услуг и подрядчиком, внутренней группой или заказчиком, выступающим в качестве подрядчика. Соглашение об уровне услуг может быть включено в контракт или другой вид формального соглашения.
3.30 управление услугами: Комплекс организационных возможностей и процессов для осуществления руководства и контроля деятельности и ресурсов поставщика услуг для проектирования, преобразования, предоставления и совершенствования услуг с целью удовлетворения требований к услугам.
3.31 система управления услугами; СУУ: Система управления для осуществления руководства и контроля деятельности поставщика услуг по управлению услугами.
Примечание - Система управления представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для создания политик и целей и достижения этих целей. СУУ включает в себя все политики управления услугами, цели, планы, процессы, документацию и ресурсы, необходимые для проектирования, преобразования, предоставления и совершенствования услуг и выполнения требований настоящего стандарта. Адаптировано из определения термина "система менеджмента качества" в ISO 9000:2005.
3.32 поставщик услуг: Организация или часть организации, управляющая и предоставляющая услугу или услуги заказчику.
Примечание - Заказчик может быть внутренним или внешним по отношению к организации поставщика услуг.
3.33 запрос на обслуживание: Запрос о предоставлении информации, консультации, доступа к услуге или запрос на изменение, который предварительно утвержден.
3.34 требования к услуге: Потребности заказчика и пользователей услуги, включая требования к уровню услуги, а также потребности поставщика услуг.
3.35 подрядчик: Организация или часть организации, которая является внешней по отношению к организации поставщика услуг и заключает договор с поставщиком услуг, чтобы участвовать в проектировании, преобразовании, предоставлении и совершенствовании услуги, услуг или процессов.
Примечание - Подрядчики включают выбранных ведущих подрядчиков, но не включают их субподрядчиков.
3.36 высшее руководство: Лицо или группа лиц, которые осуществляют руководство и контроль деятельности поставщика услуг на самом высоком уровне.
Примечание - Адаптировано из ISO 9000:2005.
3.37 преобразование: Виды деятельности, связанные с вводом новых или изменяемых услуг в производственную среду или выводом из нее.
4 Общие требования к системе управления услугами
4.1 Ответственность руководства
4.1.1 Обязанности руководства
Высшее руководство должно представить доказательства своей приверженности планированию, созданию, внедрению, эксплуатации, мониторингу, анализу, поддержке и совершенствованию СУУ и услуг путем:
a) создания и доведения до всех вовлеченных лиц охвата, политики и целей управления услугами;
b) обеспечения создания, внедрения и поддержки плана управления для того, чтобы придерживаться политики, достигать целей управления услугами и выполнять требования к услугам;
c) доведения важности удовлетворения требований к услугам;
d) доведения важности удовлетворения законодательных и регулирующих требований, а также договорных обязательств;
e) обеспечения предоставления ресурсов;
f) проведения планового анализа со стороны руководства;
g) обеспечения того, чтобы риски для услуг оценивались и управлялись.
4.1.2 Политика управления услугами
Высшее руководство должно обеспечить, чтобы политика управления услугами:
a) соответствовала целям поставщика услуг;
b) включала в себя обязательство выполнить требования к услугам;
c) включала в себя обязательство постоянно повышать результативность СУУ и услуг, используя политику постоянного совершенствования в 4.5.5.1;
d) обеспечивала структурированный подход для постановки и анализа целей управления услугами;
e) была представлена сотрудникам поставщика услуг и понята ими;
f) анализировалась на постоянную пригодность.
4.1.3 Полномочия, ответственность и связи
Высшее руководство должно обеспечить:
a) определение и поддержку полномочий и ответственности по управлению услугами;
b) разработку и внедрение документированных процедур для обеспечения соответствующих коммуникаций.
4.1.4 Представитель руководства
Высшее руководство должно назначить члена руководства поставщика услуг, который независимо от других обязанностей имеет полномочия и обязанности, которые включают:
a) обеспечение выполнения действий по выявлению, документированию и выполнению требований к услугам;
b) определение полномочий и ответственности для обеспечения проектирования, внедрения и совершенствования процессов управления услугами в соответствии с политикой и целями управления услугами;
c) обеспечение того, чтобы процессы управления услугами были интегрированы с другими компонентами СУУ;
d) обеспечение того, чтобы активы, в том числе лицензии, используемые для предоставления услуг, управлялись в соответствии с законодательными и регулирующими требованиями, а также договорными обязательствами;
e) представление отчетов высшему руководству о функционировании и возможности для совершенствования СУУ и услуг.
4.2 Руководство процессами, выполняемыми другими сторонами
Для процессов, указанных в разделах 5-9, поставщик услуг должен определить все процессы или части процессов, которые находятся в ведении других сторон. Другими сторонами могут быть внутренние группы, заказчик или подрядчик. Поставщик услуг должен продемонстрировать руководство процессами, выполняемыми другими сторонами, путем:
a) демонстрации ответственности за процессы и права требовать строгого соблюдения процессов;
b) контроля определения процессов и их взаимосвязей с другими процессами;
c) определения производительности процесса и соответствия требованиям к процессу;
d) контроля планирования и определения приоритетов совершенствования процессов.
Когда подрядчик выполняет некоторые части процессов, поставщик услуг должен управлять подрядчиком в рамках процесса управления подрядчиками. Когда внутренняя группа или заказчик выполняют некоторые части процессов, поставщик услуг должен управлять внутренней группой или заказчиком в рамках процесса управления уровнем услуг.
Примечание - ИСО/МЭК 20000-3 содержит указания по определению области применения и применимости настоящего стандарта. Сюда входят дополнительные разъяснения по поводу руководства процессами, выполняемыми другими сторонами.
4.3 Управление документацией
4.3.1 Разработка и поддержание в актуальном состоянии документов
Поставщик услуг должен разработать, а также поддерживать в актуальном состоянии документы, включая записи, для обеспечения эффективного планирования, эксплуатации и контроля СУУ. Эти документы должны включать:
a) документированные политики и цели управления услугами;
b) документированный план управления услугами;
c) документированные политики и планы, созданные для конкретных процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта;
d) документированный каталог услуг;
e) документированные соглашения об уровне услуг;
f) документированные процессы управления услугами;
g) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;
h) дополнительные документы, в том числе внешнего происхождения, которые поставщик услуг посчитал необходимыми для обеспечения эффективного функционирования СУУ и оказания услуг.
4.3.2 Управление документами
Документы, требуемые СУУ, должны быть под контролем. Записи являются особым типом документа и должны контролироваться в соответствии с требованиями, изложенными в 4.3.3.
Документированные процедуры, в том числе полномочия и обязанности, устанавливаются для определения средств управления, необходимых для:
a) создания и утверждения документов до их выпуска;
b) представления заинтересованным сторонам информации о новых или измененных документах;
c) поддержания в актуальном состоянии документов и их пересмотра по мере необходимости;
Полная версия документа доступна с 20.00 до 24.00 по московскому времени.
Для получения доступа к полной версии без ограничений вы можете выбрать подходящий тариф или активировать демо-доступ.